Источниками бюджетного финансирования инвестиций являются

Бюджетное финансирование инвестиций

Сущность и классификация источников финансирования инвестиций

Источники финансирования инвестиций

Вопросы для самопроверки

· На какой методологической основе формируется классификация инвестиций?

· Перечислите виды инвестиций.

· Какие существуют виды инвестиций по уровню риска?

· Какое значение имеют инвестиции для предприятия?

· Что Вы понимаете под структурой инвестиций?

· Что характеризует технологическая структура инвестиций в основной капитал?

· Дайте определение структуры инвестиций по источникам финансирования.

Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами.

В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять динамику, и если она имеет негативный характер, эффективно управлять этим процессом.

Наличие источников финансирования инвестиции в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России к рыночным отношениям наблюдается их острый дефицит.

По действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:

· собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);

· заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

· привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

· финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

· средств внебюджетных фондов;

· средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

· средств иностранных инвесторов.

Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный.

Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на: централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным.

К внебюджетным средствам относятся собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.

К собственным источникам финансирования, как было уже сказано, относятся прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства.

В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять причины этой тенденции, и если она имеет негативный характер, то необходимо вмешиваться в этот процесс.

Рассмотрим более подробно основные источники финансирования инвестиций с анализом их положительных и отрицательных сторон.

Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.

Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.

Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия — размер увеличения прибыли; для населения — размер снижения стоимости квартир, различных услуг социального характера. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.

Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерческие банки, осуществляющие финансирование объектов, сооружаемых для федеральных нужд, не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставления межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.

Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.

Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.

Читайте также:  Как рассчитать срок окупаемости если нет прибыли

Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, определенные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование ссудами федерального бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится начиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.

Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных путей использования финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложения. К числу таких направлений можно отнести следующие:

· совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях промышленности, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;

· авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь в развитие тех регионов, где наметились тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;

· широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;

· объединение соответствующих частей федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);

· ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприятий.

Реализация этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования федерального бюджетного инвестирования строек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, позволят в определенной мере оживить инвестиционную деятельность государства и повысить эффективность инвестиций.

Источник

Научная электронная библиотека

Юдина Е. А., Истомина Ю. В., Пятин А. Н., Юзвович Л. И.,

2.3. Характеристика источников финансирования инвестиций в условиях модернизации инвестиционных отношений на финансовом рынке

Российская экономика постепенно эволюционирует в сторону западной модели финансирования роста. Наличие источников финансирования инвестиций в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности.

Система финансирования инвестиций складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К таким источникам относятся бюджетный, кредитный, самофинансирования и комбинированный. В реальной жизни за названиями стоят различные субъекты рынка: фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия.

В соответствии с российским законодательством определены следующие источники финансирования инвестиционной деятельности:

– Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.).

– Привлеченные финансовые средства инвестора (получаемые от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц).

– Заемные финансовые средства инвесторов или переданные им средства (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др.).

– Средства внебюджетных фондов.

– Средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной основе, средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

– Средства иностранных инвесторов.

Ни одну из социальных проблем страны решить в условиях спада экономики невозможно. В действиях Правительства РФ ставятся две задачи: стабилизация экономики и создание условий для ее роста. В действительности перед Россией стоит одна задача – обеспечить устойчивый рост экономики, а задача стабилизации носит второстепенный характер.

Финансирование инвестиционных проектов может осуществляться как из одного, так и из нескольких источников. В целом все источники финансирования подразделяют на централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относят средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным. К внебюджетным средствам относятся собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.

В условиях рыночной экономики поиск источников финансирования становится постоянной задачей функционирующих предприятий. Источники финансирования инвестиций на предприятии подразделяются на собственные, привлеченные и заемные (рис. 6).

Инвестиции – вложение капитала во всех его формах с целью обеспечения его роста в предстоящем периоде, получения текущего дохода или решения определенных социальных задач[6].

