- Прямые иностранные инвестиции в Иран — Foreign direct investment in Iran
- СОДЕРЖАНИЕ
- Статистика прямых иностранных инвестиций
- Страны
- Секторов
- Суммы
- Компании
- Фронтмены
- Экономический профиль
- Бизнес среда
- Природные ресурсы
- Конкурентные преимущества
- Законы об иностранных компаниях
- Инвестиции физических лиц иностранного гражданства
- Иностранные инвестиции в рамках Торгового кодекса
- ФИППА
- Возможные подходы к рынку
- Совместные предприятия
- Выкупить
- Иранский (или интегрированный) нефтяной контракт (IPC)
- Сборка-эксплуатация-передача (BOT)
Прямые иностранные инвестиции в Иран — Foreign direct investment in Iran
Прямым иностранным инвестициям в Иран (ПИИ) препятствовали неблагоприятные или сложные операционные требования и международные санкции , хотя в начале 2000-х годов иранское правительство либерализовало инвестиционное регулирование. Иран занимает 62-е место в проведенном Всемирным экономическим форумом анализе глобальной конкурентоспособности 142 стран за 2011 год . В 2010 году Иран занял шестое место в мире по привлечению иностранных инвестиций.
Иностранные инвесторы сосредоточили свою деятельность в нескольких секторах экономики: нефтегазовая промышленность, автомобилестроение, добыча меди , нефтехимия , продукты питания и фармацевтика . Иран принял 24,3 миллиарда долларов США иностранных инвестиций с 1993 по 2007 год и 34,6 миллиарда долларов США на 485 проектов с 1992 по 2009 год.
Открытие рынка Ирана для иностранных инвестиций также может быть благом для конкурентоспособных транснациональных компаний, работающих в различных секторах производства и услуг, на сумму от 600 до 800 миллиардов долларов в виде новых инвестиционных возможностей в течение следующего десятилетия.
СОДЕРЖАНИЕ
Статистика прямых иностранных инвестиций
Страны
Фирмы из более чем 50 стран инвестировали в Иран за последние 16 лет (1992–2008 гг.), При этом наибольшая доля пришлась на Азию и Европу, а именно:
Континент происхождения | Страны-лидеры, инвестирующие в Иран (1992–2008 гг.) | Количество проектов | Общая сумма вложений |
---|---|---|---|
Азия | Индия ( порт Чабахар ), Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Сингапур, Индонезия и Оман | 190 | 11,6 млрд долларов |
Европа | Германия, Нидерланды, Испания, Великобритания, Турция, Италия и Франция (всего 20 стран) | 253 | 10,9 млрд долларов |
Америка | Канада, Панама, США и Ямайка | 7 | 1,4 миллиарда долларов |
Африке | Маврикий, Либерия и Южная Африка | N / A | 8 миллиардов долларов |
Австралия | Австралия | 1 | 682 миллиона долларов |
Секторов
По состоянию на 2007 год азиатские предприниматели сделали крупнейшие инвестиции в Исламское государство, вложив в 40 из 80 проектов, финансируемых иностранцами. Наибольший объем иностранных инвестиций был вложен в промышленный сектор, включая продукты питания и напитки, табак, текстиль, одежду, кожу, химическую продукцию, сталь и нефтепродукты. Этот показатель превысил 8,76 млрд долларов США. Второе место занял сектор воды, электроэнергии и газа, который привлек 874,83 миллиона долларов. В-третьих, сектор недвижимости поглотил более 406 миллионов долларов. Инвестиции в услуги , телекоммуникации, транспорт и горнодобывающую промышленность достигли 193 млн долларов США, 14,3 млн долларов США и 14,2 млн долларов США соответственно. Азиатские страны инвестировали 7,666 миллиарда долларов в различные проекты, за которыми последовали несколько транснациональных консорциумов. Инвестиции этих транснациональных компаний превысили 1,39 миллиарда долларов (в четыре проекта). Хотя европейские предприниматели участвовали в 34 проектах, в Исламскую Республику они вложили лишь 1,2 миллиарда долларов. Американские страны также вложили 12,329 миллиона долларов в эту страну; в то время как инвестиции африканских государств составили около 4 миллионов долларов.
