Исходные данные для планирования и оценки эффективности инвестиционного проекта
Объем исходной информации для планирования и оценки эффективности ИП зависит от стадии проектирования.
На всех стадиях исходные сведения должны включать цель проекта; характер производства, общие сведения о применяемой технологии, вид производимой продукции (работ, услуг); условия начала и завершения проекта; продолжительность рабочего периода; сведения об экономическом окружении.
На стадии инвестиционного предложения необходимо иметь информацию о продолжительности строительства; объеме капиталовложений; выручке по годам реализации; производственных издержках. Эти данные должны быть представлены в текущих ценах. Определяются они экспертно или по аналогам.
На стадии обоснования инвестиций, предшествующего ТЭО сведения должны включать (с приведением обоснования посредством расчетов) объем инвестиций с распределением во времени и по технологической структуре (СМР, оборудование, земля и т.п.); объем выручки от реализации с распределением во времени, видам продукции и рынкам сбыта (внутренний и зарубежный); сведения о производственных издержках с распределением во времени и видам затрат.
На стадии ТЭО (или обоснования инвестиций, непосредственно предшествующих разработке рабочих чертежей) должна быть представлена в полном объеме вся исходная информация.
При оценке эффективности инвестиций для отдельных участников необходима дополнительная информация о составе и функциях этих участников, об их производственном потенциале и финансовом состоянии. Производственный потенциал определяется его величиной по производственной мощности в натуральном и стоимостном выражении по видам продукции, составом и износом основного технологического оборудования, зданий и сооружений, наличием профессионально-квалифицированной структурой персонала, наличием НМА (патентов, лицензий, ноу-хау). Финансовое состояние отражается в его бухгалтерской и статистической отчетности и характеризуется системой показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности. Информация об участниках должна включать описание основных элементов организационно-экономического механизма реализации проекта, поскольку затраты и результаты участников зависят от характера взаимоотношений между ними.
При оценке эффективности общественно значимых проектов в проектных материалах рекомендуется приводить дополнительную информацию о количественном или качественном эффекте от реализации проекта для народного хозяйства страны:
— об изменении доходности существующих производств за счет появления новой продукции, новых материалов, нового оборудования или технологии;
— о возможности создания новых производств, связанных с производством предлагаемого в проекте продукта;
— об изменениях в области экологии;
— об эффектах в социальной сфере и пр.
В расчетах эффективности рекомендуется учитывать также влияние реализации проекта на деятельность сторонних предприятий и населения:
— изменение рыночной стоимости имущества граждан (жилья, земельных участков и др.), обусловленное реализацией проекта;
— снижение уровня розничных цен на отдельные товары и услуги, обусловленное увеличением предложения этих товаров при реализации проекта или организаций производства товаров, заменяющих ввозимые товары;
— влияние реализации проекта на объемы производства продукции (работ услуг) сторонними предприятиями, в частности за счет развития социальной инфраструктуры в пунктах создания новых предприятий;
— воздействие осуществления проекта на здоровье населения (например, экологические проекты или производства более экологически чистой продукции);
— экономию времени населения на коммуникации, обусловленную реализацией проекта в области транспорта и связи и т.п.
По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с заметным уровнем безработицы, рекомендуется учитывать экономию бюджетных средств на создание эквивалентного количества рабочих мест.
При наличии методических документов по стоимостной оценке влияния указанных факторов в расчетах эффективности отражаются соответствующие денежные потоки:
— изменения доходов и расходов сторонних организаций и населения, бюджета;
— стоимостная оценка экологических, социальных и иных последствий проекта для населения и общества в целом.
Допускается также экспертная оценка. Источником информации могут служить перспективные планы органов государственного управления в области экономической политики и результаты специальных исследований о перспективах использования в народном хозяйстве продукции (услуг), производство которых предусмотрено проектом, о средней заработной плате и уровне занятости в период составления проекта и в перспективе.
