- Инвестиции фонда национального благосостояния
- Близок час растраты: куда приведет Россию использование средств из Фонда национального благосостояния
- Куда вложить ликвидную часть?
- . И к чему все это приведет?
- Модельный расчет
- Что такое Фонд национального благосостояния
- Как формируется бюджет фонда и куда он тратит деньги
- Что вы узнаете
- Что такое ФНБ
- Для чего нужен ФНБ
- В какой валюте формируется ФНБ
- Бюджет фонда
- На что хотят потратить сверхдоходы
- Что будет, если «распечатать» ФНБ
- Критика ФНБ
- Сравнение с норвежским суверенным фондом
Инвестиции фонда национального благосостояния
В рамках планомерной работы по выполнению поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» целей по темпам экономического роста и расширению несырьевого неэнергетического экспорта Министерством при поддержке Президента Российской Федерации ведется работа по изменению направлений инвестирования средств Фонда национального благосостояния.
В настоящее время Министерство готовит пакет нормативных правовых актов, принятие которых позволит инвестировать объем средств Фонда национального благосостояния, накопившийся в нем сверх размера 7% ВВП страны (ликвидные активы), на:
- Кредитование покупателей российской продукции за границей.
- Финансирование создания производств российских компаний за рубежом и сервисных центров по обслуживанию российской продукции на рынках третьих стран.
Размещение средств Фонда национального благосостояния по указанным направлениям инвестирования предполагается осуществлять путем приобретения облигаций российских кредитных организаций и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в целях предоставления ими льготного финансирования организаций, осуществляющих проекты по указанным направлениям.
Источник
Близок час растраты: куда приведет Россию использование средств из Фонда национального благосостояния
Власти рассматривают различные варианты вложения средств ФНБ, такие как иностранные финансовые активы, экспортные кредиты, финансирование инфраструктурных проектов внутри страны. Как мы понимаем, главная задача этой инициативы — ускорение экономического роста (об этом говорил первый вице-премьер Антон Силуанов) при одновременном сохранении достаточного запаса прочности на случай кризиса. Тема становится актуальной как никогда, ведь серьезных факторов экономического роста нет. В частности, эффект от планируемых (и, кстати говоря, запаздывающих) нацпроектов с учетом того, что они будут финансироваться из налогов и проходить на фоне повышения НДС и пенсионной реформы, по нашим оценкам, будет в лучшем случае слабо положительным (0,2-0,3 процентного пункта к росту экономики). Средства ФНБ (будучи «новыми» деньгами для экономики) могли бы подстегнуть рост ВВП.
С учетом постоянного пополнения ФНБ с помощью покупок валюты в счет нефтегазовых дополнительных доходов, доступная для инвестиций часть средств фонда каждый год после достижения порога фактически будет увеличиваться на размер прошлогодних интервенций (с точностью до переоценки средств фонда, которой можно пренебречь в базовом сценарии). При цене нефти в среднем в $65/баррель эту часть можно оценить примерно в 2,7 трлн рублей в год. В принципе, существующее законодательство позволяет потратить всю эту сумму за год. Хотя от ЦБ поступали предложения не инвестировать всю доступную сумму в один год, при расчетах мы полагали, что она будет использована полностью (хотя подчеркнем, что инвестирование в иностранные активы фактически равносильно неиспользованию этой части средств).
В связи с этим возникает два вопроса:
1. Насколько подобные траты повлияют на бюджетную устойчивость?
2. Каков эффект от этих трат на экономику, принимая во внимание различные направления использования?
Отвечая на первый вопрос, отметим, что главный недостаток использования всей разрешенной части ФНБ в инерционном сценарии (при стабильных или даже растущих ценах на нефть) — восстановление зависимости курса рубля и роста экономики от колебаний цены нефти (даже при функционирующем бюджетном правиле). Разница будет лишь в том, что теперь эти параметры будут зависеть от цен на нефть предыдущего года.
