Источниками международного инвестиционного права
являются, в частности, двусторонние международные соглашения о содействии и защите инвестиций, об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве, а также многосторонние соглашения:
— Вашингтонская конвенция о порядке разрешения споров между государством и лицом другого государства 1965 года;
— Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года;
— Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ), действующее в системе ВТО.
Источники международного инвестиционного права. К источникам международного инвестиционного права относятся международные договоры, международно-правовые обычаи и акты международных организаций. Широкое распространение получили, в частности, двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений).
В 1992 году МБРР и МВФ издали сборник, содержащий примерные (рекомендуемые) проформы соглашений о поощрении и защите инвестиций (Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment). В текст двусторонних инвестиционных соглашений, как правило, включаются следующие вопросы: внутренний правовой режим в отношении иностранного инвестора и иностранных инвестиций (избирается «принцип-стандарт» предоставления национального режима); гарантии государства-импортера от политических рисков для иностранных инвестиций; порядок рассмотрения инвестиционных споров и т.п. В международных договорах содержатся также нормы, касающиеся предотвращения ограничительной деловой практики, контроля за использованием цен в системах многонациональных предприятий (ТНК/ТНБ), различных аспектов инвестиционного климата, права на конвертацию доходов и репатриацию инвестиций.
Кроме указанных договоров, источниками международного инвестиционного права являются, в частности, двусторонние международные соглашения об устранении двойного налогообложения, торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве и некоторые другие.
Договоры о поселении определяют правовой режим приема (доступа) иностранных инвестиций, их «учреждения» в национальной экономике; правовой режим резидентов (физических и юридических лиц), включая правила в отношении имущества иностранцев.
В договорах об избежании двойного налогообложения государства договариваются о налогообложении определенных видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами из одной страны в другой стране, а также имущества этих лиц, расположенного на территории другого государства. С помощью таких соглашений достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов и имущества, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима налогообложения, исключается повторное взимание налогов.
Существует ряд многосторонних (преимущественно региональных) инвестиционных соглашений, например Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 года, заключенное в рамках СНГ.
В Андской (Картахенской) группе был принят Единый инвестиционный кодекс, в котором предусмотрен общий порядок получения разрешений на осуществление инвестиций, определены отрасли экономики, закрытые для иностранных инвестиций, создан институциональный механизм для согласованной инвестиционной политики. В Европе действует Договор к Энергетической хартии (Россия планирует присоединиться к нему).
По инициативе МБРР в 1985 году была подписана так называемая Сеульская конвенция, на основе которой в 1988 году учреждено Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
К многосторонним соглашениям, являющимся источниками международного инвестиционного права, следует отнести также Вашингтонскую конвенцию о порядке разрешения споров между государством и иностранными лицами 1965 года; Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМС), действующее в системе ВТО.
Международное инвестиционное право в значительной части не прямо регулирует сферу перемещения инвестиций, а опосредованно -задавая рамки внутригосударственному праву, содействуя внедрению в национальные системы права унифицированных норм.
Отдельные международные договоры «включаются» в цепь правоотношений, находящихся в системе внутригосударственного права. Международное кредитное соглашение способствует внедрению кредитных связей в банковские механизмы. На этой основе возникают гражданско-правовые и иные отношения между банками разных стран, которые применяют национальные нормы гражданского, административного, финансового законодательства.
Компетенция государств в том, что касается национальных инвестиций на иностранной территории, сводится к вопросу: запретить или разрешить, стимулировать или ограничивать вывоз капитала. Поведение, правила функционирования национальных инвесторов на иностранной территории регулируются иностранным правом, которое и создает соответствующий режим для иностранных инвестиций (принцип территориальности регулирования инвестиций).
Различные государства по-разному подходят к отнесению инвестиций к разряду прямых или непрямых. Общепринято, что прямыми называются такие инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над предприятием.
Фактор контроля обычно связывают с участием инвестора в предприятии, которое материализуется во владении определенным количеством акций или долей участия. Так, например, во Франции к прямым относятся инвестиции, превышающие 20%, а в США -10% уставного капитала предприятия.
