Инвестиции центрального округа россии

Инвестиции центрального округа россии

ГК Step By Step
Новости
Регалии
Услуги
Подписка
Публикации
Проекты
Партнеры
Обучение
Вакансии
Отзывы о нас
Инновации
Наши клиенты
Бонусная программа
Контакты
Наше видео

Инвестиционный потенциал Центрального Федерального Округа.
Роль промышленных предприятий в повышении инвестиционного потенциала ЦФО

Институт социально-экономического развития регионов Центрального Федерального округа (ИНСЭР)
Ягодкин К.А., ИНСЭР, руководитель отдела
Птуха А.Р., МА Step by Step, директор

Центральный федеральный округ — ведущий округ страны. Здесь проживает четверть ее населения и производится треть валового внутреннего продукта. Доля инвестиций в Центральный федеральный округ составляет порядка 30% от общего объёма инвестиций в Россию. ЦФО — макрорегион, где наиболее развиты промышленные предприятия, что обусловлено выгодным экономико-географическим, высоким уровнем потребления и наличием квалифицированной рабочей силы. Исторически сложилась специализация на отраслях машиностроения, химической, лёгкой промышленности (Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Чернозёмного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и чёрной металлургией (Липецкая, Белгородская и Курская области). Среди получателей инвестиций «преобладают» производственная инфраструктура и перерабатывающие отрасли (их доля в целом — около 60%): Новолипецкий металлургический комбинат.

Некоторые перспективные для вложения инвестиций предприятия и области ЦФО:

  • Строящийся пусковой комплекс завода горяче-брикетированного железа на ОАО «Лебединский ГОК» (Белгородская область)
  • Реконструкция Новолипецкого металлургического комбината (Липецкая область)
  • Создание производства поршневых двигателей различной мощности для малой и средней авиации, а также организацией серийного производства насосных станций для нефтеперерабатывающей и газодобывающей отраслей (в Воронежской области).

В связи с недавним обнаружением кимберлитовых трубок в Павловском районе Воронежской области можно ожидать ещё большего роста инвестиционного интереса к этому региону.

Широкую огласку получило известие о намерениях Норильской горно-металлургической компании осваивать месторождение титано-циркониевых песков «Центральное» в Тамбовской области. Это будет крупнейший инвестиционный проект Тамбовщины. Для разработки месторождения уже создана горная компания «Цна-1». Добыча обещает быть одной из самых дешёвых в мире (её планируется производить открытым способом).

Перспективы развития Центрального округа напрямую зависят от разумного использования инвестиционного потенциала; в первую же очередь их будут определять следующие факторы:

  • мощный производственный, научно-исследовательский, научно-технический потенциал;
  • развитие системы подготовки кадров всех уровней, определяющих научно-технический прогресс в стране;
  • наличие развитой производственной и социальной инфрастуктуры;
  • наличие крупной экспортной металлургической базы, хорошо обеспеченной сырьевыми ресурсами;
  • наличие рынков сбыта продукции наукоёмких отраслей при высоком уровне транспортной освоенности территории в сочетании с выходом на западноевропейские транспортные коммуникации.

В современных условиях становится очевидной значимость регулирования инвестиционных процессов в ЦФО на государственном уровне. Как уже подчеркивалось, в качестве основных мер по стимулированию инвестиционной активности в ЦФО можно выделить повышение прозрачности и стабильности условий ведения бизнеса в регионе, что выражается, в частности, в:

  • Обеспечении бюджетных гарантий кредитов, предоставляемых под приоритетные проекты;
  • Обеспечении адекватного информационного канала и налаживании процесса взаимодействия между инвесторами и объектами инвестиций, с одной стороны, и властными структурами на всех уровнях (федеральном, региональном и т.п.), с другой;
  • Обеспечении маркетинговой поддержки (в том числе и кадровой) предприятиям для формирования эффективных инвестиционных и бизнес-планов
  • Все эти задачи можно свести к решению одной, наиболее общей задачи — структурированию работ по повышению инвестиционной привлекательности ЦФО, направлению всех усилий различных субъектов в единое русло.

В настоящий момент такую общую задачу может выполнить Фонд развития Центрального федерального округа РФ. В дальнейшем стабильная и последовательная работа Фонда развития ЦФО, безусловно, будет способствовать наиболее эффективной реализации богатейшего потенциала округа, окажет необходимую финансовую поддержку реальному сектору экономики регионов ЦФО и обеспечит благоприятный инвестиционный климат в стратегически важном федеральном округе Российской Федерации.