Суммы
Согласно статистике The World Factbook в 2010 году, объем прямых иностранных инвестиций в Иране составил 16,82 миллиарда долларов (дома) и 2,075 миллиарда долларов (за рубежом) .
По данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Иран достигли нового рекорда в 2010 году и превысили 3,6 миллиарда долларов, несмотря на санкции, введенные против Исламской Республики . По оценкам EIU , чистый поток прямых иностранных инвестиций Ирана вырастет на 100% в течение следующих четырех лет (2010–2014 гг.). По оценкам журнала The Economist , прямые иностранные инвестиции (чистый приток) в Иран в 2011 году составили 1,4 миллиарда долларов (что эквивалентно 0,3% ВВП) по сравнению с 3,2 миллиарда долларов в 2010 году. В отчете прогнозируется, что этот показатель на 2012 год снизится до 1,25 миллиарда долларов, но снова увеличится в следующем году. 3 года и достичь 1,8 миллиарда долларов в 2015 году. Правительство Ирана заявляет, что запланированные ПИИ в 2011 году составили 4,3 миллиарда долларов, а запланированные ПИИ достигнут 8-10 миллиардов долларов в 2012–2013 годах. Однако позже ЮНКТАД сообщила, что приток ПИИ в Иран в 2013 году составил 3,05 миллиарда долларов, в то время как ПИИ Ирана в другие страны (т.е. отток ПИИ) составили 380 миллионов долларов.
Провинция Бушер и провинция Хузестан имеют самый высокий объем иностранных инвестиций, которые в основном идут в нефтегазовый сектор . В 2012 году провинции Фарс , Гилян , Тегеран , Керман , Мазандаран и Западный Азербайджан заняли с первого по шестое место по привлечению иностранных инвестиций в страну.
По данным правительства Ирана, Ирану необходимо до 300 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций для достижения целей своего пятилетнего плана экономического развития (2010–2015 годы) и достижения восьмипроцентных темпов экономического роста. Что касается «Перспективы на 2025 год», то в плане установлен целевой показатель инвестиций в размере 3,7 триллиона долларов в течение двух десятилетий (2005–2025 годы), из которых 1,3 триллиона долларов должны быть в виде иностранных инвестиций.
Компании
Организация по инвестициям, экономической и технической помощи Ирана (ОИТЭС) отвечает за прием и обработку всех иностранных инвестиций приложений. OIETAI также отвечает за одобрение зарубежных иранских инвестиций. Другими словами, организация отвечает за консолидацию и реализацию двусторонних потоков иностранных инвестиций. По словам президента Ирана Рухани, сотрудничество с Ираном осуществляется при условии участия иностранных компаний в совместных инвестициях, технологических программах и экспорте из Ирана.
По состоянию на 2012 год 400 иностранных компаний инвестируют напрямую в Иран. Среди развитых стран наиболее активными инвесторами были компании из Германии, Норвегии, Великобритании, Франции, Японии, России, Южной Кореи, Швеции и Швейцарии. Шведская Svedala Industri играет важную роль в разработке медных рудников Ирана с конца 1990-х годов, в то время как индийская Tata Steel инвестирует в сталелитейный сектор. Kia , Nissan , Peugeot и Renault из Франции авто компаний лицензионных соглашений с иранскими производителями автомобилей. Французская компания Danone , швейцарская Nestlé и американские компании Coca-Cola и Pepsi-Cola имеют совместные предприятия с иранскими компаниями. Total , Statoil , Shell , Газпром и Lucky Goldstar из Южной Кореи активно работают в газовой промышленности Ирана. Конституция Ирана запрещает прямую уступку прав на нефть иностранным инвесторам. Alcatel из Франции, MTN Group из Южной Африки и Siemens из Германии заключили крупные телекоммуникационные контракты в 2004 и 2005 годах, соответственно.
