Инвестиции нерезидентов РФ (иностранные инвестиции)
Инициирование иностранных инвестиций—важная задача государства. Хотя объем иностранных инвестиций несоизмерим с общим объемом капвложений, он занимает значительный удельный вес во вложениях в финансовые активы предприятий.
Привлечение средств иностранных инвесторов особенно важно для реновации основных фондов в сырьевых отраслях экономики, машиностроении, энергетике, перерабатывающих отраслях.
Основное направление нормотворческой деятельности правительства в этом направлении —содействие улучшению инвестиционного климата в стране, т. е. комплексное регулирование всех сторон инвестиционной деятельности. В этой связи при Председателе Правительства РФ создан Консультативный совет, в который входят представители ведущих западных фирм, выступающих в России в качестве стратегических инвесторов.
Инвестиционный климат складывается из многих составляющих —
это и особенности режима использования прибыли, и налогообложение, и защита инвестиций, и экономическая безопасность, и предсказуемость законодательства, и многое другое.
Отметим лишь некоторые общие положения, уже предусмотренные действующими нормативными актами.
Прежде всего, это Закон РСФСР от 26.06.91 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Закон от 04.07.91 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с изменениями и дополнениями от 24.12.93 г.
г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Последний документ, в частности, предусматривает, что «вновь создаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов», от 10.06.94 г. № 1199 «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельностью, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных инвестиций».
Постановлением Правительства РФ от 04.04.94 г. № 277 «Об организации работы с иностранными инвестициями и консультационнотехническом содействии» создан Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия (позже Постановлением Правительства от 02.06.95 г. № 545 преобразован в Федеральный центр проектного финансирования). Он проводит экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе по кредитам, предоставляемым под гарантии правительства РФ.
При Минэкономики РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям (Постановление Правительства от 30.06.95
Постановление Правительства от 29.09.94 г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» предусматривает разработку дополнений и изменений к законам об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях.
Специальным Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 г. № 395 утвержден порядок работы с проектами, которые финансируются за счет займов Международного банка реконструкции и развития. Принят ряд нормативных актов по снижению налогов и таможенных тарифов. Привлечение иностранных инвестиций по программам TACIS Комиссии европейских сообществ осуществляется через Комиссию ЕС по вопросам консультативно-технического содействия. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 г.
Анализ форм участия иностранного капитала в инвестиционной деятельности на территории России показал, что создание совместных предприятий не привело к заметному расширению участия западного капитала в обновлении экономики России. Поэтому рекомендуется шире использовать различные формы иностранных кредитов, в частности, в виде Целевых банковских вкладов с покрытием кредита товарными поставками на экспорт (компенсационные соглашения).
Первыми активными участниками инвестиционного процесса в
России стали Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, а также крупные банки Запада, которые открыли в России свои представительства, например, «Кредит Свисс» (Москва), Чейз Манхеттен Банк Интернэшнл, Ситибанк т/о Москва, «Лионский кредит (Россия)», «Сосиетеженераль (Россия)», БНП-Дрезднер Банк (Россия), Ай-Эн-Джи Банк (Русланд), АБН Амро Банк (Русланд), Банк Китая (Элос), оффшорный филиал Bank Austria —Дом Банка Австрии в Москве.
Комиссия европейских сообществ приняла специальную программу технической помощи (TACIS), предусматривающую консультативную помощь и передачу соответствующих технических средств в рамках одобренных национальным координатором проектов. В 1993 г. началось формирование специальных инвестиционных фондов для России. Одной из первых была английская инвестиционная компания «Роберт Флеминг и Ко» (ныне Fleming Russia Securities Fund). В декабре того же года английская компания «Фрамлинггон» создана Русский инвестиционный фонд (ныне Fromlington Russian Investment Fund). В 1994—1995 г. зарегистрировано несколько американских фондов для России, в частности, фонды Карригана и Блюменталя (ныне US-Russia Investment Fund), Фонд российских партнеров американского инвестиционного банка Пейн Уэббер (Paine Webber Russian Partners Fund), Новый российский фонд малого бизнеса, Корпорация помощи и поддержки малого бизнеса (Care Small Business Assistence Corporation), Фонд фармацевтической промышленности в рамках американской технической помощи по линии USAID и другие.
