Инвестиции центрального округа россии
Инвестиционный потенциал Центрального Федерального Округа. Институт социально-экономического развития регионов Центрального Федерального округа (ИНСЭР) Центральный федеральный округ — ведущий округ страны. Здесь проживает четверть ее населения и производится треть валового внутреннего продукта. Доля инвестиций в Центральный федеральный округ составляет порядка 30% от общего объёма инвестиций в Россию. ЦФО — макрорегион, где наиболее развиты промышленные предприятия, что обусловлено выгодным экономико-географическим, высоким уровнем потребления и наличием квалифицированной рабочей силы. Исторически сложилась специализация на отраслях машиностроения, химической, лёгкой промышленности (Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Чернозёмного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и чёрной металлургией (Липецкая, Белгородская и Курская области). Среди получателей инвестиций «преобладают» производственная инфраструктура и перерабатывающие отрасли (их доля в целом — около 60%): Новолипецкий металлургический комбинат. Некоторые перспективные для вложения инвестиций предприятия и области ЦФО:
В связи с недавним обнаружением кимберлитовых трубок в Павловском районе Воронежской области можно ожидать ещё большего роста инвестиционного интереса к этому региону. Широкую огласку получило известие о намерениях Норильской горно-металлургической компании осваивать месторождение титано-циркониевых песков «Центральное» в Тамбовской области. Это будет крупнейший инвестиционный проект Тамбовщины. Для разработки месторождения уже создана горная компания «Цна-1». Добыча обещает быть одной из самых дешёвых в мире (её планируется производить открытым способом). Перспективы развития Центрального округа напрямую зависят от разумного использования инвестиционного потенциала; в первую же очередь их будут определять следующие факторы:
В современных условиях становится очевидной значимость регулирования инвестиционных процессов в ЦФО на государственном уровне. Как уже подчеркивалось, в качестве основных мер по стимулированию инвестиционной активности в ЦФО можно выделить повышение прозрачности и стабильности условий ведения бизнеса в регионе, что выражается, в частности, в:
В настоящий момент такую общую задачу может выполнить Фонд развития Центрального федерального округа РФ. В дальнейшем стабильная и последовательная работа Фонда развития ЦФО, безусловно, будет способствовать наиболее эффективной реализации богатейшего потенциала округа, окажет необходимую финансовую поддержку реальному сектору экономики регионов ЦФО и обеспечит благоприятный инвестиционный климат в стратегически важном федеральном округе Российской Федерации. Для решения всех этих проблем создано Инвестиционное агентство ЦФО, образован и начал свою деятельность Фонд содействия социально-экономическому развитию регионов Центрального федерального округа Российской Федерации (Фонд развития ЦФО); на заседаниях Совета ЦФО были приняты соответствующие программы, среди которых Программа стимулирования привлечения инвестиций промышленными предприятиями округа с помощью инструментов рынка ценных бумаг, межобластная программа развития агропромышленного комплекса, программа по поддержке оборонно-промышленного комплекса, развитию энергетики и производственной инфраструктуры; осуществляется целевая инвестиционная программа жилищного строительства и развития строительного комплекса ЦФО на период 2002 — 2010 гг. Создание благоприятных условий и экономических стимулов для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики ЦФО на нынешнем этапе развития требует расширения базы межрегионального сотрудничества. В этом смысле, конечно же, будут интересны проекты, способствующие развитию межрегиональной кооперации в рамках ЦФО. Источник Инвестиционная стратегия ЦФО (стр. 1 )
при участии Центра стратегических исследований Целью разработки Инвестиционной стратегии ЦФО является предложение и реализация сбалансированного инвестиционного сценария. Данный сценарий должен учитывать преимущества всех регионов Округа, обеспечить мобилизацию инвестиционных ресурсов в необходимых для этого масштабах и структуре и увеличить эффективность их использования. Инвестиционная стратегия ЦФО призвана: · учесть конкурентные преимущества всех субъектов ЦФО; · нейтрализовать негативные аспекты интенсивного роста Московской агломерации для периферийных регионов; · максимизировать преимущества, которые предоставляются регионам в связи с вытеснением из центра производственного и сервисного бизнеса; · оптимизировать конкуренцию периферийных регионов за инвестиционные ресурсы; · способствовать выравниванию инвестиционной привлекательности регионов ЦФО. Основное содержание Стратегии состоит в: · предложении путей выхода регионов ЦФО на принципиально иное качество экономического роста, устойчивого в средне — и долгосрочной перспективе и предусматривающего рост уровня жизни населения, · предоставлении оценки объемов потенциальных ресурсов, направляемых на финансирование инвестиций, · определении условий и ограничений в реализации