Инвестиции как основа регулирования экономики

Инвестиции как объект государственного регулирования

В развитии экономики любой страны важную роль играют инвести­ции. От их объема, состояния инвестиционного процесса зависит ре­шение многих социально-экономических задач, связанных с обеспече­нием экономического роста.

Обычно под инвестициями понимается авансирование денежных средств дляполучения дохода. В самом широком смысле слова инвес­тиции обеспечивают финансирование роста и развитие экономики страны.

В Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», изданном 26 июня 1991 г., инвестициирассматриваются как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицен­зии, в том числе и товарные знаки, кредиты, любое другое имуще­ство или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкла­дываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта».

В условиях рыночных отношений необходимо по крайней мере двустороннее отражение инвестиционного процесса:

— с точки зрения динамики физических величин,

— с точки зрения финансовых показателей.

В каждом из этих случаев имеем дело с особым набором показателей и явлений.

Инвестиционный процесс с точки зрения движения физических величин представляет собой следующую цепочку явлений:

1. Создание инвестиционных товаров (строительные объекты, машины и оборудование, технологии, патенты и ноу-хау),

2. Процесс освоения новых производственных мощностей (вывод построенных объектов на проектируемый выпуск продукции),

3. Эксплуатация объекта в нормальном режиме в целях производства товаров (услуг).

Инвестиционный процесс с точки зрения движения финансовых величин представляет собой вложение денежных сумм в целях получения дополнительного дохода. Участниками инвестиционного процесса могут быть разные экономические субъекты (рис.19):

Рис. 19. Участники инвестиционного процесса

Инвесторы осуществляют денежные вложения в проекты либо сами, либо обращаясь к финансовым посредникам.

Финансовые посредники (банки, финансовые группы, инвестиционные или финансовые компании) реально осуществляют операции как с денежными ресурсами, так и ценными бумагами, направляя их в производство товаров и услуг в целях получения дополнительного дохода (прибыли).

Основными показатели инвестиционной деятельности выступают:

— объем инвестиций в капитал

В зависимости от объекта инвестирования инвестиции делятся на производственныеи финансовые.

Производственные инвестиции пред­ставляют собой вложения средств в материальные и нематериальные активы предприятий. С их помощью:

— обновляется действующее обору­дование,

— осуществляется научно-техничес­кий прогресс,

— готовятся кадры и развивается человеческий капитал,

— выполняются государственные инвестиционные программы и заказы.

Финансовые инвестиции имеют целью капитализацию доходов, ис­пользование таких финансовых инструментов,как акции, облигации, банковские депозиты и т. д.

В международной статистической практике широко используется

1. Прямые инвестиции

2. Портфельные инвестиции.

Пря­мые инвестиции предполагают участие в и управлении или установле­ние контроля над компанией за рубежом.

Портфельными инвестиция­ми называются вложения капиталов в иностранные облигации, ценные бумаги, акции зарубежных предприятий для получения дохода, а не установления контроля над хозяйственной деятельностью предприя­тия.

Инвестирование — сложный, многофакторный процесс. С его осуществлением связано решение многих макроэкономических задач. Оно невозможно только на базе рыночного саморегулирования. Рынок до­пускает множество «провалов», которые можно ослабить или избежать, используя механизм государственного регулирования инвестиционно­го процесса.

В стабильной и развитой рыночной экономике, активно использую­щей инновационные и информационные технологии, многие пробле­мы инвестирования решаются на основе рынка как саморегулирую­щейся системы.

Надо сказать, что опора только на рынок часто не обеспечивает необходимых возможнос­тей для осуществления инвестиционного процесса. Необходимо сочетание рыночного механизма с макроэкономическим механизмом регулирования процесса формирования, распределения и использова­ния инвестиционных ресурсов.

Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задача­ми хозяйствующего субъекта. Государственное регулирование инвести­ционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы ры­ночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для ак­тивизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма.

