Инвестиции при дефиците бюджета

РОСТ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Какое влияние оказывает рост дефицита государственного бюджета на сбережения, инвестиции и реальную процентную ставку?

Предположим, что правительство увеличивает расходы без увеличения налогов, т.

Национальные сбережения включают как частные сбережения (сбережения домашних хозяйств и бизнеса), так и государственные сбережения, эквивалентные профициту государственного бюджета. Рост дефицита государственного бюджета (или снижение профицита) сокращает государственные сбережения. Исходя из предположения, что частные сбережения остаются неизменными, сокращение государственных сбережений будет приводить к снижению величины национальных сбережений.

На рис. 15.9 показано влияние роста дефицита государственного бюджета на рынок сбережений и инвестиций. При любой данной реальной процентной ставке рост дефицита бюджета снижает величину национальных сбережений, вызывая сдвиг кривой сбережений влево, из положения S в положение S’. В точке нового равновесия F реальная процентная ставка возрастает до г’, в то время как инвестиции и национальные сбережения сокращаются. Выражаясь экономическим

Рис. 15.9. Влияние роста дефицита государственного бюджета на национальные

сбережения и инвестиции

Рост дефицита государственного бюджета приводит к снижению предложения сбережений, что вызывает увеличение реальной процентной ставки и сокращение инвестиций. Тенденция к росту дефицита государственного бюджета при сокращении инвестиций в новый капитал называется вытеснением.

языком, государство вытесняет частные сбережения и занимает средства для финансирования дефицита бюджета.

Тенденция к росту дефицита государственного бюджета при сокращении инвестиций в новый капитал называется вытеснением. Сокращение инвестиционных расходов приводит к снижению темпов формирования капитала и, следовательно, к снижению темпов экономического роста, как мы показали в предыдущей главе. Это негативное влияние дефицита государственного бюджета на экономический рост является важнейшей причиной, по которой экономисты призывают правительства к сокращению дефицитов государственных бюджетов.

Вытеснение — тенденция к росту дефицита государственного бюджета, вызывающая сокращение инвестиционных расходов.

ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ 15.5

Предположим, что поведение людей становится все более похожим на поведение Стрекозы (из притчи про Стрекозу и Муравья) при принятии инвестиционных решений, т. е. люди меньше заботятся о сбережениях на будущее. Какое влияние окажет это изменение в общественных настроениях на темпы формирования капитала и экономического роста в стране?

Какой должна быть государственная политика, приводящая к росту национальных сбережений?

Большинство политиков считает, что Соединенные Штаты в конечном итоге только выиграют, если уровень национальных сбережений повысится. Правительство может увеличить государственные сбережения, сокращая дефицит государственного бюджета. Однако это было бы затруднительно сделать в предстоящие годы. Ранее мы отмечали, что бюджетный дефицит возник главным образом из-за снижения налогов в первом пятилетии 2000-х гг и роста расходов на оборону, необходимых для ведения войны в Ираке и Афганистане. Снижение налоговых доходов и рост государственных расходов ассоциируются с нынешней рецессией.

Альтернативой является увеличение стимулов для домашних хозяйств и бизнеса к сбережению, обеспечивающих рост частных сбережений. К примеру, некоторые экономисты считают, что федеральный подоходный налог должен быть преобразован в федеральный налог на потребление. Налог на потребление был бы подобен налогу с продаж, существующему в большинстве штатов, при котором люди подвергаются налогообложению только тогда, когда они тратят деньги. Налогообложение той части дохода, которая потребляется, а не сберегается, могла бы увеличить стимулы к сбережению. Другие экономисты обосновывают необходимость дальнейшего снижения ставок налогов на дивиденды и прирост капитала, начатого во времена первого срока президентства Дж. Буша. Это снижение налогов привело бы к росту уровня доходности сбережений после налогообложения

и, следовательно, способствовало бы дополнительным частным сбережениям. Если частные сбережения возрастут больше, чем единовременные потери налоговых доходов, национальные сбережения также возрастут.

Для страны в целом более высокий уровень сбережений вызывает увеличение инвестиций в новые капитальные товары и поэтому приводит к повышению уровня жизни. Для индивидов или семей более высокий уровень сбережений обеспечивает накопление богатства и более высокий уровень экономической безопасности. В этой главе мы изучили некоторые факторы, которые обусловливают сбережения и инвестиционные решения. В следующей главе мы более подробно рассмотрим инструменты, используемые сберегателями для удержания своего богатства, и механизм работы финансовой системы по распределению доступных сбережений по наиболее продуктивным инвестиционным проектам.

