6kurs_fk_zao_1sem / 6kurs_fk_zao_1sem / Иностранные инвестиции / 6 Планы семинарских занятий по дисциплине
Планы семинарских занятий по дисциплине «Иностранные инвестиции»
Главной целью семинарских занятий является закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, а так же текущий контроль за самостоятельной подготовкой студентов.
В рамках семинарских занятий предусмотрено выполнение расчетов экономических показателей, построение графиков и диаграмм.
Тема Иностранные инвестиции и международное движение капитала. Масштабы и тенденции международного инвестирования
Сущность прямых иностранных инвестиций. Виды прямых иностранных инвестиций.
Портфельные инвестиций как форма осуществления иностранных инвестиций, особенности портфельного инвестирования в России.
Основные теории, объясняющие международное перемещение капитала.
Классификация мотивов осуществления ПИИ.
Участники международных инвестиционных отношений.
Типы международных финансово-кредитных организаций. Основные направления их деятельности в сфере иностранного инвестирования
Понятие и возникновение нового типа международных монополий – ТНК (МНК). Их роль в мировом хозяйстве.
Позиции 100 ведущих ТНК мира. Современные тенденции в деятельности ТНК. Их отраслевая структура.
Масштабы и тенденции международного инвестирования
Основные регионы и страны-инвесторы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мировой экономике.
Основные регионы и страны-реципиенты ПИИ в мировой экономике.
Отраслевая структура ПИИ в мировой экономике.
Механизм привлечения ИИ.
Тема Регулирование международного движения капитала в виде иностранных инвестиций
1.Международное регулирование иностранных инвестиций. Регулирование на двухстороннем, региональном и многонациональном уровнях.
2.Государственное регулирование инвестиционной деятельности иностранных инвесторов.
3.Налоговое, таможенно-тарифное и валютное регулирование деятельности иностранных инвесторов в РФ.
4.Государственные гарантии и защита иностранных инвестиций.
5.Антимонопольное законодательство Российской Федерации и соблюдение добросовестной конкуренции иностранным инвестором.
6.Разработка и реализация федеральных программ привлечения иностранных инвестиций.
7.Основные направления инвестиционной политики государства в области привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику.
Тема Организационно-правовые формы движения международного капитала
Соглашение о разделе продукции. Понятие и виды.
Совместные предприятия (СП). Необходимость создания СП.
Иностранная фирма на российском рынке
Франчайзинг. Сущность. Типы франчайзинга. Достоинства этой формы.
Свободные экономические зоны. Общая характеристика, виды. Опыт зарубежных стран и России.
Тема Иностранное инвестиционное влияние на экономику страны — экспортера и импортера капитала
Стратегия и тактика иностранных инвесторов при проникновении на рынок страны — реципиентом.
Иностранное инвестиционное влияние на национальную экономику.
Последствия и изменения в экономике страны – реципиента, в следствие иностранного инвестиционного влияния.
Тема Иностранные инвестиции в России
Иностранный капитал в России в период до 1917г.
Основные этапы и формы привлечения иностранного капитала в Россию после 1917г.
Иностранный капитал в России в период 60-80 г.г. XX века.
Перестройка внешнеэкономических связей России в 80-90 г.г. XX века.
Анализ современного состояния привлечения иностранных инвестиций в Россию
Инвестиционный климат. Понятие. Факторы, влияющие на инвестиционный климат. Методы его оценки.
Разработка стратегии и политики в области привлечения ИИ.
Инвестиционный климат в России.
Современная законодательная база, регулирующая деятельность иностранных инвесторов в России.
Отраслевая структура иностранных инвестиций РФ. Распределение по регионам страны.
Источник
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ.
1.1.Предмет, метод и задачи курса
1.2.Экономическая сущность инвестиционного процесса
1.3. «Ресурсы» как воспроизводственная форма инвестиций: структура и проблемы формирования
1.4. Капитальные вложения в инвестиционном процессе
1.5.Инвестиционный доход. Инвестиции как фактор экономического роста
— Основы банковского дела в РФ. Под. Ред. Семенюты О.Г. Феникс — 2001. Гл.9, пар.1
— Инвестиции. Учебник под ред. Ковалева В.В. и.др. М-2003 гл.1; гл5, пар1
— Мухаметов Г.Ш.,Семенюта О.Г. Методология анализа рыночной экономики.Ростов-на- Дону. 1998 . Гл.4.
— Управление инвестициями. Под общей ред. В.В.Шеремета. М ВШ 1998. Т.1 гл.1
— Экономика. Учебник.Под ред. Булатова А.С. М.:БЕК. 2002. Гл.9, пар.1,2.
— Бочаров В.В. Инвестиции. ЗАО Издательский дом «Питер», 2002 г.
— Инвестиции. Учебное пособие/ Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. М.:КноРус, 2006 г.
— Черковец В.И. О содержании понятия «Реальный сектор экономики и роли материального производства. // Российский экон. журнал, 2003, №11-12
Темы рефератов и докладов
1. Сбережения экономических агентов как источник инвестиций
2. Анализ трактовок понятия «инвестиции» в научной и практической литературе
3. Подходы к определению экономического содержания понятия «реальный сектор экономики»
4. Анализ динамики технологической и воспроизводственной cтруктуры капитальных вложений в современной России
5. Анализ структуры капитальных вложений по критериям: отраслевому, по формам собственности, по источникам финансирования и др.
6. Особенности осуществления финансовых инвестиций в России
Тема 2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ.
2.1.Инвестиционная деятельность: формы, субъекты, правовая основа в РФ
2.2.Кругооборот инвестиций и его три стадии
2.3.Оборот инвестиций. Инвестиционные цикл и его периоды
2.4.Инвестиционный рынок и его особенности
2.5.Инвестиционный рынок в структуре финансового рынка
2.6.Модели инвестиционной политики в государствах с развитой рыночной экономикой. Инвестиционная политика в РФ.
— Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений. Закон РФ от 25.02..1999 г. № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
— Российский статистический ежегодник.
— Основы банковского дела в РФ. Под. ред. Семенюты О.Г. Феникс 2001. Гл.9,пар.1.
— Семенюта О.Г. Организация финансирования и кредитования инвестиций. Ростов-на-Дону – ТАСИС 2000, пар.1 и 2.
— Инвестиции. Учебник под ред. Ковалева В.В. и.др. М-2003 гл. 13 и 14.
— Бочаров В.В. Инвестиции – СПб: «Питер» 2003.-288 с.
— Ложникова А.В.Инвестиционные механизмы в реальной экономике.М.: МЗ-Пресс, 2001.-176 с.
— Е.Кондратенко «Инвестиционные ресурсы – проблемы аккумуляции»//Экономист, №7, 2002 .
Темы докладов и рефератов
1.Роль государства в регулировании инвестиционной активности
2. Характеристика современной инвестиционной политики в России
3. Анализ состояния рынка инвестиционных товаров в РФ
4. Анализ динамики реальных инвестиций в России за последние пять лет (15 лет)
5. Понятие инвестиционного климата и его характеристика в современной России
6. Особенности недвижимости как объекта инвестиций
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БЛОКА ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ» С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ФОРМАМИ И МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
ГБПОУ «МЕНЗЕЛИНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
БЛОКА ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ»
С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ФОРМАМИ И МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
Составила преподаватель: Гудовских О.А.
На методическую разработку блока занятий по теме: «Инновации и инвестиции». В методической разработке раскрыты методики проведения уроков различными методами и формами: урок-семинар с применением проблемных ситуаций и мультимедиа оборудованием и урок закрепления знаний и выработки умений и навыков. На уроке-семинаре применяются активные методы обучения: мозговая атака, громкое и тихое обсуждение , проблемные ситуации, работа малыми группами. Данные методы дают возможность студентам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться знаниями со своими однокурсниками. Кроме того, такие методы позволяют повысить активизацию студентов, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу. На практическом занятии применяется разминка: «гол – мимо».это упражнение служит для разрядки, привлечения и активизации внимания студентов. Блок занятий с разными формами и методами обучения формирует у студентов развитие предпринимательских качеств, развивает гибкость ума и логическое мышление.
Современное состояние экономики сельского хозяйства характеризуется продолжением кризисных процессов, происходящих в аграрном секторе с начала девяностых годов. В годы реформ оставалась неблагоприятной макроэкономическая ситуация, происходило ухудшение межотраслевых экономических отношений, отмечалось устойчивое сокращение и дальнейшее ухудшение основных фондов сельского хозяйства, снижения плодородия почв и генетического потенциала, сокращение посевных площадей и поголовья продуктивных животных.
В ходе реформ происходят глубокие социально-экономические изменения. Осуществлена земельная реформа, сформирован многоукладный сектор экономики с различными формами собственности и хозяйствования. Укрепляется рыночная инфраструктура, вырабатываются новые методы организации производства и управления.
Однако реформирование сельского хозяйства производства не сопровождается повышением его эффективности. Правительством РФ одобрены «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации» с целью вывода аграрной экономики из кризисного состояния, увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышения экономической эффективности агропромышленного производства, социального обновления сельских поселений.
Инновационная и инвестиционная деятельность организаций является составной частью аграрной политики государства. По своей сущности она представляет собой совокупность конкретных мероприятий, направленных на осуществление инновационных процессов и ускорение научно-технического развития агропромышленного производства». Очень важно, чтобы студенты знали сущность инвестиционной и инновационной деятельности организации, источники финансирования капитальных вложений и умели практически рассчитывать показатели экономической эффективности капитальных вложений. С этой целью в учебном процессе целесообразно шире использовать активные формы обучения к которым следует отнести семинары и практические занятия. На этих уроках закрепляются теоретические знания, вырабатываются умения и навыки экономических расчетов, формулировки выводов. Практические занятия позволяют приблизить процесс обучения к реальной деятельности сельскохозяйственного производства, помогают приобрести навыки комплексного подхода к решению задач с использованием знаний смежных дисциплин. Использование уроков-семинаров и закрепления знаний и выработки умений и навыков (практических занятий) в учебном процессе может не только повысить интерес к занятиям, но и облегчить усвоение знаний, сделать закрепление знаний более полным.
Частная методика по теме «Инновации и инвестиции» написана с целью обобщения и систематизации учебного материала данной темы. В частной методике раскрыты методика проведения:
б) урока закрепления знаний и выработки умений и навыков.
Важность темпы определяются необходимостью накопления знаний в вопросах назначения и видов инвестиций и инноваций в сельском хозяйстве. Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования ими модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли.
Исследование проблемы инвестирования всегда находилась в центре экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрачивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.
Основной причиной современных экономических проблем России является многолетнее инвестиционное поведение общества: с конца 50-х годов – снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х – их абсолютное сокращение; с начала 90-х превращение чистых инвестиций в отрицательную величину. Так, за период с 1991 по 1996 гг общий объем инвестиций в России снизился на 71%. В настоящее время инвестиционный процесс активизировался.
На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, и это сказывается на всех сферах жизни россиян, в первую очередь, на социальной сфере, что, как следствие, вызывает социальную напряженность в обществе.
Проблема инвестиций актуальна прежде всего тем, что боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов.
Методическая разработка может быть использована другими преподавателями при планировании учебного материала по блокам обучения.
5. Основная часть (содержание).
5.1. Планирование учебного материала.
На изучение темы «Инновации и инвестиции» учебной программой по дисциплине «Экономика отрасли» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» отводится 4 часа, в том числе практическое занятие – 2 часа. В процессе изучения темы студенты должны знать :
Сущность инновационной и инвестиционной деятельности организации (предприятия);
Источники финансирования капитальных вложений.