Помимо этого, траты ФНБ фактически будут означать, что запас средств «на черный день» по отношению к ВВП перестанет расти (по определению, — ведь эта часть будет составлять 7% ВВП). Такой «подушки безопасности» хватит, чтобы пережить лишь один кризис по сценарию 2015 года (накопленный бюджетный дефицит как раз составил 7% ВВП за три года) и уже не хватит на кризис образца 2009 года (тогда накопленный дефицит бюджета превысил 10% ВВП за два года). Конечно, ФНБ не будет единственным источником финансирования дефицита, но даже если кризис удастся пережить, «кубышка» будет основательно истощена, и о дальнейших инвестициях за счет фонда можно будет надолго забыть. В любом случае потенциальное истощение ФНБ, на наш взгляд, — серьезный риск в глазах властей.
Куда вложить ликвидную часть?
Основной статьей текущих расходов ФНБ в прошлом было участие в финансировании дефицита ПФР (в 2017 году на это пошло 617 млрд рублей, в 2018 году — 1108 млрд рублей), но в этом и последующих годах тратить на это деньги не планируется. При этом направлять средства на инвестиции можно было и до достижения ликвидной частью 7% ВВП — но только в активы, разрешенные специальным распоряжением правительства. Среди них иностранные гособлигации, депозиты в локальных банках и в ВЭБ.РФ (для финансирования инфраструктурных проектов внутри и за пределами страны). Сейчас в такие активы вложено 1,6 трлн рублей.
Среди возможных вариантов инвестиций власти называли:
- вложения в иностранные активы с более высокой доходностью (и риском) по сравнению с теми, куда вложены сейчас международные резервы (частью которых и является ФНБ) — по аналогии с Норвежским суверенным фондом NBIM;
- использование средств для выдачи экспортных кредитов с целью стимулирования спроса покупателей российской продукции за рубежом;
- финансирование внутренних инвестиционных проектов (такая возможность стала рассматриваться лишь недавно).
Власти подчеркивают, что это не альтернативные варианты: предполагается комбинация из всех трех опций.
Самым рациональным, на наш взгляд, способом вложения является инвестирование в иностранные активы с умеренным кредитным риском. Однако мы полагаем, что власти сейчас вряд ли решатся сделать его основным, т.к. прямого видимого эффекта на ВВП он не даст. Выбор в большей степени, скорее всего, будет сделан в пользу оставшихся двух вариантов — экспортных кредитов и внутренних инвестпроектов.
На наш взгляд, потребность в финансировании проектов внутренней экономики высока. В частности, есть большие планы по развитию дорожной инфраструктуры, зафиксированные в майском указе Владимира Путина, то есть предельную сумму назвать достаточно сложно. Основная проблема этих инвестиций — в среднем низкая экономическая эффективность (не исключено, что у многих проектов нулевая или даже отрицательная NPV). Кроме того, доходность многих кредитов, с помощью которых финансируются эти проекты, ниже рыночной. Среди действующих — немало проектов РЖД с доходностью «инфляция +1%» (что в большинстве случаев меньше, чем доходность ОФЗ), а проект по модернизации БАМа и Транссиба (объемом в 150 млрд рублей) и вовсе дает доходность в 2,98% в рублях. Впрочем, есть и высококачественные бумаги, — например, евробонд «Ямал-СПГ» (150 млрд рублей, доходность 5% в долларах).
Важным для властей является и вопрос поддержки потребителей российской экспортной продукции. Соответствующая задача даже вынесена в отдельный нацпроект, который предполагает повышение несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта конкурентоспособной промышленной продукции. Однако в данном вопросе есть два нюанса. С одной стороны, согласно методологии, в этот экспорт включается много квази-сырьевой продукции (например, металлургия низкого передела), которая не нуждается в стимулировании, поскольку и так обладает достаточной конкурентоспособностью на мировом рынке. С другой стороны, продукцию, которая действительно нуждается в экспортном стимулировании (например, отечественный автопром), вряд ли удастся поддержать лишь льготными кредитами, поскольку отставание от мировых аналогов велико. В итоге мы полагаем, что поддержка в основном коснется оборонной и атомной продукции. Это, кстати говоря, основная часть машиностроительного экспорта РФ.
Таким образом, максимальную потребность в экспортном кредитном финансировании можно, например, оценить абсолютным ростом прогнозных объемов экспорта машиностроительной продукции (на ближайшие три года средний темп составит около $3-$4,5 млрд в год, или около 200-300 млрд рулей в год). На наш взгляд, заметное увеличение расходов на экспортные кредиты сверх этой суммы будет нецелесообразно. Правда, стоит отметить, что это лишь среднее значение за год, и с учетом того, что кредит может быть выдан на несколько лет, единовременные расходы могут быть существенными. Так, например, за период до 2024 года по плану экспорт продукции машиностроения должен вырасти на $26 млрд (около 1,7 трлн рублей), и не исключено, что кредит сопоставимых размеров может быть выдан из ФНБ единовременно. Например, проект строительства АЭС в Египте сопоставим по стоимости.
