«Зеленое» будущее для нефтегазового сектора: как развиваться компаниям в новых условиях
В 2020 году Европа представила свою «зеленую сделку» и начала активно разрабатывать меры для претворения ее в жизнь. В начале этого года система торговли выбросами СО2 (диоксид углерода) запущена в Китае. Администрация Байдена анонсировала активную поддержку декарбонизации экономики США, в рамках которой только в 2021 году будет потрачено не менее $500 млрд.
В России интерес к теме возник на фоне планов Европы ввести так называемый пограничный углеродный сбор (Carbon Border Tax). Международные аналитические агентства начали подсчитывать возможные потери для российских компаний. Одновременно власти стали обсуждать возможное введение регулирования выбросов парниковых газов в России.
Перспективы углеродного сбора — действительно крайне важная тема для производителей стали, цемента и электроэнергии. Однако нефтегазовая отрасль стоит здесь особняком. Дело в том, что сам процесс производства одной тонны продукции (бензина, дизеля, авиакеросина и прочих) выделяет лишь 250 килограммов СО2 по охватам прямых производственных выбросов и непрямых выбросов от использования электро- и тепловой энергии. Это менее 10% от общего объема выбросов в нефтяной отрасли. Остальные 90% приходятся на процесс конечного потребления нефтепродукта (например, бензина в процессе поездки на автомобиле), то есть фактически находятся за пределами ответственности производителей. В результате, по расчетам аналитической команды «ВТБ Капитала», потери российских публичных нефтегазовых компаний в России от введения пограничного углеродного сбора могут составить всего лишь до 5% от их операционной прибыли до амортизации и налогов (EBITDA), что хотя и несколько негативно, тем не менее не является существенной цифрой.
В этих условиях, мы полагаем, для российских нефтегазовых компаний правильным будет не столько постановка вопроса, «как организовать свой производственный процесс, чтобы снизить выбросы парниковых газов», сколько сами перспективы существования сектора, учитывая, что все больше стран ставят себе цель достичь нулевого баланса выбросов парниковых газов в течение следующих 30 лет.
Мы выделяем три главных фактора влияния ESG-темы на рыночную стоимость акций российских нефтяных компаний:
- Эволюция глобального энергетического баланса.
- Потенциал изменения бизнеса нефтяных и газовых компаний с целью лучше соответствовать требованиям низкоуглеродной экономики.
- Восприятие их бизнеса инвесторами.
Главная опасность текущей ситуации для нефтяных компаний заключается в том, что основные технологии для замены углеводородов уже разработаны и их стоимость снижается.
Наиболее очевидная из таких технологий — электромобили в сочетании с электроэнергией из возобновляемых источников.
По оценкам IEA, мировой спрос на электроэнергию в прошлом году сократился приблизительно на 5%, и только возобновляемые источники энергии (ВИЭ) показали прирост на 7% благодаря новым мощностям в США и Китае. В 2020 году на их сегмент пришлось около 90% всех новых электрогенерирующих мощностей в мире. В Германии в прошлом году их доля в генерации электричества составила 51%, увеличившись на 24% за десять лет. Вместе с этим полная стоимость ветровой и солнечной электроэнергии в мире упала на 74% и 90% соответственно с 2010 года даже без учета субсидий. Таким образом, во многих регионах мира ВИЭ-генерация сопоставима по себестоимости с традиционной.
Электромобили все больше развиваются. Если в 2010 году во всем мире существовало только пять моделей электрокаров, то сейчас — 424. В Китае появились дешевые (до $5000) электрокары. Стоимость таких машин в использовании в расчете на один километр сейчас уже ниже, чем для традиционных машин на бензине и дизеле, а в Китае она может достигать невероятных 4 американских центов за километр.
Старая парадигма нефтяного рынка гласит, что любое снижение потребления топлива на развитых рынках всегда с избытком компенсируется ростом его потребления в развивающихся экономиках просто потому, что там оно несопоставимо дешевле. Однако больше она не работает.
Продажи растут ускоренными темпами: количество проданных электромобилей в конце 2020 — начале 2021-го увеличилось вдвое по сравнению с уровнем годичной давности, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. В Германии в марте 23% проданных машин были электромобилями, в Китае — 9%. Отталкиваясь от динамики последних месяцев, в текущем году продажи транспортных средств на электрическом ходу могут существенно превысить уровень, прогнозируемый отраслевыми экспертами и агентствами. Это заметно повлияет на традиционную кривую восстановления спроса на нефть, который может уже не вернуться к предыдущим пиковым значениям. По нашим расчетам, пик потребления нефти был пройден в 2019 году.
