Международное частное право
Правовое регулирование иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранным инвесторам.
Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия).
В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.
Универсальное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства. В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.
Более действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА — заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.
В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков — это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.
В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков.
В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные в рамках СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. предусматривает сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках; предоставление иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, аренду помещений, пользование землей; заключение концессионных договоров и создание свободных экономических зон. Соглашение распространяется не только на частное, но и на государственное иностранное инвестирование.
Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства, защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество; заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.
Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.
В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (РФ заключила более 30 подобных соглашений — с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).
Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.).
В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.
Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию — в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).
В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования.
Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального, может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.
В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения.
В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.
Принимающие государства, как правило, устанавливают возможность ограничения допуска иностранного капитала: запрещение допуска иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики; введение особого контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных ресурсов; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранными инвесторами предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики.
Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Проведение национализации — это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве.
С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции в административном порядке.
В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г., «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений» 1999 г., отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах Федерации принято собственное инвестиционное законодательство.
Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, — деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.
Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Изъятия из него могут быть установлены только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности РФ. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.
Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов: правовую защиту на территории РФ; различные формы осуществления инвестиционной деятельности; возможность передачи прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; защита от неблагоприятного изменения законодательства; свободный перевод прибыли за границу; обеспечение надлежащего разрешения инвестиционных споров; право на приобретение ценных бумаг и участие в приватизации; предоставление прав на недвижимое имущество.
В свое время национализация, произведенная в России после Октябрьской революции, была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями — договоры между СССР и Германией (1922 г.), США (1933 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.), Данией (1964 г.), Великобританией (1968 г.). Принцип взаимного зачета финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г., положен в основу Соглашения между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий 1997 г.
Французская сторона обязалась не предъявлять и не поддерживать требований, касающихся претензий по займам и облигациям, интересам и активам, в отношении которых французские лица были лишены права собственности или владения, претензий по долгам царского правительства и правительства СССР. Россия со своей стороны обязалась не предъявлять требований в отношении ущер6а, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., требований в отношении активов во Франции и переданного золота (в том числе «колчаковского» золота).
В возмещение претензий Россия должна была до 2000 г. выплатить Франции определенную сумму. Полученные средства должны быть распределены во Франции среди французских физических и юридических лиц по французскому праву. Соответственно, у французских держателей облигаций по российским займам и лиц, собственность которых была национализирована в России без выплаты компенсации, должны возникнуть соответствующие отношения с правительством Франции, а не России.
В современном российском законодательстве сохраняется право РФ на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры — рассматриваться в российских правоприменительных органах.
Естественно резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику. Право РФ на национализацию является серьезным тормозом притока иностранных капиталовложений.
Источник
Источники правового регулирования иностранных инвестиций.
Традиционно источники правового регулирования подразделяются на национальные и международные. Национальные НА, регулирующие инвестиционную деятельность на территории РФ можно подразделить на три группы:
1) нормативные акты, регламентирующие общие вопросы инвестиционной деятельности, к ним относятся Конституция РФ (ст.8, 34, 57), ФЗ от 9.07.1999 № 160 «Об иностранных инвестициях в РФ», ГК РФ, ФЗ от 8.12.2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
2) НА, которые регламентируют отдельные направления инвестиционной деятельности — ФЗ от 25.02.1992 «Об инвестиционной деятельности РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», ФЗ от 30.12.1995 «О соглашениях о разделе продукции», ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях», ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в РФ». Кроме того, отделдьные вопросы инвестиционной деятельности регламентируются следующими ФЗ-ами «О финансовой аренде (лизинге)», «О рынке ЦБ», «О банках и банковской деятельности», «Об организации страхового дела в РФ».
3) НА, регламентирующие отдельные вопросы деятельности организаций с иностранными инвестициями: Налоговый и таможенный кодексы, з-н «О таможенном тарифе», «Об охране окружающей среды».
В сфере международных соглашений РФ участвует как в многосторонних, так и в двусторонних договорах. Среди двусторонних необходимо отметить Конвенцию об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985г. — Сеульская конвенция), Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между гос-вом и лицом другого гос-ва, подписана в Вашингтоне 1965г., Конвенция Унидруа о международном финансовом лизинге от 28.05.1988г. Также Россия подписала ряд соглашений в рамках ВТО, также подписана Европейская энергетическая хартия, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое учредило партнерство между РФ и европейским сообществом. В рамках СНГ в 1993г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, однако в настоящий момент РФ денонсировала данный договор. В марте 1994г. Межпарламентская Ассамблея СНГ приняла рекомендательный законодательный акт об общих принципах регулирования иностранных инвестиций в государствах-участниках ассамблеи, но данный международный акт содержал только общие статьи и не оказал существенного влияния на национальной зак-во.
Помимо многосторонних соглашений для РФ действует большое кол-во двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также соглашений об устранении двойного налогообложения.
Понятие иностранного инвестора.
