- Инвестиционный климат и его составляющие
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Инвестиции и инвестиционная деятельность региона.
- Сущность категории «инвестиционный климат» и категории.
- Сущность инвестиционной привлекательности предприятия.
- Особенности оценки инвестиционной привлекательности.
- Оценка инвестиционного климата региона | Статья в журнале.
- Инвестиционная деятельность предприятия (фирм)
- Создание благоприятного инвестиционного климата с целью.
- Инвестиционный климат и инвестиционная.
- Теоретические основы инвестиций и инвестиционной.
- Влияние инвестиционного климата на привлечение иностранных.
- Эффективность инвестиций. Инвестиционный климат и инвестиционный потенциал экономики
Инвестиционный климат и его составляющие
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 13.12.2018 2018-12-13
Статья просмотрена: 5852 раза
Библиографическое описание:
Журавлева, К. А. Инвестиционный климат и его составляющие / К. А. Журавлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 127-128. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54800/ (дата обращения: 11.06.2021).
В экономике, инвестиции играют важную роль. Как экономическая категория они осуществляют важнейшие функции, в отсутствии которых невозможно нормальное, эффективное экономическое развитие, так как инвестиции затрагивают наиболее глубокие основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. Инвестиции объективно необходимы, так как в современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения структурных сдвигов в экономике, реализации достижений технического прогресса и увеличения качественных показателей хозяйственной деятельности, в следствии чего определяет экономический потенциал в целом и способствует социально-экономическим преобразованиям, повышающим жизненный уровень населения.
Часто в экономической литературе инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность трактуются как синонимы. Но первое понятие более широкое и ёмкое. Это базовая характеристика среды инвестирования в стране, регионе, экономическом районе, отрасли. Только лишь с учетом рейтинговой оценки инвестиционного климата инвестору целесообразно переходить к оценке инвестиционной привлекательности конкретного объекта или инвестиционного проекта.
Инвестиционный климат — это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему [2].
Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть направлены в страну (регион, отрасль).
В современном экономическом словаре существует определение термину инвестиции — это размещение капитала с целью получения прибыли [3]. Они являются неотъемлемой частью современной экономики.
Согласно положению Закона «Об инвестициях», под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1].
Инвестиционный климат формируется под воздействием комплекса факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности и степень риска вложения инвестиций.
Факторы инвестиционного климата носят, как объективный характер, так и субъективный характер. Факторы объективного характера весьма многообразны. К первым факторам относятся природно-климатические условия, наличие сырьевых ресурсов и энергетических ресурсов, географическое положение, демографическая ситуация и другое.
Вследствие того, что воздействие объективных факторов на инвестиционный климат изменить сложно, в таком случаи при анализе серьезное внимание уделяется субъективным факторам. Они связаны с деятельностью человека. К субъективным факторам относятся: экономическая стабильность; уровень соблюдения законности и правопорядка; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов.
При этом можно выделить моменты, положительно и негативно влияющие на инвестиционный климат. К обстоятельствам, способствующим созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной активности в стране, относятся:
– высокий потенциал внутреннего рынка;
– низкий уровень конкуренции;
– высокая норма прибыли;
– низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
– стабильная налоговая система;
– эффективная поддержка государства.
К факторам, препятствующим развитию инвестиционных процессов и тем самым ухудшающим инвестиционный климат в стране, относятся:
– социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т. д.);
– высокие ставки рефинансирования;
– высокий уровень инфляции;
– высокий уровень внешнего и внутреннего долга;
– неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;
– пассивное сальдо платежного баланса;
– высокие трансакционные издержки.
Следовательно, инвестиционный климат можно рассматривать в разрезе совокупности политических, социально-экономических, организационно-правовых, финансовых, и географических факторов, привлекающих или отталкивающих потенциальных инвесторов.
Инвестиционный климат относится к наиболее важным параметрам, которые обуславливают принятие решений о вложении средств (инвестиций). К основным составляющим относятся 2 основных функционально взаимосвязанных элемента:
Соотношение данных элементов и дает возможность принимать объективные решение о возможности ведения эффективной инвестиционной деятельности.
Инвестиционная активность — это фактическая реализация инвестиционного потенциала, учитывая уровень сопутствующих инвестиционных рисков. Она отражает динамику привлечения инвестиций, их структуру, а также соотносит некоторые макроэкономические показатели, которые описывают и характеризуют степень изменчивости инвестиционной деятельности.
Под инвестиционной привлекательностью понимают наличие таких условий инвестирования, которые оказывают большое влияние на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна.
