Инвестиции китайских компаний за рубеж

Китайские инвестиции на примере компаний из Европы

👇🏻 поделитесь заметкой с друзьями и знакомыми ⤵️

Китайские инвестиции: В последние годы наблюдается рост инвестций из Китая в Европу, что разумеется способствует бизнесу и создает новый уровень конкуренции. Несмотря на очень большие масштабы этого явления, мало кто понимает, что некоторые основные европейские бренды уже находятся в руках китайцев и объем этих инвестиций охватывает практически все отрасли.

Эти инвестиции также вызывают много споров, таких как покупка акций британской атомной электростанции в Хинкли-Пойнте за 1,4 миллиарда долларов США и недавние возражения против внедрения технологий и инфраструктуры 5G компанией Huawei.

История китайских инвестиций за рубежом

Торговые контакты между Европой и Китаем имеют долгую и богатую историю. Уже в 1980-х годах, после введения реформ Дэн Сяопина и открытия Китая миру, европейские предприятия были очень заинтересованы в инвестировании в Китае.

Приток капитала и технологий способствовал быстрому экономическому росту Китая. Тем не менее, такое положение дел продолжалось до начала XXI века.

В 2000 году Пекин начал продвигать политику Going Global, которая поощряла отдельные компании делать иностранные инвестиции. Это способствовало инвестициям в горнодобывающий сектор и приобретению отдельных предприятий.

В результате стратегия Going Global 2.0, представленная в 2012 году, стала продолжением этой политики. Делается акцент на портфельных инвестициях и доходности инвестиций — производная от вышеуказанных стратегий продвигается Пекином и широко обсуждаемой инициативой «Пояс и путь».

Китайские инвестиции в Европе

Всего за десять лет общая стоимость китайских инвестиций в Европе (не включая Россию) увеличилась почти в семнадцать раз (с 23 млрд долларов США в 2008 году до 385 млрд долларов США в 2018 году).

2017 год считается рекордным, когда инвестиции были сделаны на сумму более 100 миллиардов долларов США. В результате за последнее десятилетие китайцы захватили более 350 европейских компаний.

С исторической точки зрения явные изменения также видны:

  • в течении многих лет европейские инвестиции, сделанные в Китае, многократно превышали китайские инвестиции в Европе.
  • 2014 год оказался прорывным,
  • и в 2016 году китайские инвестиции в Европе превысили инвестиции европейских инвесторов в Китай в четыре раза.

Однако следует помнить, что общая доля китайских инвестиций в Европе составляет всего несколько процентов. Особенно, если сравнить это с инвестициями, сделанными Соединенными Штатами (более 35%). Тем не менее, аналогичная ситуация относится и к европейским инвестициям в Китае.

В какие сектора бизнеса направляется китайский капитал?

Отрасли, в которые китайский капитал инвестируется в Европу, очень разнообразны.

Секторами наиболее популярных секторов являются:

  • транспорт 69 млрд долларов,
  • энергетика 64 млрд долларов,
  • сельское хозяйство 58 млрд долларов
  • и технологии 31 млрд долларов.

Однако есть и инвестиции в такие сектора, как химическая, медицинская, туристическая, развлекательная и медиа.

Что привлекает китайские инвестиции в Европу?

Среди наиболее важных факторов, привлекающих китайские инвестиции в Европу, можно выделить: возможность доступа к новейшим технологиям и решениям, более широкий доступ к европейскому рынку и другим рынкам в мире (в первую очередь американским) благодаря приобретению европейских компаний.

Кроме того, китайские инвесторы хотят значительно повысить конкурентоспособность своей продукции под маркой, связанной с высоким качеством европейских брендов — как в Китае, так и за рубежом. Несомненным преимуществом также является широкий доступ к хорошо образованному персоналу.

Китайские инвестиции в Европе достигают практически каждого уголка, но они распределяются неравномерно.

Крупнейшими бенефициарами являются страны Западной и Северной Европы, а именно:

  • Великобритания, Швейцария и Германия (в общей сложности почти 180 миллиардов долларов США).
  • В западных странах доминирующими секторами, привлекающими китайские инвестиции, являются транспортный сектор (в основном Германия), технологии, недвижимость и финансовый сектор.
  • В странах Центральной и Юго-Восточной Европы инвестиции часто связаны с инициативой «Пояс и маршрут» и включают инфраструктурные проекты, в том числе строительство железнодорожной линии Белград — Будапешт, а также автомобильной и химической промышленности в Болгарии и Венгрии. Горнодобывающий и сельскохозяйственный секторы также являются важными секторами.

