- Методологический комментарий к международной инвестиционной позиции Российской Федерации
- Общие понятия статистики международной инвестиционной позиции
- Структура и характеристика международной инвестиционной позиции Российской Федерации
- Функциональные категории и финансовые инструменты
- Институциональные секторы
- Государственные инвестиции
- Основные признаки
- Государственные инвестиции в промышленность
- Государственные инвестиции в сельское хозяйство
Методологический комментарий к международной инвестиционной позиции Российской Федерации
Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции Международного валютного фонда (РПБ6).
Общие понятия статистики международной инвестиционной позиции
Международная инвестиционная позиция (МИП) представляет собой статистический отчет, отражающий на определенный момент времени стоимость финансовых требований резидентов к нерезидентам, а также золота в слитках, служащего резервным активом, и обязательств резидентов перед нерезидентами.
В МИП отражаются остатки активов и обязательств на отчетную дату, а также изменения за период, которые произошли в результате операций, стоимостных изменений (переоценки) и прочих изменений.
Изменения в результате операций показывают чистые изменения иностранных активов/обязательств, которые произошли в результате финансовых операций между резидентами и нерезидентами с этими активами/обязательствами. Эти операции отражаются в финансовом счете платежного баланса.
Изменения в результате переоценки и прочие изменения отражают изменения, не связанные с финансовыми операциями между резидентами и нерезидентами. В составе изменений в результате переоценки учитываются чистые изменения в объеме активов/обязательств в результате изменения валютных курсов и уровня цен на финансовые инструменты. В прочие изменения включаются все остальные изменения в объеме активов/обязательств. К ним относятся: изменения в результате списания активов или обязательств; переклассификация (перераспределение) между институциональными секторами или функциональными категориями; изменения, вызванные сменой резидентной принадлежности институциональной единицы.
Разница между внешними финансовыми активами и обязательствами представляет собой чистую инвестиционную позицию, которая может быть положительной — страна является чистым кредитором по отношению к остальному миру — или отрицательной — страна является чистым заемщиком.
Структура и характеристика международной инвестиционной позиции Российской Федерации
Данные МИП Российской Федерации распространяются (публикуются) в нескольких презентациях, имеющих различные группировки данных и степень их детализации.
Основные агрегаты. Презентация представляет собой набор главных компонентов международной инвестиционной позиции.
Стандартные компоненты. Перечень компонентов для данной презентации определен Международным Валютным Фондом (МВФ) и является стандартным для всех стран при передаче данных в МВФ в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД). Он является наиболее подробным и включает собственно стандартные компоненты и дополнительные статьи. Стандартные компоненты представляют собой неотъемлемые компоненты системы, учитываемые при расчете результирующих показателей.
Дополнительные статьи — компоненты, которые составляются в зависимости от конкретных экономических условий. В презентации стандартных компонентов дополнительные статьи выделяются курсивом.
Финансовые активы и обязательства в стандартном представлении МИП классифицируются следующим образом:
— по функциональным категориям — прямые инвестиции, портфельные инвестиции, производные финансовые инструменты, прочие инвестиции, международные резервы (резервные активы);
— по финансовым инструментам — инструменты участия в капитале и паи инвестиционных фондов, долговые ценные бумаги, опционы, контракты форвардного типа, прочие финансовые активы и обязательства;
— по институциональным секторам и подсекторам — центральный банк; банки; органы государственного управления; прочие секторы, в состав которых включаются другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
— по срокам погашения (в случае долговых инструментов): долгосрочные (с первоначальным сроком погашения свыше одного года) и краткосрочные (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию).
Дополнительно разрабатываются основные агрегаты МИП в распределении на позиции в национальной валюте и в иностранной валюте, а также валютная структура внешних долговых требований и внешних долговых обязательств, которая включает классификацию по секторам, срокам и видам валют (российский рубль, доллар США и евро). Кроме того, разрабатывается МИП в разрезе финансовых инструментов и институциональных секторов с выделением сектора нефинансовых организаций.
Функциональные категории и финансовые инструменты
Иностранные инвестиции классифицируются в МИП на активы и обязательства, распределяемые в соответствии с экономической моделью поведения инвесторов по функциональным категориям (на прямые, портфельные и прочие инвестиции, производные финансовые инструменты, резервные активы), которые, в свою очередь, детализируются по видам финансовых инструментов, охватывающих полный перечень финансовых взаимоотношений с нерезидентами.
Прямые инвестиции
Прямые инвестиции — это категория иностранных инвестиций, которые осуществляются институциональной единицей-резидентом одной страны с целью осуществления контроля или приобретения устойчивого влияния на управление предприятием, расположенным в другой стране.
