- Как создаются и работают предприятия с иностранными инвестициями
- Иностранные вложения – что это значит
- Законодательное регулирование отношений с иностранными инвесторами
- Кто такой иностранный инвестор
- Организационно-правовая форма ведения бизнеса с иностранными инвестициями
- Коммерческие организации
- Некоммерческие организации или НКО
- Виды участия иностранного капитала
- Когда уставный капитал на 100% иностранный
- Совместное предприятие как форма международной кооперации
- Организация работы иностранных компаний через систему филиалов и представительств
- Организация работы внутри самой компании
- Основные задачи СП в России
- Как образуются предприятия с иностранными инвестициями
- Внесение данных об иностранном участии в компании в госреестр
- Приобретение доли в ООО или общества целиком
- Особенности начисления и уплаты налогов
- Новые обязательства по учету
- Что такое статус предприятия с иностранными инвестициями: Видео
- Участие иностранного инвестора в создании и деятельности компаний
Как создаются и работают предприятия с иностранными инвестициями
Эффективное ведение бизнеса невозможно без привлечения капитала. Хорошо, если российские владельцы компании в состоянии вложить в дело собственные средства. Но чаще приходится прибегать к кредитным деньгам или искать их за границей. При таком выборе организация предприятия с иностранными инвестициями кажется предпочтительной.
Иностранные вложения – что это значит
Под понятие заграничных инвестиций попадают не только и не столько деньги в прямом их понимании. Свой вклад в интернациональный бизнес можно внести в форме прав на использование уникальной или запатентованной технологии, предоставлении оборудования, движимого имущества или недвижимости.
Вид взноса в совместное дело будет зависеть от того, в чем именно компания остро нуждается на момент ее создания или приглашения нового инвестора из-за границы.
Законодательное регулирование отношений с иностранными инвесторами
Основной документ, от понятий которого стоит отталкиваться российскому предпринимателю, планирующему воспользоваться финансовой помощью иностранного собрата, – это принятый 09.07.1999 Закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” (далее – 160-Ф). Основополагающие тезисы этого закона подразумевают, что государство гарантирует всем инвесторам равный благоприятный финансовый и законодательный климат. Подкрепляет эту мысль еще и то, что юридические лица с участием иностранного элемента являются субъектами международного права.
Кроме прямых инвесторов, вкладывающихся в определенную компанию, на российском рынке активно действуют различного рода кредитные учреждения. В дополнение к нормам 160-ФЗ, деятельность кредитных организаций с иностранными инвестициями регулируется Законом от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ “О банковской деятельности”.
Кто такой иностранный инвестор
Законом очерчен круг лиц и организаций, подпадающих под определение иностранного инвестора. Им может стать любое заграничное юрлицо , физлицо или объединение, подтвердившие свое право вести деятельность на просторах России. Приобретая или вкладывая в первоначальный капитал образовывающихся организаций не менее 10% уставного фонда, такие лица получают право на осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций.
Стать вкладчиком может также международная организация, дееспособность которой задекларирована в соответствующем договоре с РФ, и даже целые государства.
Узнайте детальнее о том, кто такой иностранный инвестор .
Организационно-правовая форма ведения бизнеса с иностранными инвестициями
В правовом поле России не выделяется какая-то специальная форма для ведения бизнеса совместно с иностранцами или со 100-процентной долей их участия в компании. Предоставив инвестору право регистрировать субъекты экономической деятельности любой формы наравне с гражданами РФ, законодатель достиг сразу двух положительных результатов:
- обеспечил принцип равенства для иностранцев и соотечественников;
- дал возможность практически любому предприятию рассчитывать на дополнительные капиталовложения из-за границы (при их желании и необходимости).
Классифицировать компании принято по характеру и целям их будущей деятельности.
Коммерческие организации
Коммерческими принято считать образования, основной целью которых станет получение или приумножение прибыли после привлечения новых инвестиций. Форма, в которую их деятельность будет облечена, не зависит от того, приобрел ли иностранец в компании лишь часть (более 10%) или организовал дело полностью на заграничные средства. На сегодняшний день коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в форме ООО, АО, ИП и другие видах.