Для решения всех этих проблем создано Инвестиционное агентство ЦФО, образован и начал свою деятельность Фонд содействия социально-экономическому развитию регионов Центрального федерального округа Российской Федерации (Фонд развития ЦФО); на заседаниях Совета ЦФО были приняты соответствующие программы, среди которых Программа стимулирования привлечения инвестиций промышленными предприятиями округа с помощью инструментов рынка ценных бумаг, межобластная программа развития агропромышленного комплекса, программа по поддержке оборонно-промышленного комплекса, развитию энергетики и производственной инфраструктуры; осуществляется целевая инвестиционная программа жилищного строительства и развития строительного комплекса ЦФО на период 2002 — 2010 гг.

Создание благоприятных условий и экономических стимулов для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики ЦФО на нынешнем этапе развития требует расширения базы межрегионального сотрудничества. В этом смысле, конечно же, будут интересны проекты, способствующие развитию межрегиональной кооперации в рамках ЦФО.

Источник

Инвестиционная стратегия ЦФО (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

при участии Центра стратегических исследований
Банка Москвы

Целью разработки Инвестиционной стратегии ЦФО является предложение и реализация сбалансированного инвестиционного сценария. Данный сценарий должен учитывать преимущества всех регионов Округа, обеспечить мобилизацию инвестиционных ресурсов в необходимых для этого масштабах и структуре и увеличить эффективность их использования.

Инвестиционная стратегия ЦФО призвана:

· учесть конкурентные преимущества всех субъектов ЦФО;

· нейтрализовать негативные аспекты интенсивного роста Московской агломерации для периферийных регионов;

· максимизировать преимущества, которые предоставляются регионам в связи с вытеснением из центра производственного и сервисного бизнеса;

· оптимизировать конкуренцию периферийных регионов за инвестиционные ресурсы;

· способствовать выравниванию инвестиционной привлекательности регионов ЦФО.

Основное содержание Стратегии состоит в:

· предложении путей выхода регионов ЦФО на принципиально иное качество экономического роста, устойчивого в средне — и долгосрочной перспективе и предусматривающего рост уровня жизни населения,

· предоставлении оценки объемов потенциальных ресурсов, направляемых на финансирование инвестиций,

· определении условий и ограничений в реализации Стратегии.

Принципиальным тезисом, лежащим в основе Стратегии, является ускорение социально-экономического развития регионов ЦФО не за счет бюджетных дотаций, а адекватных откликов на формирующийся спрос, роста производства и производительности труда в результате усиления инвестиционной активности.

Стратегия ориентирована на переход от модели развития ЦФО как Московской агломерации с прилегающими к ней регионами к модели сбалансированного роста всех 18 регионов Округа. Для ускорения экономического развития нестоличные регионы ЦФО могут использовать следующие стратегии роста:

· Развитие Московской агломерации — передача импульсов роста:

— стратегия выноса производств;

— стратегия замещения производств;

· Независимые стратегии развития:

— рост за счет спроса РФ;

— рост за счет спроса ЦФО (саморазвитие);

— реализация национальных программ;

— создание совместных производств.

Для увеличения объема ресурсов, который потенциально может быть направлен на инвестиции, Стратегией предусмотрен набор административных мер. Рекомендации базируются на оценке потенциального объема финансовых ресурсов для инвестирования и анализа структуры их источников.

Работа в этих направлениях позволит значимо повысить эффективность инвестиционного процесса и будет способствовать решению задачи перехода ЦФО к сбалансированному поступательному развитию.

Исходные характеристики экономики ЦФО благоприятны для активизации инвестиционной активности и дальнейшего поступательного развития.

· Округ занимает ведущие позиции в российской экономике по большинству показателей социально-экономического развития (здесь сосредоточена четверть основных фондов экономики страны и производится треть российского ВРП).

· Имеет широко диверсифицированную структуру экономики с высокой долей обрабатывающих производств и значительным потенциалом роста.

· Располагает мощным сельскохозяйственным производством (более 20% сельскохозяйственной продукции РФ), благоприятными климатическими условиями и качественными почвенными ресурсами.

· Включает в себя Московский мегаполис, существенным образом влияющий на развитие ЦФО и РФ.