. И к чему все это приведет?
Как мы уже отметили, прямого эффекта на экономику от инвестиций средств ФНБ в иностранные активы с кредитным риском не будет, тогда как выдача экспортных кредитов идейно очень похожа на трату денег внутри страны. При прочих равных эти два варианта не отличаются эффектом на рост экономики. Различие будет состоять в следующем:
1) Какие отрасли получат стимул. В случае экспортных кредитов — это с большой долей вероятности отечественное атомное и оборонное машиностроение, в случае внутренних инвестиций — скорее строительство и металлургия. На наш взгляд, больше в поддержке нуждается инфраструктурное строительство, так как оно гораздо менее развито, чем, например, российская атомная промышленность, которая является лидирующей в мире. Гораздо больший эффект можно было бы получить, поддерживая другие, неконкурентоспособные отрасли машиностроения (например, автопром). Но здесь, как мы отмечали, отставание достаточно большое, и его вряд ли удастся перекрыть даже льготным кредитованием.
2) Насколько возрастет инвестиционный импорт. Доля импорта в машиностроении, скорее всего, больше, чем доля импорта в строительстве и металлургии, т.к. стройматериалы и металлургическая продукция в основном отечественного производства.
3) Создание рабочих мест. Траты на инфраструктурные проекты внутри страны создадут больше рабочих мест / больше повлияют на рост зарплат, чем экспортные кредиты, т.к. машиностроение является более капиталоемким.
Однако эти два способа, на наш взгляд, будут по-разному влиять на курс рубля — и, соответственно, инфляцию. Для использования средств ФНБ внутри страны иностранная валюта, в которой хранится ликвидная часть, должна быть конвертирована в рубли. Это, как мы полагаем, будет осуществляться, как и раньше, путем эмиссии рублей, а не путем конверсии этих средств на валютном рынке — эту идею недавно подтвердил А. Силуанов. Поэтому эффект на валютную ликвидность от непосредственных трат ФНБ будет нейтральным — как и, например, при финансировании дефицита бюджета в период кризиса 2015 года. Таким образом, эффект на курс рубля будет связан с изменением экспорта/импорта.
Теоретически конверсия валюты в рубли может быть проведена и на открытом рынке: выглядеть это будет как снижение объемов фактических покупок валюты по бюджетному правилу. Например, если за год интервенции по правилу должны составить 2,7 трлн рублей (Минфин покупает валюту на открытом рынке на эту сумму), а траты ФНБ запланированы в объеме 1 трлн рублей (т.е. Минфин должен продать валюты на соответствующую сумму), то для валютного рынка фактические покупки валюты снизятся с 2,7 трлн до 1,7 трлн. Такой вариант, в отличие от предыдущего, вызовет структурное укрепление рубля, что, при прочих равных, невыгодно для бюджета и экспортеров. При этом объем рублевой эмиссии будет меньше, чем при конверсии внутренней проводкой.
Модельный расчет
Приведенные нами расчеты основаны на предпосылках, описанных выше, при том, что в реальности процесс может отойти от сценария, заложенного в нашей модели. Например, конверсия средств фонда для целей траты внутри страны будет осуществляться на рынке путем уменьшения объемов покупки валюты, а не внутренней проводкой, часть экспортных кредитов не приведет к росту экспорта, и т.п.
Финальный эффект на экономику во многом будет зависеть от распределения между вышеперечисленными тремя способами вложения средств. Так, например, ВЭБ РФ выступает только за экспортные кредиты и проекты внутри страны, а ЦБ, напротив, предпочитает не тратить средства таким образом, чтобы они хоть как-то повлияли на экономику. С учетом неопределенности долей мы решили оценить эффект от вложения 500 млрд рублей средств фонда в каждый из трех вариантов (так, чтобы потом эти эффекты можно было взвешивать по долям вложенных средств и получать итоговый эффект) и представили его в таблице ниже.