Студент должен уметь : рассчитывать показатели экономической эффективности капитальных вложений.
Планирование учебного материала по теме «Инновационная и инвестиционная деятельность организаций» произведено следующим образом:
Урок-семинар на тему «Инновационная и инвестиционная деятельность организаций»
Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков.
На уроке семинара семинаре углубляются, систематизируются, закрепляются знания. На семинаре студенты учатся отстаивать свою точку зрения, уметь сформулировать и аргументировано доказать решение проблемных вопросов, отвечать на вопросы слушателей, учатся слышать друг друга, задавать вопросы. Семинарское занятие развивает у студентов навыки и умения группового мышления, способствует мобилизации всех умений группы, создает атмосферу соревновательности. Перед семинаром студенты изучают основную и дополнительную литературу, готовят рефераты и доклады. Семинарские занятия дают возможность выносить на обсуждение дискуссионные, проблемные вопросы.
На уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков своей главной задачей ставит закрепление знаний студентов по пройденной теме. В условиях возрастающего внедрения в производство передовых инновационных технологий, инвестиционной деятельности организации все большее значение приобретает умение рассчитывать показатели «экономической эффективности капитальных вложений», т. К. от этого зависит насколько эффективно будут использоваться инвестиции и инновационные проекты.
На уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков студенты углубляют теоретические знания, вырабатывают умения и навыки определения экономической эффективности отдельных технологических мероприятий и технологий, развивают умение экономически мыслить, самостоятельности в принятии решений на основе экономической оценки.
5.2. Реализуемые принципы обучения и воспитания.
Изучение материала основывается на следующих принципах:
Принцип научности . Без науки инновационная и инвестиционная деятельность невозможна, т.к. инвестиции – это вид активов, вкладываемых в производственно-хозяйственную деятельность с целью последующего извлечения дохода, выгоды. А для того, чтобы получить доход, выгоду необходимо тщательно все рассчитать и обосновать, что невозможно без использования достижений науки. При расчетах эффективности инвестиций любой специалист опирается на устанавливаемые нормативы: нормы выработки, нормы расхода ГСМ, норма высева семян, норма амортизации, норма расхода удобрений и средств химической защиты растений и другие. Широко используются достижения науки: интенсивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, производства молока, мяса, переработки и хранение продукции, внедрение новой техники и т.д.
Прежде чем начать новое строительство (кормоцех, животноводческий комплекс и т.д.), сначала специалисты рассчитывают, когда окупятся вложенные средства. Если срок окупаемости большой, то строительство неэффективно.
Этот принцип особенно важен в условиях рыночной экономики, так как работа предприятий должна быть только прибыльной, только эффективной. А для этого нужно правильно рассчитать себестоимость продукции, чтобы знать реальные затраты на производство продукции и сравнить их со сложившимися ценами на рынке, т.е. знать заранее что даст предприятию производство той или иной продукции – прибыль или убыток.
Принцип систематичности и последовательности . Этот принцип означает строгое, логическое, последовательное овладение знаниями, умениями и навыками и одновременное применение их на практике. При подготовке к семинару студенты самостоятельно изучают тему «Инновационная и инвестиционная деятельность организации». На семинарском занятии полученные знания углубляются, кроме этого добавляются новые знания по формам финансирования инвестиций, какие инновационные проекты имеют наиболее высокие шансы по привлечению внешнего финансирования, в чем заключается «портореальный подход» к формированию, как инвесторы учитывают риск проекта при определении нормы прибыли и др. Далее студенты применяют полученные знания на практическом занятии.
Принцип связи обучения с жизнью. Это тема очень тесно связана с жизнью. Рыночные отношения поставили предприятия в такие условия, при которых они должны работать только прибыльно. Для развития, совершенствования материально—технической базы, модернизации производства — необходимы инвестиции. Инвестиции – это вложения капитала, имущественных и интеллектуальных ценностей в развитие производства. Они являются объективной необходимостью. В сельском хозяйстве инвестиции направляются на приобретение техники и оборудования, мелиорацию земель, формирование основного стада, развитие социальной инфраструктуры и др.
Инвестиции позволяют обеспечить инновации в сельское хозяйство. Инновации – это нововведение в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия. Инновации реализуются в производственной, финансовой, организационно – управленческой деятельности. Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур используют новые сорта семян, новые технологии, новую сельскохозяйственную технику.
В животноводстве применяют новые породы животных, биодобавки, способы содержания животных.
Принцип сознательности и активности. Этот принцип означает овладение студентами программным учебным материалом, его понимание и осмысливание, умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях. Сознательное обучение невозможно без активности и самостоятельности студентов. При изучении темы «Инновационная и инвестиционная деятельность организации» этот принцип реализуется на всех уроках. На семинаре задаются такие проблемные вопросы:
Как взаимосвязаны понятия «инвестиции» и «капитальные вложения»?
Каковы основные направления инвестиций в сельское хозяйство и почему?
На что ориентирована инвестиционная политика в рыночных условиях?
Что относят к инвестициям инновационного характера в сельском хозяйстве?
Какие факторы влияют на развитие рынка инвестиций?
На уроке закрепления знаний и выработке умений и навыков создаются проблемные ситуации:
Соблюдения каких условий обеспечивает экономическую эффективность инвестиций?
Как определяется общая (экономическая эффективность капитальных вложений?
В каких случаях определяют сравнительную эффективность капитальных вложений?
Как принимаются инвестиционные решения?
Что такое приведенные затраты?
Студенты обдумывают ситуации, решают поставленные проблемы, находясь в постоянном поиске лучшего решения.
5. Принцип наглядности обучения. Огромную роль в усвоении материала играет наглядность. Известно, что основными каналами получения человеком информации является слуховой и зрительный анализаторы.