Некоммерческие организации или НКО
Во многом незаметна, но очень распространена работа некоммерческих объединений с денежными вливаниями из-за рубежа. Основное их отличие от предыдущей группы состоит в том, что НКО как форма организаций с иностранным капиталом не преследует идею извлечения дохода из деятельности. Их цели в основном социальные, а интересы сосредоточены в сфере культуры, образования, спорта и прочих нематериальных ценностей.
Разнообразие НКО по составу участников, целям и формам работы настолько велико, что для регулирования их деятельности издан отдельный Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.
Для НКО с участием иностранцев и даже просто получающих деньги из зарубежных источников есть еще одно понятие – иностранный агент. Подобный статус налагает на объединения дополнительные обязательства по ведению отчетности перед контролирующими органами и общественностью.
Виды участия иностранного капитала
Кроме различных организационно-правовых форм компании, привлекающие зарубежные средства, имеют еще одну классификацию. Принято различать следующие виды предприятий с иностранными инвестициями: принадлежащие заграничному вкладчику на 100%, с долевым участием в уставном капитале (не менее 10%), представительства иностранной компании.
Когда уставный капитал на 100% иностранный
Стать единоличным владельцем предприятия (коммерческого или НКО) иностранец может, выкупив все доли у бывших участников или учредив его с нуля, основываясь исключительно на капиталах из-за пределов России. Одним, но не единственным, закрытым видом деятельности для таких юрлиц является работа в качестве кредитной организации.
Дело в том, что для подобных предприятий есть ограничения по составу и структуре уставного капитала. Иностранным компаниям и гражданам в них может принадлежать не более 50%. Как только эта отметка преодолена (по итогам годовой отчетности), у кредитной организации могут отнять лицензию.
Совместное предприятие как форма международной кооперации
Более распространенная форма участия иностранных предприятий в российской экономике – создание совместных предприятий (СП). В подобной компании взносы в уставный капитал в виде денежных средств, имущества, запатентованных изобретений и технологий вносятся как отечественными, так и зарубежными участниками.
Вклад зарубежных партнеров может быть выражен в предоставлении уникальных технологий. Для тех, кто вложился в дело вполне материальными и осязаемыми активами, государство гарантирует защиту.
По закону об инвестициях в России, на предприятиях с совместным капиталом собственность иностранных инвесторов ограждена от опасности безвозмездной конфискации в случае национализации. Даже в таком случае зарубежная компания получит компенсацию.
Еще действует норма о смягчении неблагоприятного влияния от законодательных нововведений в РФ. Некоторые СП, работающие над реализацией приоритетных проектов, смело могут рассчитывать на сохранение благоприятного климата в течение долгих 7 лет.
Организация работы иностранных компаний через систему филиалов и представительств
Те иностранные предприятия, которые не хотят создавать самостоятельные субъекты хозяйственной деятельности в виде ООО или АО на территории РФ, могут организовать работу через систему представительств и филиалов.
Их нельзя назвать коммерческой организацией в полном понимании. Цель их работы в РФ – представление интересов «родительской» компании и контроль над соблюдением ее интересов.
Для подобных образований обязательна аккредитация в специально уполномоченных на это исполнительных органах. Без нее любые действия представительства или филиала будут вне закона.
Чтобы принятое решение о создании подобных субъектов не принесло неприятных сюрпризов в будущем, стоит прочитать информацию о том, что такое представительство иностранной компании в России .
Организация работы внутри самой компании
Как устроить работу самой дочерней компании или ее представительства в России, решает лишь головное предприятие, находящееся за границей. Если предприятие полностью в иностранной собственности, то чаще всего руководитель тоже будет прикомандирован из-за рубежа. Оттуда же могут прибыть и остальные представители высшего руководства и надзора.
На должности рангом ниже принято приглашать местных работников. Именно так зачастую выглядит универсальная структура предприятий с иностранными инвестициями.
В предприятиях с долевым участием иностранцев вопрос о распределении обязанностей и организации структурных подразделений выносится на обсуждение общего собрания.
Решение принимается путем голосования, пропорционально величине участия в уставном капитале или количеству акций.
