Источники международного инвестицией права

Источниками международного инвестиционного права

являются, в частности, двусторонние международные соглашения о содействии и защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве, а также многосторонние соглашения:

— Вашингтонская конвенция о порядке разрешения споров между государством и лицом другого государства 1965 года;

— Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года;

— Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ), действующее в системе ВТО.

Источники международного инвестиционного права. К источ­никам международного инвестиционного права относятся международ­ные договоры, международно-правовые обычаи и акты международ­ных организаций. Широкое распространение получили, в частности, двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвести­ций (капиталовложений).

В 1992 году МБРР и МВФ издали сборник, содержащий пример­ные (рекомендуемые) проформы соглашений о поощрении и защите инвестиций (Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment). В текст двусторонних инвестиционных соглашений, как правило, включаются следующие вопросы: внутренний правовой режим в отно­шении иностранного инвестора и иностранных инвестиций (избирается «принцип-стандарт» предоставления национального режима); гаран­тии государства-импортера от политических рисков для иностранных инвестиций; порядок рассмотрения инвестиционных споров и т.п. В международных договорах содержатся также нормы, касающи­еся предотвращения ограничительной деловой практики, контроля за использованием цен в системах многонациональных предприятий (ТНК/ТНБ), различных аспектов инвестиционного климата, права на конвертацию доходов и репатриацию инвестиций.

Кроме указанных договоров, источниками международного инве­стиционного права являются, в частности, двусторонние между­народные соглашения об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономиче­ском и промышленном сотрудничестве и некоторые другие.

Договоры о поселении определяют правовой режим приема (доступа) иностранных инвестиций, их «учреждения» в национальной экономике; правовой режим резидентов (физических и юридиче­ских лиц), включая правила в отношении имущества иностранцев.

В договорах об избежании двойного налогообложения государ­ства договариваются о налогообложении определенных видов дохо­дов, получаемых юридическими и физическими лицами из одной страны в другой стране, а также имущества этих лиц, расположен­ного на территории другого государства. С помощью таких соглаше­ний достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов и имущества, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима нало­гообложения, исключается повторное взимание налогов.

Существует ряд многосторонних (преимущественно региональных) инвестиционных соглашений, например Соглашение о сотрудниче­стве в области инвестиционной деятельности 1993 года, заключенное в рамках СНГ.

В Андской (Картахенской) группе был принят Единый инвести­ционный кодекс, в котором предусмотрен общий порядок получения разрешений на осуществление инвестиций, определены отрасли экономики, закрытые для иностранных инвестиций, создан институ­циональный механизм для согласованной инвестиционной полити­ки. В Европе действует Договор к Энергетической хартии (Россия планирует присоединиться к нему).

По инициативе МБРР в 1985 году была подписана так называемая Сеульская конвенция, на основе которой в 1988 году учреждено Много­стороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

К многосторонним соглашениям, являющимся источниками между­народного инвестиционного права, следует отнести также Вашингтон­скую конвенцию о порядке разрешения споров между государством и иностранными лицами 1965 года; Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМС), действующее в системе ВТО.

Международное инвестиционное право в значительной части не прямо регулирует сферу перемещения инвестиций, а опосредованно -задавая рамки внутригосударственному праву, содействуя внедрению в национальные системы права унифицированных норм.

Отдельные международные договоры «включаются» в цепь право­отношений, находящихся в системе внутригосударственного права. Международное кредитное соглашение способствует внедрению кредитных связей в банковские механизмы. На этой основе возни­кают гражданско-правовые и иные отношения между банками раз­ных стран, которые применяют национальные нормы гражданского, административного, финансового законодательства.

Компетенция государств в том, что касается национальных инве­стиций на иностранной территории, сводится к вопросу: запретить или разрешить, стимулировать или ограничивать вывоз капитала. Поведение, правила функционирования национальных инвесторов на иностранной территории регулируются иностранным правом, кото­рое и создает соответствующий режим для иностранных инвестиций (принцип территориальности регулирования инвестиций).

