Создание филиалов и представительств юридических лиц
Понятие филиала и представительства организации дано в статье 55 ГК РФ, где определено, что:
- Представительство — это обособленное подразделение организации, находящееся вне ее адреса, которое представляет интересы организации и осуществляет их защиту.
- Филиал — это обособленное подразделение организации, находящиеся вне ее адреса и наделенное всеми функциями или их частью, в том числе функциями представительства.
Представительства и филиалы не могут быть юридическими лицами. Им передается имущество создавшей их организации, и функционируют они на основании утвержденных головной организацией положений.
Руководители представительств и филиалов принимаются на должность организацией и выполняют свои обязанности на основании доверенности.
Наличие этих обособленных подразделений должно быть указано в Уставе учредившей их организации.
Создание филиалов и представительств
Создание государством или коммерческой организацией обособленных подразделений регулируются законодательными или иными нормами права.
Государственная организация или учреждение могут открыть эти обособленные подразделения в соответствии с распорядительным актом представителя собственника (государства) — органа государственной исполнительной власти, которому они подчинены.
Акционерное общество имеет право открывать филиалы и представительства на территории России при соблюдении ФЗ №208 «Об акционерных обществах” и других федеральных законодательных актов. Полномочиями по принятию решения наделен Совет директоров АО (ст.65 п.14 ФЗ №208).
В Обществах с ограниченной ответственностью решение об учреждении, как филиала, так и представительства принимает общее собрание большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставными документами общества (ст.5,п.1 ФЗ№14 «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Их создание на территории России осуществляются с соблюдением ФЗ №14 и других федеральных законодательных актов.
Открытие филиалов и открытие представительств на территории иностранного государства совершается на основании норм права этого государства, если иное не предусмотрено международным договором России.
Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Договор подряда (выполнения работ)», подробно описывающая детали этого документа.
Или посмотрите ЗДЕСЬ, как происходит ликвидация общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Функции филиалов и представительств
Филиал и представительство какой-либо компании это два разных обособленных подразделения, отличающиеся своими функциями.
Филиал может вести финансово-хозяйственную деятельность, иметь расчетный счет.
Представительство, как следует из названия этого подразделения, представляет в регионе головную организацию с целью:
- продвижения товаров, работ, услуг;
- для налаживания деловых контактов;
- ведения переговоров;
- заключения договоров.
Представительство не вправе заниматься финансово-хозяйственной деятельностью.
Основной целью создания филиалов и представительств является расширение бизнеса или экономическая выгода от производственно-хозяйственной деятельности.
Например, в Санкт-Петербурге есть представительство компании «Самсунг», известной фирмы по производству электронных товаров, которая имеет широкий рынок сбыта своей продукции.
В качестве примера филиала можно сослаться на общеизвестную компанию ОАО «Ростелеком», оказывающую услуги связи. В данном случае потребность в телефонной связи делает экономически обоснованным создание сети филиалов на территории России.
Кто не может создавать филиалы и представительства?
Создать указанные обособленные подразделения не могут организации находящиеся на упрощенной системе налогообложения (пп.1,п.3, ст.346.12 НК РФ).
Следовательно, если возникла необходимость создания филиала или представительства, то необходимо сменить способ налогообложения с УСН на обычный режим.
Порядок смены осуществляется в соответствии со статьей 346.13 НК РФ. Добровольно изменить способ налогообложения налогоплательщик может с 1 января нового года.
Налогоплательщик сообщает в налоговую инспекцию об отказе от использования УСН до 15 января года, в котором совершается замена способа (пункт 6 статьи 346.13 НК РФ).
Форма уведомления утверждена Приказом МНС РФ от 19.09. 2002 года №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»: «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» — форма №26.2-4.
О том, что налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено НК РФ, указано в пункте 3 статьи 346.13 НК РФ. Это подтверждает арбитражная практика — Постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2005 года по делу №КА-А40/400-05.
Создание дочернего общества
При открытии филиала необходимо учитывать, что за все долги несет ответственность «головная» организация. Поэтому требуется сделать выбор — создать дочернее общество, в результате чего ответственность основного общества уменьшается или открыть филиал.
При разрешении споров, связанных с привлечением акционерных обществ к ответственности по обязательствам (долгам) дочерних обществ, нужно руководствоваться п. 2 ст. 105 Гражданского кодекса РФ и п.3 ст.6 ФЗ №208.
Согласно указанным правовым нормам головное акционерное общество полномочно давать дочернему обществу обязательные для него распоряжения, поэтому несет ответственность совместно с дочерним обществом по заключенным сделкам в соответствии с распоряжением.
Основное общество может быть привлечено к солидарной ответственности по долгам дочернего общества и в том случае, когда будет доказана его вина в банкротстве «дочки».
Кроме того, акционеры дочернего общества вправе предъявить претензии по взысканию с основного общества убытков, которые возникли по его вине у дочернего общества. Эти претензии могут заявляться путем обращения акционеров в суд с соответствующим иском в интересах дочернего общества.
Источник
Филиалы и представительства – их создание и ликвидация
Филиалы и представительства — это обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого юридического лица. Они не являются самостоятельными юридическими лицами и предназначены для расширения сферы действия создавших их организаций.