При изучении темы «Инновационная и инвестиционная деятельность организации» используется:
Литература для подготовки семинарского занятия:
а) С.С. Ильин «Основы экономики»
б) В.В. Кузнецов «Экономика сельского хозяйства».
в) Г.А. Петранева «Экономика сельского хозяйства и менеджмент»
г) Журналы «АПК: экономика, управление»
2. Мультимедиосистема для демонстрации слайдов:
а ) классификация инвестиций по формам собственности;
б) классификация инвестиций по объектам вложения, сферам
в) собственные источники и формы финансирования
г) внешние источники и формы финансирования и др.
3. Творческие задания.
4. Инструкционные карты для выполнения практической работы.
5. Тестовые задания.
6 . Принцип доступности. Этот принцип предполагает изучение материала с учетом уровня теоретической подготовки студентов. Этот принцип полно реализуется при изучении темы «Инновационная и инвестиционная деятельность организации». Поскольку при изучении этой темы используется много наглядности, то студентам легче усвоить материал. При опросе студентов, беседе, студентам задаются вопросы с разным уровнем сложности: слабым студентам более простые вопросы, сильным – вопросы посложнее.
7. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Этот принцип формирует у студентов научное мировоззрение, вырабатывает сознание поведение. На уроках по теме «Инновационная и инвестиционная деятельность организации» воспитывает экономическое мышление, убежденность в необходимости получаемых знаний, важности знаний от инновации и инвестиции производства, вырабатывается профессиональный подход к вопросам определения экономической эффективности инноваций, выбора их оптимального варианта. Это очень важные качества для грамотности, умения правильно рассчитывать зависит хозяйственная деятельность. Развиваются и мыслительные способности. На всех уроках студенты постоянно думают над заданными им вопросами в процессе семинара, на практическом занятии кроме этого на уроках часто применяются проблемные ситуации, которые также заставляют студентов думать, анализировать, сравнивать.
8. Принцип интегрального подхода. Он означает одновременное использование разных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных проблем. При изучении темы «Инновационная и инвестиционная деятельность организации» использование этого принципа необходимо, так как в данном случае упор делается на дисциплину «Основы экономики».
При изучении темы «Экономические основы бизнеса» рассматриваются вопросы: «Накопления капитала: источники и структура», «Повышение эффективности накопления в условиях научно-технической революции». При изучении темы «Экономический рост национального хозяйства» рассматривается вопрос «Экстенсивный и интенсивный тип расширенного воспроизводства». По дисциплине «Экономика отрасли» при изучении темы «Инновационная и инвестиционная деятельность организации» эти вопросы рассматриваются значительно глубже и подробнее: изучается классификация инвестиций по формам собственности, по объектам вложения, рассматриваются задачи по определению эффективности мероприятий в сельском хозяйстве.
9. Принцип целенаправленности. Этот принцип означает четкую, целенаправленную учебно-воспитательную работу. В результате изучения темы «Инновационная и инвестиционная деятельность организации» студенты должны знать: сущность инновационной и инвестиционной деятельности организации, источники финансирования капитальных вложений. А также студенты должны уметь: рассчитывать показатели экономической эффективности капитальных вложений.
10. Принцип прочности. Означает сознательное усвоение теоретических знаний и формирования практических навыков на основе активной и самостоятельной деятельности, повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Этот принцип реализуется на всех занятиях: на уроке-семинаре и уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков.
Формируемые ключевые компетенции.
Одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования, является профессиональная компетентность специалиста.
Термин «компетентность» означает достаточность определенных знаний, позволяющих судить о чем-либо. Это понятие близко таким понятием, как «грамотность», «осведомленность», «информированность». Оно относится к сфере деятельности личности и применению к различным категориям работников.
Компетентность различаются в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности.
Наряду с понятием «компетентность» сегодня особую актуальность приобрело понятие «компетенция». Так, известный психолог А.Н. Леонтьев отмечая, что реальное основание личности человека заключается не в глубине приобретенных знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связано понятие «компетенция».
В словаре иностранных слов «компетенция» толкуется как круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен. Словарь символов русского языка слово «компетенция» ставит в один ряд с «полномочиями», «властью», «правом». Обладать компетенцией означает уметь, быть способным мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.
Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение выполнять работу соответственно профессиональному стандарту. При этом образовательный стандарт будет определять «компетентность» специалиста. Таким образом, можно сказать, что компетенция – это компетентность в действии.
Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности, по мере накопления жизненного и профессионального опыта. Она представляется человеку в зависимости от его социального и профессионального статуса, уровня образованности, стажа работы и др.
Профессиональная компетенция специалиста среднего звена специальности «Механизация сельского хозяйства» включает много составляющих. Все компетенции специалиста среднего звена образуют единый конструкт – ключевые компетенции. Эти ключевые компетенции характеризуют сферу деятельности будущего специалиста.
Социальная компетенция – это способность и готовность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и решениям, увязывание личных интересов с потребностями предприятия к общества. Это умение анализировать ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознано принимать решения. При рассмотрении темы «Инновационная и инвестиционная деятельность организаций» социальная компетенция реализуется в подготовке к семинарскому занятию; изготовлению слайдов для мультимедиа оборудование; продуктивном взаимодействии с членами группы по решению проблемных ситуаций и проблемных вопросов; работают в малых группах по решению поставленных задач. Кроме того, правовая компетенция реализуется посредством выполнения и соблюдения требований на уроке.
Когнитивная (познавательная) компетенция — способность и готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Познавательная компетенция полно реализуется при подготовке к семинару по теме «Инновационная и инвестиционная деятельность организации», так как студенты самостоятельно изучают основную и дополнительную литературу, готовят рефераты и доклады; делают слайды, диаграммы для своего выступления на семинарском занятии. На уроке закрепление знаний и выработки умений и навыков студентам представляется возможность реализовать полученные знания и приобрести новые знания и умения.
