Инвестиции как фактор экономической безопасности и устойчивого развития региона
Раскрываются особенности реализации модели устойчивого развития в России, связанные с так называемым региональным фактором. Рассматриваются проблемы экономической безопасности страны и регионов в контексте концепции устойчивого развития. Анализируется роль инвестиционных процессов, их значение в качестве «экономического ядра», точек роста и устойчивого развития экономики.
Понятие «регион» является сложным и неоднозначным, активно внедряемым в последнее время в научный и популярный оборот. Российский регион — это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой и являющаяся важнейшим элементом национальной экономики. Для региональных экономических систем характерно сочетание социальной, экономической, экологической, информационной и других составляющих, наличие множества сложных элементов, большого числа разнообразных связей, циркуляция больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов.
Основными тенденциями, которые вызваны интернационализацией мировой экономики и оказывают значительное влияние на экономику России, являются глобализация и регионализация. Первая связана с открытостью национального пространства информационным, финансовым и другим потокам, действующим в мировой экономической системе. Вторая — наоборот. Одним из принципов регионализации является защита территории от негативного влияния мирового сообщества путём использования экономических преимуществ регионов. В России, являющейся федеративным государством, ключевыми являются не проблемы ассоциации территорий, а проблемы их экономической самостоятельности, безопасности и устойчивого развития.
Результатом трансформации экономической и социальной структуры общества явилось то, что значительная часть проблем, стоящих на федеральном уровне, перешла на уровень регионов. Выполнение государством своих функций на региональном уровне — поддержание устойчивого развития — в долгосрочной перспективе связано с созданием механизмов обеспечения экономической безопасности регионов.
Классические стандарты устойчивого развития предполагают, что экономика должна в равной степени ориентироваться как на удовлетворение разумных потребностей настоящего времени, так и на сохранение способности будущих поколений удовлетворять свои важнейшие потребности. Одним из этапов оценки степени устойчивого развития является анализ экономической безопасности регионов. В настоящее время разрабатываемые концепции и прогнозы развития регионов, как правило, не увязываются с проблемами экономической безопасности. Тем не менее, экономическую безопасность следует рассматривать в качестве важнейшей характеристики экономической системы, которая определяет способность реализации национально-государственных интересов региона, обеспечения достойных условий жизнедеятельности его населения, устранения возникающих угроз.
Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, потенциалом развития. Экономическая самостоятельность и безопасность региональных систем в наибольшей степени зависит от социально-экономического потенциала, размеры и структура которого определяют место региона в территориальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионе товаров и услуг, а также способствуют комплексному социальному и экономическому развитию региона. Чем больше совокупный потенциал региона, тем больше возможностей имеет регион для устойчивого развития, обеспечения своей экономической самостоятельности и безопасности.
Проблема обеспечения экономической безопасности существовала всегда, однако сегодня она приобрела особую остроту в связи с негативными последствиями реформирования экономики, дезинтеграцией в её реальном секторе, разрывом хозяйственных связей, разбалансированностью между добывающими и перерабатывающими производствами, а также разной степенью готовности регионов к функционированию в условиях рыночной экономики с учётом имеющихся у них потенциалов развития.
В 1996 г. была принята государственная стратегия экономической безопасности РФ, согласно которой под экономической безопасностью подразумевается такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал. Применительно к региону под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики региона, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов населения, хозяйствующих субъектов, общества в целом.
Одним из главных факторов финансовой, а значит, и экономической безопасности региона являются инвестиции в основные фонды и человеческий капитал. Инвестиции чрезвычайно важны для финансирования экономического роста и обеспечения экономической безопасности. Однако в настоящее время одной из главных проблем российской и региональной экономики остаётся дефицит инвестиционных ресурсов. Многие регионы обладают богатой минерально-сырьевой базой, трудовыми и интеллектуальными ресурсами, но при этом не имеют достаточных финансовых ресурсов, необходимых для обновления основного капитала, преодоления экономического спада и самостоятельного выхода на рынок.
Экономическое развитие России за годы реформ характеризуется беспрецедентным падением объёмов производства и замораживанием инвестиционной активности. С 1992 г. началось обвальное сокращение инвестиций. Особенно драматично снизились в 1992 г. инвестиции в производственные объекты — на 44 % по сравнению с предыдущим годом. При столь удручающем падении объёма инвестиций удельный вес инвестиций, направленных на ввод в действие новых основных фондов, оставался низким. Однако известно, что именно эта часть инвестиций способна в наибольшей степени стимулировать научно-технический прогресс и составляет главную исходную предпосылку для устойчивого экономического роста.
Произошли также существенные структурные сдвиги внутри инвестиций в промышленность. Значительно выросла доля инвестиций в топливную промышленность, при этом в наибольшей степени росли инвестиции в нефтегазодобывающую промышленность.
Происходившие изменения в структуре инвестиций означали ускоренное движение к инвестиционной структуре, характерной для страны, выполняющей роль топливно-энергического и сырьевого придатка мирового рынка. Указанная тенденция особенно отчётливо проявилась на примере отдельных регионов РФ. Произошли изменения и в структуре источников финансирования, что выразилось в резком сокращении удельного веса государственного сектора в финансировании инвестиций. Специалисты констатировали обострение проблемы экономической безопасности России.
