- Глава 3. Российское инвестиционное законодательство: зарождение, становление и дальнейшее развитие
- 3.2. Советский период (опыт НЭПа) в регулировании иностранной инвестиционной деятельности
- Иностранный капитал в российской экономике периода НЭПа
- Иностранные концессии в СССР
- Содержание
- Законодальная основа
- Развитие концессий в 1920-х гг.
- Ликвидация концессий
- Литература
Глава 3. Российское инвестиционное законодательство: зарождение, становление и дальнейшее развитие
3.2. Советский период (опыт НЭПа) в регулировании иностранной инвестиционной деятельности
Общепризнано, что большевистский переворот в октябре 1917 г. нанес непоправимый урон естественному ходу развития России. Широкомасштабная национализация иностранной собственности положила конец первому этапу привлечения иностранного капитала в отечественную экономику, который в целом носил прогрессивный и перспективный характер.
В условиях НЭПа большевистское правительство пыталось привлечь иностранные инвестиции путем заключения концессионных соглашений. Правовой основой концессионной политики в Советской России стал Декрет СНК «Общие экономические и юридические условия концессий» от 23 ноября 1920 г. Там, в частности, говорилось о намерении заключить концессионные договоры не вообще с кем-либо, а с «солидарными, заслуживающими доверия, иностранными промышленными обществами и организациями».
Декрет СНК предусматривал, во-первых, предоставление концессионеру в обусловленной договором форме вознаграждения в виде доли продукции с правом вывоза за границу; во-вторых, концессионеру предоставлялись торговые преимущества (например, крупные заказы) в случае применения им особых технических усовершенствований в крупных размерах; в-третьих, в зависимости от характера и условий концессий устанавливались «продолжительные сроки концессии для обеспечения полного возмещения за риск и вложенные в концессию технические средства»; в-четвертых, концессионеру предоставлялось право найма рабочих и служащих для своих предприятий на территории РСФСР «с соблюдением кодекса законов о труде или специального договора, гарантирующего соблюдение по отношению к ним определенных условий труда, ограждающих их жизнь и здоровье».
Особенно важно отметить, что в п. 4 Декрета утверждалось: «Правительство РСФСР гарантирует, что вложенное в предприятие имущество концессионера не будет подвергаться ни национализации, ни конфискации, ни реквизиции», а в п. «б» заявлялось: «Правительство РСФСР гарантирует концессионеру недопустимость одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами Правительства условий концессионного договора».
В развитие правовой базы привлечения иностранных инвестиций XI съездом РКП(б) было предусмотрено создание смешанных обществ с участием иностранных компаний, прежде всего торговых, а также продажу иностранных акций не только первостепенных по важности предприятий, но и акций транспортных, угольных, металлургических, нефтяных, ткацких предприятий при сохранении за государством «неоспоримого господства».
В середине 20-х годов ХХ в. продолжали приниматься нормативные акты, направленные на поощрение иностранных инвестиций. Например, 25 мая 1926 г. СНК принял постановление о льготных условиях допущения иностранного капитала к производству строительных материалов на территории СССР. 24 июля 1928 г. СНК утвердил основные положения по привлечению иностранного капитала в паровозное хозяйство СССР и разработанный Госпланом ориентировочный план концессионных объектов [239]. Организационно-правовой механизм, разработанный в этих нормативных документах, предусматривал возможность предоставления налоговых, таможенных и других льгот. Приоритетными отраслями определялись машиностроительная, бумажная и некоторые другие отрасли экономики, добыча цветных металлов, особо поощрялось привлечение капитала в малоосвоенные регионы страны.
Как видно, в 20-е гг. ХХ в. была создана определенная нормативно-правовая база для деятельности иностранного инвестора на территории СССР. Это позволило иностранному капиталу оказать определенное влияние на российскую экономику и после 1917 г. Но в целом роль иностранного капитала в восстановлении разрушенного Гражданской войной народного хозяйства оказалась довольно скромной. На 1 октября 1928 г. концессионный капитал, привлеченный в экономику страны, составил около 60 млн. руб. [240] Все это объяснялось просто, очень были свежи воспоминания об отобранных в 1917-1918 гг. большевиками миллионных капиталах. Подавляющее число западных инвесторов благоразумно находилось в ожидании того, чем же обернется концессионная политика большевиков.
В целом в 20-е годы ХХ в. инвестиционный климат в России был мало привлекателен для иностранного капитала. В значительной степени этому способствовала напряженная политическая ситуация, борьба различных политических группировок за власть.
