- Организационный план в бизнес-плане: пример
- Какие вопросы освещаются в организационном разделе бизнес-плана
- Правовая форма
- Организационная структура компании
- Кадровые вопросы (управленческий и рядовой состав). График и режим работы
- Пример организационного плана в бизнес-плане
- Структура управления и кадровый состав бизнес план
- Оптимальный состав и структура бизнес-плана
- Резюме
- Описание отрасли и компании – основа бизнес-плана
- Описание продукта
Организационный план в бизнес-плане: пример
Следует понимать, что организационный план в бизнес-плане – это очень важная часть документа. В ней прописываются особенности организационно-правовой формы, указывается предполагаемое партнерство, а также составляется примерная стратегия будущего процесса функционирования персонала и приводится количественная характеристика сотрудников с указанием особенностей иерархии. Однако разберем этот пункт подробнее.
Какие вопросы освещаются в организационном разделе бизнес-плана
Для того, чтобы эффективно и быстро составить организационный план в бизнес-плане, нужно будет лишь подготовить список из нескольких вопросов, ответы на которые и будут детально расписаны в этом пункте, а также станут основой реализации организационной структуры. Среди основных из них можно выделить следующие:
Какими являются основные звенья организационной схемы управления?
Какова взаимосвязь между отдельными звеньями?
Как можно представить проект координации деятельности отдельных подразделений?
Какой персонал требуется для работы?
Как разделяется ответственность сотрудников в рамках данного предприятия?
Это основные вопросы, которые нужно будет осветить в своем бизнес-плане. Именно грамотные ответы на них и определят успех управления проектом.
Совет! Лучше всего начать работу над разделом с составления всех вопросов, которые нужно осветить, как можно детальнее, так будет легче его писать.
Правовая форма
Необходимо выбрать и описать правовую форму предприятия. В соответствии с выбранной организационно-правовой формой будут определяться и основные взаимодействия, а также структура иерархии компании. Ответственный подход к этому организационному разделу бизнес-плана обеспечит более простое и понятное оформление необходимых документов, а также существенно упростит задачу управления фирмой. Следует учитывать различия между разными видами правовых форм относительно структуры компании, а также то, как именно конкретному предприятию будет соответствовать та или иная форма.
Организационная структура компании
В данном организационном разделе бизнес-плана также необходимо будет четко и подробно раскрыть вопрос организационной структуры предприятия, особенности которой очень сильно влияют на функцию адаптации компании к различным изменениям внешней среды. Чем лучше и эффективнее будут связи между различными структурными подразделениями предприятия, тем надежнее будет вся система, а значит, она сможет легко противодействовать многим вмешательствам извне. Существуют основные факторы, определяющие выбор организационной структуры, прежде всего это:
сфера деятельности компании;
технологии, которые планируется использовать при развитии фирмы;
особенности рынка, на который компания рассчитывает выйти;
размер компании (количество сотрудников, денежные обороты, производственные мощности и т.д.);
обеспечение ресурсами и варианты альтернативных поставщиков;
особенности информационных потоков внутри фирмы, а также информационная взаимосвязь с внешней средой.
Важный момент, заключается в том, что чем точнее будут оценены эти пункты и детальнее прописана структура фирмы, тем меньше будут различные риски для предприятия и проще осуществление управленческих функций. По большому счету, деятельность производства во многом зависит именно от грамотно проработанной и продуманной структуры организации. Также важно продумать и рассмотреть как можно более детально уровни взаимодействия производства с людьми (персоналом, клиентами и т.д.), между различными структурами организации, с внешней средой, учитывая как благоприятные, так и возможные неблагоприятные события.
Кадровые вопросы (управленческий и рядовой состав). График и режим работы
Организационный раздел бизнес-плана обязательно должен включать в себя и кадровые вопросы, данная тематика очень важна и именно ее правильное планирование и описание обеспечит компанию необходимым штатом персонала и квалифицированных специалистов, которые будут в нужном количестве и на нужном месте.
Совет! Удобнее и нагляднее всего представить управленческий и рядовой состав сотрудников в виде блок-схемы, в которой будут наглядно проиллюстрированы все связи, видна иерархия, количество и основные функции каждого работников.
График и режим работы важно проработать и описать как можно более четко. Нужно будет также подробно прописать заработную плату каждой штатной единицы, как в месяц, так и за год. Так как эта часть финансового плана поможет организовать планирование будущих премий или возможность найма новых сотрудников, то стоит уделить ей максимум внимания. В будущем такой подход поможет создать устойчивую структуру производства, которая будет учитывать особенности каждого рабочего звена, с возможной заменой одного работника на другого и частичным или полным дублированием функций.