· Отличается высоким уровнем инфраструктурной освоенности, подкрепленным наличием крупнейших в стране транспортно-логистических центров.

· Обладает мощным научным потенциалом, формирующим базу для инновационного роста.

Особенности географического положения ЦФО, его производственной и региональной структуры формируют набор стратегий дальнейшего развития Округа.

1. Развитие Московской агломерации — передача импульсов роста

Рост экономики ЦФО существенным образом определяется развитием Москвы как административного, финансового и сервисного центра. Важнейшими задачами, на решение которых будет ориентировано развитие Москвы в средне — и долгосрочной перспективе, являются:

1. Традиционные задачи — развитие Москвы как крупнейшего экономического центра, концентрирующего управленческие функции, координирующего товарные и транспортные потоки; превращение Москвы в крупный туристический центр;

2. Новые задачи — усиление роли Москвы как международного финансового центра (финансовая сфера), развитие Москвы как инновационного центра (образование, наука, институты коммерциализации научных разработок).

Ускоренное развитие Москвы в этих направлениях объективно предоставляет регионам ЦФО новые и заметные шансы на превращение динамичного роста Москвы в дополнительные стимулы для собственного развития. Это связано с усилением спроса на товары и услуги (формирующегося первоначально в Москве и расширяющегося по мере развития регионов) и готовностью Москвы отказаться от их выпуска на своей территории. Помимо этого имеет место фактическая высокая производственная и транспортная загруженность Московской области, которая ограничивает возможности локализации новых промышленных и других предприятий в непосредственной близости от столицы.

Стратегиями нестоличных регионов ЦФО, призванными максимизировать эффект смены целевых ориентиров Москвы для ускорения роста региональных экономик, являются:

1.1. Стратегия выноса производств — перевод ряда производств за границы Москвы и Московской области, в нестоличные регионы ЦФО.

Регионы получат производственные мощности одновременно с долей рынка по этим группам товаров; произойдет умеренная модернизация производственных фондов в регионах и их расширение, будут созданы дополнительные рабочие места. В силу меньших издержек возрастут рентабельность выпуска и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

1.2. Стратегия замещения производств — создание в нестоличных регионах ЦФО аналогов производств, закрываемых в Москве.

Выбывающие московские производства, не отличавшиеся достаточным уровнем конкурентоспособности, будут замещены современными производствами, размещаемыми в нестоличных регионах. Относительно более низкая стоимость земли, помещений, коммуникаций, рабочей силы, а также лучшее качество основных фондов будут определять более высокую конкурентоспособность производимой в нестоличных регионах продукции по цене и качеству, что позволит расширить сегмент рынка.

1.3. Стимулирующая стратегия — развитие смежных производств в нестоличных регионах.

Развитие экономики Московской агломерации будет стимулировать развитие смежных производств в нестоличных регионах ЦФО. Данные направления связаны с ростом спроса на основные группы товаров (инвестиционного и промежуточного спроса), а также товаров конечного потребления.

Выбор стратегий будет осуществляться собственниками бизнеса и потенциальными инвесторами, при этом задачей администраций регионов ЦФО является содействие максимально эффективной для соответствующих регионов и Округа стратегии.

Возможности ускорения роста экономик нестоличных регионов не исчерпываются исключительно фактором наличия в составе ЦФО Московской агломерации и высокими темпами ее роста. Специфические конкурентные преимущества экономик регионов ЦФО предоставляют им возможности реализации независимых стратегий развития:

2.1. Стратегия роста за счет спроса со стороны экономики РФ

Фоновым сценарием роста ЦФО можно считать инерционный сценарий развития, предложенный МЭР в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В нем предполагаются сохранение структурных и региональных диспропорций и преобладание сырьевой составляющей в российской экономике, жесткая детерминированность роста ЦФО развитием Московской агломерации и низкая инвестиционная активность в ЦФО. Однако даже в таких условиях МЭР прогнозирует, что рост промышленности ЦФО в 2008–2020 гг. существенно опередит другие федеральные округа по темпам.

Придание динамизма инвестиционной деятельности и реализация конкурентных преимуществ регионов могут заметно ускорить рост экономики ЦФО даже в рамках инерционного сценария МЭР. Шансы на ускорение роста экономики ЦФО связаны с увеличением конкурентоспособности товаров на российском рынке — как в конкуренции с импортом, так и с товарами других округов. Приоритетным направлением инвестиционной активности выступает модернизация основных фондов, в том числе выносимых из столичного региона.