При определении иностранных инвесторов российский законодатель пошел по пути простого перечисления тех субъектов, которые могут выступать иностранным инвестором. Таким обарзом, согласно ст.2 з-на «Об иностранных инвестициях» в качестве иностранного инвестора могут выступать следующие лица:
— иностранное ЮЛ, гражданская правоспособность которого определяется в соотв-вии с зак—вом гос-ва, в котором оно учреждено;
— иностранная организация, не являющаяся ЮЛ, но в силу своей правоспособности имеющие право осуществлять иностранные инвестиции;
— иностранные граждане и лица без гр-ва, постоянно проживающие за пределами РФ;
— международная организация, созданная в соотв-вии с МД РФ;
— иностранные гос-ва, в соотв-вии с порядком, который определяется российским зак-вом.
В отношении каждого из субъектов действующее зак-во делает оговорку, что такой субъект имеет право осуществлять инвестиции на территории России только при условии, что такое право предоставлено личным законом соответствующего субъекта. Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида:
1 — индивидуальные инвесторы: в качестве них выступают ФЛ, действующие за собственный счет и от своего имени;
2 — корпоративные инвесторы: организации, производящие инвестирование за счет собственных или заемных средств. Основная цель деятельности таких субъектов — стимулирование производства и извлечение производственной прибыли.
3- институциональные инвесторы представлены финансовыми посредниками ,которые привлекают заемные денежные средства для вложения их в ЦБ и иные финансовые инструменты. Институциональные инвесторы — профессиональные участники финансового рынка.
Правовые режимы допуска инвестиций.
Правовой режим — совокупность правил, регулирующих какую-либо сферу деятельности. В практике правового регулирования иностранных инвестиций выделяют 2 основных типа правовых режима — абсолютные относительные. Сущность абсолютных режимов заключается в том, что иностранным инвестициям предоставляется полная правовая защита и гарантируется отсутствие каких бы то ни было дискриминирующих условий по отношению к другим иностранным инвесторам. Абсолютный режим представляет собой минимальный международный стандарт, действующий в сфере правового регулирования иностранных инвестиций. Он включает в себя обязанность принимающего гос-ва защищать иностранную собственность. Недостатком данного режима является абстрактность его содержания, поэтому он конкретизируется при помощи различных видов относительных правовых режимов.
Среди относительных правовых режимов выделяют 4 вида:
1) режим наибольшего благоприятствования;
2) национальный режим;
3) режим допуска;
Режим деятельности.
Режим наибольшего благоприятствования устанавливается путем заключения международных соглашений и состоит в том, что каждое из договаривающихся гос-в предоставляет инвесторам другого гос-ва режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый им инвесторам из любого третьего гос-ва. Выделяется несколько разновидностей данного режима:
— частичное благоприятствование означает неприменение дискриминационных мер;
— полное благоприятствование: на иностранных инвесторов распространяются льготы, которые предоставляются или будут предоставлены инвесторам из третьих гос-в;
— взаимное благоприятствование: предоставление режима на основах взаимности;
— абсолютное благоприятствование: такой режим предоставляется без условий о взаимности.
Используя данный режим гос-ва стремятся не допустить дискриминации своих инвесторов и создать для них условия, при которых они могли бы осуществлять свою деятельность, пользуясь теми же преимуществами, что и инвесторы из других гос-в. Наилучшего эффекта установления данного режима достигается, когда создается система соответствующих двусторонних договоров, либо заключается многостороннее соглашение, в котором участвует большая группа стран и в рез-те возникает регион, где действуют единые правила деятельности иностранных инвесторов.
Национальный режим может устанавливаться как международными договорами, так и внутренним зак-вом гос-ва. Суть данного режима состоит в том, что деятельность иностранных инвесторов осуществляется на тех же условиях, что и деятельность национальных ЮЛ и ФЛ. Таким образом, для иностранных инвесторов создаются условия, исключающие дискриминацию не только по отношению к иностранным инвесторам, но и по отношению к инвесторам местного происхождения.
Режим допуска — совокупность правил, регулирующих порядок допуска иностранного инвестора на национальный рынок, как правило, такой режим предусматривает специальные правила входа на рынок для иностранных лиц, предусматривая при этом разрешительный порядок.
Режим деятельности — совокупность правил, которые регулируют порядок осуществления инвестиционной деятельности и защиты интересов иностранных инвесторов после того, как они получили доступ на местный рынок. В соотв-вии с данным режимом, национальное зак-во устанавливает различные изъятия льготного или ограничительного характера.
Российское зак-во в кач-ве базового режима предоставляет иностранным инвесторам национальный режим. Вместе с тем, в отношении иностранных инвесторов устанавливаются изъятия ограничительного и стимулирующего характера. К изъятиям ограничительного характера относится вложение иностранного капитала в банки, иные кредитные организации и страховые организации.
Изъятия стимулирующего характера представляют собой систему льгот для иностранных инвесторов, к таким льготам относятся льготы по уплате налогов и таможенных пошлин.
Следует иметь в виду, что изъятия из национального режима могут также устанавливаться международными соглашениями РФ, в частности такие изъятия установлены соглашением о партнерстве и сотрудничестве с европейским сообществом.
Таким образом, правовое регулирование иностранных инвестиций в России характеризуется многообразием правовых режимов.
Источник