Пример организационного плана в бизнес-плане
При работе над бизнес-планом теоретические постулаты и советы важны, но лучше всего, обратиться к уже готовым примерам. Именно благодаря включенным в работу и хорошо проверенным на практике пунктам бизнес-планов организационных разделов, можно легко написать этот пункт, переориентировав его под себя и особенности своего предприятия. Это поможет начинающим предпринимателям избежать многих ошибок и решить проблему оформления раздела, тщательно и детально расписав все тонкости структуры организации любого типа.
Пример организационного плана в бизнес-плане.
Источник
Структура управления и кадровый состав бизнес план
Какова оптимальная структура бизнес-плана. Какие разделы обязательно должны в него войти и каково их содержание. Ответы на эти вопросы дадим в статье, а также приведем примеры.
Как написать бизнес-план просто и понятно и при этом включить в него всю необходимую инвестору информацию? Как грамотно структурировать данные по разделам бизнес-плана? Чем наполнить каждый из разделов, чтобы информация не смешалась в ворох непонятных цифр и диаграмм, а рассказывала о вашем проекте шаг за шагом, раздел за разделом? Читайте далее.
Скачай также 13 готовых образцов бизнес-планов
Оптимальный состав и структура бизнес-плана
Однозначно прописанной структуры бизнес-плана нет. Она может меняться в зависимости от того, производственный у вас проект или торговый, высокотехнологичный стартап или действующий бизнес в сфере услуг.
Наиболее универсальная структура бизнес-плана была представлена в 1978 году организацией UNIDO (United Nations Industrial Development Organization – Организация Объединенных Наций по промышленному развитию). С тех пор правила написания, представленные организацией, успешно применяют предприятия, банки, государственные учреждения и даже целые страны.
Согласно UNIDO, бизнес-план должен состоять из 10 разделов:
- Резюме.
- Описание отрасли и компании.
- Описание продукта.
- Маркетинговый план.
- Производственный план.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Показатели эффективности проекта.
- Риски и гарантии проекта.
- Приложения.
Какой информацией наполнить эти разделы? Рассмотрим далее структуру бизнес плана по пунктам.
Скачайте и возьмите в работу:
Резюме
Резюме – это рекламный баннер вашего бизнес-плана. Оно должно быть коротким, информативным и интересным.
Объем резюме обычно не более страницы. И на эту страницу вы должны уместить тезисно всю информацию о рынке, о проекте и его команде, о продукте. Обязательно в резюме нужно указать объем и условия привлечения финансирования, ключевые показатели эффективности инвестиций. Например, таким образом:
Для реализации проекта требуются заемные средства в размере 12 млн рублей
Дисконтированный срок окупаемости проекта (DPP) – 17 месяцев
Коэффициент эффективности инвестиций (ARR) – 223%
Чистый приведенный доход (NPV) – 283,68 млн руб.
Внутренняя ставка доходности (IRR) – 89%
Индекс прибыльности инвестиций (PI) – 9
Заемные денежные средства планируется страховать в АО СК «АЛЬЯНС».
Само собой разумеется, что картинкам и графикам нет места в резюме, их вы разместите в других разделах бизнес-плана. См. также, как составить бизнес-план кафе.
Резюме можно сравнить с elevator pitch (дословно «речь в лифте») – формат проведения презентации инвестору не дольше одной минуты. Представьте себе, что вы вскочили вслед за инвестором в лифт, и вам нужно увлечь его своим проектом, пока двери лифта не откроются, и он не уйдет по своим делам. Примерно такой эффект должно производить резюме.
- неинтересное,
- не обещает достаточной финансовой выгоды,
то инвестор не станет читать ваш бизнес-план дальше.
Многие практики рекомендуют писать резюме последним. Потому что, когда бизнес-план написан, вам проще оформить вашу идею концентрированно, сделать выводы.
Описание отрасли и компании – основа бизнес-плана
Этот раздел является необходимой базой всего бизнес-плана. Ведь без целевого рынка нет необходимости в создании проекта. И вы должны наглядно показать инвестору, что проект найдет своего потребителя и будет успешным.
Чтобы написать хорошее описание отрасли, вы должны исходить из двух отправных точек:
- Инвестор ничего не знает о вашем рынке.
- Вы знаете свой рынок хорошо.
С первым пунктом все понятно. Нужно максимально наглядно описать рынок, его историю, текущую ситуацию и перспективы, конкуренцию и положение вашего проекта на рынке.
А вот со вторым пунктом у многих возникают сложности. Как раз потому, что решившись создать новый проект, обычно предприниматели плохо знают свою отрасль или имеют о ней очень субъективное понятие, не основанное на исследованиях.