Можно сделать вывод, что на развитие инвестиционного климата оказывают большое влияние различные факторы: природно-климатические условия, состояние окружающей среды, географическое положение, научный потенциал, экономическое положение, законодательная и нормативная база, фактор риска, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура. Оценивая инвестиционную привлекательность, следует принимать во внимание очевидный факт определенных противоречий, характеризующих как саму систему факторов и показателей инвестиционного климата региона, так и эту систему в отношении к иным целям и приоритетам социально-экономического развития.
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.
- Гладкий, Ю. Н. Экономическая география России: учеб. / Ю.Н Гладкий, В.А Доброскок, С. П. Семенов − М.: Наука, 2009.
- Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева − М.: Инфра − М, 2006.
Похожие статьи
Инвестиции и инвестиционная деятельность региона.
Ключевые слова:инвестиции, значение инвестиций, инвестиционная деятельность, инвестирование, инвестиционная деятельность региона, субъекты и объекты инвестиционной деятельности, этапы реализации инвестиционной деятельности.
Сущность категории «инвестиционный климат» и категории.
Исследование проблем инвестирования всегда привлекало внимание экономического сообщества. На мировом рынке капиталов происходит жесткая конкурентная борьба за привлечение инвестиций.
Сущность инвестиционной привлекательности предприятия.
Определение инвестиционной привлекательности предприятия». Стровский Л. Е. инвестиционная привлекательность предприятия — это система мер, направленная на стимулирование привлечения инвестиций и регулирование источников получения и.
Особенности оценки инвестиционной привлекательности.
инвестиции, инвестиционный потенциал, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, методика. Показатель инвестиционной привлекательности региона как внешний фактор инвестиционной привлекательности предприятия.
Оценка инвестиционного климата региона | Статья в журнале.
Статья посвящена оценке инвестиционного потенциала региона и пути его улучшения на примере Республики Саха (Якутия). Ключевые слова: инвестиции, оценка инвестиционного климата, инвестиционная привлекательность.
Инвестиционная деятельность предприятия (фирм)
В современных условиях инвестиционная деятельность предприятий характеризуется рядом существенных недостатков: острый дефицит инвестиционных ресурсов; низкая инвестиционная активность предприятий; низкая инвестиционная привлекательность.
Создание благоприятного инвестиционного климата с целью.
— кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.
В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность
Россия, Инвестиционный климат, инвестиция, Российская Федерация, российская экономика.
Инвестиционный климат и инвестиционная.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, Самарская область. В современных экономических реалиях важнейшую роль для успешной долгосрочной деятельности как конкретного предприятия, так и бизнеса в целом играют инвестиции.
Теоретические основы инвестиций и инвестиционной.
В статье рассмотрены и охарактеризованы научные теории, касающиеся формирования и развития инвестиций, инвестиционной деятельности. Акцентируется внимание на подходах современного формирования инвестиционного климата и инвестиционной деятельности.
Влияние инвестиционного климата на привлечение иностранных.
Инвестиционный климат — весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую
В свою очередь в составе инвестиционной привлекательности выделяются также 2 составляющие: объективные.
Источник
Эффективность инвестиций. Инвестиционный климат и инвестиционный потенциал экономики
В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет активно дискутируется сущность данного понятия.
Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений»
По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций».
По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.
Опираясь на такое понимание инвестиционного климата его структура приведена на рис. 1.
Рис. 1. Проблемы низкой привлекательности инвестирования в России
Иными словами инвестиционный климат — это совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса. Следует уточнить и детализировать определение «инвестиционного климата», который, по нашему мнению, представляет собой обобщенную характеристику всей совокупности социальных, правовых, экономических, организационных, политических, исторических, культурных предпосылок, наличие инфраструктуры рынка ценных бумаг и эффективного корпоративного управления. Это совокупность факторов и условий, предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различных источников финансирования для реализации интересов и целей регионального уровня.
Чтобы обеспечить поступательное развитие экономики и в стране в целом, и в каждом регионе необходим значительный инвестиционный потенциал.
Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия:
o существование сбережений и способность населения делать текущие сбережения;
o возможность обслуживания долга;
o иностранные займы и инвестиции.
Масштабы и эффективность реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется воздействием следующих основных факторов:
1. Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов.
Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.
2. Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
3. Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др.
Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала, возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.
4. Налоговая политика. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.
5. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы.
Существуют различные методики определения сводной характеристики, посредством которой можно оценить состояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях ученые такую характеристику называют рейтингом, в других – инвестиционным климатом.
Можно выделить три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.