Непосредственные отношения прямого инвестирования возникают, когда прямой инвестор напрямую владеет инструментами участия в капитале, обеспечивающих ему 10 и более процентов голосов в управлении предприятием прямого инвестирования.
Прямые инвестиции учитываются в форме участия в капитале (котируемые и некотируемые акции, доли, паи, недвижимость), реинвестирования доходов и долговых инструментов (ценные бумаги, ссуды и займы), исключая операции с долговыми инструментами между финансовыми посредниками, связанными отношениями прямого инвестирования.
К прямым инвестициям относятся операции по приобретению предприятием прямого инвестирования долевых и долговых инструментов своего прямого инвестора (обратное инвестирование) и операции между сестринскими предприятиями. К сестринским относятся те предприятия, которые находятся под контролем или влиянием одного и того же непосредственного или косвенного инвестора, но не имеют никакого контроля или влияния друг на друга.
Портфельные инвестиции
Портфельные инвестиции — категория иностранных инвестиций в обращающиеся долговые ценные бумаги и ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале, кроме тех, которые включены в прямые инвестиции и резервные активы.
Производные финансовые инструменты
Производные финансовые инструменты — финансовые инструменты, которые привязаны к другим специфическим инструментам, показателям или биржевым товарам и с помощью которых на финансовых рынках могут перепродаваться финансовые риски независимо от базового инструмента. Выделяются две категории производных финансовых инструментов: опционы и контракты форвардного типа.
Прочие инвестиции
Прочие инвестиции представляют собой остаточную категорию финансовых инструментов, которые не включены в категории прямых и портфельных инвестиций, производных финансовых инструментов и резервных активов. В их составе выделяются: прочее участие в капитале, наличная валюта и депозиты, ссуды и займы, страховые и пенсионные программы, программы стандартных гарантий, торговые кредиты и авансы, специальные права заимствования (СДР) в части обязательств, прочая дебиторская/кредиторская задолженность (включая задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам по акциям российских предприятий, принадлежащим иностранным портфельным инвесторам).
Резервные активы
Резервные активы представляют собой высоколиквидные иностранные активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в других соответствующих целях. Резервные активы включают: монетарное золото, СДР, резервную позицию в МВФ и прочие резервные активы (наличная валюта и депозиты, ценные бумаги, прочие требования).
Институциональные секторы
Институциональные секторы и подсекторы в международной инвестиционной позиции соотносятся с сектором (подсектором) резидентов, а не с сектором контрагентов, то есть в случае активов это сектор (подсектор) российского инвестора или кредитора и в случае обязательств — сектор (подсектор) российского эмитента или заемщика.
Центральный банк представлен Центральным банком Российской Федерации.
Банки — кредитные организации (кроме небанковских кредитных организаций) и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» без учета его деятельности в качестве агента Правительства Российской Федерации.
Органы государственного управления — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные органы управления.
Прочие секторы — аналитическая группировка, включающая другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ):
— другие финансовые организации — небанковские кредитные организации и иные организации, для которых основной вид деятельности — предоставление финансовых услуг;
— нефинансовые организации — предприятия, основной деятельностью которых является производство товаров или нефинансовых услуг. К нефинансовым организациям относятся юридические лица, а также квазикорпорации — организации, действующие без образования юридического лица (отделения и представительства организаций-нерезидентов, условные единицы-резиденты, владеющие недвижимостью);
— домашние хозяйства — институциональные единицы, состоящие из одного физического лица или группы физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ) — институциональные единицы, являющиеся нерыночными производителями, созданные для оказания социальных услуг домашним хозяйствам. К ним относятся благотворительные общества, профсоюзы, профессиональные и научные общества, религиозные учреждения и т.п.
Источник
Государственные инвестиции
Представляют собой вклад, целью которого является увеличение и фиксации основных фондов (здания, оборудование, техника и т.д.). Они создаются при помощи различного рода бюджетных средств и государственных внебюджетных активов.
Подробнее узнать о процессе инвестирования вы можете из нашей статьи!
Важно! На данный момент государственные инвестиции в России – это финансирование оборонного комплекса государства, урегулирование социального долга перед своими гражданами, а также сохранение заработных плат людей на достойном уровне, путём денежного стимулирования заработных фондов предприятий и общей модернизации производства!
