Тема 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
2. Дефицит и профицит бюджета
Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.
Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.
Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета
Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.
Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.
Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.
В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:
Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.
На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.
Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).
Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.
Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.
Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.
Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.
Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.
Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.
Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.
Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.
Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:
1) структурный дефицит;
2) циклический дефицит.
Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:
где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;
Yf – ВВП при условии полной занятости;
t – ставка подоходного налога.
Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:
где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;
Y – фактический ВВП за данный год.
В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.
Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:
Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:
Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:
В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем.
Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.
В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:
1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;
2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.
Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде
AD = Y = MPC * Y + a + I.
Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:
Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.
Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как
Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:
Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.
Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):
Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;
Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).
Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита:
1) путем дополнительной эмиссии денег;
2) за счет кредитов ЦБ;
3) посредством заимствований у населения и фирм.
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
Существуют три концепции балансирования бюджета:
1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:
Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).
Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.
2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.
3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.
Источник
Тема 2. Доходы и расходы. Модель кейнсианского креста
2.1.Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Условием равновесия на товарном рынке является тождество (2.1)».
2.2.Функция потребления для некоторой страны с закрытой экономикой имеет вид (2.2)
Известно также, что автономные инвестиции в прошедшем году составили
150 у.е., а государственные расходы – 100 у.е. Правительство каждый год собирает фиксированные налоги 110 у.е. Найдите:
а.планируемый спрос при выпуске, равном 600 у.е.;
б.равновесное значение выпуска.
в.Какую сумму фиксированных налогов необходимо собирать правительству для того, чтобы планируемый спрос в 600 у.е. и эффективный спрос совпали?
2.3Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Если объем выпуска оказался ниже равновесного, предприятия делают незапланированные инвестиции в запасы»
2.4Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Повышение предельной склонности к сбережениям увеличивает долю дохода, которая тратится на потребление»
2 Economic Report of the President, 1991, Tables B-8, B-9
2.5.Функция потребления в некотором государстве, не вмешивающимся в
экономическую жизнь, имеет вид (2.3):
а инвестиции равны 50.
а.Найдите вид функции сбережений.
б.Чему равен равновесный уровень доходов?
в.Каков при этом объем сбережений?
г.Если бы по некоторым причинам объем выпуска оказался равен 800,
каков был бы объем вынужденных запасов?
д.Как изменится равновесный доход, если инвестиции возрастут до 100?
е.Чему равна величина мультипликатора?
ж.Определите графически, на диаграмме AD — Y, равновесный доход,
соответствующий пп. б и д.
2.6.Предельная склонность к потреблению в государстве, описанном в задаче
2.5, возросла до 0.9, а инвестиции остались на уровне 50.
а.Вычислите новый равновесный доход. Как экономически объяснить его увеличение или уменьшение по сравнению с равновесным доходом в п. б задачи 2.5?
б.Инвестиции возросли до 100. Каков новый уровень равновесного дохода?
2.7.Функция потребления задана следующим образом:
Объем инвестиций равен 50, государственные расходы равны 200, трансферты составляют 62.5, ставка подоходного налога равна 25%.
а.Вычислите равновесный уровень дохода.
б.Вычислите мультипликатор. Почему он меньше мультипликатора,
вычисленного в задаче 2.5, п. е, и как это объяснить экономически?
в.Чему равен бюджетный профицит?
г.Чему будет равен бюджетный профицит, когда инвестиции возрастут до 100?
д.Как экономически объяснить изменение профицита бюджета вследствие роста инвестиций?
е.Чему равен бюджетный профицит, соответствующий полной занятости, если выпуск при полной занятости равен 1200? Вычислите значение профицита для случаев, когда инвестиции равны 50 и 100.
ж.Как изменится бюджетный профицит при полной занятости для случая, когда инвестиции равны 50, если государственные расходы возрастут на 50?
2.8.Нарисуйте график функции сбережений если известна функция потребления (2.5):
2.9.В специальном исследовании было установлено, что потребление зависит
от выпуска следующим образом (2.6):
Определите предельную склонность к сбережениям, если известно, что ставка подоходного налога равна 10%, фиксированные налоговые сборы отсутствуют, а утвержденный в бюджете объем трансфертных выплат составляет в этом году
2.10.Предположим, трансфертные выплаты зависят от дохода. Такая предпосылка, например, может быть связана с пособиями по безработице, совокупный объем которых возрастает в периоды спада и уменьшается в периоды подъема экономики. Аналитически функция трансфертов может быть выражена так:
(2.7)
а.Увеличится или уменьшится в этом случае равновесный выпуск по сравнению со случаем, когда предполагается, что трансферты не зависят от выпуска? Выведите выражение для равновесного дохода с учетом (2.7).
