Родительское собрание «Маленькое дело лучше большого безделья»
материал на тему
Родительское собрание «Маленькое дело лучше большого безделья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Цели: привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи, обратить внимание на лучшие традиции воспитания на Кубани.
I. Организационный момент. Постановка целей .
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители. У нас возникла необходимость встретиться, потому что появилась важная тема для разговора. Эту тему я обозначила строчками из стихотворения Н. А. Некрасова: «Воля и труд человека дивные дивы творят».
Что знает ваш ребенок о труде? Есть ли в списке его положительных качеств такое, как трудолюбие? Есть ли в списке его положительных качеств такое, как трудолюбие? Уважает ли он труд других людей? Все эти вопросы обязательно следует затронуть в нашем разговоре. Готовы? Начнем.
II. Основная часть собрания.
Учитель: Трудно воспитывать ребенка в наши дни. Много соблазнов окружает его, не все традиционные средства воспитания можно применить сегодня.
В педагогике давно все договорились о том, что трудовое воспитание является ядром воспитания вообще. Но в современной жизни, порой, трудно придумать для ребенка какое-либо поручение. Особенно остро эта проблема стоит в городских семьях.
На Кубани дети рано узнавали, что, как и когда делать в казачьем хозяйстве; если что и забывали — старшие подсказывали.
Мальчики старались брать работу «потяжельше». Может, потому, согласно воспоминаниям старожилов, «мужеского пола ребенок в нашем казачестве от 12 до 18 лет считается дорогим работником».
Мальчики и девочки трудились в поле.
За день дети уставали до такой степени, что утром их трудно было разбудить. Взрослые прибегали к испытанному способу: обещали ребенку купить обнову -девчонкам новое платье, выходные чувяки, ребятам -хромовые сапоги для церкви и ярмарки, детскую казачью форму для школы.
Осенью работы было поменьше. Ребятам оставался присмотр за домашней птицей и животными: коровами, лошадьми, овцами. Девочки рукодельничали: вышивали крестом рушники и настольники, пряли пряжу или ткали домашнее полотно — красна, в котором нуждалась вся семья.
Существуют и другие проблемы, связанные с трудовым воспитанием ребенка. Выявить их помогло анкетирование, проведённое среди учащихся и родителей (см. Приложение 1).
Какие же это проблемы?
1. Неравноценное разделение домашних обязанностей.
Как ни парадоксально, но XXI век с его научно-техническим промыслом почти не коснулся традиционного разделения обязанностей на мужские и женские. Теперь в семье, как правило, работают оба супруга, но большую часть домашней работы приходится выполнять женщине. Дети, воспитывающиеся в семьях, где принят такой порядок, скорее всего в своих собственных семьях установят такой же.
Учащимся было предложено написать сочинения на тему: «Мамины руки» и «Папины руки». Детские предпочтения в выборе темы и содержания сочинений показывают, что в большинстве случаев дети не знают, какие дела можно было бы доверить отцовским рукам.
2. Отсутствие внимания со стороны родителей в проблеме трудового воспитания.
Дети отмечают, что часто им хотелось бы помочь родителям, но те предлагают это сделать в другой раз, потому что сейчас «некогда», «нужно побыстрее».
3. Различное отношение к физическому и умственному труду.
Во многих семьях наблюдается перекос в отношении к различным видам труда. Родителям следует избегать выражений с негативной, пренебрежительной оценкой, которые оседают в памяти ребенка: «Он ничего тяжелей фуражки не поднимал» (О военнослужащих), «Сидит в тепле и бумажки перекладывает» (О бухгалтере), «Привык только лопатой орудовать: бери больше, бросай дальше».
Следует воспитывать уважение к любому труду: умственному, физическому, своему и чужому.
Народная мудрость гласит: «Детишек воспитать – не курочек пересчитать». Трудное это и кропотливое занятие, и четких правил поведения нигде не написано.
Предлагаю вам представить свою реакцию в следующих ситуациях:
Ваш ребенок не убрал постель. Как вы поступите?
– поступите как-то иначе, ваши действия.
2. Какую трудовую деятельность, предпочитает ваш ребенок? Какой работы он старается избегать? Иными словами, что он любит делать и чего не любит делать вообще?
3. Помогая вам в уборке, ваш ребенок разбил вазу. Ваша реакция?
– самая первая – подзатыльник;
– раздраженная фраза: «Уходи отсюда, обойдусь» без твоей помощи»;
– успокоите ребенка, ведь ой сделал это нечаянно.
4. Ребенок просит вас о помощи, а вы очень устали. Ваши действия?