Фронтмены
В 2015 году The Economist и The Wall Street Journal сообщили, что американские компании (включая Apple Inc. и Hewlett-Packard ) используют местных (иранских) подставных лиц для заключения сделок в Иране. В нефтяном и банковском бизнесе уже подписаны «основные контракты», в то время как Иран все еще находится под « международными санкциями ». Boeing , Microsoft , Siemens , BP , Chevron , Газпром , Eni , Samsung , Renault . Peugeot , GM также возвращаются в Иран.
Экономический профиль
Бизнес среда
По данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию , в 2010 году Иран занял шестое место в мире по привлечению иностранных инвестиций. По словам главы Организации по инвестициям, экономической и технической помощи Ирана (OIETAI), в 2008 году Иран занимал 142 место среди 181 страны по условиям труда в прошлом году. Иран занимает 96 место с точки зрения начала бизнеса, 165 — по получению разрешений, 147 — по трудоустройству, 147 — по регистрации активов, 84 — по получению кредитов, 164 — по правовому сопровождению инвестиций, 104 — по уплате налогов, 142 — по внешней торговле, 56 — по выполнимости контрактов. и 107 в банкротстве. Иран является членом Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям Всемирного банка . В Докладе о глобальной конкурентоспособности Иран занимает 69-е место из 139 . Иран подписал более 50 двусторонних инвестиционных договоров с другими странами.
Природные ресурсы
Иран — второй по величине производитель нефти ОПЕК. На его долю приходится примерно 9% мировых запасов нефти (около 94 миллиардов баррелей). Он обладает вторыми по величине запасами природного газа в мире — около 812 триллионов кубических футов. Иран считается энергетической сверхдержавой . Иран также обладает огромными минеральными ресурсами, включая уголь, медь, железо, цинк и золото. Это породило ряд обрабатывающих производств, в частности сталелитейную промышленность. Иран уже является третьим по величине производителем меди в мире.
Конкурентные преимущества
Иран сделал развитие ненефтяного экспорта своим приоритетом. Страна имеет преимущество в виде широкой внутренней промышленной базы , технологий , образованной и мотивированной рабочей силы , дешевой рабочей силы и энергоресурсов, а также географического положения , которое дает ей доступ к примерно 300 миллионам человек на рынках Каспийского моря , в странах Персидского залива и других странах. дальше на восток. Иран имеет потребительский потенциал в Турции , на запасы нефти из Саудовской Аравии , по запасам природного газа в России , а также запасы полезных ископаемых из Австралии . Площадь Ирана примерно равна площади Соединенного Королевства, Франции, Испании и Германии вместе взятых. В Иране разнообразный климат, что делает его пригодным для выращивания широкого спектра сельскохозяйственных продуктов .
Законы об иностранных компаниях
Вообще говоря, в Иране есть два типа законов, касающихся иностранных компаний. Первые — это законы, непосредственно касающиеся иностранных компаний, такие как Закон о поощрении и защите иностранных инвестиций (FIPPA), а вторые — общие законы, определенные статьи или подзаконные акты которых касаются иностранных компаний, например Закон о налогообложении и Закон о труде. . Окружающая среда Ирана охраняется строгими законами, и Департамент окружающей среды отвечает за оценку воздействия проектов и их мониторинг.
Общие законы и постановления, касающиеся иностранного бизнеса в Иране, можно разделить на следующие категории:
- Работа по контракту — Иностранной компании разрешено участвовать в работе по контракту в Иране. Такая работа может выполняться либо напрямую иностранной компанией, либо через зарегистрированный филиал в Иране. Филиалы в Иране не имеют отдельного правового статуса, которым обладают ООО , и материнская компания несет ответственность за действия филиала. В юридических и налоговых целях открытие представительства в Иране само по себе не считается прямыми иностранными инвестициями . Для установления и установления юридического присутствия на иранском рынке требуется местный консультант, который может предоставить пошаговые консультационные услуги по вопросам регистрации, аренды офиса, найма, персонала, деловых контрактов, обычаев и законов в целом. CMS Cameron McKenna — одна из первых крупных международных юридических фирм, открывших офис в Иране.
