Инвестиции как средство для инновационной деятельности

Инвестиции как средство для инновационной деятельности

Во многих программах экономического развития и выступлениях российских политиков подчеркивается и акцентируется внимание на важности привлечения инвестиций для инновационных процессов хозяйственных систем и страны в целом. Зарубежный опыт доказал, что постоянный приток инвестиций является главным фактором формирования благоприятного климата и основой экономического роста. Однако, несмотря на политическую и макроэкономическую стабилизацию в нашей стране, приток инвестиций, по данным Федеральной службы государственной статистики [9], постоянно снижается. В связи с чем поиск возможных вариантов привлечения, как отечественных инвестиций, так и зарубежных инвестиций остается в фокусе пристального внимания всех заинтересованных лиц, а именно микро-, мезо- и макроуровнь хозяйствования.

Дискуссионные вопросы о роли и важности инвестиций в инновационных процессах в последние годы демонстрируют сложный комплекс интересов. Целью привлечения инвестиций является не только привлечение финансовых ресурсов, но и развитие экономики микро- и мезоуровней, а, следовательно, и страны в целом в контексте роста инноваций. Поэтому можно полагать, что все хозяйственные системы всех уровней хозяйствования имеют потребность в инвестиционном капитале не столько как в источнике финансирования, сколько в индикаторе инновационного развития.

На сегодняшний день очень важно, что проведена выработка национальных приоритетов и сформированы методы регулирования инновационной модернизации экономики, в результате чего появляется возможность поляризации инвестиционных ресурсов в наиболее значимых направлениях.

Переход экономики нашей страны на инновационный путь развития требует привлечения и вложения инвестиционных ресурсов. На данном этапе считаем, что необходимо определить потребности страны в инвестициях, необходимых для сбалансированного их вложения в отрасли и регионы с учетом инновационной приоритетности развития последних для России в целом. Здесь особое внимание следует обратить на определение тех издержки, к которым экономика должна быть готова для внедрения инноваций [7].

Райзберг Б.А. и др. в современном экономическом словаре дают определение инвестициям как вложение капитала с целью получения прибыли [5]. Таким образом, можно утверждать о том, что инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики.

Федеральный закон об инвестиционной деятельности РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений, гласит, что:

  • инвестиции ‒ это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
  • инвестиционная деятельность ‒ это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [10].

В зарубежном законодательстве под инвестиционной деятельностью обычно понимается предпринимательская деятельность, направленная на привлечение свободных денежных средств неопределенного круга лиц с целью помещения их в ценные бумаги и извлечения в результате совершаемых с ценными бумагами операций прибыли. В соответствии с таким пониманием инвестиционная деятельность осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, специализированными институтами, например, инвестиционными компаниями, инвестиционными фондами, а также иными организациями, получившими лицензию на осуществление соответствующей деятельности [3].

Что же касается инноваций, то само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Именно Шумпетером был впервые введен данный термин в экономике [11].

Питер Друкер в своей научной работе «Бизнес и инновации» [2] считает, что данный термин происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» – «в направлении изменений». Автор же считает, что инновация ‒ это не всегда что-то новое, а только то, что реально увеличивает эффективность чего-либо.

Интересным автору представляется определение инновационной деятельности, представленное свободной энциклопедией Википедия, а именно ‒ это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям [6].

Рассмотрев терминологический аппарат понятий инновации и инвестиции, автор считает, что баланс развития именно этих двух глобальных и масштабных направлений позволит хозяйственным системам всех уровней (макро-, мезо-, микро-) функционировать эффективно и в соответствии с современными условиями.

Дискуссионные вопросы о роли и важности инвестиций и инноваций в последние годы демонстрируют сложный комплекс интересов. Целью привлечения инвестиций является не только привлечение финансовых ресурсов, но и развитие экономики микро- и мезоуровней, а, следовательно, и страны в целом в контексте роста инноваций. Поэтому можно полагать, что все хозяйственные системы всех уровней имеют потребность в инвестиционном капитале не столько как в источнике финансирования, сколько в индикаторе развития инновационной деятельности.

В настоящее время формирование инновационной политики является наиважнейшим условием выработки основ устойчивого развития на уровне предприятий и организаций, регионов и государства в целом. Инновации и инвестиции являются главными составляющими трансформации любой хозяйствующей системы. Неотъемлемым элементом инновационной деятельности хозяйствующей системы являются инвестиции. Инвестиционная деятельность в современных условиях хозяйствования сопровождается проблематикой в сфере инновационной деятельности. Среди множества общих проблем инновационной и инвестиционной деятельности особое значение должно отводиться мероприятиям по их сбалансированности.

