- Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность
- Список нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность
- Обзоры законодательства
- Обзоры законодательства
- Обзор законодательства в сфере регулирования инвестиционной деятельности
- 1. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее – «СЗПК»)
- 2. Стабилизационная оговорка
- 3. Применение мер государственной поддержки
- 4. Порядок заключения СЗПК
- 5. Правовой институт связанных договоров
- 6. Применение СЗПК к концессионным соглашениям / соглашениям о государственно‑частном партнерстве, муниципально‑частном партнерстве
- 7. Вступление в силу Закона
Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность
Нормативные и правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность
Одним из самых важных моментов при упоминании инвестиционного климата той или иной страны является правовая база. Нормативные и правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность очень важны для всех хозяйствующих субъектов. Грамотно составленная структура законов является рычагом к эффективному содействию в развитие экономики страны.
Существует большое количество различных классификаций, но одним из самых важных является классификация по задачам и объему правового регулирования. В данном случае все правовые акты можно дифференцировать на две базовые группы:
В первую группу можно записать следующие подгруппы: комплексные законодательные и подзаконные акты , которые способны носить разнообразный характер и устанавливать наиболее важные правила, и общие положения правового регулирования на территории России и западных инвесторов. К подобным актам обычно относятся:
- Гражданский Кодекс России
- Законодательные акты, затрагивающие приватизационные моменты;
- Федеральный закон РФ — Об акционерных обществах, о регулирование конкуренции, регулирование внешнеторговой деятельности, контроль над естественными монополиями.
- Правовые акты Президента РФ, указы Президента.
- Правовые акты Правительства РФ.
Во второй класс правовых актов, работающие над контролем инвестиционной деятельности, определяются предметными или законодательными или подзаконными актами, которые направлены на упорядочение правового режима, своей же инвестиционной деятельности или ее отдельно составляющих организаций и правовых форм.
Сильную базу российского законодательства в сфере инвестиций составляют совокупность следующих основных нормативных актов:
- Закон РФ — Об инвестиционной деятельности в РФ – который осуществляет управление в сфере капиталовложении от 25 февраля 1999 года.
- Нормативный акт — об иностранных инвестициях РФ 9 июля 1999 года (подвержен изменению от 21 марта 02 и 25 июля 2002 г.).
- Нормативный акт — О соглашениях разделе продукции 13.09.95 года.
Контроль на внутригосударственном уровне плотно связанно с регулированием на внешнем уровне, именно поэтому при рассмотрении многих вопросов связанных с инвестиционной деятельностью в учёт берутся не только внутренние законы, но и международные. При этом международные правовые акты пользуются большим приоритетом на фоне внутренних (внутригосударственных) актов.
В последние годы на федеральном и региональном уровнях проделана существенная работа по развитию всей правовой базы контроля инвестиционной сферы. Но ряд тех направлений, которые создаются для привлечения отечественных и иностранных инвестиций не контролируются законодательными актами, из-за чего необходимо увеличить работу органов законодательной и исполнительной власти по поводу подготовки и принятию эффективных нормативных актов. Помимо перечисленных выше нормативных актов, существую также и другие посредством, которых происходит контроль.
Список нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
31 июля 1998 года - Налоговый кодекс Российской Федерации в двух частях
1 часть — 31 июля 1998 года
2 часть — 5 августа 2000 года - Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»
5 марта 1999 года - Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»
29 ноября 2001 года, был изменён и дополнен 1 января 2013 года - Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
24 июля 2002 года, был изменён и дополнен 1 января 2013 года - Приказ от Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»
30 июня 2007 года - Приказ Правительства РФ «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России»
30 декабря 2009 года - Приказ Правительства РФ «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С»
20 ноября 1999 года
В завершении хочется сказать, что инвестиционная деятельность должна тщательным образом регулироваться со стороны государства, тем более в моменты перехода к рыночной экономике.
Для нормального функционирования экономики в целом, государство должно постоянно совершенствовать применяемые методы в контроле инвестиционных процессов.