Иногда при создании совместного предприятия решение о будущей структуре принимается на этапе предварительных переговоров и фиксируется в уставе. В этом случае и руководитель, и технические специалисты, и надзорные органы назначаются и формируются исходя из целей и функций организации.
Основные задачи СП в России
Любое объединение усилий подразумевает стремление расширить рынки сбыта собственной или иностранной продукции. Если российскому производителю не хватает оборотных средств для внедрения инноваций, но есть интерес к этому со стороны иностранных компаний, тогда речь идет об участии зарубежного капитала в поддержании отечественного производителя.
Однако чаще происходит обратная ситуация, что характерно для предприятий с иностранными инвестициями. Российские предприниматели готовы продвигать продукцию более именитого бренда, и приглашают иностранцев в компаньоны. Таким образом оптимизируются расходы сразу на несколько моментов:
- освоение новых рынков и регионов;
- производство становится более выгодным в плане налогообложения и таможенных сборов;
- создание рабочих мест;
- привлечение и освоение новых технологий.
Особенностью продвижения продукции СП можно считать то, что маркетинг на предприятиях с привлечением иностранных инвестиций обычно подчинен общей концепции зарубежного владельца.
Как образуются предприятия с иностранными инвестициями
Вхождение иностранного капитала на российские рынки происходит несколькими путями. Иностранное юрлицо или гражданин может предложить свое участие в предприятии посредством внесения дополнительного взноса в уставный капитал существующих ООО или АО. Как альтернатива может быть использован способ покупки доли у одного или нескольких участников либо акционеров.
Если впускать иностранцев в хорошо налаженный бизнес никто не заинтересован, то заграничные инвесторы вполне могут обойтись своими силами для создания предприятий с иностранными инвестициями. Закон РФ не ограничивает их в инициативе организовывать субъекты хозяйствования с целью получения прибыли или НКО. Тогда предприятие можно с полным правом называть дочерним.
Совместное предприятие может быть создано и на основе международного договора: участниками нового объединения могут стать госкорпорации или сами государства.
Внесение данных об иностранном участии в компании в госреестр
После успешного решения задачи по привлечению зарубежных компаньонов отечественный предприниматель обычно сталкивается с вопросом, какой регистрационный орган осуществляет регистрацию юридических лиц с иностранным капиталом? Ответ на него не всегда так очевиден, как кажется законодателю.
Тем не менее основным регистрирующим органом по нормам закона 129-ФЗ являются инспекции и управления ФНС. Каким бы способом не произошла организация совместного предприятия, государственная регистрация компаний с участием иностранных инвесторов должна быть произведена в кратчайшие сроки. После заверения сделки по введению в состав иностранного участника у нотариуса или представителя от компании есть всего три дня.
Приобретение доли в ООО или общества целиком
Нередко случается, что иностранный предприниматель, имеющий намерение инвестировать в основной капитал, достигает договоренности о продаже с владельцами доли в интересующем его ООО. Если иностранцем преследуется цель достичь полного контроля над обществом, то стоит поискать ООО, в котором в учредителях числится всего один владелец.
Сделка по передаче доли иностранному лицу, конечно, оформляется несколько сложнее, чем продажа внутри общества или российскому гражданину. Основные трудности состоят в получении и легализации зарубежных документов. Предстоят и дополнительные затраты на нотариальное заверение.
Читайте подробнее о том, как происходит продажа доли в ООО нерезиденту .
Особенности начисления и уплаты налогов
Впустив в состав своих учредителей иностранного партнера, общество почти не ощутит изменений в плане уплаты налогов в России. Система налогообложения для ООО с иностранными инвестициями не будет отличаться от той, которую предприятие избрало первоначально.
Однако нельзя сказать, что появление нового соучредителя в составе общества не внесет дополнений в перечень отчетности и платежей. Дело в том, что с момента передачи доли в ООО иностранцу само общество будет выполнять роль агента по уплате налогов и сборов за него. Именно организация рассчитывается с бюджетом по НДФЛ или налогу на прибыль от инвестиционных доходов иностранных лиц.
