Источник финансового обеспечения иностранных инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
1. Отток капитала
За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.
В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.
Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.
Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.
Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.
В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.
Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.
И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.
Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.
Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.
Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.
В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.
Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.
Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.
2. Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
3) приобретения имущества и ценных бумаг;
4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;
3) стимуляция производственных вложений;
4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
2) покупка ценных бумаг в своей стране;
3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
2) ухудшение материального положения большей части населения;
3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
5) нестабильная политическая ситуация;
6) большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
1) богатые и недорогие природные ресурсы;
2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
3) большой внутренний рынок;
4) дешевая рабочая сила;
5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
6) быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.
Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.
Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.
Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.
В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.
Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
Источник
Источники финансового обеспечения иностранных инвестиций
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:28, реферат
Описание работы
Эффективное развитие экономики страны зависит от множества факторов. В их числе и инвестиционная активность отдельных финансовых институтов государства и иностранных представителей, и способность производственных институтов активизировать эту активность. Однако в настоящий момент далеко не все организации могут предложить и должным образом преподнести интересные проекты, которые могли бы активизировать поток инвестиций. Сами же инвесторы заинтересованы в получении наибольшего дохода и экономического эффекта и не собираются вкладывать деньги в не эффективный проект. Таким образом, инвестиционный процесс – это непрерывный поиск наиболее выгодных и оригинальных решений. А его финансирование – логическое продолжение реализации наиболее удачного проекта.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА………………………………………………………………………..6
1.1 Проблемы, связанные с финансированием инвестиций в основной капитал ……………………………………………………………………………6
Основные источники финансирования инвестиционного процесса……………………………………………………………………………8
ГЛАВА II ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ……………..18
2.1 Потенциал российского рынка………………………………………18
2.2 Состояние экономики………………………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………. 24
Файлы: 1 файл
Иностранные инвестиции.docx
Предмет: Иностранные инвестиции.
Тема: Источники финансового обеспечения иностранных инвестиций.
ГЛАВА I ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА………………………………………………………… ……………..6
1.1 Проблемы, связанные с финансированием инвестиций в основной капитал ………………………………… …………………………………………6
ГЛАВА II ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ……………..18
2.1 Потенциал российского рынка………………………………………18
2.2 Состояние экономики…………………………… …………………. 19
Эффективное развитие экономики страны зависит от множества факторов. В их числе и инвестиционная активность отдельных финансовых институтов государства и иностранных представителей, и способность производственных институтов активизировать эту активность. Однако в настоящий момент далеко не все организации могут предложить и должным образом преподнести интересные проекты, которые могли бы активизировать поток инвестиций. Сами же инвесторы заинтересованы в получении наибольшего дохода и экономического эффекта и не собираются вкладывать деньги в не эффективный проект. Таким образом, инвестиционный процесс – это непрерывный поиск наиболее выгодных и оригинальных решений. А его финансирование – логическое продолжение реализации наиболее удачного проекта.
Таким образом, финансирование инвестиционного процесса является как бы связующим звеном при переходе проекта «от слов к делу». Финансовое обеспечение может осуществляться различными способами и из разных источников. И выбор наиболее эффективного источника инвестирования в каждом случае индивидуален. Об особенностях финансового обеспечения инвестиционного процесса и будет идти речь в данной работе.
Многие исследователи видят выход из кризисной ситуации российской экономики в иностранных инвестициях. Примерами этому может послужить ряд развивающихся стран, которые продемонстрировали миру высокие темпы экономического роста за счёт поддержки иностранных инвесторов.
Больше всего в мире капитал вывозится из промышленно развитых стран – США, Япония и некоторые Европейские страны. Капиталистическая система не предусматривает безвозмездного вложения капитала. Основная цель инвестора – извлечение прибыли. Существует ряд причин, из-за которых вывозить капитал значительно выгоднее, чем работать на внутреннем рынке. Это в основном налоговые льготы и внутренний рынок страны, в которую ввозится капитал. Если стране требуются инвестиции, ей необходимо создать как можно больше привлекательных условий для вложения капитала.