Внутреннее право многих развитых стран в основном либерально в том, что касается регулирования иностранных инвестиций. Эти государства предоставляют максимальную свободу для перемещения инвестиций, устраняя препятствия к движению капиталов.
Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государстве, но порядок их решения может быть более сложным — с переходом от заявительного к разрешительному.
Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении потенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санкций) в ответ на нарушение норм международного права.
В ряде государств, как правило, это государства-импортеры инвестиций, существует разрешительный порядок инвестирования резидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.
Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.
Для того чтобы произвести инвестиции за рубежом, резидентам достаточно заявить об этом (заявительный порядок) до или после факта инвестирования в зависимости от требований национального законодательства. Проблемы с платежным балансом разрешаются резидентами инвестиций в соответствующем зарубежном государстве, но порядок их решения может быть более сложным — с переходом от заявительного к разрешительному.
Иногда переход от заявительного порядка вывоза инвестиций к разрешительному осуществляется государствами в отношении потенциального государства-импортера в качестве контрмеры (санкций) в ответ на нарушение норм международного права.
В ряде государств, как правило, это государства-импортеры инвестиций, существует разрешительный порядок инвестирования резидентами за рубежом: до начала инвестирования необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Государство обладает суверенным правом регулировать иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в этой сфере, открывая или закрывая экономику, создавая благоприятный или неблагоприятный климат для инвестиций.
Почти все государства закрывают для проникновения частных иностранных инвестиций ключевые отрасли экономики, на которых основывается суверенитет страны: оборонное производство, секторы коммуникаций, транспорта, разработку недр, сферу общественной безопасности, здравоохранения и т.п.
По внутригосударственному законодательству в вопросах приема и защиты иностранных инвестиций может применяться стандарт национального режима, т.е. тот же режим, который предоставляется внутренним инвестициям.
11. Предмет регулирования права иностранных инвестиций; виды инвестиций; основания возникновения конфликта квалификаций, способы его разрешения.
Предмет регулирования права иностранных инвестиций — отношения, возникающие в связи с основными гарантиями прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также регулирующие условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов.
1. По источнику (гос-ные, частные, иностранные, смешанные)
2. По хар-ру (реальные, фин-вые, интел-ные, альтерн-ные)
3. По хар-ру управления инвестициями со стороны инвестора (прямые, косвенные (портфельные))
Прямые инвестиции вложение денежных средств (инвестиции) с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности.
Косвенные- не получают прямого контроля инвестора. Акции приобретаются в целях получения дохода, связанного с деят-тью конкретного предприятия. инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.
Венчурные- ещё более высоки риск вложений, чем традиционные инвестиции. они вкладываются в перспективные высокотехнологичные проекты. Вклад производится на ранныих стадиях развития проекта. Как правило, имеют высокий инвестиционный возврат.
4. По периоду инвест. (долгосрочные-больше 1 года, краткосрочные-до 1 года)
5. По сроку окупаемости (быстроокупаемые, среднеокупаемые, медленноокупаемые)
6. По степени риска (низкорисковые, среднериск., высокориск.)
7. по уровню ликвидности (низколикв., среднеликв., высоколикв.)
8. По виду объкта граж-кого правоотнош. (ден-ные требования, бизнесс концессии и пр.)
9. По позиции жизненного цикла предприятия (начальные инвестиции, экстенсивные инвестиции, реинвестиции);
Конфликт квалификаций — проблема понятий.
Основанием возникновения конфликта квалификация является различный смысл правовых понятий.
Согласно нормам Англии и Франции право собственности на индивидуально
определенную вещь переходит в момент достижения между сторонами соглашения о продаже, по праву же ФРГ для перенесения права собственности с отчуждателя на приобретателя вещи, даже если она и индивидуально определена в момент заключения договора, требуется передача приобретателю при согласии обеих сторон на переход права собственности.
Факт различий в содержании понятий, а иногда и юридической природе в целом, обусловливает постановку и разрешение проблемы понятий в международном частном праве.