Различные государства по-разному подходят к отнесению инве­стиций к разряду прямых или непрямых. Общепринято, что прямыми называются такие инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над предприятием.

Фактор контроля обычно связывают с участием инвестора в пред­приятии, которое материализуется во владении определенным ко­личеством акций или долей участия. Так, например, во Франции к прямым относятся инвестиции, превышающие 20%, а в США -10% уставного капитала предприятия.

Читайте также:  Как лучше обналичить биткоины

Внутреннее право многих развитых стран в основном либерально в том, что касается регулирования иностранных инвестиций. Эти государства предоставляют максимальную свободу для перемещения инвестиций, устраняя препятствия к движению капиталов.

Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государ­стве, но порядок их решения может быть более сложным — с пере­ходом от заявительного к разрешительному.

Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении по­тенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санк­ций) в ответ на нарушение норм международного права.

В ряде государств, как правило, это государства-импортеры ин­вестиций, существует разрешительный порядок инвестирования ре­зидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.

Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.

Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государ­стве, но порядок их решения может быть более сложным — с пере­ходом от заявительного к разрешительному.

Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении по­тенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санк­ций) в ответ на нарушение норм международного права.

В ряде государств, как правило, это государства-импортеры ин­вестиций, существует разрешительный порядок инвестирования ре­зидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.

Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.

По внутригосударственному законодательству в вопросах приема и защиты иностранных инвестиций может применяться стандарт национального режима, т.е. тот же режим, который предоставляется внутренним инвестициям.

11. Предмет регулирования права иностранных инвестиций; виды ин­вестиций; основания возникновения конфликта квалификаций, способы его разрешения.

Предмет регулирования права иностранных инвестиций — отношения, возникающие в связи с основными гарантиями прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также регулирующие условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов.

1. По источнику (гос-ные, частные, иностранные, смешанные)

2. По хар-ру (реальные, фин-вые, интел-ные, альтерн-ные)

3. По хар-ру управления инвестициями со стороны инвестора (прямые, косвенные (портфельные))

Прямые инвестиции вложение денежных средств (инвестиции) с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности.

Косвенные- не получают прямого контроля инвестора. Акции приобретаются в целях получения дохода, связанного с деят-тью конкретного предприятия. инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.

Венчурные- ещё более высоки риск вложений, чем традиционные инвестиции. они вкладываются в перспективные высокотехнологичные проекты. Вклад производится на ранныих стадиях развития проекта. Как правило, имеют высокий инвестиционный возврат.

4. По периоду инвест. (долгосрочные-больше 1 года, краткосрочные-до 1 года)

5. По сроку окупаемости (быстроокупаемые, среднеокупаемые, медленноокупаемые)

6. По степени риска (низкорисковые, среднериск., высокориск.)

7. по уровню ликвидности (низколикв., среднеликв., высоколикв.)

8. По виду объкта граж-кого правоотнош. (ден-ные требования, бизнесс концессии и пр.)

9. По позиции жизненного цикла предприятия (начальные инвестиции, экстенсивные инвестиции, реинвестиции);

Конфликт квалификаций — проблема понятий.

Основанием возникновения конфликта квалификация является различный смысл правовых понятий.

Согласно нормам Англии и Франции право собственности на индивидуально

определенную вещь переходит в момент достижения между сторонами соглашения о продаже, по праву же ФРГ для перенесения права собственности с отчуждателя на приобретателя вещи, даже если она и индивидуально определена в момент заключения договора, требуется передача приобретателю при согласии обеих сторон на переход права собственности.

Читайте также:  Калькулятор прибыли майнинга видеокарт ethereum

Факт различий в содержании понятий, а иногда и юридической природе в целом, обусловливает постановку и разрешение проблемы понятий в международном частном праве.

Для окончательного разрешения правоотношения по существу, следовательно, далеко не безразлично, какими коллизионными принципами будет руководствоваться суд в целях отыскания применимого к отношению права, а последнее напрямую зависит от того, какими категориями суд оперирует в вопросе квалификаций.