В отдельных случаях правительство РФ способствует организации работы российских предприятий с зарубежными фондами. Так, распоряжением Правительств РФ от 01.05.96 г. № 702-р специально определен порядок отбора конверсионных проектов, для реализации которых будут привлекаться средства ОПИК и Американского фонда Конверсии оборонных предприятий.
Один из крупнейших отечественных банков — Промстройбанк России — через свою инвестиционную компанию Promstroy Finance SA. (Женева) учредил «Первую российско-израильскую финансовую компанию» (ПРИФК).
В 1996г. ЕБРР разворачивает в России сеть из 10 венчурных фондов (EBRD Regional Venture Fund) в различных регионах России. Успешно также действуют упомянутые выше венчурные фонды «Пионер», «Пэйн
Вебер», «Рашен партнере», «Джанктион инвесторе», «Нью стар», «Флеминг». В декабре 1996 г. Правительством РФ успешно размещен первый выпуск еврооблигаций.
Работа нерезидентов с государственными долговыми обязательствами регулируется Положением Центрального Банка России от 26.07.96
г. № 02-262 («Положение о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок российских государственных ценных бумаг).
В соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.91 г. № 1992-1 и письмом Минфина и Госналогслужбы РФ от 02.06.94 г. № ВГ-4-06/68н суммы кредитов в иностранной валюте не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Перспективны также для привлечения иностранного капитала лизинговые соглашения, предусматривающие передачу в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа современного технологического оборудования. Соответствующая правовая база для этого создана Указом Президента РФ от 17.09.94 г.
г. № 167 утверждено Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации.
В дополнение Постановления Правительства о развитии лизинга от 29.06.95 г. № 633 Минфин (приказ от 25.09.95 г. № 105) утвердил Указания «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций». На январь 1997 г. Государственной регистрационной палатой было выдано 98 лицензий резидентам и 11 лицензий на лизинговую деятельность нерезидентам.
Финансовый лизинг, позволяющий относить стоимость оборудования и всех связанных с этим расходов на себестоимость, открывает возможность уменьшения налогооблагаемой базы и налоговых платежей, что особенно важно для развития малого предпринимательства.
К общим установлениям, регулирующим деятельность иностранных инвесторов, относятся также положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (п. 10) о порядке допуска
иностранных инвесторов к участию в инвестиционных аукционах и конкурсах.
Впервые Федеральным законом от 26.02.97 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 г.» предусмотрена (ст. 23) разработка программы внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Россией государственных кредитов. Данная программа должна содержать конкретные направления использования привлекаемых связанных кредитов на суммы, превышающие 10 млн.
В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26.02.97
г. № 29-ФЗ предусмотрено выделение Бюджета развития.
Установлено, что источником формирования Бюджета развития являются связанные иностранные кредиты под гарантии Правительства РФ, инвестиционные кредиты Мирового банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития (связанные иностранные кредиты), а также средства внутреннего заимствования в размере: всего —18147,75 млрд. руб., в том числе 10263,75 млрд. руб.—связанные иностранные кредиты и 7884,00 млрд. руб. из других источников внутреннего заимствования (ст. 86). В качестве примера можно упомянуть Постановление Правительства РФ от 07.03.97 г. № 263 «О подписании соглашения между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о займе для финансирования проекта послеприватизационной поддержки предприятий».
Использование средств Бюджета развития осуществляется на конкурсной, возвратной, срочной и платной основе (ст. 87), если иное не предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ (ст. 87).
Расходование средств Бюджета развития осуществляется через специальный счет в государственном органе, уполномоченном Министерством финансов (ст. 87).
