Как обучающиеся должны спланировать этапы своей деятельности для достижения поставленной цели

—> ОТ РЕФЕРАТА ДО ДИССЕРТАЦИИ

—>

Тема 1.Основные понятия курса [1]
Тема 2.Методологические принципы [1]
Тема 3.Подготовка к исследованию [3]
Тема 4.Логика научного исследования [1]
Тема 5.Проблема и тема исследования [2]
Тема 6.Область, объект и предмет исследования [3]
Тема 7.Цель, задачи и гипотеза исследования [1]
Тема 8.Методы научного познания [2]
Тема 9.Технология работы с литературой [2]
Тема 10.Эмпирические методы исследования [5]
Тема 11. Нормативно-правовые документы [2]
Тема 12. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса [3]
Тема 13. Проектирование образовательного процесса [2]
Тема 14. Создание предметно-развивающей среды в УДО [4]
Тема 15. Методическая работа в учреждении дополнительного образования [2]

—>

Теоретические материалы

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В то время как некоторые люди предпочитают совершенно не составлять планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, большинство верит, что лучше планировать, чем не планировать. Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.

§1. Планирование в образовании

Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности.

Планирование работы педагога предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем. План учебно-воспитательной работы – это документ, указывающий содержательные ориентиры педагогической деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

К плану предъявляется ряд требований:

1. Целенаправленность плана. Содержание и формы педагогической деятельности планируются с учетом главной цели и иерархии задач.

2. Комплексность плана. Разнообразие направлений, форм и методов организации деятельности педагогов и обучающихся.

3. Конкретность плана. Содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач (достижение конкретных планируемых результатов).

Планирование – процесс индивидуального осмысления педагогом своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.

§2. Виды и структура педагогических планов

В самом общем представлении план – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности» определяющий ее порядок, объем, временные границы. Предназначение образовательного плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. При грамотной организации планирования план станет документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.

Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении. Планы можно классифицировать по разным основаниям:

1) По охвату содержания:

Все направления и виды деятельности

План социально-педагогической работы

План досуговой деятельности

Одно направление или один вид деятельности

План изучения темы

План работы с родителями

Одно конкретное мероприятие

План этической беседы

2) По длительности периода:

Образовательная программа УДО

План работы кружка, секции

Этапный (средней перспективы)

Конкретный временной отрезок менее года

План просветительных лекций на полугодие

Часть периода, этапа (на месяц, неделю)

План «Декады помощи ветеранам»

План «Недели птиц»

План «Дня здоровья»

План экскурсионного дня

3) В зависимости от субъекта планирования: индивидуальный и коллективный. Необходимо различать планы работы отдельного педагога, педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей.

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый из них конкретизирует и уточняет другой. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.

§3. Планы работы в учреждениях дополнительного образования

Изучение практического опыта показало, что в образовательных учреждениях составляются следующие виды планы:

1. Перспективный план работы образовательного учреждения на учебный год.

2. Перспективный план работы педагога, включающий разделы:

· план воспитательной работы;

· план методической работы;

· план работы кабинета;

· план работы с родителями;

· план работы кружка, секции и т.п.;

3. Календарные планы на полугодие или четверть (триместр).

4. Рабочие, ежедневные планы работы педагога.

Перспективный план может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:

1. Анализ работы за истекший период.

2. Задачи работы на новый учебный год.

3. Направления работы и планируемые результаты по каждому из них.

4. Содержание работы (основные мероприятия по каждому направлению)

5. Сроки и формы контроля (рефлексии).

Работа над планом начинается с определения главной цели и основных задач педагогического процесса на основе анализа достигнутых ранее результатов. Работа планируется с учетом плана работы всего образовательного заведения и отражает различные направления деятельности педагога.

Календарные планы на конкретный период могут иметь текстовую форму и форму таблицы. Основными требованиями к календарно-тематическому планированию (КТП) можно назвать:

· конкретный срок (неделя или дата);

· основной вид деятельности (тема, форма, метод, прием, условия, средства и т.д.);

· задача для данного отрезка времени (планируемый результат: знаниевый, воспитательный, предметный и т.п.).

Календарный план должен быть согласован с перспективным планом по целям и планируемым результатам. При необходимости вносятся корректировки с учетом изменившихся обстоятельств.

