РОСТ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Какое влияние оказывает рост дефицита государственного бюджета на сбережения, инвестиции и реальную процентную ставку?
Предположим, что правительство увеличивает расходы без увеличения налогов, т.
Национальные сбережения включают как частные сбережения (сбережения домашних хозяйств и бизнеса), так и государственные сбережения, эквивалентные профициту государственного бюджета. Рост дефицита государственного бюджета (или снижение профицита) сокращает государственные сбережения. Исходя из предположения, что частные сбережения остаются неизменными, сокращение государственных сбережений будет приводить к снижению величины национальных сбережений.
На рис. 15.9 показано влияние роста дефицита государственного бюджета на рынок сбережений и инвестиций. При любой данной реальной процентной ставке рост дефицита бюджета снижает величину национальных сбережений, вызывая сдвиг кривой сбережений влево, из положения S в положение S’. В точке нового равновесия F реальная процентная ставка возрастает до г’, в то время как инвестиции и национальные сбережения сокращаются. Выражаясь экономическим
Рис. 15.9. Влияние роста дефицита государственного бюджета на национальные
сбережения и инвестиции
Рост дефицита государственного бюджета приводит к снижению предложения сбережений, что вызывает увеличение реальной процентной ставки и сокращение инвестиций. Тенденция к росту дефицита государственного бюджета при сокращении инвестиций в новый капитал называется вытеснением.
языком, государство вытесняет частные сбережения и занимает средства для финансирования дефицита бюджета.
Тенденция к росту дефицита государственного бюджета при сокращении инвестиций в новый капитал называется вытеснением. Сокращение инвестиционных расходов приводит к снижению темпов формирования капитала и, следовательно, к снижению темпов экономического роста, как мы показали в предыдущей главе. Это негативное влияние дефицита государственного бюджета на экономический рост является важнейшей причиной, по которой экономисты призывают правительства к сокращению дефицитов государственных бюджетов.
Вытеснение — тенденция к росту дефицита государственного бюджета, вызывающая сокращение инвестиционных расходов.
ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ 15.5
Предположим, что поведение людей становится все более похожим на поведение Стрекозы (из притчи про Стрекозу и Муравья) при принятии инвестиционных решений, т. е. люди меньше заботятся о сбережениях на будущее. Какое влияние окажет это изменение в общественных настроениях на темпы формирования капитала и экономического роста в стране?
Какой должна быть государственная политика, приводящая к росту национальных сбережений?
Большинство политиков считает, что Соединенные Штаты в конечном итоге только выиграют, если уровень национальных сбережений повысится. Правительство может увеличить государственные сбережения, сокращая дефицит государственного бюджета. Однако это было бы затруднительно сделать в предстоящие годы. Ранее мы отмечали, что бюджетный дефицит возник главным образом из-за снижения налогов в первом пятилетии 2000-х гг и роста расходов на оборону, необходимых для ведения войны в Ираке и Афганистане. Снижение налоговых доходов и рост государственных расходов ассоциируются с нынешней рецессией.
Альтернативой является увеличение стимулов для домашних хозяйств и бизнеса к сбережению, обеспечивающих рост частных сбережений. К примеру, некоторые экономисты считают, что федеральный подоходный налог должен быть преобразован в федеральный налог на потребление. Налог на потребление был бы подобен налогу с продаж, существующему в большинстве штатов, при котором люди подвергаются налогообложению только тогда, когда они тратят деньги. Налогообложение той части дохода, которая потребляется, а не сберегается, могла бы увеличить стимулы к сбережению. Другие экономисты обосновывают необходимость дальнейшего снижения ставок налогов на дивиденды и прирост капитала, начатого во времена первого срока президентства Дж. Буша. Это снижение налогов привело бы к росту уровня доходности сбережений после налогообложения
и, следовательно, способствовало бы дополнительным частным сбережениям. Если частные сбережения возрастут больше, чем единовременные потери налоговых доходов, национальные сбережения также возрастут.
