Инвестиции как вид государственных расходов

Что такое инвестиционные расходы

Упрощенно можно сказать, что инвестиционные расходы – это сумма всех издержек, которые связаны с реализацией проекта. То есть это и сами вложения в проект, и последующие затраты, связанные с его сопровождением, обслуживанием и т.п. Каждый инвестор должен заранее просчитать инвестиционные затраты, чтобы понимать, насколько выгодным окажется конкретный бизнес, и стоит ли вкладывать в него деньги в данный момент.

Содержание статьи

Что такое инвестиционные расходы

Это понятие тесно связано с издержками, затратами, поскольку любая инвестиция – расходы средств для получения прибыли в определенные сроки. Вложения в бизнесе связаны с приобретением капитала (финансового или физического), который в дальнейшем будет приносить деньги. На практике в связи с этим нередко говорят о капитальных вложениях.

Например, инвестор вкладывает в покупку ценных бумаг. Тогда затраты на инвестиции будет входить не только сама покупка, но и расходы на комиссионное вознаграждение, обслуживание банковского счета и т.п..

Если же речь идет о классическом бизнесе (например, открытие магазина), то в инвестиционные расходы фирм входят все виды издержек, которые нужны для создания предприятия и его успешного функционирование – например, аренда, покупка товара, оборудования, сырья, транспортные расходы и многое другое. Создание компании и ее развитие всегда связано с инвестиционными затратами. Поэтому умение просчитать расходы, а также взвесить возможные риски очень важно для любого инвестора. Для этого в первую очередь нужно разобраться в том, какие виды расходов встречаются на практике, т.е. узнать об их классификации.

Классификация расходов

Существует достаточно много критериев классификации инвестиционных расходов. С практической точки зрения они имеют значение в том смысле, что помогают упорядочить смету расходов и более четко представить, какие траты занимают большую или меньшую долю. Благодаря этому инвестор уже на начальном этапе может предвидеть, на каких видах издержек можно сэкономить, и как это лучше сделать.

Постоянные и переменные

Строго говоря любые траты переменные, поскольку в рыночной экономике ни одна цена не является фиксированной за крайне редкими случаями (например, жизненно важные лекарства, социальные товары и т.п.). Поэтому в долгосрочной перспективе (3-5 лет и более) любой инвестиционный расход будет меняться – как правило, в большую сторону.

Однако если говорить о краткосрочном периоде (1-2 года), то все затраты следует разделить на 2 категории:

  1. Постоянные издержки не изменяются за это время и не зависят от объемов производства. Это арендные платежи, затраты на капитальный ремонт, расходы административного характера.
  2. Переменные меняются и напрямую зависят от объема производства: чем больше продукции получено, тем больше расход. Это сырье, электроэнергия и другие коммунальные услуги, транспортные расходы.

С практической точки зрения инвестору важно, чтобы все траты «работали» с максимальной отдачей. Например, есть переменные расходы на электроэнергию для работы производственного оборудования. Если аппарат производит в сутки 100 единиц продукции, но при этом может работать в 2 раза мощнее, стоит увеличить его производительность. Однако использование на полную мощность приводит к быстрому износу, поэтому в каждом случае предпочтительно принять некое компромиссное решение.

Прямые и косвенные

Прямые затраты непосредственно связаны с инвестиционным проектом, поскольку они направлены непосредственно на поддержание объекта. Это сами инвестиции (приобретение финансовых активов), регистрация компании, заработная плата, транспортные издержки и многое другое. Косвенные расходы непосредственно не связаны с обслуживанием проекта, хотя они также имеют отношение к нему, например:

  • услуги связи;
  • арендные платежи;
  • плата за коммунальные услуги и уборку помещения;
  • проведение корпоративов, подарки сотрудникам к памятным датам и т.п..

Очевидно, что именно прямые расходы являются наиболее важными для поддержания бизнеса в нормальном состоянии. Они занимают большую долю в общем бюджете, а на косвенные (накладные) расходы уходит меньше средств. Поэтому экономить в первую очередь возможно именно на косвенных, а не прямых издержках.

Чистые и валовые

Любые траты могут направляться либо на поддержание состояния компании (проекта), либо на ее расширение, т.е. развитие бизнеса. В первом случае говорят о валовых инвестиционных расходах – это траты на аренду, покупку сырья для производства продукции, фонд заработной платы и др.. Во втором случае речь идет о чистых расходах, т.е. это вложения в приобретение новых мощностей, товаров, ценных бумаг с целью получения дополнительной прибыли в обозримой перспективе.