Самым простым способом написать раздел «Описание отрасли» является покупка маркетингового исследования рынка, готового или на заказ. Для привлечения крупных инвестиций это единственно верный шаг, так как результаты исследования будут профессиональными, объективными, и если так можно выразиться, более верными. Но ясно, что этот способ и самый дорогой. Исследование может стоить от 30 до 120 тысяч рублей, и не каждый предприниматель готов вкладывать такие деньги в подготовку бизнес-плана.
Альтернативой будет проведение самостоятельного исследования, основанного на информации из открытых источников и собственного опыта. Здесь потребуется применить все свои аналитические способности, так как информацию нужно будет собирать буквально по крупицам из разных источников.
В «Описании отрасли» вы должны рассказать о том:
- Какой рынок вы собираетесь осваивать.
- Является ли он самостоятельным или нишей более крупного рынка.
- Кто является целевой аудиторией – конечные потребители или производства. Социальные характеристики целевой аудитории.
- Какой масштаб рынка (в пределах города, региона, страны, или международный).
- Его историю за 3–5 предыдущих года. Что происходило со спросом, предложением, емкостью и конкуренцией, с ценами.
- Есть ли особые факторы рынка, такие как сезонность, этап жизненного цикла продукта.
- О текущей ситуации на рынке (емкость, насыщенность).
- Дать прогноз динамики емкости и насыщенности на период планирования (3–5 лет).
- О конкуренции на рынке и ее прогнозе на период планирования.
Если в наличии есть исследования потребительских предпочтений, то хорошо дать выводы по ним.
Вся информация должна быть представлена максимально объективно и со ссылками на авторитетные источники, такие как известные консалтинговые агентства, лидеры отрасли, знаковые личности в бизнес-среде. Представление информации должно выглядеть именно как рассказ, с логикой перетекания одних цифр в другие, а не общим нагромождением чисел и диаграмм, из которых нельзя сделать какие-либо выводы.
Вкратце вы должны рассказать историю:
Рынок Х сформировался в таком-то году и с тех тор на нем произошли такие-то изменения (здесь диаграмма и конкретные цифры).
Сегодня по оценкам аналитиков Y емкость рынка такая-то. Прогноз по рынку на 3-5 лет, опять же по оценкам аналитиков, такой-то (опять диаграмма и конкретные цифры).
Конкуренты на рынке такие-то (дать краткое описание и доли), наша доля – Z%
Наши прогнозы по усилению/ослаблению конкуренции такие-то, поэтому прогноз доли рынка по годам – %%% (диаграмма)
В итоге, связав все цифры воедино, вы должны получить цифры продаж по годам, которые в дальнейшем будете использовать в плане продаж. См. также, как составить прогноз продаж в Excel.
Небольшая подсказка: можно ориентироваться на показатели схожего проекта, уже реализованного на рынке, тогда выстраивать прогнозы будет проще.
Описание компании (проекта) – это не такая сложная задача, потому что вся нужная информация у вас на руках. Здесь тоже нужно рассказать инвестору небольшую историю, определив основные вехи развития компании и, конечно, выгодно представив одержанные компанией победы. Отдельно стоит упомянуть про ключевых членов команды проекта, описать их компетенции и положительный опыт в отрасли и в бизнесе. Читайте также, как найти инвестора для бизнеса.
Если вы пишете бизнес-план для стартапа, особенно в инновационной отрасли, у вас может вообще не быть исходных данных о рынке, и естественно, нет истории компании. Тогда ограничьтесь общими выкладками по аналогичным отраслям и собственными (не голословными) прогнозами, и сделайте особый упор на описание команды. Далее рассмотрим другие важные элементы структуры бизнес-плана и содержание его основных разделов.
Описание продукта
В этом разделе вы должны донести до инвестора три основные идеи:
- Что такое ваш продукт.
- Чем он ценен для потребителя.
- Почему он лучше, чем продукты конкурентов.
Описание продукта может занимать как половину страницы, если ваш проект не несет в себе новизны и технологически несложен, так и десять. Главное, чтобы вы смогли объяснить потенциальному инвестору, который вообще не разбирается в вашем бизнесе, что вы собираетесь делать (производить).
Хорошая практика – подкреплять текст схемами, несложными чертежами и изображениями продукта. Таким образом вы включаете визуальное восприятие и удерживаете внимание инвестора на бизнес-плане.
Недостаточно рассказать, что вы собираетесь делать, нужно ответить на вопрос «зачем?». Продукт, который не нужен потребителю, продаваться не будет. И финансирование на него вы не получите. Поэтому постарайтесь максимально убедительно доказать, что ваш проект необходим рынку. Среди аргументов могут быть выкладки из предыдущего раздела по неудовлетворенному спросу, социальные опросы, потребительские предпочтения.
В третьей части раздела нужно наглядно показать, почему ваш продукт лучше, чем у конкурентов. По опыту лучше всего для этого работают таблицы конкурентного анализа. Например (таблица 1).
Источник