Как научить ребенка планировать свою деятельность

Индивидуализация детей дошкольного возраста. Формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников

Ирина Еремина
Индивидуализация детей дошкольного возраста. Формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников

1. Индивидуализация детей дошкольного возраста.

(Умение детей планировать свою самостоятельную деятельность.)

2. C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Мин. Обр. науки Российской Федерации, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Изучив данный стандарт, мы отметили, что большое внимание уделено развитию индивидуализации дошкольников. Это отражено в следующих пунктах, которые вы видите на экране. Хочется отметить пункт

4. 3.2.5. ФГОС, в котором определены условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей (они отображены на слайде).

5. Изучая проблему индивидуализации детей дошкольного возраста, мы поставили перед собой определенные задачи, представленные на слайде.

6. Как результат своей деятельности, нам хочется увидеть умение детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.

7. Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

8. Практика показала, что в процессе занятий, воспитатель учит детей ставить цель, планировать, выполнять контрольно-корректировочные действия. Но в этом случае общие способы действий формируются в ходе реализации содержания конкретного занятия и не осознаются детьми как обязательные компоненты любой деятельности. Сформированные специальные умения также большей частью не переносятся в самостоятельную деятельность.

Результаты обследования детей методом наблюдения показали, что в свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отличалась бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражалась в отдельных бесцельных действиях (беспорядочный бег по группе, хаотичные удары по металлофону и пр.). Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходили» от первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности, не завершая начатого.

9. Во избежание этого, должно помочь руководство взрослого, направленное на расширение у детей необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости.

10. Работа воспитателя, не ограничивается 1,5 часовым образовательным циклом. 1-1,5 часа — это только работа с детьми по тематическому проекту. Для того, чтобы он осуществился, необходимо еще многое сделать и до и после работы в центрах.

«ПЛАНИРОВАНИЕ»

11. 12. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта)в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

13.Внимания требует подготовка материалов для центров активности: материалы должны частично обновляться каждый день.

14. Во время работы детейв центрах активности воспитатель может:

а) работать в одном из центров;

15. б) переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;

в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;

г) наблюдать за конкретным ребенком.

16. Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части,направленных: на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, на активизацию художественно-речевой, 17. двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры. Осуществляются эти занятия не реже двух раз в месяц, а содержание умений, формируемых в процессе их проведения, должно соответствовать программным требованиям.

18. Дневной цикл деятельности ребенка выглядит примерно так — «План — дело — оценка» (содержание деятельности детей соответствует возрастам).

Утром, по мере прихода в группу, ребенок самостоятельно включается в игры.

19. 5- 7 лет — Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком. Участвует в групповых делах — дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями и животными.

20. 4-5 лет — Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь.

21. 2-4 года — Дети младшего возраста могут передвигаться из центра в центр или играть в одном из них, или общаться здесь же в группе со свободными взрослыми.

22. После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана — «Дело», т. е. работа в центре.

23. Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка будет определена его готовностью к самостоятельной работе, качеством плана, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.

Читайте также:  Свое дело от сбербанка как найти

24. Спланированная работа может быть не закончена за один день (например, постройка дворца — дело длительное). В этом случае, ребенок может продолжить работу в последующие дни. Партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания самих детей. Более того, сам инициатор постройки дворца в какое-то время может утратить интерес к его изготовлению. В этом случае воспитатель не требует его обязательного присутствия — всегда найдутся те, кому эта работа интересна.

25. Оценка осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана,выбранного ребенком: «что хотел сделать, и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще хочет научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились.

В случае, если ребенок длительное время выбирает один и тот же центр, взрослым необходимо оценить суть его деятельности — есть ли в ней движение вперед, освоение новых способов действий, приобретение новых знаний.

Если есть — все в порядке. Если динамики нет, и ребенок выбирает этот центр только потому, что ему там проще всего, задача взрослых найти ненасильственные способы продвижения ребенка.

26. Например, ребенок выбирает все время катание кукол в коляске. Воспитатель вносит новые задания в этот центр — покормить куклу, сводить к врачу, уложить спать, рассказать сказку и т. п.

Это может служить примером индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

27. Дневной план деятельности воспитателя выглядит следующим образом «Планирую — наблюдаю — анализирую»

В свободное от занятий время рекомендуется акцентировать внимание детей на необходимости определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серии картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные (ключевые) организационные действия.

28. Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи? Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может быть план (план обобщённого действия). Одним из таких планов является алгоритм.

Важным моментом в организации учебно-воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов.

