Инвестиции как фактор развития предпринимательства
Современное развитие предпринимательства характеризуется широким спектром привлечения инвестиций, обеспечивающих стабильность функционирования предприятий, реализацию их стратегии, достижение поставленных целей. Инвестиционная деятельность направлена не только на привлечение капитала, но и эффективное его использование, которое определяется получением прибыли и других запланированных результатов.
Особенностью инвестиционной деятельности является последующая окупаемость привлеченного капитала, а именно получение предпринимательского эффекта в будущем, возникающего при использовании и эксплуатации объекта инвестирования. Основными критериями, характеризующими инвестиционную деятельность, являются: самостоятельное и системное ее осуществление, имущественная ответственность, официальная регистрация субъекта управления, инициативный подход, наличие рисков.
В зависимости от поставленной цели, направлений вложения капитала различают следующие виды инвестирования: финансовое, реальное и инновационное (рис. 1).
Эффективное управление инвестиционной деятельностью зависит от всесторонней оценки состава и структуры инвестиций, применения научно обоснованных методов и приемов анализа направлений инвестирования и их источников.
Рис. 1. Виды инвестирования в сфере предпринимательства
Под финансовыми инвестициями следует понимать вложения денежных средств в ценные бумаги, депозиты, долевые участия в уставные капиталы организаций, кредиты и займы. Другими словами, финансовые вложения характеризуются как инвестированные средства в долгосрочные финансовые инструменты, целью которых является получение дохода в перспективе, а также предотвращение различных финансовых рисков, таких как инфляция, кризис, коррупция. Осуществляя финансовые инвестиции в различные финансовые инструменты, организация тем самым участвует в процессе обращения капитала в национальной экономике. Вместе с тем финансовые вложения предпринимателей, кроме получения прибыли, призваны для выполнения таких функций, как влияние на сегмент рынка, в котором они осуществляют свою деятельность. Экономическая выгода от финансовых вложений может быть получена в форме процентов, дивидендов или прироста суммы инвестированного капитала.
Оценка реальных инвестиций предусматривает их исследование по следующему составу: вложения денежных средств в отрасли материальной сферы для осуществления процесса производства продукции; создание новых объектов, модернизации, реконструкции и перевооружения функционирующих организаций. Другими словами, процесс вложения предусматривает рост производственного капитала, необходимого для развития производства, долгосрочные инвестиции в воспроизводство и создание основных фондов, вклады в оборотные активы, интеллектуальную собственность. Кроме того, к реальным вложениям можно отнести инвестиции: в процесс управления организацией, человеческий капитала, а именно в повышение уровня квалификации работников, их образование, профессиональные компетенции, организационную и корпоративную культуру.
Сравнивая финансовые и реальные инвестиции с точки зрения получения дохода, следует отметить, что реальные вложения характеризуются получением дохода гораздо выше, чем по финансовым вложениям, а также меньше подвержены влиянию изменений рынка и, соответственно, влиянию рисков. Реальные инвестиции в условиях кризисной ситуации можно направить на стабилизацию экономического положения посредством продажи части имущества или материальных ценностей. В связи с этим предприниматели отдают предпочтение реальным инвестициям. В современных условиях развития экономики такой вид инвестирования для многих организаций является основным или единственным направлением инвестиционной деятельности.
Следующая группа вложений – инновационные инвестиции, которые характеризуются вложением средств в нематериальные активы организаций. Подобные инвестиции способствуют внедрению научных и технических разработок, новых изобретений в бизнес-процессы, информационных технологий. Результатом таких вложений является улучшение производственной деятельности, получение предпринимательской прибыли. К группе инновационных инвестиций относятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые осуществляются в связи с разработкой нового вида продукции, а также совершенствования технологического процесса для производства данной продукции. Инновационные вложения способствуют организации быть конкурентоспособной в разработке и производстве новой продукции и эффективных технологий ее производства. Результатом взаимосвязи инновационной и инвестиционной деятельности является развитие научно-технического прогресса.
Существующая в настоящее время модель управления инвестиционной деятельностью связана с рядом трудностей развития методологических подходов на разных иерархических уровнях, которые имеют свои особенности и специфику. Для целей совершенствования методов и приемов оценки эффективности различных видов инвестиций в предпринимательство целесообразно выделить четыре основных уровня: макро-, мезо-, микро- и мини-уровни (рис. 2).