В экономической теории выделяется 3 вида ресурсов для финансирования бизнес-планов и бизнес-проектов:

1. Собственные средства.

2. Заемные средства.

3. Привлеченные средства.

Под собственными средствами понимается использование собственного капитала корпорации, руководства компании или инвестора, открывающего новое дело.

Заемные источники финансирования инвестиционных проектов предполагают банковские, коммерческие, бюджетные или целевые кредиты; инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов; международные финансовые институты; институциональные инвесторы или предприятия. Долговое финансирование предполагает привлечение финансовых ресурсов на условиях срочности, платности, возвратности. Центральным вопросом для просящего кредит заключается в расчете предельной ставки, при которой кредит становится эффективным.

К привлеченным ресурсам предприятия относятся взносы; пожертвования; продажа и дополнительная эмиссия акций; инвестиционные ресурсы компаний резидентов (в т.ч. паевых инвестиционных фондов); инвестиционные ресурсы страховых компаний-резидентов; инвестиционные ресурсы негосударственных пенсионных фондов-резидентов[7].

Самофинансирование заключается в том, что после исключения из прибыли налогов и других обязательных платежей в бюджет все остальные денежные накопления остаются в распоряжении предприятия (организации).

При самофинансировании за счет собственных источников обеспечивается расширенное воспроизводство, а также решение социальных задач предприятия. Создание системы самофинансирования предполагает увеличение доли собственных источников (прибыли и амортизационных отчислений) в финансировании инвестиционных программ предприятий. При этом собственные накопления инвестора дополняются кредитными источниками и привлеченными средствами (эмиссией ценных бумаг).

В странах с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных источников достигает 60 % и более от общего объема финансирования инвестиционных проектов.

Следует отметить, что увеличение государственного финансирования частных предприятий (фирм) за счет снижения самофинансирования рассматривается в деловых кругах как падение престижа фирмы. Поэтому фирмы стремятся использовать бюджетные средства временно, чтобы впоследствии вновь возвратиться к высокому уровню самофинансирования.

Читайте также:  Показатели окупаемости результатов деятельности

В условиях мирового финансово-экономического кризиса государство располагает достаточно широким спектром средств оказания государственной поддержки стратегическим предприятиям. Сам по себе переход от оценки конкретных инвестиционных проектов к предоставлению финансирования стратегическим предприятиям, находящимся в сложных финансовых условиях, является новым трендом.

При этом вопрос о законности предоставления финансовых средств на основании вхождения предприятий в правительственные перечни, не утвержденные постановлением Правительства РФ, остается дискуссионным.

Источники финансирования инвестиций на предприятии

Рис. 6. Классификация источников финансирования реальных инвестиций на предприятии[8]

Нельзя отрицать тот факт, что вхождение предприятий в Перечень, составленный Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, может повысить их шансы на получение финансовых средств с использованием традиционных инструментов ГЧП (например, инструментов Внешэкономбанка). Однако по каждой из предусмотренных мер государственной поддержки необходимо разработать транспарантные условия ее предоставления.

Собственные средства финансирования инвестиционных проектов свидетельствуют о хорошем финансовом состоянии предприятия и создают определенные преимущества перед конкурентами. Амортизация основного капитала представляет собой сложное экономическое явление. Она выполняет три важнейшие функции:

– определение текущей оценки изношенной части основных средств;

– распределение на стоимость готовой продукции затрат, основных средств;

– накопление финансовых ресурсов для последующего замещения выбывающих основных средств или вложения капитала в новое производство.

Первые две функции относятся к бухгалтерским, в то время как третья является финансово-экономической, поскольку именно она позволяет оценить достаточность отчислений с позиций восстановления и обновления основного капитала.

Доля каждого источника финансирования инвестиций разнообразна и зависит от конкретных условий организации нового дела, от его масштабов и т.д. О том, какова структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за период 2011–2013 гг., можно судить по следующим данным (табл. 4).

Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной степени определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана.

