Бизнес на пижамах: как алтайские студенты создают свой «текстильный» бизнес
Редакция, Общество, 9:30, 03.02.2021
Студентки Алтайской академии гостеприимства уверенно идут к своей мечте: открыть производство по пошиву домашней одежды и пижам
Не так много времени осталось до конца учебного года и будущие выпускники высших и средних учебных заведений уже задумываются над тем, где начнут работать.
Студентки третьего курса Алтайской академии гостеприимства Мария Регещук и Анна Бакаева уже определись. Сразу после защиты дипломных работ они намерены открыть собственное дело – швейную мастерскую, а также предоставить рабочие места своим сокурсницам.
Бизнес-план для сестры
Идея бизнес-проекта у будущих предпринимательниц родилась не на пустом месте. Сестра Марии Наталья Алексеева уже не первый год занимается пошивом домашнего текстиля. Продукцию реализует через страничку в Instagram. Хлопковые пижамы и другие изделия пользуются хорошим спросом у подписчиков, число заказов растет, справляться в одиночку становится все сложнее.
«Когда куратор предложила написать в качестве дипломной работы бизнес-план, сразу решили, что он не должен просто остаться на бумаге. На его основе хотим создать мини– предприятие, на базе которого развивать дело моей сестры. Это позволит расширить ассортимент, увеличить объемы, расширить рынок сбыта», – поясняет Мария.
Девушки просчитали, что на первом этапе затраты составят порядка 400 тысяч рублей. Деньги нужны на аренду подходящего помещения, приобретение оборудования, оформление необходимой документации. На первом этапе они готовы принять четырех сотрудников: две швеи, закройщика, швею на оверлок. Трудоустройство в первую очередь предложат выпускницам Академии гостеприимства по курсу «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», которые получат возможность отработать навыки, расти профессионально вместе с молодым предприятием. Мария и Анна, имея профильное образование «Экономика и бухгалтерский учет», будут вести документацию, а Наталья – руководить швейным процессом.
Под нестандартные размеры
Выбирая бизнес-нишу, Мария и Анна понимали, что конкуренция на рынке текстильной продукции серьезная. Дефицита в домашних изделиях нет. Завоевывать потребителей намерены качеством, современными моделями и индивидуальным подходом к клиенту.
«Есть немало людей с нестандартными размерами: очень полные или, напротив, слишком худые. Им сложно в магазинах найти одежду, чтобы не только хорошо сидела по фигуре, но и чтобы в ней было комфортно, красиво. В нашей мастерской они смогут выбрать понравившуюся модель, которую мы отошьем под их параметры. Кроме того, будем шить под индивидуальные заказы, например, подарочные варианты или комплекты для всей семьи», – уточняет Анна Бакаева.
Также в планах – открытие магазина для реализации собственной продукции. Кроме того, через соцсети и Интернет-магазины они намерены выйти на соседние регионы, расширив географию продаж.
Поддержка на старте
Старт бизнес-проекта намечен на июнь этого года после сдачи всех выпускных экзаменов и получения диплома об образовании.
«Мы понимаем, что предстоит немало трудностей, ведь ни у кого из нас нет опыта предпринимательской деятельности. Готовы учиться, развиваться в этом направлении. Хороший задел на будущее получили, приняв участие в конкурсе «Фабрика бизнес-идей», организованного краевым центром «Мой бизнес». Мы смогли пообщаться с ведущими экспертами, предпринимателями, уже достигшими успеха в своем деле. Поняли, что нам необходимо подкорректировать в нашем проекте, какие возможны подводные камни, а также на какую поддержку на старте можем рассчитывать, в том числе на ту, что оказывает Фонд развития малого и среднего предпринимательства», – делятся девушки.
«Выход в полуфинал позволил девушкам пройти ряд мастер-классов от бизнес-наставников проекта, принять участие в решении нестандартных задач, с которыми могут столкнуться предприниматели. Важный элемент для конкурсантов – менторское сопровождение. У них ментором выступила Евгения Буглакова, собственник компании «ASBA-консалтинг» и автор проекта «Клуб читающих бизнесменов». Ее грамотная корректировка бизнес-плана и своевременные советы помогли авторам проекта глубже погрузиться в бизнес-процессы, оценить перспективы развития их ателье», – подчеркнула Евгения Уфимская.
