Инвестиции конспект экономика 11 класс

Разработка урока «Инвестиции и биржа»
методическая разработка по экономике (11 класс) на тему

Разработка урока предназначен для учащихся 11 класса. Урок построен в форме деловой игры

Скачать:

Вложение Размер
urok.docx 22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок экономики «Инвестиции и биржа»

Цель урока: обобщить, систематизировать и осуществить контроль знаний по теме «Инвестиции и биржа».

Задачи урока с учётом подготовленности учащихся 11 класса: 1. Обобщить и систематизировать материал по теме « Инвестиции и биржа» опираясь на знания учащихся и использование учебного приёма «Деловая игра». 2. Сформулировать обобщающие выводы 3. Проверить знание материала с использованием тестовых заданий. 4. Через систему познавательных задач закрепить знания о способах инвестирования. 5.Отработать навыки анализа процесса инвестирования и биржевых операций. 6. Актуализировать опорные знания обучающихся о инвестициях и ценных бумагах, используя проблемно-интегративный подход к обучению, направлять поисковую деятельность обучающихся на решение системы учебных проблем. 7. Содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся. 8. Развитие навыков работы с источниками информации, умения анализировать и делать выводы, развитие умения коллективно решать задачи. 9.Продолжить формирование бережного отношения к собственным денежным средствам, культуры расходования денежных средств и их преумножения. Воспитание ответственности за результат работы.

Целевая установка урока

  • Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: Инвестиция и биржа. Закрепление и осмысление изучаемого материала, формирование современного взгляда на проблемы личных сбережений, приобретение умений и навыков ситуационного анализа.
  • Воспитательная цель: продолжить формирование бережного отношения к собственным денежным средствам, культуры расходования денежных средств и их преумножения. Воспитание ответственности за результат работы. Воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося через групповые и игровые формы работы.Содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.
  • Развивающая цель: Развитие навыков работы с источниками информации, умения анализировать и делать выводы, развитие умения коллективно решать задачи. Аргументировать свою точку зрения. Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций.

Методическое оснащение урока:

  1. Папки с раздаточным материалом
  2. Презентации учащихся
  3. Тест

Тип урока : урок обобщения

Вид урока: деловая игра

Межпредметные связи: обществознание, основы менеджмента.

1. Организационный момент (5 минут)

2.Обобщение материала (20 минут)

3. Выводы (10 минут)

4.Рефлексия (5 минуты)

Сообщение темы, обоснование её значимости, постановка цели к уроку.Вводное слово учителя: С переходом России к рыночной экономике и по мере формирования полноценного финансового рынка не только бизнес может участвовать в инвестиционной деятельности (а кстати, что такое инвестиции и инвестиционная деятельность?), но и обычные люди, имеющие сбережения, которые по законам рынка не должны лежать мертвым грузом, — они должны приносить определенный доход. Другой вопрос, что отнюдь не все инвестиционные решения оказываются удачными, и вы можете не получить ожидаемые доходы. Процесс инвестирования – это и наука и искусство одновременно (что необходимо иметь для этого?)ответ: знания, вкус к риску, интуицию. Еще необходимо располагать надежными источниками аналитической информации, на основе которой принимаются решения о вложении средств.Мы сегодня попробуем отработать все эти навыки инвестиционной деятельности в ходе нашей деловой игры.

Распределение ролей.Разъяснение правил деловой игры: учащиеся делятся на 2 большие группы: инвесторы компании «Ямал-развитие»и потенциальные пользователи инвестиций. Вторая группа делится на 3 микрогруппы: 1)Банк, 2)ОАО «Газпром»(акции), 3)УП «Почта России»(облигации).

  1. Обобщение материала в виде деловой игры

Инвесторы компании поочереди посещают потенциальные объекты инвестирования, фиксируя все преимущества и недостатки инвестирования, которые в виде таблицы (см приложение 1), заполняют все учащиеся, постепенно, по ходу презентации групп потенциальных пользователей инвестиций.(см.приложение 2) После посещения всех групп, инвесторы во главе с директором компании, устраивают импровизированное совещание, (пользуясь уже заполненной таблицей), где обсуждают все предложенные варианты и выбираю самый оптимальный вариант для инвестирования.