Между валовыми и чистыми затратами всегда должен сохраняться разумный баланс, поскольку при вложении в новое предприятие недопустимо рисковать средствами, которые предназначены для поддержания старого проекта в нормальном состоянии. Поэтому при совершении новых капиталовложений учитывают правила риск-менеджмента.

Контролируемые и неконтролируемые

Теоретически инвестор может повлиять на размер любой траты, т.е. он может контролировать все издержки. Но на практике возникают ситуации, когда отдельные виды расходов не поддаются непосредственному контролю. Например, для магазина крайне важно выбрать конкретное место (в торговом центре, рядом с автотрассой, в густонаселенном микрорайоне и т.п.). Поэтому хотя теоретически всегда есть выбор суммы, которая будет потрачена на аренду, в данном случае возможности для принятия решения минимальны.

С другой стороны, если инвестор вкладывает деньги в музыкальный бизнес и арендует помещение для записи композиций, само место расположения не имеет особого значения, однако предъявляются определенные требования к материалам стен и перекрытий для создания нормальных условий акустики. Поэтому один и тот же вид издержек (аренда) в одних случаях будет контролируемым, а в других – неконтролируемым.

Возмещаемые и невозмещаемые

К возмещаемым затратам относятся те, за которые изначально по договору предусмотрена компенсация. Например, строительная компания занимается возведением нового объекта, причем для этого понадобится командировать нескольких сотрудников для получения соответствующего опыта. Тогда она может изначально договориться с заказчиком (инвестором) о том, что эти расходы будут компенсированы в полном объеме.

В остальных случаях говорят о невозмещаемых расходах. Очевидно, что таких издержек всегда больше, потому что основная цель вложений – получение прибыли, а не компенсации. Прибыль не может быть гарантирована, а компенсация всегда прописывается в соответствующем договоре.

Возвратные и невозвратные

В первом случае компания всегда может вернуть свои расходы, если она прекратит работать на рынке – например, можно продать оборудование, устроить распродажу товаров и т.п.. Но большинство издержек окажутся невозвратными – невозможно «вернуть» заработную плату, затраты на аренду, регистрацию компании.

Явные и неявные (скрытые)

Однако могут возникнуть и такие ситуации, когда затрата будет неявной, т.е. скрытой. Это означает, что изначально предвидеть ее невозможно ввиду:

  • отсутствия соответствующих знаний;
  • возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Читайте также:  Законодательстве российской федерации инвестиции

Поэтому в бизнес-планах всегда учитывают средства резервного фонда, которые должны составлять минимально порядка 100-200 тысяч рублей. Эти средства тратятся по необходимости и сберегаются по крайней мере в течение первого года существования бизнеса. В дальнейшем, при получении значительной прибыли деньги можно вложить в развитие компании. Однако часть средств все равно нужно зарезервировать.

Бюджет инвестиционных затрат

Перед открытием новой фирмы или созданием финансового проекта каждый инвестор составляет подробный бюджет, в котором прописываются расходы и доходы на каждом этапе развития. Существует несколько видов бюджетов, один из них – бюджет инвестиционных затрат. В наиболее простом случае этот финансовый документ содержит описание размеров инвестиций, а также ожидаемый доход в установленный срок. При этом в проекте отражают не только финансовые показатели, но и другие параметры, которые также влияют на прибыль (количество покупателей, проходимость и т.п.).

На практике при составлении инвестиционного проекта сначала определяют полный перечень издержек, важнейших целевых показателей и срока их достижения.

Любому инвестору важно хорошо представлять, какие инвестиционные расходы необходимы для открытия, поддержания и развития конкретного проекта. Поэтому важно разбираться не только в практических вопросах, но и представлять себе структуру издержек, т.е. изучение теории в данном случае так же необходимо, как и накопление личного опыта.

Источник

Инвестиционная деятельность государства в расходах бюджета Российской Федерации

«Финансовое право», 2007, N 10

Как известно, инвестиции — совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства .

См.: Краткий юридический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 248.