Большая часть иностранных инвестиций это частные инвестиции. Как правило, это прибыльные компании, для которых национальный рынок стал слишком тесен и они, стремясь к расширению, внедряются в рынки других стан. Естественно отсутствие прибыли или убытки отпугивают такие компании.
В работе попытаемся изучить ситуацию с инвестиционной активностью в России. На сколько условия в нашей стране соответствуют требованиям иностранных инвесторов.
Являются ли инвестиции эффективным источником, с помощью которого Россия может выйти из экономического кризиса. Крупнейшим в мире инвестором является США (больше чем в два раза опережает ближайшего конкурента – Великобританию). Эти страны могут преследовать свои геополитические цели по ослаблению России путём захвата наиболее важных отраслей производства. Ведь внешняя политика промышленно развитых стран подчинена интересам крупных ТНК, которые в них базируются.
В общем, в настоящий момент России необходимы инвестиции, причём было бы хорошо, если бы средства вкладывались в те отрасли, которые переживают наибольший кризис. На практике инвесторов привлекает сырьевая база нашей страны и некоторые не очень значительные отрасли (пищевая, фармацевтическая и т.д.). Самое главное – извлечь как можно больше выгоды для страны, и как можно меньше утратить экономической самостоятельности.
Цель и задачи работы определили ее структуру. Реферат состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА I ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
1.1 Проблемы, связанные с финансированием инвестиций в основной капитал
Можно сформулировать следующие основные проблемы, связанные с финансированием инвестиций 1 :
Ограничения банковской системы по долгосрочным ресурсам создают дефицит инвестиционных кредитов предприятиям (при относительном улучшении ситуации с краткосрочным кредитованием на пополнение оборотных средств). На 1 января 2002 г. долгосрочные привлеченные ресурсы банков составляли 270,03 млрд. руб. (14,2% совокупных привлеченных средств банков).
Низкий уровень капитализации банковской системы (общая капитализация банковской системы примерно в 10 млрд. долл. соответствует бюджету годовой инвестиционной программы крупной нефтяной компании).
Рационирование банками кредитования предприятий также представляет собой существенную проблему. В России риски, связанные с непрозрачностью финансового состояния компаний и недобросовестным поведением заемщика, максимально высокие. Доступ к информации о потенциальном заемщике затруднен и требует больших затрат. Высокий уровень процентных ставок, неприемлемый для большинства предприятий, ориентированных на внутренний рынок, повышает вероятность негативной селекции. В результате асимметрии информации банки, как правило, избегают предоставлять кредиты заемщикам, не входящим в их холдинг.
Таким образом, для существенного увеличения доли кредитов в экономике требуется снижение уровня кредитного риска путем создания системы мониторинга кредитной истории заемщика. В частности, речь идет о создании независимых кредитных бюро с возможностью для банка ознакомиться с объективной кредитной историей потенциального заемщика, данными о его руководстве, акционерах, членах совета директоров.
Несбалансированность активов и пассивов банковской системы по уровню ликвидности приводит к высоким рискам ликвидности. Так, сохраняются значительные финансовые разрывы по объему долгосрочных требований и привлеченным на срок более 1 года средствам. На 1 июля 2001 г. долгосрочные обязательства (со сроком выполнения более 1 года) составляли всего 7% совокупных обязательств банков3, к 1 января 2002 г. их доля повысилась до 14%. В результате при неплохой динамике краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств предприятий банки не могут обеспечить достаточное предложение инвестиционных кредитов (сроком более 1 года), что негативно сказывается на развитии реального сектора экономики страны.
Низкая доля кредитов реальному сектору в совокупных банковских активах. Сокращение доли вложений банков в реальный сектор экономики (кредиты, вложения в акции и доли в предприятиях, в долговые инструменты российских компаний).
Крайне низкая доля банковских кредитов в инвестициях в основной капитал — не более 3,5%.
