Инвестиционный проект с иностранным участием. Методы оценки эффективности проекта международного инвестирования. (государственное регулирование иностранных инвестиций)
Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Наиболее важным этапом в процессе принятия инвестиционных решений является оценка эффективности реальных инвестиций (капиталовложений), поскольку от правильности и объективности такой оценки зависят сроки возврата вложенного капитала и перспективы развития предприятии. В международной практике для оценки эффективности реальных инвестиционных проектов используются следующие важнейшие принципы и методические подходы:
1) оценка возврата вложенного капитала па основе показателя денежного потока, формируемого за счет прибыли и амортизационных отчислений в процессе эксплуатации проекта. Показатель денежного потока может применяться для оценки проектов с дифференциацией по годам эксплуатации объекта или как среднегодовой;
2) обязательное приведение денежных потоков. Это связано с тем, что процесс инвестирования осуществляется не единовременно, а проходит ряд этапов, что находит отражение в бизнес-плане инвестиционного проекта. Аналогично должна приводиться к настоящей стоимости и сумма денежного потока (по этапам его формирования);
3) выбор дифференцированного проекта (дисконта) в процессе дисконтирования денежного потока (приведения его к настоящей стоимости) для различных инвестиционных проектов. Размер дохода от инвестиций (в форме денежного потока) образуется с учетом следующих факторов: средней реальной дисконтной ставки, темпа инфляции (инфляционной премии), премии за инвестиционный риск. С учетом этих факторов при сравнении проектов с различными уровнями риска должны применяться при дисконтировании неодинаковые ставки процента. Более высокая ставка процента применяется обычно по проектам с повышенным уровнем риска;
4) применение различных вариантов форм используемой ставки процента для дисконтирования исходя из целей оценки. Для определения различных показателей эффективности проектов в качестве дисконтной ставки могут выбираться:
· средняя депозитная или кредитная ставка по рублевым или валютным кредитам;
· индивидуальная норма прибыльности (доходности) инвестиций с учетом темпа инфляции, уровня риска и ликвидности инвестиций;
· норма доходности по государственным ценным бумагам (облигациям ЦБ РФ или муниципальным краткосрочным облигациям);
· альтернативная норма доходности по другим аналогичным проектам;
· норма доходности по текущей (эксплуатационной) доходности предприятия.
Для финансовой оценки эффективности реальных инвестиций проектов применяют следующие основные методы расчета:
1) простой (бухгалтерской) нормы прибыли;
2) чистой текущей стоимости (ЧТС) проекта;
3) индекса доходности;
4) периода (срока) окупаемости;
5) внутренней нормы прибыли (ВНП) проекта;
6) модифицированный внутренней нормы прибыли.
Инвестиционный климат и факторы его определяющие. Инвестиционная стратегия развития территории. (маркетинг территорий)
Инвестиционный климат — это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе.
Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр как определений инвестиционного климата, так и методик его исчислений, прежде всего с точки зрения прибыльности на вложенный капитал.
Понятие «инвестиционный климат» применимо преимущественно для рыночной экономики, когда хозяйственная среда не поддается прямому управлению. Оно является наиболее общим критерием для размещения инвестиционных ресурсов.
Инвестиционный климат складывается из совокупности экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, обеспечивающих привлекательность вложений в ту или иную область экономики, в конкретные предприятие, город, регион или страну.
Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть направлены в страну (регион, отрасль).
Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат способствующих экономическому росту.
Обычно для этого применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране(приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значение выходных и характеризующие потенциал по освоению инвестиций и риск их реализации. К ним относятся:
· природные ресурсы и состояние экономики;
· качество рабочей силы;
· уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
· политическая стабильность и предсказуемость;
· качество государственного управления;
· регулирование экономической жизни;
· уровень соблюдения законности и правопорядка;
· защита прав собственности;
· качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
· качество банковской системы, доступность кредитования;
· открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
· административные, технические, информационные и другие барьеры выхода на рынок;
· уровень монополизма в экономике.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 956 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
ТОП-25 крупнейших инвестиционных проектов России с участием иностранного капитала
Россия реализовывает международные проекты в сфере высоких технологий
В минувшем пандемийном году нашей стране пришлось не только преодолевать санкционные и карантинные препятствия, но и участвовать в реализации совместных международных экономических проектов в условиях всемирной стагнации и политического давления на своих союзников. Это привело к некоторой коррекции планов и переключению усилий с традиционного сырьевого экспорта на проекты в сфере высоких технологий.
Труба с уменьшенным диаметром. В последние годы наиболее знаковым международным проектом России являлось масштабное строительство наземных и морских трубопроводов. Часть из них была реализована еще до разгула пандемии. В начале января 2020 года президенты России Владимир Путин и Турции Реджеп Эрдоган запустили долгожданный газопровод «Турецкий поток» мощностью 31,5 млрд кубометров в год, к участию в котором уже подключились главы Сербии и Болгарии. В ближайшие годы в бюджет этого проекта могут войти инвестиции Италии, Венгрии и Словакии, также заинтересованных в поставках российского голубого топлива по южному маршруту.