Южная Европа также подразумевает многочисленные инвестиции в инфраструктуру в рамках Инициативы «Пояс и путь» и те, которые связаны с энергетическим сектором. Несомненно, одним из самых известных было купить большую часть порта Пирей, который с китайской точки зрения является «воротами в Европу».

Также было много инвестиций в потребительские товары, в том числе итальянские и греческие бренды одежды.

Одной из крупнейших сделок стало приобретение Pirelli в ChemChina за более чем 7 миллиардов долларов США в 2015 году. Португалия, в свою очередь, является крупнейшим бенефициаром китайских инвестиций на душу населения.

Читайте также:  Алгоритм для ethereum classic

5 самых крупных китайских инвестиций в Европу

Все пять крупнейших китайских инвестиций в Европе были сделаны за последние три года.

Несомненно, самой крупной из них стала покупка ChemChina швейцарского концерна по производству семян и средств защиты растений Syngenta. Стоимость сделки составила 43 миллиарда долларов США.

Второе место принадлежит одному из ведущих владельцев и управляющих логистической недвижимостью Logicor. Он был приобретен китайским государственным фондом China Investment Corporation почти за 14 миллиардов долларов США.

Следующей сделкой в стоимостном выражении была покупка Ping An акций британской финансовой холдинговой компании HSBC за 9,6 млрд долларов США. Чуть меньше, потому что за 9 миллиардов долларов китайский автомобильный магнат Geely (владелец таких брендов, как Volvo и Lotus) купил 10% акций концерна Daimler, который, среди прочего, является владельцем Mercedes.

Пятое место занимает китайский технологический гигант и создатель мессенджера WeChat — Tencent. За 8,6 миллиарда долларов он приобрел финскую студию, создавшую мобильные игры Supercell, создателя таких игр, как Clash of Clans и Clash Royale. В последнее время наблюдается явный рост интереса китайских компаний к инвестициям в сектор мобильных приложений.

Другие европейскими компаниями и брендами в руках китайцев являются:

  • немецкий производитель промышленных роботов KUKA,
  • портал Skyscanner,
  • бренды зимней одежды Atomic и Salomon,
  • чешские авиалинии Czech Airlines,
  • один из крупнейших производителей стали в мире ThyssenKrupp,
  • итальянский производитель бытовой техники Candy
  • словенское Gorenje,
  • норвежский производитель воды Voss,
  • веб-браузер Opera,
  • инвестиционная платформа eToro и игровая студия Ubisoft.

Стоит также упомянуть европейские футбольные клубы, находящиеся в китайском владении, в том числе:

Китайские инвестиции в Европе — противоречие

Некоторые из инвестиций вызывают некоторые противоречия.

Наиболее часто упоминаемыми аргументами являются возможность шпионажа и влияния на безопасность государств, потеря особо важных технологий. Среди угроз также упоминается возможность влияния Китая на цепочку поставок ключевых товаров с точки зрения европейских стран.

Примером блокирования спорных инвестиций было противодействие Германии приобретению Aixtron, который является основным поставщиком технологии нитрида галлия, используемой для производства передовых радаров, поставляемых в НАТО.

Китайские инвестиции в Европе — только набирают обороты

Инвестиции из Китая, безусловно, будут и впредь способствовать развитию Китая и укреплять его позиции на международной арене.

Динамично развивающаяся инфраструктура в рамках Инициативы «Пояс и маршрут» будет способствовать увеличению импорта и экспорта в Китай, что может оказаться возможностью для предпринимателей.

Сокращая время доставки, эти преимущества также будут ощущаться потребителями. Несмотря на некоторые противоречия, связанные с этим, безусловно, стоит наблюдать это явление.

Какая цена китайских инвестиций?

Что же ожидает китайская сторона взамен?

  • В Кении крупные инфраструктурные проекты реализуются за счет китайских средств: железнодорожный, автомобильный и портовый, а в странах Африки к югу от Сахары современная промышленность создается с нуля.
  • Китай также играет роль крупнейшего торгового партнера Судана, откуда он импортирует 6% своего спроса на нефть. Взамен они требуют все виды налоговых льгот, практически неограниченный доступ к ресурсам и природным ресурсам.