Рис. 2. Система управления инвестиционной деятельностью
Взаимосвязь уровней управления определяется общегосударственной инвестиционной политикой, направленной на регулирование инвестиций, создание определенного равновесия с учетом экономической ситуации. Целью государственной инвестиционной политики является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики.
Процесс управления инвестициями на региональном уровне зависит не только от направления федеральной политики, но и определяется такими факторами, как национальные особенности, территориальное месторасположение, производственный потенциал региона, природно-климатические условия, привлекательность для иностранного инвестирования. Развитие инвестиционной деятельности на мезоуровне направлено на обеспечение самофинансирования, развитие предпринимательства, улучшение социально-экономических условий.
Вместе с тем условия кризисной ситуации повлияли на значительное уменьшение инвестиций в экономику регионов, что отрицательно сказалось на уровне их развития. Как показал анализ динамики реальных инвестиций, проведенный по данным Рязанской области за период с 1995 до 2014 г., в их объеме наблюдался рост вложений в основной капитал. А именно, в затраты на строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию объектов основных средств, в приобретение машин и оборудования, а также различного транспорта, производственного и хозяйственного инвентаря, приобретение рабочего, продуктивного и племенного стада, в увеличение насаждений и выращивание многолетних культур. Причем рост инвестиций характеризует стабильное развитие инвестиционной деятельности в данном регионе на протяжении двадцати последних лет.
Снижение инвестиционной активности в Рязанской области наблюдается в 2015 г. Вложения средств в основной капитал региона по полному кругу организаций в 2015 г. составили 54055,6 млн руб., что ниже в сравнении с 2014 г. на 20,7 % (табл. 1). Это обосновано снижением бюджетного финансирования, сокращением доли привлеченного иностранного капитала, капитала населения.
Динамика инвестиций в основной капитал по Рязанской области (в действовавших ценах)
Источник
Инвестиции как фактор развития предпринимательства
деятельность и фондовые рынки
Бураев (Борей) Марат Рауфович
Кабардино-Балкарский государственный университет, Россия
Инвестиционная привлекательность как фактор развития малого бизнеса
Информация о инвестиционном климате
На Всемирном экономическом форуме наряду с проблемами бизнеса и власти, а также социально-экономическом развитии регионов России был затронут вопрос о состоянии инвестиционного климата, и в частности о защите прав инвесторов и их безопасности, несовершенстве налогового и инвестиционного законодательства и других факторов. В чем же сложность и феноменальность вопроса об инвестиционном климате как экономической категории, и как он может помочь малому бизнесу. Согласно словарю-справочнику «Основы международного бизнеса», инвестиционный климат определяется как «совокупность социально-политических, законодательно-нормативных и финансово-экономических факторов, определяющих режим благоприятствования, степень инвестиционной привлекательности и уровень риска инвестирования». Недавно в журнале « Krewlor — Financial » указывалось несколько методов зависимости развития малого бизнеса и инвестиционного потенциала ( ELIF — 2006). Был сделан вывод, что развитие малого бизнеса в регионах не возможно без инвестиций.
Одной из основных причин низкой активности частных инвесторов в республиках и краях ЮФО является их низкая инвестиционная привлекательность, обусловленная в свою очередь как слабым инвестиционным потенциалом этих республик, так и высоким уровнем риска в них. Проблема привлечения в регионы инвестиций стоит весьма остро, так как есть республики, где нестабильная политическая ситуация мешает привлечь инвесторов. Имеются в виду республики ЮФО, где за 2006 г. было инвестиций – 2,96% из 100%. Но суть даже не в политической ситуации, хотя она является ключевым, а в том, что местные органы власти скептически относятся к выработке инвестиционной стратегии, что отрицательно влияет как на приток инвестиций, так и на внедрение в практику регионального управления методов современного менеджмента.
Другой проблемой является адаптивность регионов, т.е. преимущественная ориентация региональной инвестиционной политики на привлечение внешних инвестиций. Однако такой выбор ничем не оправдан. Если регион не может эффективно использовать собственные ресурсы, то вряд ли можно рассчитывать на доверчивость иностранных инвесторов и их готовность рисковать своим капиталом в условиях отсутствия гарантий защиты прав инвесторов и четкой инвестиционной программы. Наконец, адаптивность регионов к инвестициям характеризуется способностью региональной администрации совершенствоваться, самой стать обучающейся структурой, восприимчивой к инновациям.