При комбинации способов вложения негативный эффект на курс/инфляцию можно нейтрализовать.
Эффект от использования 500 млрд рублей из ФНБ 1)
Только в экспортные кредиты
Только в инвестиции в иностранные активы
Только во внутренние проекты
Источник
Что такое Фонд национального благосостояния
Как формируется бюджет фонда и куда он тратит деньги
Фонд национального благосостояния, сокращенно ФНБ, — это государственный инвестиционный фонд.
Такие фонды еще называют суверенными. На 1 декабря 2020 года ФНБ занимает 14-е место среди всех суверенных фондов. Его активы составляют 177 млрд долларов, тогда как капитализация крупнейшего суверенного фонда в мире — норвежского — оценивается в 1,122 трлн долларов.
В этой статье расскажу, откуда ФНБ берет деньги и куда их тратит.
Что вы узнаете
Что такое ФНБ
Государственный суверенный фонд — это запас денег, который инвестируется в различные активы. ФНБ формируется из избыточных нефтегазовых доходов. Крупные экспортеры углеводородов вроде «Газпрома» и «Роснефти» платят налоги в федеральный бюджет. Часть этих денег называется нефтегазовый трансферт и идет на погашение расходов федерального бюджета. Деньги, которые остаются после нефтегазового трансферта, отправляют в ФНБ.
Деньгами из фонда государство софинансирует добровольные накопительные пенсии людей, вступивших в эту программу до 2015 года, компенсирует дефицит федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ. Информацию о ФНБ можно найти на сайте Министерства финансов России. Эти деньги учитываются отдельно от других государственных денег, их можно потратить только на целевые нужды, для которых создавался ФНБ.
Законодательная база. ФНБ работает согласно Бюджетному кодексу РФ. Еще есть отдельные постановления правительства и приказы Минфина о том, в какие финансовые активы можно вкладывать деньги и как правильно управлять фондом. Нормативные документы можно найти на сайте Минфина в разделе «Фонд национального благосостояния» — «Управление».
Как ФНБ появился. Фонд национального благосостояния появился 1 февраля 2008 года при разделении существовавшего ранее Стабилизационного фонда на две структуры: ФНБ и Резервный фонд. Резервный фонд взял на себя функции Стабилизационного фонда, то есть использовался как финансовая подушка для федерального бюджета.
В результате этой реорганизации на счета ФНБ было зачислено 783 млрд рублей. В последующие годы, когда нефтегазовые доходы превышали нормативный объем денег резервного фонда и нефтегазовый трансферт, избытки направлялись в ФНБ. Нормативная величина Резервного фонда составляла примерно 7% от ВВП, и ее определяли ежегодно в федеральном бюджете.
ФНБ и Резервный фонд. В 2017 году средства Резервного фонда израсходовали, а фонд закрыли. Сейчас из суверенных фондов в России остался только Фонд национального благосостояния. Еще резервные фонды есть у правительства и президента.
Для чего нужен ФНБ
ФНБ планировали как фонд социальной направленности или фонд будущих поколений. Он должен был обеспечить стабильные пенсии на много лет вперед. А еще деньгами из суверенного фонда государство развивает экономику и финансирует крупные инвестиционные проекты, например покупку железнодорожного транспорта для РЖД или строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в московской области.
Цели фонда. Первоначально деньги из ФНБ были нужны для финансирования пенсионной системы. Но в 2017 году с помощью поправок в бюджетный кодекс государство разрешило использовать деньги из ФНБ для покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета пенсионного фонда.
Таким образом, сейчас ФНБ является одновременно сберегательным и стабилизационным фондом. Например, в 2018—2019 годах 9,68 млрд рублей из ФНБ направили на софинансирование добровольных пенсионных накоплений людей. А для покрытия дефицита пенсионного фонда в 2018 году потратили 1 101,2 млрд рублей, хотя в 2019 году этого не делали.
В какой валюте формируется ФНБ
Фонд формируется в рублях. А дальше средства могут размещаться в иностранной валюте — американских долларах, евро и британских фунтах, а также инвестироваться в финансовые активы: облигации, депозиты, акции и паи инвестиционных фондов.
Помимо этого, ФНБ делает вложения в ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов. Самоокупаемые инфраструктурные проекты перечислены в перечне № 2044-р . По сути, это создание и эксплуатация значимых государственных объектов. Финансирование таких проектов происходит следующим образом: ФНБ покупает акции или облигации компаний, которые реализуют проект.