29. В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так на занятиях может появиться сказочный человечек. Например,мы используем: «Мистера Успех», «Деда Всеведа», «Любознайкина». Они включают детей в процесс, играют с ними, рассказывают детям о своей жизни по плану и без него, учат детей составлять свой личный план и выполнять различные задания.

30. На занятиях детям предлагаются готовые образцы планов, происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана. После составления которых проходит закрепление материала на практике.

31. Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа, самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия /разговора по телефону, приёма гостей, сюжетно-ролевой игры, движения от дома до детского сада… и т. д. /.

В конце занятия педагог ставит задачи для размышления:

32. Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему?

33.Анализ: В ходе работы воспитатель получает огромное количество информационного материала: (ПО КАКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ, ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ НА СЛАЙДЕ.)

Из всего вышесказанного можно сделать Вывод.

34. Обучение основам планирования в детском саду, является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста. Обучение планированию нужно начинать от простого — к сложному. Т. е. сначала надо научить детей планировать какой-то один вид деятельности (аппликацию, лепку, сюжетно ролевую игру и т. д., а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня.

35. В младшем и среднем возрасте, можно использовать прием планирования дня под руководством воспитателя.

36. В старшей группе, можно привлечь родителей к составлению дня ребенка в детском саду. Но предварительно, их необходимо познакомить с правилами планирования.

37. В подготовительной группе, дети, пройдя все стадии подготовки к планированию, могут самостоятельно спланировать свой день в детском саду.

38. В конце хочется предложить вам схему для оформления сценария совместной деятельности, которую вы можете прочитать на слайде.

Семинар для педагогов ДОУ «Введение ФГОС до» Форма проведения: круглый стол Категория слушателей: педагоги ДОУ План семинара: 1. Ключевые моменты содержания ФГОС дошкольного образования.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Источник

25 способов научить ребенка управлять своим временем

Тайм-менеджмент – навык, который важно развивать у ребенка с раннего возраста

Тайм-менеджмент – это важный навык, который дает много преимуществ в жизни и детям, и взрослым. Чем раньше вы обучите этому ребенка, тем лучше. Тайм-менеджмент не только помогает завершать поставленные задачи, но и снижает уровень стресса в ходе их выполнения. Как правило, у современных детей много занятий: школа, спортивные секции, внеклассные занятия и т. д. Каждое из этих занятий важно для развития ребенка. Ребенок должен найти баланс между всеми этими делами – так он научится эффективно распоряжаться своим временем.

Вам может казаться, что ребенок еще слишком маленький, чтобы понять суть тайм-менеджмента. Однако есть способы научить его управлять временем и правильно составлять распорядок дня. В статье мы поговорим о том, как научить ребенка основам тайм-менеджмента.

Читайте также:  С чего начать свой бизнес бар

Почему тайм-менеджмент важен?

Тайм-менеджмент – это навык, который делает людей более дисциплинированными и ответственными. Навык тайм-менеджмента дает детям и многие другие преимущества, например:

  • учит их распределять время на выполнение каждой задачи;
  • помогает расставлять приоритеты;
  • улучшает аналитические навыки;
  • позволяет выполнять несколько задач за короткий период;
  • снижает стресс во время работы.

25 советов по обучению детей тайм-менеджменту

Для того чтобы научиться управлять временем, нужно научиться организовывать свой распорядок и расставлять приоритеты. Детям сложно этому научиться, но постоянная практика поможет им в этом. Рассмотрим несколько советов по поводу того, как научить детей тайм-менеджменту. Попробуйте все указанные советы и выберите те, которые подходят вам.

1. Поговорите о том, как сменяются времена года

Первый шаг в обучении детей тайм-менеджменту – научить их самому понятию времени. Объяснить, что такое время, на словах может быть трудно. Поэтому лучший способ – наглядно показать ребенку ход времени.

Объясните ребенку, как сменяются времена года и какие изменения в природе происходят каждый сезон. Вы можете предложить ему наблюдать за тем, как растут деревья, и записывать свои наблюдения в тетрадь. Это поможет ребенку понять, как проходит время, и как сменяются времена года.

2. Научите ребенка оценивать время

Чтобы правильно планировать распорядок дня, нужно научиться анализировать, сколько времени займет то или иное занятие. Научите этому ребенка. Позвольте ему составить расписание занятий на день – для этого он в течение дня должен обращать внимание, сколько времени занимает то или иное занятие. В конце каждого дня выделяйте 15 минут на то, чтобы проанализировать все, что он делал в течение дня. Сравнивайте время, количество занятий и результаты в течение каждого дня. Вносите коррективы, когда планируете занятия на следующий день – это поможет ребенку правильно оценивать время.