Исходные данные для расчетов денежных потоков:
1. Общие сведения о проекте (характер проектируемого производства, состав производимой продукции (работ, услуг); сведения о размещении производства; информация об особенностях технологических процессов, о характере потребляемых ресурсов, о системе реализации производимой продукции).
2. Основные календарные характеристики (Определяется продолжительность прединвестиционной и инвестиционной фаз, продолжительность срока эксплуатации основного оборудования, который может быть использован в качестве ограничения продолжительности проекта. Начало обычно определяют в задании, например, на дату начала вложения средств (ресурсов) или проектно-изыскательные работы. Момент прекращения реализации проекта может определяться следующими факторами:
— исчерпывание ресурсов (сырьевых запасов);
— прекращение производства в связи с изменением требований (норм, стандартов) к производимой продукции, технологии производства или условиям труда на этом этапе производства;
— прекращение потребности рынка в продукции в связи с ее моральным устареванием или потерей конкурентоспособности;
— износа основной (определяющей) части производственных фондов;
— другие причины, установленные в задании на разработку.
3. Интервал планирования (Расчетный период разбивается на шаги. При этом следует учитывать:
— цель расчета (оценка различных видов эффективности, мониторинг с целью осуществления финансового управления);
— продолжительность различных фаз ЖЦ проекта;
— неравномерность денежных поступлений и затрат (в т.ч. сезонность производства);
— периодичность финансирования (желательно совпадение получения и возврата кредитов с началом или концом);
— оценку степени неопределенности и рисков и их влияние;
— условия финансирования (совмещение моментов притока и оттока с началом и концом периодов);
— обозримость выходных таблиц;
— изменение цен в течении шага расчета вследствие инфляции и других причин (колебание цен не д.б. более 5-10%). Отрезки времени при высоких темпах инфляции рекомендуется делить на более мелкие шаги.
Шаги расчет определяются номерами (от 0 до N). Время в расчетном периоде измеряется в годах или долях года и отсчитывается от базового момента (t=0).
4. Масштаб цен, в котором будет осуществляться расчет. (Денежные потоки могут выражаться в текущих, прогнозных или дефлированных ценах.
Текущие цены – цены, заложенные в проекте без учета инфляции. Другие названия – постоянные или фиксированные. Термин соответствует СНиП. Совсем необязательно являются неизменными. Их изменение может быть предусмотрено проектом независимо от инфляции, например, в результате изменения качества выпускаемой продукции, влияния сезонных факторов, изменения маркетинговой стратегии и т.п.
Прогнозные цены – ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах расчета.
Дефлированные цены – прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции.
ДП могут выражаться различными валютами, при этом рекомендуется учитывать в родной валюте, а затем приводить к единой и дефлировать, используя базисный индекс инфляции, соответствующий этой валюте.
5. Экономическое окружение проекта:
5.1. Прогнозная оценка общего индекса инфляции и прогноз абсолютного и относительного по отношению к общему индексу инфляции изменения цен на отдельные продукты (работы, услуги) и ресурсы на весь период реализации проекта. Источником указанной информации являются перспективные планы и прогнозы органов государственного управления в области экономической политики и финансов; анализ тенденций изменения цен и валютного курса; анализ цен на продукты (работы, услуги) и ресурсы в России и в мире.
5.2. Обменный курс валюты; прогноз изменения обменного курса валюты или индексы внутренней инфляции иностранной валюты на весь период реализации проекта.
5.3. Налоговое окружение. (Информация должна включать полный перечень налогов, сборов, акцизов, пошлин и иных аналогичных платежей. При этом особое внимание уделять налогам, регулируемым региональным законодательством (налоги субъектов Федерации и местные налоги). По каждому виду налогов необходимо привести следующие сведения:
— база налогообложения (что облагается),
— куда относится налог (т.е. из каких сумм выплачивается – финансовые результаты, выручка, себестоимость, прибыль до налогообложения или налогооблагаемая прибыль и т.п.);
— сроки уплаты (периодичность выплат);
— льготы (в частности, относящейся к предприятиям-участникам проекта); распределение налоговых платежей между бюджетами различных уровней. В случае если имеют место налоговые льготы, необходимо полностью их описать и указать документ в соответствии с которым они определяются.