Выводы В общем, сбережения равны разности текущего дохода и расходов на текущее потребление; уровень сбережений — это процент сбереженного дохода. Богатство, или чистые активы (чистый капитал), — это рыночная стоимость имущества (реальных или финансовых активов) за вычетом обязательств (долгов). Сбережения являются потоком и измеряются в денежном выражении в единицу времени; богатство является за-

пасом и измеряется в денежном выражении на определенный момент времени. Точно так же как количество воды в ванной изменяется с той скоростью, с которой вода втекает в нее, запас богатства увеличивается со скоростью роста сбережений. Богатство также увеличивается, если стоимость имеющихся активов растет (прирост капитала), или уменьшается, если стоимость имеющихся активов снижается (потери капитала). (Цель изучения № I.) Сбережения всей страны — это национальные сбережения 5. Национальные сбережения определяются как S=Y-C-G, где Y — совокупный объем производства; С — расходы на потребление и G — государственные закупки товаров и услуг. Национальные сбережения могут быть разделены на частные сбережения Y-T- Си государственные сбережения T-G, где T — налоги, уплаченные государству, за вычетом трансфертных выплат и процентов, выплаченных государством частному сектору. Частные сбережения далее могут быть разделены на сбережения домашних хозяйств и бизнеса. В США большая часть частных сбережений образуется в сфере бизнеса. (Цель изучения № 2.) Государственные сбережения эквивалентны профициту государственного бюджета T-G; если правительство работает с дефицитом бюджета, величина государственных сбережений является отрицательной. Уровень национальных сбережений в США невелик в сравнении с другими промышленно развитыми странами, но выше и более стабилен, чем сбережения американских домашних хозяйств. (Цель изучения № 2.) Индивиды и домашние хозяйства сберегают по различным причинам, среди которых достижение целей жизненного цикла (сбережения для обеспечения старости или покупки нового жилья), необходимость подстраховаться на случай неблагоприятных обстоятельств (предупредительные сбережения), желание оставить наследство (завещательные сбережения).

Читайте также:  Планирование долгосрочных инвестиций предприятия

реальной процентной ставки. К примеру, рост дефицита государственного бюджета будет приводить*к сокращению национальных сбережений и инвестиций, а также росту равновесной реальной процентной ставки.

Балансовый отчет (бухгалтерский баланс)

Дефицит государственного бюджета Профицит государственного бюджета Обязательства

Сбережения жизненного цикла Национальные сбережения Предупредительные сбережения Частные сбережения Государственные сбережения Сбережения Уровень сбережений Запас

Трансфертные выплаты Богатство

Обзорные вопросы Объясните взаимосвязь сбережений и богатства, используя концепцию потоков и запасов. Являются ли сбережения единственным способом увеличения богатства? Поясните свой ответ. (Цель изучения № I.) Назовите три основных мотива сбережения. Проиллюстрируйте каждый из них примером. Какие другие важные для сбережения факторы называют психологи? (Цель изучения № 3.) Дайте определение национальным сбережениям, увязав с общей концепцией сбережений. Почему стандартное определение национальных сбережений для США потенциально преуменьшает действительную величину сбережений в экономике? (Цель изучения № 2.) Уровень сбережений домашних хозяйств в США очень невысокий. Является ли это проблемой для США? Почему да или почему нет? (Цель изучения № 2.) Почему рост реальной процентной ставки приводит к снижению величины спроса на сбережения? (Подсказка: кто предъявляет спрос на сбережения?) (Цель изучения № 3.) Назовите один фактор, который может вызвать увеличение предложения сбережений, и один фактор, который может привести к росту спроса на сбережения. Покажите влияние каждого из них на сбережения, инвестиции и реальную процентную ставку. (Цель изучения № 5.)

Ответы на вопросы блоков «Проверка понимания концепций» Если бы студенческий заем Консуэло составлял $6,5 тыс., а не $3 тыс., ее обязательства составили бы $6750 (студенческий заем плюс отрицательное сальдо по кредитной карточке), а не $3250. Стоимость ее чистых активов осталась бы неизменной, $6280. В этом случае богатство Консуэло имело бы отрицательное значение, так как ее активы $6280 меньше обязательств $6750 на $470. Отрицательные чистые активы, или богатство, означают, что она должна больше, чем имеет. (Цель изучения № I.)