Для страны в целом более высокий уровень сбережений вызывает увеличение инвестиций в новые капитальные товары и поэтому приводит к повышению уровня жизни. Для индивидов или семей более высокий уровень сбережений обеспечивает накопление богатства и более высокий уровень экономической безопасности. В этой главе мы изучили некоторые факторы, которые обусловливают сбережения и инвестиционные решения. В следующей главе мы более подробно рассмотрим инструменты, используемые сберегателями для удержания своего богатства, и механизм работы финансовой системы по распределению доступных сбережений по наиболее продуктивным инвестиционным проектам.
Выводы В общем, сбережения равны разности текущего дохода и расходов на текущее потребление; уровень сбережений — это процент сбереженного дохода. Богатство, или чистые активы (чистый капитал), — это рыночная стоимость имущества (реальных или финансовых активов) за вычетом обязательств (долгов). Сбережения являются потоком и измеряются в денежном выражении в единицу времени; богатство является за-
пасом и измеряется в денежном выражении на определенный момент времени. Точно так же как количество воды в ванной изменяется с той скоростью, с которой вода втекает в нее, запас богатства увеличивается со скоростью роста сбережений. Богатство также увеличивается, если стоимость имеющихся активов растет (прирост капитала), или уменьшается, если стоимость имеющихся активов снижается (потери капитала). (Цель изучения № I.) Сбережения всей страны — это национальные сбережения 5. Национальные сбережения определяются как S=Y-C-G, где Y — совокупный объем производства; С — расходы на потребление и G — государственные закупки товаров и услуг. Национальные сбережения могут быть разделены на частные сбережения Y-T- Си государственные сбережения T-G, где T — налоги, уплаченные государству, за вычетом трансфертных выплат и процентов, выплаченных государством частному сектору. Частные сбережения далее могут быть разделены на сбережения домашних хозяйств и бизнеса. В США большая часть частных сбережений образуется в сфере бизнеса. (Цель изучения № 2.) Государственные сбережения эквивалентны профициту государственного бюджета T-G; если правительство работает с дефицитом бюджета, величина государственных сбережений является отрицательной. Уровень национальных сбережений в США невелик в сравнении с другими промышленно развитыми странами, но выше и более стабилен, чем сбережения американских домашних хозяйств. (Цель изучения № 2.) Индивиды и домашние хозяйства сберегают по различным причинам, среди которых достижение целей жизненного цикла (сбережения для обеспечения старости или покупки нового жилья), необходимость подстраховаться на случай неблагоприятных обстоятельств (предупредительные сбережения), желание оставить наследство (завещательные сбережения).
реальной процентной ставки. К примеру, рост дефицита государственного бюджета будет приводить*к сокращению национальных сбережений и инвестиций, а также росту равновесной реальной процентной ставки.
Балансовый отчет (бухгалтерский баланс)
Дефицит государственного бюджета Профицит государственного бюджета Обязательства
Сбережения жизненного цикла Национальные сбережения Предупредительные сбережения Частные сбережения Государственные сбережения Сбережения Уровень сбережений Запас
Трансфертные выплаты Богатство
Обзорные вопросы Объясните взаимосвязь сбережений и богатства, используя концепцию потоков и запасов. Являются ли сбережения единственным способом увеличения богатства? Поясните свой ответ. (Цель изучения № I.) Назовите три основных мотива сбережения. Проиллюстрируйте каждый из них примером. Какие другие важные для сбережения факторы называют психологи? (Цель изучения № 3.) Дайте определение национальным сбережениям, увязав с общей концепцией сбережений. Почему стандартное определение национальных сбережений для США потенциально преуменьшает действительную величину сбережений в экономике? (Цель изучения № 2.) Уровень сбережений домашних хозяйств в США очень невысокий. Является ли это проблемой для США? Почему да или почему нет? (Цель изучения № 2.) Почему рост реальной процентной ставки приводит к снижению величины спроса на сбережения? (Подсказка: кто предъявляет спрос на сбережения?) (Цель изучения № 3.) Назовите один фактор, который может вызвать увеличение предложения сбережений, и один фактор, который может привести к росту спроса на сбережения. Покажите влияние каждого из них на сбережения, инвестиции и реальную процентную ставку. (Цель изучения № 5.)