Неразвитой фондовый рынок, отсутствие притока долгосрочных финансовых ресурсов от институциональных инвесторов вследствие высоких инвестиционных рисков.
Низкий объем прямых иностранных инвестиций, который снижается вследствие не самой благоприятной, прежде всего, политической обстановки в стране.
Следовательно, существует серьезный разрыв между возможностями финансовой системы и потребностями экономики в модернизации производства (по данным Минэкономразвития, в ближайшие 15 лет необходимо ежегодно привлекать в реальный сектор не менее 3 трлн. руб. инвестиций. Преодоление этого разрыва потребует длительного времени, что может негативно отразиться на конкурентоспособности российской экономики. 2
1.2 Основные источники финансирования инвестиционного процесса
Основными или типовыми формами финансирования проектов в отечественной и мировой практике считаются:
- собственное финансирование за счет прибыли, амортизационных отчислений и других источников;
- заемное финансирование за счет облигационных займов, банковских кредитов, займов других организаций;
- централизованное финансирование за счет средств государственного бюджета;
- акционерное финансирование за счет вкладов учредителей и стратегических инвесторов;
- лизинговое финансирование за счет вкладов лизингодателей.
Финансирование может производиться как в денежной (национальной и/или твердой валюте), так и в неденежной форме (товарной, вексельной).
Следует отметить, что предложенная общая классификация является условной, без четкого разграничения понятий различных форм финансирования.
На практике эти формы финансирования взаимосвязаны: в частности, лизинг можно назвать одной из форм кредитного финансирования, а иностранные межправительственные кредиты поступают в федеральный бюджет и подлежат распределению в централизованном порядке.
Указанные формы финансирования инвестиционных проектов (за исключением собственного финансирования) рассматриваются далее с позиций выделения основных видов; организации взаимоотношений и мотивации участников; правовой и нормативной базы; возможностей реализации на территории Российской Федерации.
Одной из важнейших форм финансового обеспечения инвестиционной деятельности фирм (компаний) является самофинансирование. Оно основано на использовании собственных финансовых ресурсов, в первую очередь прибыли и амортизационных отчислений. С одной стороны, собственные средства служат источником капитальных вложений на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства, освоение и организацию выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. С другой — реализация такой продукции приводит к росту выручки и прибыли, увеличению возможностей воспроизводства основного капитала.
В сфере промышленности наиболее высока доля собственных средств в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии, машиностроении и металлообработке. Существенные различия в доле собственных источников финансирования инвестиций в основной капитал наблюдаются по первичным отраслям: газовая -14,1%, угольная — 79,2%. В ряде отраслей цветной металлургии инвестиции почти полностью финансируются за счет собственных средств: никель-кобальтовая промышленность — 98,6%, свинцово-цинковая -100%. 3
Ключевую роль в структуре собственных источников финансирования инвестиционной деятельности предприятий играет прибыль. Она выступает как основная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. После уплаты налогов и других обязательных платежей в распоряжении предприятии остается чистая прибыль, часть которой может направляться на инвестиции. Как правило, часть прибыли, направляемая на инвестиционные цели, аккумулируется в фонде накопления или других фондах аналогичного назначения, создаваемых на предприятии.
Следующим по значению собственным источником финансирования инвестиции являются амортизационные отчисления. Эти отчисления образуются на предприятиях в результате переноса стоимости основных производственных фондов на стоимость готовой продукции. Функционируя длительное время, основные производственные фонды постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями. Поскольку основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого воспроизводственного цикла, предприятия осуществляют затраты па их восстановление по истечении нормативного срока службы. Денежные средства, высвобождающиеся в процессе постепенного восстановления стоимости основных производственных фондов, аккумулируются в виде амортизационных отчислении в амортизационном фонде.
Величина амортизационного фонда зависит от объема основных фондов предприятия и используемых методов начисления. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится одним из следующих способов: линейным; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списанием стоимости пропорционально объему продукции (работ). В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде. Объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
Источник