Китайская стратегия: бизнес и инвестиции

  • потерю суверенитета,
  • отсутствие прозрачности,
  • чрезмерное финансовое бремя,
  • отстраненность от местных экономических потребностей,
  • геополитический риск,
  • негативное воздействие на окружающую среду и возможность коррупционных действий.
  • гидроэлектростанция в Эквадоре,
  • космический центр в Аргентине,
  • железнодорожное сообщение в Венгрии,
  • ИТ-проект в Зимбабве,
  • порт Хайфа в Израиле,
  • угольные шахты в Пакистане,
  • трубопровод в Таджикистане,
  • порт в Мьянме
  • и высокоскоростная железная дорога в Индонезия.

Ваш бизнес готов к инвестициям из Китая или есть смысл остановиться и подумать?!

Источник

Триллион за десять лет: как Китай завоевывает мир своими инвестициями

​Лучший партнер на Западе

В пятницу завершился четырехдневный государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Великобританию. Министр финансов этой страны Джордж Осборн накануне поездки обещал превратить Британию в лучшего для Пекина «партнера на Западе», а китайская газета The Global Times сообщала, что перед Си был расстелен «краснейший из всех ковров». Старания британцев окупились — общая сумма сделок и обещанных инвестиций, обнародованных в ходе визита, составила £40 млрд, или $62 млрд, — это на $12 млрд больше, чем предполагали накануне поездки аналитики.

Самая крупная договоренность, которую британский премьер Дэвид Кэмерон окрестил «исторической», — участие китайской энергокомпании China General Nuclear Power Corporation (CGN) в проекте строительства первой за последние десятилетия британской АЭС в Сомерсете. Вложения китайцев в проект составят порядка £6 млрд ($9,3 млрд), взамен они получат 33,5% акций. Как заявил информагентству «Синьхуа» председатель CGN Хэ Ю, проект станет хорошей рекламой возможностям Китая в атомной энергетике и послужит трамплином к дальнейшему участию китайских компаний в развитии британской атомной индустрии. По данным China Daily, наряду со строительством в Сомерсете, CGN приобрела разные доли еще в двух проектах по строительству АЭС — в Брэдуэлле на востоке Лондона (реактор для нее будет разработан китайской стороной) и Сайзуэлле в Вост​​очной Англии.

Читайте также:  Доходность вложенных средств до 100 годовых

По словам Кэмерона, Пекин и Лондон заключили также ряд крупных сделок в нефтегазовой сфере на общую сумму £12 млрд ($18,6 млрд). Большинство других соглашений касается сферы недвижимости. Китайские компании откликнулись на предложения Лондона поучаствовать, к примеру, в строительстве нового Чайнатауна в Ливерпуле, нового торгового квартала в Шеффилде и современного научного городка в Ньюкасле.

За первое полугодие текущего года Китай инвестировал в Великобританию £1,2 млрд ($1,8 млрд). В 2014 году китайцы вложили в британскую экономику рекордные £3,3 млрд ($5,1 млрд), выдвинув страну в лидеры среди государств Евросоюза по объему инвестиций из КНР.

Смена приоритетов

Вплоть до 2000-х годов Китай сам был получателем иностранных денег, почти не инвестируя при этом. Впоследствии в рамках концепции выхода китайского бизнеса вовне КНР стала активно инвестировать за рубеж. За последние годы из чистого импортера иностранных капиталов и инвестиций Китай превратился в их экспортера — сейчас объем инвестиций китайского бизнеса за рубеж и объем привлеченных средств практически сравнялся. В 2014 году инвестиции вне финансовой сферы Китая достигли $102,9 млрд (против $20 млрд в 2005 году). При этом объем привлеченных Китаем средств составил $119,6 млрд.

Расширилась и география вложений. Если 10–15 лет назад основной поток инвестиций шел в Гонконг и развивающиеся страны Азии и Африки, то в последние годы заметно выросла доля инвестиций в развитые экономики, в частности в гособлигации США, и как противовес этому — в страны Евросоюза. В 2014 году вложения китайцев в экономику стран Евросоюза оказались рекордными — в прошлом году Пекин объявил о реализации в Европе 153 инвестиционных проектов на общую сумму $18 млрд. Для сравнения, еще в 2009 году объем вложений не дотягивал и до $3 млрд.