Правовая компетенция — способность и готовность соблюдать нормы общественного поведения, инструкции, правила в рамках действующих трудовых соглашений, умение осознано заключать трудовые контракты. Правовая компетенция реализуется при изучении темы «Инновационная и инвестиционная деятельность организаций» через лизинговые отклонения. Лизинг – это особый вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передача его на основе договора лизинга. На уроке-семинаре студенты знакомятся с содержанием договора и условиями на поставку техники, а также правами и обязанностями сторон. На уроке закрепления знаний и выработке умений и навыков знакомятся с инструкционной картой и выполняют задание в соответствии с выданным заданием.
Коммуникативная компетенция – способность и готовность к владению технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе компьютерным программированием, интернетом, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами по работе, незнакомыми людьми, работодателями, а также умение обосновывать собственные высказывания и правильно воспринимать критику коллег. Коммуникативная компетенция широко применяется и на уроке-семинаре, и на уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков. На уроке-семинаре студенты обосновывают свои высказывания, выслушивают мнения своих товарищей, работают малой группой над творческими заданиями, находят информацию к семинарскому занятию и составляют слайды для демонстрации на уроке. На уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков студенты работают группами над выполнением задания: рассчитывают показатели, определяют экономическую эффективность внедрения новой технологии, отвечают на конкретные вопросы. На уроке происходит тесное взаимодействие и сотрудничество.
Социально-информационная компетенция – способность и готовность к применению информационных технологий в своей работе, умение самостоятельно подбирать необходимую для профессиональной деятельности информацию и применять ее на практике.
Социально-информационная компетенция используется для проведения урока-семинара. Студентам дается план семинара, поэтому при подготовке к семинару студенты изучают необходимую литературу и отбирают нужную информацию для раскрытия того или иного вопроса.
Социальная (профессиональная) компетенция – способность и готовность самостоятельно выполнять профессиональную деятельность и оценивать результаты собственного труда. Специальная (профессиональная) компетенция реализуется на всех уроках. На уроке-семинаре студенты работают по плану семинара, отвечают на поставленные вопросы, разбирают проблемные ситуации, демонстрируют слайды.
На уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков студенты самостоятельно работают с инструкционной картой, выполняют расчеты по методическим указаниям, отвечают на контрольные вопросы.
Все это свидетельствует о том, что студенты способны и готовы самостоятельно выполнять профессиональную деятельность и оценивать результаты собственного труда.
Министерство образования и науки РТ
ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 27
По дисциплине: «Экономика отрасли»
Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
Тема: «Инновационная и инвестиционная деятельность организации»
Цели: а) образовательные – углубление и систематизация знаний по теме «Инновационная и инвестиционная деятельность организации»;
— закрепление умений и навыков разработки компьютерной презентации;
— формирование навыков представления материала в сопровождении компьютерной презентации;
— формирование навыков использования современного оборудования.
б) развивающие – развитие навыков участия в дискуссии;
— формирование навыков оценки компьютерной презентации;
— развитие навыков активного слушания;
— развитие умения сравнивать;
— развитие экономического мышления;
— формирование навыков проблемного видения, аналитических способностей, прогностических умений, развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализ и обобщение опыта.
в) воспитательная – воспитание умения корректно задавать вопросы и вести дискуссию.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок-семинар.
Средства обучения: мультимедийный компьютер, экран, проектор.
Межпредметные связи: «Основы экономики»: тема: «Экономические основы бизнеса», тема: «Экономический рост национального хозяйства»;
Проверка готовности класса и группы к уроку.
Проверка наличия студентов.
Психологический настрой группы.
Проверка знаний студентов:
Что понимается под капитальными вложениями?
Дайте понятие «инвестиции», их назначение.
Понятие лизинга и его роль в сельском хозяйстве.
Дайте понятие научно-технического прогресса в АПК, его направления.
Дайте понятие «инновации».
Подведение итогов проверки: Отмечается правильные и полные ответы, подчеркивается важность добытых знаний.
Сообщение темы урока, постановка умений и задач урока:
Тема урока и план семинара проецируется на экран. Ставятся цели и задачи урока.
Изложение нового материала: план семинара
Экономическая сущность инвестиций.
Инновации: сущность, признаки, классификация.
Измерение и оценка рисков и эффективности инноваций.
Факторы научно-технического прогресса в аграрном производстве.
Показатели эффективности капитальных вложений.
Работа творческими группами по выполнению заданий.
Методы изложения нового материала:
С первого вопроса по пятый вопрос – рассказ, компьютерная презентация, диспут, беседа;
Шестой вопрос – самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
Подведение итогов проведенного урока: Анализируются ответы студентов, активность студентов. Выставляются оценки с анализом ответов.
Задания для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:
Повторить тему «Инновационная и инвестиционная деятельность организации».
С.С. Ильин, Н.Л. Маренков «Основы экономики». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014 г.
В.В. Кузнецов «Экономика сельского хозяйства», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 г.
Г.А. Петранева «Экономика сельского хозяйства и менеджмент», Москва, АСЕДЕМА, 2015.
Журналы «АПК: Экономика, управление»
Конспект семинарского занятия по теме
«Инновационная и инвестиционная деятельность организаций»
Урок начинается с приветствия студентов. Затем проводится оргмомент: отмечаю отсутствующих студентов и проверяю готовность группы и класса к занятию 9осмотр внешнего вида)
Семинарское занятие начинается со вступительного слова преподавателя. Преподаватель сообщает студентам план семинара и целевую установку урока, обращает внимание на возможные особенности обсуждения ответов.
Перед началом обсуждения плана семинарского занятия проводится актуализация опорных знаний студентов методом фронтального опроса по вопросам:
Что понимается под капитальными вложениями?