Ответы на вопросы блоков «Проверка понимания концепций» Если бы студенческий заем Консуэло составлял $6,5 тыс., а не $3 тыс., ее обязательства составили бы $6750 (студенческий заем плюс отрицательное сальдо по кредитной карточке), а не $3250. Стоимость ее чистых активов осталась бы неизменной, $6280. В этом случае богатство Консуэло имело бы отрицательное значение, так как ее активы $6280 меньше обязательств $6750 на $470. Отрицательные чистые активы, или богатство, означают, что она должна больше, чем имеет. (Цель изучения № I.)
Если вода сливается из ванны, поток будет отрицательным и равным 3 галлонам в минуту. Запас воды в ванне будет составлять 37 галлонов в 19 часов 16 минут и 34 галлона в 19 часов 17 минут. Скорость изменения запаса составит минус 3 галлона в минуту, т. е. она и является потоком. (Цель изучения № I.) а) Консуэло, как обычно, вносит на счет в банке $20 в конце недели, но у нее возника
ют и новые обязательства на $50. Поэтому ее чистые сбережения за неделю равны минус $30. Так как ее активы (счет в банке) выросли на $20 за неделю, а обязательства (отрицательное сальдо по кредитной карточке) увеличились на $50, то ее богатство также уменьшилось на $30. (Цель изучения № I.)
б) Переводя средства со своего счета в банке, Консуэло уменьшает свои активы на $300 по счету в банке, но и сокращает обязательства по кредитной карточке, доводя их до нуля. Поэтому в ее богатстве изменений не происходит. He происходит и изменений в ее сбережениях (заметьте, что доход Консуэло и расходы на текущие нужды не изменялись).
в) Рост стоимости автомобиля Консуэло приводит к увеличению ее активов на $500. Поэтому ее богатство также увеличивается на $500. Однако изменения в стоимости ее активов не связаны со сбережениями, поэтому ее сбережения остаются неизменными.
г) Снижение стоимости мебели Консуэло в результате повреждения представляет собой потери капитала в размере $300. Ее активы и богатство уменьшаются на $300, а сбережения остаются неизменными. Снижение стоимости на $200 за год — это еще одни финансовые издержки владения газонокосилкой, которые Ларри должен учитывать при принятии решения. Его общие издержки теперь составляют $200 процентных платежей и $200 неожидавшихся потерь стоимости газонокосилки (в виде износа), а всего — $440. Это превышает стоимость маржинального продукта в $400, и поэтому Ларри не следует покупать газонокосилку. (Цель изучения № 4.) Сбережения домашних хозяйств — это часть национальных сбережений. Сокращение сбережений домашних хозяйств и, следовательно, национальных сбережений при любой данной реальной процентной ставке приводит к сдвигу кривой предложения сбережений влево. Результат будет таким, как показан на рис. 15.9. Реальная процентная ставка возрастает, а равновесный уровень национальных сбережений и инвестиций снижается. Снижение инвестиций означает снижение темпов формирования капитала, которое будет приводить к замедлению экономического роста. (Цель изучения № 5.)
Источник
Причины и последствия бюджетного дефицита
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита
1.1 Сущность бюджетного дефицита
1.2 Виды бюджетного дефицита
2. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита
3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ
3.1 Характерные черты проекта бюджетного дефицита
3.2 Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики РФ на 2012-2014 гг.
3.3 Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014 гг.
Бюджетный дефицит это превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
Ведущую определенную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое социальное регулирование, является финансовый механизм- финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост придельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег.