Новые обязательства по учету
Для предприятия, долю уставного капитала в котором выкупила иностранная компания, добавится несколько отчетов. В частности, необходимо будет вести отдельный учет вложенных средств. И если с полученными денежными средствами вопросов немного, то с оценкой имущества и переданных нематериальных активов придется поработать. Дело в том, что информация о денежном эквиваленте переданного имущества необходима на случай выплаты справедливой компенсации, гарантированной иностранному инвестору в законе 160-ФЗ.
Отдельно стоит вести учет доходов и расходов, касающихся осуществления совместной деятельности. Скрупулезность в этом вопросе поможет, когда придет время распределения прибыли предприятия с участием иностранного капитала между привлеченными из-за границы и отечественными учредителями.
Что такое статус предприятия с иностранными инвестициями: Видео
Источник
Участие иностранного инвестора в создании и деятельности компаний
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России включает как нормативные акты, регулирующие непосредственно деятельность иностранных инвесторов, так и акты, регламентирующие общий правовой режим инвестиционной деятельности и ее конкретных правовых форм. В первую очередь здесь следует назвать Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который определил национальный режим деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Федеральный закон направлен на гарантирование стабильности условий и обеспечение прав инвесторов на инвестиции, получаемые от них доходы и прибыль, а также защиту прав и интересов иностранных инвесторов.
По общему правилу все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать новые компании с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых. Иностранные организации могут открывать представительства или учреждать филиалы, в том числе и для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица. Они могут расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. Представители иностранной организации вправе выдавать доверенности и действовать на их основании; выступать в суде в качестве истца, ответчика, третьего лица.
Участие иностранного инвестора в российской компании может осуществляться или в рамках вновь создаваемых юридических лиц, или путем привлечения иностранного капитала в уже существующие российские предприятия в установленных законодательством формах, т.е. в качестве предприятий с иностранным участием либо на основе только иностранного учредительства в форме обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и др. При этом, согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вклад в уставный капитал российских юридических лиц иностранными юридическими лицами рассматривается как инвестиции, которыми являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода). Однако, участие иностранного капитала в ряде хозяйственных обществ закрыто либо ограничено специальным законом, действующим в РФ с 7 мая 2008г. — Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этот закон применяется к отношениям, которые связаны с осуществлением иностранными инвесторами инвестиций в форме приобретения акций (долей) хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение (далее — общества стратегического значения), и с совершением иных сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора над такими хозяйственными обществами, и которые возникли после дня вступления в силу этого Закона.
Действие Закона N 57-ФЗ не распространяется на сделки, совершенные до дня его вступления в законную силу. При этом в течение 180 дней после дня вступления в силу Закона N 57-ФЗ иностранный инвестор обязан представить в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ (такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 795), информацию о владении иностранным инвестором 5% и более акций (долей), составляющих уставный капитал общества стратегического значения и приобретенных иностранным инвестором до дня вступления в силу этого Закона.
Закон N 57-ФЗ установил перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, который является закрытым и состоит из 42 наименований. При этом в данном перечне можно выделить отдельные группы видов деятельности, например:
- деятельность по воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
- деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
- деятельность, связанная с ядерными установками, ядерными материалами и радиоактивными веществами;
- подлежащая лицензированию деятельность по производству и распространению шифровальных (криптографических) средств и по предоставлению услуг в этой сфере;
- деятельность по разработке, производству, ремонту, утилизации вооружения и военной техники и торговле ими;
- деятельность по производству оружия, патронов и составных частей к ним, боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения;
- деятельность по обеспечению авиационной и космической безопасности;
- деятельность по теле — и радиовещанию на территории, где население составляет половину и более численности субъекта Российской Федерации;
- деятельность по оказанию услуг субъектом естественных монополий;
- деятельность по обеспечению телефонной связи;
- геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биологических ресурсов;
- осуществление полиграфической деятельности, а также деятельности издателя периодического печатного издания, тираж которого не менее 1 млн экземпляров.
Определенные ограничения установлены и на стадии создания коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Одним из таких ограничений является введение квоты на участие иностранного капитала для обеспечения экономической стабильности и безопасности государства. Суть квотированияв — установлении максимального участия иностранного капитала в данной отрасли экономики. Квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу организаций данной отрасли, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Наиболее жесткие ограничения для иностранных инвесторов содержит страховое законодательство. В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. от 29 ноября 2007 г.) если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.
