Источниками государственных инвестиций являются

Источники и структура государственных инвестиций

Основными источниками региональных инвестицийв разных странах мира являются: государственные инвестиции (национального и регионального уровня); частные внутренние инвестиции; частные иностранные инвестиции; иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся:

· средства государственного бюджета развития (республиканского и регионального);

· инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые вне плановой инвестиционной программы;

· налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.

Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений. В бюджете региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвестиции, в основном государственные ресурсы, направляются в производственную и социальную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии.

Принципы разработки бюджета развития региона:

· четкое определение структурных соотношений между производственным и социальным направлениями инвестирования в экономику региона;

· концентрация государственных инвестиционных ресурсов для реализации стратегически наиболее перспективных проектов;

· научное обоснование структурных коэффициентов распределения государственных капитальных вложений по районам и городам областного подчинения в целях нивелирования резких территориальных различий в обеспечении социальными благами, а следовательно, и в уровне жизни;

· более широкое использование инструментов и методов экономико-математического моделирования, которые сейчас практически не применяются для государственного управления экономикой в регионах.

Важным направлением решения проблемы недостаточности инвестиционных ресурсов является стимулирование частных инвестиций населения, поскольку в странах с развитой рыночной экономикой население является традиционным поставщиком денежных ресурсов на фондовый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.

Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями, которые можно разделить на три группы:

1) текущие сбережения населения, имеющие наиболее ликвидный характер. К их числу относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиции;

2) сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимостиобразуются, когда граждане откладывают деньги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах;

3) сбережения на непредвиденный случай (и старость) долгосрочны по своему характеру. Они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долгосрочных финансовых активов.

Для активации частных инвестиций населения необходима продуманная региональная политика доходов, включающая в себя три следующих блока.

Первый блокосновополагающий, связанный с повышением уровня доходов и непосредственно приводящий к росту частных инвестиций. Не случайно в Республике Беларусь проводится и активно реализуется курс на неуклонное повышение уровня доходов населения.

Второй блок призван обеспечить стимулы к созданию долгосрочных сбережений и помимо чисто экономических механизмов должен включать определенные пропагандистские, идеологические установки. Каждый человек должен быть уверен, что государство заинтересовано в его доходах и сбережениях и гарантирует ему это право, что его деньги могут приносить реальный доход, а его собственность будет умножаться в результате свободного выбора инвестиций. Исходным критерием нормы сбережений должны стать 15–20% годового дохода (с учетом инфляции), что является стандартным показателем для среднего класса США, других развитых стран мира.

Читайте также:  Предприятия с российскими инвестициями

Разумеется, выполнение всех этих требований возможно лишь в условиях стабильной политической и экономической ситуации, отсутствия резких смен курса, как правило, сопровождающихся огромными финансовыми потерями для населения.
В этом плане весьма продуманным и полезным для инвестиционного процесса в стране является сделанный населением Республики Беларуси выбор на Республиканском референдуме 17 октября 2004 г., который создает объективные предпосылки для долгосрочного и уверенного развития страны.

Третий блок связан с разработкой системы управления активами, причем важно учесть, что это сфера государственных интересов и государственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбережения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные бумаги и банковские депозиты, т.е. были в обороте, а не в «кубышках» в виде иностранной валюты, золота и т.п. В нашей стране уделяется большое внимание развитию системы управления активами, поскольку руководство страны придает большое внимание возведению жилья, кредитованию населения под покупку недвижимости и товаров длительного пользования, политике привлечения в банки сбережений населения Беларуси, которые за последние годы возросли в несколько раз.

Успешная реализация инвестиционного бюджета требует определения следующих отраслевых приоритетов инвестирования.

1. Структурное соотношение между производственными социальным направлениями в инвестиционных программах региона, что определяет не только структуру государственных инвестиций, но и динамику воспроизводственного процесса.