Глобальные нефтегазовые компании ищут способы приспособиться к новой реальности. Большинство из них имеют солидный список проектов возобновляемой энергетики и вместе планируют удесятерить свои мощности по такой генерации к 2025 году.
Пойдут ли по этому пути российские нефтяные компании, пока большой вопрос. До сих пор их присутствие в ВИЭ-энергетике оставалось крайне незначительным. До тех пор пока тарифы на газ регулируются государством, а компаниям не приходится платить за выбросы CO2, современные парогазовые турбины по своим экономическим характеристикам будут превосходить все прочие способы производства электроэнергии. Аналогичная ситуация наблюдается с биотопливом, способность которого улучшить ESG-показатели отрасли вызывает сомнения.
На наш взгляд, самым логичным шагом для российских нефтегазовых компаний в эпоху низкоуглеродной глобальной экономики будет производство водорода, потребление которого не выделяет парниковые газы в отличие от нефти или природного газа.
На данный момент большая часть из почти 80 млн тонн водорода, используемых сегодня в мире, производится из углеводородов, в частности из метана, что сопровождается выделением большого количества CO2. Существуют способы его производства без выделения CO2 («зеленый» водород) через электролиз воды. Это, однако, крайне дорогой процесс, требующий специального, пока достаточно редкого оборудования и большого количества электричества из возобновляемых источников. Более подходящим способом для российских компаний будет соединить традиционную технологию производства водорода из метана с одновременным улавливанием и захоронением выделенного СО2 («голубой» водород).
На данный момент Россия уже производит 5 млн тонн водорода в год, в том числе на нефтеперерабатывающих заводах (водород нужен в процессах гидроочистки и гидрокрекинга). Часть нефтяных компаний, как мы считаем, имеет понимание и опыт работы с технологиями в сфере улавливания, утилизации и хранения CO2. Более того, у российских нефтяных компаний есть серьезные преимущества по сравнению с сопоставимыми зарубежными игроками, да и любыми участниками нынешней ESG-гонки:
- Близость к дешевым источникам энергии / углеводородам.
- Почти неограниченные варианты хранения CO2 на истощенных месторождениях в Сибири.
- По-прежнему неограниченный доступ к источникам воды.
- Наличие инфраструктуры по доставке на рынок через использование огромной сети существующих трубопроводов.
Российские нефтегазовые компании, по нашему мнению, имеют все возможности производить водород непосредственно в России, на местах добычи углеводородов, используя дешевое сырье и дешевую воду, сжигая дешевый газ, потребляя дешевую электроэнергию и используя относительно дешевую рабочую силу. Там же, на месте, компании могут улавливать CO2 и направлять все выбросы для хранения в истощенных нефтяных и газовых месторождениях. Затем этот водород может экспортироваться в Европу через существующую трубопроводную инфраструктуру.
Например, теоретически «Газпром» мог бы производить порядка 13 млн тонн «голубого» водорода в Надым-Пур-Тазовском районе на Ямале (там же захороняя полученный CO2), транспортировать его на побережье Балтийского моря по внутренней системе трубопроводов, а затем по трубопроводу «Северный поток — 2» в Германию, которая, как ожидается, станет одним из ключевых рынков водорода в будущем. «Газпром» обладает необходимыми знаниями, техническими возможностями, инфраструктурой и объемами сырья, чтобы осуществить такой проект. Более того, по расчетам аналитиков «ВТБ Капитала», такой проект является и экономически привлекательным, способным генерировать порядка 32 млрд долларов выручки в год, а его чистая приведенная стоимость могла бы составить более половины сегодняшней рыночной капитализации компании.
Конечно, это все потребует решения большого количества проблем — например, связанных с транспортом водорода, безопасностью, созданием новых технологических стандартов. Однако мы убеждены, что начинать такую деятельность стоит уже сейчас, чтобы завоевать позицию на мировом рынке, как только водородная энергетика получит большее распространение. Игнорирование существующих экологических трендов в расчете на имеющиеся под рукой ресурсы может оказаться еще более болезненным, чем когда 10 лет назад некоторые игроки игнорировали факт сланцевой революции.