б.Вычислите мультипликатор с учетом (2.7). Как он изменился по сравнению с мультипликатором для случая автономных трансфертов? Как экономически объяснить разницу между ними?
в.Являются ли трансферты в виде (2.7) встроенным стабилизатором?
2.11.Функция потребления в стране с закрытой экономикой имеет вид (2.8):
Объем инвестиций равен 70, государственные расходы составили 200,
трансфертные выплаты равны 100, а ставка подоходного налога равна 20%.
а. Вычислите величину равновесного выпуска.
б. Вычислите величину мультипликатора.
в. Рассчитайте величину бюджетного профицита.
г.Чему будут равны новый равновесный доход, бюджетный профицит и новый мультипликатор, если ставка подоходного налога увеличится до
д. Как экономически объяснить следующие результат модели: если ставка подоходного налога будет равна 100%, мультипликатор будет равен 1?
2.12.Экономика страны без внешней торговли описывается системой уравнений
Известно, также, что ставка подоходного налога равна 25 %, а фиксированные налоговые сборы отсутствуют.
а.Как можно экономически объяснить зависимость (2.10) между выпуском и спросом на инвестиции?
б.Найти равновесный выпуск.
в.По некоторым оценкам, выпуск при полной занятости больше равновесного на 100. На сколько процентов и как должна измениться предельная склонность к потреблению, чтобы равновесный выпуск оказался равен выпуску при полной занятости?
г.При какой ставке подоходного налога равновесный выпуск достигает значения выпуска при полной занятости3?
д.Вычислить мультипликатор ставки подоходного налога4.
2.13.В закрытой экономике без государства задана функция сбережений (2.12):
Известно, также, что объем автономных инвестиций равен 20.
а.Определить значение равновесного выпуска.
б.Вычислить мультипликатор автономных расходов.
2.14.Функция потребления имеет вид (2.13):
а.Определить объем сбережений, если ставка подоходного налога составляет 20 %, а доход равен 300.
б.Вычислить мультипликатор ставки подоходного налога.
2.15.Известно, что объем автономных инвестиций равен 500, а функция потребления имеет вид (2.14):
На сколько процентов возрастет выпуск, если инвестиции увеличатся на 20 %?
2.16.Известна следующая информация о реальном секторе национальной экономики. Функция потребления имеет вид (2.15)
TA =1 Y ;
автономные инвестиции в текущем году равны 160, импорт превысил экспорт на 40, государственные затраты составили 180, а предусмотренные в бюджете трансферты равны 100.
а.Согласно некоторым оценкам, выпуск при полной занятости
составляет
Y fe =2700 . На сколько правительство должно повысить
3 Предельную склонность к потреблению принять равной первоначальной, то есть без учета ее изменения в пункте (в).
государственные расходы, чтобы равновесный выпуск достиг этого значения?
б.Другим способом обеспечить равновесие реального сектора экономики
при полной занятости на уровне
Y fe =2700 является увеличение
трансфертных выплат. На сколько необходимо увеличить трансферты?
в.Кто-то в кабинете министров предложил увеличить государственные расходы на 300 и одновременно ввести фиксированный налоговый сбор,
который даст прибавку в бюджет на эту же сумму. Позволят ли эти
мероприятия увеличить равновесный выпуск до ответ.
Y fe ? Поясните свой
г.Повлияет ли уменьшение предельной склонности к сбережениям на величину мультипликатора? Если повлияет, объясните, каким образом.
2.17.Если в условиях, когда равновесный доход равен 1000, ставка подоходного налога возрастет на 5%, а государственные расходы – на 50, сократится или возрастет профицит бюджета?
2.18.Известна следующая информация о реальном секторе национальной экономики (2.17)-(2.19):
Известно, также, что автономные инвестиции составили за текущий год 200, импорт превысил экспорт на 40, трансферты предусмотрены в бюджете на сумму 50, а выпуск при полной занятости Y fe = 3000 .
а.Какова разница между равновесным выпуском и выпуском при полной
б.Как должен измениться объем инвестиций, чтобы равновесный выпуск достиг значения выпуска при полной занятости?
в.Вычислите величину мультипликатора.
4 Ставку подоходного налога принять равной первоначальной, то есть без учета ее изменения в пункте (г).
15
г.На сколько после изменения объема инвестиций в п. (б) изменится профицит государственного бюджета?
д.Из уравнения (2.19) видно, что правительство проводит политику по сглаживанию влияния циклов на экономику: при спаде государственные расходы растут, а при подъеме — падают. Возможна и другая политика правительства – поддержание постоянного уровня государственных расходов. В каком из этих двух случаев мультипликатор будет больше? Как экономически объяснить такой результат?
е.Как изменится мультипликатор, если рассматриваемую модель дополнить функцией чистого экспорта (2.20)?
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.)
Источник