Дайте понятие «инвестиции», их назначение.
Понятие лизинга и его роль в сельском хозяйстве.
Дайте понятие научно-технического прогресса в АПК, его направления.
Дайте понятие «инноваций».
После обсуждения этих вопросов сообщается тема урока, план семинара проецируется на экран, ставятся цели и задачи урока. Подчеркивается важность изучаемой темы, ее роль в современных условиях.
Все вопросы семинара рассматриваются методом свободного высказывания студентов, с организацией дискуссии по отдельным вопросам. По первому вопросу студент рассказывает о назначении, видах и классификации инвестиций. С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и технологическое перевооружение основного капитала, а также на вызванные этим изменение размеров и состава оборотного капитала.
Иногда инвестиции характеризуются как «капитальные вложения». Этот термин традиционно был характерен для определения непосредственно воспроизводственной направленности вложений в экономику.
Экономическая сущность инвестиций может быть более глубоко раскрыта при группировке многочисленных видов инвестиций по различным классификационным признакам. В условиях рыночной экономики весьма важное значение имеет классификация всех инвестиций по формам собственности, в рамках которых они осуществляются, и конечным целям самого процесса инвестиции (приложение 1),классификация инвестиций по объектам вложения, сферам рынка (приложение 2), приводится схема собственных источников формирования (приложение 3) и внешних источников формирования (приложение 4). Все схемы иллюстрируются на экран с помощью слайдов. Далее демонстрируются слайды по классификации инвестиций по признакам:
— объект инвестирования (приложение 5);
— фразы инвестиционного цикла (приложение 6);
— область инвестирования (приложение 7);
— форма собственности инвестиций (приложение 8);
— территориальный характер инвестиций (приложение 9);
— источники финансирования (приложение 10).
После выступления студентам задаются вопросы:
Для чего необходимы инвестиции в сельском хозяйстве?
Для чего инвестиции являются основой на макроуровне? (приложение 11)
Для чего инвестиции являются основой на микроуровне? (приложение 12).
Обсудив эти вопросы, преподаватель переходит к вопросу «Инновации: сущность, признаки, классификация». По этому вопросу студент должен рассказать о сущности инноваций с иллюстрацией слайдов:
— признаки инновации (приложение 13);
— классификация инноваций по степени новизны (приложение 14);
— классификация инноваций по характеру применения (приложение 15).
После выступления студента организуется дискуссия по вопросам:
Какие инновации внедряются в отрасли растениеводства?
Какие инновации внедряются в отрасли животноводства?
Какие инновации внедряются чаще в сельском хозяйстве: улучшающие или псевдоинновации и почему?
После обсуждения выше перечисленных вопросов переходим к обсуждению вопроса «изменение и оценка рисков и эффектов инновации». Студент рассказывает о системе показателей эффективности инноваций:
— стоимости проекта с учетом источников его финансирования;
— чистой текущей стоимости;
— уровня рентабельности капитала;
— внутренней нормы рентабельности;
— срока окупаемости капиталовложений.
Показатели демонстрируются на экран с помощью мультимедийного оборудования (приложение 16).
Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, что удается ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному заказу распределения вероятностей и поэтому быть управляемым.
Любой риск может быть количественно охарактеризован вероятностью наступления нежелательного исхода. Цена риска может быть выражена следующей формулой:
Где П – планируемая прибыль без учета риска;
П х – вероятная прибыль с учетом данного вида риска.
На экране проецируется классификация рисков в инновационной деятельности (приложение 17), где подробно рассказывается о возможных причинах риска и последствий риска. Далее приводится классификация эффектов инновационной деятельности по видам и формам проявлений (приложение 18) и дается подробная характеристика. Эффекты от внедрения инноваций бывают: технические, экономические, прочие. Например, технические эффекты могут быть достигнуты такими характеристиками как надежность, прочность, быстродействие, срок годности и т.д. технические эффекты бывают прямыми и косвенными. К прямым эффектам относятся: повышение точности исчисления затрат по местам их возникновения, сокращение времени документооборота и т.д.
К косвенным техническим характеристикам относят обучение новым технологиям в области освоения новых продуктов, услуг, методов и способов. Возможны патентование отдельных ноу-хау и фиксация приоритетов, а также выявление слабых мест в технике, технологии и организации предприятия. Подобным образом раскрывается содержание экономических эффектов и прочих эффектов. После выступления студента организуется беседа по вопросам:
Чем рискует предприятие при внедрение в производство новых семян сельскохозяйственных культур?
Чем рискует предприятие при внедрении в производство и выход на рынок с относительно новыми для региона сельскохозяйственными культурами? (лен, соя).
Какие показатели характеризуют эффективность внедрения ресурсосберегающих и малозатратных технологий?
После обсуждения этих вопросов преподаватель переходит к обсуждению вопроса «Факторы научно-технического прогресса в аграрном производства с беседы по вопросам:
Что означает научно-технический прогресс и в каких направлениях он осуществляется в сельском хозяйстве?
Какие изменения принес НТП в растениеводство?
Какие изменения принес НТП в животноводство?
Какие изменения произошли в технологии производства?
Затем для обобщения материала выступает студент и с помощью слайда рассказывает о факторах НТП в сельском хозяйстве и их направлениях в сельском хозяйстве (приложение 19).
Преподаватель отмечает, что прежде чем внедрить что-либо новое в производство сначала проверяется на практике опытным путем. И оценку инвестиционных проектов, сравнение вариантов проектов и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием следующих показателей:
Срок окупаемости инвестиций;
Других показателей, отражающих интересы участников или специфику проекта.
Различают общую (абсолютную) и сравнительную экономическую эффективность капитальных вложений о показателях эффективности рассказывает студент. Он отмечает, что для общей эффективности капитальных вложений в качестве эффекта могут быть использованы:
Прирост чистого дохода ( ∆ЧД);
Прирост прибыли (∆П р );
Экономия в затратах (Э з ) и другие.