За месяц до запуска «Турецкого потока» российский «Газпром» и китайская CNPC открыли перевалку по другому знаковому газопроводу — «Сила Сибири» (38 млрд кубометров в год) от Чаяндинского месторождения Якутии до северных провинций КНР. В нынешнем году по нему в Поднебесную планируется перевалить 10 млрд кубометров, в следующем — 15 млрд. На паспортную мощность трубопровод должен выйти к 2025 году. Оценочная стоимость проекта — 1,1 трлн рублей, но, вероятнее всего, она будет выше из-за роста экономики Китая и повышения цен на металл.
Третий знаковый международный трубопровод, который должен был войти в строй еще в прошлом году, — «Северный поток-2». Однако камнем преткновения на пути реализации этого проекта стали политические баталии в США, где на фоне президентских выборов усилилось давление на Россию с введением санкций, касающихся наиболее ее чувствительных экономических перспектив. Главной из них стал как раз балтийский трубопровод, иностранные партнеры которого тут же угодили в санкционные списки Белого дома и вынуждены были выходить из проекта. В итоге России пришлось перебрасывать необходимую трубоукладочную технику аж с Дальнего Востока и достраивать газопровод своими силами. А запуск его в эксплуатацию отложен как минимум на год.
Впрочем, задержка с запуском пришлась на период мировой ковидной рецессии и падения цен на углеводородное топливо. Впервые за последние два десятка лет экспорт энергоносителей составил меньше половины общего российского экспорта (49,6%). Поставки за рубеж российской сырой нефти в 2020 году упали на 11% в натуральном выражении и на 41% в стоимостном (до 72,4 млрд долларов), поставки трубопроводного газа — на 10% в натуральном выражении и на 40% (до 25,2 млрд долларов).
Здесь как раз-таки в 2020 году наблюдалось почти отчаяние — весной падение цены за «бочку» доходило до 18 долларов при верстке федерального бюджета из расчета 40 долларов за баррель. Достижение Россией договоренности со странами ОПЕК+ позволило сначала стабилизировать мировые цены на нефть, а затем и практически восстановить их на докризисном уровне (сегодня цена уверенно подбирается к 70 долларам).
«Если наличие противоковидной вакцины поможет обуздать пандемию и оживит экономику еврозоны наравне с китайской, это позволит российскому ТЭКу активизировать международное сотрудничество в данной сфере, — считает аналитик Oil Consulting Борис Рычков. — Пока же отечественной экономике приходится искать другие пути к международному сотрудничеству. Прежде всего в перспективной сфере высоких технологий».
Все выше, и выше, и выше. Собственно, нельзя сказать, что Россия — новичок в этой области. За последнее десятилетие отечественные ученые, ведущие НИИ и промышленные предприятия периодически подключались к различным высокотехнологичным международным проектам.
К примеру, уже несколько лет Россия сотрудничает с семью мировыми державами в реализации проекта строительства на юге Франции международного экспериментального термоядерного реактора ITER. От нашей страны в проекте участвуют такие крупные игроки, как госкорпорация «Росатом», Курчатовский институт, НИИ ЭФА имени Ефремова, Институт прикладной физики РАН, ФТИ имени Иоффе, Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований ТРИНИТИ и др. На их долю приходится создание одной из сложнейших и дорогостоящих частей реактора — коммутационной аппаратуры, шинопроводов и энергопоглощающих резисторов для электропитания и защиты сверхпроводящей магнитной системы реактора ITER. Сегодня Россия производит сверхпроводники для реактора, причем для этого даже пришлось построить новый цех по промышленному производству сверхпроводников мощностью 30 тонн в год на заводе «Росатома» в городе Глазове. У нас также производятся большие сверхпроводниковые магниты для проекта, гиротроны для нагрева плазмы и другое оборудование.
Другой известный мировой проект с участием России — CERN — европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий, расположенная на границе Швейцарии и Франции, вблизи города Женевы. В данный момент основным проектом этой организации является Большой адронный коллайдер (БАК). Сверхмощные магниты, которые лежат в основе ускорителя частиц, по большей части изготовлены в России. Над созданием БАК трудились и трудятся более 700 российских специалистов. Кроме этого, другие отечественные предприятия выполнили заказов для ЦЕРН на общую сумму 120 млн долларов.
В 2002 году Россия в числе 12 государств вошла в капитал (27%) проекта XFEL — международный проект по созданию самого крупного в мире лазера на свободных электронах, предназначенного для наблюдения за ходом химических реакций. Гигантская лазерная установка (длина — 3,4 км) запущена в 2017 году на территории Германии от 6 до 38 метров под землей близ Гамбурга.
