- Дефицит бюджета и источники его покрытия
- Бюджетный дефицит и источники его покрытия
- Бюджетный дефицит — что это такое, источники финансирования
- 1. Что такое дефицит бюджета простыми словами
- 2. Что приводит к бюджетному дефициту
- 3. Как классифицируют бюджетный дефицит
- 4. Разновидности дефицита
- 5. Есть ли положительные стороны у бюджетного дефицита
- 6. Минусы дефицита
- 7. Источники для финансирования дефицита
- 7.1. Внутренние источники
- 7.2. Внешние источники
- 8. Какую роль в решении проблемы играет Центральный Банк
Дефицит бюджета и источники его покрытия
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. При этом в настоящее время федеральный бюджет в РФ остается дефицитным.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
- внутренние источники: кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств, банков и фирм иностранных государств, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ могут быть:
- внутренние источники: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций;
- внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.
В области политики финансирования дефицита федерального бюджета основные задачи заключаются в следующем:
- продолжать курс неинфляционного покрытия бюджета при систематическом сокращении объема внешних заимствований;
- увеличивать долю бюджетных заимствований в небанковском секторе путем привлечения средств предприятий, организаций, иных инвесторов, а также населения;
- координировать выпуск федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности финансового рынка внутри страны.
Источник
Бюджетный дефицит и источники его покрытия
Дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществлять расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.
Иными словами дефицит бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами. К причинам возникновения бюджетного дефицита относят следующие:
¨ рост предельных издержек общественного производства;
¨ массовый выпуск необеспеченных денег;
¨ неоправданно раздутые социальные программы;
¨ возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса;
¨ значительный оборот теневого капитала;
¨ непроизводительные расходы и потери;
¨ падение доходов корпораций и граждан;
¨ уменьшение налоговых поступлений в бюджет;
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. Так, в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования бюджетного дефицита делятся по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
v Внутренние источники в следующих формах:
• кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ;
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
• сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
v Внешние источники в следующих формах:
• государственные займы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
• бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; бюджетной системы РФ
• поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Классификация расходов государственного бюджета.
Государственный бюджет— главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Расходы бюджета согласно БК РФ – это денежные средства, направляемые на финансирование обеспечение задач и функций государства и МСУ.
По экономическому содержанию бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные и представляют собой общую стоимость всех товаров и услуг, приобретаемых федеральным правительством, правительствами субъектов Федерации, местными органами власти.
Текущие бюджетные расходы обеспечивают покрытие текущих потребностей органов государственной власти и МСУ. К ним относятся: расходы на выплату жалования государственным и муниципальным служащим, приобретение предметов снабжения и расходных материалов для текущих хозяйственных целей, оплату транспортных и коммунальных услуг и т.п. В совокупности текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат.
Капитальные бюджетные расходы связаны с вложением средств в инновационную и инвестиционную деятельность, при осуществлении которой создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы включают: затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности, инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам.
С финансовой точки зрения бюджетные расходы – это часть финансовых отношений, возникающих в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.
Согласно бюджетной классификации, классификация расходов бюджетов РФ включает:
Функциональная классификация расходов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Классификация имеет 4 уровня:
§ Разделы (общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная экономика, образование, культура – всего 11 разделов)
Экономическая классификация расходов определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. По степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация состоит из 4 групп: расходы, поступления нефинансовых активов, поступления финансовых активов, выбытие финансовых активов. Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Ведомственная классификация — это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств — руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Местные финансы
Местные финансы – совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. М.ф. включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование М.ф. основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
Главное звено местных финансов — местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти.
Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Основным источником местного бюджета являются налоги. К местным налогам относят: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Определенное место в формировании местных бюджетов занимают и неналоговые доходы. К ним относятся доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов.
Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии. Субсидии служат особой формой связи — финансовой и экономической — между отдельными звеньями бюджетной системы и по существу определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет обеспечивать контроль со стороны центрального правительства за местными органами управления.
Субсидии общего назначения (или дотации) предоставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничивающих установок использования ресурсов.
Субсидии целевого назначения (субвенции) предоставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов. Следующим звеном местных финансов являются государственные и муниципальные ценные бумаги. К ним относятся: облигации федерального займа (ОФЗ); государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО); облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ); облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ); государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг; муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг.
Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ.
Источник
Бюджетный дефицит — что это такое, источники финансирования
Большинство граждан РФ видят прямую связь бюджета с их финансовым благосостоянием. Когда речь идёт о дефиците бюджетных средств, есть риск усугубления состояния экономики. Также это означает, что государство начинает тратить больше средств, чем получать с налогов и других источников. Если правительство принимает заведомо дефицитный бюджет, скорее всего, в будущем возникнут проблемы экономического характера.