Читайте также:  Внешние инвестиции это доход или расход

После проведения ориентировочной оценки инвестиционных потребностей возможно определение достаточности источников их финансирования.

Источниками финансирования инвестиций являются [4]:

1. Собственные средства предприятий (в том числе прибыль, остающаяся в распоряжении организаций). Главным источником финансирования инвестиций служат собственные средства предприятий. Однако статистика показывает, что для инновационного развития собственных средств всегда недостаточно.

2. Привлеченные средства, включающие средства федерального, регионального и местного бюджетов; банковские кредиты; заемные средства других организаций; средства внебюджетных фондов; средства от эмиссии акций, средства венчурных фондов и др. Не менее значимая роль в решении данных инвестиционных проблем развития инновационной деятельности отводится внешним источникам инвестирования. Исследования средств массовой информации и различной периодики показывают, что существующие формы источников инвестирования лишь частично удовлетворяют потребности инновационных предприятий.

В современных условиях взаимодействие инновационных структур с внешними организациями основано в большей степени на «творческом» обмене опытом, изучении методов работы [8]. По мнению автора, данные отношения необходимо «строить» на взаимовыгодном сотрудничестве, выраженном в виде совместного проведения выставок, встреч с инвесторами, конкурсов инноваций, разработке и реализации программ привлечения инвестиций в инновационную деятельность.

Таким образом, существующие в настоящее время источники инвестиционного обеспечения инновационного развития не удовлетворяют запросам хозяйствующих субъектов, поэтому, по мнению автора, для формирования эффективного механизма привлечения внешних финансовых средств в инновационную сферу необходимо:

  • разработать и сформировать коммуникационные каналы поддержки инновационного бизнеса;
  • обеспечить проведение и коммуникационное сопровождение конкурсов на лучшие инновационные проекты;
  • максимально увеличить размер субсидий и субвенций;
  • разработать и реализовать механизмы поэтапного финансирования проектов;
  • увеличить число лизинговых компаний, участвующих в финансовом обеспечении инновационных структур;
  • расширить номенклатуру кредитных продуктов и совершенствовать условия их кредитного обеспечения;
  • изменить форму взаимодействия субъектов инновационного бизнеса с «творческого взаимодействия» на «взаимовыгодное сотрудничество»;
  • развивать инновационную и инвестиционную инфраструктуру на микро-, мезо- и макроуровнях хозяйствования;
  • способствовать созданию и увеличению венчурных фондов.

На наш взгляд, очень важным является разработка такого механизма, при котором инвестиционная деятельность будет согласована с инновационной деятельностью и будет включать следующие составляющие:

  • разработку новых нормативно-правовых документов и корректировку действующего законодательства, регулирующего вопросы привлечения инвестиций в инновационную деятельность;
  • создание и координацию работы научно-технического совета по отбору инновационных проектов для участия в международных программах финансирования;
  • поддержку и оказание консалтинговых услуг инновационных субъектам по вопросам привлечения инвестиций.

Огромную роль в решении инвестиционных проблем должны сыграть встречи руководителей инновационных предприятий и потенциальных инвесторов [1]. Для достижения наибольшего эффекта и получения необходимых инвестиционных ресурсов данные встречи должны носить периодический характер. Первоначально проблемой, с которой могут столкнуть как организаторы, так и руководители инновационных предприятий, является доверие потенциальных инвесторов к инновационным проектам. Организация встреч также предполагает проведение экономических и финансовых экспертиз инновационных проектов с целью снижения недоверия у потенциальных инвесторов к востребованности результатов проекта на рынке. В большей степени привлекательными эти встречи могут оказаться для зарубежных инвесторов, поскольку венчурные фонды в России не ориентированы на инвестирование наукоемких производств.

Результатом данных встреч должно стать формирование портфеля эффективных инвестиций в инновационные сектора. При отсутствии необходимых ресурсов и проведении неуспешных встреч информации по инновационным проектам размещается в виде постоянно доступной для инвесторов базы данных.

В связи с огромным территориальным пространством России деловые встречи инвесторов и руководителей инновационного бизнеса могут проходить в интерактивной форме посредством компьютерных технологий: телемост, on-line встречи, интернет-технологии. Преимуществом данной формы привлечения внешних источников инвестиций является экономия времени и финансовых средств.

