Инвестиции как объект государственного регулирования
В развитии экономики любой страны важную роль играют инвестиции. От их объема, состояния инвестиционного процесса зависит решение многих социально-экономических задач, связанных с обеспечением экономического роста.
Обычно под инвестициями понимается авансирование денежных средств дляполучения дохода. В самом широком смысле слова инвестиции обеспечивают финансирование роста и развитие экономики страны.
В Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», изданном 26 июня 1991 г., инвестициирассматриваются как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта».
В условиях рыночных отношений необходимо по крайней мере двустороннее отражение инвестиционного процесса:
— с точки зрения динамики физических величин,
— с точки зрения финансовых показателей.
В каждом из этих случаев имеем дело с особым набором показателей и явлений.
Инвестиционный процесс с точки зрения движения физических величин представляет собой следующую цепочку явлений:
1. Создание инвестиционных товаров (строительные объекты, машины и оборудование, технологии, патенты и ноу-хау),
2. Процесс освоения новых производственных мощностей (вывод построенных объектов на проектируемый выпуск продукции),
3. Эксплуатация объекта в нормальном режиме в целях производства товаров (услуг).
Инвестиционный процесс с точки зрения движения финансовых величин представляет собой вложение денежных сумм в целях получения дополнительного дохода. Участниками инвестиционного процесса могут быть разные экономические субъекты (рис.19):
|
Рис. 19. Участники инвестиционного процесса |
Инвесторы осуществляют денежные вложения в проекты либо сами, либо обращаясь к финансовым посредникам.
Финансовые посредники (банки, финансовые группы, инвестиционные или финансовые компании) реально осуществляют операции как с денежными ресурсами, так и ценными бумагами, направляя их в производство товаров и услуг в целях получения дополнительного дохода (прибыли).
Основными показатели инвестиционной деятельности выступают:
— объем инвестиций в капитал
В зависимости от объекта инвестирования инвестиции делятся на производственныеи финансовые.
Производственные инвестиции представляют собой вложения средств в материальные и нематериальные активы предприятий. С их помощью:
— обновляется действующее оборудование,
— осуществляется научно-технический прогресс,
— готовятся кадры и развивается человеческий капитал,
— выполняются государственные инвестиционные программы и заказы.
Финансовые инвестиции имеют целью капитализацию доходов, использование таких финансовых инструментов,как акции, облигации, банковские депозиты и т. д.
В международной статистической практике широко используется
1. Прямые инвестиции
2. Портфельные инвестиции.
Прямые инвестиции предполагают участие в и управлении или установление контроля над компанией за рубежом.
Портфельными инвестициями называются вложения капиталов в иностранные облигации, ценные бумаги, акции зарубежных предприятий для получения дохода, а не установления контроля над хозяйственной деятельностью предприятия.
Инвестирование — сложный, многофакторный процесс. С его осуществлением связано решение многих макроэкономических задач. Оно невозможно только на базе рыночного саморегулирования. Рынок допускает множество «провалов», которые можно ослабить или избежать, используя механизм государственного регулирования инвестиционного процесса.
В стабильной и развитой рыночной экономике, активно использующей инновационные и информационные технологии, многие проблемы инвестирования решаются на основе рынка как саморегулирующейся системы.
Надо сказать, что опора только на рынок часто не обеспечивает необходимых возможностей для осуществления инвестиционного процесса. Необходимо сочетание рыночного механизма с макроэкономическим механизмом регулирования процесса формирования, распределения и использования инвестиционных ресурсов.
Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Государственное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма.
В выработке национальной инвестиционной стратегии ключевую роль играет установление разумных отношений государства и бизнеса. Оно предполагает не прямое вмешательство государства в дела предприятий и предпринимателей, а координацию, содействие, формирование и наблюдение за правилами бизнеса. В рыночной экономике крупное, среднее, малое, в том числе и государственное, предпринимательство — движущая сила экономического роста. Государство должно создавать условия для эффективной работы предпринимателей, устанавливать и поддерживать единые для всех правила хозяйственной деятельности.
Экономическая роль государства в инвестиционном процессе определяется различными показателями. Среди них наиболее важны два:
—объем инвестиций в государственном секторе экономики;
— объем государственных инвестиций из федерального бюджета страны.
Возможность и реальность участия государства в инвестиционном процессе обеспечиваются не только тем, что государство является крупным собственником и распоряжается значительной частью ВВП и имуществом государственных предприятий, а также тем, что в руках государства сосредоточены правовые рычаги и структуры, реализующие его функцию собственника.
Кроме прямого участия в инвестиционной деятельности государство может регулировать инвестиционный процесс.
Государственное регулирование инвестиционного процесса— это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста.
Сегодня инвестиции — неотъемлемый атрибут макроэкономического механизма регулирования экономики. Причем число и разнообразие форм и методов использования инвестиций как инструментов воздействия на макроэкономическую ситуацию за последние годы существенно возросли.
