Система и виды макроэкономических пропорций
Существенная черта национальной экономики — сложившиеся макроэкономические пропорции.
Макроэкономические пропорции — это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования пропорций. В планово регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных—на основе спроса и предложения, в смешанных — рынком с учетом регулирующего воздействия государства.
Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического роста (экстенсивного или интенсивного), изменений потребностей народного хозяйства, складывающихся экономических условий развития общественного производства и других факторов.
Макроэкономические пропорции образуют систему. В ней можно выделить следующие виды пропорций:
— общеэкономические — между наиболее крупными сферами национальной экономики, например, производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.;
— межотраслевые — между отраслями промышленности, сельского хозяйства и др.;
— внутриотраслевые—между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и т. п.;
— территориальные— общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;
— межгосударственные — между отдельными государствами на основе международного разделения труда.
Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме отображения: натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов. Натурально-вещественные пропорциихарактеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между производством и потреблением стали, проката, тракторов, сахарной свеклы. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов.
Стоимостные пропорциипоказывают соотношения между отдельными элементами стоимости ВНП: денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения. Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими причинами, структурной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в экономике и другими факторами.
К главным пропорциям в национальной экономике можно отнести:
во-первых, пропорции между I и II подразделениями материального производства. Они характеризуются соотношением объемов производства средств производства и предметов потребления в ВНП, численностью работающих в каждом из этих подразделений, стоимостью их основных производственных фондов.
во-вторых, пропорции между фондами накопления и потребления в национальном доходе. От этих пропорций зависят темпы расширенного воспроизводства, решение социальных и производственных задач.
Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого и овеществленного труда. С точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное и количественное соответствие между структурой общественного производства и структурой общественных потребностей.
Можно выделить следующие устойчивые тенденции изменения пропорций, присущие большинству национальных экономик:
1) повышение технического уровня производства, проявляющееся в росте фондовооруженности труда, количестве сырья и материалов, перерабатываемых работниками, что ведет к опережению объемов производственных фондов по отношению к численности работающих;
2) опережающее развитие электроэнергетики, машино- и приборостроения, химической промышленности и других наукоемких отраслей;
3) увеличение доли непроизводственной сферы по сравнению с отраслями материального производства;
4) опережающее развитие обрабатывающей промышленности по отношению к добывающей;
5) расширение участия в международном разделении труда, которое выражается в более быстром увеличении внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства в стране.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики
Сбалансированность национальной экономикиозначает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение — предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых работников обоих подразделений.
В национальной экономике РБ и других стран СНГ преобладает производство средств производства, характеризующееся высокой капитало-, материало- и энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал государств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жизни — в несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша национальная экономика отличается малым удельным весом нематериального производства.
На сбалансированность национальной экономики республики влияет скудность топливных природных, ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности, собственной металлургической базы. Поэтому в республике ввоз сырья и комплектующих преобладает над вывозом продукции, причем 2/3 ввоза составляют каменный уголь, нефть, черные металлы, зерно, хлебопродукты, цемент. Вывозятся же в основном сложные изделия обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственные продукты.
К прежним проблемам сбалансированности национальной экономики нашей республики добавились новые, связанные с ломкой сложившихся пропорций в связи со структурным кризисом и распадом СССР. Кроме того, переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени обусловил деформацию всего воспроизводственного цикла, включающего производство, распределение, обмен, потребление. Эти пропорции устанавливались внутри единой страны, а сейчас для таких относительно небольших республик, как Беларусь, они превратились во внешние, межгосударственные. Поэтому проблемы сбалансированности решаются не самой республикой, а вне ее, на основе межгосударственных договоров.
В период перехода к рынку национальная экономика Беларуси характеризуется всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение хозяйственных связей нарушили товарно-денежную сбалансированность, баланс денежных доходов и расходов населения, торговый баланс с другими странами, прежде всего с Россией и т. п. Необходима структурная перестройка, проявляющаяся в преобразовании национальной экономики в соответствии с потребностями республики и запросами мирового рынка. Для Беларуси в настоящее время характерны снижение численности населения, его постарение, рост заболеваемости, инвалидности, серьезные проблемы в медицинском обслуживании, появление новых видов вынужденной миграции. Неустойчива динамика реформирования отношений собственности, медленно развивается предпринимательство, а также реформирование трудовых отношений. Есть просчеты в государственном регулировании экономики и социальной сферы; высок уровень инфляции и девальвации белорусского рубля; недостаточное финансирование образования, науки, культуры; ограничены средства, выделяемые на внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а также на преодоление последствий чернобыльской катастрофы. Все это не способствует устойчивому человеческому развитию. Снижается продолжительность жизни, около 1/3 населения живет за чертой бедности, около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров получает пенсии ниже прожиточного минимума. Почти треть населения проживает в сельской местности и в малых городских поселениях с числом жителей менее 10 тыс. человек и не имеет даже минимума современного комфорта среды жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская и социальная защита населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения. Высок уровень преступности, расширилось влияние ее организованных форм — коррупции, наркобизнеса.
