Инвестиции как инструмент стимулирования экономики

Инвестиции как действенный инструмент стимулирования российской экономики Кононова Наталья Петровна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кононова Наталья Петровна. Инвестиции как действенный инструмент стимулирования российской экономики : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 Москва, 2006 190 с. РГБ ОД, 61:06-8/1736

Содержание к диссертации

Введение
Глава 1. Инвестиции как базовая детерминанта формирования механизмов
рыночного регулирования в российской экономике 9

Экономическая сущность инвестиций и методологические аспекты их классификации 9

Основные источники инвестирования. Их место и роль в активизации инвестиционных процессов в России 16

Ключевые направления инвестирования и специфика их развития в национальной экономике России 32

Глава 2. Закономерности и специфика государственного регулирования
инвестиционных процессов 43

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов и комплексный компаративный анализ моделей государственной инвестиционной политики 43

Основные принципы и макроэкономические результаты государственной инвестиционной политики в России в период экономико-политических реформ конца XX-начала XXI века 67

Комплексный анализ специфики и тенденций современных методов и стратегий государственного регулирования инвестиционных процессов. 84 Глава 3. Перспективы оздоровления инвестиционного климата России как условие роста конкурентоспособности российской экономики 98

3.1. Экономическая сущность инвестиционного климата и базовые
детерминанты его формирования в России 98

3.2. Проблемы инвестиционного климата в России и перспективы его
улучніения 104

3.3. Экономические позиции и статус России как открытой экономической

системы в глобальной структуре инвестиционных взаимодействий 147

Список литературы 180

Введение к работе

Актуальность работы. Центральной проблемой экономики России в конце XX — начале XXI века стала проблема подъема национальной экономики. После многих лет спада рост производства и ВВП становится реальным путем оздоровления экономики России. Ключевой задачей, которая стоит сегодня перед российской экономикой — ее диверсификация, переход к инновационному пути развития.

Совершенно очевидно, что устойчивый долговременный рост и возрождение национальной экономики невозможны без инвестиций, являющихся мощным стимулом обновления и технического перевооружения. Инвестиционные операции являются одной из важнейших сфер деятельности хозяйствующих субъектов. В 2005 г. в основные фонды страны были вложены инвестиции в размере 121 млрд. долл. США. Из них только 8,7 млрд. долл. вложены в нефтегазовый сектор. Остальные инвестиции были направлены в перерабатывающие отрасли, транспорт, сельское хозяйство и связь. Это свидетельствует о том, что у нас наметилась тенденция к инновационному пути развития. Но только тенденция, которую необходимо развивать дальше.

Использование инвестиций способствует значительному ускорению структурной перестройки экономики страны, формированию в ней высокотехнологичных производств, повышающих конкурентоспособность страны на мировой арене и усиливающих ее экономические позиции. Как показывает практика, дальнейшее развитие рыночных отношений также связано с инвестиционной деятельностью, являющейся важнейшим условием обеспечения стабильной динамики экономического роста и формирования цивилизованного рынка.

В то же время эффективная реализация инвестиций невозможна без грамотного и обоснованного проведения государством инвестиционной политики, являющегося важнейшим условием формирования благоприятного инвестиционного климата.

В этих условиях стратегически важным для экономики России представляется решение проблемы адекватной оценки инвестиционного климата, перспективных направлений инвестирования, выработка оптимальной инвестиционной политики. Усиливается необходимость в проведении комплексного теоретического анализа экономической сущности, источников и базовых направлений инвестирования; а также механизмов государственного регулирования инвестиционных процессов, тенденций и перспектив развития инвестиционного климата в России.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка механизма организации и управления инвестиционной деятельностью на промышленных предприятиях в условиях перехода к рыночной экономике и поиск путей и способов совершенствования инвестиционных процессов, способствующих повышению уровня конкурентоспособности российской экономики в мировой экономической системе.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

— раскрыть экономическое содержание инвестиций и инвестиционной
деятельности в современной России;

рассмотреть основные понятия, характеризующие инвестиционный процесс, роль и место инвестиций в обеспечении экономического роста страны;

определить степень влияния финансово-кредитной политики государства на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов и пути ее активизации;

Читайте также:  Пул для майнинга zet

— выявить новые подходы к повышению роли влияния государственного
регулирования и показать динамику оптимизации инвестиционной
деятельности;-

провести сравнительный анализ отдельных видов инвестирования в реальный сектор экономики и определить пути их оптимизации; — исследовать составляющие механизма государственного регулирования инвестиционных процессов и его влияние на формирование инвестиционного климата в стране;

— дать критическую оценку моделей государственной инвестиционной
политики и методов измерения эффективности инвестиционных проектов в
российской практике;

определить возможности привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России, уточнить их влияние на региональном уровне;

обобщить, адаптировать зарубежный опыт и определить его реальные возможности и необходимость финансового обеспечения в реальный сектор экономики.