Структура бизнес-плана включает в себя раздел «финансовый план», безусловно, он весьма важен для понимания сути предлагаемой идеи, однако для составителей существует и не менее важный вопрос: какова стратегия финансирования проекта. Первостепенный вопрос при анализе путей получения инвестиций: сколько необходимо средств для реализации данного бизнес-проекта? Так же, встают вопросы: откуда намечается получить эти денежные средства и в какой форме? Когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них?

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в % к итогу)[9]

Инвестиции в основной капитал – всего

в том числе по источникам финансирования:

в том числе кредиты иностранных банков

заемные средства других организаций

из федерального бюджета

из бюджетов субъектов Российской Федерации

из средств местных бюджетов

средства внебюджетных фондов

средства организаций и населения на долевое строительство

из них средства населения

Ответ на первый вопрос получен из раздела «финансовый план бизнес-проекта». Ответ на третий вопрос некоторые авторы так же включают в раздел финансового плана, однако он требует лишь приведения и включения в бизнес-план специальных расчетов, дающих возможность определить соответствующие показатели.

Ответ на второй вопрос – тема для особого разговора. Данный параграф посвящен анализу методов привлечения средств для финансирования бизнес-идеи.

Финансирование бизнес-проектов является инвестиционным решением компании, другими словами, денежные средства, предусматриваемые бизнес-планом, являются реальными инвестициями.

В Российской Федерации, основополагающим документом, в части инвестирования является Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 года. Статья 1 данного закона определяет инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[10].

Рассматривая предложенную проблему с другой стороны, можно говорить о положительном эффекте от реализации инвестиционных проектов в масштабах страны. Так, инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, и для большинства российских территорий – это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инвестиционный потенциал[11].

В связи с этим, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, создаются механизмы привлечения реальных инвестиций в экономику. На территории России действуют такие механизмы, как концессии, в рамках государственно-частного партнерства, совместные предприятия, международный лизинг и создание особых экономических зон.

Возвращаясь к инвестиционной политике предприятия и к его бизнес-проектам, можно сказать, что для его участия в каком-либо из механизмов привлечения инвестиций требуется создание специального (адаптированного) бизнес-плана.

Для регистрации предприятия в качестве резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) необходимо заключить соглашение с управляющей компанией ОЭЗ и предоставить бизнес-план, соответствующий критериям Министерства экономического развития Российской Федерации.

Совместное предприятие (не смешанное) организуется путем создания нового юридического лица с участием капиталов двух предприятий – резидента и нерезидента Российской Федерации;

Процедура взятия оборудования или других средств производства в международный лизинг мало отличается от лизинга внутри страны, однако, при всей схожести двух процедур, первая является более дорогостоящей.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения[12].

В рамках данной работы остановимся более подробно на концессиях и концессионных соглашениях.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности[13].

Читайте также:  Как рассчитать доходность доллара

Концессионный договор представляет собой одну из форм привлечения инвестиций в экономику. Концессия как инструмент привлечения частных инвестиций представляет собой систему договоров между государством и частным инвестором в отношении государственной или муниципальной собственности, или монопольных видов деятельности[14].

Концессионные соглашения в Российской Федерации стали возможны с момента принятия Федерального закона «О концессионных соглашениях № 115-ФЗ от 21.07.2005 года. Однако вместе с принятием соответствующего нормативно-правового акта законодатели наложили на концессионные соглашения ряд ограничений:

● четко определен список объектов концессионного соглашения (ст. 4);

● по концессионному соглашению передаются только права владения и пользования объектом концессионного соглашения (ст. 3.1);

● любое соглашение данного типа имеет четко определенный срок (ст. 10.1.3, 10.1.6).