И вскоре иностранный инвестор дождался — в апреле 1929 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) верх над сторонниками продолжения НЭПа взяли Сталин и его сторонники. В стране произошел по существу экономический переворот — переход от леволиберальных методов управления экономикой к командно-административной системе. В условиях форсированного строительства социализма (индустриализация, массовое раскулачивание) началось масштабное свертывание концессионной политики — с 1920 г. новые инвестиционные договоры уже не подписывались. Начались аресты концессионеров («Шахтинское дело», дело «Лена Голддрилдс» и т.д.).
Нарушение успешно действующих концессионных договоров вопреки вышеописанным гарантиям Советской России привело к судебно-арбитражным делам. Но абсолютное большинство из них кончилось безрезультатно. Редкие из них завершились решениями международных арбитражных судов в пользу западных концессионеров, но Правительство СССР категорически отказалось их исполнить.
Что касается совместных предприятий, созданных в годы НЭПа, то ряд иностранных компаний («Хоорфман-ля-Рош», «Креди Лионэ», «Сандоз») лишились своей собственности совершенно без какого-либо возмещения.
Как явствует из вышеизложенного, с момента установления в СССР тоталитарной системы управления, в том числе и экономической, произошло полное вытеснение из страны частного иностранного капитала. Известное изречение В.И. Ленина из его письма наркому юстиции Д.И. Курскому в связи с подготовкой нового Гражданского кодекса: «Мы ничего частного не признаем. Для нас в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Нужно применять не corpus juris romani [241] к гражданским правоотношениям, а наше революционное правосознание» [242], а наше «революционное правосознание» на долгие десятилетия стало руководством к действию при управлении экономикой. Отрицание частной собственности, основы основ любой цивилизованной экономики, сопровождалось сугубо отрицательным отношением к иностранному капиталу.
На территорию СССР иностранные инвестиции с начала 30-х гг. ХХ в. вплоть до 1987 г. не допускались, поэтому отпала какая-либо необходимость в разработке проблем правового регулирования иностранных инвестиций.
В принципе, в советский период инвестиции как таковые не могли быть предметом изучения со стороны ученых-правоведов, что, возможно, и вынудило таких известных сегодня специалистов в этой сфере, как Н.Н. Вознесенская, М.М. Богуславский, Н.Г. Доронина, А.Г. Богатырев, Ю.М. Юмашев и др., исследовать теорию и практику инвестиционных правоотношений на примере зарубежных, в основном развивающихся, стран.
Источник
Иностранный капитал в российской экономике периода НЭПа
В годы новой экономической политики было разрешено частное предпринимательство. Государство сдавало в аренду часть промышленных предприятий отечественным и иностранным предпринимателям.
Возрождавшийся таким путем капитализм был «государственным капитализмом». Вся крупная промышленность оставалась в руках государства. За ним сохранялась и монополия внешней торговли. Иностранный капитал мог быть допущен в виде концессий, предоставляемых тем же государством, и под его контролем, но никакой денационализации рудников, лесов, нефтяных источников или фабрик не производилось.
Помимо капитала в СССР направлялся поток рабочих-эмигрантов со всего мира. В 1922 г. американским профсоюзом швейников и Советским правительством была создана Русско-американская индустриальная корпорация (РАИК), которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде, четыре — в Москве.
Весь строй хозяйственной жизни радикально менялся. Создавался особый социально-экономический режим, в котором, наряду с социалистической индустрией, существовали элементы капитализма, и между ними происходила конкуренция. При этом социалистический сектор также переходил на «хозяйственный расчёт». НЭП создавал новую психологическую атмосферу, новые условия быта, давал выход предпринимательской инициативе.
Реализация плана ГОЭЛРО должна была на одну треть обеспечена концессионным капиталом. Подразумевалось, что поставки техники и оборудования для электростанций, иных объектов будут осуществляться с концессионных производств, то есть план электрификации страны опирался не просто на вливание иностранного капитала, а на систему концессий, в рамках которых должно было производиться необходимое для страны оборудование. Например, на концессионных основаниях были созданы предприятия, которые сейчас называются ГАЗ, AMO-ЗИЛ.
Максимального своего расцвета концессии в СССР достигли в 20-х годах, а затем, после свёртывания НЭПа, резко пошли на убыль. Последней была ликвидирована угольная концессия на Сахалине в 1937 г.
Всего за 1921-1928 гг. было рассмотрено 2211 предложений о концессиях, заключено 178 договоров. Англичане предлагали создание концессии и в Воронеже на базе завода яичного порошка «Эгго» (на тот момент он был единственным в мире, лишь в середине 20-х годов подобный завод с участием иностранного капитала был создан в Китае), но концессионный договор так и не был подписан. Надо отметить, что абсолютное большинство концессий было создано и действовало отнюдь не в добывающих отраслях, а в машиностроении и сфере услуг. Так, из всех поступивших концессионных предложений на долю добывающей промышленности приходилось 11,7%, а на долю обрабатывающей — 31,9%; из 163 подписанных концессионных соглашений на долю добывающей промышленности приходилось 16,0%, а на долю обрабатывающей — 22,1%; из 68 действующих на начало октября 1928 г. концессионных соглашений — соответственно 20,6 и 35,3%. Остальное приходилось, в порядке убывания числа действующих концессий, на торговлю, лесную промышленность, транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, охоту и рыболовство, финансовую сферу.