2. Соотношение в развитии реального и финансового секторов, поскольку курс на приоритетную поддержку реального сектора экономики (промышленность, АПК, строительство) крайне важен для любой региональной экономики. При этом необходимо считать очень опасной тенденцию гипертрофированного развития финансовой сферы и сферы услуг, сопровождающегося деиндустриализацией переходных к рынку стран и их регионов. Сторонники этой весьма негативной концепции «развития» активно апеллируют к опыту США и некоторых других стран, где сфера услуг создает до 60–70% ВВП. Однако, при этом важно ясно представлять себе, что при ВВП, например, США, достигающем 9 трлн. USD, эта страна может позволить себе «роскошь» иметь столь деформированную структуру национальной экономики, поскольку выпадающая на долю материального производства треть ВВП соответствуют огромной в абсолютном выражении сумме в 2,5–3 трлн. USD. Если же переходные к рынку и развивающиеся страны с их более чем скромным ВВП, подражая лидерам мировой экономики, существенно снизят долю в нем реального сектора экономики, то эта доля в денежном выражении может оказаться столь малой, что возникнет угроза элементарной нехватки материальных благ (пищи, одежды, товаров первой необходимости и т.п.). Все это, в свою очередь, неизбежно приведет к угнетению сферы услуг и нарушению финансового обращения и в итоге вызовет примитивизацию («заиризацию») национальной экономики и потерю страной ее экономической самостоятельности.

Читайте также:  Расчет эффективности инвестиций методом дисконтирования

Кроме того, финансовый, спекулятивный по сути, рынок США является основным инструментом изъятия финансовых ресурсов из развивающихся стран в центр (по утверждениям некоторых ученых, фондовая биржа на Уолл-стрит и финансовые махинации на ней являются едва ли не основным источником доходов США). А поскольку монополия на этот инструмент получения спекулятивных доходов уже давным-давно определена, то другим странам попросту не позволят им пользоваться. Наоборот, по сложившимся в мире тенденциям, эти развивающиеся и переходные страны призваны финансировать центр и быть для него донорами ресурсов, принимая установленные большим капиталом правила игры на «свободном» финансово-биржевом рынке. Поэтому глубоким и весьма наивным заблуждением является мнение о том, что и переходным к рынку странам будет позволено участвовать в прибылях от этой глобальной игры.

3. Наиболее крупной статьей производственной части инвестиций должны стать расходы на возведение и развитие промышленных объектов и производственной инфраструктуры – автомобильных и железных дорог, линий связи, электро- и энергоснабжения, складских помещений и т.п.

Источник

Государственные инвестиции

Государственные инвестиции это вложения в наращивание и воспроизводство основных фондов предприятий и организаций страны. Источниками государственных инвестиций выступают средства бюджетов различных уровней (федеральный, региональный, местный), а также государственные внебюджетные фонды.

Государственными инвестициями являются вложения, которые формируются за счет бюджетных средств.

Обычно средства расходуются на создание/модернизацию/реконструкцию объектов, принадлежащих государству, либо на господдержку проектов, в которых принимают участие частные инвесторы.

Смысл государственного инвестирования в обеспечении стабильного финансирования объектов, имеющих общенациональное значение, а также в поддержании развития проектов, улучшающих экономическое положение страны в целом. При этом проекты, финансируемые государством, не должны вытеснять частные виды деятельности, а лишь дополнять и стимулировать их развитие.

Также государственными (бюджетными) инвестициями признаётся инвестиционная деятельность государственных компаний.

Одним из главных направлений бюджетных вложений это поддержание в хорошем состоянии инфраструктуры страны (восстановление, ремонт и расширение). Ведь, как известно, без развитой инфраструктуры инвестиционная привлекательность страны очень страдает и находится на незначительном уровне.

Сферы государственных вложений

Инвестиции государства — необходимая мера, особенно в моменты упадка и финансовой нестабильности.

Бюджетные вложения нужны для развития всех сфер жизнедеятельности страны, в независимости имеют ли они коммерческий интерес или нет.

Основными характеристиками государства являются безопасность жизни её граждан, развитость социальной сферы и экономическое благополучие.

