Методическое выступление: «Бизнес-план на уроках экономики в школе (из опыта работы).
учебно-методический материал (10 класс) по теме
Чтобы приблизить уроки экономики в школе к реальной жизни можно использовать метод создания ученических бизнес-планов. а чтобы учащимся было интереснее работать над материалом — приглашать представителей бизнес-сообщества города в качестве эксперто. Предлагаю ознакомиться с шаним опытом работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_vystuplenie.doc | 852 КБ |
Предварительный просмотр:
БИЗНЕС-ПЛАН на уроках экономики в школе.
В нашей школе как возможно и в большинстве экономика преподается в рамках 1 часа в неделю, а где-то является частью обществознания, где-то наряду с правом преподается по 0,5 часа в неделю, в зависимости от учебного плана.
В связи с популярностью у сдающих ЕГЭ экзамена обществознание от преподавания экономики отказаться нельзя, так как приблизительно одна четвертая часть вопросов именно из этой сферы.
В тоже время сухое изложение необходимых понятий, зависимостей, цифр и фактов хочется разнообразить, и для каждой параллели обязательно проводятся хотя бы 2 экономические игры (это такие распространенные игры как «ЭКОНО», «Книжная фабрика», «Книжный рынок», «Остров»), а в 10 классе предусмотрено составление школьного бизнес-плана и его защита.
Таким образом, школьный бизнес-план составляется не отдельными учащимися в рамках подготовки, например к НПК, а всеми учащимися как одна из обязательных форм работы.
Данные уроки проводятся после изучения тем «Производство» и «Предпринимательство», когда учащиеся получают представление об организационно-правовых формах предприятий, об источниках финансирования, о страховании и риске, о выручке, прибыли и затратах и т.д.
Конечно, все мы понимаем, что школьный бизнес-план отличается от реального, он упрощен. И поэтому его правильнее было бы называть проектом , в рамках такого метода преподавания, как проектная деятельность учащихся.
Многие современные школьники обладают креативным мышлением, направление которого может быть не связано непосредственно с каким либо школьным предметом, следовательно, до конца обучения их способности так и остаются не раскрытыми. Более того, бизнес-проект позволяет учащимся рассказать аудитории о том, чего, по их мнению, не хватает в окружающей их действительности. Данная деятельность раскрывает их со стороны их увлечения, пристрастий, наклонностей, иногда даже позволяет утвердиться в глазах одноклассников.
Существует немало пособий, руководств по составлению бизнес-планов. И в начале изучения данной темы учащимся предлагается познакомиться со структурой бизнес-плана.
Предварительно обсуждается вопрос о цели составления данного документа и то, какие структуры могут им интересоваться (это и государственные органы для получения разрешения на деятельность и банки для получения кредита).
Далее идет изучение непосредственно структуры :
— данный раздел готовится в самом конце работы, где кратко предоставлены сведения, содержащиеся в бизнес-плане.
2. Проектируемый продукт или вид услуг
— это основная часть документа, где описывается то какие потребности, призван удовлетворить проектируемый к производству продукт или услуга, его особенности и отличительные качества, наличие авторских прав и свидетельств, наглядное изображение и т.п.
3. Оценка рынка сбыта
— отражаются условия снабжения, производства и сбыта продукции, потенциал возможных конкурентов, источники получения информации и т.п.
— содержит объективные ответы на вопросы, кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров, как обстоят их дела, что собой представляет продукция конкурентов, каков их уровень цен.
5. Стратегия маркетинга
— указывается схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и товарах.
( Данный раздел учащиеся также в состоянии составить, так как темы «Маркетинг» и «Менеджмент» к этому времени изучены).
6. План производства
— содержит сведения о месте производства товаров, необходимых мощностях и их роста из года в год, о том, где и у кого будет закупаться сырье, материалы, предполагаемая кооперация, здесь же рекомендуется составить схему производственных потоков.
7. Организационный план
— здесь отмечается, какие специалисты, и с какой заработной платой необходимы, на каких условиях они принимаются на работу, приводится организационная структура предприятия (взаимодействие служб, их координация).
8. Юридический план
— заполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которая и указывается.
9. Оценка риска и страхование
— здесь указываются все возможные типы рисков, меры профилактики, программа страхования.
10. Финансовый план
— поскольку это самый сложный пункт плана и его составление требует специфических знаний (а научить этому — задача ВУЗа), учитель только называет его составляющие (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, сводный план активов и пассивов, график достижения безубыточности), не требуя заполнения.
11. Стратегия финансирования
— сколько требуется средств, источники финансовых ресурсов, срок ожидаемого полного возврата вложенных средств.
Ознакомившись со структурой, учащиеся приступают к самостоятельной работе. Опускается пункт 10. а в пункте 11 называется только источник средств.