Важнейшим средством повышения эффективности инвестиционного потенциала Российской Федерации, проведения целенаправленной экономической политики является государственное регулирование инвестиционной деятельности. В экономической политике последних лет достаточно четко просматривается реализация идеи о повышении роли государства и строительства «государственного капитализма» с учетом социального компонента.

Понятие инвестиционной деятельности впервые было законодательно определено только в 1991 г. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему времени документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах — пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства.

Так, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определил правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории России, а также установил гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации» определил основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; установил правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. N 9. 1999. Ст. 1096.

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Термину «инвестиционная деятельность» можно дать широкое и узкое определение. Инвестиционная деятельность в широком смысле — это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода. Подобная трактовка содержится в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которым под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В узком смысле инвестиционная деятельность, или собственно инвестирование, представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения.

Инвестиционная деятельность в рыночных условиях хозяйствования является предпринимательской деятельностью и осуществляется на инвестиционном рынке, состоящем из рынка объектов реального инвестирования, рынка объектов финансового инвестирования и рынка объектов инновационных инвестиций.

Исторический опыт показывает, что государство и другие государственно-правовые образования всегда относились и должны относится к числу наиболее надежных партнеров в имущественных отношениях.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, так как повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы — важнейшая задача государства на современном этапе.

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам — важнейший источник капитальных вложений во многих странах мира. Данные схемы государственного финансирования инвестиционных проектов практикуются и в России.

При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов, и перевод капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер. Высокую степень приоритетности следует придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечения внутреннего спроса в экономике.

Условием эффективности государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономике условий, в том числе и институциональных.

Отдельным аспектом участия государства в инвестиционной деятельности является региональная инвестиционная деятельность, которая важна для становления национальной экономики. Подтверждением данного тезиса может служить то обстоятельство, что в Европейском Союзе (ЕС) в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривается именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики.

В условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится способность как отдельных регионов, так и страны в целом быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять оперативную адаптацию за счет арсенала средств инвестиционного развития экономики .

Читайте также:  Размер dag ethereum classic сейчас

См.: Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. М.: Финансы, Юнити, 2000. С. 256.

С учетом территориальной протяженности и богатого потенциала российских регионов развитие в них инвестиционной деятельности может дать весомый экономический эффект. Очевидно, национальная экономическая стратегия нашей страны должна основываться на первоочередном развитии мощного инвестиционного потенциала каждого региона с учетом его специфических особенностей . Поэтому региональная инвестиционная политика представляется важным шагом на пути к созданию национальной инновационной системы в России .

См.: Колтынюк Б.А. Инвестиции: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. С. 429.
См.: Инвестиции: Учеб. пособие / Игонина Л.Л.; Под ред. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005. С. 365.

Региональная экономика в России должна строиться с учетом традиционных отраслевых особенностей развития и сырьевой обеспеченности: одни экономические районы будут специализироваться на развитии легкой и пищевой промышленности, другие — на производстве принципиально новой машиностроительной продукции, третьи будут ориентированы на инновации в отраслях, обслуживающих туристический сектор. Только при таком подходе возможно в самые сжатые сроки получить надежную основу для устойчивого экономического роста .

См.: Толстошеев В.В. Региональное экономическое право: Учебно-практич. пособие. М.: Изд-во «БЕК», 1999. С. 181.

Стоит отметить, что активизация инвестиционной активности государства нередко сочетается с явно неинвестиционной ориентацией федерального бюджета (выделение на инвестиционные цели и задачи недостаточного объема ресурсов; сокращение инвестиционных статей бюджета при возникновении проблемы бюджетного дефицита или профицита; финансирование инвестиционных расходов по остаточному принципу).

В силу ограниченных ресурсов капитальных вложений, которые государство может выделить на инвестиционные проекты, используется бюджетная политика точечного поддержания инвестиционной деятельности, суть которой состоит в том, что государство инвестирует исключительно конкретные проекты, и только под конкретные результаты. Указанные действия позволяют снизить инвестиционную нагрузку на бюджет, а также привлечь свободные средства независимого бизнеса в поддерживаемые государством проекты. Ориентированность инвестиций на конечный результат в настоящее время введена в ранг государственной политики Российской Федерации.

Данный подход основывается на составлении государственной инвестиционной программы. Все проекты в рамках этой программы ранжируются по степени социально-экономической отдачи, учитывающей положительное влияние проектов на эффективность экономики в целом. В государственном бюджете устанавливается, какие именно проекты будут реализованы, что позволяет обеспечить наибольшую экономическую отдачу от бюджетных средств и предотвратить бюрократический произвол.