Стратегии. Принципиальным тезисом, лежащим в основе Стратегии, является ускорение социально-экономического развития регионов ЦФО не за счет бюджетных дотаций, а адекватных откликов на формирующийся спрос, роста производства и производительности труда в результате усиления инвестиционной активности. Стратегия ориентирована на переход от модели развития ЦФО как Московской агломерации с прилегающими к ней регионами к модели сбалансированного роста всех 18 регионов Округа. Для ускорения экономического развития нестоличные регионы ЦФО могут использовать следующие стратегии роста: · Развитие Московской агломерации — передача импульсов роста: — стратегия выноса производств; — стратегия замещения производств; · Независимые стратегии развития: — рост за счет спроса РФ; — рост за счет спроса ЦФО (саморазвитие); — реализация национальных программ; — создание совместных производств. Для увеличения объема ресурсов, который потенциально может быть направлен на инвестиции, Стратегией предусмотрен набор административных мер. Рекомендации базируются на оценке потенциального объема финансовых ресурсов для инвестирования и анализа структуры их источников. Работа в этих направлениях позволит значимо повысить эффективность инвестиционного процесса и будет способствовать решению задачи перехода ЦФО к сбалансированному поступательному развитию. Исходные характеристики экономики ЦФО благоприятны для активизации инвестиционной активности и дальнейшего поступательного развития. · Округ занимает ведущие позиции в российской экономике по большинству показателей социально-экономического развития (здесь сосредоточена четверть основных фондов экономики страны и производится треть российского ВРП). · Имеет широко диверсифицированную структуру экономики с высокой долей обрабатывающих производств и значительным потенциалом роста. · Располагает мощным сельскохозяйственным производством (более 20% сельскохозяйственной продукции РФ), благоприятными климатическими условиями и качественными почвенными ресурсами. · Включает в себя Московский мегаполис, существенным образом влияющий на развитие ЦФО и РФ. · Отличается высоким уровнем инфраструктурной освоенности, подкрепленным наличием крупнейших в стране транспортно-логистических центров. · Обладает мощным научным потенциалом, формирующим базу для инновационного роста. Особенности географического положения ЦФО, его производственной и региональной структуры формируют набор стратегий дальнейшего развития Округа. 1. Развитие Московской агломерации — передача импульсов роста Рост экономики ЦФО существенным образом определяется развитием Москвы как административного, финансового и сервисного центра. Важнейшими задачами, на решение которых будет ориентировано развитие Москвы в средне — и долгосрочной перспективе, являются: 1. Традиционные задачи — развитие Москвы как крупнейшего экономического центра, концентрирующего управленческие функции, координирующего товарные и транспортные потоки; превращение Москвы в крупный туристический центр; 2. Новые задачи — усиление роли Москвы как международного финансового центра (финансовая сфера), развитие Москвы как инновационного центра (образование, наука, институты коммерциализации научных разработок). Ускоренное развитие Москвы в этих направлениях объективно предоставляет регионам ЦФО новые и заметные шансы на превращение динамичного роста Москвы в дополнительные стимулы для собственного развития. Это связано с усилением спроса на товары и услуги (формирующегося первоначально в Москве и расширяющегося по мере развития регионов) и готовностью Москвы отказаться от их выпуска на своей территории. Помимо этого имеет место фактическая высокая производственная и транспортная загруженность Московской области, которая ограничивает возможности локализации новых промышленных и других предприятий в непосредственной близости от столицы. Стратегиями нестоличных регионов ЦФО, призванными максимизировать эффект смены целевых ориентиров Москвы для ускорения роста региональных экономик, являются: 1.1. Стратегия выноса производств — перевод ряда производств за границы Москвы и Московской области, в нестоличные регионы ЦФО. Регионы получат производственные мощности одновременно с долей рынка по этим группам товаров; произойдет умеренная модернизация производственных фондов в регионах и их расширение, будут созданы дополнительные рабочие места. В силу меньших издержек возрастут рентабельность выпуска и конкурентоспособность выпускаемой продукции. 1.2. Стратегия замещения производств — создание в нестоличных регионах ЦФО аналогов производств, закрываемых в Москве. Выбывающие московские производства, не отличавшиеся достаточным уровнем конкурентоспособности, будут замещены современными производствами, размещаемыми в нестоличных регионах. Относительно более низкая стоимость земли, помещений, коммуникаций, рабочей силы, а также лучшее качество основных фондов будут определять более высокую конкурентоспособность производимой в нестоличных регионах продукции по цене и качеству, что позволит расширить сегмент рынка. 