Одним из аспектов общей проблемы привлечения инвестиций в инновации является круг вопросов, связанных с методологическим подходом к источникам инвестиционного обеспечения и оценкой инвестиционной привлекательности. В ходе такой оценки факторам риска и неопределенности должно уделяться не меньшее внимание, чем факторам, определяющим инновационное развитие и уровень эффективности тех или иных инвестиций в экономику. Как известно, специфика анализа эффективности предлагаемых инвестиций с точки зрения учета факторов риска такова, что наиболее эффективный первичный анализ дают методы экспертных оценок. Несмотря на то, что данные методы в качестве базовой информации используют субъективные суждения отдельных специалистов, методология экспертного анализа в настоящее время представляет собой высокоразвитое направление, обеспечивающее исследователей научно обоснованным инструментарием.

Рецензенты:

Сибирская Е.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орел;

Шманёв С.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики предприятий, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орел.

Источник

Инновационное направление инвестиций

Достаточно давно и практически на всех уровнях звучит очевидная мысль о том, что без реального включения инновационного фактора Российской экономике будет очень сложно подняться на достойное место. В первую очередь, данный вопрос стоит на уровне национальной безопасности и служит лейтмотивом трансформации государственной инвестиционной политики, которая пока не приобрела форму радикальных изменений. Инвестиции в инновации должны в ближайшее время претерпеть качественные и количественные изменения. Приглашаю к размышлениям на эту тему.

Место инноваций в инвестиционной практике

Под инновацией следует понимать комплекс изобретения, новшества и нововведения в материальной или интеллектуальной сфере, являющийся результатом творчества людей, доведенный до стадии коммерческого или иного нового продукта. Инновации осуществляются в области техники и технологии, управления и организации. Такие нововведения способны существенно изменить рыночную позицию субъекта инвестиций за счет очевидных преимуществ перед конкурентами. Основной целью они имеют обеспечение в будущем экономических выгод. Ожидаемые выгоды значительно превышают эффекты от обычных в традиционном понимании инвестиций, свойственных соответствующей отрасли деятельности. Инновации имеют три фундаментальных параметра, которые необходимо учитывать.

  1. Присутствие творческого процесса, являющегося основой изобретений и нововведений.
  2. Отличительная новизна инноваций.
  3. Результатом инноваций служит генерация дополнительного дохода, который подлежит оценке.
Читайте также:  Chia seed advanced hydro toner

Существенное значение имеет формализация указанных параметров для целей объективности и подлинности инноваций. Понятие творческого процесса тесно связано с системным явлением проблемы, которая имеет форму проявленных и скрытых трудностей и возможностей. Они охватывают области менеджмента, товарных, интеллектуальных продуктов, представленных на рынке и в обществе. Выявление корневых проблем и возможностей происходит в результате исследований, которые основаны на научном подходе. Бюджеты НИОКР служат количественным измерителем инвестиций субъектов деятельности в исследования как части творческого процесса инноваций.

Формальный характер отличительной новизне придает получение патента на изобретение. Этим фактом подтверждаются его уникальность и охраняемые на государственном уровне права. Вторичным эффектом патентной регистрации является оригинальность новой идеи и разработки. Новый доход, который генерируется в результате введения результатов изобретения в практику бизнеса или других общественных институтов, фиксирует в количественном формате факт полезности нововведения. Доход служит «линией водораздела» между изобретением и реализованной инновацией. Генерируемый доход является комплексной категорией и подразумевает следующие выгоды:

  • приращение прибыли;
  • увеличение рыночной доли компании;
  • снижение издержек;
  • роялти по договору коммерческой концессии;
  • лицензионные платежи.

Инвестиции и инновации – тесно взаимосвязанные категории, описывающие идентичные по экономической природе процессы вложений средств, которые осуществляются с близкими целями. Инновационные проекты являются частными случаями инвестиционных проектных задач, для которых экономическая эффективность прогнозируется на значительно более высоких уровнях. Вместе с тем, и рисковая составляющая для инновационных вложений существенно выше, что в российских условиях слабого рынка мешает их развитию.

Виды и направления инвестиций в инновации

В международной практике разработаны и действуют специальные методологические принципы для статистического измерения результатов инновационной деятельности. Евростатом разработано OSLO MANUAL – общепризнанное руководство, включающее данные основополагающие принципы. В 2005 году выпущена третья редакция настоящего руководства, в котором дается определение инноваций и их основные типы:

  • стратегические инновации;
  • технологические (продуктовые, процессные) инновации;
  • управленческие нововведения;
  • организационные инновации;
  • маркетинговые новшества;
  • экологические инновации;
  • эстетические инновации.

Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер в 50-е годы XX века впервые ввел в экономическую терминологию понятие инноваций. Наиболее известна его «Динамическая концепция экономического цикла», в которой ученый выделил несколько инновационных направлений. Кратко можно определить пять вариантов нововведений.