Отметим, что в рамках бюджета возможна разработка инвестиционной составляющей бюджета по каждой отрасли народного хозяйства отдельно — в результате планирование инвестиций оказывается децентрализованным и учитывает отраслевую специфику.

Остаточная государственная инвестиционная политика пока не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов, как потенциальных источников инвестиций, государство переходит от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. В настоящее время ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Государственные централизованные вложения обычно направляются на реализацию ограниченного числа региональных программ: создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. Приоритетными направлениями при этом, с точки зрения бюджетного финансирования, являются: выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение топливно-энергетической и продовольственной проблем; поддержание научно-производственного потенциала; выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районам с чрезмерно низким уровнем жизни населения.

Государство как участник инвестиционной деятельности, выступая в качестве инвестора, равноправного субъекта гражданско-правовых отношений в инвестиционной деятельности, одновременно осуществляет ее верховенство в пределах государственной территории и организует свою законодательную, исполнительную и судебную власть путем принятия правовых предписаний. В то же время государство выступает и собственником имущества. Управление государственной собственностью является административной, властной деятельностью. Организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий органов государства: выступая как собственник, государство должно решать задачу по эффективному управлению своим имуществом, что подразумевает, в свою очередь, наличие инвестиционных отношений, в которых оно выступает в качестве инвестора. Для участия государства в качестве инвестора ему необходимо иметь самостоятельную правосубъектность .

См.: Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. N 1. С. 57.

Естественно, участие государства в инвестиционных правоотношениях обусловлено прежде всего необходимостью реализации публичных задач, стоящих перед ним, что отражается на его гражданской правоспособности. Это позволяет говорить о государстве как об особом субъекте права со специальной правоспособностью, определяемой нормами как частного, так и публичного права . Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичный интерес, за которым стоит все общество в целом, а с другой — подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что зачастую приводит к конфликту указанных интересов. Отметим, государство в отличие от других субъектов права самостоятельно, через соответствующие законы, определяет объем своей гражданской правоспособности и свой имущественный статус, в связи с чем важно, чтобы законы строго поддерживали баланс публичных и частных интересов, обеспечили надежную защиту прав участников инвестиционных отношений .

См.: Трапезников В.А. Особенности правового статуса государства как участника инвестиционных отношений // Право и политика. 2006. N 1.
См.: Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: Учебно-практическое пособие. М.: Wolters Kluver, 2006. С. 380.

Анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному выводу о невозможности обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиление роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. Следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе.

При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой — тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению.

Возможности обеспечения приемлемой динамики экономического развития во многом ограничены низкими масштабами внутренних накоплений, снижением капиталоотдачи вложений в реальном секторе экономики. Эти особенности российской экономики в ближайшее время будут определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом жестких ресурсных ограничений и несформированности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и «точечного инвестирования», повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.

Данная специфика воздействует и на формы участия государства в инвестиционной деятельности. Роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих особое государственное значение. Важное значение приобретает регулирование инвестиционного процесса, направленное на создание благоприятного режима для деятельности частных инвесторов.

Читайте также:  Как открыть litecoin кошелек если он есть

Осуществление инвестиций государства и муниципальных образований происходит за счет средств соответствующих бюджетов. Бюджетный кодекс РФ предусматривает в составе капитальных расходов бюджетов расходы, обеспечивающие инвестиционную деятельность, включая расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 67) . Экономическая классификация расходов бюджетов РФ в составе капитальных расходов предусматривает капитальные вложения в основные фонды, к которым относит их приобретение, модернизацию, капитальное строительство и капитальный ремонт .

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3338.

Представляется, что ввиду присутствия в бюджетном законодательстве значительных пробелов отнесение бюджетных расходов в разряд капитальных вложений не может быть осуществлено иначе, чем посредством применения по аналогии правил определения состава основных фондов, установленных для юридических лиц.