Нецелевое использование средств Бюджета развития служит основанием для взимания штрафа в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 89).
Специальным актом Министерства экологии и природных ресурсов и Министерства финансов РФ от 9.06.92 г. установлен порядок государственной экологической экспертизы предприятий с иностранными инвестициями.
Созданию благоприятного инвестиционного климата будет также способствовать законодательство о свободных экономических зонах. Первый Указ Президента РФ от 04.06.92 г. № 548 определил первоочередные меры в этой области (проект Закона о СЭЗ находится на рассмотрении в Государственной Думе). Любопытно, что в Федеральном законе № 16-ФЗ «О центре международного бизнеса «Ингушетия»», принятом в 1996 г., дается отличное от ранее принятых определений определение понятия «Иностранные инвестиции»: «иностранными инвестициями считаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли» (ст. 10).
Привлечение финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 г. было оформлено специальным Постановлением Правительства (от 23.01.97 г. № 71). Постановление касается в основном внешних облигационных займов.
Источник
Как инвестировать и платить налоги нерезиденту?
В 2022 году я стану налоговым нерезидентом: переезжаю на работу в Нидерланды.
У меня есть два брокерских счета:
- ИИС с вычетами за 2020 год и еще одним за 2021 год, пока я резидент и есть доход в РФ. Акции США и дивиденды от них же .
- Обычный брокерский счет. Акции США и дивиденды от них же .
У меня такие вопросы:
- Распространяется ли на нерезидентов льгота на долгосрочное владение акциями в три года и освобождение от уплаты НДФЛ?
- Если дивиденды падают на счет ИИС и не выводятся со счета, нужно ли мне уведомлять о них налоговую каждый год?
- Если уведомлять нужно, то какая налоговая ставка к ним будет применяться с 2022 года, если подписана форма W-8BEN ?
Нерезиденты России платят налог на доходы в российский бюджет только от источников в РФ. Если нерезидент получает доход от источника за пределами страны, бюджету РФ он ничего не должен. С другой стороны, нерезидент России не может пользоваться налоговыми вычетами. Разберемся подробнее, кто и где должен платить налог.
Кто такие налоговые резиденты
Налоговый резидент РФ — человек, который находится на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд. Налоговое резидентство зависит не от гражданства, а только от того, находились вы на территории страны или нет.
Статус налогового резидента определяется на каждую дату выплаты дохода, но окончательный налоговый статус устанавливается по итогам года. ФНС считает, что даты выезда и въезда учитываются как дни нахождения на территории РФ. Если вы покинете территорию России до 2 июля 2021 года, то перестанете быть налоговым резидентом уже по итогам 2021 года.
Налоговые резиденты РФ платят НДФЛ в российский бюджет со всех своих доходов. Нерезиденты платят в российский бюджет налоги только с доходов, полученных от источников в РФ.
Дивиденды по акциям иностранных эмитентов — это доходы от источников за пределами России. Нерезидент РФ, который владеет, например, акциями Schlumberger, не должен декларировать в России полученные по этим акциям дивиденды и платить с них налог.
А вот суммы от продажи таких акций через российского брокера относятся к доходам от источников в России. Если нерезидент РФ продает иностранные ценные бумаги через российского брокера, он должен заплатить налог с прибыли от продажи.
При этом нерезидент не обязан сам декларировать в РФ доходы от продажи ценных бумаг. Российский брокер выступает налоговым агентом и подает сведения в ИФНС по всем своим клиентам независимо от их налогового статуса.
Учтите, что если вы переедете в Нидерланды, то можете стать налоговым резидентом этой страны. У вас могут появиться обязанности перед голландским бюджетом. Вы должны будете показывать в налоговой декларации свой доход от источников за пределами Нидерландов: от торговли через российского брокера и от дивидендов по акциям США.
Иностранное налоговое законодательство сильно отличается от российского. Подробнее о голландских налогах можно почитать на сайте налоговой службы Нидерландов.