Объектом диссертационного исследования является макро- и микроэкономическая политика государства в сфере инвестирования, а также организация инвестиционной деятельности на промышленных предприятиях в условиях перехода к рыночным отношениям.

Предметом исследования являются финансово-экономические отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности между его участниками, позволяющие усилить воздействие финансовых и кредитных методов на темпы роста экономики и пропорции инвестиций с целью активизации инвестиционного процесса в стране.

Методологической базой исследования являются теоретические и практические разработки российских и зарубежных ученых и практиков, законодательные и нормативные акты органов государственного управления по регулированию инвестиционной деятельности.

В процессе исследования применялись научные методы системного, функционального и сравнительного анализа, наблюдения, экспертные оценки, методы статистических группировок и экономико-математические методы планирования и управления инвестиционными процессами, а также учетные методы финансового анализа.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили статистические и другие информационные источники, экспертные заключения, законодательные акты, нормативно-правовые документы, регулирующие инвестиционную деятельность.

Научная новизна исследования состоит в развитии теории и

методологии инвестирования реального сектора экономики, в разработке механизма организации и управления инвестиционной деятельностью на промышленных предприятиях в условиях перехода к рыночным отношениям, в том числе:

вскрыта целевая социально-экономическая направленность инвестиций как категории, носящей базисный, комплексный и динамический характер и обеспечивающей действенное стимулирование российской экономики с учетом базовых закономерностей и специфики переходного периода;

уточнена характеристика инвестиционной модели развития России, под которой понимается набор параметров, определяющих направления и характер капиталовложений в экономику России, в т.ч. макроэкономические (темпы роста ВВП, экспорта, инвестиций и др.), структурные (отраслевые, региональные), характеризующие инвестиционный климат и др.;

выявлены особенности инвестиционной модели развития России, связанные:

а) с одной стороны, с усилением необходимости инвестиционного процесса
(изменение отраслевой и секторальной структуры инвестиций в сравнении с
советским периодом, окончание некапиталоемкого периода развития
экономики, когда в оборот вовлекались незагруженные производственное
мощности, резкое устаревание и износ производственных фондов,
региональные диспропорции в инвестиционных вложениях и др.),

б) с другой стороны, изменением возможностей инвестирования в стране в
связи с изменением форм собственности, сокращением государственных
инвестиций и неготовностью частного сектора взять на себя роль основного
инвестора и др.

определена направленность вектора развития инвестиционного процесса — от энергосырьевого направления к инновационному, в то же время подтверждена концепция инновационно-сырьевого направления инновационного развития, что соответствует нынешнему этапу развития России;

уточнен механизм финансового регулирования инвестиционной деятельности

предприятий, отраслей экономики и регионов;

— показаны возможности привлечения иностранных инвестиций в Россию.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Значимым в научном плане является представленный в диссертационном исследовании подход к анализу инвестиций как сложной динамической системы, оказывающей непрерывное влияние на базовые процессы и закономерности в экономике России. Выполненное автором исследование, позволило выявить наиболее значимые факторы, определяющие формирование инвестиционного климата и роль государственного регулирования инвестиционных процессов в открытой системе национальной экономики России.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностями использования результатов проведенного в работе анализа для разработки предприятиями своей инвестиционной политики и обеспечения эффективности инвестиционных процессов, что способствует укреплению их конкурентоспособности и национальной экономики России в целом.

Кроме того, практическое применение полученных в диссертационном исследовании результатов позволяет прогнозировать наиболее перспективные направления и результаты инвестирования, обеспечивающие условия для достижения стратегических целей развития экономики России и укрепления ее экономического статуса в мировой экономической системе.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также в процессе преподавания курсов «Экономическая теория», «Менеджмент», «Организация и финансирование инвестиций».

Основные положения и результаты, выносимые на защиту.