В зависимости от способов отражения в балансе предприятия и в плане денежных потоков налоги делятся на следующие группы: 1) налоги, включаемые в цену продукции (НДС, акцизы, пошлины, на реализацию ГСМ); 2) налоги, относимые на себестоимость продукции (в т.ч. платежи за пользования недрами, земельный налог, налог на пользователей автодорог и др.); 3) налоги, относимые на финансовые результаты, т.е. уменьшающие базу для налогообложения прибыли (в т.ч. налог на имущество, налог на содержание жилищного фонда и объектов соц. культ. Сферы и др.); 4) налог на прибыль (в т.ч. налог на прибыль от реализации продукции, налог на доходы по депозитам, процентам, дивидендам по акциям, на доходы от долевого участия в совместных предприятиях и др.); 5) налоги, уплачиваемые с чистой прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (в т.ч. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли и т.д.). В расчете бюджетной и региональной эффективности учитывается распределение налогов по бюджетам различных уровней и суммы налогов, поступающих от проекта в бюджеты всех уровней за весь срок проекта.).
6. План производства и реализации (объем производства и реализации продукции по шагам, график освоения проектной мощности в натуральном и стоимостном выражении, план реализации с учетом графика освоения проектной мощности и прогнозными оценками спроса . Здесь необходимо учитывать все виды товарной продукции, а также прочие виды доходов (реализация прочего имущества и внереализационные операции). При этом учет необходимо вести раздельно по видам продукции и направлениям деятельности. Выручку необходимо представлять с выделением НДС и других налогов и сборов, включенных в цену продукции. При определении прибыли от реализации продукции необходимо учитывать, что она определяется как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной, а не произведенной продукции.)
7. Цены реализации продукции (при этом учитывать все возможные колебания, зависимость цен от различных факторов, влияние реализации проекта на общий объем предложения данной продукции и средний уровень цен. Источники информации – предпроектные и проектные материалы, исследования зарубежного и российского рынков).
8.Инвестиционные затраты (по каждой составляющей указывается стоимость приобретаемых активов или проводимых работ, график проведения работ и ввода в действие активов , срок службы и нормы амортизации активов, а также данные для определения прироста оборотного капитала)
Изменение оборотного капитала:
1) по запасам материалов – покрытие потребности (периодичность поставки) и страховой запас (в днях);
2) по НЗП – цикл производства (в днях);
3) по готовой продукции – срок хранения или периодичность отгрузки (в днях);
4) по кредитам покупателям (счета к получению) – долю кредитов в выручке (в %), средний срок кредита (отсрочки платежа) в днях;
5) по авансам поставщикам – долю авансов в прямых материальных затратах (в %) и средний срок авансового платежа в днях;
6) по резерву денежных средств – срок покрытия потребности в днях;
7) НДС уплаченный в рассматриваемом интервале, который определяется на основе данных по НДС к полным производственным затратам, поступающим активам и оборотным активам.
1) по кредитам поставщиков (счетам к оплате) – отсрочку платежей (в днях);
2) по авансам покупателей – долю авансов в выручке (в %) и средний срок авансов;
3) по расчетам с персоналом – частота выплаты з/п.
9.Затраты на производство и реализацию (подробно по составляющим: прямые материальные по статьям расходов, на рабочую силу по категориям работников, накладные расходы (общехозяйственные, административные, сбытовые, прочие). Все показатели необходимо представлять с выделением НДС и других налогов и сборов, включенных в цену ресурсов.
Затраты на производство продукции (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергию и т.п.) могут рассчитываться следующими способами: 1) исходя из производственной программы, технологических норм расхода основных ресурсов на единицу каждого вида продукции и цен этих ресурсов.