Основные признаки
Главными признаками инвестиций данного типа, отличающие данный способ вложения денежных средств от других, являются:
- Бюджетные средства – главный источник их образования;
- Они выполняются на возвратной основе, т.е. с последующей отдачей денежных средств (например, кредит);
- Они управляются государством, в том числе и порядок представления и реализации;
- Величина инвестиционных средств подчинена принятому бюджету;
- Целевое расходование вкладываемого капитала осуществляется под строжайшим контролем;
- Инвестиции защищены государственной казной. Это проявляется в: защите прав собственности инвестора; после выплаты всех налогов возможность свободно переводить денежные средства на зарубежные счета (в случае с иностранными инвесторами); право самостоятельно распоряжения полученного дохода от инвестиционной деятельности и т.д.
Денежные средства инвестируются в экономическое развитие для оснащения производства и развития экономики страны. Вкладываемые денежные средства также играю важную роль для совершенствования разного рода государственных проектов и программ. Примерами государственных инвестиций в различные сферы являются следующие формы:
- Культурная – открытие детско-юношеских спортивных школ, финансирование турниров и соревнований;
- Социальная – поддержание пенсионного фонда, отчисление денежных средств в медицинские, образовательные учреждения и т.д.;
- Научная – возведение технопарков, инвестирование в высокотехнологичное производство;
- Инфраструктурная – строительство и капитальный ремонт дорог;
- Оборонная – модернизация военной промышленности (разработка новейшей военной техники, оружия, обмундирования и т.д.);
- Строительная – финансовая помощь в строительстве новых домов (льготное кредитование на получение нового жилья);
- Обеспечения внутренней безопасности – финансирование всех ведомственных структур (полиции, гаи и другие);
- Защиты окружающей среды – создание заповедников, переработка отходов и другие.
Государственные инвестиции в промышленность
Главными задачами инвестирования финансовых средств в промышленный сектор экономики Российской Федерации являются импортозамещение, выпуск собственной дорогостоящей продукции, которая будет способна удовлетворить потребности граждан нашей страны, и, как следствие, создание новых рабочих мест. Главной стратегической задачей государства является обеспечение прямых инвестиций, т.к. именно они способны устранить важнейшие проблемы в экономике государства.
В качестве примера можно привести Российско — Китайское сотрудничество на Дальнем Востоке, где процесс развития идёт достаточно активно. На сегодняшний день там осуществляется 22 проекта, в которых поддержка Китая составила 3 млрд. $. Если перевести в процентное выражение, то доля китайских инвестиций от их общего объёма составляет 22%.
Что касается малого и среднего бизнеса, то с помощью государственных инвестиций создаётся спрос. Благодаря долгосрочному кредитованию частному сектору, возможно выполнить следующие задачи:
- Повысить уровень жизни народа;
- Обеспечить сбыт производимой продукции (с помощью инвестиционных средств);
- Удовлетворить спрос граждан в дорогостоящем товаре.
Государственные инвестиции в сельское хозяйство
Одним из главных вопросов развития экономики страны в целом является привлечение инвестиционных средств в сельское хозяйство. Ведь это ключевая сфера деятельности, от которой напрямую зависит рост экономики и развитие государства в целом. Однако она является совсем непривлекательной для инвестиций, ввиду того, что приносит малую прибыль. Помимо этого, данная отрасль имеет свои особенности, которые также отталкивают потенциальных инвесторов: большие сроки окупаемости и высокие риски потери вкладываемых средств из-за прямой зависимости от природных условий.
Одним из ключевых источников финансирования сельского хозяйства являются государственные инвестиции, с помощью которых возводятся новые заводы, тепличные сооружения и комплексы, а также совершенствуется общая инфраструктура в регионах страны. Вкладываемые государством средства идут на охрану окружающей среды, обеспечение оптимального уровня жизни в сельской местности, наделение хозяйств оборотными ресурсами и важные вопросы агропромышленного комплекса.
Так как же получить государственную помощь? Государство даёт субсидии на совершенствование собственного хозяйства: строительство необходимых построек, инфраструктуры, а в некоторых случаях даже помогает с приобретением земельного участка – всё это обеспечивается государственными программами и фондами развития, под которые должен подходить частный бизнес.
И в заключение стоит добавить, что государственное инвестирование бывает следующих видов: льготные займы, налоговые льготы, прямые государственные вложения и инвестиции от государственных предприятий и крупных организаций (компаний). «Фонд прямых инвестиций» занимается совершенствованием прямого государственного инвестирования в России. Однако, главный его недостаток – на законодательном уровне он не может инвестировать даже самый перспективный проект, если зарубежный поток денежных средств в нём отсутствует.
О государственных инвестициях на примере фермерства:
Источник