Рабочие (ежедневные) планы. Подобные планы составляются педагогами на основе календарно-тематического планирования. В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием содержания планируемых мероприятий и планируемых результатов (степень реализации поставленных задач). В нем дается краткая схема проведения занятий и их содержание.

Читайте также:  Топ необычных бизнес идей

Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки. Следует перечислить методические пособия, технические средства, которые будут использованы в работе с воспитанниками.

§4. Технология составления планов

План – важная предпосылка успеха в педагогической деятельности, если он является итогом коллективного совместного творчества, когда в основе планирования лежит тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Поэтому педагогу необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен ему самому, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс, но эффективность обеспечит наличие следующих этапов этой деятельности:

1) Подготовительный – определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета.

2) Аналитический — анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа.

3) Моделирующий – целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени.

4) Заключительный (оформительский) – выбор структуры плана и его оформление.

Опишем общий алгоритм планирования, который подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Эффективность планирования обеспечивается его непрерывностью, тогда предлагаемый алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела). Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить в виде следующих шагов:

1. Определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?

2. Определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).

3. Структурирование предмета планирования, которое помогает сделать план конкретным, реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы. Планируемое необходимо разделить на возможные составные части: выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки, продумать формы и отобрать средства деятельности. То есть представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное.

4. Анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.). Необходимо знать условия, в которых будет осуществляться деятельность; специфику детского коллектива и собственный уровень профессионализма. В результате анализа должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, отправная точка для моделирования деятельности.

5. Целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге. Полезно на этом этапе воспользоваться методом иерархии целей и предварительно составить схему «Дерево целей», где все задачи будут вытекать из основной цели.

6. Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи.

7. Распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

8. Оформление (написание) плана.

В различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит от опыта, знаний и умений того, кто планирует, и от условий, в которых протекает процесс планирования (традиции образовательного учреждения, требований администрации и др.).

Источник

Создание педагогических условий для достижения планируемых личностных результатов в образовательном процессе

Патина Инусова
Создание педагогических условий для достижения планируемых личностных результатов в образовательном процессе

«Создание педагогических условий для достижения планируемых личностных результатов в образовательном процессе».

«Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь.»

Докладчик Инусова П. М. – учитель русского языка и литературы.

Как добиться достижения планируемых образовательных результатов на любой ступени общего образования и не подорвать физического и психологического здоровья учащихся, не потерять их положительного мотивационного настроя? Этот вопрос разрешит системно-деятельностный подход, задача которого развивать гармоничную, нравственно-совершен-ную, социально-активную, компетентную и саморазвивающуюся личность посредством активизации её внутренних резервов. И я имею в виду не только систему образования, но и саму деятельность педагога, являющегося основным проводником к планируемым результатам. В основу процесса его работы тоже должен быть положен системно-деятель-ностный подход. Педагогу, работающему по новым стандартам, так же как и его ученикам, необходимо активизировать свои внутренние резервы и саморазвиваться, быть социально-активным и профессионально-компе-тентным, идти в ногу со временем. Он должен научиться организовывать учебный процесс, уметь проектировать и реализовывать программу развития универсальных учебных действий учащихся, уметь исследовать уровень достижения не только предметных, но и личностных результатов.

Ему нужно соединить в себе качества воспитателя, дидакта, методиста и психотерапевта. Опираясь на передовые достижения в педагогике, психологии и методике преподавания предмета, учитель все многообразие приемов и методов обучения подчиняет главной цели – научить учиться, свободно ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, излагать свои мысли. А для этого необходимо хорошо ориентироваться и владеть педагогическими технологиями, цель которых гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов:

— Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимая и принимая систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Читайте также:  Открыть свое дело что можно делать

— Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на технологическом, содержательном и методическом уровне с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей.

— Принцип целостности дает учащимся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе).

— Принцип минимакса предполагает возможность освоения содержанием образования на максимальном для учащегося уровне (зона ближайшего развития) и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (Гос. стандарт).

— Принцип психологической комфортности призван снимать все стрессообразующие факторы учебного процесса, создавая в школе и на уроках доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию сотрудничества.

— Принцип вариативности предполагает формирование способности систематически находиться в ситуации выбора и принимать правильные решения.