Выше уже было отмечено, что цель подобного занятия стимулирование творчества учащихся, и главным здесь становиться выбор идеи .
В основе любого плана лежит идея бизнеса. Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться.
Когда может быть успешной идея? Наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно, прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке: имеют своих постоянных поставщиков и покупателей, новичку же придется свой бизнес налаживать с самого начала.
Сейчас практически невозможно найти массовый бизнес, который бы был высокоприбыльным.
Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной. Как же найти оригинальную идею?
Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас по телевидению предлагают множество товаров, и большинство из них основано на простой, но оригинальной идее. Например, некоторое время назад активно рекламировались швабры, позволяющие выжимать «тряпку», не замочив руки. Казалось бы, ничего сложного. Непонятно, почему это раньше никому в голову не приходило. Наверное, никому не хотелось мочить руки, многие думали, что стоило бы изобрести такую швабру, но только один взялся реализовать эту идею.
Перед учащимися ставится задача не просто сформулировать идею, а выбрать такую, которая была бы социально значимой для нашего города. Итак. Перед учащимися задание: подумайте и запишите ВСЕ бизнес-идеи, которые вам приходят в голову в первую колонку. Затем заполните влияние внешних и личных факторов.
Почему этот бизнес будет успешным?
Почем у этот бизнес может не быть успешным?
Почему именно мне стоит этим заняться?
Почему именно мне не стоит этим заниматься?
Изготовление деревянной мебели
1. Все больше ценятся индивидуальные вещи.
2. Люди озабочены экологической чистотой.
1. Ручная мебель стоит дороже.
2. Из Белоруссии привозят качественную и не очень дорогую деревянную мебель.
1. Я профессионал в изготовлении мебели.
2. У меня есть оборудованная мастерская.
1. Я плохо разбираюсь в моде на мебель.
2. У меня аллергия на мебельные лаки.
После того, как идея выбрана, она анализируется по приведенным выше составляющим бизнес-плана. В ходе анализа учащиеся формулируют ответы на такие вопросы как
— кто же будет вашим клиентом? Работа с клиентами заслуживает отдельного разговора. Ваши клиенты – основа вашего бизнеса. Какими бы ни были замечательными товары или услуги, но если клиент почему-то не захочет за них платить – с мечтами о прибыли придется проститься. Необходимо нарисовать портрет среднего клиента.
С помощью среднего портрета клиента удается сделать важные выводы об ассортименте продукции, времени работы и уровне цен.
— что делать, когда придется столкнуться с конкуренцией? Выход всегда только один – стать в представлении покупателей не похожим на других продавцов. Когда перед покупателем целый ряд практически идентичных продавцов и товаров, покупатель выбирает по цене. Если же кто-то создаст о себе особенное мнение, этот продавец сможет установить свою особенную цену. Покупатель не будет уже сравнивать его цену с ценами других продавцов.
Особенным можно стать различными путями
— действительно изменить товар или услугу (например, некоторые химчистки почищенную и отглаженную одежду отдают клиенту вместе с вешалкой; возникающие при этом дополнительные затраты химчистки невелики, т.к. оптом плечики можно купить по очень низкой цене, зато клиенты сразу выделили эту химчистку из ряда других);
— не изменяя товар, обратить внимание покупателей на одно из его свойств (так, например, стиральные машины «Аристон» рекламируются как бережно стирающие, «Индезит» – как очень надежные, а «Самсунг» – как тихие; в этой ситуации ценители тишины купят машину «Самсунг», даже если она будет дороже «Аристона»);
— попытаться утвердить в сознании основной группы покупателей, что этот товар произведен специально для них (реклама мятных таблеток «Рондо» нацелена на людей среднего возраста, а «Минтон» — на молодежь).
Вот лишь несколько возможных примеров, каким образом учитель создает нужную для разработки бизнес-плана атмосферу, наталкивает на выбор идеи, предлагает шаблоны для последующих действий.
Подготовка самого бизнес-плана является домашним заданием, а защита происходит на уроке, затем проводится голосование, и лучший проект получает лучшую оценку.
Вообще варианты оценивания могут быть разными – это и отмеченное выше тайное голосование учащихся (недостаток – выбор по принципу «мой друг»), оценивание учителем (недостаток- традиционность и отсутствие ощущения, что тебя выделил твой коллектив), оценивание приглашенными экспертами – очень значимо для учащихся, но требует предварительной договоренности.
В основном я не требую сложного и подробного оформления (ввиду экономии времени), главное защитить проект, убедить остальных, что он будет работать.
Но весной, узнав о наших подобных уроках, специалисты «Чувашкредитпромбанка» в рамках профориентации попросили пригласить их на подобное занятие и изъявили желание выступить в роли экспертов. Мы согласились, поскольку публичные выступления детям нужны и стимулом здесь явились не только оценки.