Концепция инвестиций как эффективного инструмента стимулирования национальной экономики в условиях переходного периода;

Читайте также:  Международные прямые инвестиции виды

Модель механизма государственного регулирования инвестиционных процессов как сложной экономической системы; комплексный

компаративный анализ моделей государственной инвестиционной политики применительно к условиям российской экономики;

3. Применение моделей государственного регулирования инвестиционных
процессов на различных этапах экономических и политических реформ и
современных тенденций инвестиционной политики в России;

4. Моделирование инвестиционного климата, отражающего базовые
детерминанты его формирования в России;

5. Определение перспектив российской экономики в мировой системе
инвестиционных взаимодействий.

Апробация результатов работы. Ключевые положения, результаты и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно — практических конференциях региона и области, а также использовались в практической деятельности хозяйствующих субъектов для анализа эффективности и возможностей применения различных форм инвестирования в конкретных экономических условиях.

Публикации. Основное содержание работы отражено в научных статьях общим объемом 1,6 п.л.

1. Инвестиции как базовая детерминанта формирования механизмов рыночного регулирования в российской экономике.

Источник

Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.02.2018 2018-02-18

Статья просмотрена: 2335 раз

Библиографическое описание:

Жемчугова, Т. А. Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации / Т. А. Жемчугова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48364/ (дата обращения: 12.06.2021).

Инвестиционная политика является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны в целом. В статье предложены некоторые механизмы поддержки инвестиционной деятельности, используемые государством.

Ключевые слова: инвестиционная политика государства, инвестиционная активность, механизмы стимулирования инвестиционной деятельности.

По данным исследования Doing Business, проводимого Всемирным Банком, Российская Федерация занимает 35 место по условиям ведения бизнеса, поднявшись за 3 года на 15 позиций. [4] Бесспорно, инвестиционная политика государства в большей мере оказала влияние на улучшение ситуации.

Выступая инициатором стимулирования инвестиционной деятельности, государство решает поставленную задачу посредством нескольких основных механизмов поддержки: создания особых экономических зон; технопарков и промышленных парков; концессий; финансирования инвестиционных проектов национального значения Внешэкономбанком.

Рассмотрим эти механизмы.

Особые экономические зоны в настоящее время — один из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций в национальную экономику, диверсификации и выхода на инновационный путь развития. Создание и функционирование особых экономических зон регулирует Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Особый режим функционирования предпринимательской деятельности подразумевает налоговые, таможенные, административные преференции, льготный режим землепользования, гарантии от неблагоприятных изменений в государственном законодательстве о налогах и сборах. Каждая отдельная особая экономическая зона создается на конкурсной основе, однако в законодательстве предусмотрено создание в исключительных случаях без проведения конкурса. Режим ОЭЗ применяется для диверсификации структуры экономик моногородов, обеспечения занятости населения и организации новых рабочих мест, создания условий для роста экономик дотационных регионов.

Резидентам ОЭЗ предоставляются следующие льготы: налог на прибыль — 15,5 % (13,5 % в бюджет субъекта, 2 % в федеральный бюджет); налог на имущество — 0 % на срок 10 лет; налог на землю — 0 % на срок 5–10 лет; налог на транспорт — 0 руб./л.с. в течение 10 лет; страховые взносы в 2018 году — 21 %.

В ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, который подразумевает ввоз товаров в особые экономические зоны без пошлин, а также без уплаты налога на добавленную стоимость. Особый административный режим, функционирующий на территориях ОЭЗ, ограничивает количество проводимых проверок, льготную аренду и льготные ставки на энергоресурсы.

В настоящий момент в России действует 21 особая экономическая зона четырех типов: 6 ОЭЗ технологического типа, 9 ОЭЗ промышленного типа, 5 ОЭЗ туристического типа, 1 ОЭЗ логистического типа.

Целью промышленных зон является производство конкурентоспособных и высокотехнологичных видов продукции; технологических — разработка новых видов продукции; туристические нацелены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы; а логистические зоны — на модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры.

Во всех типах ОЭЗ зарегистрировано более 650 резидентов. Объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций составил 807 млрд рублей, объем осуществленных — 244 млрд руб. Объемы произведенных товаров и услуг на территориях ОЭЗ составили более 30 млрд рублей, в ОЭЗ создано более 25 000 рабочих мест. На создание инфраструктуры ОЭЗ было профинансировано 73 млрд рублей.

В особых экономических зонах присутствуют более 100 иностранных инвесторов из 33 стран мира. Среди стран лидерами по объему инвестиций являются Китай (1463 млн. долл.), США (811 млн. долл.), Япония (500 млн. долл.), Турция (434 млн. долл.). [3]

Читайте также:  Как настроить rave os для binance

Главными целями и задачами создания особых экономических зон, которые они с успехом выполняют, являются развитие научно-технологического потенциала РФ; улучшение отраслевой структуры промышленности в РФ, повышение ее статуса в мировой экономике; формирование и реализация крупных технологических инициатив; повышение качества иностранных инвестиций.