1.3. Стимулирующая стратегия — развитие смежных производств в нестоличных регионах. Развитие экономики Московской агломерации будет стимулировать развитие смежных производств в нестоличных регионах ЦФО. Данные направления связаны с ростом спроса на основные группы товаров (инвестиционного и промежуточного спроса), а также товаров конечного потребления. Выбор стратегий будет осуществляться собственниками бизнеса и потенциальными инвесторами, при этом задачей администраций регионов ЦФО является содействие максимально эффективной для соответствующих регионов и Округа стратегии. Возможности ускорения роста экономик нестоличных регионов не исчерпываются исключительно фактором наличия в составе ЦФО Московской агломерации и высокими темпами ее роста. Специфические конкурентные преимущества экономик регионов ЦФО предоставляют им возможности реализации независимых стратегий развития: 2.1. Стратегия роста за счет спроса со стороны экономики РФ Фоновым сценарием роста ЦФО можно считать инерционный сценарий развития, предложенный МЭР в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В нем предполагаются сохранение структурных и региональных диспропорций и преобладание сырьевой составляющей в российской экономике, жесткая детерминированность роста ЦФО развитием Московской агломерации и низкая инвестиционная активность в ЦФО. Однако даже в таких условиях МЭР прогнозирует, что рост промышленности ЦФО в 2008–2020 гг. существенно опередит другие федеральные округа по темпам. Придание динамизма инвестиционной деятельности и реализация конкурентных преимуществ регионов могут заметно ускорить рост экономики ЦФО даже в рамках инерционного сценария МЭР. Шансы на ускорение роста экономики ЦФО связаны с увеличением конкурентоспособности товаров на российском рынке — как в конкуренции с импортом, так и с товарами других округов. Приоритетным направлением инвестиционной активности выступает модернизация основных фондов, в том числе выносимых из столичного региона. 2.2. Стратегия роста за счет спроса ЦФО Рост потребительского спроса в регионах ЦФО создает предпосылки для динамичного развития видов деятельности, обслуживающих непосредственно население Округа. Приоритетными направлениями инвестиций выступают следующие: · малый и средний бизнес в сфере услуг и производства потребительских товаров; · современное сельскохозяйственное производство и переработка; · производство строительных материалов, строительство и операции с недвижимостью; · инженерная и транспортная инфраструктура, ЖКХ; · использование рекреационного потенциала и развитие индустрии туризма. 2.3. Стратегия роста за счет реформ естественных монополий Реализация инвестиционных программ естественных монополий и формирование ими перспективного спроса на продукцию и услуги могут стать значимым ресурсом и направлением роста экономики регионов ЦФО. Исходя из практики разработки и реализации Инвестиционной программы компаний, образованных в результате реформирования холдинга «ЕЭС России», и Программы развития ОАО «РЖД» до 2030 г., программы естественных монополий предполагают и содействуют синхронизации развития их профильного бизнеса с развитием соответствующих промышленных и сервисных производств. Задачами региональных властей и бизнеса в рамках этой стратегии являются индикативное планирование экономической деятельности, оперативное реагирование на растущий спрос на определенные виды товаров и услуг, формирование условий для максимизации стимулирующего эффекта расширения спроса для экономики регионов ЦФО. 2.4. Стратегия роста за счет реализации национальных программ Активное участие в реализации приоритетных национальных проектов может стать существенным ресурсом повышения качества жизни в регионах ЦФО, ускорения экономического роста и улучшения структуры экономики. Так, по четырем национальным проектам («Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса») в 2006–2007 гг. финансирование составило 432.6 млрд. руб. и 49.6 млрд. руб. государственных гарантий, а в 2008 г. составит 300.7 и 28.0 млрд. руб. соответственно. Активное участие в реализации национальных проектов не только будет способствовать решению соответствующих задач социального плана, но и позволит отработать механизмы взаимодействия в рамках ГЧП с целью запуска и реализации дальнейших проектов. 2.5. Стратегия роста за счет создания совместных с иностранными компаниями производств Создание совместных предприятий (с иностранным участием) является важнейшим направлением развития экономики ЦФО, что обусловлено как наличием финансовых ресурсов у иностранных партнеров, так и высокой инновационной составляющей организуемых производств. Основанием для реализации данной стратегии является расширение внутреннего (и отчасти внешнего) спроса на импортозамещающую продукцию. При этом со стороны региональных властей необходимы обеспечение режима максимального благоприятствования для иностранного капитала, расширение инвестиций в инфраструктуру, а также всемерное содействие повышению конкурентоспособности продукции. Оценка потенциального объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на инвестиции, структуры их источников, а также набора мер, способствующих