3. Помогите ребенку составлять расписание

Понаблюдайте за тем, как ребенок проводит большую часть своего времени. Обратите внимание, эффективно ли ребенок использует свое время или тратит его на компьютерные игры или просмотр телепрограмм. Основываясь на увиденном, предложите ребенку самому составить расписание, выделяя время на учебу, игры, прогулки и другие занятия. Если ребенок несколько раз составит для себя расписание, это войдет у него в ежедневную привычку.

4. Приучите ребенка к распорядку

Установленный распорядок учит ребенка проявлять терпение и достигать поставленных целей. Сначала вы можете предложить ребенку выполнить простые занятия: выполнить какую-либо работу по дому или просто поиграть в течение определенного времени. Когда время на игры подходит к концу, напомните об этом ребенку. Так он больше будет готов к тому, что дальше его ждут занятия, которые ему не нравятся. Таким образом, ребенок учится проявлять терпение и организовывать свое время.

5. Объясните ребенку, как подготовиться к различным занятиям

Навыки тайм-менеджмента тесно связаны с другими навыками. Очень важно подготовить все необходимое для предстоящих занятий. Например, если ребенок учит уроки, а у него под рукой нет необходимых учебных принадлежностей, это занятие займет у него намного больше времени. Научите ребенка заранее организовывать место для различных занятий и давайте вознаграждение за выполненную работу. Если у ребенка под рукой будет все необходимое, это поможет ему избежать стресса при выполнении работы.

6. Используйте таймер

Чтобы помочь ребенку понять важность времени, следите за тем, чтобы он заканчивал свои дела в запланированное время. Лучший способ сделать это – установить таймер. Можно также использовать песочные час или любое другое устройство, которое будет показывать ребенку, сколько времени осталось. Если он выполнит работу вовремя, дайте ему время поиграть или придумайте дугой способ поощрения.

7. Объясните ребенку последствия за нарушения графика

В развитии навыков тайм-менеджмента важно, чтобы ребенок взял на себя ответственность за свои действия. В противном случае это может привести к срыву задач или нарушениям графика. Чтобы научить ребенка ответственности, объясните ему, какие последствия его ждут в случае, если он не сделает работу вовремя. Вместе с тем расскажите ему, как можно развить навыки.

8. Устанавливайте долгосрочные цели

Когда у ребенка есть долгосрочное задание, успех во многом зависит от правильной подготовки. Помогите ребенку разбить большую задачу на несколько маленьких и определить сроки их выполнения. Это упрощает достижение конечной цели и снижает у ребенка уровень стресса. Кроме того, маленькие шаги помогают более точно выполнить поставленную задачу.

9. Помогите ребенку расставлять приоритеты

Помогите ребенку планировать дела и составлять их список. Помогайте, если у него возникают трудности в выполнении какой-либо задачи. Предложите ему проанализировать школьное расписание и спланировать свои дела.

Помогите ребенку расставить приоритеты в учебе и остальных сферах жизни. Некоторые задачи нельзя откладывать (например, выполнение домашних заданий или подготовку к экзаменам), а некоторые можно выполнить позже.

10. Определите время для сна

Если ребенок ложится спать в одно и то же время, это учит его правильно распределять время в течение дня на учебу, игры и другие занятия. Кроме того, если ребенок рано ложится спать и рано встает, он может лучше управлять своим временем.

11. Принимайте пищу в определенное время

Принимать пищу также стоит в одно и то же время каждый день. Ужин – это хороший повод собраться всей семьей и поговорить о том, как прошел день у каждого из вас. Слушая взрослых, ребенок может узнать много нового. Если во время ужина вы будете обсуждать предстоящие дела, ребенок будет учиться у вас планированию и организации дел.

Читайте также:  Организация пространства кухни своими руками

12. Установите правила использования гаджетов

Несмотря на то, что смартфон или планшет могут помочь выполнять работу, в повседневной жизни они могут мешать, если использовать их слишком часто. Поэтому дома нужно ограничить использование гаджетов. Вы можете определить, в какое время и в каких местах нельзя использовать мобильные телефоны (например, за столом или в спальне ребенка). Вы также должны придерживаться установленных правил.

13. Организуйте место, где ребенок сможет учить уроки

Чтобы создать ребенку условия для учебы, организуйте место. Позаботьтесь о том, чтобы ребенка ничто не отвлекало от учебы: комната должна быть тихой и непроходной. Также у ребенка под рукой должны быть все необходимые учебные принадлежности.

