Тема 2. Финансовая система. Финансовая политика
Финансы – это совокупность экономических отношений, отражающих формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся централизованные денежные фонды: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, государственный кредит, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой. Таким образом, централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в гос. бюджете и гос. внебюджетных фондах. На микроуровне – это децентрализованные денежные фонды: финансы населения и финансы предприятий. К последним относятся собственные, заемные и привлеченные средства. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным – кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д. иными словами, децентрализованные финансы – это экономические отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятия.
По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы – тождественные понятия. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов, она исследует закономерности развития финансовых отношений.
3.Финансы – это экономическая категория, которая выражает определенные экономические отношения. Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако, не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого, прежде всего, измеряются затраты труда производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязи между финансами макроуровня и микроуровня.
Без участия финансов не может быть распределен национальный доход. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуется их оптимальная организация. Определение принципов организации и функционирования финансов позволяет выявить направления воздействия финансов на развитие государственного сектора экономики и выработать критерии его функционирования.
Финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государственных решений основано на совокупности информации.
Финансы должны иметь целевую ориентацию, потому что затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества.
4.Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную, осуществляемые ими одновременно. Многие экономисты выделяют также регулирующую или стимулирующую функцию.
Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода.
Распределение финансов можно классифицировать:
1)по виду доходов:
-первичное распределение (з/пл, прибыли, рента, проценты);
-вторичное распределение (налоги, распределение бюджета);
2)по уровню власти в государстве:
-внутриотраслевое, например, между отраслями материального и нематериального производства;
-межотраслевое и межтерриториальное(между гос. и отраслями, между отраслями);
Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.
Контрольная функция финансовозначает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Она проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по назначению.
Задачи финансового контроля:
– проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам;
– проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств по расчетам и платежам;
– выявление позитивных и негативных сторон в финансовом механизме субъекта и пинятие управленческих решений;
– рациональное расходование финансовых ресурсов.
Сущность регулирующей функции состоит в том, что государство с помощью специальных финансовых рычагов может оказать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его.
4. С переходом РФ к рыночной экономике роль финансов в процессе расширенного воспроизводства существенно изменилась. В условиях административно-командной системы роль финансов была принижена и сводилась к роли надсмотрщика за сбором налогов: у предприятий изымалась вся прибыль, а в случае появления потребности в денежных средствах выделялись финансовые ресурсы из госбюджета, т.е. имело место челночное движение финансовых средств. В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла: от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, его конкурентоспособность, его выживаемость, его перспективы.
Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее ее можно свести к трем основным направлениям:
1)финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;
2)финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
3) финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов. Различают следующие основные источники финансовых ресурсов:
собственные средства (уставной капитал, прибыль и др.);
заемные средства – это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы;
привлеченные средства – это денежные средства, которые не принадлежат предприятию, но используются в его обороте (задолженность перед бюджетом, работниками предприятия и т.п.
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов – второе направление. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли ускорятся.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными способами:
через эффективное вложение финансовых ресурсов;
через создание поощрительных фондов – фондов потребления, фондов социальной сферы;
— через использование бюджетных стимулов, например, предоставление льгот при уплате налога;
— через использование финансовых санкций (штрафы, пени).
1. Сущность и структура финансовой системы РФ.
2. Финансовая политика: понятие, типы и задачи.
3. Составляющие финансовой политики.
4. Финансовый механизм, его структура.
1. Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
В своем историческом развитии система финансов прошла длительную эволюцию.
В период зарождения финансовых отношений система финансов ограничивалась, как правило, только одним звеном — государственным бюджетом.
В условиях классического капитализма система финансов большинства западных цивилизованных государств, а также России состояла из двух основных звеньев — государственного бюджета и местных финансов.
В целом количество звеньев системы финансов остается статичным, неизменным до тех пор, пока последняя позволяет государству с достаточной степенью эффективности формировать необходимые для осуществления своей деятельности фонды денежных средств.
По мере усложнения хозяйственных связей в рамках национальных экономических систем в современном мире в целом происходило усиление роли и значения государства в регулировании экономических процессов. Соответственно росли и число выполняемых им функций, а также потребность в дополнительных денежных средствах.