Наконец, мы отмечаем все больший спрос со стороны участников финансовых рынков на более полное и качественное раскрытие различных ESG-показателей нефтегазовыми компаниями, а также требование к формированию долгосрочных планов и целей по снижению выбросов парниковых газов. В этом плане российские нефтегазовые компании пока уступают ведущим международным нефтяным компаниям, что может негативно отражаться на будущей динамике стоимости акций. Скорее всего, российские нефтегазовые компании понимают необходимость улучшения практики раскрытия информации и необходимости наличия четких целей в области климата. Наглядной демонстрацией такого понимания стало недавнее утверждение экологической политики «Татнефтью» и намерение «Лукойла» привязать размер компенсаций своих менеджеров к выполнению экологических целей компании. Полагаем, что и остальной сектор постепенно повысит уровень раскрытия информации, а также потенциально ужесточит политику в сфере климатического контроля.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Источник
Инвестиции в нефтяной промышленности
Дата публикации — 03.03.2020 г.
Шаркова Антонина Васильевна,
доктор экономических наук, профессор,
руководитель Департамента отраслевых рынков
Факультета экономики и бизнеса,
Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации
Кунанбаева Кымбат Бакыткереевна,
старший преподаватель
Департамента отраслевых рынков
Факультета экономики и бизнеса,
Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации
Ключевые слова: ]]> Финансовый университет ]]> , топливно-энергетический комплекс, инвестиции, нефтяная промышленность.
Топливно-энергетический комплекс составляет основу развития национальной экономики. Нефтяная промышленность в структуре топливно-энергетического комплекса занимает ключевое звено. Развитие нефтяной промышленности обусловлен серьезными инвестиционными вложениями, поскольку разработка новых месторождений, особенно находящихся в трудноизвлекаемых месторождениях сопровождается большими инвестициями. Разработка трудноизвлекаемых месторождений отличается сравнительно неблагоприятными для извлечения геологическими условиями залегания нефти, ее физическими свойствами.
Нефтяная промышленность имеет стратегическое значение для формирования бюджета страны. По итогам 2019 года доля России в мире по составила: запасам нефти 6,2%; по добыче нефти 11,5%; по переработке нефти 7,0%; по потреблению нефтепродуктов 3,6%; по экспорту нефти 12,8%; по экспорте нефтепродуктов 13,3%. В 2019 году удалось сдержать стабильную доходную базу федерального бюджета, несмотря на снижение цены на нефть на 10% (в долларах) по сравнению с 2018 годом. Снижение цены на нефть было немного смягчено ослаблением курса рубля примерно на 3%. В итоге доходы от нефтегазовой промышленности сократились на 12%, но несмотря на это снижение, доходная часть бюджета была компенсирована ростом ненефтегазовых поступлений [1].
В целом инвестиции в основной капитал в России по итогам 2019 года возросли на 1,7%. Если сравнить с инвестициями в основной капитал 2017 и 2018 годов, где наблюдался активный рост (+4,8% и 5,4% соответственно), то рост инвестиций в 2019 году был незначительный. Наиболее серьезное снижение инвестиций среди всех отраслей произошло в сфере услуг для добычи полезных ископаемых – более чем на 30%. Отрицательная динамика инвестиций после активного роста в 2017, 2018 годах также наблюдается в электроэнергетике, теплоэнергетике и газоснабжения. Положительная динамика инвестиций наблюдается в производстве кокса и нефтепродуктов [2].
На инвестиции в нефтяной промышленности существенное влияние оказывают такие факторы, как энергоресурсов, развитости , характер политики стран и др. Учитывая современное состояние экономики, влияние новой короновирусной инфекции на развитие энергетических рынков вопросы инвестирования являются особенно актуальными. Поэтому энергетическом страны 2035 года следует учитывать приоритет инвестирования в долгосрочной перспективе.
Инвестиции в нефтедобычу и в модернизацию нефтегазохимических производств представлена в таблице 1. По данным таблицы можно отметить, что наиболее привлекательно для инвестиции остается нефтедобыча.
Источник
Российские нефтяные и газовые компании станут самыми доходными в мире
Доходность акций российских нефтегазовых компаний станет рекордной для отрасли после выплаты дивидендов за 2020 год, считают опрошенные РБК аналитики.