2.2. Стратегия роста за счет спроса ЦФО

Рост потребительского спроса в регионах ЦФО создает предпосылки для динамичного развития видов деятельности, обслуживающих непосредственно население Округа. Приоритетными направлениями инвестиций выступают следующие:

· малый и средний бизнес в сфере услуг и производства потребительских товаров;

· современное сельскохозяйственное производство и переработка;

· производство строительных материалов, строительство и операции с недвижимостью;

· инженерная и транспортная инфраструктура, ЖКХ;

· использование рекреационного потенциала и развитие индустрии туризма.

2.3. Стратегия роста за счет реформ естественных монополий

Реализация инвестиционных программ естественных монополий и формирование ими перспективного спроса на продукцию и услуги могут стать значимым ресурсом и направлением роста экономики регионов ЦФО. Исходя из практики разработки и реализации Инвестиционной программы компаний, образованных в результате реформирования холдинга «ЕЭС России», и Программы развития ОАО «РЖД» до 2030 г., программы естественных монополий предполагают и содействуют синхронизации развития их профильного бизнеса с развитием соответствующих промышленных и сервисных производств. Задачами региональных властей и бизнеса в рамках этой стратегии являются индикативное планирование экономической деятельности, оперативное реагирование на растущий спрос на определенные виды товаров и услуг, формирование условий для максимизации стимулирующего эффекта расширения спроса для экономики регионов ЦФО.

2.4. Стратегия роста за счет реализации национальных программ

Активное участие в реализации приоритетных национальных проектов может стать существенным ресурсом повышения качества жизни в регионах ЦФО, ускорения экономического роста и улучшения структуры экономики. Так, по четырем национальным проектам («Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса») в 2006–2007 гг. финансирование составило 432.6 млрд. руб. и 49.6 млрд. руб. государственных гарантий, а в 2008 г. составит 300.7 и 28.0 млрд. руб. соответственно. Активное участие в реализации национальных проектов не только будет способствовать решению соответствующих задач социального плана, но и позволит отработать механизмы взаимодействия в рамках ГЧП с целью запуска и реализации дальнейших проектов.

2.5. Стратегия роста за счет создания совместных с иностранными компаниями производств

Создание совместных предприятий (с иностранным участием) является важнейшим направлением развития экономики ЦФО, что обусловлено как наличием финансовых ресурсов у иностранных партнеров, так и высокой инновационной составляющей организуемых производств. Основанием для реализации данной стратегии является расширение внутреннего (и отчасти внешнего) спроса на импортозамещающую продукцию. При этом со стороны региональных властей необходимы обеспечение режима максимального благоприятствования для иностранного капитала, расширение инвестиций в инфраструктуру, а также всемерное содействие повышению конкурентоспособности продукции.

Оценка потенциального объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на инвестиции, структуры их источников, а также набора мер, способствующих их увеличению, является ключевым элементом Инвестиционной стратегии ЦФО.

Источниками финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий (прибыль предприятий и амортизация) и привлеченные средства (банковские кредиты, средства федерального и региональных бюджетов, средства от эмиссии акций — внешние и внутренние, иностранные инвестиции — прямые, портфельные и прочие, внутренние портфельные инвестиции).

Источники финансирования инвестиций, млрд. руб.

Банковские вложения в ценные бумаги предприятий

иностранные портфельные и прочие инвестиции

прямые иностранные инвестиции

Всего инвестиций в основной капитал

Источник: Росстат, оценки ЦСИ Банка Москвы.

Итоговый объем финансовых ресурсов для капитальных инвестиций в экономику ЦФО в 2008–2011 гг. соответствует инерционному прогнозу, предполагающему сохранение тенденций последних трех лет — как позитивных (значительный рост государственных ресурсов в виде федерального и региональных бюджетов, различных государственных фондов и средств госкорпораций), так и негативных (низкая норма сбережений населения и предприятий, слабая банковская система и неразвитые финансовые рынки). Перспективными задачами руководства ЦФО и входящих в него регионов являются минимизация действия негативных моментов, в том числе и внешних воздействий, одновременно с максимальной поддержкой и развитием позитивных тенденций.