Соотнося действующий федеральный закон с экономической литературой по данной теме, можно видеть, что в России законодательно закреплена традиционная концессия. Или концессия типа строительство, управление, передача (ВОТ). В мировой практике существует 6 организационных типов концессий, которые доказали свою эффективность в разных странах:

● Строительство, управление, передача (Build – Operate – Transfer, BOT) – традиционная концессия. Концессионная компания осуществляет строительство и эксплуатацию объекта в течение концессионного срока, по истечение которого объект возвращается государству. Она имеет право пользования, но не владения концессионным объектом;

● Браунфилд – контракт (Brownfield contract) – традиционная концессия. Предметом ее выступает деятельность по расширению, восстановлению и реконструкции существующего объекта, не включающая нового строительства;

● Строительство, владение, управление (Build – Own – Operate, ВОО) – разновидность традиционной концессии, так называемый гринфилд – проект (Greenfield project). Концессионная компания строит новый объект инфраструктуры и управляет им на правах владения и пользования. Концессионный срок не фиксируется;

● Строительство, владение, управление, передача (Build – Own – Operate – Transfer, ВООТ) – проект типа «гринфилд». Разновидность предыдущего типа концессии с той разницей, что концессионная компания имеет права владения и пользования объектом в период времени оговоренный в контракте, по истечении которого объект возвращается государству;

● Контракт на обслуживание (Service contract). Главная особенность данного контракта, отличающая его от упомянутых выше типов концессии, состоит в том, что концессионер получает от государства в управление и обслуживание уже готовый объект и не осуществляет инвестиций[15].

Существование лишь одного типа концессий на территории России существенно замедляет процесс привлечения инвестиций в экономику страны. Стоит отметить, что в рамках федеральных целевых программ регионам дано право легализовать на своей территории другие типы концессий, однако к настоящему моменту большая часть субъектов федерации не воспользовалась этим правом.

С развитием экономики и укреплением доверия к органам власти и государству в целом, государственно-частные предприятия или партнерства (ГЧП) становятся привлекательны для инвесторов. Кроме того, в России существуют области деятельности, где концессионный механизм – один из единственных методов реабилитации хозяйственной деятельности.

Выбор схемы финансирования нового бизнеса неразрывно связан с учетом особенностей использования как собственного, так и заемного капитала. Авторами были проанализированы преимущества и недостатки основных источников финансирования реальных инвестиций: собственного и заемного капитала (табл. 5).

Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал. В свою очередь, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития и возможности прироста его финансовой рентабельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.

В данном исследовании авторы обратились к источникам финансирования реальных инвестиций, поскольку при разработке перспективных планов и программ, при анализе и обосновании намечаемых проектов, прежде всего, возникает вопрос о возможностях их финансирования. Для более детального анализа авторами предлагается, с точки зрения объективных причин, оценить преимущества и недостатки некоторых источников финансирования реальных инвестиций, оказывающих влияние на факторы успеха или экономического роста (табл. 6).

Преимущества и недостатки собственного и заемного капитала при финансировании реальных инвестиций

1. Простота привлечения (т.к. инвестиционные решения связаны с увеличением собственного капитала).

2. Более высокая способность генерирования прибыли во всех сферах деятельности (т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента в различных его формах).

3. Повышение финансовой устойчивости предприятия, его платежеспособности и снижение риска банкротства

1. Ограниченность объема привлечения, а следовательно, и возможностей существенного расширения инвестиционной деятельности предприятия в период благоприятной конъюнктуры рынка.

2. Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.

3. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств (т. к. невозможно обеспечить увеличение коэффициента финансовой рентабельности предприятия над экономической)

1. Достаточно широкие возможности привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.

2. Обеспечение роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и увеличения темпов роста объема его хозяйственной деятельности.

3. Более низкая стоимость в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат на его обслуживание из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль)

1. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные инвестиционные риски в хозяйственной деятельности предприятия – риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности.

2. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую норму прибыли, которая снижается на сумму выплаченного процента за кредит.

3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней процентной ставки на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.

4. Сложность процедуры привлечения (т.к. предоставление кредитных ресурсов зависит от решения кредиторов, требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога)

Влияние преимуществ и недостатков некоторых видов финансирования реальных инвестиций на факторы успеха или роста

Преимущества финансирования реальных инвестиций

Недостатки финансирования реальных инвестиций

Источник

Оцените статью