– обрываете его: «Дай хоть минуту отдохнуть от тебя!»;
– помогаете, но неохотно;
– помогаете с удовольствием;
– придумываете причину, чтобы ребенок оставил вас в покое.
5. Вы идете по улице с мороженым. Ближайшая урна в ста метрах. Что вы сделаете с бумажным стаканчиком?
– попросите ребенка сбегать к урне и выбросить стаканчик;
– бросите мусор около ближайшего крыльца и никак не про-комментируете свои действия;
– бросите мусор и скажете ребенку, чтобы он сам так не делал.
6. Ваш ребенок должен следить за своевременным выносом мусор. Вы приходите с работы, и видите, что об этой обязанности ребенок, очевидно, забыл. Что вы сделаете?
– вынесете мусор сами;
– оставите его до следующего дня;
– заставите ребенка оторваться от своих дел и сделать то, что положено.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель: «Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания», – писал В. А. Сухомлинский. Но трудовое воспитание помогает человеку быть самостоятельным и независимым, позволяет родителям надеяться на спокойную радостную старость. Не совершайте тех ошибок, которые совершили птицы из поучительной истории, которой я хочу поделиться с вами.
Над одним из Мазурских озер на огромном дереве размешалось гнездо цапли. Экспериментатор оборудовал на берегу озера кормушку, в которой всегда была рыба, так что цапли, когда вылупились птенцы, не должны были искать себе корм в озере, а пользовались кормушкой.
Цапли кормят своих птенцов, вкладывая им корм в клюв. Но когда птенцы подрастают, взрослые цапли уже не могут обеспечить их пищей в достаточном количестве и выгоняют, из родного гнезда, чтобы они сами нашли охотничьи угодья, которые должны быть, по крайней мере, за полкиломера от гнезда. Там молодые цапли вьют свои собственные гнезда.
В этом случае не было такой необходимости, и птенцов кормили до тех пор, пока они не стали взрослыми и не подобрали себе пары.
Они пристроили гнездо к гнезду родителей, а те по-прежнему кормили и не только их, но и вылупившихся новых птенцов. Так выросло пять поколений птиц, построивших гигантское гнездо-коммуну вблизи кормушки. Состарившаяся пара цапель – основателей рода запихивала рыбу в клювы детям-цаплям, внукам-цаплям и правнукам-цаплям.
Но вот пара старых цапель умерла, а вслед за ними и вся птичья семья, не способная питаться самостоятельно, погибла от голода над кормушкой, полной рыбы.
Приучите своих детей к мысли, что любой труд важен, а хлеб
всегда труден. Но как бы тяжело ни было, помните сами и внушите детям, что «воля и труд человека, дивные дивы творят».
Анкета для родителей
1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
2. Какие обязанности закреплены за ребенком?
3. Ребенок трудится самостоятельно или нуждается в постоянном контроле?
4. Принято ли в вашей семье вознаграждение за выполненный домашний труд?
Анкета для учащихся
1. Какие у тебя есть обязанности дома?
2. Разделяются ли в вашей семье обязанности на мужские
3. Может ли папа вымыть посуду и приготовить ужин, если мама занята или еще не пришла с работы?
4. Кто выполняет больше всего работы по дому?
5. Какие дела в вашей семье выполняются всеми?
САМОЕ КРАСИВОЕ И САМОЕ УРОДЛИВОЕ
Мальчику задали в школе написать сочинение: «Что ты увидел самое красивое и самое уродливое».
Долго думал мальчик и не мог сообразить, что в мире самое красивое и что самое уродливое. Ему казалось, что самое красивое – цветок сирени. А самой уродливой казалась лягушка.
Пошел он к дедушке, спросил, так ля это. Дедушка сказал: – Самое красивое – это человеческий труд. А уродливое – то, что пускает труд человеческий на ветер. Иди, походи несколько дней по земле – и ты увидишь и то и другое.
Пошел мальчик. Идет полем. Видит: пшеничное поле, желтеет нива, колосок к колоску.
«Вот это и есть самое красивое, – думает мальчик. – Ведь это чело-веческий труд».
Идет дальше. Подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Одна девочка ест хлеб с маслом. Не доела, бросила кусок хлеба на землю, побежала
«Это самое уродливое, – решил мальчик. – Ведь она пускает на ветер человеческий труд».
Он вернулся домой и все рассказал дедушке.
– Правильно заметил, – сказал дедушка.
Мальчик написал сочинение.
Написать подробное изложение или подготовить подробный устный пересказ текста (по выбору учителя).
Источник
Маленькое дело, лучше большого безделья.