Важнейшими направлениями расширения финансовой базы для инвестиционной активности могут стать:

· Поддержка роста доходов предприятий и увеличения доли прибыли, направляемой на инвестиции в основной капитал, в том числе и на модернизацию основных фондов. Данный результат может быть достигнут за счет снижения налоговой нагрузки на предприятия, содействия администрации ЦФО и региональным властям в развитии межрегиональной кооперации и продвижении продукции предприятий ЦФО на экспорт.

· Стимулирование инвестиций за счет бюджетов, обеспечиваемое не столько увеличением прямых расходов бюджетов на инвестиции, сколько инвестициями в инфраструктуру, и предоставление гарантий.

· Снижение рисков инвестирования за счет усиления стабильности финансовой системы и улучшения инвестиционного климата.

Указанные действия позволят:

· увеличить объем инвестиций предприятий за счет собственных средств;

· увеличить долю банковских кредитов, направляемых на инвестиции (с 10 до, как минимум, 20%);

· увеличить банковские вложения в ценные бумаги предприятий;

· расширить привлечение иностранных инвестиций;

· повысить склонность населения к сбережению и прямой инвестиционной активности.

Дополнительный импульс инвестиционной активности может придать реализация государственной программы создания в Москве международного финансового центра.

Активизация инвестиционного процесса и рост региональных экономик нуждаются в серьезной поддержке и мониторинге со стороны региональных властей. Их задачей станет формирование благоприятных условий для притока инвестиций с целью модернизации существующих и открытия новых производств, а также закрепление трудовых ресурсов и восполнение недостатка рабочей силы за счет миграции. Именно способность региональных властей эффективно работать в современных условиях роста конкуренции регионов за ресурсы и ужесточения требований инвесторов к предлагаемым регионами условиям является определяющим фактором для наращивания инвестиционной активности и придания динамизма росту экономики регионов.

Основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса:

1. Разработка и реализация адресной региональной инвестиционной программы.

Она предусматривает выделение приоритетных направлений развития экономики и направлений преимущественного роста инвестиций в областях:

· высокотехнологичные производства, сочетающие в себе высокую добавленную стоимость и инновативность, обеспечивающие глубокую переработку сырья, снижение энергоемкости и трудоемкости;

· производство продукции высокой степени переработки, конкурентоспособной на мировом рынке и выигрывающей в конкуренции с импортными аналогами на российском рынке;

· использование уникальных местных сырьевых ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической безопасности;

· формирование современного сельскохозяйственного производства и комплекса переработки различных видов продукции сельского хозяйства;

· более полное использование рекреационного потенциала и развитие индустрии туризма.

2. Эффективная административная и налоговая поддержка инвестиционной деятельности.

В соответствии со сложившейся практикой основными формами административной и налоговой поддержки, которые активно используются регионами ЦФО, являются:

· предоставление льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет, а также изменение сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;

· предоставление инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций;

· предоставление инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности, в аренду на льготных условиях;

· предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

· вовлечение в инвестиционный процесс приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.

3. Государственная финансовая поддержка реализации инвестиционных проектов.

· предоставление на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам;

· предоставление залогового обеспечения;

· предоставление бюджетных кредитов в соответствии с действующим законодательством;

· участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством;

· софинансирование за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры;

· создание региональных фондов софинансирования инвестиционных программ, распределение средств между инвестиционными проектами в соответствии с целевыми приоритетами регионов и на конкурсной основе;

· развитие механизмов ГЧП, взаимодействие с кредитными организациями.

Универсальность и распространенность этих форм административной, налоговой, финансовой поддержки в условиях ужесточающейся конкуренции регионов за инвестиционные ресурсы выдвигают на первый план задачи повышения эффективности непосредственной работы с потенциальными инвесторами и формирования устойчиво положительного инвестиционного имиджа регионов.

4. Повышение эффективности взаимодействия государственных органов с инвесторами.

Это направление предполагает:

· совместное участие в разработке инвестиционных проектов инвесторов и региональных властей;

· информационную поддержку на всех стадиях разработки и реализации инвестиционных проектов;

· формирование дружественной административной среды, предполагающей содействие инвесторам в реализации инвестиционных проектов, включая взаимодействие с органами государственной власти, юридические консультации, маркетинговые исследования, кадровый рекрутинг, выполнение функций заказчика-застройщика;

· создание в регионах межведомственных органов по вопросам реализации инвестиционных проектов, включающих в себя специалистов правовой, финансово-экономической, хозяйственной и других областей, в компетенцию которых входит решение широкого спектра вопросов, относящихся к различным аспектам деятельности инвестора и реализации инвестиционных программ (инфраструктурным, налоговым, административным и т. д.).