Например, для строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке ФНБ может приобрести облигации ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Минимальная доходность этих облигаций равна ставке инфляции + 1%. Инвестируя в такие проекты, государство одновременно развивает экономику и получает дополнительный инвестиционный доход в ФНБ.
Средства из ФНБ можно размещать только в надежные ценные бумаги с высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности. Структура активов ФНБ не прозрачная — доступных данных о перечне иностранных ценных бумаг нет.
В валютной структуре ФНБ 45% долларов США, 45% евро и 10 % британских фунтов, но Минфин планирует снизить долю доллара и расширить перечень валют. В 2009 году деньги из ФНБ решили разместить на долгосрочных депозитах в ВЭБ. Таким образом ВЭБ мог выдавать больше субординированных кредитов банкам, а они, в свою очередь, — малому и среднему бизнесу. Субординированные кредиты — это кредиты банкам на особых условиях на длительный срок. Проценты по ним могут быть существенно ниже рыночных.
По состоянию на 1 января 2020 года 79% средств ФНБ находилось на счетах Центрального Банка России в разных валютах. Этими деньгами можно быстро погасить дефицит федерального бюджета или бюджета пенсионного фонда. Финансовые активы — менее ликвидные инструменты: ими так быстро распорядиться не получится.
Бюджет фонда
Фонд формируется из нефтегазовых доходов, которые не были направлены на финансирование бюджета. Еще в фонд поступают доходы от управления его активами.
Кто управляет средствами ФНБ. Средствами фонда управляет Министерство финансов, но отдельные вопросы управления оно может передать Центральному банку. Выглядит это следующим образом: Министерство финансов приобретает иностранную валюту и размещает ее на счетах в Центральном банке РФ. На остаток по счетам ЦБ начисляет проценты, как если бы они были вложены в долговые ценные бумаги иностранных государств. Все проценты начисляются в рублях.
Сколько денег сейчас. На 1 декабря 2020 года в ФНБ числится 177,39 млрд долларов, что эквивалентно сумме 13 457,02 млрд рублей — 11,8% от ВВП страны.
Когда денег в ФНБ становится больше, чем 7% от ВВП, их можно использовать для инвестирования в крупные проекты и покупки разрешенных финансовых активов. Куда можно вкладывать деньги из ФНБ, определяет правительство и Министерство финансов в нормативных актах.
До достижения 7% деньги могут направляться только в уже начатые проекты, а также паи инвестиционных фондов, которыми управляют в соответствии с федеральным законом «О российском фонде прямых инвестиций».
7% от ВВП — это не магическое число. Примерно столько денег потратили из резервного фонда в 2015—2017 годах , то есть это, по сути, государственная подушка безопасности.
Откуда деньги берутся. Если прогнозная цена на нефть выше базовой, то дополнительные нефтегазовые доходы направляются в ФНБ. Например, в июле 2019 года в фонд поступили дополнительные нефтегазовые доходы за 2018 год в размере 4 122 млрд рублей. С 2017 года базовая цена на нефть составляет 40 $ за баррель и ежегодно индексируется на 2% — это значит, что каждый год она увеличивается на 2%, то есть в 2023 году базовая цена на нефть будет равна 45 $.
С чего формируются нефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы формируются с налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и продукты переработки, а также с налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, акцизов на нефтяное сырье, направляемое на переработку.
Предварительно нефтегазовые доходы рассчитываются исходя из прогнозных цен на сырье и обменного курса рубля к доллару. Если фактически в бюджет поступает больше денег, чем было предварительно рассчитано, то это нефтегазовые доходы. Если меньше — то, наоборот, нефтегазовые расходы.
На что хотят потратить сверхдоходы
В 2020 году деньгами из ФНБ собирались финансировать 12 проектов, но 4 из них заморозили в связи с экономическим кризисом.
Деньги успели выделить на строительство кольцевой центральной дороги в Московской области, модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог, ликвидацию цифрового неравенства в малонаселенных городах и селах и на другие проекты. Для того чтобы финансировать проекты, деньги вкладывали в финансовые активы. Например, для железнодорожных проектов купили привилегированные акции и облигации ОАО «РЖД».
