Инвестиции нерезидентов РФ (иностранные инвестиции)
Инициирование иностранных инвестиций—важная задача государства. Хотя объем иностранных инвестиций несоизмерим с общим объемом капвложений, он занимает значительный удельный вес во вложениях в финансовые активы предприятий.
Привлечение средств иностранных инвесторов особенно важно для реновации основных фондов в сырьевых отраслях экономики, машиностроении, энергетике, перерабатывающих отраслях.
Основное направление нормотворческой деятельности правительства в этом направлении —содействие улучшению инвестиционного климата в стране, т. е. комплексное регулирование всех сторон инвестиционной деятельности. В этой связи при Председателе Правительства РФ создан Консультативный совет, в который входят представители ведущих западных фирм, выступающих в России в качестве стратегических инвесторов.
Инвестиционный климат складывается из многих составляющих —
это и особенности режима использования прибыли, и налогообложение, и защита инвестиций, и экономическая безопасность, и предсказуемость законодательства, и многое другое.
Отметим лишь некоторые общие положения, уже предусмотренные действующими нормативными актами.
Прежде всего, это Закон РСФСР от 26.06.91 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Закон от 04.07.91 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с изменениями и дополнениями от 24.12.93 г.
г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Последний документ, в частности, предусматривает, что «вновь создаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов», от 10.06.94 г. № 1199 «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельностью, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных инвестиций».
Постановлением Правительства РФ от 04.04.94 г. № 277 «Об организации работы с иностранными инвестициями и консультационнотехническом содействии» создан Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия (позже Постановлением Правительства от 02.06.95 г. № 545 преобразован в Федеральный центр проектного финансирования). Он проводит экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе по кредитам, предоставляемым под гарантии правительства РФ.
При Минэкономики РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям (Постановление Правительства от 30.06.95
Постановление Правительства от 29.09.94 г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» предусматривает разработку дополнений и изменений к законам об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях.
Специальным Постановлением Правительства РФ от 03.04.96 г. № 395 утвержден порядок работы с проектами, которые финансируются за счет займов Международного банка реконструкции и развития. Принят ряд нормативных актов по снижению налогов и таможенных тарифов. Привлечение иностранных инвестиций по программам TACIS Комиссии европейских сообществ осуществляется через Комиссию ЕС по вопросам консультативно-технического содействия. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 г.
Анализ форм участия иностранного капитала в инвестиционной деятельности на территории России показал, что создание совместных предприятий не привело к заметному расширению участия западного капитала в обновлении экономики России. Поэтому рекомендуется шире использовать различные формы иностранных кредитов, в частности, в виде Целевых банковских вкладов с покрытием кредита товарными поставками на экспорт (компенсационные соглашения).
Первыми активными участниками инвестиционного процесса в
России стали Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, а также крупные банки Запада, которые открыли в России свои представительства, например, «Кредит Свисс» (Москва), Чейз Манхеттен Банк Интернэшнл, Ситибанк т/о Москва, «Лионский кредит (Россия)», «Сосиетеженераль (Россия)», БНП-Дрезднер Банк (Россия), Ай-Эн-Джи Банк (Русланд), АБН Амро Банк (Русланд), Банк Китая (Элос), оффшорный филиал Bank Austria —Дом Банка Австрии в Москве.
Комиссия европейских сообществ приняла специальную программу технической помощи (TACIS), предусматривающую консультативную помощь и передачу соответствующих технических средств в рамках одобренных национальным координатором проектов. В 1993 г. началось формирование специальных инвестиционных фондов для России. Одной из первых была английская инвестиционная компания «Роберт Флеминг и Ко» (ныне Fleming Russia Securities Fund). В декабре того же года английская компания «Фрамлинггон» создана Русский инвестиционный фонд (ныне Fromlington Russian Investment Fund). В 1994—1995 г. зарегистрировано несколько американских фондов для России, в частности, фонды Карригана и Блюменталя (ныне US-Russia Investment Fund), Фонд российских партнеров американского инвестиционного банка Пейн Уэббер (Paine Webber Russian Partners Fund), Новый российский фонд малого бизнеса, Корпорация помощи и поддержки малого бизнеса (Care Small Business Assistence Corporation), Фонд фармацевтической промышленности в рамках американской технической помощи по линии USAID и другие.
В отдельных случаях правительство РФ способствует организации работы российских предприятий с зарубежными фондами. Так, распоряжением Правительств РФ от 01.05.96 г. № 702-р специально определен порядок отбора конверсионных проектов, для реализации которых будут привлекаться средства ОПИК и Американского фонда Конверсии оборонных предприятий.
Один из крупнейших отечественных банков — Промстройбанк России — через свою инвестиционную компанию Promstroy Finance SA. (Женева) учредил «Первую российско-израильскую финансовую компанию» (ПРИФК).
В 1996г. ЕБРР разворачивает в России сеть из 10 венчурных фондов (EBRD Regional Venture Fund) в различных регионах России. Успешно также действуют упомянутые выше венчурные фонды «Пионер», «Пэйн
Вебер», «Рашен партнере», «Джанктион инвесторе», «Нью стар», «Флеминг». В декабре 1996 г. Правительством РФ успешно размещен первый выпуск еврооблигаций.