В выработке национальной инвестиционной стратегии ключевую роль играет установление разумных отношений государства и бизнеса. Оно предполагает не прямое вмешательство государства в дела предприя­тий и предпринимателей, а координацию, содействие, формирование и наблюдение за правилами бизнеса. В рыночной экономике крупное, среднее, малое, в том числе и государственное, предпринимательство — движущая сила экономического роста. Государство должно создавать условия для эффективной работы предпринимателей, устанавливать и поддерживать единые для всех правила хозяйственной деятельности.

Экономическая роль государства в инвестиционном процессе опре­деляется различными показателями. Среди них наиболее важны два:

объем инвестиций в государственном секторе экономики;

— объем госу­дарственных инвестиций из федерального бюджета страны.

Возможность и реальность участия государства в инвестиционном процессе обеспечиваются не только тем, что государство является круп­ным собственником и распоряжается значительной частью ВВП и иму­ществом государственных предприятий, а также тем, что в руках госу­дарства сосредоточены правовые рычаги и структуры, реализующие его функцию собственника.

Кроме прямого участия в инвестиционной деятельности государ­ство может регулировать инвестиционный процесс.

Государственное регулирование инвестиционного процесса— это система мер законо­дательного, исполнительного и контролирующего характера, осуще­ствляемых правомочными государственными учреждениями для сти­мулирования инвестиционной активности и на этой основе экономи­ческого роста.

Сегодня инвестиции — неотъемлемый атрибут макроэкономического механизма регулирования экономики. Причем число и разнообразие форм и методов использования инвестиций как инструментов воздействия на макроэкономическую ситуацию за пос­ледние годы существенно возросли.

В инвестиционной деятельности обе стороны — рынок и государ­ство — значимы, и поэтому важно их оптимальное сочетание: нельзя абсолютизировать роль государства в инвестиционном процессе и не­дооценивать роль рыночных инструментов. Вместе с тем нельзя преуве­личивать и возможности государства, не признавая роль саморегуля­ции в активизации инвестиционной деятельности. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные инвестиционные задачи. Масштабы государственного учас­тия в инвестиционном процессе зависят как от экономических факторов (уровня экономического развития, инвестиционной активности), так и от национальной специфики (тра­диционной роли государства в обществе). Точно определить приоритет того или иного невозможно. С уверенностью можно сказать, что государственное регулирование рыночного механизма в инвестиционной деятельности оправданно и допустимо в таких масштабах, которые спо­собствуют повышению ее активности.

Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 2044 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Инвестиции как объект экономического регулирования

Производственная и коммерческая деятельность предприятий и кор­пораций связана с объемами и формами осуществляемых инвестиций. Термин инвестиции происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать».

В более широкой трактовке они выражают вложение капитала с целью его последующего увеличения. При этом прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточ­ным, чтобы компенсировать инвестору отказ от имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и воз­местить потери от инфляции в будущем периоде.

Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринима­тельской деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Инвестиционная деятельность— вложение инвестиций и осуществление практи­ческих действий для получения прибыли или иного полезного эф­фекта.

Инвестиции в активы предприятияотражаются на левой сто­роне бухгалтерского баланса, а источники их финансирования — на правой (в пассиве баланса). Они могут направляться в капиталь­ные, нематериальные, оборотные и финансовые активы. Последние выступают в форме долгосрочных и краткосрочных финансовых вло­жений.

Инвестиции в основной капитал(основные средства) осуще­ствляются в форме капитальных вложений и включают в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение оборудо­вания, инструмента и инвентаря, проектной продукции и иные расхо­ды капитального характера. Капитальные вложения неразрывно свя­заны с реализацией инвестиционных проектов. Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую до­кументацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Источники финансирования инвестиций(пассив баланса) — собственные (нераспределенная прибыль) и привлеченные средства (кредиты банков, займы юридических лиц, авансы, полученные от за­казчиков проектов).

Следовательно, при рассмотрении понятия «инвестиции» следу­ет ответить на три основных вопроса:

2..Что он вкладывает?

3. С какой целью и куда?