Т—Ж теперь в приложении
Могут ли нерезиденты использовать налоговые вычеты
Налоговые вычеты применяются только к доходам налоговых резидентов РФ. Если вы перестанете быть резидентом, то больше не сможете использовать вычет за долгосрочное владение ценными бумагами, вычеты по ИИС, а также переносить убытки на будущие периоды.
Если вы перестанете быть налоговым резидентом в 2022 году, то 2021 год — последний, за который можно получить налоговые вычеты.
Чтобы использовать вычет на сумму внесенных на ИИС денег — вычет типа А, надо быть налоговым резидентом на 31 декабря того года, в котором вы внесли деньги. Чтобы использовать вычет в размере финансового результата, полученного на ИИС, — вычет типа Б , надо быть налоговым резидентом на 31 декабря того года, в котором вы закрыли ИИС.
В случае с дивидендами от иностранных эмитентов важно, были ли вы налоговым резидентом РФ по итогам того года, в котором выплатили эти дивиденды:
- если вы были резидентом РФ, нужно подать декларацию независимо от того, куда поступают иностранные дивиденды: на ИИС, обычный брокерский или банковские счета;
- если вы не были резидентом РФ, то российскому бюджету с этих доходов вы ничего не должны — декларировать их в России не надо.
Что дает форма W-8BEN
Форма W-8BEN нужна, чтобы при выплате дивидендов по акциям США источник выплаты удерживал налог не по ставке 30%, а по ставке, которая предусмотрена договором между США и вашей страной проживания.
В случае с резидентами России дивиденды по американским ценным бумагам с подписанной формой W-8BEN облагаются налогом по ставке 10%. Удержанный в США налог можно зачесть, если подать декларацию в России и доплатить налог в российский бюджет. Для резидентов Нидерландов ставка налога с дивидендов от американских бумаг — 15%.
Форма W-8BEN не относится к REIT и LP. К дивидендам от таких бумаг применяется налоговая ставка 30 и 37% соответственно. Если вы налоговый резидент России, такой доход надо задекларировать в России, но доплачивать что-либо не нужно: удержанный в США налог больше, чем налог в РФ. Как с таким доходом должны поступать налоговые резиденты Нидерландов, лучше уточнить у голландских налоговых консультантов или сотрудников налоговой службы.
Учтите, что в течение 30 дней с момента переезда в Нидерланды вам надо подать новую форму W-8BEN. Вы ведь используете эту форму, чтобы получить льготу по соглашению между США и страной своего проживания.
Все тексты международных соглашений в области налогообложения, которые США заключили с другими странами, можно найти на сайте Службы внутренних доходов США.
Что в итоге
Нерезиденты не могут пользоваться налоговыми вычетами. Чтобы использовать вычет за долгосрочное владение ценными бумагами или вычеты за использование ИИС, нужно быть налоговым резидентом России на 31 декабря того года, когда возникло право на вычет.
Если вы налоговый резидент России и дивиденды от акций иностранных компаний поступают на ИИС, нужно по итогам каждого года, в котором вы получали эти дивиденды, подавать декларацию и платить налог.
Если вы нерезидент, декларировать эти дивиденды и платить налог в России не надо. Зато, вероятно, придется делать это в стране, где вы стали налоговым резидентом.
При подписанной форме W-8BEN ставка налога с дивидендов американских компаний зависит от того, резидентом какой страны вы считаетесь. Если вы резидент России, в США с дивидендов удержат 10%, которые можно зачесть при уплате налога в РФ. Для резидентов Нидерландов ставка налога — 15%. Форма W-8BEN не поможет сэкономить на налоге с дивидендов от REIT и LP.
Когда вы переедете в Нидерланды, должны будете заново подать форму W-8BEN . Сделать это надо в течение 30 дней с момента переезда. После переезда у вас появится обязанность декларировать доход от источников за пределами Нидерландов и платить с него налоги в этой стране.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Источник