Для окончательного разрешения правоотношения по существу, следовательно, далеко не безразлично, какими коллизионными принципами будет руководствоваться суд в целях отыскания применимого к отношению права, а последнее напрямую зависит от того, какими категориями суд оперирует в вопросе квалификаций.
Если суд в силу принципов, свойственных отечественной правовой системе (скажем, английской или индийской), определит, что исковую давность следует толковать как институт процессуального права, он обязан применить нормы национального правопорядка, поскольку в процессуальных отношениях нет места выбору права. Квалификация же рассматриваемого института в качестве категории материального права (допустим, это сделает французский, германский, российский или украинский суд), позволяет обратиться к иностранному праву.
Вывод же, например, украинского суда о применении норм иностранного правопорядка (Франции, ФРГ, Англии или России) заставит его в зависимости от фактического состава предоставить значительные вариации по срокам: во Франции — 10 лет, в Англии — 6 лет, в ФРГ — 2 года, в России — 3 года, странах—участницах Нью-Йоркской конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г. — 4 года.
Источник
2.1. Источники международного инвестиционного права
Принципиальное значение при рассмотрении структуры международного инвестиционного права имеет параллельное рассмотрение международного договора с позиций международного публичного права и международного частного права.
Источниками международного инвестиционного права являются:
• двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций:
• международные соглашения об устранении двойного налогообложения;
• двусторонние международные торговые договоры,
• договоры о поселении;
• договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве;
• международные конвенции и региональные договоры.
Двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений вошли в практику в 1950— 1960-х гг.
Все большее распространение приобретают международные соглашения, касающиеся прямых иностранных инвестиций.
Соглашения об избежании двойного налогообложения между государствами направлены на то, чтобы согласовать национальное законодательство с помощью договоров сторон в отношении налогообложения доходов и прибылей при инвестировании частного капитала в других странах и таким образом избежать двойного обложения инвестиций. Нормы соглашений, заключенных между договаривающимися государствами, распространяются исключительно на резидентов этих государств; использование их резидентами третьих государств в целях более льготного налогового режима недопустимо.
Налоговое соглашение об избежании двойного налогообложения на доходы и капитал обычно состоит из трех частей:
? в первой части устанавливается сфера действия соглашения: включаются базовые положения, определяющие виды налогов, на которые распространяется действие соглашения и перечисляются налогоплательщики;
? во второй части определяются налоговые режимы: включаются статьи, регулирующие пределы юрисдикции каждой страны по налогообложению доходов и имущества, на которые распространяется действие соглашения: доходы от «активной» деятельности, связанной с присутствием на территории другого государства; «пассивные» доходы (от использования капиталов — имушества);
т в третьей части затрагиваются методы и порядок выполнения соглашения: рассматриваются вопросы регулирования налогового администрирования между договаривающимися государствами, Приводятся нормы о вступлении в силу и прекращении действия соглашения.
Основными задачами международных соглашений об избежании двойного налогообложения являются:
• разграничение налоговой юрисдикции в отношении субъектов внешнеэкономической деятельности;
• упорядочение взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности с налоговыми органами стран, заключивших соглашение;
— упорядочение налогообложения доходов преподавателей, ученых, студентов, спортсменов и др.;
? определение схемы избежания двойного налогообложения;
? защита налогоплательщика от дискриминационного налогообложения;
? установление порядка взаимного обмена информацией;
? выработка взаимосогласованных процедур для предотвращения уклонения от налогообложения, прибыль от коммерческой деятельности.
В соответствии с действующими нормами международного права к доходам, подпадающим под соглашения об избежании двойного налогообложения, относятся:
• доходы от международных перевозок;
• проценты и дивиденды;
• доходы от недвижимости;
• доходы от продаж имущества;
• доходы от авторских прав и лицензий;
• доходы от работы по найму;
• доходы от независимой личной деятельности;
• доходы работников искусства, ученых, спортсменов, преподавателей:
• вознаграждения из государственных фондов.
Соглашения об избежании двойного налогообложения подписаны многими странами мира, которые заинтересованы в привлечении иностранных капиталов. Самое большое количество подобных соглашений имеют такие страны, как Люксембург (47 стран), Сингапур (53 страны), Нидерланды (75 стран), Великобритания (100 стран).