Заключение
Переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.
Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада СССР является глобальная несбалансированность ( несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней ). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.
Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.
Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического прогноза.
Список используемой литературы
1.Курс экономической теории:Учебное пособие./Под ред.А.Н.Тур, М.И. Плотницкий. – Мн.:”Мисанте”1998.
2.А.М. Лемешевский. Микроэкономика: Теория национальной экономики. Ч.2.Мн.1994
3.Теория национальной экономики:Учебное пособие.Ч.1.Мн.,1994
4.Шимов, Богданович, Крюков.Беларусь:ретроспектива и перспектива.//Белорусский экономический журнал N1,Мн.2000
5.Основные направления социально – экономического развития РБ на период до 2010г.// /Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000
6.Ванкевич.Избыточная занятость. Истоки и последствия.// Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000
7.Головачев,Раковец.Денежно- кредитный механизм регулирования экономики//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000
ТЕСТ
Выберите правильный вариант ответа. К задачам привести решение.
1. Если в закрытой экономике потребительские расходы составляют 1000 млрд. дол., частные сбережения — 100 млрд. дол., государственные закупки товаров и услуг — 300 млрд. дол., а государственный бюджет сбалансирован, то совокупный объем выпуска равен:
а) 1000 млрд. дол.;
б) 1100 млрд. дол.;
в) 1200 млрд. дол.;
г) 1300 млрд. дол.;
Д) 1400 млрд. дол.
Y = C + I + G = 1000 + 100 + 300 = 1400 млрд.руб.
2. ВВП страны Х составляет 200 млрд дол., MPC=0,75. Если правительство страны поставило задачу достичь ВВП на уровне 400 млрд дол., каковы должны быть инвестиции (первоначальная величина или их прирост)?
а) 100 млрд. долл.
Б) 50 млрд. долл.
в) 200 млрд. долл.
г) 800 млрд. долл.
Прирост инвестиций составит:
3. Вы взяли в кредит 5 тыс. дол. на год по ставке процента, равной 59%, и при ожидаемом темпе инфляции 50%, однако в действительности темп инфляции оказался равным 55%. Какова величина вашего дохода?
а) 6% или 300 долл.
б) 2,6 % или 130 долл.
в) 3,4% или 170 долл.
г) не хватает данных для решения задачи
Плановая реальная доходность rп = (1+59/100) / (1+50/100) – 1 = 6%
Плановый доход равен 5000 * 6%/100% = 300 долл.
Фактическая реальная доходность rф = (1+59/100) / (1+55/100) – 1 = 2,6%
Фактическая доход равен 5000 * 2,6%/100% = 130 долл.
Разность доходности 6,0 – 2,6 = 3,4%
Разность дохода 300 – 130 = 170 долл.
4. Если в экономике инвестиции равны 600 млрд. дол., государственные закупки товаров и услуг — 900 млрд. дол., чистые налоги — 800 млрд. дол., частные сбережения — 750 млрд. дол., то сальдо торгового баланса равно:
б) — 50 млрд. дол.;
900+600-600-750=-50 млрд.долл.
5. Экономика описана следующими данными:
Y=C+I+G+Xn; C=600+0,8Yd (где Yd – располагаемый доход); I=300+0,2Y; Xn=300−0,02Y; G=300; t=0,6. Рассчитайте: равновесный уровень дохода и величину мультипликатора автономных расходов.
А) 1500 ден. ед. и 3
б) 2000 ден. ед. и 2
в) 3000 ден. ед. и 2
г) невозможно определить.
Равновесный уровень дохода:
6. Если человек платит подоходный налог 2 тыс. дол. на доход в 20 тыс. дол. и 4,5 тыс. дол. на доход в 30 тыс. дол., то средняя налоговая ставка на доход в 30 тыс. дол. составит:
в) 15%;
Средняя налоговая ставка на доход в 30 тыс. дол. составит: 4,5 / 30 = 0,15
7. Если совокупный объем выпуска равен 1000 млрд. дол., государственные закупки товаров и услуг — 250 млрд. дол., потребительские расходы — 500 млрд. дол., чистый экспорт равен 100 млрд. дол., а дефицит государственного бюджета составляет 40 млрд. дол., то величина располагаемого дохода равна:
в) 790 млрд. дол.;
РД = 1000+250-500-100+40=790 млрд.долл.
8. Функция потребления имеет вид: С=50+0,8Y. Запланированные инвестиции не зависят от дохода и равны: I=30 ден. ед. Государственные расходы составляют: G=10 ден. ед. Определить: уровень равновесного дохода для этой экономики и величину мультипликатора.
Источник