Затраты на остальные (вспомогательные) материальные ресурсы принимаются определенным процентом от расхода основных ресурсов или на основании нормативов, принятых на предприятии для данного производства (технологии); 2) на основании данных аналогичных предприятий по затратам на единицу производимой продукции.
Затраты на ремонт основных фондов рассчитываются двумя способами: 1) на основании анализа данных предыдущих лет (по аналогичным фондам); 2) в процентах от балансовой стоимости этих фондов. Эта величина не должна быть фиксированной, поскольку по мере физического износа затраты на ремонт возрастают. Например, по технологическому оборудованию к концу амортизационного срока службы годовые затраты на ремонт увеличиваются на 40-60%, по автотранспорту на 1000 км пробега к концу каждого межремонтного пробега – на 60%. Затраты на первый комплект запасных частей и приспособлений, поставляемых одновременно с оборудованием для организующегося предприятия, включаются в объем капитальных вложений. Такая поставка как правило, предназначена для обеспечения нормальной работы оборудования в течении 1-2 лет, т.е. на срок, превышающий нормальный уровень запасов на действующих предприятиях. В плане денежных потоков эти затраты отражаются в разделе «Инвестиции» в статье «изменение оборотного капитала», после ввода оборудования в эксплуатацию они учитываются как МБП в составе текущих активов. До момента закупки очередной партии запасных частей и приспособлений их запас уменьшается в соответствии с их расходованием в процессе производства, а закупки осуществляют в размере и с периодичностью, достаточными для поддержания нормального уровня запаса.
Затраты на оплату труда определяются по категориям персонала (основной производственный, вспомогательный производственный, административно-управленческий, прочий, сбытовой), по профессиям и разрядам или по занимаемым должностям, численности и ставкам. Количество производственного персонала определяется техпроцессом.
Накладные расходы (общехозяйственные, административные, сбытовые и прочие) определяются в денежных единицах на основе анализа за прошлые годы или в процентах от составляющих прямых затрат на производство.
Порядок отражения некоторых затрат в себестоимости зависит во-первых, от правил, установленных законодательством (Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (с изменениями и дополнениями), утвержденное Постановлением правительства РФ №552 от 05.08.92 г.; во-вторых, от учетной политики предприятия (например, определение сроков службы НМА, сроков и порядка отнесения на себестоимость расходов будущих периодов, полезного срока службы оборудования, методов начисления амортизации, что влияет на уровень амортизационных и иных списаний; в-третьих, от договоров между участниками проекта (например, при реализации лизингового договора стороны могут договориться о том, на чьем балансе будет учитываться лизингуемое оборудование и соответственно у кого будет начисляться амортизация и т.п..
Все затраты, отражаемые при планировании инвестиций должны быть обоснованы).
10.Источники финансирования и условия кредитования (Объем и источники собственных средств, заемных средств, в том числе нетрадиционные формы инвестиций, например, лизинг. При этом информация об условиях привлечения средств в проект должна содержать сроки, стоимость ресурсов (процентные ставки), график погашения. Стоимостью собственных средств является норма прибыли по данному предприятию или отрасли. Источники финансирования проекта влияют на его жизнеспособность и эффективность. От вида источника финансирования зависит уровень текущих затрат и уровень выплачиваемых налогов. Например, лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость продукции лизингополучателя, что приводит к увеличению себестоимости, снижению налогооблагаемой прибыли и как следствие снижению сумм налога на прибыль, кроме этого лизингополучатель не платит налог на имущество с лизингуемого имущества. При использовании инвестиционного кредита обычное предприятие выплачивает проценты из прибыли, а суммы, направленные на погашение основной суммы долга – из прибыли после уплаты налога на прибыль. Средства, направленные на инвестиции в объекты основных средств, источниками которых являются кредитные ресурсы или собственные средства предприятий, освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии полного использования на эти цели накопленного амортизационного фонда.
Источник