Эффект вытеснения
Эффект вытеснения (Crowding-out) — это тенденция к сокращению объема частных инвестиций в результате роста ставки процента, вызываемого экспансионистской фискальной политикой.
Рост правительственных расходов или сокращение чистых налогов приводят к росту структурного дефицита, который, в свою очередь, увеличивает реальный национальный продукт. Увеличение количества товаров и услуг потребует большего количества денег, необходимых для обращения, что приведет к росту ставки процента за счет возрастания спроса на деньги. Возросшая ставка процента приведет к сокращению инвестиций.
Графически процесс вытеснения можно представить с помощью IS-LM-инструментов, где кривая IS инвестиций, равных сбережениям, отражает зависимость объема реального национального продукта от ставки процента (I — планируемые инвестиции, равные планируемым сбережениям S). Кривая LM показывает отношение объема национального производства к ставке процента по мере изменения спроса на деньги — L, равного денежному предложению — M. На кривую IS оказывает влияние фискальная политика, в то время как на кривую LM влияет монетарная политика. В нашем примере кривая LM имеет позитивный наклон. В результате увеличения правительственных расходов и их мультипликационного возрастания, планируемые расходы возросли на 500 млрд. ден. ед. Но, в конечном итоге, национальный продукт возрастет только лишь на 250 млрд. ден. ед. за счет вытеснения инвестиций ростом ставки процента.
Эффект вытеснения связан, в первую очередь, со структурным дефицитом, т.е. с дефицитом, вызванным фискальной политикой, а не с циклическим дефицитом, при котором общий спад приводит к сокращению ставки процента и, таким образом, поощрению инвестиций.
По поводу размера вытеснения инвестиций существуют разные мнения. Представители монетаристской школы считают, что полное вытеснение наблюдается даже в краткосрочном периоде, следовательно, вся фискальная политика целиком уходит в рост ставки процента и не приводит к увеличению национального продукта. Эмпирические исследования показывают, что уже в течение одного года около половины всех фискальных мероприятий вытесняются ростом ставки процента, а в течение 3-4 лет вытесняются полностью. Это подтверждает мнение, что в долгосрочном периоде реальный национальный продукт возвращается к своему естественному уровню.
Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. — Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. — М.: Лазурь, 1994.
Источник
Эффект вытеснения
Что такое Эффект вытеснения?
Эффект вытеснения – это экономическая теория, утверждающая, что рост расходов государственного сектора снижает или даже сводит на нет расходы частного сектора.
Ключевые моменты
- Эффект вытеснения предполагает, что рост расходов государственного сектора приводит к снижению расходов частного сектора.
- Эффект вытеснения может иметь место по трем основным причинам: экономика, социальное обеспечение и инфраструктура.
- Наполнение, с другой стороны, предполагает, что государственные займы могут фактически увеличить спрос за счет создания рабочих мест, тем самым стимулируя частные расходы.
Как работает эффект вытеснения
Одна из наиболее распространенных форм вытеснения происходит, когда крупное правительство, такое как правительство США, увеличивает свои заимствования. Огромные масштабы этого заимствования могут привести к значительному повышению реальной процентной ставки , что приведет к поглощению кредитных возможностей экономики и оттолкнет предприятия от капитальных вложений.
Поскольку фирмы часто финансируют такие проекты частично или полностью за счет финансирования, в настоящее время им не рекомендуется делать это, поскольку альтернативные издержки заимствования денег выросли, что делает традиционно прибыльные проекты, финансируемые за счет кредитов, слишком дорогими.
Эффект вытеснения обсуждается в различных формах уже более ста лет. В течение большей части этого времени люди думали, что капитал ограничен и ограничен отдельными странами, что в значительной степени имело место из-за меньших объемов международной торговли по сравнению с сегодняшним днем. В этом контексте повышение налогообложения проектов общественных работ и государственных расходов может быть напрямую связано со снижением возможностей для частных расходов в данной стране, поскольку имеется меньше денег.