Любой опыт требует последующего применения. Что же можно сделать, получив навыки составления бизнес-проекта? Во-первых, его можно развить до уровня выступления на НПК. Во-вторых, использовать как основу для составления предвыборной программы во время проведения школьных выборов для дня самоуправления. В-третьих, уже обучаясь в ВУЗе учащиеся смелее берутся за выполнение поставленных перед ними творческих заданий и тверже отстаивают свое мнение при их защите, так как имеют подобный опыт.
И сейчас я хотела бы познакомить вас с сопровождением проектов , которое ребята приготовили к защите. (Приложение №1-презентации). Для представления проектов мы использовали оборудование для конференц-связи, полученное школой в рамках программы «Гимназический союз России», которое можно использовать в качестве экрана.
Итак, вы видите, что все проекты разные, но тем они и интересны. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Один интересен рекламой, второй собственным дизайнерским подходом, третий мечтой, четвертый «убеждает цифрами». Конечно. Они не идеальны, но в этом и состоит учебная задача – увидеть недостатки в сравнении с конкурентами и удалить их. Ведь, когда не с кем себя сравнить, ты и не узнаешь какой ты. В проектах действительно звучит идея улучшить родной город, сделать жизнь в нем более удобной и привлекательной. Победителем, по мнению, наших экспертов стал проект «Думы», они отметили, что на него действительно банк мог бы выделить деньги.
Учитель экономики МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск – Цибуля Е.В.
Источник
Конспект занятия «Бизнес-план» для подготовительной группе
Светлана Бутакова
Конспект занятия «Бизнес-план» для подготовительной группе
Цель: продолжать знакомить детей с экономическими понятиями, такими как банк, ссуда, кредит, рентабельность. Продолжать учить составлять бизнес-план.
Закрепить умение: 1. Владеть счетной машинкой при решении арифметических задач на сложение и вычитание;
2. Определять, сколько времени необходимо для достижения результата;
Задачи: 1. Формировать у детей переход от символической формы мысли к словесной;
2. Развивать познавательный интерес и творческие возможности детей.
1. Индивидуальная работа по лесенке успеха (от задумки до результата);
2. Учились пользоваться счетными машинками;
3. Индивидуальная работа по составлению бизнес-плана;
4. Игра «Банно-прачечный комбинат» — стирали салфетки для младшей группы (зарабатывание денег);
5. Открывали фабрику по изготовлению игрушек (оригами, за качественную работу зарабатывали деньги;
6. Индивидуальная работа по составлению бизнес-плана.
Работа с родителями:
1. приглашали маму-экономиста, она рассказала о профессии экономиста и как правильно составлять бизнес-план, чтобы производство было рентабельным.
2. Составление бизнес-плана с помощью родителей (открытие доходного производства).
Мотивация занятия:
-Что лежит на столе? (деньги)
Металлические денежные знаки. Вы можете назвать какого достоинства монеты лежат на столе?
— Что такое деньги? (ответы детей)
— В словаре записано так : «Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже».
— Откуда берутся деньги? (монеты чеканят на монетном дворе. А бумажные деньги печатают на специальных фабриках).
— Всегда ли были деньги? (нет)
— Когда людям стали нужны деньги? (когда заметили, что много разных результатов труда у людей разных профессий).
— Сколько в одном рубле копеек? (100 копеек)
— Как правильно назвать металлические денежные знаки? (монеты)
— Как называют бумажные денежные знаки? (купюры)
— Так зачем нужны деньги?
— Где берут деньги ваши родители?
— Мы с вами уже зарабатывали деньги своим трудом? Что вы умеете делать так, как самостоятельные люди? (cтирать, делать игрушки из бумаги)
— Так мы с вами открывали фабрику и за хороший результат я вам платила деньги.
— Так получали деньги? Ну, так что же, получали и в карман положили? (нет, в банк положили)
— Значит в банк положили? Сделали вклад. И банк временно распоряжался вашими деньгами? Сегодня банк вернет вам деньги с процентами? Вернет больше, чем вы положили за то, что он мог распоряжаться вашими деньгами несколько дней.
Если вы в банк кладете деньги, то тогда он платит вам проценты за использование ваших денег. А если вы берете у него ссуду, или еще говорят, кредит, то вы должны будете, за то, что пользовались деньгами банка, вернуть ссуду с процентами, то есть вернуть нужно большую сумму денег, чем брали.
— Если из банка деньги берут в долг, то говорят – получили ссуду или кредит.
Банк дает в долг – банк является кредитором. А тот, кто взял деньги в долг – должником. И должник отдаст денег больше, чем взял. Он отдает с процентами.