Одновременно группы потенциальных пользователей инвестиций, пока идет обсуждение, разрабатывают эмблему и рекламный слоган своей компании для окончательного переманивания инвесторов.

После совещания инвесторов, группы потенциальных пользователей инвестиций презентуют свою рекламу, после чего инвесторы оглашают самый оптимальный вариант инвестирования денежных средств (опираясь, прежде всего на доходность и рискованность вложений).

Учитель делает вывод о том, что любые денежные средства должны приносить постоянный доход, их необходимо инвестировать, и объекты инвестирования необходимо выбирать очень тщательно, руководствуясь прежде всего целями инвестирования, такими критериями как доходность и рискованность. Инвестор, прежде всего, должен понять, что у него в приоритете, что главное: получить быстрый и высокий доход, но рисковать, или иметь невысокий доход, но более надежные вложения, без страха потерять все свои денежные средства.

Учащиеся делают вывод о том, что по большому счету инвестировать можно в любой из 3-х представленных объектов, разница только в доходности и рискованности этих операций.

После основных выводов учащимся предлагается выполнить тест по пройденной теме, состоящий из 7 вопросов. После выполнения теста учащиеся переходят к следующему этапу(рефлексии).

Учащимся предлагается ответить на 2 вопроса:

-Что понравилось/не понравилось на уроке? Чего не хватило?

-Что вы для себя узнали нового и интересного?

После ответа на вопросы учащимся предлагается оценить урок в денежных единицах. У каждого ученика лежит по несколько купюр разных денежных единиц (Евро, Доллар, Рубль). Если урок отличный (Евро), хороший (доллар), удовлетворительный (рубль).

Источник

Инвестиции конспект экономика 11 класс

11.2. Сбережения и инвестиции

Мы уже видели в предыдущей главе, что часть ВВП представляет собой здания, сооружения, машины и оборудование — товары, в которые инвестируется часть доходов, полученных фирмами и домашними хозяйствами. Теперь мы получили возможность внести существенное уточнение — источником инвестиций служат не доходы вообще, а сберегаемая часть дохода. Формирование сбережений и их последующее инвестирование происходят по трем основным каналам.
Формирование сбережений
1. Крупные фирмы (это главным образом акционерные компании), получив прибыль, делят ее на две части: часть ее они выплачивают владельцам акций и облигаций в виде процентов и дивидендов, которые тем самым становятся личными доходами акционеров и владельцев облигаций; другая часть прибыли представляет собой нераспределенную прибыль, которая и инвестируется в новые здания, оборудования и т.д. Нераспределенная прибыль, по существу, является сбережениями фирм, которые вкладываются в расширение их предприятий.
2. Значительная часть национального дохода любой страны представлена доходами мелких предпринимателей. Последние, получив доход от продажи выпускаемых ими товаров и услуг, часть этого дохода тратят на свое личное потребление, а часть этого дохода им необходимо инвестировать в свое предприятие.
3. Большая часть национального дохода принимает различные формы доходов домашних хозяйств. Это заработная плата, дивиденды, проценты и др. Домашние хозяйства также не все свои доходы тратят на потребление. Образующиеся у них сбережения они вкладывают в ценные бумаги (акции и облигации), делают сберегательные вклады в банки, приобретают полисы страховых компаний. В результате промышленные и торговые фирмы, банки и страховые компании привлекают сбережения домашних хозяйств, что и позволяет им инвестировать эти сбережения в производство товаров, в торговлю, транспорт и т.д.
Располагая наличным денежным капиталом, который возник в результате мобилизации сбережений, фирмы планируют тот или иной объем новых инвестиций в факторы производства. Поэтому приращение совокупного спроса не сводится только к потребительским расходам домашних хозяйств, которые мы рассмотрели в предыдущем параграфе. Совокупный спрос на рынке товаров и услуг включает в себя и спрос со стороны фирм на инвестиционные товары. Аналогично потреблению, экономическая теория различает автономные и индуцированные инвестиции.
Автономные и индуцированные инвестиции
Автономные инвестиции — это та часть инвестиций, размер которых не зависит от величины дохода. Большинство фирм инвестирует свой капитал в новую технологию с целью расширить рынки сбыта, укрепить свою конкурентоспособность, осуществляет замену морально устаревшего оборудования новым; потребность в новых инвестициях обусловлена и ростом населения. Поэтому инвестиции в определенной степени не зависят от того, какую прибыль получили фирмы, каков доход мелких предпринимателей. В масштабе всей экономики мы вправе предполагать, что совокупные инвестиции в целом в какой-то своей части не зависят от того, каков размер национального дохода.
В отличие от этого, индуцированные инвестиции находятся в функциональной зависимости от величины дохода. Однако на данном этапе рассмотрения наших вопросов мы абстрагируемся от этого существенного фактора спроса.
Выясним теперь, каким образом появление автономных инвестиций повлияет на положение равновесия в экономике. Вернемся в этой связи к рассмотрению тех гипотетических данных, которые были представлены в таблице 11.1, и дополним ее еще двумя колонками — автономные планируемые инвестиции и совокупный спрос, а также увеличим число предполагаемых уровней национального дохода (см. табл. 11.2).