Если вода сливается из ванны, поток будет отрицательным и равным 3 галлонам в минуту. Запас воды в ванне будет составлять 37 галлонов в 19 часов 16 минут и 34 галлона в 19 часов 17 минут. Скорость изменения запаса составит минус 3 галлона в минуту, т. е. она и является потоком. (Цель изучения № I.) а) Консуэло, как обычно, вносит на счет в банке $20 в конце недели, но у нее возника

ют и новые обязательства на $50. Поэтому ее чистые сбережения за неделю равны минус $30. Так как ее активы (счет в банке) выросли на $20 за неделю, а обязательства (отрицательное сальдо по кредитной карточке) увеличились на $50, то ее богатство также уменьшилось на $30. (Цель изучения № I.)

б) Переводя средства со своего счета в банке, Консуэло уменьшает свои активы на $300 по счету в банке, но и сокращает обязательства по кредитной карточке, доводя их до нуля. Поэтому в ее богатстве изменений не происходит. He происходит и изменений в ее сбережениях (заметьте, что доход Консуэло и расходы на текущие нужды не изменялись).

в) Рост стоимости автомобиля Консуэло приводит к увеличению ее активов на $500. Поэтому ее богатство также увеличивается на $500. Однако изменения в стоимости ее активов не связаны со сбережениями, поэтому ее сбережения остаются неизменными.

г) Снижение стоимости мебели Консуэло в результате повреждения представляет собой потери капитала в размере $300. Ее активы и богатство уменьшаются на $300, а сбережения остаются неизменными. Снижение стоимости на $200 за год — это еще одни финансовые издержки владения газонокосилкой, которые Ларри должен учитывать при принятии решения. Его общие издержки теперь составляют $200 процентных платежей и $200 неожидавшихся потерь стоимости газонокосилки (в виде износа), а всего — $440. Это превышает стоимость маржинального продукта в $400, и поэтому Ларри не следует покупать газонокосилку. (Цель изучения № 4.) Сбережения домашних хозяйств — это часть национальных сбережений. Сокращение сбережений домашних хозяйств и, следовательно, национальных сбережений при любой данной реальной процентной ставке приводит к сдвигу кривой предложения сбережений влево. Результат будет таким, как показан на рис. 15.9. Реальная процентная ставка возрастает, а равновесный уровень национальных сбережений и инвестиций снижается. Снижение инвестиций означает снижение темпов формирования капитала, которое будет приводить к замедлению экономического роста. (Цель изучения № 5.)

Источник

Инвестиции при дефиците бюджета

Известное влияние на уровень процентных ставок в стране оказывают такие факторы, как размеры бюджетного дефицита и состояние национальной валюты. Дефицит государственного бюджета и необходимость его покрытия вызывают повышенный спрос государства на заемные средства. В результате процентные ставки на рынке ссудных капиталов повышаются, что может, в свою очередь, привести к уменьшению частных инвестиций, поскольку некоторые из них становятся нерентабельными. Хотя данная зависимость статистически не всегда прослеживается. [c.392]

Читайте также:  Лучший асик для майнинга 2019

Удельный вес учета векселей в банковских операциях сокращается по сравнению с удельным весом ссуд и инвестиций в государственные облигации. Происходят изменения и в структуре учета векселей за счет повышения доли учета казначейских векселей, которые используются для финансирования государственных расходов на военные цели и покрытие бюджетных дефицитов. [c.233]

Более того, монетаристы считают, что кривая спроса на инвестиции, изображенная на рис. 15-26, относительно полога, то есть инвестиционные расходы очень чувствительны к изменениям процентной ставки. Первоначальное увеличение спроса на деньги вызывает относительно большой рост процентной ставки, который, проецируясь на чувствительную к проценту кривую спроса на инвестиции, ведет к значительному сокращению инвестиционного компонента совокупных расходов. В результате мощный обратный эффект сводит на нет стимулирующее влияние бюджетного дефицита, и в итоге никакого воздействия на равновесный ВВП не происходит. Поэтому Фридмен заявляет На мой взгляд, состояние бюджета само по себе не оказывает существенного влияния на динамику номинального (денежного) дохода, инфляцию, дефляцию или циклические колебания 4. [c.351]

В этой главе мы обратимся к проблеме устойчивого дефицита федерального бюджета и растущего государственного долга, порождаемого этим дефицитом. Прежде всего, мы введем несколько определений, имеющих отношение к нашей теме, а затем сравним разные концепции бюджета. Потом мы рассмотрим количественные параметры государственного долга США. Насколько он велик Каким образом его можно достоверно оценить Затем мы познакомимся с проблемами, которые связывают с государственным долгом, и обнаружим, что некоторые из них надуманы (то есть на самом деле их не существует), другие же вполне реальны. После этого мы перейдем к проблеме роста дефицита и государственного долга, происходившего на протяжении двух последних десятилетий. Мы попытаемся разобраться, почему большинство экономистов считает, что бюджетный дефицит отрицательно сказывается на внутренних инвестициях и международной торговле. Наконец, мы рассмотрим принятые недавно законы и выдвинутые предложения, цель которых — сокращение и даже полное устранение бюджетного дефицита. [c.391]