В банковской сфере Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395–1 (ред. от 28.04.2009 г.) «О банках и банковской деятельности» предусмотрен механизм установления размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе РФ: квота устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. При достижении такой установленной квоты Банк России обязан прекратить выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков. Кроме того, Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение такой квоты.
Однако сведений об установлении квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ до настоящего времени не имеется. К ограничениям при создании коммерческой организации с иностранными инвестициями можно отнести и обязанность получить предварительное разрешение компетентного органа на создание коммерческой организации с иностранной инвестицией и увеличение уставного капитала за счет средств иностранного инвестора/приобретения долей иностранным инвестором. Таким государственным органом выступает Правительство Российской Федерации совместно с отраслевым контролирующим органом. Предварительное разрешение контролирующего органа необходимо получать страховым и кредитным организациям. Для первых контролирующим органом является Федеральная служба страхового надзора, для вторых — Банк России.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» контроль над экономической концентрацией осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
Следует отметить, что для предприятий энергетического сектора экономики разрешительный порядок создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями с декабря 2005 года отменен. Так, например, для приобретения акций ОАО «Газпром» иностранными участниками-резидентами и нерезидентами не требуется разрешения Федеральной службы по финансовым рынкам, ранее выдававшемся в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
Некоторые особенности имеются и при государственной регистрации организаций с иностранным участием.
Юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке. По сравнению с российскими коммерческими организациями дополнительно они должны представить в регистрирующий орган только один документ в отношении юридического лица-учредителя, — выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса.
Отказ в регистрации возможен по общим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Однако, применительно к организациям, создаваемым в разрешительном порядке, законодательство по-прежнему предусматривает необходимость представить в регистрирующие органы дополнительные по отношению к требуемым в общем порядке документы.
Помимо ограничений, связанных с созданием организаций с иностранным участием, российским законодательством установлен и ряд ограничений в отношении учредителей иностранных инвесторов.
К примеру страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор(основная организация)не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.
Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле- и видеопрограмм.
Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более,не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.
Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограммы, в том числе после ее регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) телевещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более, — не допускается.
Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ (ред. от 30.10.2007 г.) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» введены определенные ограничения при создании организации, учредителями которой являются иностранные граждане. Так, введен запрет на создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций,а также деятельность международных организаций (объединений). Создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административнотерриториального образования допускаются в порядке, предусмотренном Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Имеются ограничения и по участию в некоммерческих организациях. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. 23.07.2008 г.) «Об общественных объединениях» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественного объединения, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Не могут быть учредителем, членом, участником общественного объединения иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Российским законодательством установлены также ограничения, направленные на предотвращение установления иностранным инвестором прямого контроля над коммерческой организацией с иностранными инвестициями. В этом случае ограничивается возможность иностранного инвестора оказывать решающее влияние на деятельность конкретной коммерческой организации.
Подобные ограничения установлены для таких отраслей как авиаперевозки и СМИ.
Для авиационных предприятий (авиакомпаний) доля участия иностранного капитала не может превышать 49% уставного капитала (ч.2 ст.61 Воздушного кодекса РФ).
В средствах массовой информации иностранный инвестор может владеть не более 50% долей общероссийских телевизионных каналов (ст.19.1 ФЗ «»О средствах массовой информации»).
Если говорить о процессе осуществления хозяйственной деятельности, то статус коммерческой организации с иностранными инвестициями максимально приближен к статусу национальных коммерческих организаций, однако определенные законодательные ограничения все же имеются.
К ним можно отнести:
- ограничение на осуществление отдельных видов деятельности страховыми организациями, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, которые не могут осуществлять в Российской Федерации страхование объектов личного страхования, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций;
- ограничение права на приобретение в собственность коммерческих организаций с иностранными инвестициями земельных участков для юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Они могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»)
- ограничения по формированию руководящего органа авиационного предприятия: согласно Воздушному кодексу РФ руководителем авиационного предприятия может быть только гражданин РФ и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не должно превышать одну треть состава руководящего органа.
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021
Источник