Источник
Обзоры законодательства
- О компании
- Пресс-центр
- Карьера
- Контакты
- Кабинет клиента
- ENG
- РУС
- FIN
1 апреля вступил в силу Зедеральный Закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», вводящий новый для внутригосударственных инвестиционных отношений институт – соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
» [«avatar»]=> string(23) «arches-1837166_1280.jpg» [«seo_alias»]=> string(74) «obzor-zakonodatelstva-v-sfere-regulirovaniya-investicionnoy-deyatelnosti-1» [«seo_title»]=> string(138) «Обзор законодательства в сфере регулирования инвестиционной деятельности» [«seo_dsc»]=> string(0) «» [«date»]=> string(10) «2020-04-17» [«published»]=> string(1) «1» [«no_index»]=> string(1) «0» [«url_get_alias»]=> string(11) «news_detail» [«mailout_flag»]=> string(1) «0» [«mailout_date»]=> string(19) «0000-00-00 00:00:00» [«type_name»]=> string(45) «Обзоры законодательства» [«type_alias»]=> string(22) «obzory-zakonodatelstva» [«page_type»]=> string(4) «news» [«h1»]=> string(45) «Обзоры законодательства» [«services»]=> array(1) < [1715]=>array(1) < [41]=>array(5) < ["parent_id"]=>string(4) «1715» [«service_id»]=> string(2) «41» [«name»]=> string(115) «Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство» [«seo_alias»]=> string(24) «proektnoe-finansirovanie» [«level_alias»]=> string(13) «oblasti-prava» > > > [«team»]=> array(1) < [1715]=>array(1) < [59]=>array(4) < ["parent_id"]=>string(4) «1715» [«team_id»]=> string(2) «59» [«name»]=> string(25) «Юлия Антипова» [«seo_alias»]=> string(15) «yuliya-antipova» > > > > —>
- Главная
- Пресс-центр
- Обзоры законодательства
- Обзор законодательства в сфере регулирования инвестиционной деятельности
Обзоры законодательства
Информация и связи
Обзор законодательства в сфере регулирования инвестиционной деятельности
- Автор: Юлия Антипова
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 17.04.2020
01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее – «Закон»). Закон вводит новый для внутригосударственных инвестиционных отношений институт – соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее – «СЗПК»), которое заключается между инвесторами и публично-правовыми образованиями в связи с реализацией инвестиционных проектов. В обмен на инвестиции, вложенные в российскую экономику, инвестор сможет рассчитывать на ряд мер государственной поддержки: защиту от изменения условий землепользования и осуществления градостроительной деятельности, таможенных пошлин, а также на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию или модернизацию сопутствующей и обеспечивающей инфраструктур проекта
1. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее – «СЗПК»)
СЗПК заключается по типовой форме, которая будет утверждена Правительством Российской Федерации, и характеризуется следующими особенностями:
1.1. Стороны СЗПК
СЗПК заключается между публично-правовым образованием и организацией, реализующей инвестиционный проект (далее соответственно – «Организация», «Проект»). Организацией может выступать только российское лицо, кроме государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий.
В качестве публичной стороны могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъекты, а также муниципальные образования. Закон допускает множественность лиц на публичной стороне, при этом субъект Российской Федерации, на территории которого предполагается реализация Проекта, всегда должен выступать стороной СЗПК.
Закон устанавливает, что СЗПК, стороной которого не является Российская Федерация или стороной которого является муниципальное образование, может быть заключено не ранее чем по истечении одного года со дня вступления Закона в силу.
1.2. Предмет СЗПК
По СЗПК Организация обязуется осуществлять создание и эксплуатацию новых либо модернизацию, реконструкцию и эксплуатацию существующих объектов недвижимого имущества (или комплекса недвижимого и движимого имущества, связанных между собой).
СЗПК не может быть заключено в отношении следующих видов деятельности:
- игорный бизнес;
- производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива;
- добыча сырой нефти и природного газа;
- оптовая и розничная торговля;
- деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России;
- строительство административно-деловых, торговых центров и жилых домов.
Публичный субъект принимает на себя обязательства по обеспечению в отношении деятельности Организации стабилизационной оговорки (см. пункт 2 ниже), а также по предоставлению мер государственной поддержки (см. пункт 3 ниже).
2. Стабилизационная оговорка
Стабилизационная оговорка СЗПК заключается в неприменении в отношении Организации актов публично‑правового образования, ухудшающих условия реализации Проекта, в частности:
- акты, увеличивающие ставки вывозных таможенных пошлин, не применяются в течение срока, предусмотренного СЗПК;
- акты, изменяющие условия предоставления меры государственной поддержки (см. пункт 3 ниже), не применяются в течение срока, на который предоставлена мера государственной поддержки;
- акты, ухудшающие условия землепользования и градостроительной деятельности, не применяются в течение 3 лет со дня вступления их в силу;
- акты, увеличивающие ставки (или расширяющие перечень объектов обложения) платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, не применяются в течение 3 лет со дня вступления их в силу;
- акты, увеличивающие ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, изменение порядка определения арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка, не применяются в течение 3 лет со дня вступления их в силу;
- акты законодательства о налогах и сборах действуют с особенностями, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации.
Применительно к конкретной Организации предельный срок действия стабилизационной оговорки начинает течь с момента заключения СЗПК, зависит от объема капиталовложений Организации в Проект и может составлять от 6 до 20 лет. По истечении предельного срока действия стабилизационной оговорки вновь принятые акты распространят свое действие на Организацию.
Перечень неприменяемых актов зависит от того, кто выступает на публичной стороне (Российская Федерация или ее субъект) и от объема вложенных инвестиций – чем он больше, тем больше исключений делается для Организации.
Наибольший объем исключений предоставляется Организации в том случае, если стороной СЗПК выступает Российская Федерация и в соответствии с СЗПК объем капиталовложений Организации составляет не менее 10 миллиардов рублей.