Также она от души пожелала команде успешно стартовать, и, конечно, помнить, что Центр «Мой бизнес» готов поддержать молодые стартап-проекты комплексом услуг и профильных консультаций.
Источник
Выросли из пижамы: как в России заработать на производстве и продаже одежды
«Главное — следовать мечте и не бояться экспериментировать»
IT-инструменты, которые использует Максим Димитров
Максим Димитров и Ксения Антонова три года продавали смешные китайские пижамы через интернет-магазин, радовались жизни и обороту компании в 35 миллионов рублей. Обвал рубля в 2014 году резко поменял их планы, подтолкнув к созданию собственных марок одежды — весёлых и ярких пижам-кигуруми «Футужама» и стильных спортивных комбинезонов The Cave. О том, как в России зарабатывать на производстве и продаже одежды, порталу Biz360.ru рассказал Максим Димитров.
Максим Димитров,30 лет, предприниматель из Москвы, сооснователь марок одежды «Футужама» и The Cave . Родился в Запорожье (Украина). Образование: МФТИ (прикладная математика), НИУ ВШЭ (факультет экономики), бизнес-школа RMA (менеджмент). До запуска собственного бизнеса работал в консалтинговой компании Strategy Partners Group. Проекты «Футужама» и The Cave развивает в партнёрстве с Ксенией Антоновой. Ксения родилась в Уральске (Казахстан), закончила МФТИ (факультет проблем физики и энергетики), до запуска своего бизнеса работала в компаниях «Вимм-Билль-Данн» и Heinz.
До запуска собственного дела я работал бизнес-консультантом: с одной стороны, профессия связана бизнесом, с другой, клиенты — крупные компании, госкорпорации, министерства, где совершенно иной уровень задач и стратегия развития. Но внутри нашего коллектива витал дух предпринимательства — нам был интересен прикладной опыт, многие коллеги открыли свой бизнес.
Начиная со второго курса университета, я завёл папку, куда записывал идеи для возможной реализации. Среди них: бельё с логотипами университетов (что популярно в Штатах), продажа энергосберегающих лампочек и почему-то вентиляторов! Я даже размещал объявления на Avito, чтобы прощупать интерес к тем или иным товарам, хотя их у меня ещё и в помине не было.
Когда начал думать в сторону Китая, была идея организовать сервис по проверке качества китайской продукции: сформировать в Китае биржу посредников, которые могут отправиться на фабрику и на месте изучить ассортимент и составить отзывы.
Из всех вариантов мне был ближе бизнес «здесь и сейчас»: сделать заказ, создать сайт, запустить рекламу и увидеть результат. Осенью 2012 года, в очередной раз, когда я изучал eBay и думал, что лучше продавать, я наткнулся на пижамы-комбинезоны. Подумал — необычно! На старте у меня было 500 тысяч рублей накоплений и партнёр Ксения Антонова (на фото), с которой мы ведём бизнес и по сей день.
Я заказал несколько образцов на eBay, сделал группу «ВКонтакте», которую назвал «Футужама» (foot — с англ. «ступня» + пижама), и сразу увидел интерес. Продавал пижамы с крохотной наценкой: одна мне обходилась в 2200 рублей, клиенту — в 2400 рублей. Заказы доставлял по утрам перед работой.
Так как дело шло, я решился взять первую крупную партию — 100 штук — уже в Китае. Нашёл фабрику на Alibaba, связался по мейлу с производителем и сделал первый заказ. Одна пижама в Китае стоила 9 долларов плюс доставка и растаможка, которые обходились ещё в две трети от цены пижамы.
В декабре число заказов у «Футужамы» достигло 40 штук в день, я уволился с работы, потому что не успевал совмещать и то, и другое. Спустя два месяца после запуска бизнеса на нашем счету лежало больше миллиона рублей, а я задавался вопросом — чем же я занимался до сих пор, если всё так элементарно? И строил грандиозные планы.
В январе 2013-го продавать было нечего — весь товар был распродан. Я, естественно, заказал новую партию, а продаж — ноль. Не сезон! Как-то дотянул до весны, потом на полгода даже вернулся на прежнюю работу — до следующего «пижамного» сезона. За это время у «Футужамы» появился сайт, а в ассортимент добавились кигуруми – домашние костюмы-комбинезоны в виде животных, которые мы заметили у конкурентов и тоже решили попробовать.