С другой стороны, макроэкономические теории, такие как чартализм и посткейнсианство, утверждают, что в современной экономике, функционирующей значительно ниже возможностей, государственные займы могут фактически увеличить спрос за счет создания рабочих мест, тем самым стимулируя также и частные расходы. Этот процесс часто называют «вытеснением». Эта теория получила некоторое распространение среди экономистов в последние годы после того, как было отмечено, что во время Великой рецессии огромные расходы федерального правительства на облигации и другие ценные бумаги фактически привели к снижению процентных ставок.
Краткая справка
Крупные правительства, такие как США, увеличивающие заимствования являются наиболее распространенной формой вытеснения, что приводит к повышению процентных ставок.
Типы эффектов вытеснения
Экономики
Сокращение капитальных расходов может частично компенсировать выгоды, полученные за счет государственных заимствований, таких как экономические стимулы, хотя это возможно только тогда, когда экономика работает на полную мощность. В этом отношении государственные стимулы теоретически более эффективны, когда экономика находится на низком уровне.
Однако в этом случае может произойти экономический спад, который приведет к сокращению доходов, которые правительство собирает за счет налогов, и побудит его занимать еще больше денег, что теоретически может привести к порочному кругу заимствований и вытеснения.
Социальное обеспечение
Вытеснение может также иметь место из-за социального обеспечения, хотя и косвенно. Когда правительства повышают налоги, чтобы ввести или расширить программы социального обеспечения, частные лица и предприятия остаются с меньшим дискреционным доходом , что может уменьшить благотворительные взносы. В этом отношении расходы государственного сектора на социальное обеспечение могут сократить взносы частного сектора на социальное обеспечение, компенсируя расходы государства на те же цели.
Точно так же создание или расширение программ государственного медицинского страхования, таких как Medicaid, может побудить тех, кто застрахован по частному страхованию, перейти на государственную страховку. Оставшись с меньшим количеством клиентов и меньшим пулом рисков, частным медицинским страховым компаниям, возможно, придется поднять страховые взносы, что приведет к дальнейшему сокращению частного покрытия.
Инфраструктура
Другая форма вытеснения может происходить из-за финансируемых государством проектов развития инфраструктуры , которые могут препятствовать развитию частного предпринимательства в той же области рынка, делая его нежелательным или даже невыгодным. Это часто происходит с мостами и другими дорогами, поскольку строительство, финансируемое государством, не позволяет компаниям строить платные дороги или участвовать в других подобных проектах.
Пример эффекта вытеснения
Предположим, фирма планировала капитальный проект с оценочной стоимостью 5 миллионов долларов и доходностью 6 миллионов долларов при условии, что процентная ставка по ее ссудам останется 3%. Фирма рассчитывает получить 1 миллион долларов чистой прибыли. Однако из-за шаткого состояния экономики правительство объявляет о пакете стимулов, который поможет нуждающимся предприятиям, но также повысит процентную ставку по новым кредитам компании до 4%.
Поскольку процентная ставка, которую фирма учла в своей бухгалтерской отчетности, увеличилась на 33,3%, ее модель прибыли резко меняется, и, по оценкам фирмы, теперь ей нужно будет потратить 5,75 миллиона долларов на проект, чтобы получить те же 6 миллионов долларов прибыли. Прогнозируемая прибыль упала на 75% до 250 000 долларов, поэтому компания решает, что было бы лучше использовать другие варианты.
Источник
Эффект вытеснения частных инвестиций
Сокращение инвестиций вследствие роста государственных расходов называется вытеснением частных инвестиций. Из изложенного выше видно, что неоклассики считают масштабы вытеснения гораздо большими, чем кейнсианцы.
Государство своей политикой может прямо стимулировать рост инвестиций. Это достигается путем, инвестиционных субсидий, инвестиционного налогового кредита, политики ускоренной амортизации.
Рис. 7.3 Влияние субсидий на инвестиции.
Инвестиционные субсидии, осуществляемые правительством, по сути дела возмещают частным фирмам часть их инвестиционных затрат. Поэтому при заданном уровне ставки процента фирма имеет возможность увеличить инвестирование, что выражается в сдвиге функции инвестиций II в положение I’I’. В результате роста инвестиций возрастает совокупный спрос, а это, в свою очередь, вызывает рост ставки процента. В итоге уровень инвестиций перемещается не в положение I3, а в положение I2, где I2 все же больше, чем I1
Выводы
1. Будучи самостоятельным экономическим субъектом, государство осуществляет расходы и нуждается в доходах.
2. Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов: налоги на доходы, налоги на расходы, налоги на собственность. Неналоговые поступления представляют собой преимущественно прибыли государственных предприятий. Доводы правительства зависят от величины национального дохода и ставки налогообложения. Данная зависимость может быть представлена: Т=tYY.
С позиции кейнсианцев сокращение налоговой ставки ведет к сокращению доходной части бюджета.
Сторонники теории предложения утверждают, что рост налоговой ставки приводит к увеличению налоговых поступлений.
Данная ситуация продолжается до того момента, пока есть стимулы к труду, приводящие к росту национального дохода и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Зависимость между ставкой налога и налоговыми поступлениями в бюджет описывается кривой Лаффера.
3. Государственные расходы условно можно разделить на четыре направления: правительственные закупки товаров и услуг (G); государственные инвестиции (1g); трансферты частному сектору (ТR); проценты по государственным долгам (rDY).
4. Превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит, который финансируется путем: а) увеличения количества денег высокой эффективности; б) роста количества облигаций казначейства у населения; в) расходования валютных резервов Центрального банка; г) продажи государственных активов.
Общий бюджетный дефицит делится на: а) первичный (величина, на которую расходы, не связанные с погашением процентов, превышают доходы); б) обслуживание долга (чистые процентные платежи).
Общий дефицит | = | (G1−T1) | + | rGD0 |
первичный дефицит | обслуживание долга |
где rG — процентная ставка, по которой правительство может брать взаймы и давать в долг, D0 — долг, перешедший из прошлого периода.
5. Через бюджетный дефицит может быть выражено бюджетное ограничение государства, которое формально может быть представлено: Данное уравнение показывает, что сегодняшнее изменение бюджетной политики отразится на завтрашнем состоянии экономики. Так, сокращение налогов без сокращения государственных закупок сегодня приведет к возникновению долга завтра, погасить который возможно либо за счет роста налогов, либо сокращения расходов.
6. Государство оказывает воздействие на потребительские решения домохозяйств через влияние налогов на их многопериодное бюджетное ограничение.
а) В условиях временного роста налогов потребители, стремясь сокращать свой уровень потребления, будут сокращать свои сбережения. Так как налоги и расходы государства возросли на одну и ту же величину (т.е. уровень государственных сбережений остался прежним), то общая величина национальных сбережений, должна сократиться.
б) При долгосрочном характере роста налогов наблюдается сокращение самого перманентного дохода, уменьшение величины потребления, а сбережения остаются неизменными или меняются незначительно.
7. Согласно тождеству Рикардо:
а) частный сектор включает в себя бюджетные ограничения государства;
б) государственный долг не рассматривается как богатство частного сектора;
в) временное изменение структуры налогов не влияет на бюджетные ограничения частного сектора;
г) поскольку частный сектор может беспрепятственно занимать деньги под такие же проценты, что и правительство, то расходование сбережений государства уравновешивается накоплениями частного сектора.
8. На практике фирмы уплачивают налог и получают субсидии, что влияет на принятие оптимальных инвестиционных решений:
а) если рост налогов при сбалансированном бюджете носит долговременный характер, то потребление сократится, а сбережения не изменятся, т.е. объем инвестирования не изменится
б) при временном изменении налогов уровень частных сбережений сокращается, ресурсная основа инвестирования уменьшается, объем инвестиций падает.
9. Сокращение инвестиций вследствие роста государственных расходов называется вытеснением частных инвестиций.
Государство может стимулировать рост инвестиций путем инвестиционных субсидий, инвестиционного налогового кредита, политики ускоренной амортизации.
Источник
Как найти эффект вытеснения частных инвестиций
ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ ( crowding-out effect ) — увеличение государственных расходов, которое приводит к уменьшению уровня расходов частного сектора. Финансовое вытеснение, описываемое в примечании к рис. 148, обусловлено лишь постоянством денежной массы, которое вызывает недостаток дополнительных заёмных средств для финансирования добавочных государственных расходов.