За неисполнение условий стабилизационной оговорки публичный субъект несет ответственность в форме возмещения реального ущерба, понесенного Организацией в связи с нарушением стабилизационной оговорки, но не более объема налоговых платежей Организации, связанных с реализацией Проекта, подлежащих уплате в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.
Методика определения реального ущерба Организации должна быть утверждена Правительством Российской Федерации.
3. Применение мер государственной поддержки
По СЗПК Организации предоставляются меры государственной поддержки в виде возмещения затрат:
- на создание, модернизацию, реконструкцию обеспечивающей Проект инфраструктуры (не более 50% затрат) и сопутствующей Проекту инфраструктуры (не более 100% затрат);
- а уплату процентов по кредитным договорам, договорам займа, заключенным в целях реализации Проекта.
В состав обеспечивающей инфраструктуры входят объекты социальной, коммунальной, транспортной и другой инфраструктуры, используемые исключительно для реализации Проекта; в состав сопутствующей инфраструктуры входят указанные объекты, используемые как для реализации Проекта, так и в иных целях. Как и в случае с возмещением реального ущерба, размер возмещаемых расходов не может превышать размер обязательных платежей Организации в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.
Отметим, что в СЗПК могут быть предусмотрены иные меры государственной поддержки, не определенные нормативно, объем которых не может превышать объем капиталовложений Организации в Проект.
4. Порядок заключения СЗПК
СЗПК может быть заключено в порядке частной или публичной инициативы:
- в порядке частной проектной инициативы : Организация подает в уполномоченный орган заявление о заключении СЗПК с приложением ряда документов, таких, как проект СЗПК, бизнес-план, финансовая модель Проекта, разрешение на строительство и прочие документы. Общий срок рассмотрения заявления о заключении СЗПК составляет 30 рабочих дней. Закон содержит закрытый перечень оснований для отказа в заключении СЗПК (например, Проект не является новым, заявление подано с нарушением порядка, заявитель представил недостоверную информацию о себе и т.д.);
- в порядке публичной проектной инициативы : СЗПК заключается на основании публикуемых деклараций о реализации Проектов, в которых уполномоченные органы заявляют о планируемых к реализации Проектах. В таком случае СЗПК заключается по результатам конкурса. Победителем конкурса признается лицо, которое предложило наибольший объем капиталовложений, или наименьший объем мер государственной поддержки, или кратчайшие сроки реализации Проекта.
СЗПК могут быть заключены не позднее 1 января 2030 года. Заключение СЗПК осуществляется с использованием государственной информационной системы «Капиталовложения», которая будет введена в эксплуатацию по истечении одного года с даты вступления в силу Закона. До этого момента СЗПК будут заключаться в бумажном виде.
5. Правовой институт связанных договоров
Закон также вводит институт связанных договоров.
Признание договора связанным влечет включение в СЗПК обязательства публичного субъекта по возмещению реального ущерба Организации, возникшего из-за нарушения публичным субъектом условий связанных договоров, а также изменения значений долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций.
К связанным договорам могут относиться:
- договоры о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций;
- кредитный договор, предусматривающий предоставление Организации кредитных средств по льготной ставке[1];
- договор между Организацией и регулируемой организацией (в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен), содержащий условия, которые устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций.
6. Применение СЗПК к концессионным соглашениям / соглашениям о государственно‑частном партнерстве, муниципально‑частном партнерстве
Стабилизационная оговорка может действовать и в отношении концессионных соглашений (далее – «КС»), соглашений о государственно‑частном партнерстве, муниципально‑частном партнерстве (далее – «СГЧП»), при условии, что:
- между Организацией и публичным субъектом заключены и СЗПК, и КС (СГЧП);
- в КС, СГЧП установлена ответственность публично-правового образования за изменение действующих в отношении Организации актов (решений)[2].
Если стабилизационная оговорка нарушается, публично-правовое образование несет ответственность в пределах, предусмотренных Законом (см. пункт 2 выше), а в части, превышающей объем возмещения, предусмотренный Законом, – в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и (или) условиями КС (СГЧП).
7. Вступление в силу Закона
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования – 1 апреля 2020 года, за исключением положений, касающихся создания и эксплуатации государственной информационной системы «Капиталовложения», которые вступают по истечении года после дня официального опубликования Закона.
Закон относит значительную часть регулирования на подзаконный уровень, в связи с чем его реализация в полной мере будет возможна только после принятия необходимых актов органов исполнительной власти.
Данный обзор подготовили Руководитель группы ГЧП и проектного финансирования Capital Legal Services в Санкт-Петербурге Юлия Антипова и юрист Анна Гамбеева.
[1] При условии, что кредитор по такому договору заключил соглашение о возмещении доходов, недополученных данным кредитором, за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.
[2] Например, особое обстоятельство по изменению законодательства.
Источник