«О развитии инвестиционного потенциала Ростовской области на период до 2025 года и ходе реализации инвестиционной программы региона в 2020 году»
Расширенное заседание Правительства Ростовской области
Сегодня с большой долей уверенности можно говорить о том, что инвестиционный потенциал Ростовской области имеет все основания для уверенного поступательного развития как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе до 2025 года.
Непосредственное влияние на развитие инвестиционного потенциала, в том числе и на ближайшую пятилетку оказывает ряд базовых параметров. Среди них:
· Политическая стабильность и предсказуемость принятия решений;
· Качество управления местных и муниципальных властей;
· Прогрессивное законодательство и эффективность регулирования;
· Уровень соблюдения законности и правопорядка;
· Качество рабочей силы;
· Состояние бюджета и платежный баланс;
· И конечно же, уровень развития экономики.
Совокупность этих и некоторых других факторов создает условия для повышения инвестиционной привлекательности региона, и, как следствие, непосредственно отражается на итогах работы по привлечению инвестиций в Ростовскую область.
В том числе и на итогах 2019 года.
— Объем инвестиций в основной капитал составил 283 млрд рублей.
— Индекс физического объема на уровне общероссийского – 101,7 %.
— Объем частных инвестиций – 235 млрд рублей, — Индекс – 104,2%.
Объем инвестиций без инфраструктурных монополий и ассигнований федерального бюджета 109,8%.
Всего за 5 лет в экономику Ростовской области привлечено немногим менее 1,5 трлн. руб. (1475,7 млрд. руб.)
По итогам первого квартала 2020 года сохраняется положительная динамика частных инвестиций (индекс физического объема – 152,3%).
Наша цель в 2020 году увеличить объем частных инвестиций (без бюджетных средств) до 277,3 млрд руб.,
— к 2024 – до 390,1 млрд. руб.
— к 2030 – до 808,7 млрд. руб.
В январском Послании Федеральному Собранию Президент поручил обеспечить ежегодный пятипроцентный рост инвестиций в стране.
Решение этой задачи, закрепленной в конкретных показателях, потребует от нас максимального напряжения сил.
Для достижения поставленных целей Правительством принят ряд системных мер:
— Утверждена «Стратегия — 2030». Ее цели синхронизированы с государственными программами региона.
— В декабре 2019 года подписан Индивидуальный план инвестиционного развития региона до 2024 года.
Персональная ответственность за выполнение целевых показателей закреплена за каждым ведомством, каждым заместителем Губернатора.
Сформирован инвестиционный портфель области.
На сегодняшний день это 597 проектов с плановым объемом инвестиций свыше 590 млрд рублей, из них – 51 проект включен в «губернаторскую сотню» с общим объемом инвестиций 353,2 млрд рублей.
Большое внимание уделяется созданию благоприятного инвестиционного климата.
— В числе первых регионов в стране в Ростовской области введен инвестиционный налоговый вычет.
— Несмотря на существенное снижение налоговых поступлений в областной бюджет, предприняты беспрецедентные меры поддержки бизнеса, включая налоговые льготы и субсидии.
Общий объем поддержки бизнеса за счет собственных средств составил – более 10 млрд. рублей.
В рамках 68 инвестиционных договоров налоговыми льготами воспользовались 44 организации. По предварительной оценке суммарный объем льгот составит 1,5 млрд рублей. Для наиболее пострадавших отраслей экономики снижены ставки по всем специальным налоговым режимам (по «упрощенке» – с 6% до 1% при объекте налогообложения «доходы», с 10% до 5 % при объекте налогообложения «доходы минус расходы»; по «вмененке» и патентам – в 2 раза).
Для торговых центров, гостиниц и тепличных хозяйств вдвое снижены ставки налога на имущество организаций.
— Расширены условия получения инженерных субсидий.
Участники нацпроекта по производительности труда и инвесторы ТОСЭР могут субсидировать до 80% затрат, снижен критерий по объему инвестиций для ТОСЭР – не менее 5 млн рублей, для участников нацпроекта – не менее 50 млн рублей, вместо 100,0 млн рублей. Кроме того, теперь инженерными субсидиями еще могут воспользоваться инвесторы, реализующие проекты в рамках соглашений о ГЧП, а также по строительству спортивных объектов.
— Для новых масштабных инвестиционных проектов упрощены процедуры предоставления в аренду земельных участков на льготных условиях.
— Дан старт развитию новой индустрии – ветроэнергетики. Реализуется 8 проектов на сумму более 60 млрд. руб.
— Продолжается работа по формированию комфортной среды для бизнеса.