В инвестиционной деятельности обе стороны — рынок и государство — значимы, и поэтому важно их оптимальное сочетание: нельзя абсолютизировать роль государства в инвестиционном процессе и недооценивать роль рыночных инструментов. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности государства, не признавая роль саморегуляции в активизации инвестиционной деятельности. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные инвестиционные задачи. Масштабы государственного участия в инвестиционном процессе зависят как от экономических факторов (уровня экономического развития, инвестиционной активности), так и от национальной специфики (традиционной роли государства в обществе). Точно определить приоритет того или иного невозможно. С уверенностью можно сказать, что государственное регулирование рыночного механизма в инвестиционной деятельности оправданно и допустимо в таких масштабах, которые способствуют повышению ее активности.
Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 2044 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Инвестиции как объект экономического регулирования
Производственная и коммерческая деятельность предприятий и корпораций связана с объемами и формами осуществляемых инвестиций. Термин инвестиции происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать».
В более широкой трактовке они выражают вложение капитала с целью его последующего увеличения. При этом прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.
Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Инвестиционная деятельность— вложение инвестиций и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта.
Инвестиции в активы предприятияотражаются на левой стороне бухгалтерского баланса, а источники их финансирования — на правой (в пассиве баланса). Они могут направляться в капитальные, нематериальные, оборотные и финансовые активы. Последние выступают в форме долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Инвестиции в основной капитал(основные средства) осуществляются в форме капитальных вложений и включают в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение оборудования, инструмента и инвентаря, проектной продукции и иные расходы капитального характера. Капитальные вложения неразрывно связаны с реализацией инвестиционных проектов. Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Источники финансирования инвестиций(пассив баланса) — собственные (нераспределенная прибыль) и привлеченные средства (кредиты банков, займы юридических лиц, авансы, полученные от заказчиков проектов).
Следовательно, при рассмотрении понятия «инвестиции» следует ответить на три основных вопроса:
2..Что он вкладывает?
3. С какой целью и куда?
В роли инвесторов выступают юридические лица (предприятия и организации), государство, граждане. Российской Федерации, иностранные юридические и физические лица.
Инвестиционная политика— составная часть общей финансовой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления производственного потенциала.
При выработке инвестиционной политики целесообразно руководствоваться следующими принципами.
1.Достижение экономического научно-технического и социального эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осуществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию эффективности (рентабельности). При прочих равных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают предприятию максимальную эффективность.
2.Получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах.
3.Рациональное распоряжение средствами на реализацию бес прибыльных проектов, т. е. снижение расходов на достижение научно-технического, социального или экономического эффектов.
4.Использование предприятием государственной поддержки для повышения эффективности инвестиций в форме бюджетных ссуд, гарантий Правительства РФ и т. д.
5.Привлечение субсидий и льготных кредитов международных финансово-кредитных организаций и частных иностранных инвесторов.
6.Обеспечение минимизации инвестиционных рисков, связанных с реализацией конкретных проектов. Влияние коммерческих рисков (строительных, производственных, транспортных и иных рисков) может быть оценено через вероятное изменение ожидаемой доходности инвестиционных проектов и соответствующее снижение их эффективности. Такие риски могут быть снижены заказчиками проектов и привлеченными инвесторами посредством самострахования, т. е. созданием финансовых резервов, диверсификации инвестиционного портфеля и коммерческого страхования. Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, аварии, беспорядки и др.) обеспечивается путем предоставления гарантий Правительства РФ и страхования инвестиций.
7.Обеспечение ликвидности инвестиций следует предусматривать в силу значительных изменений внешней инвестиционной среды, конъюнктуры рынка или стратегии развития предприятия в предстоящем периоде (году). Поэтому по отдельным объектам инвестирования может существен но снизиться доходность, что окажет негативное воздействие на общую инвестиционную привлекательность предприятия. В силу влияния этих негативных факторов часто приходится принимать решение о своевременном выходе из неэффективных проектов и реинвестировании высвобождающегося капитала.
В рыночном (товарном) хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.
Государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов.
Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.
При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции до 3-5 % в год); промежуточных целях (соотношение между спросом и предложением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, динамика денежной массы и др.).
Конечные (стратегические) целиопределяют степень воздействия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.
Промежуточные целислужат в качестве ориентиров регулирования пропорций между спросом и предложением на ресурсы в финансовой и денежно-кредитной сферах.
Принципы регулирования инвестиционной сферы в Россииопределяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9,07.1999 г. № 160-ФЗ.
Если рассмотреть данные законодательные акты с позиции их соответствия рыночным отношениям, то можно отметить следующие аспекты.
1. Расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной деятельности как вложение инвестиций и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта.
2. Четкая и конкретная формулировка основных понятий, характеризующих инвестиционную сферу, что создает единую терминологию для изучения инвестиционного процесса (напри
мер, капиталовложения, инвестиционный проект, субъекты инвестиционной деятельности и др.).
3. Легализация сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками).
4. Широкий перечень мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями.
5. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инвесторов.
Источник