- Прямые продажи — большинство иностранных компаний занимаются прямыми продажами иранским клиентам через аккредитивы, а иногда и на основе Usance .
- Инвестиции — в соответствии с положениями Закона о поощрении и защите иностранных инвестиций (FIPPA) иностранные компании могут инвестировать во вновь созданные предприятия и отрасли. Иностранным компаниям разрешено владеть 100% предприятий.
Инвестиции физических лиц иностранного гражданства
В 2006 году иранские граждане за рубежом «с чистой стоимостью составила $ 1,3 триллиона долларов . По состоянию на 2012 год двадцать процентов прямых иностранных инвестиций в Иран приходится на иранцев за рубежом. В 2000 году пресс-служба Ирана сообщила, что иранские экспатрианты вложили от 200 до 400 миллиардов долларов в США, Европу и Китай, но почти ничего не инвестировали в Иран. В Дубае иранские экспатрианты инвестировали около 200 миллиардов долларов (2006 г.).
Согласно Гражданскому кодексу, иностранные граждане при наличии договора о взаимности пользуются теми же правами и привилегиями, что и иранцы. Компании, созданные такими иностранными гражданами, будут иметь иранское гражданство и будут подчиняться тем же законам, которые регулируют деятельность иранских компаний.
Иностранные инвестиции в рамках Торгового кодекса
Торговый кодекс Ирана разделен на четыре части:
- купеческая и торговая деятельность,
- торговые компании,
- Оборотные инструменты,
- контракты и банкротство.
Иностранные граждане могут в рамках Торгового кодекса и при соблюдении соответствующих процедур создавать и регистрировать компании в Иране. Торговый кодекс Ирана не делает различий между иранскими и иностранными держателями акций иранских компаний . Другими словами, нет никаких ограничений в отношении гражданства тех, кто хочет создавать компании в Иране. В этом контексте валютные ограничения в равной степени применяются к иранским и иностранным инвесторам. Однако такие компании не пользуются привилегиями, изложенными в FIPPA (см. Ниже).
Существует семь типов юридических лиц или компаний, которые могут быть созданы в соответствии с Торговым кодексом Ирана следующим образом:
- Акционерное общество может быть публичным ( Sherkat Sahami Am ) или частной компанией ( Sherkat Sahami Khass ).
- Общество с ограниченной ответственностью (ООО) ( Sherkat ba Masouliyat Mahdoud )
- Полноетоварищество ( Шеркат Тазамони )
- Коммандитное товарищество ( Шеркат Мохталет Гейр Сахами )
- Акционерное товарищество ( Шеркат Мохталет Сахами )
- Товарищество с пропорциональной ответственностью ( Шеркат Несби )
- Производственный / потребительский кооператив ( Sherkat Ta’avoni va Masraf )
Из всех этих различных типов акционерное общество , в котором капитал разделен на акции, является наиболее распространенным и приемлемым типом компании, который можно рекомендовать иностранным инвесторам.
ФИППА
Положения Закона 2002 года, озаглавленного «Закон о поощрении и защите иностранных инвестиций» (FIPPA), включают:
- Разрешение иностранных инвестиций во все секторы, открытые для иранских частных компаний.
- Пересмотр определения «иностранный инвестор» для включения иранских экспатриантов при условии, что их инвестиционный капитал происходит из-за границы.
- Разрешение репатриации прибыли от местных продаж в дополнение к экспортной прибыли в твердой валюте по текущему официальному обменному курсу .
- Справедливая компенсация в случае национализации . Если действие правительства нарушает деловую активность, правительство будет обязано производить платежи по любым частям кредита, которые причитаются от имени проектной компании.