Ее создание реализовано на принципах, открытых еще советскими учеными. Их российские правопреемники осуществляли для этого проекта поставки криогенных и вакуумных систем XFEL и другого оборудования.
Важной научной кооперацией отечественной науки стало участие в проекте создания FAIR — европейского центра по исследованию ионов и антипротонов. Россия — основной поставщик оборудования и его совладелец с долей 20%. Помимо этого, Россия участвует в различных космических исследованиях вроде российско-европейского проекта по изучению Марса ExoMars (с 2016 года); «Спектр-РГ» — совместного с Германией проекта космической обсерватории, изучающей Вселенную в рентгеновском диапазоне из точки Лагранжа L2; проекта NICA (Nuclotron based Ion Collider fAcility) — строительства ускорительного комплекса на базе Объединенного института ядерных исследований в Дубне с целью изучения свойств плотной барионной материи.
Пандемия внесла коррективы и в эти проекты, затруднив общение научных специалистов. Но сами задумки по-прежнему актуальны и продолжают реализовываться в нынешнем году.
Пути с дорогами. Вероятно, наиболее активными международными проектами, не подвергшимися политическому давлению извне, стали проекты в области атомной энергетики и транспорта. «Росатом» в последние годы является абсолютным лидером на мировом рынке, работая в 12 странах и строя сразу 36 энергоблоков. Россия вышла на такие ключевые рынки, как КНР, Индия, Турция, Финляндия, Венгрия, Иран, Бангладеш, Вьетнам. Подписаны соглашения о сотрудничестве с ЮАР, Иорданией, Индонезией, Казахстаном и другими. Уже в марте 2021 года начато строительство 2-го энергоблока АЭС Аккую в Турции.
«Сотрудничество в атомной сфере отнюдь не ограничивается строительством энергоблоков, — уверен эксперт Фонда энергетической безопасности Владимир Мальцев. — Заход «Росатома» на местные рынки означает поставки сырья, запчастей, обслуживание и ремонт оборудования, утилизацию отработанного ядерного топлива. Это международные проекты, рассчитанные на десятилетия».
Но еще более перспективные проекты с участием зарубежных партнеров у России сегодня в сфере транспорта. В первую очередь железнодорожного. В число долгосрочных соглашений о сотрудничестве в этой области входит создание трансграничной железнодорожной высокоскоростной магистрали «Евразия» по маршруту Берлин — Урумчи (почти 9,5 тыс. км), затрагивающей интересы более чем десятка стран (с ответвлениями). Магистраль станет частью современной транспортной системы «Новый шелковый путь» и создаст альтернативу морскому пути с Дальнего Востока в Европу.
Как рассказали в Межправительствен-ной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, нынешнее взаимодействие двух стран в значительной мере способствует ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и достижению установленных лидерами государств целевых ориентиров по наращиванию взаимного оборота товаров и услуг до 200 млрд долларов к 2024 году. Сегодня существует целых 70 значимых проектов с общей суммой заявленных инвестиций 112 млрд долларов, реализуемых в неэнергетической сфере. В России реализуется 65 проектов на 106,2 млрд долларов, в Китае — 5 проектов на 5,8 млрд долларов. Их география имеет широкий региональный охват и отраслевую направленность.
В комиссии уточнили, что с 2014 года 17 инвестпроектов, включенных в перечень значимых, уже сданы в эксплуатацию. Среди них — проекты «Освоение Быстринского месторождения в Забайкальском крае» и «Создание Российско-Китайского агрохолдинга на Дальнем Востоке с АО «Легендагро Холдинг». К 2020 году первая партия медного концентрата Быстринского горно-обогатительного комбината была экспортирована в Китай, а АО «Легендагро Приморье» совершило первую экспортную поставку нескольких тысяч тонн кукурузы. Завершены работы по строительству пограничного мостового перехода через реку Амур (Хэйлунцзян) Благовещенск — Хэйхэ. Российская и китайская стороны намерены предпринять все необходимые меры для скорейшего запуска движения по новому мостовому переходу.
Одним из транспортных ответвлений «Евразии» должна стать и реализация проекта «Победа» — модернизация железнодорожной инфраструктуры из России в КНДР до станции Пхеньян — Восточный общей стоимостью 25 млрд долларов.
Кроме того, РЖД принимает участие в электрификации 495-километрового участка железной дороги в Иране, а также на Кубе и в Сербии. В этой балканской стране планируется начать работы по созданию Единого диспетчерского центра управления движением поездов, реконструкции, модернизации и строительству двухпутной железной дороги Белград — Стара Пазова — Нови Сад — Суботица — Государственная граница, по реконструкции и модернизации железнодорожной линии Вальево — Врбница — Государственная граница с Черногорией протяженностью 210 км.
Источник