Факторы и задачи инвестиционной привлекательности
Обозначив проблемные положения инвестиционного климата, вытекает что инвесторы, вкладывая капитал, будут оценивать ситуацию региона, т.е. будут смотреть на факторы, определяющие инвестиционный климат (их много, но попытаемся сформулировать основные):
1. Активность государственных органов власти в управлении инвестиционной привлекательностью региона
2. Темп экономического роста и повышения благосостояния населения;
3. Защита прав собственности и личной безопасности инвесторов;
4. Объем и структура прямых инвестиций, их доля в производственном секторе;
5. Состояние законодательной базы;
6. Адаптивность региона к инвестициям;
7. Приток ПИИ, в том числе на душу населения;
8. Наличие и обоснованность инвестиционной программы и приоритетных проектов;
9. Ресурсная обеспеченность инвестиционной деятельности;
10. Возможность реализации инвестиционных проектов (наличие проектировщиков, строительных подрядчиков, консультативных фирм);
11. Возможность получения инвестиционного кредита (цена кредита);
12. Выбор надежного бизнес-партнера или инвестора;
13. Бюрократизм и коррумпированность чиновников;
14. Средняя норма прибыли по региону, доля убыточных предприятий (для анализа Toksyo );
Когда все вышеперечисленные факторы будут устраивать инвесторов, то несомненно в эти республики получат крупные денежные вливания. Регионы, когда говорят о привлечении инвестиций, они имеют в виду малый и средний бизнес. Можно с уверенностью сказать, что развитие региональных инвестиционных процессов на современном этапе зависит от системы различных факторов, важнейшим из которых является активность государственных органов власти в управлении инвестиционной привлекательностью региона. Под инвестиционной привлекательностью при этом понимается объем инвестиционных вложений, который может быть привлечен в регион, исходя из присущего ему инвестиционного потенциала и уровня инвестиционного риска в нем. Чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже риск инвестиционной деятельности, тем выше его инвестиционная привлекательность и, как следствие, тем выше инвестиционная активность в регионе. Управление инвестиционной привлекательностью региона предполагает целенаправленное воздействие региональных органов власти на факторы, повышающие надежность и эффективность инвестиций, включающие механизм устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств.
Действия местного правительства, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона, предполагают решение комплекса конкретных задач, а именно:
· совершенствование механизмов регулирования деятельности финансово-кредитных и финансово-инвестиционных институтов и формирование общерегиональной рыночной инфраструктуры, обслуживающей региональный инвестиционный процесс (специализированные банки, инвестиционные, лизинговые и страховые компании, пенсионные, паевые и другие специализированные фонды и т.д.);
· развитие в области современного института регионального заказа как меры инвестиционно-финансовой поддержки приоритетных отраслей и территорий:
· анализ располагаемого регионом инвестиционного потенциала и возможностей его увеличения;
· анализ уровня регионального инвестиционного риска и поиск путей его снижения, в том числе за счет совершенствования нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности в регионе;
· разработка концепции развития предпринимательства в регионе как одного из основных факторов усиления инвестиционной активности;
· формирование и расширение перечня услуг, которые органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать субъектам регионального инвестиционного рынка (так называемый проектный сервис);
· обеспечение информационной открытости инвестиционного процесса путем проведения региональных рекламно-информационных компаний в СМИ (в частности, создание общерегиональной информационной сети, специализирующейся на информационно-аналитическом обеспечении регионального инвестиционного процесса, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах);
· формирование устойчивого имиджа региона в качестве надежного реципиента инвестиций.
Что нужно сделать, чтобы бизнес и инвестиционная привлекательность развивались?
Таким образом, можно отметить, что процесс управления инвестиционной привлекательностью региона носит чрезвычайно многогранный характер. На него оказывает влияние огромное количество факторов и законодательных актов, регулирующих самые разные аспекты социально-экономических процессов в регионе. Одним из таких факторов является уровень развития малого предпринимательства в регионе и его инвестиционная активность.