Рассчитываются коэффициенты общей экономической эффективности (Э об ), например для прироста прибыли Э об = и срок Т(лет)
Т = .
Рассчитывается срок возврата капитальных вложений (лет):
Т воз =
где ∆П р – объем прибыли нарастающим итогом за период Т(лет).
Для выбора лучшего варианта капитальных вложений из нескольких используются показатели приведенных затрат:
К i + СТ н (за нормативный срок)
где C i – производственные затраты (себестоимость) по вариантам;
Е н – нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений (0,12)
К i – капитальные вложения по вариантам;
Т н – нормативный срок окупаемости капитальных вложений (величина, обратная Е н ).
Формулы проецируются на экран с помощью мультимедиа оборудования (приложение 20). Обсудив все теоретические вопросы семинарского занятия, преподаватель предлагает применить получены знания на практике. Для этого организуется работа малыми группами. Группа разбивается на подгруппы по 4 человека. На какую подгруппу выдается творческое задание. В творческом задании необходимо рассчитать показатели эффективности, сравнить их с первоначальным вариантом и сделать вывод (приложение 21,22,23,24).
После выполнения творческого задания студентами преподаватель проводит опрос по результатам расчетов и отмечает правильность выполнения расчетов.
Рассмотрев все вопросы семинарского занятия, преподаватель анализирует работу студентов, их ответы, выставляет оценки, выдает домашнее задание.
Планируемые результаты обучения, критерии оценки результатов.
В результате проведенного урока-семинара студенты должны закрепить, углубить знания по теме «инновационная и инвестиционная деятельность организаций». Студенты должны уяснить такие понятия как «инновация», «инвестиции», «капитальные вложения», «лизинг», «оценка рисков», «Эффективность инноваций». Данные хорошо и четко себе представлять:
Сущность, назначение, виды и классификация инвестиций;
Сущность, признаки, классификация инноваций;
Измерение и оценка рисков и эффективности инновации;
Факторы научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве.
Показатели эффективности капитальных вложений.
А также студенты должны научиться рассчитать показатели эффективности капитальных вложений в сельскохозяйственное производство: в механизацию свинофермы, в новую технологию возделывания зерновых. На уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков студенты должны научиться определять эффективность возделывания картофеля с применением удобрений и без применения удобрений. Для того, чтобы определить эффективно ли применение удобрений они должны рассчитать такие показатели, как прирост урожайности картофеля, стоимость дополнительного урожая, прирост продукции в стоимости дополнительного урожая, прирост продукции в стоимости выражения на 1 рубль дополнительных затрат, снижение себестоимости 1 ц в рублях и в процентах, затрат труда на 1 ц человеко-часов, рост производительности труда, уровень рентабельности. Сравнивая показатели опытного (с применением удобрений) варианта с контрольным (без применения удобрений) студенты должны определить, выгодно ли вносить удобрения под картофель и обосновать свое решение.
В связи с разным уровнем усвоения учебного материала основой для выделения критериев эффективности результатов обучения является:
— глубина знаний, характеризующаяся числом осознающих существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящиеся;
— полнота знаний, определяемая количеством всех знаний об изучаемом объекте;
— действительность знаний, предусматривающая готовность и умение студентов применять их в сходных ситуациях;
— оперативность знаний, предусматривающая готовность студентов применять их в вариативных ситуациях;
— гибкость знаний, выраженная в умении быстро находить способы их применения при измененной ситуации;
— конкретность знаний, проявляющихся в способности обучаемого на основе конкретного знания делать обобщения;
— системность знаний, которая определяется как совокупность знаний в создании обучающихся и структура которой соответствует структуре научного знания;
— осознанность знаний, выражающихся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умения их доказывать.
В качестве критериев выступают также объем усвоенных знаний, скорость, прочность, точность усвоения учебного материала.
Можно выделить основные функции пользования критериями: проверка реализации поставленной цели; оценка степени реализации поставленной цели; коррекция изучаемого реального педагогического явления на основании сравнения его с «идеальной» моделью и явления возникших отклонений. Построение критериев контроля на основании выделенных функций позволяет преподавателю не только оценивать результат, но и оказывать целенаправленное педагогическое воздействие на процесс обучения.
Контроль реализует принцип прочности, глубины и осознанности знаний. Прочность знаний выражается в умении студентов оперировать в учебной деятельности теми знаниями, которые получены. Осознанность знаний выражается в понимании студентами причинно-следственных связей и умений применять их в практической деятельности. Глубину знаний определяет количество прочно усвоенных понятий, правил.
Результат оценивания знаний выражается в двух формах: оценке и отметке. Оценка как отношение педагога к действительности студента в соответствии с принятыми требованиями и нормами действия педагогического процесса выражается в его суждениях. Отметка – это количественный показатель оценки.
Принятая в нашей стране система отметок включает в себя перечисленные типы оценок и безотносительно к конкретному предмету сводится к следующему:
«5» — студент обнаруживает усвоение всего объема программного материала, выделяет главные положения в изученном материале, не затрудняется в ответах на поставленные вопросы, свободно применяет полученные знания на практике, не допускает ошибок в воспроизведении изученного.
«4» — студент знает весь изученный материал, отвечает на вопросы без затруднений, в ответах не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов педагога.
«3» — студент знает основной материал, но испытывает трудности в его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных вопросов педагога, отвечает на вопросы воспроизводящего характера, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы, допускает ошибки в письменных работах.
«2» — у студента большая часть материала не усвоена, хотя имеются отдельные представления об изучаемом материале, в ответах допускаются грубые ошибки.
«1» — полное незнание студентом учебного материала.
Оценка ответов студентов производится с помощью вышеперечисленных требований и критериев.