- FIPPA разрешает международный арбитраж в юридических спорах. В Иране есть два основных арбитражных учреждения: Тегеранский региональный арбитражный центр (TRAC) и Арбитражный центр Тегеранской торговой палаты.
- Установление максимального 45-дневного периода для обработки индивидуальных заявок на иностранные инвестиции.
Впервые схемы финансирования проектов, такие как соглашения о выкупе и проекты BOT (только со статусом оператора), конкретно подпадают под действие закона об иностранных инвестициях. Согласно FIPPA, любое иностранное физическое или юридическое лицо, импортирующее капитал в Иран, будет пользоваться преимуществами и привилегиями этого закона до тех пор, пока:
- Инвестиции приводят к экономическому росту, продвигают технологии, продвигают качество продукции, увеличивают возможности трудоустройства, увеличивают экспорт и выход на международные рынки.
- Инвестиции не ставят под угрозу национальную безопасность и общественные интересы, не наносят вреда окружающей среде, не подрывают национальную экономику или не подрывают продукты внутренних инвестиций.
- Инвестиции не предполагают предоставления каких-либо особых прав, приводящих к монополии .
- Соотношение стоимости товаров и услуг, произведенных за счет совокупности иностранных инвестиций, не превышает 25% в каждом секторе экономики и в каждой отрасли экономики не превышает 35%. FIPPA будет применяться в зависимости от национальности иностранного капитала, а не инвестора. Если капитал поступает из иностранных источников, любой, кто его импортирует, будет иметь право на защиту FIPPA, включая иранцев, проживающих в Иране или за рубежом.
Начиная с 2014 года, иностранные инвесторы, которые создают производственные линии в Иране и экспортируют 30 процентов своей продукции, будут иметь право на освобождение от налогов (до 50%).
Возможные подходы к рынку
Прежде всего, важно понимать, что иранские власти настаивают на долгосрочных обязательствах и передаче технологий как необходимом условии для получения доли на рынке. Поэтому иностранным компаниям рекомендуется придерживаться среднесрочной и долгосрочной стратегии для иранского рынка. Иран почти никогда не будет соблюдать интересы компании, которая не проявляет долгосрочных обязательств. Тендеры строго требуются для государственных контрактов на закупку или проектов. Они редко бывают конкурентоспособными. Разбивание контрактов на более мелкие части — обычная практика, когда пытаются включить как минимум 30% стоимости контракта в местные возможности, а также вести переговоры о конкретных ценах.
В настоящее время существует три основных маршрута, по которым иностранная компания может установить долгосрочное присутствие в Иране:
Совместные предприятия
Одна из возможных стратегий заключается в том, чтобы иностранная компания заключила соглашение о совместном предприятии с государственным или частным иранским партнером. Существующий уровень технологий и инфраструктуры делает многие иранские компании подходящими для расширения и развития совместно с иностранными компаниями. Многие иранские компании, особенно в частном секторе, в настоящее время активно ищут партнеров для создания совместных предприятий, чтобы заполнить свои технологические и управленческие пробелы. Другие ищут возрождения своей компании за счет иностранного капитала.
Если компания решит применить такой подход к рынку, рекомендуется искать продукты и услуги, которые имеют как внутренний спрос, так и региональный экспортный потенциал. Если совместное предприятие может зарабатывать твердую валюту за счет экспорта своих товаров, оно не будет слишком зависеть от иранской банковской системы в отношении репатриации прибыли и дивидендов. Некоторые совместные предприятия заключаются исключительно в передаче технологии Ирану иностранным партнером без каких-либо финансовых обязательств. Поскольку власти Ирана очень заинтересованы во внедрении современных технологий, этот путь может оказаться очень конструктивным. В августе 2010 года 25% -ный потолок, установленный для совместных предприятий при использовании кредитов на счете валютных резервов , был отменен. Промышленность и горнодобывающая промышленность , сельское хозяйство , транспорт , услуги (например, туризм ), информационные технологии и экспорт товаров и услуг — это секторы, которым разрешено пользоваться новыми возможностями с Резервного счета иностранной валюты .