их увеличению, является ключевым элементом Инвестиционной стратегии ЦФО. Источниками финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий (прибыль предприятий и амортизация) и привлеченные средства (банковские кредиты, средства федерального и региональных бюджетов, средства от эмиссии акций — внешние и внутренние, иностранные инвестиции — прямые, портфельные и прочие, внутренние портфельные инвестиции). Источники финансирования инвестиций, млрд. руб. Банковские вложения в ценные бумаги предприятий иностранные портфельные и прочие инвестиции прямые иностранные инвестиции Всего инвестиций в основной капитал Источник: Росстат, оценки ЦСИ Банка Москвы. Итоговый объем финансовых ресурсов для капитальных инвестиций в экономику ЦФО в 2008–2011 гг. соответствует инерционному прогнозу, предполагающему сохранение тенденций последних трех лет — как позитивных (значительный рост государственных ресурсов в виде федерального и региональных бюджетов, различных государственных фондов и средств госкорпораций), так и негативных (низкая норма сбережений населения и предприятий, слабая банковская система и неразвитые финансовые рынки). Перспективными задачами руководства ЦФО и входящих в него регионов являются минимизация действия негативных моментов, в том числе и внешних воздействий, одновременно с максимальной поддержкой и развитием позитивных тенденций. Важнейшими направлениями расширения финансовой базы для инвестиционной активности могут стать: · Поддержка роста доходов предприятий и увеличения доли прибыли, направляемой на инвестиции в основной капитал, в том числе и на модернизацию основных фондов. Данный результат может быть достигнут за счет снижения налоговой нагрузки на предприятия, содействия администрации ЦФО и региональным властям в развитии межрегиональной кооперации и продвижении продукции предприятий ЦФО на экспорт. · Стимулирование инвестиций за счет бюджетов, обеспечиваемое не столько увеличением прямых расходов бюджетов на инвестиции, сколько инвестициями в инфраструктуру, и предоставление гарантий. · Снижение рисков инвестирования за счет усиления стабильности финансовой системы и улучшения инвестиционного климата. Указанные действия позволят: · увеличить объем инвестиций предприятий за счет собственных средств; · увеличить долю банковских кредитов, направляемых на инвестиции (с 10 до, как минимум, 20%); · увеличить банковские вложения в ценные бумаги предприятий; · расширить привлечение иностранных инвестиций; · повысить склонность населения к сбережению и прямой инвестиционной активности. Дополнительный импульс инвестиционной активности может придать реализация государственной программы создания в Москве международного финансового центра. Активизация инвестиционного процесса и рост региональных экономик нуждаются в серьезной поддержке и мониторинге со стороны региональных властей. Их задачей станет формирование благоприятных условий для притока инвестиций с целью модернизации существующих и открытия новых производств, а также закрепление трудовых ресурсов и восполнение недостатка рабочей силы за счет миграции. Именно способность региональных властей эффективно работать в современных условиях роста конкуренции регионов за ресурсы и ужесточения требований инвесторов к предлагаемым регионами условиям является определяющим фактором для наращивания инвестиционной активности и придания динамизма росту экономики регионов. Основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса: 1. Разработка и реализация адресной региональной инвестиционной программы. Она предусматривает выделение приоритетных направлений развития экономики и направлений преимущественного роста инвестиций в областях: · высокотехнологичные производства, сочетающие в себе высокую добавленную стоимость и инновативность, обеспечивающие глубокую переработку сырья, снижение энергоемкости и трудоемкости; · производство продукции высокой степени переработки, конкурентоспособной на мировом рынке и выигрывающей в конкуренции с импортными аналогами на российском рынке; · использование уникальных местных сырьевых ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической безопасности; · формирование современного сельскохозяйственного производства и комплекса переработки различных видов продукции сельского хозяйства; · более полное использование рекреационного потенциала и развитие индустрии туризма. 2. Эффективная административная и налоговая поддержка инвестиционной деятельности. В соответствии со сложившейся практикой основными формами административной и налоговой поддержки, которые активно используются регионами ЦФО, являются: · предоставление льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет, а также изменение сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита; · предоставление инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций; · предоставление инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности, в аренду на льготных условиях; · предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; · вовлечение в инвестиционный процесс приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности. 