Международные торговые договоры являются инструментом регулирования внешней торговли. Однако по мере развития между
народного разделения труда эти договоры из форм регулирования международной торговли превращаются также в форму правового регулирования иностранных инвестиций. Особенностью международных торговых договоров является то, что они в большей мере применяются как форма регулирования отношений, связанных с экспортом и импортом капитала.
Россия заключила более 30 межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений и присоединилась к двум международным конвенциям — Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами (1965 г.) и к Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 г.).
Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами была разработана и подписана под эгидой Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 46 государствами — членами этого специального финансового учреждения ООН. Конвенция вступила в силу 14 октября 1966 г. Россия подписала ее в 1992 г., но до сих пор не ратифицировала. Целью Вашингтонской конвенции является создание специального международного правового института по разрешению инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств. Основная идея Конвенции — посредством создания специального Центра по урегулированию инвестиционных споров при МБРР организовать разрешение споров между иностранными частными инвесторами и государствами, принимающими эти инвестиции, на международном уровне.
Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) вступила в силу 12 апреля 1988 г. Россия ратифицировала Сеульскую конвенцию 22 декабря 1992 г.
Многостороннее соглашение об инвестиционных мерах* связанных с торговлей (ТРИМС), вошло в пакет договоренностей Уругвайского раунда ГАТТ. Указанное соглашение касается только торговли товарами и требует отмены мер, применяемых к иностранным инвесторам и не совместимых с обязательством предоставления национального режима и отмены количественных ограничений. Использование ТРИМС помогает избежать тех отрицательных последствий, которые наступают из-за отсутствия международно-правовых принципов, регулирующих иностранные инвестиции.
Международные региональные договоры направлены на созлание благоприятного инвестиционного климата. Наиболее разработанными из них являются, пожалуй, соглашения инвестиционного характера, действующие в рамках Европейского Союза:
• Соглашение о таможенном союзе между Бельгией. Люксембургом и Нидерландами (1944 г.), которое привело к подписанию Договора о создании союза Бенилюкс (1958 г.);
• Договор о Европейском экономическом сообществе (1957 г.);
• Маастрихтский Договор о Европейском Союзе (1992 г.).
В 1973 г. страны Карибского бассейна подписали договор с целью создания Карибского общего рынка, который снимал все ограничения свободного движения капитала среди подписавших его государств. В числе других международных региональных дого-воров, касающихся вопросов иностранных инвестиций, следует также отметить договоры между Австралией и Новой Зеландией, между США, Канадой и Мексикой.
Еще одним источником международного инвестирования является Кодекс либерализации движения капиталов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В соответствии со ст. 1 Кодекса государства-члены подписались под общим обязательством, касающимся либерализации: члены ОЭСР постепенно упраздняют ограничения движения капиталов в той мере, которая необходима для эффективного экономического сотрудничества.
В апреле 1984 г.
В рамках ОЭСР давно ведутся переговоры о заключении многостороннего договора об инвестициях, к которому могли бы впоследствии присоединиться и страны — не члены ОЭСР. В проекте такого договора делается исключительно важная попытка кодификации и развития международного инвестиционного права. Значение этого проекта с точки зрения его влияния на дальнейшее развитие этой отрасли права можно сравнить с Марракешскими соглашениями.
В структуре будущего многостороннего договора об инвестициях выделяют следующие три части:
• первая часть — это основные условия по предоставлению надлежащего режима и зашиты инвестору и инвестициям на стадии, следующей за учреждением инвестиций. Речь идет о переносе условий двусторонних инвестиционных договоров на многосторонний уровень, что влечет за собой сложные правовые и политические проблемы;
• вторая часть содержит условия по учреждению инвестиций,
т.е. по доступу иностранных инвестиций на национальную территорию;
• третья часть определяет «новые правила», которые касаются либерализации учреждения инвестиций. Исключения из национального режима, как предполагается, будут вытесняться, что в конечном итоге должно привести к их устранению.
Источник