По подсчетам Financial Times, при сохранении наблюдавшихся в последнее десятилетие темпов роста китайских инвестиций в Европу в течение последующих десяти лет китайские инвесторы будут вкладывать порядка $157 млрд ежегодно. В ближайшие 10 лет объем иностранных инвестиций Китая достигнет $1,25 трлн, объявил 19 октября Си Цзиньпин.

Еще одной тенденцией стала диверсификация инвестиционных проектов Китая: наряду с уже традиционными вложениями в энергосектор и автомобилестроение Пекин стал все активнее вкладываться в зарубежную недвижимость, инфраструктурные проекты, продуктовые сети и ценные бумаги финансовых компаний.

«Если в начальный период выхода китайского капитала за рубеж был очевидный приоритет — доступ к природным ресурсам, то с годами он стал меняться, хотя при этом никто и не отменял желание приобретать ресурсы», — говорит эксперт Центра экономических и социальных проблем Китая при ИДВ РАН Любовь Новоселова. Сейчас Китай, по ее словам, переходит на технологичный вариант своей внешнеэкономической экспансии, активно проталкивает собственное технологичное оборудование, в том числе и на европейские рынки, и вложения в так называемый китайский лизинг — одна из самых серьезных программ.

Британские активы Китая

Главным направлением для китайских вложений на британской территории служат различные инфраструктурные проекты. Так, китайскому суверенному фонду China Investment Corporation (CIC) принадлежит 10% активов предприятия Heathrow Airport Holdings — владельца аэропорта Хитроу ​— и аналогичная доля в Thames Water Utilities, занятой в сфере водоснабжения. Крупная китайская компания Beijing Construction Engineering Group благодаря созданию СП с Manchester Airports Group получила право на участие в строительстве первого в Великобритании «города-аэропорта» Манчестер. В июне этого года китайская строительная компания China Harbor Engineering Company выиграла тендер по проекту строительства приливной электростанции в заливе Суонси.

Наряду с этим китайский бизнес проявляет интерес и к так называемым имиджевым приобретениям, выкупая полностью или частично знаменитые европейские бренды. В их числе 100% акций в компании Pizza Express, интернет-проект Travelfusion, производитель электрокаров Emerald Automotive и компания Manganese Bronze. Обанкротившийся производитель легендарных лондонских кэбов стал дочерним подразделением китайского автоконцерна Geely, уже владеющего брендом Volvo. В этом ряду стоит и приобретение китайскими компаниями контрольного пакета акций сети британских универмагов House of Frazer, крупнейшего в стране производителя сухих завтраков Weetabix и производителя люксовых яхт Sunseeker Yachts.

Новые направления не затмевают для китайского бизнеса традиционные — финансовые структуры и энергетику. Пару лет назад Китайский банк развития инвестировал около $3 млрд в британский Barclays (до сегодняшнего дня это считалось крупнейшей инвестицией Китая на британской территории). Главные энергокомпании КНР являются акционерами таких британских энергетических фирм, как Talisman, Emerald Energy, Ineos и, наконец, нефтяного гиганта BP, в который Государственное управление валютного контроля (SAFE) инвестировало $2 млрд.

Читайте также:  Аналитический учет капитальных инвестиций

Покорение Европы

В последние годы китайцы активно вкладывались и в активы ряда других европейских стран. Как и в случае с Великобританией, преимущественно в энергетику и крупные инфраструктурные проекты.

К примеру, China Ocean Shipping Company получила концессию сроком на 35 лет на строительство и управление двумя терминалами в греческом порту Пирей. Корпорация Three Gorges Corporation приобрела пятую по величине энергетическую компанию Португалии Energias de Portugal, а крупнейшая в мире электросетевая компания из КНР State Grid получила 25% в португальском системном операторе REN.

По итогам прошлого года Италия заняла вторую строчку в ЕС по привлечению китайских капиталов ($3,5 млрд за весь 2014 год). Сейчас китайским компаниям принадлежит по 2% акций каждой из пяти ведущих итальянских компаний: в энергокомпаниях Eni и Enel, автоконцерне Fiat Chrysler Automobiles, телекоммуникационном гиганте Telecom Italia и производителе кабельной продукции Prysmian. На покупку этих активов SAFE потратило свыше €2,6 млрд. Китайская State Grid купила 35-процентную долю в CDP Reti, компании, отвечающей за электро- и газоснабжение в Италии. Наконец, китайский совладелец появился и у легендарного производителя яхт Ferretti.