1. Что такое дефицит бюджета простыми словами
При возникновении бюджетного дефицита, задачей правительства является обнаружение разных источников для того, чтобы профинансировать возникшие проблемы. Эти источники делятся на внешние и внутренние. К последним относятся доходы, поступающие от размещения ценных бумаг. Также, это могут быть кредиты, которые предоставляются международными финансовыми компаниями и кредитными организациями. Сюда же можно отнести доход, полученный от продажи акций.
Внешние источники, это средства, поступающие в результате государственных займов, которые проводятся через выпуск ценных бумаг от имени конкретного региона или государства. Номинальная стоимость данных бумаг указывается в иностранной валюте. Также, это могут быть кредиты международных юридических лиц или кредитных организаций в иностранной валюте.
2. Что приводит к бюджетному дефициту
Самые распространённые провокаторы бюджетного дефицита, это:
- Внедрение социальных программ, слишком сложных для реализации в финансовом плане;
- Снижение уровня прибыли на фоне кризиса;
- Коррупция на всех уровнях:
- Недостаточно грамотно проработанная финансовая система;
- Убытки, спровоцированные структурной перестройкой экономики. В данном случае, дефицит возникает из-за необходимости поддержать промышленный комплекс;
- Агрессивная налоговая политика, провоцирующая теневые схемы.
- Чрезвычайные ситуации. Сюда можно включить стихийные бедствия, катастрофы и воины.
Говоря о бюджетном дефиците как источнике проблем, он может спровоцировать следующее:
- Сложности при попытках отыскать дополнительные источники прибыли;
- Если увеличатся налоги, это может спровоцировать снижение деловой активности в экономическом плане. Также в этот момент происходит рост теневой экономики из-за поиска способов уйти от налогов;
Чтобы уберечь себя от подобных проблем, иногда целесообразнее сохранять бюджетный дефицит. Если сложности вызваны слишком большими расходами, это одна из самых тяжелых ситуаций, выход из которой смогут найти только высококлассные и опытные специалисты.
В большинстве случаев, дефицит, это последствия кризиса, который спровоцирован неэффективностью налоговой политики и усугублением финансово-хозяйственной деятельности. В такой ситуации, задачей государства является разработка эффективной стратегии для стабилизации экономики, финансово-кредитной системы, а также реформирования бюджетной политики.
3. Как классифицируют бюджетный дефицит
В зависимости от уровня управления дефицита государственного бюджета, его делят на:
- Циклический . В данном случае, ситуация напрямую зависит от действий государства. Такой дефицит спровоцирован снижением в производственном секторе;
- Структурный . Если происходит экономический спад, страна иногда намеренно уменьшает доход, снизив налоги для физических и юридических лиц. Также одновременно увеличиваются дотации и пособия. В дальнейшем, это спровоцирует дыру в бюджете, но это было сделано осознанно для улучшения общего финансового положения в стране.
Учитывая конкретную часть бюджета, в которой был образован дефицит, его делят на:
- Пассивный . Возникает на фоне уменьшения дохода страны. Например, говоря о России, такая ситуация может возникнуть из-за спада на газовом или нефтяном рынке. Кроме этого, на ситуацию могут повлиять санкции;
- Активный . Является следствием увеличения расходов над доходами государства. Такая ситуация наблюдается при структурных изменениях в экономике, а также в период войн.
Дефицит также делят на 3 виды в зависимости от причин возникновения:
- Кризисный . Это означает, что бюджетный дефицит был спровоцирован спадом в экономике;
- Форс-мажорный . Возникает вследствие катастроф, стихийных бедствий и войн;
- Управленческий . Здесь речь идёт об утечке денег за границу, неправильных инвестициях, коррупции и других проблемах, связанных с неправильными действиями управления.
Говоря о дефиците федерального бюджета, он может быть долгосрочным и краткосрочным. Последний возникает по причине форс-мажорных обстоятельств, а также ошибок управления. Ещё одна из причин, это проблемы в планировании доходной и расходной части. Такой дефицит возникает из-за спада в экономике. Но, нередко он может оказаться следствием природных катастроф, санкции или войны.
Долгосрочный дефицит — это системное явление на фоне экономического кризиса.
4. Разновидности дефицита
Существуют следующие разновидности бюджетного дефицита:
- Действительный . Заложен в законодательных актах о бюджете как предельная величина. Но, она может быть непостоянной и изменяться в зависимости от исполнения бюджета;
- Случайный . Преимущественно затрагивает местные бюджеты из-за зависимости от одного финансового источника. Эту разновидность дефицита можно назвать причиной отставания роста дохода по сравнению с расходами;
- Временный дефицит . Не представляет большой опасности для экономики, так как является непродолжительным явлением. Он возникает на фоне случайных колебаний в расходной и доходной части. Но, если своевременно не предпринять грамотные меры, временный дефицит может стать хроническим;
- Хронический . Является ежегодным явлением, спровоцированным кризисом в экономике.
Чтобы облегчить последствия дефицита и уберечь экономику, необходимо предпринять защитные меры. Зачастую, это эмиссионное покрытие дефицита, внешние и внутренние займы или повышение налогов.