5. Увеличение прозрачности и стабильности правового и налогового режимов.

В рамках этого направления эффективными могут быть:

· формализация процедур, обеспечивающих эффективную и прозрачную реализацию норм государственной поддержки инвесторов (определение приоритетных направлений инвестирования, порядка получения государственной поддержки, процедуры согласования инвестиционных проектов, оказания содействия в реализации инвестиционных проектов, порядка предоставления преференций и льгот, механизма контроля за соблюдением условий инвестиционных соглашений);

· введение гарантий от неблагоприятного изменения регионального законодательства (в случае принятия нормативных правовых актов, содержащих нормы, ухудшающие положение инвесторов и условия их хозяйствования, соответствующие нормы этих актов должны применяться в отношении инвесторов, уже осуществляющих инвестиционную деятельность, только по истечении срока действия договора об условиях реализации инвестиционного проекта);

· формирование конкурентной среды, действующей как на стадии выбора инвестора социально и экономически значимых проектов, так и на стадиях реализации инвестиционного проекта — при выборе им поставщиков и подрядчиков; снижение административных барьеров.

6. Меры по улучшению условий для развития бизнеса:

· активизация внешнеэкономических и межрегиональных связей с целью расширения рынков сбыта продукции, технического и технологического перевооружения предприятий региона;

· стимулирование повышения инновационной компоненты развития; активизация использования имеющегося научно-технического потенциала для внедрения имеющихся и разработки новых технологий;

· формирование инвестиционных площадок, технопарков, особых экономических зон, создание кластеров, имеющих целью достижение качественно нового уровня конкурентоспособности продукции и ускорение социально-экономического развития регионов;

· развитие новых территорий и создание в них новых центров экономической активности.

7. Достижение большей инфраструктурной обеспеченности регионов.

Это направление предполагает не только современный уровень обеспеченности технической инфраструктурой для развития бизнеса, но и целый комплекс мер по улучшению качества жизни в регионе, что обусловит необходимое для развития бизнеса предложение кадров:

· развитие инженерной инфраструктуры для размещения новых предприятий;

· развитие социальной инфраструктуры, формирование современной системы медицинского обслуживания, конкурентоспособного сектора отдыха и развлечений, сектора туризма;

Предложенные стратегические направления активизации инвестиционной активности и ускорения роста экономики, а также набор тактических методов, направленных на увеличение потенциального объема инвестиционных ресурсов и формирование благоприятного инвестиционного климата, будут содействовать достижению целей, поставленных в Инвестиционной стратегии ЦФО.

Содержание

2. Перспективы и сценарии роста экономики ЦФО.. 36

3. Объемы и финансирование инвестиций в экономику ЦФО.. 50

2. Основные характеристики роста экономики
и инвестиционной деятельности в ЦФО

2.1. Основные характеристики ЦФО

· Расположен в наиболее густозаселенной и освоенной части России, с благоприятными условиями для жизнедеятельности и развития производства, на пересечении международных транспортных коридоров. Площадь — 3,8% территории РФ, численность населения — 26,2% жителей РФ, занимает первое место среди федеральных округов по плотности населения (57,5 человека на 1 кв. км), характеризуется высокой степенью урбанизации (почти три четверти населения проживает в 40 крупных городах).

· Занимает ведущие позиции в российской экономике по большинству показателей социально-экономического развития. В нем сосредоточена четверть основных фондов экономики страны и производится треть российского валового регионального продукта.

· Имеет широкодиверсифицированную структуру экономики с высокой долей обрабатывающих производств, располагающих значительным потенциалом роста. Лидеры в структуре промышленного комплекса — машиностроение и металлообработка; к сфере производственной специализации также относятся химическое производство, производство пищевых продуктов, производство полиграфической продукции. Традиционный центр текстильного и швейного производства.

· Располагает мощным сельскохозяйственным производством (более 20% сельскохозяйственной продукции РФ) и благоприятными климатическими условиями и качественными почвенными ресурсами для дальнейшего развития сельского хозяйства.

· Имеет в своем составе крупнейший субъект Российской Федерации и крупнейший экономический центр — г. Москву, который вместе с Московской областью формирует Московский мегаполис, существенным образом влияющий на тенденции и пропорции развития ЦФО в целом.