Первый из подходов – макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей, таких как:
v динамика валового внутреннего продукта и объем производства промышленной продукции;
v динамика распределения национального дохода, пропорции накопления и потребления;
v состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
v развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.
Второй подход – факторный, который основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них, например, такие как:
v характеристика экономического потенциала;
v общие условия хозяйствования;
v зрелость рыночной среды в регионе;
v политические, социальные и социокультурные, организационно-правовые, финансовые и другие факторы.
Третий подход – рисковый. Сторонники данного подхода в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски.Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической характеристики, включающей: наличие на территории факторов производства; в том числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровень развития науки и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой.
Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. В числе рисков учитываются: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный.
На основе большой группы показателей оцениваются рейтинги каждого региона в целом, по каждому составляющему блоку инвестиционного потенциала и по каждому риску. В конечном итоге оценивается состояние инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом.
Макроэкономический подход привлекает сравнительной простотой анализа и расчетов. Он универсален, и его можно использовать для исследования инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня. В нем учтена главная цель предпринимательской деятельности любого инвестора – получение прибыли и возврат вложенных средств через определенный промежуток времени. Но в нем не нашел отражения инновационный тип развития и экономической устойчивости.
Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес, прежде всего, для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса. При использовании рискового метода преобладает учет интересов инвестора, причем нередко не только экономических, но и политических.
Преимущества факторного метода – это учет взаимодействия многих факторов-ресурсов, а также иерархичности национальной экономической системы; использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; дифференцированный подход к различным уровням экономики, регионам при определении их инвестиционной привлекательности; стремление обеспечить максимально эффективное использование всех возможных источников инвестиций.
Категория «инвестиционный климат» достаточно субъективна, но, тем не менее, позволяет определить внешнюю инвестиционную среду, в которой предполагается осуществлять инвестиционный процесс, в то время, как традиционные методы привлечения инвестиций основаны на учете отдельных факторов, характеризующих отдельные направления развития предприятия, региона, страны в целом.
Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический. То есть всю совокупность методов регулирования можно разделить на:
v встроенные регуляторы инвестирования в рыночной экономике;
v экономические методы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства;
v административно-правовые методы воздействия государственных органов на инвестиционную активность в стране.
В зависимости от степени воздействия государства на инвестиционную деятельность методы можно разделить на пассивный и активный.
Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций, активный же метод связан с прямым государственным инвестированием, а также проведением государственными органами мероприятий в налоговой и бюджетной сфере, направленных на активизацию инвестиционной активности предпринимателей.
При обосновании рационального плана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки капиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.
Государство реализует функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде:
v создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей;
v прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах;
v внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости;
v стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.
Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.
Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющая инвестиционной деятельности.
Инструменты воздействия на частные инвестиционные решения условно можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.
Наиболее эффективными среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения.
Специальным инструментом поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.
Институциональные инструменты инвестиционной политики заключаются в создании механизмов координации инвестиционных решений частных компаний между собой и с государственными инвестиционными программами. Существует множество форм институциональных механизмов – от создания картелей в экспортных или переживающих кризис отраслях до политических и неформальных контактов. Создание финансово-промышленных групп позволяет свести вместе финансовый капитал и реальный сектор. Привлекает инвестиции и своевременная и качественная информация и консультации между правительством и деловыми кругами.
Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носить специфический характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций используются гарантии правительства, налоговые инструменты – льготы, временные освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты – например, создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полное закрытие доступа в отдельные сферы деятельности.
Специфика региональной инвестиционной политики заключается в более узком круге доступных инструментов регулирования инвестиционной деятельности и в некоторой подчиненности инвестиционной политике федерального уровня, особенно в сфере законодательного регулирования. Данная специфика определена Конституцией Российской Федерации.
Еще одной специфической чертой проведения региональной инвестиционной политики является ее малая ресурсная база, а, значит, приходится применять наиболее эффективные методы по приоритетным направлениям и более полно использовать законодательное и косвенное регулирование.
На практике регионы имеют возможность применять следующие методы проведения инвестиционной политики:
v — предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты, установление региональных и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);
v — создание за счет средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;
v — участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций.
Регионы могут даже влиять на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне – посредством законодательной инициативы.
Таким образом, регионы обладают богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.
жильного сырья, значительную часть ресурсов России по высококачественным баритовым рудам, каменным и каменно-магниевым солям. Таким образом, Республика Коми располагает значительным потенциалом для привлечения и, что важнее, для эффективного применения инвестиций, расширения уже существующих производств и создания новых. В частности, в настоящее время в республике разработан ряд инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение. К ним относятся:
Важным элементом системы стимулирования инвестиционной деятельности является налоговое стимулирование, как инвесторов, так и самих эмитентов. В этих целях государству необходимо разработать ряд мер, способных стимулировать потенциальных инвесторов, включая население к повышению инвестиционной активности.
