Изменение условий займа касающееся его срока без изменения срока доходности облигаций это
Управление государственным долгом – это совокупность мероприятий, проводимых государством по погашению займов, выплате процентов кредиторам, по определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Основная цель управления государственным долгом – обеспечение потребностей государства в займах, привлеченных с минимальными затратами. В развитых зарубежных странах управление государственным долгом ориентировано на развитие рынка государственных ценных бумаг и финансового сектора в целом. Важный элемент системы управления государственным долгом – погашение займов и выплата доходов, процентов по ней. Если у государства недостаточно средств для погашения текущей задолженности, правительство может пойти на выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с владельцами облигаций предыдущих займов, такое погашение называется рефинансированием. Займы погашаются через казначейство или различными способами: выкуп облигаций у кредиторов или на фондовой бирже; проведение тиражей выигрышей; тиражей погашения по выигрышным процентным займам. Кроме того, погашение по займам производится в виде ежегодных выплат, включающих процентную ставку и часть основной суммы займов, что называется «аннуитет». Государство имеет право уточнять первоначальные условия займа; основным инструментом, которым пользуется государство в этом случае является конверсия, консолидация, унификация, новация и отсрочка погашения займов.[3] Конверсия
– это изменение первоначальных условий займов, касающихся доходности государственных ценных бумаг. Различают несколько видов конверсии:
1. принудительные – когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой;
2. добровольные – когда кредитор имеет право согласиться на новые условия займа либо получить обратную сумму, данную в долг государству;
3. факультативные – когда кредитор имеет право либо согласиться, либо отказаться от изменения первоначальных условий займа. [4]
– изменения условий займа, связанные со сроками этого займа. Как правило, консолидация направлена на продление сроков займов и сочетается с конверсией.[4]
– это объединение нескольких займов в один, и при этом облигация ранее выпущенных займов обменивается на облигации новых займов. В особом случае государство может проводить обмен облигаций по регрессивному соотношению, в этом случае несколько ранее выпущенные облигации приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен проводиться в послевоенный период с целью изъятия из оборота облигаций займов военного времени.[4]
это соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по определенному кредиту другим обязательством. Отсрочка погашения займов проводится в условиях, когда дальнейшее государственное заимствование не имеет финансового эффекта для государства. Отсрочка отличается от консолидации тем, что при отсрочке отодвигаются не только сроки погашения займов, но и прекращаются выплаты доходов по облигациям. В отношении внутреннего долга используется конверсия, консолидация и унификация, а также обмен по регрессивному соотношению. Такие методы, как новация и отсрочка могут применяться по соотношению к внешней задолженности. В кризисных ситуациях государство может полностью отказаться от обязательств по выпущенным займам, как внутренним, так и внешним. Это называется «аннулирование государственного долга». Причины отказа от погашения государственного долга:[4]
1) банкротство государства;
2) отказ нового правительства признать финансовые обязательства предыдущих властей.[4]
На финансовом рынке осуществляется государственное кредитование, возложенное на Министерство финансов и его подразделения в части изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов. Реализация ценных бумаг, как правило, осуществляется банковскими системами. Внешние займы на иностранных финансовых рынках размещаются, как правило, банковскими консорциумами. Межправительственные займы являются облигационными, и они фиксируются в специальных межправительственных соглашениях. Для совершенствования системы государственного долга ряд стран идет на коммерциализацию, т.е. создаются специализированные финансовые институты.[4]
Источник
13.3. Методы управления государственным долгом
1. Рефинансирование — выпуск новых займов для погашения облигаций старого займа.
2. Установление лимита (максимального значения) долга.
3. Операции по управлению государственным долгом тесно связаны с кассовым исполнением бюджета и выполняются обычно эмиссионными банками.
4. Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности, называется конверсией.
5. Государство, не изменяя доходность облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные. Изменения условий займа, касающиеся его сроков, называются консолидацией государственного долга. Консолидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией, т.е. объединением нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.
6. Выкуп займов, обращающихся на рынке ссудного капитала, центральным и коммерческими банками. Поддержание курса государственных ценных бумаг путем проведения определенной финансово-кредитной политики.
7. Банкротство, когда государство аннулирует заем или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.
8. Достижение оптимальной временной структуры внутреннего госдолга, которая определяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по государственным ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.п.
1) Раскройте структуру внутреннего государственного долга.
2) Перечислите методы управления государственным долгом.
3) Какие государственные ценные бумаги выпускаются РФ в настоящее время?
Источник
Электронная библиотека
Управление государственным долгом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным и муниципальным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Управление государственным долгом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.
Под управлением государственным и муниципальным долгом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением кредитов и гарантий.
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
— привлечение государственных и муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;
— минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
— недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;
— удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
— создание определенной степени доверия Правительству, сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
— диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов РФ, Правительство РФ и Центральный банк.
Следует различать государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления субъектов Федерации, местных органов власти.
Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации.
Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, если они не были
гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.
Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся, в первую очередь, реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, обмен долга и др.
Реструктуризации долга — изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Конверсией называется изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности.
Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.
Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.
Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.
Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы, обращающиеся на фондовом рынке, давая соответствующие поручения центральному и коммерческим банкам.
Рефинансирование долга — погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов
Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).
Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению — несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.
К новым методам покрытия обязательств перед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.
ТЕСТ К РАЗДЕЛУ 9
1. Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как…
2. Как экономическая категория государственный кредит…
а) находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита;
б) является классической финансовой категорией;
в) эквивалентен экономической категории кредита
3. Объединение нескольких внешних займов в один заем, называется…
4. Общегосударственный долг состоит из…
а) вновь возникшей задолженности Правительства РФ;
б) задолженности прошлых лет Правительства РФ;
в) задолженности прошлых лет органов управления низовыми звеньями;
г) задолженности прошлых лет Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями и вновь возникшей задолженности.
5. Расходы по управлению государственным долгом могут быть покрыты за счет…
а) особых финансовых операций отдельно от бюджета;
б) бюджетных средств;
в) временно свободных денежных средств населения;
г) временно свободных денежных средств предприятий.
6. Изменение первоначальных условий займа, касающихся его доходности, называется
7. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем…
а) выпуска ценных бумаг любым эмитентом;
б) выпуска ценных бумаг акционерными обществами;
в) выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
8. В зависимости от места размещения государственные займы делятся на…
а) на размещаемые центральными и местными органами управления;
б) на внутренние и внешние; в) рыночные и нерыночные;
г) на закладные и беззакладные.
9. Отличие конверсии займа от консолидации:
а) эти понятия – синонимы;
б) конверсия касается изменения условий займа, касающегося его доходности, консолидация — только сроков погашения;
в) конверсия и консолидация — абсолютно разные понятия, между ними нет ничего общего;
г) конверсия касается сроков погашения займа, а консолидация связана с изменением всех условий выпущенного займа.
10. Органом оперативного управления государственным долгом является
а) Федеральное Собрание РФ;
б) Министерство финансов РФ;
г) Аппарат Президента.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник