Изменение доли иностранных инвестиций

Динамика и структура иностранных инвестиций в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Иностранные инвестиции в РФ – это вложения иностранного капитала, сделанные инвестором в тот или иной объект, находящийся на территории России.

Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором доли в уставном капитале коммерческой организации не менее 10%, а также вложение в основные фонды филиала иностранного лица, создаваемые на территории России, в том числе осуществление иностранным инвестором лизинга оборудования как арендодателя.

Динамика иностранных инвестиций в Российской Федерации

Анализ инвестиционной деятельности иностранных инвесторов становится для России актуальной темой, поскольку международная обстановка требует твердой уверенности в развитии собственной экономики. Стабильность экономического развития России долгое время обеспечивала нефтегазовая отрасль, даже кризис 2008-2009 годов не сильно пошатнул уверенность инвесторов. В 2013 году Россия занимала третье место в мире после США и Китая по объему прямых иностранных инвестиций. Однако после введения санкций в отношении России экономическая ситуация резко ухудшилась, в том числе наблюдался спад иностранных инвестиций.

Помощь со студенческой работой на тему
Динамика и структура иностранных инвестиций в России

С 2013 по 2015 год инвестиции уменьшились в 10 раз, в 2014 году наблюдался громадный отток иностранного капитала, который поставил исторический максимум. Только в 2016 году началась наблюдаться положительная динамика. В 2015 году прямые иностранные инвестиции достигались только 6,9 млрд. долл. США, но тогда еще существовала неопределенность в российской экономике и нестабильность. В 2016 году их сумма уже равнялась 32 млрд. долл. В 2017 году вновь наблюдалось сокращение иностранных инвестиций – 28 млрд. долл., в 2018 году цифра была еще ниже – всего 8,5 млрд. долл. США. ЦБ РФ объяснил данную ситуацию оттоком финансов в офшоры, т.е. в то время как наблюдается большой вывод средств за границу, возврат в виде притока инвестиций не происходит.

Структура иностранных инвестиций

По видовой структуре инвестиций в Россию преобладают прямые инвестиции, их сложнее отозвать при изменении политической ситуации (49,5% на 2017 год), в то время как портфельных инвестиций меньше. Прямые инвестиции показывают долгосрочные вложения в российскую экономику, однако для их увеличения важна политическая и экономическая стабильность в стране.

Анализ отраслевого вложения инвестиций показывает, что лидируют следующие отрасли экономики:

  • обрабатывающие производства (20,8%),
  • добыча полезных ископаемых (20,4%);
  • оптовая и розничная торговля (19,9%);
  • финансовая деятельность и страхование (14,4%);
  • предоставление услуг (6,2%);
  • информация и связь (3,9%);
  • недвижимость (3,3%);
  • прочие отрасли (10,5%).

Такие отрасли, как образование, сбор и очистка воды, туризм, культура и развлечения, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность гостиниц и ресторанов, научные исследования, лесное хозяйство и др. практически не имеют иностранных инвестиций, что говорит о незаинтересованности в развитии данных секторов инвесторов, а также о том, что данные сектора не могут предложить привлекательные проекты. В том числе наблюдается уменьшение иностранных инвестиций в российское сельское хозяйство. Таким образом, иностранный капитал идет в сферы с наибольшей выгодой, там, где риски потери капитала будут минимальными, а в данном случае это добывающие сырьевые отрасли, прежде всего. Однако это ведет к технологической отсталости России от наиболее развитых стран, поэтому так важно поддерживать отечественную науку и делать ее привлекательной для инвестора.

Читайте также:  Trade bitcoin to usd

Ведущие иностранные инвесторы

Среди иностранных инвесторов лидирующие места занимают страны Дальнего Зарубежья, по сравнению с которыми страны СНГ вкладываются в российскую экономику очень мало.

Наибольшие вложения в российскую экономику делают страны:

География распределения инвестиций показывает, что наибольшее количество идет на центральный федеральный округ и Сибирь, почти в два раза меньше инвестиций поступает в Приволжский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа. Лидирующие позиции по привлечению иностранных инвестиций занимает Московская и Ленинградская области, а также Костромская, Белгородская и Липецкая.

Примером иностранных инвестиций в российскую экономику являются вложения Китая в строительство лесоперерабатывающего завода в Улан-Удэ, а также нефтеперерабатывающего завода в Приморье. В проект по разработке, производству и восстановлению комплектующих для машин непрерывного литься заготовок стали вложилась Япония (Свердловская область), а в строительство скоростных пассажирских поездов – Германия (Свердловская область), французские инвестиции вложены в завод гидроэнергетического оборудования в Уфе. Германия направила свои средства в строительство птицеводческого комплекса по выращиванию, убою и переработке мяса индейки в Удмуртии.

Сокращение доли иностранных инвестиций в российскую экономику является серьезной проблемой, поскольку это влечет спад в развитии промышленного хозяйства, а также значительно усложняет положение российской экономики в целом. Для нормализации ситуации России необходимо ориентироваться на опыт других стран, который показывает, в какие сферы необходимо внести изменения для создания привлекательности собственной экономики для иностранных вложений. Так, прежде всего необходимо предусмотреть систему льгот для иностранных инвесторов, определить границу собственности между хозяйствующими субъектами. Привлечение инвесторов невозможно в условиях отсутствия политической и экономической стабильности, а значит необходимо добиться устойчивости экономического и внешнеторгового законодательства, а также совершенствования налоговой системы, двигаясь по пути ее упрощения.

Источник

Изменения в законодательстве об иностранных инвестициях в стратегические общества

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает об изменениях законодательства об иностранных инвестициях в стратегические общества.