— У нашего Буратино день рождения и мне очень нужны деньги на подарок. Но у меня их нет, где же взять деньги? (ответы детей)
— Можно заработать, но это очень долго надо ждать, а деньги нужны сейчас! Предлагаю деньги взять в банке в долг! Вы согласны? Но если я возьму 5 рублей в долг у банка, то отдать придется 10 рублей, потому что нужно будет банку заплатить проценты! Так, где же мне взять их? Чтобы отдать деньги, нужно их заработать!
— Взяли кредит в 5 рублей. На эти деньги купила 20 листов бумаги (записать на доске). Один лист бумаги стоит 1 копейку. Сколько же я заплачу за 20 листов бумаги (записать на доске)
1 коп. * 20 листов = 20 копеек
Я записала математическое действие. Поскольку нам надо узнать, сколько нужно денег, то первая цифра обозначает деньги, а вторая цифра обозначает бумагу. А в итоге, что обозначает число 20 – бумагу или деньги? (деньги) Значит 20 копеек потратит должник на приобретение бумаги.
— Сколько же денег останется у должника после покупки бумаги?
(рассуждение воспитателя вслух)
— если в 1 рубле содержится 100 копеек, значит в 5 рублях содержится 500 копеек. Что теперь нужно сделать, чтобы узнать сколько денег осталось.
— Нужно узнать сколько денег останется после покупки бумаги?
500 коп. – 20 коп. = 480 коп.
(дети считают на калькуляторе)
— Должник банка пригласил рабочих, которые умеют делать кошельки. За один кошелек он платит 2 копейки. И раздал рабочим бумагу.
— Сколько кошельков могут сделать рабочие из 20 листов бумаги? (20)
— За каждый кошелек он должен заплатить 2 копейки. Давайте узнаем, сколько денег он должен отдать рабочим. Что нужно сделать?
2 коп. * 20 кош. = 40 коп.
— (40 копеек должник банка заплатит рабочим зарплату за кошельки)
— А сейчас давайте узнаем, сколько денег останется после расчета с рабочими у должника банка?
480 коп. – 40 коп. = 440 коп.
— Что будем делать с кошельками?
— Кошельки получились такими красивыми, такого высокого качества, что должник банка решил продавать кошельки, каждый кошелек за 60 копеек.
— Сколько же денег можно заработать, если быстро продать кошельки?
60 коп. * 20 коп. = 1200 коп.
(дети считают на калькуляторе)
— А кто продавал кошельки? (продавец)
— Продавец согласился продать кошельки, если ему заплатят 2 копейки. Организатору производства тоже нужно получить зарплату 2 копейки.
— Трудно будет сосчитать все, тут нужен бухгалтер, а еще лучше иметь экономиста.
— Бухгалтер и экономист – это профессии, результат который расчет бизнес-плана.
— Для того, чтобы понять, какова же будет себестоимость продукции, давайте посмотрим на наш бизнес-план.
Наименование услуг Полученный доход расход Чистый доход
Взял в банке ссуду (кредит) 500 — —
Покупка бумаги — 20 —
Зарплата рабочим (за кошельки) — 40 —
Зарплата продавцу — 2 —
Зарплата организатору производства — 2 —
Зарплата уборщику помещений — 1 —
Премия рабочим за качество — 10 —
Оплата транспорта — 5 —
Продажа товара (кошельков) 1200 — —
итого 1200 80 1120
Оказывается, что цена за продажу кошельков в 60 копеек позволит производителю работать рентабельно, т. е. выгодно.
Итак: в банке мы взяли 5 рублей в кредит, заработали чистый доход 11 руб. 20 коп. Значит нам хватит денег вернуть долг в банк и купить Буратино подарок. Взяли 5 рублей, нужно отдать в банк 10 рублей.
НОД по познавательному развитию «Бизнес кота Матроскина» Бизнес кота Матроскина Цель: познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку. Ход занятия: В. Ребята, посмотрите,.
«Мебель». План-конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Мебель» Цель: обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Мебель». Задачи: — актуализировать представления о мебели,.
План-конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе. Викторина «Страна Логика» цель Формировать логическое мышление задачи образовательные Закрепить умения детей решать логические задания различной направленности..
План-конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию когнитивной сферы «Африканские друзья» Конспект занятия Тема: «Африканские друзья» Цель: работа по развитию и формированию когнитивной сферы детей. Задачи: 1. Работа по закреплению.
План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну грамматики» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну грамматики» Цель: Закрепить у детей знания полученные.
План — конспект занятия в подготовительной группе, посвященного 70- летию Великой Победы с применением ИКТ. План – конспект занятия в подготовительной группе, посвященного 70- летию Великой Победы с применением ИКТ. Цели занятия: Дать детям знания.
План-конспект занятия в подготовительной группе «Космос. Вселенная. Звёзды» Теоретический компонент Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, сменившее традиционное представленное в программах.
План-конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «На помощь Айболиту» (тезисы). Пояснительная записка. “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым,.
Источник