— Принцип творчества ориентирован на творческое начало в образовательном процессе и приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: информационно-коммуникационными, коммуникативными, проектными, исследовательскими, технологией проблемного обучения, критического мышления, контрольно-оценочной деятельности и др. и способствует развитию универсальных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция учащегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладевают умением организовывать свою деятельность в школе и вне ее, ставить цели и задачи, планировать её реализацию, контролировать и

оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий школьники учатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Деятельность учителя по формированию УУД должна быть основана на дифференцированном обучении, где каждый учащийся, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, может иметь возможность развиваться, повышать свой творческий потенциал, познавательные мотивы, участвовать в разных формах учебного сотрудничества и расширять зону своего ближайшего развития. Основой дифференциации должен быть мониторинг учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у учащегося не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Естественно, такого рода дифференциация требует специальных методических и технологических приемов, учебных заданий и упражнений. Задания должны быть разноуровневые, позволяющие повысить уровень развития сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности в обучении.

И это очень актуально в современном образовании, т. к. по данным психологов в школу приходят дети более тревожные и агрессивные, практичные и гиперактивные, имеющие задержку психического и речевого развития, но открытые для любой информации, смелые и стремительные, коммуникабельные и настойчивые. Психологи утверждают, что способности ребенка можно развить, если создать условия, учитывающие его возможности, пристрастия и интересы. Одним из главных условий, обеспечивающих развитие личности, является психологический комфорт. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой

раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для деятельности, раскрывает потенциальные возможности личности. На его фоне ребенок раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Реализации всех данных задач в обучении в полной мере способствует системно-деятельностный подход. Можно утверждать, что системно-деятельностный подход является фундаментальным современным подходом для достижения образовательных результатов, который заложен в ФГОС нового поколения.

Школа на сегодняшний день обеспечена ИКТ. Кабинеты биологии, химии, русского языка, истории, географии, компьютерные классы русского языка и математики оснащены всей необходимой технологией для достижения планируемых результатов обучения. Кроме того в школе имеется доступ к интернету.

Для обеспечения достижения педагогических результатов школа снабжена телевизорами, ДВД с приставками и с дисками к ним, о которых в последнее время почти забыли. Хотя в библиотеке очень много дисков, их очень редко используют на уроках. Большим удобством являются10 принтеров, из которых не все работают должным образом.

У учителей начальных классов в кабинетах имеются ноутбуки, проекторы,двд и телевизоры, которые необходимы для достижения планируемых результатов по ООП ФГОС 2 поколения.

Для всестороннего развития учащихся на уроках технологии учащиеся получают возможность работать на швейных машинках,а также на станках и использовать разнообразные инструменты создавать что — либо свое.

Школьный спортзал обеспечен спортивным инвентарём. Имеется новое футбольное поле, стол для развития армрестлинга, тренажер, брусья, турники и др.

Для обеспечения качественного образования и для успешного сдачи ЕГЭ и ОГЭ учителями совместно с родителями приобрели рабочие тетради и брошюры по разным предметам.

Для достижения планируемых результатовпрактикуется внеурочная деятельность по разным предметам: кружки, секции, работа с одаренными детьми, а также дополнительные занятия с отстающими учащимися. К каждому празднику, юбилейным датам, историческим событиям учителя и предметники при взаимодействии с учащимися

готовят интересные выступления, сценарии, читательские конференции, игры, конкурсы, которые способствуют всестороннему развитию учащихся.

В этом учебном году были проведены праздничные выступления «День учителя», «День единства народов Дагестана», 120 лет со дня рождения Есенина, «День Матери», «Мы ищем таланты», литературно – музыкальные конференции, посвященные юбилярам. Для эффективного прохождения всех этих праздников были созданы все имеющиеся условия учителями начальных классов, Абдулаевой П., Абдурахмановой А., Магомедовой Х. А., Омаргаджиевой П. ,Инусовой П. М. и т. д.

Читайте также:  Бизнес идеи для бассейнов

На конкурсы были представлены работы учительницы начальных классов Магомедовой А., учительницы технологии Инусовой П., учительницы русского языка Абдурахмановой А., учителя истории Ахбердилова А.

По желанию классных руководителей 5 класса Магомедовой Х., и 7 класса Абдурахмановой А. с привлечением родителей были проведены открытые часы, посвященные «Дню Матери» и «Новому году», которые заслужили восторг родителей и хорошую оценку со стороны дирекции и учителей. О прохождении таких мероприятий было отмечено в районных и республиканских газетах.