Во избежание возможных злоупотреблений со стороны иностранных инвесторов разработаны меры по изменению Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 57-ФЗ) [1] .

В настоящий момент Госдума уже приняла в третьем, окончательном чтении, проект федерального закона № 946057-7 (далее –Закон), направленный на усиление государственного контроля за иностранными инвестициями в целях исключить возможности несоблюдения требований указанного Закона иностранными инвесторами при заключении ими договоров, направленных на временную передачу права иностранного инвестора прямо или косвенно распоряжаться голосующими акциями стратегического общества.

Читайте также:  Что будет с xrp ripple

Закон разработан во исполнение поручения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Он не вводит каких-либо новых правил для применения корпоративного законодательства в целом, однако, уточняет основания для предварительного согласования сделок, иных действий Правительственной комиссией, которые будут использоваться исключительно для целей применения Закона № 57-ФЗ.

Расширение количества способов совершения сделок накладывают на компании дополнительные обязательства по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства.
  • договора доверительного управления имуществом;
  • договора залога;
  • договора РЕПО;
  • обеспечительного платежа;
  • иного соглашения или сделки.

Указанный перечень не носит исчерпывающего характера, но при этом уточняет круг сделок, подлежащих предварительному согласованию с Правительственной комиссией, что сделает правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ более понятным и прозрачным для иностранных участников рынка.

Благодаря заключению таких договоров в руках у иностранного инвестора фактически мог оказаться «контрольный пакет» акций (долей), поскольку он оставался бы их собственником и в случае прекращения срока действия договоров иностранный инвестор вновь получил бы право самостоятельно распоряжаться такими голосами.

При таких обстоятельствах фактически в собственности иностранного инвестора могла находиться основная доля стратегического предприятия, но предварительного согласования при этом бы не требовалось, что определенно представляло угрозу экономической безопасности страны. Теперь же при расчете доли участия иностранного инвестора в стратегическом обществе будет учитываться весь объем прав по принадлежащим ему как собственнику акциям (долям) стратегического общества.

Введение таких требований будет способствовать усилению контроля за иностранными инвесторами путем расширения круга сделок, подлежащих предварительному согласованию с Правительственной комиссией.

О ЧЕМ ПОДУМАТЬ, ЧТО СДЕЛАТЬ

  • Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.
  • Учитывать изменения в законодательстве об иностранных инвестициях в стратегические общества, в том числе в основаниях и порядке предварительного согласования сделок иностранных инвесторов Правительственной комиссией.
  • Обратить повышенное внимание на выстраивание корпоративных отношений с иностранными инвесторами при осуществлении сделок.
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и возникновения угрозы для обороны страны и безопасности государства.

ПОМОЩЬ КОНСУЛЬТАНТА

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при предварительном согласовании сделок с иностранными инвесторами в антимонопольном и правительственном органе. Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:

  • при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать заключению компаниями сделок.
  • при оценке правомерности принимаемых корпоративных решений, связанных с передачей акций (долей) другому лицу, а также проверке соответствующей документации, надлежащем и своевременном предоставлении информации о совершении сделок в соответствующие органы с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства.
  • при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов предварительного согласования сделок.
  • при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

[1] Проект федерального закона № 946057-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Принятый Госдумой закон одобрен Советом Федерации 24.07.2020.

Источник

Внесены изменения в порядок определения контроля иностранного инвестора над российским стратегическим обществом

С целью предотвратить возможные злоупотребления со стороны иностранных инвесторов в отношении российских стратегических обществ были внесены изменения в правила определения сделок, совершаемых в отношении таких стратегических обществ и подлежащих предварительному согласованию. Изменения направлены на защиту стратегических компаний от «скрытого» иностранного участия и в целом на создание более прозрачной картины иностранных инвестиций в России.

В августе 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» («Изменения»).

Изменения уточняют порядок учета акций (в акционерных обществах) и долей (в обществах с ограниченной ответственностью) иностранного инвестора в уставном капитале российского стратегического общества для целей определения контроля. По тексту настоящего сообщения речь будет идти об акциях, при этом в отношении долей применяются аналогичные правила и нормы.

Так, акции, по которым иностранный инвестор фактически не распоряжается правами голоса, в том числе в связи с их временной передачей третьему лицу (например, на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа и т. п.), теперь должны учитываться для целей определения пороговых значений наличия контроля иностранного инвестора над стратегическим обществом.

Напомним, что Федеральный закон № 57-ФЗ устанавливает различные пороговые значения для определения наличия контроля иностранного инвестора над российским стратегическим обществом, в частности, основные из них:

прямое или косвенное распоряжение более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции российского стратегического общества;
прямое или косвенное распоряжение 25 % и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции российского стратегического общества, осуществляющего пользование участком недр федерального значения.

Ранее иностранные инвесторы могли фактически передать свои права распоряжения голосующими акциями стратегического общества третьему лицу и не учитывать данные акции при определении наличия контроля над стратегическим обществом. Таким образом, иностранные инвесторы могли в определенных случаях избежать необходимости согласования сделок с акциями стратегического общества с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Фактически внесенные Изменения лишают иностранных инвесторов возможности не согласовывать сделки с Правительственной комиссией в указанных выше случаях.

Принимая во внимание, что сделки, совершенные с нарушением установленных законом требований о согласовании, являются ничтожными, для иностранных инвесторов, приобретающих доли участия в российских компаниях, крайне важно учитывать внесенные Изменения при структурировании сделок с акциями российских стратегических обществ.

Если у вас возникли вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим вас связаться с экспертами CMS Russia Максимом Бульбой, Еленой Андриановой или с вашим постоянным контактным лицом в CMS Russia.

Источник

Читайте также:  Через какое приложение лучше покупать криптовалюту
Оцените статью