В результате и под влиянием всех этих процессов система финансов продолжала совершенствоваться как количественно (за счет появления новых звеньев, таких, например, как финансы государственных предприятий), так и качественно, путем создания дополнительных финансовых инструментов в рамках уже существующих звеньев (например, государственное страхование; государственный кредит и т. д.).
В СССР существовавшая система финансов состояла из трех основных звеньев — общегосударственных финансов; финансов отраслей народного хозяйства; кредита в различных его формах и отражала не объективную роль финансов в экономической системе страны, а реально складывающиеся в обществе экономические процессы, организуемые и регулируемые в административном порядке.
Функциональное построение системы финансов должно удовлетворять следующим основным принципам:
—каждое звено системы финансов, взятое в отдельности,
не может охватывать более широкий круг денежных отношений, нежели это характерно для общей категории;
—система финансов, взятая в целом, в каждый конкретный момент должна в точности соответствовать принципиальным сущностным характеристикам и функциональному назначению финансов как объективной экономической категории.
Финансовая система состоит из блоков, звеньев, подзвеньев. Существуют разные точки зрения на модель финансовой системы. В настоящее время систему финансов можно представить в виде укрупненной трехзвенной модели (схема финансовой системы).
· государственные и муниципальные финансы;
· финансы хозяйствующих субъектов;
· финансы физических лиц (населения). (Схема финансовой системы РФ).
Высшим звеном системы финансов являются общегосударственные финансы. В российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89).
Центральным звеном общегосударственных финансов выступает государственный бюджет, представляющий собой главный централизованный фонд государства. Посредством функционирования государственного бюджета государство мобилизует и перераспределяет значительную часть финансовых ресурсов страны. В государственном бюджете находят свое концентрированное выражение все основные источники доходов и расходов государства.
В состав общегосударственных финансов входят также государственный кредит и система специальных (внебюджетных) фондов: Фонд социального страхования; Пенсионный фонд; фонды обязательного медицинского страхования и др.
Следующее звено системы финансов — финансы регионов.
Региональные бюджеты не только входили в состав единого государственного бюджета страны, но и играли исключительно подчиненную, вспомогательную роль.
Децентрализация экономических отношений в обществе существенно повысила самостоятельность и роль региона в осуществлении общей экономической политики государства, соответственно возросли роль и значение региональных финансов.
В состав региональных финансов помимо региональных бюджетов обычно включаются: система местных налогов и займов, региональные внебюджетные фонды и т. д.
Важнейшим звеном финансовой системы являются местные финансы,обеспечивающие органы местного самоуправления денежными средствами для осуществления ими своих функций.
Сущность местных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения местными органами власти стоящих перед ними задач.
Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.
Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень.
Специфическим звеном системы финансов являются финансы предприятий, организаций, учреждений,представляющие собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.
Такое положение данной сферы обусловлено тем, что она обслуживает основное звено общественного производства, где создаются материальные ценности и нематериальные блага, формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны.
Решающее влияние финансов предприятий обусловлено тем, что именно здесь происходит первичное формирование денежных доходов и накоплений, образование тех самых финансовых ресурсов, которые затем перераспределяются с помощью публичных финансов.
В условиях рынка домашнее хозяйствоиграет исключительно важную роль, т. к. оно прежде всего выполняет функцию собственников средств производства, находящихся у него в частной собственности, а также рабочей силы. Находясь в условиях рынка в системе финансовых отношений домашнее хозяйство само вступает в такие отношения как внутри себя, так и с внешним по отношению к себе рыночным субъектом.
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают следующие звенья: государственный бюджет, гос. внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок.
По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации.
Федеральный бюджет – это республиканский бюджет РФ.
Бюджеты субъектов Федерации включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономной области и автономных округов, областные бюджеты, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Государственные внебюджетные фонды – это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования гос. расходов. кредиторов выступают юридические и физические лица, заемщиком – государство в лице его органов.
Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.
Фондовый рынок занимает особое место в финансовой системе, представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.
Муниципальные финансы — это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов, районные бюджеты в городах, а также муниципальный кредит, муниципальные ЦБ и т.д.
Финансы хозяйствующих субъектов —это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов предприятий, организаций, предпринимателей, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы хозяйствующих субъектов лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.