Если суд в силу принципов, свойственных отечественной правовой системе (скажем, английской или индийской), определит, что исковую давность следует толковать как институт процессуального права, он обязан применить нормы национального правопорядка, поскольку в процессуальных отношениях нет места выбору права. Квалификация же рассматриваемого института в качестве категории материального права (допустим, это сделает французский, германский, российский или украинский суд), позволяет обратиться к иностранному праву.

Вывод же, например, украинского суда о применении норм иностранного правопорядка (Франции, ФРГ, Англии или России) заставит его в зависимости от фактического состава предоставить значительные вариации по срокам: во Франции — 10 лет, в Англии — 6 лет, в ФРГ — 2 года, в России — 3 года, странах—участницах Нью-Йоркской конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г. — 4 года.

Источник

2.1. Источники международного инвестиционного права

Принципиальное значение при рассмотрении структуры международного инвестиционного права имеет параллельное рассмотрение международного договора с позиций международного публичного права и международного частного права.

Источниками международного инвестиционного права являются:

• двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций:

• международные соглашения об устранении двойного налогообложения;

• двусторонние международные торговые договоры,

• договоры о поселении;

• договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве;

• международные конвенции и региональные договоры.

Двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений вошли в практику в 1950— 1960-х гг.

Все большее распространение приобретают международные соглашения, касающиеся прямых иностранных инвестиций.

Соглашения об избежании двойного налогообложения между государствами направлены на то, чтобы согласовать национальное законодательство с помощью договоров сторон в отношении налогообложения доходов и прибылей при инвестировании частного капитала в других странах и таким образом избежать двойного обложения инвестиций. Нормы соглашений, заключенных между договаривающимися государствами, распространяются исключительно на резидентов этих государств; использование их резидентами третьих государств в целях более льготного налогового режима недопустимо.

Налоговое соглашение об избежании двойного налогообложения на доходы и капитал обычно состоит из трех частей:

? в первой части устанавливается сфера действия соглашения: включаются базовые положения, определяющие виды налогов, на которые распространяется действие соглашения и перечисляются налогоплательщики;

? во второй части определяются налоговые режимы: включаются статьи, регулирующие пределы юрисдикции каждой страны по налогообложению доходов и имущества, на которые распространяется действие соглашения: доходы от «активной» деятельности, связанной с присутствием на территории другого государства; «пассивные» доходы (от использования капиталов — имушества);

т в третьей части затрагиваются методы и порядок выполнения соглашения: рассматриваются вопросы регулирования налогового администрирования между договаривающимися государствами, Приводятся нормы о вступлении в силу и прекращении действия соглашения.

Основными задачами международных соглашений об избежании двойного налогообложения являются:

• разграничение налоговой юрисдикции в отношении субъектов внешнеэкономической деятельности;

• упорядочение взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности с налоговыми органами стран, заключивших соглашение;

— упорядочение налогообложения доходов преподавателей, ученых, студентов, спортсменов и др.;

? определение схемы избежания двойного налогообложения;

? защита налогоплательщика от дискриминационного налогообложения;

? установление порядка взаимного обмена информацией;

? выработка взаимосогласованных процедур для предотвращения уклонения от налогообложения, прибыль от коммерческой деятельности.

В соответствии с действующими нормами международного права к доходам, подпадающим под соглашения об избежании двойного налогообложения, относятся:

• доходы от международных перевозок;

• проценты и дивиденды;

• доходы от недвижимости;

• доходы от продаж имущества;

• доходы от авторских прав и лицензий;

• доходы от работы по найму;

• доходы от независимой личной деятельности;

• доходы работников искусства, ученых, спортсменов, преподавателей:

• вознаграждения из государственных фондов.

Соглашения об избежании двойного налогообложения подписаны многими странами мира, которые заинтересованы в привлечении иностранных капиталов. Самое большое количество подобных соглашений имеют такие страны, как Люксембург (47 стран), Сингапур (53 страны), Нидерланды (75 стран), Великобритания (100 стран).