Почему растет доходность
Исторически дивидендная доходность российских нефтяных и газовых компаний составляла 5–6%, но в последние годы цифра стала расти, утверждает аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк. По ее прогнозу, по итогам 2020 года доходность составит 7,6%, а в 2021 году вырастет до 8,4%. В 2019 году доходность, по данным Газпромбанка, составила 5,6%.
У других аналитиков оценки еще выше: Bank of America ожидает среднюю доходность по итогам выплат за 2020 год в 8,6%, Raiffeisenbank — 8,8%. Такой уровень возможен при цене на нефть в $60–65 за баррель, пояснил аналитик Bank of America Карен Костанян. 22 января нефть марки Brent стоила $64 за баррель.
По итогам 2020 года российские компании станут рекордсменами в мире, где доходность нефтегазовых акций не превысит 7%, считает Костанян. Развивающиеся страны покажут доходность 4%, Европа — 6,4%, США — 2,7%, Саудовская Аравия — 4%, прогнозирует он.
Доходность российских компаний вырастет из-за массового пересмотра их дивидендной политики, который начался в прошлом году, сообщила Дышлюк. С одной стороны, частные компании, например ЛУКОЙЛ и «Татнефть», которые щедро платили акционерам, решили платить еще больше. Например, «Татнефть», несмотря на обязательство перечислять акционерам только половину прибыли, выплатила 100% прибыли по РСБУ за 2018 год и за девять месяцев 2019 года и обещала не снижать дивиденды в 2020 году. В итоге доходность ее акций за 2020 год станет самой высокой в секторе и составит 10,7% по обыкновенным акциям и 11,8% по привилегированным, оценивает Дышлюк.
ЛУКОЙЛ в прошлом году изменил дивидендную политику и теперь будет выплачивать акционерам весь свободный денежный поток, скорректированный на процентные платежи и расходы на обратный выкуп акций, а не долю от чистой прибыли. По прогнозу Газпромбанка, дивиденды ЛУКОЙЛа за 2020 год вырастут вдвое, достигнув 450 млрд руб., а доходность акций составит 10,4%.
Примеру частных игроков стали следовать и госкомпании. «Роснефть» еще в конце 2017 года утвердила новую дивидендную политику о выплате акционерам 50% прибыли по МСФО и с тех пор выполняет эти требования. «Газпром» в 2019 году обязался увеличить дивиденды до 50% от консолидированной прибыли в течение трех лет, «Газпром нефть» обещала увеличить выплаты на 10 п.п. до 50% чистой прибыли. «Транснефть» также намерена закрепить в дивидендной политике обязательство платить акционерам 50% чистой прибыли.
Из-за чего компании стали увеличивать дивиденды
Росту дивидендов госкомпаний инвесторы обязаны правительству, которое не первый год требует от них больше доходов в бюджет, пояснил аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Например, «Роснефть» пересмотрела дивидендную политику после поручения президента Владимира Путина, сделанного публично, напомнил он. Для компенсации низких дивидендов «Газпрома» правительство регулярно повышало компании налог на добычу полезных ископаемых.
Роста дивидендов требует не только государство, но и акционеры компаний, замечает Костанян. Так, резкое изменение политики «Газпрома» в области дивидендов рынок связал с появлением нового дружественного крупного инвестора или инвесторов, которые в прошлом году купили 6,5% акций монополии, рассказал РБК старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. Акции купила УК «Газпромбанк — Управление активами» в интересах своих клиентов — держателей паев ПИФов, которыми управляет компания, писал Forbes.
Еще одна причина — рост доходов нефтегазовых компаний, которые вложили в добычу больше $100 млрд до 2014 года в течение десяти лет, а в последние годы стали получать доход от этих инвестиций, говорит Костанян. Не стоит также забывать, что сейчас нефтяники запускают много новых месторождений со льготами, а значит, возврат от инвестиций в эти проекты выше.
Нефтяники вынуждены были ограничивать инвестиции из-за сокращения добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, и в этих условиях решили увеличить дивиденды, считает Дышлюк. Сделка будет продлена минимум до конца этого года, а в дальнейшем ее перспективы будут зависеть от ситуации на рынках, заметил директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.
Аналитики уверены, что в ближайшие годы тренд на высокую доходность российских нефтегазовых акций сохранится. «Государство не снизит требования по выплатам, а доходы компаний будут оставаться высокими», — объясняет Костанян.
Источник