Оживлению инвестиционной активности, притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала до сих пор препятствуют многочисленные негативные явления и процессы в экономике страны и регионов, сопряжённые с трудностями переходного периода. Сложные системы с неограниченным разнообразием состояний, каковыми являются региональные экономики, сегодня требуют нового подхода к эффективному управлению и развитию. В последнее время в научной литературе активно обсуждается проблема «экономического ядра», т.е. такой совокупности рыночных субъектов и процессов, которые могут стать генераторами и точками роста устойчивого развития экономики.
Потребность в выделении точек роста на региональном уровне сопряжена с формированием региональной экономической политики, в том числе эффективной инвестиционной политики в регионе, поскольку инвестиции необходимы как воздух для нормального функционирования и устойчивого развития экономики региона. Одним из методов выделения точек роста в регионе является подход с позиций экономической безопасности региона. Суть подхода заключается в определении критических значений для основных экономических параметров развития региона и в выявлении зон устойчивости региональной экономической системы. Для важнейших экономических показателей устанавливаются пороговые значения, которые указывают на вероятность необратимых процессов в экономике и предполагают необходимость оперативного вмешательства руководителей региона с целью изменения опасных тенденций, корректировки осуществляемого курса.
Одним из ведущих в системе важнейших экономических показателей для региона должен быть объём вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическая безопасность региона напрямую связана с объёмами реального инвестирования, обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционные процессы — пусковые, именно они являются толчком к развитию экономики региона, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяя ход других экономических процессов.
Таким образом, для продвижения России к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной экономической, инвестиционной, экологической и региональной политики. Переход к устойчивому развитию — сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития как страны в целом, так и её отдельных регионов.
ЛИТЕРАТУРА Большой экономический словарь / под редакцией А.Н. Азрилияна. — М.: «Институт новой экономики», 2008 – 1066 с. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: учебник / В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова — М.: «Финансы и статистика», 2000 – 468 с. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: учебник / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев — СПб.: Питер, 2006 – 346 с.
Источник
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
В научной литературе и действующем законодательстве инвестициями понимаются деньги ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, а также услуги и информация.
Инвестиции являются неотъемлемой частью экономики, выступают инструментом экономического роста, обеспечением устойчивого социально-экономического развития. Инвестиции способны стимулировать научно-технический прогресс, необходимы для обновления основного капитала, преодоления экономического спада, развития промышленности, повышения эффективности управления и выхода на рынок.
Инвестирование может осуществляться по различным направлениям, мы же выделим наиболее общие:
— пищевая и легкая промышленность;
Инвестиционная деятельность осуществляется на основе государственно-частного партнерства в рамках средне- и долгосрочного сотрудничества государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Иными словами, государство привлекает средства бизнеса для развития по определенным направлениям – строительство социально важных объектов, промышленной инфраструктуры, развитие инновационных технологий, вложение в основные фонды и человеческий капитал и прочего, в обмен на дивиденды от использования объектов, товары и услуги, налоговые преференции.
Однако, такая зависимость от инвестиций сказывается на экономической безопасности.
Под экономической безопасностью рассматривается важность национальных интересов, экономическая независимость, стабильность и устойчивость экономики к внутренним и внешним воздействиям [6, с. 54].
Также следует рассматривать экономическую безопасность субъекта РФ – независимость экономики региона, устойчивый экономический рост, решение вопросов регионального значения, высокое качество управления.
Экономическая безопасность выражается в стабильности и независимости от различных факторов [11, с. 36-37]. Вместе с тем, при значительном объеме инвестиций создается угроза экономике, поскольку инвестиция работает по принципу кредитных отношений «в будущем необходимо за нее отдавать».
В экономических отношениях рассматриваются четыре основные внешние сферы угроз экономической безопасности государства: структура внешней торговли, ее международная инвестиционная позиция, валютно-финансовые отношения и влияние международных экономических организаций.
Внутренние угрозы экономической безопасности проблемы неустойчивости и неразвитости финансовых рынков, бюджетно-налоговой системы, проблемы реального сектора экономики.
В 1990-е годы в Российской Федерации была выработана государственная стратегия экономической безопасности, которая включала в себя защиту национальных интересов, социальную направленность политики.
В 2000-е годы произошли изменения в структуре источников финансирования, что выразилось в резком сокращении удельного веса государственного сектора. Специалисты в то время отметили обострение проблемы экономической безопасности страны в связи с увеличением объемов инвестиций в промышленность (в основном, топливно-энергетический комплекс) отдельных регионов РФ – Кемеровская и Тюменская области, ЯМАО, Якутия и Татарстан.
Поскольку российская экономика того периода находилась в переходной стадии, отмечалась нестабильность, инвестиции стали рассматриваться как источник угроз экономической безопасности.
Для предупреждения негативных последствий воздействия на российскую экономику в период сложного периода, были приняты меры правового и экономического характера. В частности, совершенствование межбюджетных отношений, были приняты Федеральные законы от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Для привлечения инвестиций, развития государственно-частного партнерства, реализации последовательной и эффективной экономической, инвестиционной политики, в субъектах Российской Федерации были созданы особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, технополисы и промышленные парки.
Согласно информации Росстата, в Российской Федерации и в настоящее время отмечается увеличение показателей, характеризующих финансовые условия инвестиционной деятельности [4].
Показатели, характеризующие финансовые условия инвестиционной деятельности
Источник