В 2013-м, первом полноценном году работы, оборот вырос до 12 миллионов рублей, а в 2014-м — самом успешном за всю историю марки — оборот достиг 35 миллионов: это был год хорошего спроса, когда покупатели сметали всё по старым ценам из-за скачка доллара. Ну и мы развивались, учились.
Всё это время «Футужама» работала по схеме:
- заказ одежды по фото в Китае;
- доставка и растаможка с помощью логистической компании;
- продажа через интернет-магазин.
Переломный момент случился в конце 2014 года, когда курс доллара резко подскочил, и себестоимость товара выросла в разы. До скачка доллара отшиваться в России было гораздо дороже, чем в Китае, после — стало примерно одинаково. Но главный мотив — у клиентов накопились свои пожелания к одежде: кто-то хотел рукава пошире, кто-то мечтал о другой расцветке.
Однажды мы попробовали «вмешаться» в китайский дизайн, но напрасно: получили брак с короткими штанинам. С Китаем так: или бери, что дают на массовом производстве, или лети на фабрику на месяц с командой и отлаживай процесс под себя, как делают крупные марки одежды.
В общем, в тот момент было принято решение переносить производство в Россию, где была возможность самим заниматься дизайном одежды и влиять на её качество.
И… в 2015 году мы чуть не закрылись. Потому что не смогли произвести продукцию. Опыта не было. Мы пытались работать по той же схеме, что с Китаем: заказал товар — получил товар. Но не тут-то было. В России на фабриках умеют только производить продукцию: отшивают одежду из ваших материалов (давальческая схема) по вашим лекалам. Мы этого не знали и пытались работать по «китайской схеме», т.е. «под ключ», и провалились. Поиски материала, упаковки, комплектующих (молнии, бирки, завязки, кнопки, ленты) — всё это свалились на наши плечи.
Сейчас мы, наученные горьким опытом, за два месяца до начала производства резервируем место на фабрике, за полтора месяца закупаем у поставщиков ткань и фурнитуру, затем отправляем на фабрику, где кроят и шьют одежду по нашим лекалам. На то, чтобы отладить процесс, ушёл год, а тогда, в 2015-м, у нас был сайт, который знали клиенты, был сезон, был спрос, а товара — не было. Провальный год.
В 2016 году, разобравшись с производством, мы по обороту достигли уровня 2014 года — увеличению продаж способствовало сотрудничество с крупными интернет-площадками: Wildberries, Ozon, Lamoda.
Параллельно в 2016 году появилась вторая марка одежды — The Cave. Дело было так. Одна норвежская марка одежды позиционирует комбинезоны как casual/lazy-одежду. Нам идея понравилась — и мы решили заняться подобными комбинезонами, но собственного производства.
Новая марка одежды требовала вложений — мы взяли в кредит почти 2,5 миллиона рублей. И не ошиблись: в 2017 году комбинезоны принесли компании 40 миллионов — это 70 процентов от общей выручки. Сейчас мы продолжаем инвестировать и развивать The Cave — марка показывает рост продаж, потенциал и перспективы.
«Футужамой» занимаемся по остаточному принципу. От пижам «с носками» — того, с чего всё начиналось, мы отказались, но оставили пижамы-кигуруми — смешные комбинезоны в виде зайцев, бегемотов и т.д. Марка приносит деньги, потому что её знают, но серьёзного развития сегодня, как и год назад, у «Футужамы» нет и не предвидится: рынок карнавально-фестивальной одежды ограничен, это вещи не первой необходимости и не постоянного спроса, а, скорее, подарочные или для веселых фотосессий.
К тому же мы проигрываем конкурентам по ценнику: китайские кигуруми дешевле, наши — дороже, так как выше по себестоимости. Да, есть процент людей, которые готовы платить за качество, но он низкий, да ещё в такой узкой нише.
Сейчас мы идём по пути расширения ассортимента одежды The Cave. Комбинезоны остаются визитной карточкой марки, к ним добавились толстовки, платья, брюки, жилетки, бомберы.
Изменился характер бизнеса. Из интернет-магазина, продающего вещи из Китая, мы превратились в марку одежды собственного дизайна. Важное изменение произошло и с точки зрения структуры продаж: 50% нам дают маркетплейсы (Lamoda, Wildberries, Mamsy, «Чики Рики» и другие), продажи через интернет-магазин составляют 30% и 20% — оптовые продажи.