При этом понятие «капитальные вложения» не раскрыто в Бюджетном кодексе РФ и не имеет единого содержания в нормах, регламентирующих учет соответствующих расходов различных инвесторов. Объекты капитальных вложений и способы их осуществления в бухгалтерском учете определяются неоднозначно, их состав имеет варианты содержания в зависимости от видов субъектов, осуществляющих вложения, а сам термин «капитальные вложения» раскрывается сегодня только в нормативных актах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в кредитных организациях. Бюджетное законодательство не содержит норм, позволяющих установить точный круг объектов государственных и муниципальных капитальных вложений .

См.: Антипова О. Понятие «капитальные вложения» // Юридический мир. 2005. N 10.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» изменена бюджетная классификация расходов бюджета — исключена экономическая классификация расходов бюджета, в том числе выделение капитальных расходов бюджета, под которыми ранее понималась часть расходов бюджета, обеспечивающая инвестиционную и инновационную деятельность .

Статьи 19, 67 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 19 декабря 2006 г.).

Однако законодатель полностью не отказался от понятия «инвестиции» в бюджетном законодательстве — инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц сохранились как форма расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ).

Кроме того, законодатель сохранил узкоспециализированные статьи, посвященные регулированию инвестиционной деятельности государства, конкретизировав их содержание. В частности, ст. 79 БК РФ, в предыдущей редакции именовавшаяся «Расходы на финансирование бюджетных инвестиций», получила наименование «Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности». Данная статья в новой редакции конкретизирует основные направления использования средств бюджета в рамках инвестиционной деятельности государства, устанавливает также, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства осуществляются в форме капитальных вложений; более четко определяет объекты и субъекты бюджетного инвестирования, а также порядок принятия решений в рассматриваемой сфере. Законодатель также акцентирует внимание на основании критерия — стоимости проекта; на уровне принятия решения и учете инвестиционной программы.

При этом понятие «капитальные вложения» не нашло своего отражения в новой редакции Бюджетного кодекса РФ. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) определяет капитальные вложения (ст. 1) как инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Также законодатель изменил содержание ст. 80 БК РФ, конкретизировав ее с учетом специфики бюджетного процесса в Российской Федерации (п. п. 2, 3 ст. 80 БК РФ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ). В изменениях, внесенных законодателем в указанные статьи, четко усматриваются, в отличие от прежних редакций, попытки разработать саму процедуру бюджетного инвестирования. Отметим, что наиболее значимым является закрепление законодателем этой процедуры в акте, обладающем приоритетом над всеми иными нормативно-правовыми актами (исключая Конституцию РФ), регулирующими бюджетные отношения.

Учитывая вышеизложенное, целесообразно:

  1. В состав классификации расходов бюджета ввести капитальные расходы бюджета с целью реализации принципов бюджетной системы (в ред. Закона от 26 апреля 2007 г.):
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета (ст. ст. 28, 32 БК РФ);
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. ст. 28, 34 БК РФ);
  • прозрачности (открытости) (ст. ст. 28, 36 БК РФ);
  • достоверности бюджета (ст. ст. 28, 37 БК РФ);
  • адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. ст. 28, 38 БК РФ).

Это предполагает изменение редакции п. 3 ст. 21 БК РФ с включением дополнительного раздела к пп. 4 данной статьи «капитальные расходы бюджета». Предлагаемая редакция позволяет объединить в составе единой классификации целевые программы, проекты для осуществления бюджетных инвестиций и иные расходы бюджета, целью которых является создание или увеличение государственной (муниципальной) собственности; учитывает, что данный вид расходов заранее прогнозируем; позволит вести обособленный учет такого рода расходов как по уровням, так и по бюджетной системе в целом; позволит реализовать положение об эффективности расходов как принципа бюджетной системы через обособленный учет результатов; закрепление данного вида расходов в классификации расходов бюджета позволит избежать необоснованной диспропорции финансового обеспечения долгосрочных и текущих задач.

  1. Изменить формулировку п. 1 ст. 79 новой редакции Бюджетного кодекса РФ, удалив указание на капитальные вложения как форму осуществления бюджетных инвестиций, так как капитальные вложения Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) определяются как «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты», а не как форма осуществления этих вложений.

Кроме того, такая формулировка учитывает историческую принадлежность термина «капитальные вложения» к законодательству о бухгалтерском учете, где данный термин предполагает учет особенностей объектов вложения, а не форму их осуществления. Такой подход исключил бы необходимость уяснения субъектами инвестиционной деятельности значения термина «капитальные вложения» посредством раскрытия содержания другого термина — «объект основного капитала» .

Источник

Оцените статью