Значительно повышают инвестиционную привлекательность региона технопарки и промышленные парки с готовой инфраструктурой. Предпринимателям предоставляют возможность сконцентрировать все усилия непосредственно на производстве, освобождая от необходимости управления вопросами организации производственного процесса (логистики, энергетики, транспорта). Экономическая деятельность стимулируется освобождением от административных барьеров и поощрением за счет налоговых льгот.

10 марта 2006 г. Правительство РФ утвердило программу, предусматривающую государственное финансирование строительства технопарков. Государственные инвестиции в создание новых и развитие уже существующих технопарков в 2013–2014 годах составили 5,1 млрд рублей, при этом частные инвестиции уже превысили объем государственных. Компании-арендаторы вложили в размещение высокотехнологичных производств и лабораторий в 2013–2014 годах более 7,2 млрд руб. Программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» действовала в 2007–2014 годах. За это время была создана сеть технопарков общей площадью более 400 000 кв. м, на которых было организовано более 18 000 рабочих мест. Совокупная выручка 750 компаний-резидентов составила около 32 млрд рублей в год. В течение нескольких лет после завершения программы регионы должны были обеспечить выполнение экономических показателей, связанных с развитием сети технопарков и эффективностью их работы. Так, к 2018 году загрузка технопарков должна превышать 90 %, а их бюджетная эффективность — 55 %. Также, доля экспорта в выручке компаний-резидентов должна быть не менее 12 %.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 107 технопарков в 29 регионах страны, обладающих развитой транспортной, инженерной, социальной, жилой и производственной инфраструктурой. Каждый технопарк имеет свою специализацию: 12 работают в сфере ИКТ, 45 — в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и при вузах, и 22 индустриальных парка. Наряду с этим все возводимые объекты объединены общей совокупностью услуг, оказываемой резидентам, общей инвестиционно-банковской и юридической платформой.

Концессия — форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление госсобственностью. Концессионное соглашение подразумевает, что государство передает концессионеру право на использование объектов инфраструктуры, оборудования, предприятий, природных ресурсов. Взамен концедент получает вознаграждение в виде периодических (роялти) или платежей разовых (паушальных) платежей. В соответствии с законодательством Российской Федерации концессии могут быть заключены по итогам конкурса, проводимого концедентом. Концессионное соглашение заключается в отношении инфраструктурных объектов, таких как объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта; автомобильные дороги; энергетические объекты; аэродромы; морские и речные порты, суда; системы коммунальной инфраструктуры, объекты здравоохранения, транспорт общего пользования и другие.

В соответствии с действующим порядком концессионер должен передать концеденту объект концессии до его ввода в эксплуатацию.

Большую роль в развитии механизма государственно-частного партнерства играет Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности). Среди целей Внешэкономбанка стоит выделить: повышение конкурентоспособности и диверсификации экономики Российской Федерации, стимулирование инвестиционной деятельности. Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется законом «О банке развития».

Внешэкономбанк предоставляет кредиты, выдает гарантии, участвует в уставном капитале хозяйственных обществ, обеспечивает страхование экспортных кредитов с соблюдением принципов безубыточности, публичности, отсутствия конкуренции с коммерческими финансовыми институтами. В настоящий момент через Внешэкономбанк реализуется совокупность мер, направленных на поддержание финансовой системы и обеспечивающих дополнительные кредитные средства российским предприятиям в целях предотвращения резких спадов инвестиционной и производственной активности в российской экономике в связи с ухудшением условий доступа экономических субъектов к необходимым кредитным ресурсам. [1]

Таким образом, можно сказать, что государство активно стимулирует инвестиционную активность в РФ, выступая одновременно и инвестором, и регулятором, выявляя точки инвестиционного потенциала. Однако в настоящее время инвестиционный климат РФ имеет множество существенных негативных факторов. Поступающие инвестиции в основном привлекаются на возвратной основе, что препятствует их использованию для долгосрочного финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Правительство Российской Федерации проводит глобальную работу по стимулированию инвестиционной активности в стране, что при определенном мониторинге и своевременной коррекции методов поддержания инвестиционной деятельности принесет значимые результаты для экономики России.

Источник

Оцените статью