Таблица 11.2. Доход, потребление, сбережения и инвестиции (усл. ед.)

Теперь совокупный спрос на товары и услуги будет равняться сумме личных потребительских расходов населения и автономных инвестиций. Эту сумму, спроса или совокупный спрос на товары и услуги (AD)] со стороны частного сектора, можно представить в виде следующего равенства:

Автономные затраты
Обратим внимание на то, что совокупный спрос может быть представлен не только как сумма потребительских расходов и инвестиций, но и как сумма автономного потребления и автономных инвестиций, во-первых, и индуцированного потребления, во-вторых. Объединив автономные инвестиции и автономное потребление в единый показатель, мы введем в наше рассмотрение важное понятие — автономные затраты. Общее свойство автономного потребления и автономных инвестиций, которое и дает нам основание сложить их в единый показатель, состоит в том, что они не зависят от размера производимого национального дохода. Теперь равенство (11.8) мы можем представить в следующем виде:

где Ар — автономные затраты в частном секторе; AD — совокупный спрос.

Рис. 11.3.
Введение инвестиций приводит к тому, что совокупные расходы домашних хозяйств (совокупный спрос) не ограничиваются покупкой потребительских товаров и услуг. Теперь домашние хозяйства часть своего дохода намерены истратить на потребительские товары, а часть дохода, которая сберегается, — инвестировать в факторы производства. Но равновесие в экономике по-прежнему будет достигнуто только в том случае, если планируемые расходы домашних хозяйств будут равны их доходу.

Обратимся к рассмотрению табл. 11.2.
Появление автономных инвестиций изменило величину совокупного спроса при заданном национальном доходе. В частности, если в табл. 11.1 при доходе 2000 совокупный спрос, равный спросу на потребительские товары и услуги, составлял величину 2000, что обеспечивало равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, то теперь национальный доход 2000 предполагает совокупный спрос 2400. Это означает, что теперь равновесия на рынке товаров и услуг нет. При этом неравновесное состояние экономики проявляется не только в превышении рыночного спроса над предложением, но и в том, что инвестиции превышают величину сбережений.
Источником финансирования инвестиций в этом случае могут быть иностранные займы или накопленные ранее сбережения. Заметим, что введение автономных инвестиций не привело к увеличению отрицательного значения сбережений на 400, как это имело бы место при увеличении автономного потребления. Объяснение следует искать в том, что рост инвестиций приводит к накоплению капитала, к росту реальных активов в виде новых заводов, транспортных средств, ресторанов и т.д., в то время как рост потребления означает «проедание» созданных ранее материальных благ. Но как бы то ни было, введение автономных инвестиций при Q = 2000 привело к возникновению дефицита, к росту цен и другим явлениям в условиях неравновесного состояния экономики.
Если национальный доход увеличится до 3000, положение несколько улучшится: дефицит уменьшится, разрыв между инвестициями и сбережениями сократится с 400 до 200, но экономика по-прежнему будет находиться в неравновесном состоянии. И лишь когда национальный доход достигнет уровня 4000, это будет его равновесный уровень. Равновесие теперь будет проявляться, как и раньше, в том, что совокупный спрос будет равен произведенному национальному доходу; кроме того, теперь оно предполагает равенство сбережений и планируемых автономных инвестиций, т. е. фирмы намерены все мобилизованные ими сбережения инвестировать в расширение и модернизацию своих предприятий.
Равновесие в экономике предполагает существование еще одного важного равенства — равенства автономных затрат и так называемых индуцированных сбережений.