В роли инвесторов выступают юридические лица (предприятия и организации), государство, граждане. Российской Федерации, ино­странные юридические и физические лица.

Инвестиционная политика— составная часть общей финансо­вой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реали­зации наиболее рациональных путей расширения и обновления про­изводственного потенциала.

При выработке инвестиционной политики целесообразно руко­водствоваться следующими принципами.

1.Достижение экономического научно-технического и социаль­ного эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осу­ществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию эффективности (рентабельности). При прочих рав­ных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают предприятию максимальную эффективность.

2.Получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах.

3.Рациональное распоряжение средствами на реализацию бес­ прибыльных проектов, т. е. снижение расходов на достиже­ние научно-технического, социального или экономического эффектов.

4.Использование предприятием государственной поддержки для повышения эффективности инвестиций в форме бюджет­ных ссуд, гарантий Правительства РФ и т. д.

5.Привлечение субсидий и льготных кредитов международных финансово-кредитных организаций и частных иностранных ин­весторов.

6.Обеспечение минимизации инвестиционных рисков, свя­занных с реализацией конкретных проектов. Влияние коммерческих рисков (строительных, производственных, транспортных и иных рисков) может быть оценено через ве­роятное изменение ожидаемой доходности инвестиционных проектов и соответствующее снижение их эффективности. Такие риски могут быть снижены заказчиками проектов и привлеченными инвесторами посредством самострахования, т. е. созданием финансовых резервов, диверсификации инвестиционного портфеля и коммерческого страхования. Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, аварии, беспорядки и др.) обеспечивается путем предостав­ления гарантий Правительства РФ и страхования инвести­ций.

7.Обеспечение ликвидности инвестиций следует предусмат­ривать в силу значительных изменений внешней инвести­ционной среды, конъюнктуры рынка или стратегии разви­тия предприятия в предстоящем периоде (году). Поэтому по отдельным объектам инвестирования может существен­ но снизиться доходность, что окажет негативное воздей­ствие на общую инвестиционную привлекательность пред­приятия. В силу влияния этих негативных факторов часто приходится принимать решение о своевременном выходе из неэффективных проектов и реинвестировании высво­бождающегося капитала.

В рыночном (товарном) хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансо­вых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов оп­ределяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

Государство посредством финансовой и денежно-кредитной по­литики может влиять на изменение соотношений между инвести­ционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансо­вых активов.

Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособно­го спроса населения на товары и услуги и иных факторов) приме­няются те или иные концепции регулирования рынка инвестици­онных товаров.

При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличе­ние занятости населения, снижение темпов инфляции до 3-5 % в год); промежуточных целях (соотношение между спросом и предло­жением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, дина­мика денежной массы и др.).

Конечные (стратегические) целиопределяют степень воздей­ствия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.

Промежуточные целислужат в качестве ориентиров регулиро­вания пропорций между спросом и предложением на ресурсы в фи­нансовой и денежно-кредитной сферах.

Принципы регулирования инвестиционной сферы в Рос­сииопределяются федеральными законами «Об инвестиционной де­ятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка­питальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9,07.1999 г. № 160-ФЗ.

Если рассмотреть данные законодательные акты с позиции их со­ответствия рыночным отношениям, то можно отметить следующие аспекты.

1. Расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной де­ятельности как вложение инвестиций и осуществление прак­тических действий для получения прибыли или иного полезно­го эффекта.

2. Четкая и конкретная формулировка основных понятий, харак­теризующих инвестиционную сферу, что создает единую тер­минологию для изучения инвестиционного процесса (напри­
мер, капиталовложения, инвестиционный проект, субъекты инвестиционной деятельности и др.).

3. Легализация сферы негосударственного инвестирования, функ­ционирующей на основе договоров между субъектами инвести­ционной деятельности (застройщиками и подрядчиками).

4. Широкий перечень мер государственного регулирования инве­стиционной деятельности, включая экономические и админис­тративные методы управления инвестициями.

5. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инве­сторов.

Источник

Читайте также:  Wallet direct binance что это
Оцените статью