У нас заметен некоторый перекос в сторону онлайн-продаж, что не характерно для рынка одежды. У традиционных марок одежды доля интернет-продаж — всего 5-10%, остальное — розница. Но мы открыли первый шоурум в Москве в ТЦ «РоллХолл» только в прошлом году, так что будем развивать и розницу.
Кроме того, развиваем свою дилерскую сеть. На текущий момент у нас есть около 30 партнёров в 20 городах России, скоро открывается первый партнёрский магазин с исключительно нашей продукцией. С большинством оптовиков работаем на условиях выкупа или отсрочки платежа. Был опыт предоставления одежды на комиссию, но, как правило, ни к чему хорошему это не приводит: сначала задерживают отчёты о продажах, потом платежи, а потом и вовсе пропадают.
В среднем в месяц мы отшиваем суммарно 10 000 единиц одежды, сотрудничая с несколькими фабриками. Если говорить об интернет-продажах (30% от общего объёма), то в 2018 году в среднем было 700-800 заказов в месяц, но в декабре – пиковом месяце продаж – заказов было 5000. В этом году по сравнению с прошлым ожидается рост продаж на 30%. У бизнеса существенная сезонность. Так, в один день декабря у нас было заказов как за весь май (один из худших месяцев) — 300 штук.
Цены на кигуруми в «Футужаме»: 2800 рублей взрослые (продаются со скидкой вместо 3390 рублей), 2500 рублей детские. Средняя цена на комбинезоны The Cave — 5-6 тысяч. Делим цену на три — получаем себестоимость, хотя по всем канонам (для одежды) надо делить на четыре. Формула такая: себестоимость умножаем на два — получаем оптовую цену, ещё на два — розничную. Но по этой «первой» цене продается всего 20-30% коллекции, остальное — со скидками, поэтому наценка уже не кажется заоблачной.
У нас есть рекламный бюджет — 10% от выручки. Даём рекламу в Google, «Яндекс», Instagram. Марки представлены во всех основных соцсетях – Facebook, «ВКонтакте», Instagram. Лучше всех работает Instagram: в аккаунте «Футужамы» — 11 тысяч подписчиков, в аккаунте The Cave – 16 тысяч. Это мало. У марок нашего масштаба должно быть 100 тысяч подписчиков. Мы пока не знаем, как прийти к этой цифре, тем более, что мы не прибегаем к накруткам, ботам и тому подобному. Мы сами ведём наши соцсети. Был опыт с SMM-специалистом, но не сложилось, остаёмся в процессе поиска.
Чтобы не вводить клиентов в заблуждение, недавно мы запустили отдельный сайт марки The Cave — до этого её ассортимент был представлен на сайте «Футужама» . К сожалению, две марки часто путают, поэтому разделение сайтов критично важно для позиционирования: The Cave — это одежда спортивного стиля, которая помогает экономить время, дарит тепло и комфорт, а «Футужама» — это прикольные пижамы-кигуруми.
Аудитория «Футужамы» — в основном дети и подростки 9-15 лет, а также молодежь 17-25 лет, для которых кигуруми — это «смешно-весело-угарно». Покупают такие пижамы также в качестве подарка или ради фотосессии. The Cave – одежда для людей постарше, 28-40 лет. Например, для мам, которым надо быстро собраться на прогулку с детьми, или для собачников, чтобы было тепло в любую погоду, или для любителей спорта — после занятий вместо спортивного костюма.
Конкуренты «Футужамы» — это импортёры китайских кигуруми, коих огромное количество. Года три назад мы занимали процентов десять от всего рынка. Сейчас вряд ли больше — ассортимент и объёмы производства не растут. Мы проигрываем в цене: китайские кигуруми стоят дешевле — от 1600 рублей. И проигрываем по ассортименту: мы не шьём лицензированных персонажей (могут быть претензии по авторскому праву) и «цветных» животных типа зебры, жирафа, пятнистой коровы, потому что сложно найти такую ткань. Так что работаем с однотонным материалом, который миксуем в одежде.
У The Cave есть 10-15 конкурентов, но мы сохраняем лидирующие позиции. Нас даже копируют: на Wildberries не так давно появился комбинезон — точь-в-точь наша модель The Cave Urban с косой молнией — хит продаж, благодаря которой марка выросла. Её придумала мой партнёр Ксения Антонова.