Исходя из определения, приведенного в п. 4 ст. 83 Налогового Кодекса РФ, можно выделить следующие признаки обособленного подразделения:
- территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
- наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца; • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.
- При решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.
В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, поэтому с учетом норм ст. 11 НК РФ здесь в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского права. В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:
- наименование субъекта Российской Федерации;
- наименование района, города, иного населенного пункта;
- наименование улицы;
- номер дома и квартиры.
Таким образом, факт создания обособленного подразделения можно констатировать при создании стационарных рабочих мест по адресу, не совпадающему с адресом государственной регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации. Отличие представительства от филиала заключается в выполняемых функциях. Представительства исключительно представляют интересы общества и осуществляют их защиту, филиал же выполняет все или часть функций головного общества, в том числе функции представительства. Как посредством представительства, так и посредством филиала юридическое лицо может заключать договоры.
Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее. Также здесь не стоит забывать об обязанности филиала нести налоговую нагрузку по своему месту нахождения и обязательно встать на налоговый учет. Несоблюдение этих требований, безусловно, приведет к штрафным санкциям со стороны фискальных органов. По долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов.
Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в уставе общества. В связи с этим первым этапом в открытии представительства или создании филиала должно быть внесение изменений в учредительные документы самого юридического лица. Как правило, в уставе общества указывается наименование филиала или представительства и его место нахождения. Отсутствие в учредительных доку- ментах такой информации является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего тех, в чьи полномочия входит совершение уведомления) за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации, так как не являются самостоятельными юридическими лицами. Но обязательна их постановка на налоговый учет. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо обязано встать на налоговый учет по месту нахождения филиала или представительства в течение 30 дней с момента создания.
В настоящее время предусмотрен следующий перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет филиала (представительства) российского юридического лица:
- свидетельства организации (головной) о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации изменений (копии, нотариально заверенные);
- учредительные документы головной организации (устав, учредительный договор) с действующими изменениями и дополнениями (копии, нотариально заверенные);
- письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики) головной организации (копия, нотариально заверенная);
- протоколы (решения), утверждающие действующие редакции учредительных документов и всех изменений к ним (копии);
- протокол (решение) о назначении действующего руководителя организации (копия);
- решение компетентного органа организации о создании филиала (представительства) по конкретному адресу и о назначении руководителя филиала (представительства);
- документы на место нахождения филиала (представительства) — договор аренды (субаренды) или о сотрудничестве, свидетельство на право собственности, аренды;
- доверенность на руководителя филиала (представительства).
Руководители филиалов и представительств осуществляют свою деятельность от имени юридического лица на основании доверенности. Сами же обособленные подразделения действуют на основе учреждаемых юридическим лицом положений. Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. Как показывает практика, в таком положении целесообразно предусмотреть как минимум следующие разделы:
- цели, задачи и функции филиала (представительства);
- виды осуществляемой деятельности;
- органы управления филиалом (представительством);
- источники образования имущества;
- порядок взаимодействия с органами головной организации;
- контроль за деятельностью филиала (представительства).
Немаловажное значение для филиала и представительства имеет собственная кадровая и трудовая политика, которая заключается в формировании правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и заработной плате, а также трудовых договоров, разработанных с учетом местных условий филиала или представительства. Что касается имущества филиала (представительства), то оно формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (это касается филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно- хозяйственной деятельности, в соответствии с положением и доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом. Несмотря на то что имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, оно находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит ему на ином правовом основании.
В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. Фактически ни для одного юридического лица не имеет никакого практического значения, на балансе ли самого лица находится такое имущество, либо оно формально передается на баланс филиала или представительства. Все равно это имущество является собственностью юридического лица, создавшего филиал или представительство. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям. Отдельно стоит отметить особенности филиала (представительства) иностранного юридического лица, который создается в целях ведения на территории России деятельности, осуществляемой за ее пределами головной организацией, и ликвидируется на основании решения иностранного лица — головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Необходимо помнить, что иностранному юридическому лицу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Критерии такого отказа четко определены действующим российским законодательством. Как правило, все они очевидны и основаны на общечеловеческих ценностях и морали. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и прекращает предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его данной аккредитации. В соответствии с НК РФ филиалы и представительства российских организаций перестали быть самостоятельными налогоплательщиками, а филиалы иностранных фирм и некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их организаций. Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений ст. 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.
Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным под- разделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 80 Налогового Кодекса РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. При открытии филиалов и представительств за границей российскими юридическими лицами и создании филиалов иностранных юридических лиц в России встает вопрос о двойном налогообложении.
В соответствии с законодательством многих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций вне зависимости от того, где они были заработаны, по месту регистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и с филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на их территории. Единственным способом избежания двойного налогообложения является заключение двухстороннего договора между странами — участниками экономического пространства, в соответствии с которым прибыль, получаемая филиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территории которого он осуществляет свою хозяйственную деятельность. Другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыль юридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве — участнике соглашения об избежании двойного налогообложения. Зачастую заключение подобных договоров не зависит от реальных экономических условий, а обусловлено политическими аспектами, которые наносят вред хозяйствующим субъектам.
Источник