3. Государственная финансовая поддержка реализации инвестиционных проектов. · предоставление на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам; · предоставление залогового обеспечения; · предоставление бюджетных кредитов в соответствии с действующим законодательством; · участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством; · софинансирование за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры; · создание региональных фондов софинансирования инвестиционных программ, распределение средств между инвестиционными проектами в соответствии с целевыми приоритетами регионов и на конкурсной основе; · развитие механизмов ГЧП, взаимодействие с кредитными организациями. Универсальность и распространенность этих форм административной, налоговой, финансовой поддержки в условиях ужесточающейся конкуренции регионов за инвестиционные ресурсы выдвигают на первый план задачи повышения эффективности непосредственной работы с потенциальными инвесторами и формирования устойчиво положительного инвестиционного имиджа регионов. 4. Повышение эффективности взаимодействия государственных органов с инвесторами. Это направление предполагает: · совместное участие в разработке инвестиционных проектов инвесторов и региональных властей; · информационную поддержку на всех стадиях разработки и реализации инвестиционных проектов; · формирование дружественной административной среды, предполагающей содействие инвесторам в реализации инвестиционных проектов, включая взаимодействие с органами государственной власти, юридические консультации, маркетинговые исследования, кадровый рекрутинг, выполнение функций заказчика-застройщика; · создание в регионах межведомственных органов по вопросам реализации инвестиционных проектов, включающих в себя специалистов правовой, финансово-экономической, хозяйственной и других областей, в компетенцию которых входит решение широкого спектра вопросов, относящихся к различным аспектам деятельности инвестора и реализации инвестиционных программ (инфраструктурным, налоговым, административным и т. д.). 5. Увеличение прозрачности и стабильности правового и налогового режимов. В рамках этого направления эффективными могут быть: · формализация процедур, обеспечивающих эффективную и прозрачную реализацию норм государственной поддержки инвесторов (определение приоритетных направлений инвестирования, порядка получения государственной поддержки, процедуры согласования инвестиционных проектов, оказания содействия в реализации инвестиционных проектов, порядка предоставления преференций и льгот, механизма контроля за соблюдением условий инвестиционных соглашений); · введение гарантий от неблагоприятного изменения регионального законодательства (в случае принятия нормативных правовых актов, содержащих нормы, ухудшающие положение инвесторов и условия их хозяйствования, соответствующие нормы этих актов должны применяться в отношении инвесторов, уже осуществляющих инвестиционную деятельность, только по истечении срока действия договора об условиях реализации инвестиционного проекта); · формирование конкурентной среды, действующей как на стадии выбора инвестора социально и экономически значимых проектов, так и на стадиях реализации инвестиционного проекта — при выборе им поставщиков и подрядчиков; снижение административных барьеров. 6. Меры по улучшению условий для развития бизнеса: · активизация внешнеэкономических и межрегиональных связей с целью расширения рынков сбыта продукции, технического и технологического перевооружения предприятий региона; · стимулирование повышения инновационной компоненты развития; активизация использования имеющегося научно-технического потенциала для внедрения имеющихся и разработки новых технологий; · формирование инвестиционных площадок, технопарков, особых экономических зон, создание кластеров, имеющих целью достижение качественно нового уровня конкурентоспособности продукции и ускорение социально-экономического развития регионов; · развитие новых территорий и создание в них новых центров экономической активности. 7. Достижение большей инфраструктурной обеспеченности регионов. Это направление предполагает не только современный уровень обеспеченности технической инфраструктурой для развития бизнеса, но и целый комплекс мер по улучшению качества жизни в регионе, что обусловит необходимое для развития бизнеса предложение кадров: · развитие инженерной инфраструктуры для размещения новых предприятий; · развитие социальной инфраструктуры, формирование современной системы медицинского обслуживания, конкурентоспособного сектора отдыха и развлечений, сектора туризма; Предложенные стратегические направления активизации инвестиционной активности и ускорения роста экономики, а также набор тактических методов, направленных на увеличение потенциального объема инвестиционных ресурсов и формирование благоприятного инвестиционного климата, будут содействовать достижению целей, поставленных в Инвестиционной стратегии ЦФО. Содержание2. Перспективы и сценарии роста экономики ЦФО.. 36 3. Объемы и финансирование инвестиций в экономику ЦФО.. 50 2. Основные характеристики роста экономики |