Наиболее крупные из концессий занимались добычей нефти и угля на Сахалине, золота, цветных металлов, асбеста — в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, лесообработкой — на Севере. Из концессионных заведений в промышленности выделялись шведские фирмы «Газоаккумулятор» и «АСЕА» (электромеханическое оборудование), «СКФ» (изготовление подшипников), смешанное русско-американское акционерное общество «Рагаз» (газовая сварка), германская фирма «Крупп».
Одной из важнейших задач НЭПа было немедленное увеличение объёмов сельскохозяйственного производства. Определённую роль должны были сыграть и смешанные акционерные общества и концессии с использованием иностранного капитала и «международной пролетарской инициативы».
В 20-ые годы XX века поступило 203 предложения о создании концессий в сельском хозяйстве, подписано было 11, а действовало всего лишь 5. В частности в 1925 г. на северном Кавказе было основано «Русско-американское акционерное общество». К созданному предприятию отошли три хозяйства «Севкавсельтреста», общей площадью 4,5 тыс. дес. земли. Концессия существовала «на началах совместной обработки земли… и максимального увеличения производительности совхозов путем усовершенствования способов ведения сельского хозяйства». Также акционерному обществу предписывалось создавать в совхозах образцово-показательные хозяйства для повышения культуры земледелия у местных крестьян, Капитал совместного предприятия определялся в сумме 410 тыс. руб. и создавался путём взноса участниками — «Севкавсельтреста» и американцев. Договор был заключен сроком на 15 лет.
Общество имело штат из 99 рабочих и служащих. В год основания предприятие располагало четырьмя мельницами, десятью тракторами «Кейс», тремя автомобилями и различными сельхозмашинами. Спустя некоторое время из США через Новороссийск прибыли еще девять тракторов, три автомобиля и комбайн. Для обслуживания автопарка были построены мастерские, оборудованные станками и другими самыми современными механизмами. Кроме техники, «Русско-американское акционерное общество» располагало лошадьми, быками и свиноводческим комплексом. Если верить документам, то трудились американцы очень неплохо. Например, только за первый сезон работы грамотная эксплуатация тракторов позволила сэкономить до 3,5 тыс. пуд. керосина. В 1925 г. озимый клин составил 1,3 тыс. дес., под зябь было запахано 450 дес. земли. Следующей весной намечалось обработать под пары уже 1,5 тыс. дес. В севооборот было введено травосеяние и осуществлялась заготовка силоса. Также намечали восстановить запущенные виноградники и вывести новые сорта винограда.
К 1929 г. «Русско-американское общество» было процветающим хозяйством, оказывающим большую помощь прикумскому крестьянству в повышении культуры земледелия. Однако в связи со сплошной коллективизацией концессия была ликвидирована. Технику и инвентарь получили образуемые колхозы, а американцы, по-видимому, вернулись в Соединенные Штаты.
В целом, иностранные инвестиции были небольшими, государство не стремилось расширять ввоз капитала. К концу 1927 г. иностранные капиталовложения в СССР составили 52,2 млн. руб. В период НЭПа концессии в России позволили привлечь инвестиции для закупок передовых технологий, обеспечить работой широкие слои населения, причем отнюдь не только в сырьевых отраслях. На концессионных предприятиях, на которых работали 18 тыс. человек и выпускалось чуть более 1% промышленной продукции.
Литература:
- Бахтин В.В. Нэпмановский слой в Воронеже// Из истории воронежского края: Сб. Ст. Вып.9. Воронеж 2001.
- Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. М., 1995, т. 1.
- Экономическая энциклопедия. М., 1975, т.2.
- Карр Э. История Советской России. М,, 1989.
- http://rushistory.narod.ru
- http://www.1917.com
- http://www.pseudology.org
Авторы: Гельбинг А.С., Бахтин В.В.
Источник
Иностранные концессии в СССР
Иностранные концессии в СССР — коммерческие предприятия с иностранными инвестициями (полными или частичными), которые существовали на территории Советского Союза с 1920 года по середину 1930-х гг. Договоры о торговых концессиях заключались на год и позднее возобновлялись, а договоры о промышленных концессиях могли заключаться на несколько десятилетий. Например, концессия Swedish General Elеctric, основанная в 1927 году, подписала контракт с советской стороной до 1962 года, а японская фирма Hokushinkai oil concession на Сахалине — до 1975 г.