Соответственно наиболее значимые сферы государственных инвестиций:

  1. защита окружающей среды
  2. развитие научного потенциала страны (развитие образования для воспитания квалифицированных специалистов, повышение квалификации уже действующих работников, создание научных центров для разработки новых технологий и т.п.)
  3. создание благополучной социальной и культурной среды для граждан
  4. поддержание на должном уровне обороноспособности государства и безопасности её жителей
  5. обеспечение достаточных уровней строительства жилого фонда и инфраструктурных проектов.

Государственное инвестирование — это, в сущности, расходы государства на создание и поддержание экономической мощи страны. Это могут быть:

  • капвложения в объекты недвижимости, земельные участки, нематериальные активы.
  • кредиты частным лицам, организациям и государственным структурам на реализацию и развитие частных проектов.
  • инвестиции в ценные бумаги, паи и доли в различных фондах.
  • трансферты ведомствам и министерствам на реализацию государственных проектов.
Читайте также:  Газпром ценные бумаги доходность

Любая инвестиционная деятельность, даже государственная, должна подчиняться какому-либо плану. Это означает, что должна быть разработана грамотная инвестиционная политика.

Политика государственных инвестиций обязана включать в себя меры по улучшению инвестиционного климата, повышению инвестиционной привлекательности, увеличению инвестиционной активности и стимулированию эффективности осуществляемых внутри страны вложений.

Особенности

Государственные инвестиции формируются за счет собственных бюджетных средств. Возможно привлечение других источников (внебюджетных целевых фондов; рынков ценных бумаг — за счет эмиссии; кредитов и займов, в том числе в иностранных банках).

Государственные прямые инвестиции (в том числе иностранные) вкладываются в предприятия с целью участия в их деятельности и дальнейшем распределении прибыли. Прямые инвестиции позволяют оказывать влияние на бизнес. К прямым инвестициям относят покупку недвижимости, вклады в акционерный капитал, участие в ГЧП (государственно-частном партнерстве).

  • источниками формирования являются бюджетные средства
  • осуществляются на возвратной основе
  • регулируются государством в части оснований для их предоставления, а также порядка их осуществления
  • размер государственных (бюджетных) инвестиций зависит от утвержденного бюджета
  • строгий контроль над целевым использованием предоставленных средств
  • вкладываемый капитал обеспечен государственной казной.

Виды и формы гос инвестиций

Формами государственных инвестиций выступают:

  • льготные инвестиционные кредиты
  • налоговые послабления и льготы
  • прямые капиталовложения из бюджета
  • инвестиции от государственных компаний и учреждений разных форм и уровней (министерства, внебюджетные фонды и т.д.)

Государственные вложения в России

Сегодня в России несбалансированная экономика. Львиная доля всех доходов государственного бюджета это прибыль от продажи энергетических ресурсов и сырья.

Такая структура экономики требует оздоровления.

Помимо энергетического и сырьевого сектора необходимо развивать и другие. Выход из сложившейся ситуации будет повышение общей инвестиционной привлекательности России и улучшение её инвестиционного климата.

Развитие ведущих отраслей экономики требует средств. Государству в срочном порядке необходимо разработать меры по привлечению частного капитала в экономику путем создания преференций и льгот для инвесторов.

На сегодняшний день государственные инвестиции в России это финансирование оборонного комплекса, решение социальных обязательств перед гражданами, поддержание зарплат «бюджетников» на должном уровне. Слепого инвестирования в развивающиеся сектора экономики не хватает.

Развитие прямых государственных инвестиций в России поручено «Фонду прямых инвестиций» с чем он с переменным успехом справляется.

Главная проблема это ограничение в части участия как минимум одного иностранного инвестора в проекте. Другими словами, фонд не способен инвестировать в привлекательный инвестиционный проект, если иностранный капитал в его реализации не участвует.

Бюджетных инвестиций в России катастрофически не хватает, хотя источников формирования предостаточно. Правительство нашей страны неохотно вкладывает средства в экономику, если рассматривать ситуацию в целом.

Чтобы это изменить и поток бюджетных вложений хлынул в нашу экономику, руководству страны необходимо выработать приоритетные направления развития и следовать им используя все доступные инструменты для привлечения капитала.

Источник

Оцените статью