По большей части наши нынешние конкуренты — это мы пять лет назад: когда у тебя есть 300-500 тысяч, ты отшиваешь партию товара, доволен собой и думаешь, что всё хорошо. Но это не так просто, потому что когда вы отшили партию и закинули её в продажу, то сразу появляются бреши в популярных размерах. Оборотных денег ещё нет, а надо уже заказывать следующую партию. Этот кассовый разрыв мы шесть лет пытаемся побороть, но так до конца и не победили. Правило такое: чтобы поддерживать одну тысячу вещей на складе, вторая тысяча должна быть в производстве.
Наш бизнес сильно зависит от курса валют. Ткань для «Футужамы» — из Китая, для одежды The Cave — из Турции. Материал — это 50 процентов от себестоимости, в месяц закупаем ткань на миллионы, и колебание курса на один-два рубля — это потери в сотни тысяч.
В России проблемы не только с тканью, но и с комплектующими: кнопками, молниями, шнурками — всё под заказ, импортное. Извечная «песня» с фабриками — срыв сроков (от недели до нескольких месяцев с учётом переделок) и постоянный процент брака — сейчас вот мы «попали» на партию в 300 штук. Конечно, контролируем, выезжаем на приёмку, заставляем переделывать — то, что возможно переделать, а бывает, что и невозможно.
Кредитуемся каждый год — в июле-августе, перед сезоном. Это товарный бизнес: чтобы больше продать, надо больше произвести. Чтобы ускорить рост, к сентябрю-октябрю отшиваем больше одежды. Всё просто: ты хоть убейся с рекламой, но если нет товара на складе, ты ничего не продашь.
Мы не планируем на данном этапе полностью переносить производство в Китай. Но думаем о том, что, возможно, стоит отшивать в Китае на год вперёд топ-сейлеры — те модели, которые пользуются высоким и постоянным спросом. В этом случае мы выиграем по себестоимости, но нужны большие объёмы, к которым мы приближаемся, а также готовность вылететь командой на фабрику в Китай для контроля каждой операции и качества.
Минус Китая — сроки: согласование, производство, доставка — на партию товара уйдёт три-четыре месяца. Плюс Китая — возможность более простого выхода на Amazon, что нам очень интересно в перспективе. Экспорт из Китая развит существенно лучше — на это заточен весь Юго-Восток, поэтому рациональнее и легче поставлять товар на Amazon сразу из Китая.
С 2015 года мы растили компетенции в производстве и продажах. У нас появились конструктор, технолог, швеи, директор по производству — это ядро компании. Сейчас в штате 20 человек и на первый план выходят управленческие задачи: упорядочение рабочих процессов, распределение зон ответственности между сотрудниками, постановка задач.
Я отвечаю за управленческий и бухгалтерский учёт, продажи, IT-системы (сайт, retailcrm, 1С), бухгалтерию, интернет-маркетинг, HR. Мой партнёр Ксения Антонова — за дизайн марок и за весь процесс производства одежды.
Команда — это главное. И начинать бизнес надо с командой, а не носиться вдвоём то за курьера, то за грузчика и ещё «за того парня». Я помню тёмные времена, когда на старте я одалживал деньги у знакомых и родных, постоянно всем был должен, но при этом боялся «партнёриться» — вдруг что-то пойдёт не так? Пугала ответственность и риски.
Но волков бояться — в лес не ходить. Стоит изначально оговаривать условия захода в бизнес и выхода из него во избежание конфликтов, а также распределять сферы между партнёрами: кто-то глобально отвечает за производство, кто-то — за продажи, кто-то — за логистику и так далее. Получается меньше свободы, чем если бы ты всё делал один, но бизнес будет эффективней.
Надо уметь продавать свою идею, привлекать инвесторов, партнёров. Я этого не делал. Наверное, сейчас результаты были бы интереснее, потому что инвестиции — это допинг, ускоритель для бизнеса. С инвестициями мы прошли бы наш путь гораздо быстрее, и вышли на сегодняшний уровень ещё три года назад.
Для меня бизнес — это экономическая игра-стратегия, где мы производим новый продукт. Я получаю удовольствие от того, что объёмы продаж растут, радуюсь, когда вижу людей в нашей одежде. Это очень приятно! Если бы не мы, ничего бы этого не было, значит, в какой-то степени мы меняем мир.
Главное — следовать мечте, делать то, что считаете нужным и не бояться экспериментировать. Вообще ничего не бояться: что не получится, не сработает, закроется. Но если ничего не делать, то ничего и не будет.
Источник