· Отличается высокой дифференциацией уровней экономического развития: экономический потенциал нестоличных субъектов ЦФО в настоящее время несопоставим с Москвой. Однако каждый из них имеет собственные специфику и потенциал долгосрочного развития.

· Обладает высокой миграционной привлекательностью, при этом основным принимающим регионом является Московский мегаполис; а миграционные потоки по остальным субъектам Округа в большинстве своем носят взаимопогашающий характер.

· Характеризуется высоким уровнем инфраструктурной освоенности, подкрепленной наличием крупнейших транспортно-логистических центров страны.

· Обладает мощным научным потенциалом, формирующим базу для инновационного роста, в виде крупнейших научных и образовательных центров России.

2.2. Население ЦФО и кадровый потенциал

Крупнейший по численности населения федеральный округ с высокой плотностью заселения и высокой долей городского населения

ЦФО является самым крупным по численности населения федеральным округом РФ и имеет самую высокую плотность заселения — 57,2 человека на 1 кв. км при среднем значении по России 8,3 человека на 1 кв. км.

На Округ приходится четвертая часть всех городских поселений страны. Размещение населения характеризуется высокой долей городского населения (в первую очередь за счет Москвы) — более 80%. Наиболее высок удельный вес городского населения в Ивановской, Московской, Тульской и Ярославской областях.

Вместе с тем преобладают малые города (667 таких городских поселений, или почти 90% общего количества городов и поселков городского типа в ЦФО) со средним числом жителей менее 11 тыс. человек. По существу, это города сельского типа и образ жизни такого городского населения далеко не всегда соответствует статусу населенного пункта.

Городов с диверсифицированной сферой приложения труда, относительно развитой социальной инфраструктурой, преимущественно городским образом жизни и численностью населения от 100 тыс. жителей в ЦФО 36, включая 10-миллионную Москву.

Преобладающая часть сельского населения ЦФО (почти 60%) проживает в небольших населенных пунктах. Относительно «сельскими» регионами можно назвать Тамбовскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Орловскую области — удельный вес сельского населения в этих регионах находится в интервале 35–42% (при 20% в среднем по Округу).

Естественным ограничителем развития ЦФО может стать его стареющее население

Возрастная структура населения ЦФО примерно одинакова по регионам Округа, общей для всех регионов и важнейшей является проблема демографического старения, которая усугубилась резким падением рождаемости с начала 1990-х годов.

Возрастной состав ЦФО по основным группам по состоянию на 01.01.2007

Численность населения, млн. человек

В том числе по основным возрастным группам, %

Моложе трудоспособного возраста

В трудоспособном возрасте

Старше трудоспособного возраста

РФ за исключением ЦФО

За тринадцать лет (1989–2002 гг.) средний возраст населения ЦФО вырос на 4 года и приблизился к 40 годам. Начиная с 2006 г. численность населения в трудоспособном возрасте в ЦФО начала сокращаться, за исключением Белгородской и Московской областей.

Растет численность населения с высшим и средним профессиональным образованием при увеличении спроса экономики ЦФО на квалифицированных рабочих

В ЦФО отмечается самый большой разрыв между уровнем образования городских и сельских жителей: количество горожан, имеющих среднее полное образование и выше, на 19 процентных пунктов превышает количество сельских жителей с таким уровнем образования. Высокому уровню профессионального образования городского населения (в первую очередь за счет г. Москвы, где зафиксированы самые высокие показатели по лицам, имеющим высшее и послевузовское образование) противостоит низкий общеобразовательный уровень сельского населения.

Особенностью современного образовательного процесса является быстрый рост численности населения с высшим и средним профессиональным образованием: за 2003–2006 гг. выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием в ЦФО увеличился в полтора раза, в то время как выпуск специалистов средними специальными учебными заведениями остался на уровне 2002 г.

Это привело к заметной коррекции в кадровой структуре ЦФО: доля лиц с начальным профессиональным образованием уменьшилась на 36%. Удельный вес квалифицированных рабочих в общей численности занятых сократился практически в два раза по сравнению с 1990 г. (со 143 до 78 человек на 10000 занятого населения). Налицо диспропорция в численности специалистов и квалифицированных рабочих, которая уже сейчас создает сложности с трудоустройством у первых при определенном недостатке вторых.