Работа нерезидентов с государственными долговыми обязательствами регулируется Положением Центрального Банка России от 26.07.96
г. № 02-262 («Положение о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок российских государственных ценных бумаг).
В соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.91 г. № 1992-1 и письмом Минфина и Госналогслужбы РФ от 02.06.94 г. № ВГ-4-06/68н суммы кредитов в иностранной валюте не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Перспективны также для привлечения иностранного капитала лизинговые соглашения, предусматривающие передачу в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа современного технологического оборудования. Соответствующая правовая база для этого создана Указом Президента РФ от 17.09.94 г.
г. № 167 утверждено Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации.
В дополнение Постановления Правительства о развитии лизинга от 29.06.95 г. № 633 Минфин (приказ от 25.09.95 г. № 105) утвердил Указания «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций». На январь 1997 г. Государственной регистрационной палатой было выдано 98 лицензий резидентам и 11 лицензий на лизинговую деятельность нерезидентам.
Финансовый лизинг, позволяющий относить стоимость оборудования и всех связанных с этим расходов на себестоимость, открывает возможность уменьшения налогооблагаемой базы и налоговых платежей, что особенно важно для развития малого предпринимательства.
К общим установлениям, регулирующим деятельность иностранных инвесторов, относятся также положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (п. 10) о порядке допуска
иностранных инвесторов к участию в инвестиционных аукционах и конкурсах.
Впервые Федеральным законом от 26.02.97 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 г.» предусмотрена (ст. 23) разработка программы внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Россией государственных кредитов. Данная программа должна содержать конкретные направления использования привлекаемых связанных кредитов на суммы, превышающие 10 млн.
В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26.02.97
г. № 29-ФЗ предусмотрено выделение Бюджета развития.
Установлено, что источником формирования Бюджета развития являются связанные иностранные кредиты под гарантии Правительства РФ, инвестиционные кредиты Мирового банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития (связанные иностранные кредиты), а также средства внутреннего заимствования в размере: всего —18147,75 млрд. руб., в том числе 10263,75 млрд. руб.—связанные иностранные кредиты и 7884,00 млрд. руб. из других источников внутреннего заимствования (ст. 86). В качестве примера можно упомянуть Постановление Правительства РФ от 07.03.97 г. № 263 «О подписании соглашения между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о займе для финансирования проекта послеприватизационной поддержки предприятий».
Использование средств Бюджета развития осуществляется на конкурсной, возвратной, срочной и платной основе (ст. 87), если иное не предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ (ст. 87).
Расходование средств Бюджета развития осуществляется через специальный счет в государственном органе, уполномоченном Министерством финансов (ст. 87).
Нецелевое использование средств Бюджета развития служит основанием для взимания штрафа в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 89).
Специальным актом Министерства экологии и природных ресурсов и Министерства финансов РФ от 9.06.92 г. установлен порядок государственной экологической экспертизы предприятий с иностранными инвестициями.
Созданию благоприятного инвестиционного климата будет также способствовать законодательство о свободных экономических зонах. Первый Указ Президента РФ от 04.06.92 г. № 548 определил первоочередные меры в этой области (проект Закона о СЭЗ находится на рассмотрении в Государственной Думе). Любопытно, что в Федеральном законе № 16-ФЗ «О центре международного бизнеса «Ингушетия»», принятом в 1996 г., дается отличное от ранее принятых определений определение понятия «Иностранные инвестиции»: «иностранными инвестициями считаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли» (ст. 10).
Привлечение финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 г. было оформлено специальным Постановлением Правительства (от 23.01.97 г. № 71). Постановление касается в основном внешних облигационных займов.
Источник
Инвестиционная деятельность нерезидентов на территории РФ
Нерезиденты вправе осуществлять инвестиции на территории РФ согласно закону «об иностранных инвестициях в РФ» «160-ФЗ, валютному и инвестиционному законодательству РФ.
В законе об иностранных инвестиция даны основные понятия, права, обязанности иностранных инвесторов, предоставляемые им гарантии и льготы.
Согласно данному закону:
Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII ТН ВЭД СНГ, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.
Реинвестирование – осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ.
Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в валюте РФ.
Согласно закону: Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам
Иностранному инвестору на территории РФ предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов.
Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.
Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с осуществленными им инвестициями.
В случае осуществления иностранных инвестиций в экономику России Сведения по форме N 1-ИНВЕСТ представляют юридические лица всех форм собственности, их обособленные подразделения, получающие инвестиции из-за рубежа, в том числе:
v предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы, имеющие самостоятельный баланс;
v предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы, имеющие самостоятельный баланс;
v обособленные подразделения иностранных юридических лиц, головные организации которых находятся за пределами РФ (представительства, филиалы, отделения);
v приобретенные в полную или частичную собственность зарубежными инвесторами (в том числе зарубежными филиалами российских юридических лиц) или продавшие им свои акции и другие ценные бумаги;
v получившие кредиты из-за рубежа (в том числе от зарубежных филиалов российских юридических лиц).
Источник