Читайте также:  Pancake swap криптовалюта график

Международные торговые договоры являются инструментом регулирования внешней торговли. Однако по мере развития между

народного разделения труда эти договоры из форм регулирования международной торговли превращаются также в форму правового регулирования иностранных инвестиций. Особенностью международных торговых договоров является то, что они в большей мере применяются как форма регулирования отношений, связанных с экспортом и импортом капитала.

Россия заключила более 30 межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений и присоединилась к двум международным конвенциям — Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами (1965 г.) и к Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 г.).

Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами была разработана и подписана под эгидой Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 46 государствами — членами этого специального финансового учреждения ООН. Конвенция вступила в силу 14 октября 1966 г. Россия подписала ее в 1992 г., но до сих пор не ратифицировала. Целью Вашингтонской конвенции является создание специального международного правового института по разрешению инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств. Основная идея Конвенции — посредством создания специального Центра по урегулированию инвестиционных споров при МБРР организовать разрешение споров между иностранными частными инвесторами и государствами, принимающими эти инвестиции, на международном уровне.

Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) вступила в силу 12 апреля 1988 г. Россия ратифицировала Сеульскую конвенцию 22 декабря 1992 г.

Многостороннее соглашение об инвестиционных мерах* связанных с торговлей (ТРИМС), вошло в пакет договоренностей Уругвайского раунда ГАТТ. Указанное соглашение касается только торговли товарами и требует отмены мер, применяемых к иностранным инвесторам и не совместимых с обязательством предоставления национального режима и отмены количественных ограничений. Использование ТРИМС помогает избежать тех отрицательных последствий, которые наступают из-за отсутствия международно-правовых принципов, регулирующих иностранные инвестиции.

Международные региональные договоры направлены на созлание благоприятного инвестиционного климата. Наиболее разработанными из них являются, пожалуй, соглашения инвестиционного характера, действующие в рамках Европейского Союза:

• Соглашение о таможенном союзе между Бельгией. Люксембургом и Нидерландами (1944 г.), которое привело к подписанию Договора о создании союза Бенилюкс (1958 г.);

• Договор о Европейском экономическом сообществе (1957 г.);

• Маастрихтский Договор о Европейском Союзе (1992 г.).

В 1973 г. страны Карибского бассейна подписали договор с целью создания Карибского общего рынка, который снимал все ограничения свободного движения капитала среди подписавших его государств. В числе других международных региональных дого-воров, касающихся вопросов иностранных инвестиций, следует также отметить договоры между Австралией и Новой Зеландией, между США, Канадой и Мексикой.

Еще одним источником международного инвестирования является Кодекс либерализации движения капиталов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В соответствии со ст. 1 Кодекса государства-члены подписались под общим обязательством, касающимся либерализации: члены ОЭСР постепенно упраздняют ограничения движения капиталов в той мере, которая необходима для эффективного экономического сотрудничества.

В апреле 1984 г.

В рамках ОЭСР давно ведутся переговоры о заключении многостороннего договора об инвестициях, к которому могли бы впоследствии присоединиться и страны — не члены ОЭСР. В проекте такого договора делается исключительно важная попытка кодификации и развития международного инвестиционного права. Значение этого проекта с точки зрения его влияния на дальнейшее развитие этой отрасли права можно сравнить с Марракешскими соглашениями.

В структуре будущего многостороннего договора об инвестициях выделяют следующие три части:

• первая часть — это основные условия по предоставлению надлежащего режима и зашиты инвестору и инвестициям на стадии, следующей за учреждением инвестиций. Речь идет о переносе условий двусторонних инвестиционных договоров на многосторонний уровень, что влечет за собой сложные правовые и политические проблемы;

• вторая часть содержит условия по учреждению инвестиций,

т.е. по доступу иностранных инвестиций на национальную территорию;

• третья часть определяет «новые правила», которые касаются либерализации учреждения инвестиций. Исключения из национального режима, как предполагается, будут вытесняться, что в конечном итоге должно привести к их устранению.

Источник

Оцените статью