Создана обширная сеть инфраструктуры для бизнеса — шесть центров «Мой бизнес». Открыты шесть пространств коллективной работы «Точки кипения». Это место где зарождаются новые проекты и идеи. Созданная экосистема сегодня востребована и позволяет двигаться дальше в приоритетных для региона направлениях.
— Усовершенствована система привлечения грантов из федерального Фонда содействия инновациям.
За весь период эта сумма составила 700 млн рублей, из них 421 млн рублей получены за два последних года.
— Создан Южный научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ).
— Обсуждается создание особой экономической зоны в регионе.
Определена территория для размещения особой зоны, создана рабочая группа для оперативного решения вопросов. Сейчас наш приоритет – решить вопрос финансирования проектных работ.
На ближайшую пятилетку до 2025 года у нас масштабные планы.
— Создание индустриальных, техно и IT- парков.
Примером одного из динамично развивающихся региональных предприятий является Новочеркасский индустриальный парк. Это на сто процентов частный проект, без участия государства. Создано более 500 рабочих мест. Сегодня в Новочеркасском индустриальном парке
15 компаний, занимающихся производственной деятельностью, и 37 компаний, которые используют офисные и складские помещения без производственной деятельности. Основными резидентами являются
ООО «БОНУМ», ООО «Завод кузнечно-прессовых изделий»,
ООО «Новочеркасский Завод Олеохимии», ООО «Промнастил», ООО «Альгеба».
Реализация так называемых проектов-катализаторов, которые могут стать локомотивом для развития экономики региона. В их числе:
— Ростовская агломерация;
Объединение Ростова-на-Дону и его городов-спутников, и создание первого мегаполиса Юга-России;
— Аэрополис вокруг «Платова»;
Создание крупного транспортно-логистического узла, аккумулирующего вокруг себя пять функциональных блоков: жилым, общественно-деловым, производственно-логистическим, рекреационным, многофункциональным;
— застройка старого аэропорта.
Строительство жилого района Ростова-на-Дону, в соответствии с современными трендами формирования комфортной городской среды;
— развитие левобережной зоны;
Формирование нового многофункционального спортивно-рекреационно и делового центра;
— проект «Сухая река»;
Развитие территорий, прилегающих к трассе М4 «Дон» (локализации проектов логистической и торговой сферы). Трасса М-4 является одной из самых оживленных и хорошо обустроенных в России. Основные автодороги Ростовской области обеспечены качественной мобильной связью и мобильным интернетом. В настоящее время обеспечено покрытие сигналом сотовой связи стандарта LTE более 90% автодороги М-4 «Дон». Компания Ivlev Group, возглавляемая шеф-поваром и телеведущим Константином Ивлевым, совместно запускает гастрономическую сеть «Кукуруза» в придорожных комплексах «Транспарк», которые ростовская компания развивает на федеральной трассе М-4 «Дон»;
— Комплексная реновация кварталов устаревшей жилой застройки.
Такие площадки могут быть предложены крупным профессиональным игрокам рынка в качестве комплексного инвестиционного предложения.
— «Зеленая энергетика»;
Реализуются 8 проектов в сфере ветроэнергетики на сумму более 60 млрд. рублей (ООО «ВетроСтройДеталь», АО «НоваВинд», ООО «Ветропарки ФРВ», ООО «Энел Рус Винд Азов»).
— Развитие портов.
Увеличены мощности азовского и таганрогского портов, (строительство экспортных терминалов Агрохолдинг «Степь», «Морской зерновой терминал», «Азовский морской терминал»).
Несмотря на очевидные достойные результаты реализации инвестиционной программы на текущий момент, мы считаем, что у области есть значительные резервы, требующие пристального внимания.
Остановлюсь лишь на некоторых из них:
— государственно-частное партнерство (ГЧП). Как представляется, оно будет особенно востребовано в сферах:
— благоустройства общественного пространства,
— освоения береговых линий,
— платных, альтернативных дорожных переездов,
— строительства мостов и др.
— оптимизация стоимости тарифов.
Работа в этом направлении уже начата, в частности, по поручению Губернатора достигнута договоренность с ГК Росатом о реализации специального проекта по аудиту процесса тарифообразования с целью выявления дополнительных резервов снижения тарифов на энергоресурсы.
— повышение производительности труда.
Мы не сомневаемся, что имеющиеся ресурсы, в том числе человеческий капитал можно и нужно использовать более эффективно.
Здесь работа идет по двум направлениям:
Первое. Внедрение механизмов повышения производительности труда на предприятиях реального сектора экономики.