классный час (2 класс) на тему
Цели: способствовать формированию мотивационной сферы распределения обязанностей в классе; формировать умение давать само- и взаимооценку поступкам, высказывать своё мнение по теме; развивать творческие способности детей; воспитывать уважение к труду, желание приносить пользу людям своим трудом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkoe_delo_luchshe_bolshogo_bezdelya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Маленькое дело лучше большого безделья»
Цели: способствовать формированию мотивационной сферы распределения обязанностей в классе; формировать умение давать само- и взаимооценку поступкам, высказывать своё мнение по теме; развивать творческие способности детей; воспитывать уважение к труду, желание приносить пользу людям своим трудом.
Оборудование: костюмы для инсценировок, аудиозапись с песнями.
Ход классного часа:
1. Организационный момент. Мотивация.
Ребята, мы учимся в просторном, светлом, уютном классе. А что мы можем сделать, чтобы наш класс надолго радовал нас чистотой, уютом и порядком?
Сегодня мы познакомимся с нашими поручениями, которые помогут нам содержать наш класс в порядке, в чистоте, приводить себя в порядок, соблюдать правила поведения в школе, бережно относиться к своему здоровью.
2. Актуализация опорных знаний.
Познакомимся с первым поручением. Оно называется «Хозяева класса». Но что это…( разыгрывается сценка: озираясь крадутся Мусор и Беспорядок).
Мусор . Привет, ученики! Как поживаете? Да, я вижу, вы следите за чистотой! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Я так ненавижу чистоту! Вы бы насорили. Это нетрудно. Ах да, я забыл представиться. Меня зовут его величество разбойник Мусор ХI!
Дети . Что-то не слыхали о таком.
Мусор(гордо). Мой папочка Мусор Х был могущественным правителем Грязьландии. Пока его не свергли… А это мой подающий надежды сынок-Беспорядок.
Беспорядок. Всем гулять!
Мусор. Вступайте в «Общество Грязнуль»
Ученик. Как в него вступить, что для этого нужно сделать?
Мусор. Купайтесь в мусоре. Бросайте бумагу под ноги, оставляйте огрызки яблок, куски бутербродов под партами, никогда не мойте руки, а тем более перед едой. Никогда не убирайте свой, а тем более чужой мусор, разводите пыль, паутину.
Беспорядок . Да здравствуют болезнетворные микробы!
Мусор. Замусорим весь класс! Да здравствуют Грязнули и неряхи!
Беспорядок. Бросай работу! Гулять!
Ученик . Нет, ребята, за работу! Долой « Общество грязнуль» и разбойника Мусора! Долой Беспорядок! А вот и наша подруга Чистота.
Чистота. Я рада встрече с вами. Будем же друзьями! Запомните, что для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идёт на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо помогать в уборке класса и поддержании чистоты во всей школе. Когда в классе и в школе прибрано, на душе весело. И тогда хочется играть в умные игры.
Игра «Подскажи словечко »
-Я буду говорить начало фразы, а вы её конец.
Очищайте обувь от грязи, снега при входе в …(помещение)
Не сорите на. (пол), на …(парте)
Держите в порядке все…(вещи)
Стирайте мел с доски влажной …(тряпкой)
Пол подметайте влажным…(веником)
Почаще проветривайте…( помещение )
Учитель . У хозяев класса есть обязанности: Следить за чистотой подоконников, за чистотой мебели, следить за чистотой доски и класса, а вместе с хозяевами класса будут наводить полный порядок в классе-группа «Умники и умницы».
А теперь настал черёд познакомиться со вторым поручением в классе — называется оно-«Дружина порядка». Ребята этой группы будут следить за тем, чтобы ученики нашего класса выполняли правила поведения в школе, соблюдали правила вежливости и культуры речи.
В школу прихожу аккуратно одетый.
Я редко беру в руки расчёску.
Я все школьные вещи содержу в порядке.
Я в школу прихожу вовремя.
Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех.
Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече.
Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс.
Я никогда не здороваюсь со взрослыми при встрече.
Я всегда благодарю за помощь.
Я всегда поднимаю упавшую вещь.
Я всегда отнимаю игрушку у товарища.
Я всегда перебиваю говорящего.
Я всегда навожу порядок на столе.
-Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их выполнять. Давайте их ёщё раз повторим:
1 уч. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя.
2 уч. Если в класс входит взрослый, все дружно встают, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения учителя.
3 уч. Во время урока сидеть полагается прямо. Руки лежат на парте. Если оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке, то не услышишь что-то важное и интересное.
4 уч. Если учитель задаёт вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить
что-либо у учителя.
Учитель. Эти правила нужны на уроках. Но у нас есть перемены. Перемена нужна всем: и детям, и учителю. Что такое перемена? Для чего она нужна? Чем может заниматься ученик во время перемены?