5. Есть ли положительные стороны у бюджетного дефицита
В некоторых ситуациях, специалисты могут дать позитивную оценку дефицита, основываясь на ряд факторов. Например, если большая часть средств была потрачена внутри государства, дефицит нельзя считать полностью негативным явлением. Проблем стоит ожидать только в случае отрицательного сальдо внешней торговли. Но, здесь стоит учесть, что такое утверждение можно считать логичным только при стабильном росте экономики.
В момент кризиса, средства всегда уходят в страны, чья экономика на данный момент сильнее. Если сравнивать с Европой, в России эти процессы проявляют себя особенно ярко.
Существует ещё одна позиция, при которой недостаток средств приравнивается к дополнительным деньгам, оставшимся у людей, и со временем, они их потратят. Но, специалисты, которые придерживаются такой позиции, чаще всего, ошибаются, так как не обращают внимание на то, что бюджетный дефицит приводит к сокращению расходов и замедлению товарно-денежного оборота.
6. Минусы дефицита
Существует 2 основных минуса бюджетного дефицита:
- При возникновении в условиях сокращения расходов, значимость государства в общественных и экономических процессах значительно снижается. Это означает, что правительство теряет способность к урегулированию ситуации. Это может привести к потере контроля над кризисом в социальных, а также некоторых экономических областях.
- Говоря о дефиците российского бюджета, практически всегда он покрывается продажей государственного имущества и кредитами. Такая политика только лишь откладывает проблемы на потом без влияния на главную причину дефицита. Если будет принято решение о печати новых денег, это обесценит национальную валюту. Увеличение налогов также не улучшит ситуацию, так как это приведет к уходу бизнеса в тень.
7. Источники для финансирования дефицита
Говоря о временной нехватке средств, не способной вызвать глобальные кризисные процессы в экономике. Это нормальное явление, которого не стоит бояться. На данном этапе необходимо разработать программу действий для снижения вероятности возникновения последствий бюджетного дефицита.
Условия безопасности будут соблюдены, если дефицит составит не более 3% от ВВП. Как источник покрытия, используются внешние и внутренние займы, печать новых денег, а также реализация государственного имущества. На данном этапе стоит понимать, что все эти способы не конкурентно способны между друг другом.
Все они одинаково плохие, и в будущем спровоцируют инфляцию. Но, несмотря на это, многие страны предпочитают тратить средства из стратегических фондов, а также применять стратегию кредитования. Пополняя доходную часть бюджета, государство намеренно идёт на экономический спад. Говоря о монетизации дефицита, это увеличивает денежную массу. В последствии — это обесценит национальную валюту и приведёт к инфляции.
7.1. Внутренние источники
В данную категорию можно отнести продажу ценных бумаг, золота и других активов. Иногда приходится продавать предприятия. Сюда же включены кредиты Центрального Банка. Такие же стратегии применяются для финансирования бюджета субъектов России. Но, в данном случае, роль Центрального банка может сыграть другой кредитор.
Продажа предприятий, принадлежащих государству и кредиты — это одни из самых плохих способов покрытия дефицита. Это объясняется тем, что они помогут решить проблемы только на некоторое время, так как кредиты придется возвращать, а проданные предприятия не будут приносить прибыль.
7.2. Внешние источники
Здесь речь идёт о кредитах от МВФ, а также больших иностранных компаний. Сюда же можно включить продажу иностранной валюты, которая находится в Резервном фонде РФ. Именно этот способ является самым заманчивым, так как другие стратегии предполагают политическую и экономическую зависимость от государств, которые дадут кредит.
Для России, это будет не самый лучший вариант, так как в результате она может быть отстранена от международных рынков. Также стоит понимать, что внутренние источники не отличаются какими-либо преимуществами перед внешними.
8. Какую роль в решении проблемы играет Центральный Банк
Центральный Банк – это юридическое лицо, но со своими правами и обязанностями. При этом, в законе прописан пункт, в котором говорится о том, что ЦБ осуществляет работу независимо от других органов государственной власти. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что банк не государственный, но это не совсем так.
Управляется он национальным финансовым советом и советом директоров. Каждый из членов назначается рядом государственных структур на конкретный срок. Из этого следует, что в случае образования бюджетного дефицита, государство берет кредит у самого себя, что может показаться полным абсурдом.
Но, здесь стоит учесть то, кто именно будет заниматься возвратом долга, и тогда всё станет на свои места. С одной стороны, это государство, а с другой, необходимо учитывать поднятие пенсионного возраста, увольнение госслужащих, а также задержку зарплат учителям, врачам и остальным работникам соц. служб. Таким образом, государство берёт деньги не на себя, а даёт их в кредит населению.
Бюджетный дефицит практически всегда является следствием неправильной стратегии по управлению экономикой, если не брать во внимание форс-мажорные обстоятельства. Правительство РФ уже несколько лет подряд принимает дефицитный бюджет. Например, в 2018 году дефицит достиг 1,332 трлн рублей, что составило 1,37% от ВВП.
Источник