Если денежная масса фиксирована, то связанное с дополнительными государственными расходами увеличение потребностей государственного сектора в займах будет по мере роста государственных займов приводить к росту ставок процента, что уменьшит стимулы к инвестициям частного сектора. С другой стороны, если бы дополнительные заёмные средства можно было бы получить, скажем, из-за границы, то финансирование дополнительных займов правительства ненамного повысило бы процентные ставки и оказало бы незначительное влияние на частные инвестиции.
Термин «вытеснение» используется также в более широком смысле для описания последствий крупных государственных расходов при ограниченных национальных ресурсах, которых, таким образом, остаётся меньше для осуществления частных потребительских расходов, инвестиций частного сектора и экспорта. Такое реальное вытеснение будет иметь место лишь в той степени, в которой общий объём национальных ресурсов фиксирован и они полностью используются, так что увеличение спроса государственного сектора на ресурсы уменьшает их количество, остающееся в распоряжении частного сектора. Когда же можно привлечь недоиспользуемые ресурсы, есть возможность удовлетворить спрос как государственного, так и частного секторов.
«МИРНЫЙ ДИВИДЕНД» ( «peace dividend» ) — дополнительные ресурсы, которые могут быть получены в результате урезания национального военного бюджета вследствие улучшающихся политических отношений между странами Запада и странами Восточного блока.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ( government (public) expenditure ) — текущие расходы и инвестиции центрального правительства и местных властей, осуществляемые с целью предоставления общественных благ и услуг (здравоохранение, образование, оборона, пути сообщения и т. д.), рыночных товаров и услуг (уголь, почтовые услуги и т. д.) и трансфертных платежей (пособия по безработице, государственные пенсии и т. д.). В модели кругооборота национального дохода трансфертные платежи исключаются из государственных расходов, поскольку они не являются вознаграждением за производительские услуги (т. е. не увеличивают общий выпуск), но представляют собой простое перераспределение поступлений от одних домашних хозяйств к другим.
Государственные расходы финансируются путём налогообложения и заимствований (см. потребность государственного сектора в займах).
Государственные расходы — важный компонент совокупного спроса в кругообороте доходов (расходов). Они используются в качестве инструмента фискальной политики при регулировании уровня расходов в экономике. Однако изменение государственных расходов в коротком периоде нелегко осуществить из-за административных и политических трудностей, особенно в тех случаях, когда сокращение расходов направлено на уменьшение совокупного спроса. Например, в коротком периоде трудно добиться сокращения расходов на здравоохранение, образование и т. д. (из-за высокой трудоемкости этих видов деятельности при низкой доходности), не подрывая системы общественных услуг; в то же время сокращение трансфертов беднейшим членам общества политически непопулярно. Кроме того, если главный удар перемен падает на государственные инвестиционные расходы, это может серьёзно подорвать долгосрочные инвестиционные проекты, в то же время сокращение расходов приводит к разрушению социальной инфраструктуры. Вдобавок к этому, если государственные расходы включают закупку товаров и услуг у предпринимательского сектора, изменения могут оказать сильнейшее воздействие на положение частного сектора.
«Современная денежная теория» — неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. ( П.И.Гребенников )
ПРАВИТЕЛЬСТВО ( government ) — верховный руководящий орган страны, который отвечает за национальную безопасность, поддерживает порядок и законность и т. д. Экономическая роль правительства (государства) зависит от общественно-политической системы данной страны, варьируя между двумя полярными типами экономики — централизованно планируемой экономикой и экономикой частного предпринимательства .
В первом случае правительство играет всеобъемлющую роль, зачастую являясь собственником большей доли экономических ресурсов и определяя, какие продукты следует производить.
Во втором случае, когда ресурсы находятся в частных руках и рынки служат главным механизмом размещения ресурсов, правительство играет более ограниченную роль, влияя лишь на общий уровень экономической активности путём управления спросом и перераспределения дохода и богатства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БРОКЕР ( government broker ) — фирма, уполномоченная правительством на размещение государственных ценных бумаг. В 1986 г. Банк Англии осуществил продажу таких ценных бумаг через сеть «одобренных» дилерских фирм.
ЛИМИТЫ НАЛИЧНОСТИ ( cash limits ) — средство контроля над расходами государственного сектора, заключающееся в установлении для департаментов правительства или национализированных отраслей максимума общих расходов, причём льготы в связи с инфляцией сознательно не делаются.
ПОТРЕБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЗАЙМАХ ( public-sector borrowing requiriment (PSBR) ) — превышение государственных расходов над доходами от налогообложения, требующее от правительства компенсировать разницу с помощью займа денег у банковской системы (посредством эмиссии казначейских векселей) или у общества (посредством эмиссии долгосрочных облигаций), бюджетный дефицит используется в качестве инструмента фискальной политики как средство увеличения общих расходов (совокупного спроса) в экономике.
Размер номинальных займов государственного сектора зависит не только от планируемых расходов государства и его дохода от налогообложения (т. е. от фискальной позиции), но также и от уровня экономической активности и темпа инфляции.
Колебания экономической активности ведут к изменениям потребностей в займах. Эти потребности имеют тенденцию увеличиваться во время спада, когда общая сумма налоговых поступлений падает, а выплаты пособий по социальному обеспечению растут в ответ на снижение доходов и рост безработицы, и уменьшаться во время экономического подъёма, когда общая сумма налоговых поступлений растёт, а выплаты пособий по социальному обеспечению сокращаются в ответ на рост доходов и снижение безработицы (см. автоматические (встроенные) стабилизаторы). Для того чтобы устранить воздействие на потребности в займах со стороны циклических колебаний экономической активности, связанных с деловыми циклами, необходимо подсчитать циклически скорректированные заёмные потребности. Устраняя воздействие эффекта циклических колебаний на состояние государственного бюджета, циклически скорректированные заёмные потребности характеризуют их возможный уровень при «трендовом» уровне экономической активности.
Инфляция также воздействует на номинальные потребности государственного сектора в займах, так как если большая часть долга государственного сектора определена в номинальном выражении, его реальная ценность падает обратно пропорционально темпу инфляции, снижая реальную ценность государственных обязательств. Реальный уровень заёмных потребностей определяется по текущему с учётом воздействия инфляции на реальную стоимость запаса долга государственного сектора (потребности государственного сектора в займах, скорректированные с учётом инфляции). Таким образом, для данных реальных заёмных потребностей более высокий темп инфляции подразумевает высокий номинал этих потребностей. При учёте эффекта инфляции 1970-х гг. высокий номинальный уровень займов (обозначающий большой финансовый дефицит) показывает достаточно скромный уровень реальных заёмных потребностей (обозначающий финансовый избыток). Государственный сектор накапливает номинальный запас своего долга с темпом меньшим, чем темп, с которым инфляция фактически уменьшает ценность займов, полученных в прошлом.
Существуют три основных способа, с помощью которых государство может финансировать свои заёмные потребности:
( а ) заём денег у частных лиц, фирм и финансовых структур частного сектора путём продажи государственных облигаций и векселей; установление высоких процентных ставок по этим ценным бумагам сделает государственный долг привлекательным для кредиторов;
( б ) заём денег у зарубежных кредиторов путём продажи государственных ценных бумаг; такие займы воздействуют на платёжный баланс;
( в ) краткосрочный денежный заём у системы коммерческих банков путём продажи им казначейских векселей. Это способствует увеличению резервных активов банков, позволяя им, в свою очередь, увеличивать предоставляемые ими кредиты.
Первые два способа финансирования заёмных потребностей государственного сектора (продажа облигаций небанковскому частному сектору) могут привести к увеличению процентных ставок, но из-за того, что они обеспечивают стабильное (как правило, долгосрочное) финансирование государственных займов, они не оказывают влияния на предложение денег. Напротив, если государство не может финансировать все свои финансовые потребности из двух первых источников, оно должно обратиться за займом к банковской системе. Это практически аналогично дополнительной денежной эмиссии и ведёт к увеличению предложения денег.