Способы оценивания планируемых результатов обучения.
Эффективность контрольной деятельности педагога по оценке полученных студентом результатов обучения складывается из двух существенных моментов.
Первый момент касается устранения ошибок оценивания.
Второй момент – следование определенным организационным требованиям. Контроль должен быть регулярным, всесторонним, объективным, дифференцированным, сочетаться с самоконтролем и самооценкой студентов.
Важное требование – реализация в процессе контроля стимулирующей функции, которая находит свое практическое воплощение в принципе открытых перспектив: создание на учебном занятии ситуации успеха; использование поощрения как оценочной доминанты; предъявление разумного требования к студенту, а также применения таких видов контроля, как устный и письменный, которые отражают уровень усвоения и характер получения студентами учебной информации.
На уроке интерактивная лекция- презентация и уроке закрепления знаний и выработке умений и навыков используется устный опрос. Устный опрос проходит в вопросно-ответной форме. Студент дает ответ, стоя у доски, может отвечать с места перед студенческой аудиторией или в личной беседе с преподавателем. Организация такого опроса предполагает фиксацию внимания преподавателя на двух аспектах – на технике постановка вопроса и определение критериев качества ответа. Постановка вопроса зависит от формы опроса (индивидуальный, групповой или фронтальный); типологии вопросов, которые лягут в основу опроса; от правильности формулировки вопроса. Вопрос считается сформулированным правильно при следующих условиях:
— вопрос начинается с вопросительного слова «Кто?», «Что?», «Кому?», «Где ?», «Почему?», «Зачем?», «Когда?»;
— терминология, использованная в вопросе, должна быть понятна отвечающему;
— вопрос не может быть двусмысленным, он должен содержать одну мысль и требовать одного ответа;
— вопрос должен звучать без внушающего воздействия: «Скажите пожалуйста…Как вы понимаете…»
Критериями устного ответа становятся следующие его качества.
Правильность ответа по содержанию предполагает учет качества ошибок при ответе и их характер.
Полнота и глубина ответа определяются количеством усвоенных фактов, понятий, правил.
Логика изложения ответа базируется на умении строить последовательный, грамотный рассказ с использованием специальной терминологии.
Рациональность использования приемов решения поставленной учебной задачи.
Рациональность использования отведенного для ответа времени, но с учетом индивидуальных особенностей каждого отвечающего. Устный опрос осуществляется индивидуальным и фронтальным или групповым методом. На уроке закрепление знаний и выработки умений и навыков, кроме устного опроса применяется письменный опрос в форме тестовых и творческих заданий.
В тестовом задании необходимо указать правильный ответ из нескольких вариантов или наоборот указать неправильный ответ, проанализировать утверждение и обосновать ответ.
В творческом задании необходимо рассчитать показатели использования тракторов и автомобилей, а также обеспеченность и вооруженность предприятий энергетическими мощностями и потребляемой электрической энергией. Во всех заданиях кроме расчетов необходимо сделать выводы об эффективном использовании ресурсов или их динамике.
Указанные методы опроса позволяют активизировать всю группу и способствуют повышению качества знаний.
Обучение является таким процессом, в котором таким образом связаны деятельность преподавателя и студента. Эффективность этого процесса в огромной степени зависит от мастерства педагога, от его умения направить аудиторию на творческий поиск, умственную активность. Известно, что знания студентов оказываются более сознательными и прочными, если они приобретаются в активной познавательной деятельности. Поэтому тему «Инновационная и инвестиционная деятельность организации» изучается с использованием интерактивных методов обучения. Изучаемая тема очень актуальна и злободневна. Последнее десятилетие ХХ столетия для АПК России характеризовались глубоким спадом производства и развитием ряда негативных социально-экономических процессов. Остановить эту негативную тенденцию и осуществить переход от кризисного состояния АПК к этапу его последовательного развития возможно только на основе широкого использования инновационной и инвестиционной деятельности организаций. Тему «Инновационная и инвестиционная деятельность организации» изучается с использованием интерактивных методов обучения: урока-семинара и урока закрепления знаний и выработки умений и навыков. На данных уроках студенты получают необходимую для современных условий подготовку, высокую ее практическую направленность. У студентов активизируются знания и умения, полученные на уроках «Основы экономики» и других общепрофессиональных дисциплин. Кроме того, благодаря разработанным творческим заданиям, носящим межпредметный характер, у студентов складывается комплекс знаний и навыков, что в значительной степени расширяет их кругозор и научное мышление. В педагогических исследованиях равно установлено положительное влияние активных методов обучения всестороннее развитие студентов, выработку у них полезных навыков и качеств.
Семинарские занятия и уроки закрепления знаний и выработки умений и навыков обогащают знания студентов новыми умозаключениями, к которым они возвратятся уже после занятия в разных жизненных ситуациях. Подобная методика обеспечивает активизацию деятельности студентов, формирование у них приемов самостоятельной работы, способствует систематизации изучаемого материала и более глубокому его усвоения.
Список используемой литературы
А.В. Воронцов «Современное оборудование: от знаниевого к компетентностному подходу», Самара, 2015 г.
Гутников А., Пронькин В., Элиосберг Н., «Живое право», том 1. Санкт-Петербург, 2013 г.
Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан «Основы общей и профессиональной педагогики», Москва ГАРДАРИКИ, 2013 г.
С.С. Ильин, Н.А. Маренков «Основы экономики», Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 г.
В.В. Кузнецов «Экономика сельского хозяйства», Ростов-на –Дону, «Феникс», 2013 г.
Н.А. Морева «Технологии профессионального образования», Москва АСАДЕМА, 2013 г.
Г.А. Петранева «Экономика сельского хозяйства и менеджмент», Москва, АСАДЕМА, 2012 г.
Журналы «Среднее профессиональное образование» №6, 10 2008 г., № 7, 2012 г.
Источник