Финансы коммерческих организаций –это гос., частных, акционерных, арендных предприятий и др.;
Финансы некоммерческих организаций — муниципальные, общественные и др.
В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица, и финансы других физических лиц (домохозяйств).
Финансовая система представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических отношений и связей.
2. Финансовая политика – это совокупность гос. мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:
1)специфику внутренней и международной обстановки;
2)реальные экономические нефинансовые возможности страны.
Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) создание адекватного финансового механизма;
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов.
Выделяют три типа финансовой политики:
· классическая, существовала до конца 20-х годов XX в. и основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смитта и Д. Рикардо. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции;
· регулирующая, существовала с конца 20-х годов в западных странах, в основе ее теория Дж. Кейнса и его последователей, которые исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами становятся гос. расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос;
· планово-директивная, применялась в странах с административно-командной системой управления экономикой (СССР). Цель ее сводилась к обеспечению концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего распределения в соответствии с гос. планом создавался инструменты, при помощи которых производилось изъятие неиспользуемых финансовых ресурсов.
С 1991 г. стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе гос. регулирования экономики. Основа современной фин. политики – это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация гос. собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на сочетании частных и гос. хозяйствующих субъектов.
Задачи финансовой политики в России:
1.Достижение сбалансированности бюджета.
2.Ориентация финансовых потоков в реальный сектор экономики.
3.Совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений.
4.Укрепление финансового контроля.
5.Привлечение сбережений населения в инвестиции.
6.Интеграция России в мировую финансовую систему и др.
3. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.
Бюджетная политика РФ основывается на Бюджетном кодексе и других законодательных актах, которые определяют форму бюджетного устройства страны. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления гос. долгом.
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика реализуется на разных уровнях гос. управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы не вывозились из страны, а происходил приток иностранного капитала.
Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным слоям населения и др.
Таможенная политика представляет собой совокупность налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между регионами и отраслями. Таможенная политика в России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.
Финансовая политика неразрывно связана с денежно-кредитной политикой, которая направлена на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического роста. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
4. Финансовый механизмпредставляет собой систему установленных конкретных финансовых форм, видов и методов организации финансовых отношений и состоит из множества элементов. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов.
Финансовый механизм подразделяют на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство.
Регулирующий финансовый механизм не затрагивает прямо интересы государства, а применяется в конкретном сегменте финансов.
Структура финансового механизма включает в себя:
1) финансовое регулирование;
2) финансовое стимулирование;
3) финансовые методы;
4) финансовые рычаги;
5) нормативное и правовое обеспечение;
6) информационное, идеологическое, экономическое, политическое, социальное и методическое обеспечение.
Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.
Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.
Финансовые методы – это приемы или способы воздействия финансов на экономику. К ним относятся инвестирование, хеджирование, лимитирование и т.п.
Финансовые рычагипредставляют собой инструменты воздействия финансов на экономику. К ним относятся цена, прибыль, дисконт, дивиденд и т.п. Например, с помощью политики ценообразования можно решить многие проблемы экономики: стимулирование выпуска новых видов продукции, обеспечение роста рентабельности производства, регулирование соотношения спроса и предложения на товары и услуги.
Правовое обеспечение – наличие законодательных и других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность. Нормативное обеспечение– наличие норм и нормативов финансовой деятельности. Правовое и нормативное обеспечение включает в себя:
1) законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и т.д.);
2) указы Президента РФ ( по налогообложению);
3) постановления Правительства РФ;
4) приказы и письма министерств и ведомств;
5) устав юридического лица.
Информационное обеспечение – наличие всей необходимой для финансовых решений информации, сбор, обработка, систематизация и использование информации. Идеологическое обеспечение – наличие финансовой идеологии, финансового мировоззрения. Экономическое обеспечение – наличие прав собственности, а также финансовых потребностей и финансовых ресурсов. Политическое обеспечение – наличие финансовой политики. Социальное обеспечение – наличие социальных норм и стандартов, нравственных принципов, эталонов культуры. Методическое обеспечение – наличие методических указаний и инструкций, регламентирующих отдельные акты финансовой деятельности.
Источник