  1. Научные открытия и радикально новые подходы к применению продуктов, открывающие возможности для внедрения технологических инноваций, которые воодушевленно воспринимаются рынком.
  2. Разработка и производство продукта с совершенно новыми потребительскими качествами, которых до настоящего времени не было представлено на рынке.
  3. Создание абсолютно нового рынка для реализации действующих продуктов одной из отраслей.
  4. Инновация источника или сырья для создания продукта.
  5. Управленческая или организационная инновация.

По степени новизны различают следующие виды инноваций:

  • базовые нововведения (инновации закладывают основу для возникновения целой новой отрасли);
  • улучшающие инновации (глубокая модернизация созданного ранее продукта);
  • псевдоинновации (продлевают срок жизни улучшающих инноваций).

В последние годы состав институтов, обеспечивающих инновации, постоянно растет. Указом Президента РФ от 18.06.2012 за № 878 комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России преобразована в Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Инновационная и инвестиционная деятельность занимает все большее место в экономической политике государства. В настоящее время действуют пять стратегических направлений в сфере инноваций, обеспечение реализации которых является приоритетным.

  1. Проекты энергоэффективности и ресурсосбережения.
  2. Проекты, относящиеся к ядерным технологиям. Среди перспективных направлений: управляемый термоядерный синтез (практическое освоение к 2050 г.), замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейронах (к 2030 г.).
  3. Проекты в сфере компьютерных технологий и ПО. Наиболее весомо среди данных проектов выглядит направление «Развитие суперкомпьютеров и ГРИД-технологий» (ГРИД-технологии – форма распределенных вычислений, виртуальный суперкомпьютер).
  4. Проекты в области космических технологий и телекоммуникаций.
  5. Проекты по разработке отечественной медицинской техники и фармацевтика мирового уровня.

Статистическая поддержка инвестиций в инновации

Ни одна цель в современной экономике не достижима без перевода в задачный формат. Присутствие пяти задачных параметров определяет само наличие задачи как средства и объекта управления. Данному вопросу посвящена отдельная статья на тему определения целей и задач проекта. Напомню лишь, что формулировка задачи подразумевает количественное определение результата, что придает ей точность и однозначность понимания постановщика и ответственного ресурса критерия достижимости.

Из настоящих посылов следует, что для решения задачи мощного инновационного прорыва требуется информационный плацдарм, опираясь на который удастся построить стратегически выверенные векторы изменения уровней показателей. Измененные параметры инновационной деятельности засвидетельствуют тот самый прорыв, к которому стремится общество. Поэтому статистика играет важную роль и в формировании исходного цифрового базиса, и в свидетельстве качественных изменений.

Действия Росстата не безупречны, но заслуживают внимания, поскольку Федеральная Служба вполне справляется со своими задачами. За основу для рассмотрения результатов статистических отчетов далее взят отчет Росстата «Статистика инноваций в России» с анализом динамики инновационных параметров с 2000 по 2014 годы. Далее представлены основные определения инновационным понятиям, которые применяет Служба в практике сбора и обработки информации.

Читайте также:  Принцип одного окна при инвестициях

В западной управленческой методологии существует концепция BSC, которая использует многоуровневый состав показателей результативности (КПР/KPI). Российская управленческая наука оперирует ключевыми показателями эффективности (КПЭ), которые несколько отличаются от КПР, но по сути играют ту же роль количественных параметров задач для постановки их ответственным ресурсам. Для вывода КПЭ важную роль играют статистические измерения инновационной деятельности, включающих ряд параметров, таких, например, как:

  • число зарегистрированных патентов;
  • размер осуществленных платежей за инновационные технологии;
  • количество созданных инноваций;
  • затраты на инновационные цели по отраслям, регионам и отдельным компаниям;
  • уровень инновационной активности предприятий, отраслей и регионов.

Далее приводятся примеры динамики некоторых статистических показателей в сфере инвестиций в инновации из представленного перечня.

Основные проблемы российской инновационной политики

С учетом имеющегося статистического базиса сформировать состав КПЭ по задачам инновационного развития не составляет труда. В настоящий момент основные элементы инновационной инфраструктуры созданы. Государство активно участвует в финансировании инноваций через созданную Российскую венчурную компанию. Налоговое законодательство имеет аналогичную лучшим западным образцам модель льготирования инноваций. Принята IV часть ГК, регулирующая вопросы, связанные с оборотом и защитой прав интеллектуальной собственности. Созданы государственные вертикально интегрированные корпорации на ключевых инновационных направлениях экономики. Государство проводит свою инновационную политику посредством следующих методов:

  • прямые методы влияния через бюджет;
  • прямое административное воздействие;
  • прямые методы регулирования через институты развития;
  • косвенные методы влияния через установление «правил игры»;
  • косвенные методы инфраструктурного развития.