Низкий уровень безработицы и высокий уровень экономической активности населения ЦФО определяются главным образом Московской агломерацией. В остальных регионах динамика занятости населения нестабильна, а ее уровень ниже

Уровень занятости населения в ЦФО составил в 2006 г. 64,2% — по сравнению с 1995 г. занятость выросла на 4,5%, при этом ее рост отличался стабильностью.

Такая динамика обусловливалась в первую очередь интенсивно развивающимся рынком труда Московской агломерации. Диверсифицированная отраслевая структура экономики последней обеспечивает стабильный рост численности занятых в Москве и Московской области; объем приема работников на предприятия Московской агломерации стабильно превышает объем выбытия (в 2006 г. превышение составило почти 40 тыс. человек). Максимальный уровень занятости населения отмечается в Москве — почти 70% (в столице работает почти все экономически активное население и безработица минимальна), в Московской и Ярославской областях — немногим более 68%.

Различия в уровне занятости определяются состоянием экономики регионов; для большинства остальных субъектов, входящих в ЦФО, динамика изменения численности занятых в последние годы была нестабильна и составляла от -4 до +4%. На фоне снижения в последние годы в целом по России и ЦФО уровня безработицы во Владимирской, Курской, Смоленской и Тамбовской областях отмечался некоторый его рост. Уровень безработицы в среднем в ЦФО составлял в 2006 г. 4,1% (примерно вдвое ниже среднероссийского показателя).

Миграционная специфика Округа: принимающий регион — Московская агломерация, миграционные потоки по остальным субъектам носят взаимопогашающий характер

Миграционная привлекательность ЦФО определяется диверсифицированной структурой его экономики, выгодным географическим положением, благоприятными климатическими условиями, наличием крупнейшего экономического центра (Московского мегаполиса) с диверсифицированной сферой приложения труда и, относительно других регионов, развитой социальной инфраструктурой.

Основными принимающими регионами являются Московская область и г. Москва (на них приходится 85% миграционного прироста за счет внутренних и внешних передвижений населения). Москва, имея статус федеральной столицы, концентрирует колоссальные финансовые ресурсы, при этом она занимает ключевое географическое положение и является крупным транспортным узлом не только в рамках ЦФО, но и всей страны, что делает ее крайне привлекательной с точки зрения емкости рынка труда. Развитие рынка труда Московской агломерации в целом определяется темпами роста экономики Московской области, расположением на ее территории научно-инновационных центров и крупных промышленных предприятий, а также исторически сложившимися связями Московской области со столицей (традиционная занятость жителей ближайшего Подмосковья на московских предприятиях) и формированием встречного потока трудовой маятниковой миграции, когда жители столицы ездят на работу в область.

Московская агломерация еще длительный период времени будет готова принимать значительные объемы миграции в регион, поэтому конкуренция за трудовые ресурсы между нею и нестоличными регионами будет только усиливаться.

Миграционные потоки по остальным субъектам ЦФО в большинстве своем носят взаимопогашающий характер и не могут оказать существенного влияния на численность и структуру населения регионов. За исключением Московского региона, пока устойчивая тенденция в векторе миграции не прослеживается. Потоки перемещений будут определяться дальнейшей динамикой экономического развития регионов и созданием рабочих мест. При этом потребности в рабочей силе будут испытывать в первую очередь строительство, обрабатывающие производства (с учетом отраслевой направленности регионов) и сфера услуг.

Отраслевая направленность развития рынка труда ЦФО — рост занятости в обрабатывающих производствах, строительстве и сфере услуг

Динамика занятости по видам экономической деятельности характеризуется в ЦФО устойчивым снижением количества работающих в сельском хозяйстве при росте числа занятых в обрабатывающих производствах, строительстве и сфере услуг. В перспективе структура занятости будет предопределяться исторически сложившейся отраслевой структурой экономики каждого региона, а также развитием сферы услуг как наиболее неразвитого в России сегмента экономики. Вместе с тем, с учетом растущей напряженности на продовольственных рынках, агропромышленный комплекс ЦФО может получить импульс развития (предусматривающий рост занятости) вследствие расширения рынков сбыта пищевой продукции в крупнейшие центры потребления (прежде всего в Москву и Санкт-Петербург), а также другие регионы ЦФО.

Источник

Читайте также:  Как снять форсунки с рампы калина
Оцените статью