Обществознание. 8 класс
Тема: Экономика в повседневной жизни
План объясняющего модуля:
— 1. Покупательная способность
— 2. Инфляция
— 3. Номинальные и реальные доходы
— 4. Сбережения граждан
Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги и снижение покупательной способности денег, их обесценивание.
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определенный период на свои номинальные доходы.
Сбережения – та часть дохода, которая не идет на потребление.
Процент – это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заёмных средств в течение определенного времени.
Экономическое благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Инфляция сильно бьёт по карману простого гражданина, обесценивает его личные сбережения, уменьшает возможности удовлетворения потребностей. Большой урон наносит инфляция и государственному бюджету. Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Сегодня правительства почти всех стран упорно борются с инфляцией и стремятся поддерживать рост реальных доходов населения, оказывающих влияние на многие важные экономические процессы страны.
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
Источник
Презентация по обществознанию на тему «Экономика» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель обществознания и истории ГБОУ СОШ № 340 Балавенская Екатерина Владимировна
Экономика – это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления
Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности. Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве. Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт. Потребление – заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется или уничтожается.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования – продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
Труд физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг Природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т.е. все, что используется в натуральном виде (земля, воздух, леса, полезные ископаемые) Земля
Созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход Предпринимательская деятельность Управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства
Знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности
В первую очередь, потому что она тесно связана с теми проблемами, которые появляются у каждого из нас. Каждый день нас волнует множество вопросов: квартирная плата, не подорожал ли хлеб, проценты в кредитовании, домашние ремонты. И много других проблем. Мы живем с вами в стране, а это значит, что у нее есть своя политическая и экономическая деятельность. Экономическая деятельность страны имеет влияние на каждого из нас – это наши зарплаты, цены на рынке, цены на энергоресурсы. Сегодня нас интересуют вопросы о том, повысится ли пенсионный возраст, будут ли выведены из тени зарплаты, станет ли в нашей стране больше рабочих мест? Экономика внедряется и в проблемы глобального характера. Они заключаются в том, что есть страны, в которых рост населения несет угрозу ее благополучному существованию, хватит ли продукции для того, чтобы был накормлен народ. Этот список можно еще продолжать долго. Очень много остается открытых вопросов, которые нужно еще изучать и анализировать. Поэтому, сколько еще будет существовать человечество, столько экономика будет ведущей наукой, которая используется теоретически и на практике. С каждым днем одни вопросы решаются, а другие появляются вновь. Человечество стремиться к лучшей жизни, а значит, нужно искать методы достижения этой цели, что не возможно без экономики.
Экономика это: Общественные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью людей. Хозяйство того или иного района, страны, группы стран или всего мира. Научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни общества. Вся та деятельность людей, которая связана с обеспечением материальных условий их жизни.
Источник
Презентация по обществознанию «Сбережения и инвестиции»
Описание разработки
Нам уже известно, что часть ВВП представляет собой товары и услуги в которые инвестируется часть доходов, полученных фирмами и домашними хозяйствами. Теперь мы имеем возможность внести существенное уточнение – источником инвестиций служат не доходы вообще, а сберегаемая часть дохода.
Самое общее определение указанных понятий можно выполнить следующим образом:
Сбережения – денежные средства, оставшиеся после уплаты всех налогов и расходов на товары и услуги.
Инвестирование – увеличение объема функционирующего капитала за счет накопленных средств от прибыли и других доходов.
Содержимое разработки
Сбережения – денежные средства, оставшиеся после уплаты всех налогов и расходов на товары и услуги.
Инвестирование – увеличение объема функционирующего капитала за счет накопленных средств от прибыли и других доходов.
1 . Крупные фирмы получив прибыль делят её на 2 части. Одну её часть они выплачивают владельцам акций и облигаций в виде процентов и дивидендов, другая часть прибыли представляет собой нераспределённую прибыль. Нераспределенная прибыль по существу, является сбережением фирм, которые вкладываются в расширение их предприятий.
2.Значительная часть национального дохода любой страны представлена доходами мелких предпринимателей. Последние, получив доход от продажи выпускаемых ими товаров и услуг, одну часть этого дохода тратят на личное потребление, а другую им необходимо инвестировать в свое предприятие.
3.Большая часть национального дохода принимает различные формы доходов домашних хозяйств, но они так же не все свои доходы тратя на потребление, остальные сбережения они вкладывают в ценные бумаги, делают сберегательные вклады и т.д. В результате промышленные и торговые фирмы, банки и страховые компании привлекают сбережения домашних хозяйств, что и позволяет им инвестировать эти сбережения в производство товаров, в торговлю, транспорт и т.д.