Рис. 11.4. Сдвиг линии автономных затрат вследствие введения автономных инвестиций
Включение автономных инвестиций в показатель автономных затрат привело к тому, что сумма автономных затрат при Q = 0 увеличилась с 400 до 800.
В то же время предельная склонность к потреблению осталась прежней. Поэтому коэффициент пропорциональности между приростом дохода и приростом индуцированного потребления не изменился: с = 0,8. Это привело к тому, что линия автономных затрат сдвинулась параллельно вверх, а точка равновесия переместилась направо-вверх с положения Е0 до положения Е1

Рассмотрим в этой связи, что представляют собой индуцированные сбережения. Как мы уже видели, отношение прироста сбережений к приросту дохода представляет собой предельную склонность к сбережениям, что было выражено равенством (11.4). Индуцированные сбережения равны произведению национального дохода и предельной склонности к сбережениям:

Если обратиться к табл. 11.2, то можно установить, что при доходе 1000 индуцированные сбережения будут равны 1000 х 0,2 = 200; при доходе 2000 они равны 400, а при доходе 4000 Si = 800. Подчеркнем, что в условиях равновесного состояния экономики индуцированные сбережения равны автономным затратам.
Итак, равновесное состояние экономики подразумевает существование трех условий:
1) Qe = (Сa + Ia) + cQe,
2) Si = Сa + Ia,
3) S = Ia,
где Qe — равновесный уровень национального дохода.
Государственные затраты и равновесие
Мы уже видели, что не все товары и услуги покупаются частным сектором. Значительная часть ВВП представляет собой товары и услуги, оплачиваемые государством. Куда относить государственные закупки товаров и услуг: к индуцированным или автономным затратам? На этот вопрос, вероятно, нет однозначного ответа. Чем богаче страна, чем больше создаваемый в ней национальный доход, тем больше средств может позволить себе тратить государство и на нужды обороны, и на охрану окружающей среды, и на финансирование образования, и на многие другие цели. Казалось бы, государственные расходы следует относить к категории индуцированных затрат. Но решения, которые принимает правительство или Дума относительно суммы расходов государственного бюджета, непосредственно не связывают с размером национального дохода. Следовательно, имеются основания государственные ассигнования на закупку товаров и услуг отнести к категории автономных затрат. Поэтому мы можем сделать вывод, что общий размер автономных затрат (А) в частном и государственном секторах будет равен сумме автономного потребления, автономных инвестиций и государственных закупок товаров и услуг (G):

Совокупный спрос теперь может быть выражен равенством:

AD = (Сa + Ia + G) + cQ = А + cQ. (11.12)

Теперь в условиях равновесного состояния экономики величина национального дохода должна равняться сумме автономных затрат и индуцированного потребления:

Увеличение общей суммы автономных затрат вследствие введения государственных расходов повысит равновесный уровень национального дохода. На графике это выразится в том, что линия автономных затрат вновь сдвинется параллельно вверх, а точка равновесного уровня национального

Рис. 11.5. Дальнейший сдвиг линии автономных затрат
Государственные закупки товаров и услуг на сумму 1000 увеличивают общую сумму автономных затрат до 1800. Это приводит к тому, что линия автономных затрат вновь смещается параллельно вверх, а точка равновесия опять переместилась по линии дохода вверх и направо и остановилась, когда общие затраты (совокупный спрос) сравнялись с величиной произведенного национального дохода. И тот и другой показатели равны 9000.

дохода сдвинется по линии дохода направо вверх. Эти изменения и показаны на рис. 11.5, где предполагается, что государственные затраты на товары и услуги, равные 1000, привели к росту равновесного уровня национального дохода до 9000.

Источник

Читайте также:  Укажите цели предоставления бюджетных инвестиций
Оцените статью