По данным общественной организации Fondazione Italia-Cina, на начало 2013 года в Италии насчитывалось почти две сотни малых и средних предприятий, которые были полностью или частично выкуплены инвесторами из материкового Китая или Гонконга.

Главными сделками с участием китайского капитала в этом году стали приобретения китайским конгломератом HNA Group швейцарской компании Swissport, крупнейшего в мире провайдера услуг в сфере наземного обслуживания и обработки грузов в аэропортах, и ирландской компании по лизингу самолетов Avolon Holdings. Сумма сделок составила $2,8 млрд и $2,6 млрд соответственно. Наконец, в этом году коллекция китайских покупок в Европе пополнилась французской сетью курортов Club Med — она досталась крупнейшему частному инвестхолдингу Китая Fosun за $1,1 млрд.

Инвестиции на службе геополитики

Нынешняя инвестиционная активность Китая в Европе отвечает задачам трансформации экономического роста в КНР. «Основная цель китайской инвестиционной экспансии — продвижение экспорта и китайских технологий», — прокомментировал РБК автор нескольких книг по Китаю, профессор Свободного университета Брюсселя Джонатан Хольслаг.

«В Китае на первый план выходит продвижение собственных китайских технологий на внешние, в том числе и европейские рынки. Актуальными останутся и инвестиции в создание финансовых структур», — соглашается Новоселова из ИДВ. К тому же, добавляет она, у Китая крупнейшие в мире золотовалютные запасы (на начало 2015 года — $3,84 трлн), которые не получится использовать преимущественно внутри страны: «Это чревато инфляцией, потому их будут использовать за рубежом».

Из-за повышенного внимания внутри самой КНР к вопросам экологии и роста уровня жизни в ближайшей перспективе будет увеличиваться поток китайских инвестиций в сферу возобновляемой энергии, технологий по защите окружающей среды и в объекты бытовой инфраструктуры, прогнозирует в последнем ежегодном докладе китайская рейтинговая компания Dagong Global. Как самый яркий пример этого — заключенная в ходе нынешнего визита Си Цзиньпина сделка между Aston Martin и China Equity по разработке автомобилей с нулевой токсичностью отработанных газов RapidE.

Одним из подтверждений серьезности китайских инвесторов в отношении Европы служит и недавнее создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, и решение Пекина стать вкладчиком созданного Еврокомиссией Инвестиционного плана для Европы. Китай, таким образом, стал первой не входящей в состав Евросоюза страной, согласившейся инвестировать в этот фонд.

Стремительная экспансия Китая в Европе объясняется и геополитическими мотивами, говорят эксперты. «На фоне ожиданий дальнейших финансовых бонусов от Китая европейские лидеры становятся более снисходительными по ряду политических моментов, вроде отношений Китая с Тайванем и чрезмерной поддержки КНР своих национальных компаний», — уверен Хольслаг. О нарушениях прав человека Кэмерон в ходе визита Си деликатно умолчал.

Кроме того, в отношениях с Китаем в ЕС сохраняется элемент соперничества с США: вслед за договоренностью о Транстихоокеанском партнерстве Вашингтон, вполне вероятно, ускорит и подготовку Трансатлантического соглашения о торговле и инвестициях. Оно может осложнить экономические связи Пекина с ЕС — его крупнейшим торговым партнером (в 2014 году объем двусторонней торговли превысил $615 млрд, а за девять месяцев этого года уже достиг $420 млрд). Поэтому некоторые позиции хорошо было бы застолбить за собой именно сейчас, уверены эксперты.

Наконец, Европа — один из конечных пунктов товаропотока как по морскому, так и по сухопутному пути — для развития последнего Пекин выступил с инициативой создания экономического пояса Шелкового пути. «Стратегия Шелкового пути — это стратегия стимулирования китайского экспорта, — говорит Хольслаг. — Большинство железных дорог и инфраструктурных проектов, сооруженных при содействии Китая, служат составной частью такой модели торговли, при которой у Китая складывается профицит в торговле, а у других стран — дефицит торгового сальдо». На эту стратегию Пекин будет работать следующие 10–15 лет.

Источник

Оцените статью