Говоря о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности посредством использования механизма рынка ценных бумаг, следует отметить, что российскими регионами не используется практически ни одна из форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, положительно зарекомендовавших себя в большинстве развитых стран мира. К таким формам относятся:
v — освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами;
v — зачет отрицательных курсовых разниц для различных инвесторов;
v — перенос отрицательных разниц на несколько лет вперед;
v — поощрение долгосрочных инвестиций налоговыми льготами, если акции держатся определенной доли бизнеса;
v — налоговое поощрение вложений в акции приоритетных отраслей или акции, имеющие листинг на фондовой бирже;
v — вычет процентов за кредит, взятый на покупку акций, из налогооблагаемой базы.
Среди наиболее существенных причин отсутствия масштабных дополнительных эмиссий можно выделить следующие:
— противодействие этому держателей значительных пакетов акций, поскольку это ведет к уменьшению доли принадлежащих им ценных бумаг в уставном капитале общества и ослабляет контроль над ними;
— малочисленность эффективных собственников – субъектов присвоения, прямо или опосредованно обеспечивающих расширенное воспроизводство валового внутреннего продукта;
— незаинтересованность в раскрытии финансовой информации предприятиями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— пассивность отечественных институциональных инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов) на рынке ценных бумаг;
— достаточно высокое налогообложение дополнительных выпусков ценных бумаг;
— разочарование большей части инвесторов в возможностях фондового рынка, недоверие к ценным бумагам, эмитентами которых является как государство, так и акционерные общества;
— слабая правовая и гарантийная защита инвестиций, отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;
— неразвитость отдельных составляющих инфраструктуры и субъектов рынка ценных бумаг;
— неэффективность существующего механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг;
— низкая правовая культура потенциальных отечественных инвесторов;
— не высокий уровень практики корпоративного управления, который оказывает негативное воздействие на эффективность инвестиций, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне.
Опыт показал, что проведение акционерными обществами дополнительных эмиссий сталкивается с упорным противодействием владельцев крупных пакетов акций. Они, к сожалению, предпочитают скорее оставить свои компании без притока инвестиций (путем дополнительных эмиссий), чем допустить возможность уменьшения принадлежащего им пакета акций. Эти акционеры понимают, что при дополнительной эмиссии, для сохранения своей доли и удержания контроля над предприятием, им необходимо будет вложить значительные средства в приобретение дополнительных акций (несравнимые по размеру с теми затратами, которые они понесли при приобретении данных пакетов в период приватизации). И это несмотря на то, что вложенные ими средства пойдут на развитие принадлежащего им же акционерного общества.
Такое положение связано с отсутствием эффективных собственников, призванных реализовывать и оптимально сочетать свои явно частные и общественные функции и, тем самым, прямо или косвенно обеспечивать рост благосостояния общества и большинства его социальных групп.
Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию дополнительных эмиссий и предоставление акционерам соответствующих льгот.
Конечно, отдельные льготы, предоставляемые владельцам ценных бумаг, еще недостаточны для активизации инвестиционной деятельности. В действие должны быть приведены одновременно все элементы системы стимулирования этого процесса.
Немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций.
Работая в соответствии с принципами корпоративного управления, можно значительно уменьшить ряд существующих причин отсутствия масштабных эмиссий, поскольку добросовестная практика корпоративного управления является залогом того, что применяющая ее компания учитывает интересы широкого круга заинтересованных лиц и что руководство данной компании подотчетно самой компании. Это, в свою очередь, помогает поддерживать доверие со стороны инвесторов, как отечественных, так и иностранных, и привлекать более долгосрочные инвестиции. Очевидно, что коренное улучшение корпоративного управления должно базироваться на всестороннем изучении и практике применения отечественного и зарубежного опыта.
Кроме того, привлечению инвестиций в регион может способствовать определение рейтинга корпоративного управления предприятиями региона. Данный рейтинг представляет собой анализ, показывающий, в какой степени управление данной компанией соответствует положениям Корпоративного кодекса и международным принципам корпоративного управления и определяющий, как интересы акционеров компании поддерживаются управленческими действиями. Наличие рейтинговой оценки корпоративного управления в конечном итоге будет способствовать стабильному положению компании в глазах потенциальных инвесторов и привлечению масштабных инвестиций.
Таким образом, в современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.
Источник