Большие дефициты федерального бюджета и озабоченность, связанная с низким уровнем сбережений и инвестиций, вызвали необходимость в осуществлении уже подготовленных реформ федерального налогового кодекса. [c.695]

Сторонники системы гибких валютных курсов считают, что она обладает несомненным достоинством гибкие валютные курсы автоматически корректируются таким образом, что в конечном счете исчезают дефициты и излишки платежных балансов. Это можно пояснить с помощью прямых S и D на рис. 38-4, которые соответствуют кривым спроса и предложения на рис. 38-3. Равновесный валютный курс 2 дол. = 1 ф. ст. предполагает, что отрицательного и положительного сальдо платежного баланса нет. При валютном курсе 2 дол. = 1 ф. ст. количество фунтов, требующихся американцам для импорта британских товаров, оплаты британских транспортных и страховых услуг, выплаты процентов и дивидендов на британские инвестиции в США, равно количеству фунтов, предоставленных британцами в счет оплаты американского экспорта товаров и услуг, выплаченных процентов и дивидендов по американским инвестициям в Великобритании. Короче говоря, никаких изменений в официальных резервах (см. табл. 38-1) не произойдет. [c.848]

Эта преобразованная формула показывает, что разница между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, т.е. бюджетному дефициту. Гово- ря по-другому, если инвестиции оказываются меньше сбережений, то эта разница часто идет на покрытие бюджетного дефицита, обычно в виде государственных займов. Однако это та часть сбережений, которая могла бы быть частными инвестициями. [c.602]

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством своих расходов и налогов. Стимулирующая дискреционная политика в период спада производства направлена на обеспечение роста потребления и инвестиций и предполагает меры по увеличению государственных расходов, например по развертыванию социальных программ и снижению налогов. Эта политика ведет к дефициту государственного бюджета, но сдерживает падение производства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, сдерживающая фискальная политика направлена на торможение совокупного спроса за счет снижения государственных расходов и роста налогообложения. В этот период сальдо бюджета становится положительным. [c.152]

В левой части тождества представлена разница между сбережениями домашних хозяйств и инвестициями фирм, которую иногда называют активом частного сектора. При наличии государства сбережения могут быть равны инвестициям только тогда, когда доходы и расходы государства сбалансированы. В рамках рассматриваемой модели актив частного сектора в точности равен пассиву государственного (общественного) сектора. Или иначе превышение сбережениями населения инвестиций фирм идёт на финансирование дефицита государственного бюджета. И напротив, если имеет место актив общественного сектора (профицит бюджета), то он автоматически идёт на финансирование инвестиций фирм сверх имеющихся у домашних хозяйств сбережений. [c.143]

Значительные суммы гос-во ассигнует на капиталовложения в х-во в целях дальнейшего поднятия уровня модернизации пром-сти, что должно, в частности, обеспечить франц. монополиям ведущую роль среди стран общего рынка . Государственные капиталовложения в экономику возросли с 3,9 млрд. фр. в 1958 г. до 7 млрд. фр. в 1962 г. Всего расходы экономич. характера составляют примерно 20 млрд. фр. На здравоохранение и образование в бюджете предусмотрено 16 млрд. фр. Ф. затрачивает значительные средства на оказание помощи своим б. колониям, завоевавшим независимость. В 1960 г. эта помощь составила 6 306 млн. фр., в т. ч. помощь гос-ва — 4 190 млн. фр. и частная в виде кредитов и инвестиций — 2146 млн. В 1961 г. вся сумма помощи выразилась в 6917 млн. фр., в т. ч. помощь гос-ва — 4 657 млн., в 1962 г. соответствующие цифры — 6 422 млн. и 4 911 млн. фр. Подавляющую часть средств гос-во предоставляет странам зоны франка (в 1962 г. 4 182 млн. фр., или ок. 86%). Во Ф. создана сеть институтов по оказанию помощи , ее цель поставить под контроль франц. империализма экономич. развитие стран, получающих помощь с тем, чтобы удержать их на положении своих аграрно-сырьевых придатков при этом средства в основном направляются на покрытие их бюджетных дефицитов. Путем неэквивалентного обмена в торговле со странами зоны франка Ф. в значительной мере возмещает суммы, ассигнуемые на помощь . [c.568]