Содержание
Законодальная основа
Иностранные концессии появились в РСФСР 23 ноября 1920 года после подписания соответствующего декрета. Целью правительства было привлечение иностранного капитала в такие отрасли и районы, развить которые Советское государство было не в состоянии.
(Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 43, с. 190)
Государственным органом, руководившим концессиями, был Главный концессионный комитет.
Развитие концессий в 1920-х гг.
Всего в СССР насчитывалось более 350 иностранных концессий — как промышленных, так и торговых.
Ликвидация концессий
К 1928 году советское правительство нашло более эффективный способ развития промышленности, нежели концессии, а именно — заключение индивидуальных контрактов с западными фирмами и отдельными специалистами. Запад мог отказывать СССР в кредитах, крупные фирмы — в поставках, но он не мог запретить инженерам ехать в СССР на заработки. Последний договор на концессию был заключен в марте 1930 года с предпринимателем Лео Верке (Leo Werke) — на производство зубоврачебных товаров.
Конец иностранным концессиям положило постановление СНК от 27 декабря 1930 г., согласно которому все прежние договоры о концессиях были аннулированы (за некоторыми исключениями), а Главконцеском был низведен до уровня совещательного органа. При этом подписанные ранее соглашения о технической помощи оставались в силе.
Однако процесс постепенной ликвидации иностранных концессий началась еще в 1923 г. и продолжался на протяжении всего десятилетия. К концу 1920-х годов в СССР остались только 59 концессий, 6 акционерных обществ и 27 «разрешений на деятельность». К 1933 году были ликвидированы все промышленные концессии, а к середине 1930-х — все торговые, кроме датской телеграфной концессии, концессий, полученных Японией на рыбную ловлю и разработку угольных и нефтяных месторождений на Дальнем Востоке, и концессии Standard Oil. [источник не указан 244 дня]
В некоторых случаях концессии закрывались по политическим мотивам. Так после убийства в 1923 году в Швейцарии дипломата Воровского было объявлено, что все швейцарские концессии на территории СССР будут закрыты, и впредь швейцарцы не получат разрешения на коммерческую деятельность в Советском Союзе.
Приняв решение о закрытии иностранных концессий, советская сторона прибегала к силе лишь в исключительных случаях (пример — Caucasian-American Trading and Mining Company, закрытая в 1924 году), предпочитая выдавливать иностранцев со своей территории экономическими методами — с помощью бюрократии, налогов, таможенных сборов, затруднений с вывозом капитала и т.п.
Зачастую торговым концессиям не продлевали контракт. Так немецкую фирму International Warenaustausch Aktiengsellschaft, которая паковала яйца и отправляла их в Германию, в 1929 году уведомили о прекращении договора. Немецкая сторона судилась и выиграла суд в Берлине, но не смогла возместить убытки. В то же время советская сторона создала собственную организацию по экспорту яиц.
Латвийской концессии Richard Kablitz Company, которая имела в СССР 6 заводов по производству бытового и промышленного нагревательного оборудования и являлась монополистом в этой сфере, запретили вопреки контракту переводить деньги за границу. Впоследствии власти обложили фирму налогом в 300 тысяч золотых рублей, что привело к ее ликвидации. Те же методы применялись и в отношении других фирм.
В некоторых случаях для ликвидации концессий использовались такие методы как создание невозможных условий для работы — например, в случае с сельскохозяйственной фирмой Drusag, 90% акций которой принадлежало правительству Германии. В 1929 — 1930 гг. в отношении руководства фирмы властями СССР были инициированы судебные процессы по факту нарушений условий труда, после чего в Drusag были конфискованы автомобили и пишущие машинки. На зарплату всех немецких специалистов был наложен дополнительный 3%-ый налог. Почта за границу перехватывалась.
Аналогичная ситуация сложилась на фабрике фетровых изделий The Novik под Москвой (ликвидирована в ноябре 1929 года) и Tetuikhe Mining Corporation (ликвидирована в декабре 1931 года).
Литература
- Кунин В. «Концессионная политика в Советской России (1923—1929 гг.) // Вестник Московского ун-та. Сер. 6.
Экономика. 1993. № 5. С. 25, 27
- Ленин В. И., «Заключительное слово по докладу о концессиях», «Доклад о концессиях»
- Смушков В. «Экономическая политика СССР», Изд-во «Пролетарий», 1925 г.
- Хромов С.С. «Иностранные концессии в СССР. Исторический очерк. Документы», в двух томах. Издательство «Интститут Российской Истории РАН», 2006 г.
- Эвентов А.Я. «Иностранные капиталы в русской промышленности» М.—Л.г 1931
- Western Technology and Soviet Economic Development by Antony C. Sutton (Hoover Institution Press, 1971), vol. 1 — 1917-1930, vol. 2 — 1930-1945
Источник