-А вот что может случиться с человеком, попавшим на перемену в школе (ученики читают стихотворение Юрия Макарова «Карабас и второй класс.)
В жизни всякое случается Подчас,
Мне на встречу ковыляет Карабас.
И хромает, и рыдает Барабас-
Не узнать его ни в профиль, ни в анфас.
Где вы были, Карабас Барабас?
Почему у вас подбит правый глаз?
Бороды как не бывало у Вас
Что случилось, Карабас Барабас?
Чешет сбитое колено Карабас:
Я попал на перемену во второй класс!
-Узнали себя? Вот чтобы этого не было, создаётся группа «Весёлые ребята». Это они будут придумывать игры на переменах, чтобы всем было весело и интересно.
-А кто будет следить за внешним видом ребят? Проверять сменную обувь, чистоту рук перед едой? Смотреть за порядком в столовой, за уборкой посуды после еды? Заботиться о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид? Это «Санитары». Создаётся группа «Лучики». Чтобы быть здоровыми надо заниматься физкультурой, правильно питаться, вовремя обращаться к врачам, соблюдать правила гигиены. Сейчас мы узнаем, какими предметами пользуются наши дети, чтобы быть здоровыми.
Ускользает, как живое
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не лениться.
Я не сахар, не мука
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю.
Хохотун Егорка взялся за уборку.
В пляс по комнате пошёл
Оглянулся -чистый пол.
Хвостик из кости,
А на спинке -щетинка.
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит-
Одежда станет чище.
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда вам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без …( воды)
Человек должен быть опрятным, аккуратным. Вода есть везде, следовательно, неопрятность непростительна. Будьте опрятны, это как для вашего здоровья, так и для тех людей, рядом с которыми вы находитесь.
А сейчас познакомимся с группой «Румяные щёчки». В этой группе ребятам даётся поручение -проводить физкультминутки в классе, проводить настольные игры, спортивные соревнования (проводят физкультминутку).
-А вот как проводит физкультминутку один из учеников.
( Читается стихотворение «Перильные состязания» Анатолия Костецкого)
Борьба не для робких,
Борьба не для хилых.
Бобслей на перилах.
Кто съедет, ни разу не спрыгнувши вниз,
Тому — чемпионское званье и ПРИЗ!
Вот к старту выходит вихрастенький Гена,
«трибуны» приветствуют шумно спортсмена.
А он на перила взбирается первым- мчит!
Да так лихо, что холодно нервам.
Весь класс его замер.
Уж финиш вот-вот!
-Ребята, как вы думаете, опасны такие соревнования?
-Ребята, назовите игры, в которые можно поиграть на переменах?
В нашем классе есть маленький зелёный садик. За ним ухаживают цветоводы. Это ещё одно поручение. Цветоводы будут работать в группе «Звёздочки». А почему нужно ухаживать за цветами, расскажут ребята:
1 уч. Комнатные растения украшают помещения. Особенно они радуют нас своей зеленью, а иногда и яркими цветами зимой, когда в природе всё покрыто снегом.
2 уч. Творение я мудрой и щедрой природы учат нас понимать и беречь прекрасное. Чудесные, полные жизни, наши зелёные друзья вносят уют и незаменимое тепло в класс, где мы учимся.
3 уч. Многие растения оздоравливают воздух и даже убивают вредных микробов, создают в помещениях целебный микроклимат. Комнатные растения- наши друзья! И за это мы должны быть им благодарны.
-А я предлагаю отдохнуть и нарисовать красивый цветок…только с закрытыми глазами. ( Проводится игра-соревнование )
3. Обобщение и закрепление.
Вот мы и познакомились с первыми поручениями. Давайте прочитаем названия этих поручений:
А вот и названия групп, в которых вы будете работать:
-Умники и умницы
Очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща. Давайте послушаем
« Правила коллективной работы» ( вывешивается плакат). Если у вас что-то не будет получаться, вы всегда сможете прочитать эту памятку в классе.
1. Договоритесь с товарищами об общем плане работы и её результатах. Выслушивайте предложения всех ребят и выберите то, что интересно и важно для всех.
2. Распределите работу между собой по справедливости. Это значит поровну разделите интересное и не очень интересное, лёгкое и трудное, приятное и не очень приятное.
3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом всё время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую.
4. По ходу работы спрашивайте, как идёт работа у других.
5. Помогите тому, у кого не ладится работа.
6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если необходима.
А теперь приступаем к самому главному-созданию групп. У меня в коробочке цветные кружки, вам надо выбрать кружки того цвета, который вам нравится. ( создаются группы)
А в завершении нашего классного часа давайте прочитаем пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья». Теперь у вас появилось своё маленькое дело. Желаю вам успехов.
Источник