Займы государственного сектора могут способствовать вытеснению (см. эффект вытеснения) частного сектора. Во-первых, с помощью облегчения большой части государственных расходов эти займы могут привести к реальному вытеснению, так как государственный сектор использует большую часть национальных ресурсов, оставляя меньшую на частные потребительские расходы, инвестиции и экспорт. Во-вторых, дополнительный государственный заём приведёт к увеличению процентных ставок и, таким образом, вызовет финансовое вытеснение, так как частные инвестиции снижаются из-за высоких процентных ставок.
Начиная с 1980 г. британское правительство публиковало среднесрочную финансовую стратегию, которая предусматривает определение ежегодных целевых показателей для заёмных потребностей государственного сектора, выраженных в процентах от валового национального продукта, хотя в 1990 г. эта стратегия стала иметь меньшее значение.
Если доходы государства от налогообложения превышают его расходы, то это приводит к отрицательным заёмным потребностям или к погашению долга государственного сектора (осуществляется погашение долгов прошлых лет).
«Современная денежная теория» — неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. ( П.И.Гребенников )
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ( public finance ) — раздел экономической науки, изучающий расходы и доходы органов государственной власти и воздействие, которое они оказывают на экономику. Когда сторонники классической экономической теории обратились к предмету государственных финансов, их внимание было сконцентрировано в основном на «доходной стороне» государственного бюджета — налогообложении. Начиная с 1930-х гг. (в эпоху господства кейнсианства) гораздо больший акцент был сделан на «расходной стороне» бюджета и на том воздействии, которое оказывает на экономику фискальная политика.
Государственный сектор является настолько значительной частью большинства экономических систем, что влияет фактически на все аспекты экономической жизни. Это происходит либо через расходы на товары и услуги, произведённые частным сектором, либо через выплату заработной платы работникам, занятым в государственном секторе, либо через выплату социальных пособий (пенсий, пособий по болезни и безработице). Финансирование этих расходов с помощью различных налогов (подоходного, на добавленную стоимость, на прибыль корпорации и т. д.), в свою очередь, влияет на уровень и структуру расходов частных лиц и организаций.
Государство планирует свои доходы и расходы на каждый финансовый год путём составления бюджета. Оно может планировать равенство доходов и расходов, стремясь к сбалансированному бюджету, или же оно может планировать превышение доходов от налогообложения над расходами, стремясь получить бюджетный излишек, который будет использован для погашения ранее накопленных долгов государственного сектора (см. государственный долг). Государство также может планировать превышение расходов над доходами, создавая бюджетный дефицит, который должен быть финансирован с помощью займов (см. потребность государственного сектора в займах).
Являясь инструментом выполнения правительством своих экономических и социальных обязательств, бюджет играет интегрирующую роль в фискальной политике, особенно при осуществлении политики по управлению спросом для снижения уровня безработицы и замедления темпов инфляции.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ ( national debt or government debt ) — задолженность центрального правительства отечественным и иностранным кредиторам. Государственный долг возникает в результате превышения государственных расходов над доходами от налогообложения и других поступлений (бюджетный дефицит). Этот разрыв может возникать как следствие единичного события (например, финансирование ведения войны) или же отражать осуществление правительством стимулирующей (экспансионистской) фискальной политики.
Государственный долг в Великобритании оформляется в виде следующих финансовых инструментов: прежде всего краткосрочных казначейских векселей и долгосрочных облигаций, а также национальных сберегательных сертификатов. Процент по государственному долгу выплачивается из текущих бюджетных поступлений. |
Иногда размеру государственного долга придаётся слишком большое значение. Например, в 1991 г. государственный долг Великобритании составил 163 000 млн ф. ст. тогда как текущий валовой внутренний продукт составлял 574 000 млн ф. ст. Однако причин для тревоги нет, поскольку большую часть государственного долга составляет задолженность отечественным резидентам и институтам. С точки зрения модели кругооборота национального дохода выплаты процентов по государственному долгу отечественным кредиторам представляют собой трансфертные платежи и не являются чистым уменьшением реальных ресурсов экономики, т. е. не снижают её возможности по производству товаров и услуг. В 1991 г. 94% государственного долга Великобритании оставалось внутри страны, а выплаты на его обслуживание составляли всего 7% от общей суммы государственных расходов.
ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ( public-sector debt repayment (PSDR) ) — превышение государственных доходов от налогообложения над государственными расходами, что позволяет погасить некоторые займы, полученные в прошлом. бюджетный излишек используется в качестве инструмента фискальной политики как средство уменьшения общих расходов (совокупного спроса) в экономике. О том, как колебания уровня экономической активности и темпы инфляции влияют на состояние государственного бюджета, см. потребность государственного сектора в займах.
См. государственный долг
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗА СЧЁТ ЗАЁМНОГО КАПИТАЛА ( debt financing ) — финансирование фирм и дефицита государственного бюджета путём выпуска ценных бумаг, таких как краткосрочные переводные векселя компаний и государственные казначейские векселя, а при займах государства — долгосрочные облигации.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ ( budget deficit ) — превышение государственных расходов над государственными доходами за какой-либо финансовый год. Государственные поступления — это прежде всего поступления от налогообложения физических и юридических лиц, но имеются и другие источники доходов, например продажа долей государства в частных или общественных предприятиях. Управление дефицитом госбюджета (финансирование дефицита) является инструментом фискальной политики , дающим возможность государству воздействовать на уровень совокупного спроса и занятости в стране. Такого рода политика пропагандировалась в 1930-х гг. Дж. Кейнсом как способ выхода из имевшей место депрессии. До того господствовало мнение, что государство должно проводить политику сбалансированного бюджета, не вмешиваясь в положение дел в экономике. Дж. Кейнс утверждал, что государству следует вмешиваться в экономику, сознательно идя на разбалансированность бюджета с тем, чтобы «влить» дополнительный совокупный спрос в экономику, находящуюся в состоянии депрессии, и наоборот.
После второй мировой войны большинство государств Запада использовало бюджетный дефицит для поддержания высокого уровня занятости и стимулирования экономического роста. При повышении потребности государственного сектора в займах бюджетный дефицит финансировался за счёт выпуска казначейских векселей и долгосрочных облигаций. Такая политика приемлема до тех пор, пока экономика растёт и процентные платежи по этим займам не стали непропорционально велики по сравнению с общим уровнем государственных расходов. Если государство берёт взаймы больше, чем необходимо для поддержания долгосрочного экономического роста и для осуществления антициклической политики, это в конце концов приводит к инфляции . Следовательно, ключевое значение имеет то, как долго и насколько расходы больше (или меньше) доходов.
Бюджетный излишек (избыток) — противоположное явление, т. е. превышение государственных доходов над расходами.
«Современная денежная теория» — неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. ( П.И.Гребенников )
БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК (ИЗБЫТОК) ( budget surplus ) — превышение поступлений от налогообложения над государственными расходами. Бюджетный излишек используется как инструмент фискальной политики для понижения уровня совокупного спроса в экономике.
БРЕМЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ( burden of debt ) — процентные платежи по долгу, возникающие в результате займа, взятого индивидами, фирмами и государствами.
Процентные платежи по государственному долгу выплачиваются за счёт доходов от налогообложения и прочих поступлений. Понятие «бремя», казалось бы, подразумевает, что государственная задолженность — это «плохо», ибо финансовые обязательства от нынешних поколений (расходующих чрезмерно много) переходят к будущим поколениям. Однако здесь важно подчеркнуть, что процент, выплачиваемый по национальному долгу, представляет собой трансфертный платёж и не является чистым вычетом из объёма производства товаров и услуг при условии, что большая часть этой задолженности есть долг перед гражданами страны.
Инфляция уменьшает реальное бремя задолженности, если долг выражен в номинальных величинах.
КАЗНАЧЕЙСТВО ( Exchequer ) — государственный орган в составе министерства финансов Великобритании, отвечающий за сбор, хранение и выпуск правительственных финансовых ресурсов.
Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:
Источник