Выкупить
В 1990-х и начале 2000-х годов были заключены некоторые соглашения о косвенной разработке месторождений с иностранными фирмами. Например, заключались контракты на обратный выкуп в нефтяном секторе, по которым подрядчик финансировал все инвестиции, а затем получал вознаграждение от Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) в виде выделенной доли добычи, а затем передавал эксплуатацию месторождения в NIOC по прошествии определенного количества лет, когда контракт был завершен.
В феврале 2007 года правительство обнародовало новую формулу контрактов на обратный выкуп, которая значительно увеличила срок контрактов до 20 лет. Схема обратного выкупа — это формула, используемая иранским правительством для привлечения иностранных инвестиций. После окончания ирано-иракской войны в 1988 году Иран столкнулся с серьезной проблемой: ему потребовались иностранные инвестиции, если он не хочет терять жизненно важный доход от нефтегазовой промышленности , однако его революционная идеология и Конституция запрещают делать « уступки ». . Компромиссное решение было найдено в 1989 г. с первым пятилетним планом экономического, социального и культурного развития . Согласно примечанию 29 к упомянутому плану, иранскому правительству разрешено использовать обратный выкуп в своих усилиях по удовлетворению промышленных и минеральных потребностей в связи с экспортом, производством и инвестициями. Говоря простым языком, сделка обратного выкупа — это метод торговли, при котором заводы, машины, производственное оборудование и технологии поставляются (отечественной или иностранной частной фирмой) в обмен на товары, которые будут производиться прямо или косвенно таких объектов.
По этой схеме иностранный партнер, который делает первоначальные инвестиции, может репатриировать прибыль от инвестиций (по заранее согласованной фиксированной ставке) за счет товаров и услуг, произведенных в рамках проекта. Хотя многие иностранные компании считают этот метод простым инструментом финансирования для Ирана, точнее сказать, что это формула компромисса для иностранных инвестиций в краткосрочной перспективе. В среднесрочной и долгосрочной перспективе более подходящие законы и постановления, вероятно, заменят схему обратного выкупа. Другими словами, как только конституционные проблемы будут решены, иностранные партнеры по соглашениям о выкупе могут взять на себя проекты, в которых они участвуют, или они могут создать совместное предприятие с иранским партнером.
Иранский (или интегрированный) нефтяной контракт (IPC)
Некоторые из основных критических замечаний по контрактам на обратный выкуп включают отсутствие гибкости в возмещении затрат и, в некоторых случаях, ограниченный опыт NIOC в отношении снижения темпов падения месторождения по сравнению с Международной нефтяной компанией (IOC), которая разрабатывала месторождение. Комплексный нефтяной контракт (IPC) потребует от международных нефтяных компаний выполнения требований Ирана по местному содержанию, которые будут составлять 51% контракта и передачи технологии . NIOC создаст совместные предприятия по добыче сырой нефти и газа с международными компаниями, которым будет выплачиваться доля от добычи. ИПК будут предложены для работы где-то между 34 и 74 нефтяными месторождениями и могут прослужить в течение всего срока эксплуатации месторождения. В 2013 году Иран также впервые после иранской революции 1979 года объявил о предложении контрактов о разделе продукции (СРП ) для самых сложных и сложных проектов, таких как создание глубоководных скважин в Каспийском море (подробности которых будут указаны ниже). раскрыт в декабре 2015 года в Лондоне).
Сборка-эксплуатация-передача (BOT)
Недавно принятые нормативные акты ввели схему « строительство – эксплуатация – передача» для иранских проектов. Это довольно новая возможность на иранском рынке. В этой схеме иностранный партнер инвестирует в один проект, который затем в течение определенного периода времени управляется иностранным инвестором, прежде чем он будет полностью передан правительству Ирана. Иранские власти демонстрируют некоторую гибкость в отношении BOT, что потенциально может открыть путь для большего количества иностранных инвестиций на рынке.
Источник