14. Составьте вместе с ребенком чек-лист

Запишите на листке бумаги список дел на день. Когда ребенок выполнит одну задачу, он должен поставить напротив нее галочку. Помогите ребенку составить чек-лист на день, неделю и месяц. Не забывайте поощрять ребенка каждый раз, когда он выполнит все пункты из списка – это будет мотивировать его повышать планку в следующий раз.

15. Понимайте тревоги ребенка

Если у ребенка возникнут проблемы с выполнением какой-либо задачи, скажите, что вы готовы ему помочь. Выслушайте ребенка и дайте ему совет, как решить проблему. Не заставляйте ребенка и не будьте с ним слишком строгими, чтобы он не испытывал излишнего стресса.

16. Привнесите в занятия немного веселья

Дети любят веселые занятия. Если ребенку интересно, он прилагает больше усилий. Вы можете использовать это в планировании дел вместе с ребенком. Например, вы можете красочно оформить список дел на день или устроить соревнование: сможет ли ребенок выполнить больше дел, чем вчера. Так ребенок заинтересуется планированием и узнает, что это может быть веселым занятием.

17. Учите ребенка тайм-менеджменту с раннего возраста

Учите ребенка управлять временем с раннего возраста. К тому времени, когда он будет жить отдельно от вас, он должен уметь планировать свое время. Учите его выполнять работу по дому в соответствии с возрастом. Чем раньше вы начнете учить этому ребенка, тем лучше.

18. Начните вести семейный календарь

В начале месяца соберитесь вместе с семьей и распределите домашние обязанности. Так каждый член семьи будет знать свои обязанности и сможет составить расписание так, чтобы не мешать другим членам семьи выполнять свои обязанности. Предложите ребенку выписать важные даты в течение месяца и уже после этого планировать все остальные дела. Вы можете проявить творчески подход и запланировать какое-нибудь веселое мероприятие для всей семьи.

19. Помогайте ребенку придерживаться плана

Поначалу ребенку бывает трудно придерживаться плана. Помогите ему. Не страшно, что у него еще нет достаточных навыков – главное, что он старается. Рано или поздно он научится правильно распределять свое время и выполнять все запланированные дела.

20. Используйте удобные для ребенка инструменты тайм-менеджмента

Для того чтобы развить навыки тайм-менеджмента, ребенку нужны понятные инструменты. Важно, чтобы они были наглядными. Если вы не можете найти их в продаже или скачать в интернете, сделайте их сами. Проанализируйте расписание ребенка и найдите творческие, но наглядные способы облегчить им процесс управления временем.

21. Не переусердствуйте

Не принуждайте ребенка планировать каждый свой шаг. Чрезмерное планирование может усилить стресс, сбить ребенка с толку и в конечном итоге привести к неудаче. Давайте ребенку свободное время и наблюдайте за ним. Если он не может расслабиться, возможно, стоит пересмотреть его расписание и дать ему больше свободного времени.

22. Поощряйте ребенка

Мотивируйте ребенка с помощью различных поощрений. Когда вы признаете его умение управлять своим временем, в следующий раз он будет стараться еще больше. Вознаграждением может стать дополнительное время, которое ребенок проведет с друзьями, угощение и т. д. Поощряйте ребенка каждый раз, когда он выполнит все пункты из списка, или раз в неделю.

23. Включайте в расписание свободное время

Очень важно, чтобы в расписании ребенка были не только дела, которые он должен выполнить в течение дня, но и свободное время. Так он поймет, что важно не только выполнять все задания, но и отдыхать. В свободное время позвольте ему поиграть с друзьями, посмотреть фильм или заняться чем-то, что ему интересно.

24. Советуйте, но не контролируйте

Когда вы советуете и помогаете ребенку, вы учите его самостоятельно решать проблемы. Когда вы контролируете, вы настаиваете на том, чтобы ребенок выполнил свою работу. С помощью советов и подсказок вы можете научить ребенка отвечать за свои действия.

25. Добавляйте важную информацию в расписание

Это могут быть праздники, дни рождения членов семьи, визиты к врачу и т. д. Попросите ребенка посмотреть расписание на следующий день, чтобы он расставил приоритеты. Помогите разбить важные дела на более мелкие задачи, которые он может выполнять в течение нескольких дней.

Главная задача в обучении ребенка тайм-менеджменту – научить его понимать важность времени. Когда ребенок научится планировать свои дела, вы поймете, что хорошо сделали свою работу. Не волнуйтесь, если у ребенка возникнут трудности в планировании. Постоянная практика поможет ему справляться с ними. Все, что вам нужно – помогать, наблюдать и проявлять терпение.

Источник

Оцените статью