Остатки средств на счетах ФНБ на начало 2020 годаPDF, 154 КБ
На конец 2020 года остается неясным, как государство будет тратить сверхдоходы из ФНБ за предыдущий год.
Что будет, если «распечатать» ФНБ
Базовая цена на нефть составляет 40 $ за баррель и ежегодно индексируется на 2%. Превышение базовой цены позволяет накапливать деньги в ФНБ. Поэтому, если цена на нефть будет держаться в диапазоне 45—60 $ , ФНБ вряд ли придется «распечатать».
Более того, весной 2020 года правительство решило поддержать экономику без денег из ФНБ. Даже в такой сложный период программу поддержки профинансировали за счет займов на рынке — путем размещения облигаций федерального займа.
Критика ФНБ
9 ноября 2020 года Счетная палата опубликовала отчет об оценке эффективности использования денег ФНБ за 2018—2019 годы. Авторы отчета выделяют следующие негативные моменты в управлении средствами ФНБ.
Нет единой методологии вложения сверхдоходов, когда они достигают 7% ВВП. По аналогии с суверенными фондами других государств, зарабатывающих на экспорте сырьевых ресурсов, деньги надо использовать так, чтобы они приносили доход и чтобы их точно вернули. На сентябрь 2020 года критерии новых проектов, которые можно финансировать за счет денег ФНБ, не определены.
Алексей Кудрин в своей диссертации предлагает прекратить направлять средства из ФНБ в инфраструктурные проекты, потому что это очень рискованно. А активы уже финансируемых проектов — передать в управление специально созданного для этого фонда. Он предлагал создать отдельный фонд для развития инфраструктуры и финансировать проекты из него.
Теоретические подходы к реализации эффективной бюджетной политикиPDF, 4,66 МБ
Консервативное управление портфелем — деньги находятся в валюте, и практически не инвестируются в ценные бумаги, поэтому управление портфелем приносит небольшой доход. На 1 января 2019 года объем ФНБ был меньше, чем при его создании в 2009 году.
79% всех средств ФНБ находится в иностранных валютах на счетах в Центральном Банке России. Согласно договору с ЦБ, даже если эта часть остается в валюте, на нее начисляется такой же доход, как если бы деньги вложили в долговые обязательства иностранных государств.
Эта часть может приносить дополнительный доход за счет курсовой разницы и при росте котировок долгосрочных облигаций. Например, доходность долларового счета в 2019 году выросла в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом, а доходность в фунтах стерлингов еще выше — в 2,4 раза. Доходность выросла за счет роста котировок государственных облигаций США и Великобритании. Но доходность в евро за 2019 отрицательная. ФНБ не вкладывает деньги в иностранные акции, золото или недвижимость.
Низкий уровень кредитования реального бизнеса через ВЭБ — деньги, которые ВЭБ одалживает коммерческим банкам, не доходят до малых и средних предприятий, потому что коммерческие банки выдвигают очень много требований к потенциальным заемщикам. Другими словами, малому бизнесу сложно получить кредит.
Отчетность ФНБ непрозрачная, и сложно сделать выводы о качестве управления деньгами. Например, нет информации о детальном распределении активов в портфеле и о результатах инвестирования.
Фонд не обеспечивает благосостояние людей, из него закрываются текущие нужды и дефицит.
Сравнение с норвежским суверенным фондом
Крупнейший суверенный фонд в мире — государственный пенсионный фонд Норвегии «Глобальный». Парламент Норвегии принял закон о создании фонда в 1990 году после того, как Норвегия нашла крупнейшее месторождение нефти в Северном море.
Основная задача норвежского фонда такая же , как и у ФНБ, — поддержка экономики при резком падении цен на нефть. Однако в норвежском фонде нефтегазовые доходы составляют всего половину фонда, вторая половина — это инвестиционный доход от вложений в недвижимость и ценные бумаги. На декабрь 2020 года фонд владеет ценными бумагами 9000 компаний и 1,5% всех мировых ценных бумаг, которые котируются на биржах.
Норвежские власти понимают, что нефть когда-то закончится, и стараются инвестировать средства фонда так, чтобы обеспечить стабильность экономики на много лет вперед.
2009—2019 годах в млрд долларов. Источник: экспертно-аналитическое мероприятие Cчетной палаты» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Источник