Автономные инвестиции –Большинство фирм в новую технологию с целью расширить рынки сбыта, укрепить конкурентоспособность, осуществляет замену устаревшего оборудования; потребность в новых инвестициях обусловлена и ростом населения. Поэтому инвестиции в определенной степени не зависят от того, какую прибыль получили фирмы, каков доход мелких предпринимателей. В масштабе всей экономике мы вправе предполагать, что совокупные инвестиции в целом в какой то части не зависят от того, каков размер национального дохода.
Индуцированные инвестиции находятся в функциональной зависимости от величины дохода.
Появление автономных инвестиций повлияло на положение равновесия в экономике. Теперь совокупный спрос на товары и услуги будет ровняться сумме личных потребительских расходов населения и автономных инвестиций.
Обратим внимание на то, что совокупный спрос может быть представлен не только как сумма потребительских расходов и инвестиций но и как :
- Сумма автономного потребления и автономных инвестиции.
- сумма индуцированного потребления.
Объединив автономные инвестиции и автономное потреблене в единый показатель, мы введём в наше рассмотрение важное понятие – автономные затраты.
Общее свойство автономного потребления и автономных инвестиций, которое и даёт нам основание сложить их в единый показатель, состоит в том, что они не зависят от размера производимого национального дохода.
Равновесие в экономике предполагает существование важного равенства- равенства автономных затрат и так называемых индуцированных сбережений.
Отношения прироста сбережения к приросту дохода представляет собой предельную склонность к сбережениям. Индуцированные сбережения равны произведению национального дохода и предельной склонности к сбережениям.
Значительная часть ВВП представляет собой товары и услуги, оплачиваемые государством. Куда относить государственные закупки товаров и услуг: к индуцированным или автономным затратам? На этот вопрос, вероятно, нет однозначного ответа. Чем богаче страна, чем больше создаваемый в ей национальный доход, тем больше средств может позволить себе тратить государство на нужды обороны, и на охрану окружающей среды, и на финансирование образования, и на многие другие цели. Казалось бы, государственные расходы следует относить к категории индивидуальных затрат. Но решения, которые принимает правительство или Дума относительно суммы расходов государственного бюджета, непосредственно не связывают с размером национального дохода. Следовательно, имеются основания государственные ассигнования на закупку товаров и услуг отнести к категории автономных затрат.
Можно сделать вывод что размер автономных затрат в частном и государственном секторах будет равен сумме автономного потребления, автономных инвестиций и государственных покупок товаров и услуг.
Теперь в условиях равновесного состояния экономики величина национального дохода должна ровняться сумме автономных затрат и индуцированного потребления.
Увеличение общей суммы автономных затрат вследствие введения государственных расходов повысит равновесный уровень национального дохода.
Источник
Урок по обществознанию в 8 классе на тему «Экономика и её составляющие»
Урок № 25 по обществознанию в 8 классе.
Тема урока: Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера общества».
Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Экономическая сфера общества»
закрепить знание основных понятий;
формирование навыков решения несложных проблем экономического характера
развитие памяти, внимания, творческого мышления, умения применять знания в нестандартной ситуации.
1. Мотивационный момент: Здравствуйте ребята, сегодня наш урок мы начнём с ребуса. Перед вами столь необходимые и привычные школьные принадлежности:
Т етрадь + Р учка + У казка + Д оска = ТРУД
Первые буквы этих слов образуют понятие, которое показывает:
— существенное отличие человека от животных
— является основополагающей причиной его развития
— помогает ему достичь материального благополучия
— это понятие является одним из ключевых в изучаемой нами сфере общества
Назовите это слово? (Труд).
— Назовите 4 сферы общества? (Экономическая, политическая, социальная и духовная).
— С какой сферой общества мы уже познакомились? ( С экономической).
2. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а экономистами. И будем решать различные экономические задачи, тестовые задания 3 уровней, составлять синквейны, писать эссе.
3. Обобщающее повторение:
Учащиеся называют пословицы и поговорки на тему «Труд. Работа». Побеждает тот, кто назовёт последнюю пословицу. (Подбор пословиц был домашним заданием.)
2. Экономическая перестрелка – составление синквейнов (алгоритм синквейна на доске):
Учитель называет определение, учащиеся — соответствующее понятие и наоборот: учитель — понятие, учащиеся дают ему определение.
1) Экономика — домашнее хозяйство, хозяйство предприятия, хозяйство города, хозяйство целого государства
2) Нужда человека в чем-либо — потребности.
3) Производство — выпуск продукции, процесс создания товаров и услуг.
4) Финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и предоставляет кредиты — банк .
5) Предприниматель — человек, который организует новое дело по производству товаров и услуг с целью получения прибыли.
6) Средство измерения величины стоимости товара, обмена, осуществления платежей, расчетов — деньги.
7) Купля-продажа товаров и услуг – обмен.
8) Бизнес — любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг с целью получения прибыли.
9) Соглашение между работодателем и работником, согласно которому работник обязан выполнить свои трудовые функции, а работодатель оплачивать его труд — трудовой договор.
10) Семейный бюджет — это доходы и расходы семьи за определенный период времени.
Регулярная денежная выплата гражданам со стороны государства — пенсия.
11) Заработная плата — вознаграждение за труд, выплачиваемое наемному работнику.
— Три главных вопроса экономики: — Что производить? Как производить? Для кого производить?
Большинство людей в обществе одновременно выступают в роли производителей и потребителей.
Подумайте и приведите примеры конкретных ситуаций, в которых человек является производителем и потребителем.
Рынок — система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг.
По объявлениям из газет и журналов (тянут их по очереди) учащиеся должны определить: где предлагаются потребителям товары, а где — услуги.
Деньги выполняют различные функции:
1) мера стоимости;
2) средства обращения;
3) средства платежа;
4) средства накопления;
5) мировые деньги
(на импровизированных денежных купюрах описаны различные ситуации, нужно определить — к какой функции денег данная ситуация относится).
— купил хлеб, масло, сыр (средство обращения)
— килограмм апельсинов стоит 50 рублей (мера стоимости)
— телевизор стоит 25500 рублей (мера стоимости)
— килограмм помидоров на рынке у одного продавца стоит 30 рублей, у другого – 35 (мера стоимости)
— Россия заключила внешнеторговую сделку с немецкой фирмой (мировые деньги)
— заплатил транспортный налог (средства платежа)
— положил 10 000 рублей в банк (средства накопления)
— откладываю 1000 рублей с каждой зарплаты на покупку домашнего кинотеатра (средства накопления)
— заплатил за ремонт холодильника (средства платежа)
— стоимость билета на автобус до Брянска — 350 рублей (мера стоимости)
6. Решение тестовых заданий 2 уровней – А и В:
А 1. Что означает слово «экономика» в переводе с греческого:
искусство ведения домашнего хозяйства;
управление сельским хозяйством;
А 2. Что такое банк?
финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и предоставляет кредиты;
денежные средства, размещенные для хранения доходов;
система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг;
купля-продажа товаров и услуг.
А 3. Под налогом понимается:
денежные средства, размещенные для хранения доходов;
установленный обязательный платеж с полученных доходов;
система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг;
купля-продажа товаров и услуг.
А 4. Какой из данных примеров не относится к предпринимательской деятельности?
закупка овощей для семьи;
продажа бытовой техники;
гарантированный ремонт телевизоров;
доставка пиццы на дом.
А 5. Что такое рынок?
место продажи товаров;
место производства товаров;
место хранения денежных средств;
система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров.
А 6. Что такое семейный бюджет?
доходы и расходы семьи за определенный период времени;
все доходы семьи;
все расходы семьи;
А 7. С какого возраста дети имеют право заниматься предпринимательской деятельностью?
А 8. Прибыль — это:
выручка за вычетом зарплаты;
доходы за минусом расходов;
выручка за вычетом налогов;
выручка за минусом расходов на транспорт.
Здесь нужно либо написать слово — ответ, либо установить соответствие.
В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
В 2. Завершите фразу: «Продолжительность ежедневной работы не может превышать для работников от 16 до 18 лет … часов».
В 3. Вставьте понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности – это …».
В 4. Наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека называется …
В 5. Напишите определение, соответствующее определению: «Трудоспособные граждане, которые не имеют работы заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».
В 6. Закончите фразу: «Дефицит бюджета — когда расходы семьи в бюджете … доходы.
В 7. Вставьте понятие, соответствующее определению: «Любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая частными лицами или организациями с целью получения прибыли — это … «.
В 8. Напишите определение, соответствующее определению: «Процесс создания разных видов экономических продуктов (товаров и услуг), предназначенных для продажи» – это.
В 4. Прожиточный минимум.
В 5. Безработные.
В 8. Производство.
7. Написание эссе по следующим темам:
1. «Деньги — это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк).
2. «Торговля не разорила еще ни одного народа». (Б. Франклин).
3. «Не быть жадным — уже есть богатство, не расточительным — доход».
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
9. Домашнее задание: не задаётся.
Источник