Современный этап социально-экономического развития страны характеризуется также и тем, что органы власти, определяя направления государственной инвестиционной политики, должны в полной мере учитывать возможности происходящих в регионах бизнес-процессов и, соответственно, создавать условия для привлечения предпринимательских структур к активному участию в инвестиционной деятельности.
В последние годы происходит очевидный перелом в государственной политике по вопросам развития малого предпринимательства. Это нашло свое отражение как в принятии важнейших законодательных актов и концептуальных документов, так и в конкретной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время активно происходит становление государственной политики в области поддержки малого предпринимательства. В то же время на государственном уровне и в общественном сознании еще не в полной мере осознана важнейшая роль малого бизнеса в активизации инвестиционных процессов, и как следствие — в реализации экономических реформ и ускорении экономического роста.
Реализация данных направлений деятельности по поддержке малого предпринимательства, очевидно, должна улучшить внешнюю среду малого бизнеса (ликвидировать административные барьеры деятельности субъектов малого предпринимательства) и решить проблемы внутренней среды (восполнить недостаток финансовых средств, повысить уровень образования предпринимателей).
Даже самое незначительное улучшение инвестиционного климата — это дополнительные средства, позволяющие стабилизировать социально-экономическую обстановку в регионе. Осуществить же превращение инвестиций в динамически устойчивый мощный поток можно, лишь управляя инвестиционным климатом в регионе. Анализ факторов и рисков, оказывающих влияние на инвестиционный климат, показывает, что возможности повышения инвестиционной привлекательности региона в краткосрочной перспективе весьма ограничены, поскольку наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала региона вносят факторы, характеризующие его географическую расположенность, а также факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности, а именно: наличие природных ресурсов, инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Однако существуют определенные составляющие инвестиционного потенциала, воздействие на которые в некоторой степени подвластно государственным управленческим структурам. Так, заинтересованность и активное участие органов власти в развитии малого бизнеса в регионе, по мнению автора, позволит в среднесрочной перспективе повысить ряд составляющих инвестиционного потенциала, и как следствие — будет способствовать притоку иностранных инвестиций и активизации региональных инвестиционных процессов. Целенаправленная поддержка предпринимательства со стороны властных структур должна сказаться на увеличении численности предприятий малого и среднего бизнеса, что в свою очередь приведет к росту совокупного результата хозяйственной деятельности и покупательной способности населения региона. Следовательно, есть возможность увеличения производственного и потребительского потенциалов региона. Развитие предпринимательства, как правило, приводит к росту потребности в трудовых ресурсах, и требует повышения образовательного уровня предпринимателей. Следовательно, есть все шансы для увеличения трудового потенциала региона. Благоприятные условия работы малого и среднего бизнеса в регионе, целенаправленно создаваемые и поддерживаемые областными властными структурами, по нашему мнению, позволят повысить прибыльность данной сферы, а как следствие — увеличить объем налоговой базы и доходной части регионального бюджета. Таким образом, имеются предпосылки увеличения и финансового потенциала территории. Активизация деятельности ведущих институтов рыночной экономики и создание новых институтов, необходимых для поддержки малого предпринимательства, будут способствовать росту институционального потенциала региона. Следовательно, на сегодняшний день можно вести речь о вполне определенных возможностях улучшения инвестиционного климата в регионе за счет активизации государственной поддержки малого предпринимательства.
По нашему мнению, достаточно развитое малое предпринимательство — эффективный инструмент для повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата в регионе, способствующий укреплению рыночных отношений, формированию конкурентной среды, улучшению социально-экономического положения территории. Обеспечивая в определенной степени решение экономических и социальных проблем, малый бизнес в современных условиях представляет собой стратегически очень важный и мобильный сектор экономики. Настолько совместными усилиями федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, предпринимательских объединений можно добиться серьезных результатов по улучшению условий для развития малого бизнеса, что в силу ключевой роли последнего в реформировании российской экономики неизбежно приведет к важным позитивным переменам в социально-экономическом развитии регионов и страны в целом.
1. Игошин Н.В. Инвестиции / Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006 — 489с.
2. Парольков Г.Ж. Инвестиционная привлекательность региона, как фактор экономического роста // Сборник статей конференции «Проблемы Юга России».2006г. 311с.- Кисловодск.
Источник