В последние годы достаточно много и в СМИ, и на уровне руководства страны говорится о национальной инновационной системе (НИС). Под ней предлагается понимать совокупность экономических субъектов, объединенных в систему реализации инновационной деятельности на основе действующих в государстве институтов. НИС в России действует, институтов развития достаточно, но до сих пор не понятно, кто персонально несет ответственность за решение задач инновационного развития в государстве.

Инновационная и инвестиционная деятельность в нашей стране сталкивается с рядом проблем, некоторые из которых носят традиционный для российской деловой практики характер. Рассмотрим их.

  1. Низкая инновационная активность у бизнеса, часто симулирующего типа.
  2. Правовой нигилизм бизнеса и общества. Законы и подзаконные акты, даже тщательно проработанные, раскрывающие массу возможностей, не исполняются.
  3. Российская НИС – преемница НИС СССР со всеми ее издержками.
  4. Государственная инновационная политика носит пассивный, распределительный характер с высокой долей участия государства.
  5. Бюрократический аппарат контролирует основные инновационные процессы, включая выбор приоритетов.
  6. Противостояние лобби сырьевой ориентации и устаревшей структуры системы нововведений.
  7. Придание роли локомотива инноваций госструктурам и крупному бизнесу с участием государства, демонстрирующих общую неэффективность.
  8. Низкий уровень доверия к частному бизнесу в его способности запустить инновационный процесс.
  9. Продолжение процесса монополизации экономики.
  10. Декларативный характер реформирования инновационной политики государства.
  11. Низкий уровень координации действий и постановки задач структурам, ответственным за результат преобразований.
  12. Фактическое исключение малого и среднего предпринимательства из процесса инновационного развития.
  13. Разрыв между высшим образованием и системой научных исследований.

Перспективы инновационного прорыва

5 февраля 2016 года на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию из уст Д.А. Медведева прозвучало заявление о создании к середине года нового Агентства по технологическому развитию (АТР). Перед ним ставится задача осуществления трансфера (импорта) технологий в отечественную экономику. Дело нужное и, безусловно, необходимое. Некоммерческая структура создается по аналогии с Институтом исследований промышленных технологий (Тайвань, создан в 1973 г.) и Центра международного трансфера технологий (Китай, основан в 2011 г.). Далее приводятся фрагменты слайдов из презентации Репика А.Е., президента ООО «Деловая Россия».

Осознавая, в какой непростой ситуации находятся президент и премьер-министр, нельзя не спросить: «Мы расписались, что сил на запуск собственных инноваций в требуемом масштабе у нас нет?». Я данное событие рассматриваю именно так. Это ни плохо, ни хорошо. Просто факт. Означает ли это, что осуществляя трансфер технологий и эволюционно поддерживая две свои науки (ВПК и гражданскую), Россия планирует выйти на тренд крайне медленной модернизации всей инвестиционно-инновационной системы? Правильно ли я понимаю, что в ближайшие 40-50 лет у страны нет другого выхода, чтобы осуществить модернизацию, кроме как покупать технологии и пытаться их адаптировать?

Конечно, многие думающие люди уехали из России. Но и оставшиеся граждане в состоянии понять, что нам этих десятилетий никто не даст. Достаточно оглянуться на последние 25 лет и еще раз удивиться жизнеспособности российской экономики. Сколько бы ни оттягивать время, наступает момент «собирать камни», а не разбрасывать. Уверен, что создание еще одной структуры в условиях невнятной инновационной политики – не самое лучшее лекарство. Высока вероятность повторения ситуации подобно басне И.А.Крылова «Квартет».

Я считаю, что руководству страны рано или поздно придется решиться на радикальный шаг. Роль личности в истории России велика. Ломоносовы, Курчатовы и Королевы не перевелись в стране. Такую личность нужно найти и предоставить ей полный карт-бланш для ручного управления инновационным развитием. Еще, как мне видится, нужно вновь исследовать «Японское экономическое чудо» конца 40-50-х годов XX века с позиции управленческих инноваций. Из пяти предпринятых в Японии мер как минимум в 4-х из них наша экономика остро нуждается. Мне представляется, что все перечисленные выше проблемы – не проблемы вовсе, а перевернутые задачи. Нужна только воля лидера. А нация уже давно готова. Вспомните 70-летие Победы и Крым!

Источник

Оцените статью