На текущий момент его участниками уже являются 50 донских предприятий. (отразить в слайде)
По итогам уже реализованных проектов на оптимизируемых потоках в ООО «ПОЛИМЕРПРОМ» (г. Таганрог) время протекания процесса сократилось в 6,5 раз, запасы незавершенного производства уменьшились в 4 раза, выработка увеличилась в 1,3 раза; в ООО «ПРОФ-ПРЕСС»
(г. Аксай), время протекания процесса сократилось в 2,1 раза, запасы незавершенного производства снизились на 33%, рост выработки составил 1,2 раза; в ООО ТерраФриго» (Аксайский район) время протекания процесса сократилось в 2,5 раза, запасы незавершенного производства снизились в 1,9 раза, выработка на потоке увеличилась в 1,9 раза.
Второе. Внедрение принципов бережливого производства в государственных и муниципальных органах управления.
В ближайшей перспективе планируется реализовать 73 проекта в сфере здравоохранения, образования, транспорта, строительства, спорта и досуга, а также по оптимизации административных процессов и предоставлению услуг населения.
Озвученные векторы развития детально проработаны с представителями профессионального экспертного сообщества.
Они реалистичны, достижимы и имеют долгосрочные перспективы.
Их анализ, в первую очередь, свидетельствует о том, что несмотря на впечатляющие, весомые результаты проделанной работы, несмотря на оптимизм, который внушает динамика развития инвестиционного потенциала региона у Правительства Ростовской области есть все основания говорить о неудовлетворенности достигнутым, ставить перед собой более амбициозные и масштабные задачи.
Источник
Инвестиции
Ростовская область обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций и успешного поступательного развития.
Основными из них являются:
выгодное географическое положение, обеспечивающее области название “ворот” России в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов;
важнейшее геополитическое значение области для России;
развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону;
высокий природно-ресурсный потенциал (умеренно-континентальный климат, 65% земельных ресурсов составляют черноземы);
богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности;
широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов;
наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы;
динамично формирующаяся инфраструктура рыночных институтов (банки, страховые, инвестиционные компании, лизинговые компании и др.);
наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность области;
высокий потребительский спрос;
стабильная социально-политическая ситуация.
Инвестиционная политика области строится в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, Стратегией инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года, а также государственной программой Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» (подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область»).
В области действует инвестиционное законодательство, предполагающее целый набор преференций для потенциальных инвесторов. Основу инвестиционного законодательства области составляют документы:
Областной закон «Об инвестициях в Ростовской области» от 01.10.2004 № 151-ЗC;
Областной закон «О предоставлении государственных гарантий Ростовской области» от 02.07.2008 № 35-ЗС;
Областной закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 № 843-ЗС;
постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2015 № 603 «О сопровождении инвестиционных проектов на территории Ростовской области»;
постановление Правительства Ростовской области «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета» от 22.03.2012 № 218;
постановление Правительства Ростовской области от 15.03.2012 № 187 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Ростовской области»;
постановление Правительства Ростовской области от 18.02.2016 № 95 «О Порядке принятия решений о заключении концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Ростовская область, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств»;
постановление Правительства Ростовской области от 14.11.2011 № 128 «О Совете по инвестициям при Губернаторе Ростовской области»;
постановление Правительства Ростовской области от 30.03.2016 № 227 «Об уполномоченной организации»;
постановление Правительства Ростовской области от 13.10.2016 № 697 «О порядке предоставления субсидий организациям независимо от их организационно-правовой формы на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта, и (или) их подключению (технологическому присоединению) к инженерным системам электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения»;
постановление Правительства Ростовской области от 01.04.2017 № 246 «О комиссии по оценке проектов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, публичным партнером (концедентом) в которых является Ростовская область»;
постановление Правительства Ростовской области от 05.04.2017 № 249 «О межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти Ростовской области при подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, публичным партнером (концедентом) в которых является Ростовская область».
В основу формирования законодательной базы в инвестиционной сфере положены принципы безусловного соответствия областного законодательства российскому. Это позволяет консолидировать средства бюджетов всех уровней на решение важнейших, приоритетных задач как регионального, так и федерального значения.
Гарантии инвесторам:
Равные права при осуществлении инвестиционной деятельности и получении государственной поддержки
Гласность и открытость процедуры принятия решения о предоставлении государственной поддержки
Беспрепятственное использование полученных доходов от инвестиций и денежных средств после уплаты соответствующих налогов и сборов
Право обжалования в судебном порядке решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти
Возмещение убытков, причиненных им в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц
Защита инвестиций в течение всего срока инвестиционного договора
Гарантируется стабильность условий и режима в течение срока окупаемости инвестиционного проекта
Иностранные инвестиции на территории области пользуются полной и безусловной правовой защитой. Иностранные инвесторы вправе вкладывать капитал во все отрасли экономики, заниматься всеми видами деятельности, за исключением отраслей и производств, видов деятельности и территорий области, на инвестирование в которые вводятся ограничения, установленные законодательством РФ.
Источник