Цель данной работы это дефицит бюджета: причины и его последствия. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, и практическое проявление их в Российской экономике в настоящее время.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть содержание, понятие и виды бюджетного дефицита;
2. выявить основные источники финансирования бюджетного дефицита;
3. описать процесс развития дефицита бюджета в России;
4. обозначить основные проблемы дефицита государственного бюджета.
Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит.
Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга – одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только в России, но и других стран.
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита
1.1 Сущность бюджета дефицита
В различных экономических трудах можно встретить несколько отличающиеся друг от друга подходов к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в последнее время большинство экономистов согласились с точкой зрения Дж.М. Кейнса, великого экономиста 20-го века. Так как благодаря Кейнсу с середины тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце 20-го века не осталось практически ни одной страны, которая может похвастаться отсутствием бюджетного дефицита.
Итак, с точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит является обычным последствием проведения фискальной политики, и ничем более.
Обоснованность каждого данного дефицита от необходимости регулирования величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев, сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии, в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости. Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснована.
Казалось бы, что может быть проще – сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и дело с концом. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войны, разнообразных федеральных программ.
Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно- финансовой системы, корректировке бюджетной политике.
В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
– чрезмерных государственных расходов;
– ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);
– циклических спадов в экономике. Возникновение чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий);
– низкой эффективности общественного производства; высокий удельный вес с бытовых предприятий, в их общем количестве;
– нерациональной структуры бюджетных расходов;
– несовершенства налоговой системы;
– некомпетентности руководства государства, его неумение держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
– больших затрат на удержание силовых структур;
– предоставления бесплатной помощи другим государствам;
– невозможности получения долгов от других государств;
– перехода от командно-административной экономике к рыночной;
– неудовлетворительной работы государственных служб, в компетенцию которых входит сбор налогов и других отчислений;
– кражи денег госбюджета;
– необходимости совершения в особо больших размерах государственных вкладов (инвестиций) в экономику;
– кризиса политической системы государства;
– низкой покупательной способности населения.
Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой – причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Факт, что состояние доходов базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает отрицательное бюджетное сальдо.
Конечно к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течении бюджетного периода. Практика показала, что в периоды наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной части бюджета. Здесь имеется ввиду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находится в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количестве допустимых размерах не страшен. В долг жили многие экономически развитые страны. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождать значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.
Отношение ХХ в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.
Часто дефицит оправдывает тем, что заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это даже очень логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в странах с переходной экономикой.
Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:
– увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в санах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);
– Увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в станах, где возрастает доля молодого населения, или в связи проведением мероприятий по сокращению безработицы);
– Увеличение государственных расходов в военное время, или в связи с социальными конфликтами;
– Увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;
– Увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;
– Сокращение налога в целях стимулирования экономического развития;
– Уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово- хозяйственной деятельности экономических агентов;
– Сокращение доходов из-за низкой собираемости и др.
Заметим, что большинство из перечисленных факторов, вызывающих увеличение государственных расходов, даже в перспективе не дадут отдачи в виде возможных источников погашения задолженности, возникшей в связи с привлечением заемных средств для финансирования бюджетного дефицита. Только отдельные из них позволяют надеяться на повышение эффективности в отраслях экономики и получение источников погашения государственного долга. Поэтому поводу следует заметить, что в практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения расходов над доходами, т.е. не закрепленная за какими-либо расходами. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будет ли оно вообще направлено в сферу материального производства, не представляет возможным. Как правило, они в первую очередь обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.
Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут ежегодно иметь место (без соответствующей корректировке доходов), придется признать и последствия ими бюджетного дефицита – наращивание государственного долга и инфляция.
Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят производственные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирование нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
1.2 Виды бюджетного дефицита
В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:
– Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
– Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
– Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
– Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
– Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета, является действие встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, ни прибегая к частым изме
нениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступает прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается, как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются в основном в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджеты за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – существующий на ряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные лперации включают, например следующие:
– финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
– накопление в коммерческих банках, отделившихся на наличных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд – «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашних хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
– отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.);
– кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а так же рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).
2. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита
Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это вполне вероятно, может привести к росту государственного долга. Государственный долг – это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает и долг бремя на будущие поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть две составляющие общего государственного долга – внутренний и внешний.
Внутренний долг- долг государства населению страны. Т.е. в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население – государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает ни какой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое.
Внешний долг – задолженность государства гражданам или организациям других стан. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» – выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно – оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.
Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций. «Эффект вытеснения» связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом.
Однако надо отметить, что «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.
3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ.
3.1 Характерные черты проекта бюджетного дефицита
Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны. Характерная особенность представленного законопроекта – изменение классификации расходов федерального бюджета, усиление программно-целевого подхода при формировании бюджетных расходов.
Проект федерального бюджета на 2011-2013 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить 5,3% ВВП в 2010 году до 2,9% ВВП в 2013 г.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются выпуск государственных ценных бумаг для размещения на внутреннем рынке и средства от приватизации. В 2011 г. Также предусматривается использовать все средства Резервного фонда. При этом около трети вновь привлекаемых средств предусматривается направить на погашение имеющейся задолженности.
Государственный долг Российской Федерации по состоянию на 01.01.2014 г. увеличится по сравнению с началом 2010 г. в 3,45 раза и составит 11,1 трлн. руб., или 18% ВВП. Доля внутреннего доля в совокупном объеме госдолга составит 79%.
Дефицит федерального бюджета РФ в 2012 г. прогнозируется на уровне 869 млн. 283,3млн. руб. (1,5% ВВП), в 2013 г. – 1 трлн. 4,9 млрд. руб. (1,6% ВВП), в 2014 г. – 478,453млрд.руб. (0,7% ВВП).
Путин В.В. отметил, что федеральный бюджет в 2011 г. будет бездефицитным, однако добавил, что нулевой дефицит бюджета достигается благодаря благоприятной внешней конъюнктуре. «Мы с вами прекрасно понимаем, что бездефицитный бюджет этого года в значительной степени достигается благодаря благоприятной для нас внешней экономической конъюнктуре» – сказал он.
Глава правительства при этом подчеркнул, что в мировой экономике очень много «факторов неизвестности и непрозрачности, которые от нас не зависят».
Премьер- министр добавил, что для сокращения дефицита бюджета, во-первых, нужно обеспечить качественный рост экономики, изменить ее структуру, снизить зависимость от сырьевой конъюнктуры.
Нефтегазовые доходы бюджета в ближайшие годы должны увеличиться, и в абсолютных, и в относительных цифрах, подчеркнул В.В. Путин. Их доля в общем объеме доходов должна вырасти с 53% в 2012 г., до 57% в 2014 г. В этом году ненефтегазовых доходов ожидается на уровне 51%.
Согласно новой редакции закона, расходная и доходная часть федерального бюджета запланированы на уровне 11,12 трлн. руб.каждая. Ожидается, что нефтегазовые доходы в 2011 г. составил 5,48 трлн. руб., что на 4,8% больше, чем в предыдущей редакции закона. Ненефтеазовые доходы составят 5,64 трлн. руб., что на 11,2% больше суммы, прогнозируемой ранее.
При этом ненефтегазовый дефицит составит 10,3%ВВП, что ниже уровня, предусмотренного последней редакцией закона.
Поправки снижают и предельный уровень госдолга к 1.01.2012 г. Потом внутреннего госдолга снижен с 4,73 до 4,55 трлн. руб., внешнего – с 48,8 до 40,8 млрд. $.
3.2 Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики РФ на 2012-2014 гг.
В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять формы и масштабы государственных заимствований.
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики
В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2012-2014 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля. (Таблица 1)
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели в 2012-2014 гг.
Источник