В работе с одаренными детьми на высшем уровне используется все коммуникативные технологии. На уроках у детей имеется огромный материал, скачанный из разных источников, дополнительной литературы, подготовленный самим руководителем. Во время подготовки к олимпиадам учащиеся занимаются по школьным ноутбукам, что намного улучшает качество знаний.

Одним из условий для реализации успешной подготовки детей к олимпиадам, конкурсам, к сдаче ЕГЭ является занятия на дому. Так, у Абдулбутаевой П. С., Абдурахмановой А., Магомедовой П., Магомедовой Х. учащиеся занимаются на дому.

Вся эта внеклассная работа способствует нравственному и интеллектуальному развитию детей.

А какие же условия издает учитель на уроке, чтобы достичь планируемых образовательных результатов?

С этой целью я посетил 22 урока у разных учителей и обнаружил следующее:

1. Почти все учителя на всех уроках используют ИКТ,а именно: интернет – ресурсы (телефон, ноутбук, планшет)

2. Особо следует отметить работу с ИКТ учителя биологии Абдулаева М., русский язык Абдурахмановой А., Инусовой П., Магомедовой П. Г. Магомедовой Х. А., Гаджиева М. Г., Абдулаевой П. М. Универсальные учебные действия (УДД) наиболее удачно проходят на уроках Инусовой П. М., Абдулаева М. М., Гаджимагомедовой Н., Магомедовой А. М. ,Абдурахмановой А. И.

Оригинальных моментов на посещённых мною уроках было много: оригинальное приветствие дежурного Магомедова Мансура, дифференцированное оценивание знаний у Магомедовой Х. А., физкультминутку у Гаджиева М. Г., рабочие тетради эффективно используются на уроках английского языка у Омаргаджиевой П. Р.

Проектная деятельность хорошо поставлена у учителей начальных классов, у Инусовой П. М., Гаджиевой Х., Абдурахмановой А., Магомедовой Х. Четкая постановка цели и достижение поставленной цели к концу урока выявлены на уроках Гаджимагомедовой Н., Магомедовой А., Инусовой П., Абдурахмановой А., Гаджиева М., Умахмадова Ш., Абдулаевой П.

Для физического развития учащихся учитель физкультуры Умахмадов Ш. М. организует разные спортивные мероприятия.

Хороший итог урока проводится у Магомедовой А. А., Инусовой П., Ахбердилова А., Абдурахмановой А. Помимо всей огромной работы учителей для достижения планируемых образовательных результатов на ступени общего образования следует обратитьвнимание на следующие моменты :

1. Посещать уроки у тех предметников, кто в совершенстве владеет методикой ФГОС.

2. В планах самообразования записать форму подготовки по программе ФГОС.

3. Создать банк данных наиболее удачных методах уроков. И распространить на уровне республиканской газеты.

4. В школе сделать стенд и папку, где учителя могут расширить свой опыт.

5. Разработать и ознакомить всех педагогов с основной образовательной программой для школы на семинаре.

6. Использовать на уроках и во внеклассной деятельности телевизоры, ДВД – проекторы.

1. Посещать уроки у тех предметников, кто в совершенстве владеет методикой ФГОС.

2. В планах самообразования записать форму подготовки по программе ФГОС.

3. Создать банк данных наиболее удачных методов уроков и распространить на уровне республиканской газеты.

4. В школе сделать стенд и папку, где учителя могут расширить свой опыт.

5. Разработать и ознакомить всех педагогов с основной образовательной программой для школы на семинаре.

6. Использовать на уроках и во внеклассной деятельности телевизоры, ДВД – проекторы.

Завуч и организатор, систематически

Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы 2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы.

Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы на конец 2018-2019 учебного.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения образовательных областей во второй младшей группе Уровень овладения навыками по образовательным областям Во второй младшей группе Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие.

Отчет по мониторингу достижения планируемых результатов освоения образовательной программы для детей от 5 до 6 лет Количество обследованных детей: 28 человек Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май). Методика: диагностический инструментарий.

Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы) В соответствии.

Реализация педагогических условий, как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Реализация педагогических условий как способ развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Возрастные особенности.

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту Аннотация. Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего.

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97» Компьютерная презентация практических достижений профессиональной.

Источник

Оцените статью