Читайте также:  Palit super jetstream gtx 1060 3gb майнинг

Государство регулирует внешнюю торговлю с целью компенсации внутреннего дефицита и излишков. Уровень инвестиций в аграрный сектор (/а) определяется возможностями аграрного сектора и той долей прибыли, которую государство позволяет отрасли сельского хозяйства капитализировать. То же самое относится и к инвестированию в область промышленности (/.). [c.105]

В 80-е годы, когда дефициты подскочили, инвестиции в Соединенные Штаты сохранялись на высоком уровне, потому что темпы роста и процентные ставки поддерживались достаточно высоко для привлечения иностранного капитала. В 1989 году реальные процентные ставки были настолько высоки, что почти пятая часть всего американского государственного долга находилась в руках иностранных инвесторов. К июлю 1992 года, однако, Федеральная резервная система урезала учетную ставку до 3%, и реальные ставки упали до нуля. Теперь мы расплачиваемся за долги 80-х годов долгосрочным снижением стоимости доллара (см. Таблицу 6.1). [c.91]

Стимулирующая фискальная политика заключается в увеличении государственных расходов на поддержание экономики (государственных закупок и инвестиций) и уменьшении налогового бремени путем снижения налоговых ставок или отмены некоторых налогов. Такая политика неизбежно приводит к дефициту госбюджета. Дефицит госбюджета в свою очередь, порождает рост государственных долгов, эмиссию денег и, следовательно, инфляцию. [c.194]

Инфляция — это процесс обесценивания денег в результате несоответствия объемов денежной и товарной масс. При этом инфляция может наблюдаться как при росте цен, так и при их искусственной стабилизации. Антиинфляционная экономика может существовать при достижении следующих условий 1) равенства между денежным спросом и предложением 2) отсутствия бюджетного дефицита 3) равенства сбережений и инвестиций. Поскольку такие условия не реальны, то потенциально инфляционные процессы объективно присущи рыночной экономике. Поэтому главная задача государства состоит не в устранении инфляции, а в установлении контроля над ней. [c.77]

Дж. М. Кейне не только распикировал факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда, но и предложил рецепты устранения безработицы, для чего необходимо компенсировать недостаточную склонность к потреблению и инвестициям путем увеличения государственных расходов и государственного спроса (даже если это ведет к дефициту государственного бюджета), стимулировать частные инвестиции посредством регулирования нормы процента. Таким образом, главным стимулятором занятости становится государство. Рекомендации Кейнса легли в основу практических действий государства, экономической политики развития стран. Эти действия достигали определенных результатов, хотя, конечно, не -могли устранить безработицу. В этом смысле слабость исходной посылки Кейнса (безработица— порок, не свойственный внутренней природе общества) и цели исследования (устранение внешнего порока) достаточно очевидна, хотя это нисколько не умаляет содержания теории. Безработица-—жизненное условие развития, не внешний, а органический элемент рыночной системы. Полная занятость неприемлема для капитализма, она сдерживает развитие, и поэтому вопрос может ставиться только о регулировании занятости и безработицы, о сдерживании безработицы в определенных границах. [c.184]

В то же время дефициты и долги могут вызвать и негативные последствия рост налогов и подрыв стимулов к хозяйственной активности, рост ссудного процента (поскольку госзаймы увеличивают спрос на кредиты) и соответственно сокращение инвестиций, утечку части ВНП за рубеж (в погашение внешнего долга), усиление неравенства в доходах (у богатых больше сбережений, облигаций, а значит, и процентных доходов по ним) и т. д. Таким образом, в данном случае, как всегда, ситуация неоднозначна и подтверждает, что у всего есть свои «плюсы» и «минусы». И все же общий вывод, видимо, сводится к тому, что радикальный путь к финансовому здоровью нации — это 1) стабильная и эффективная экономика и 2) рациональная жизнь общества по средствам. [c.169]

В связи с этим монетаристский, или неоклассический, подход, обоснованный М. Фридменом, предполагает минимизацию роли государства, с тем чтобы освободить рыночные механизмы самонастройки системы, а решающая роль в косвенном регулировании отводится денежной политике. Программа монетаризма предполагает сокращение бюджетного дефицита и государственных инвестиций, свертывание социальных программ, ограничение роста заработной платы и ограничительную кредитно-денежную политику при ослаблении контроля за ценами и экспортно-импортными операциями. [c.101]

Теперь проанализируем механизм макроэкономического равновесия товарного рынка в условиях дефицита сбережений при большом инвестиционном спросе, т. е. когда S

Источник

Оцените статью