- Инвестиции для культурных проектов
- Инвестиции в сфере культуры и искусства
- Сущность и основные аспекты культуры. Основные понятия, классификация, методы и подходы к оценке эффективности инвестиций. Особенности и основные критерии государственных инвестиций, меценатства и спонсорства. Перспективы развития культуры и искусства.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Инвестиции для культурных проектов
В силу того, что основной целью деятельности многих организаций культуры является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка инвестиционных проектов организаций культуры носит ярко выраженную специфику.
Процедура оценки инвестиционных проектов организации культуры имеет две составляющие: экономическую и социальную. Экономическая составляющая основывается на анализе финансовых выгод от реализации проекта, а социальная составляющая — на оценке социальных результатов от выполнения проекта.
Анализ экономических результатов инвестиционных проектов организации культуры базируется на тех же показателях, что и для коммерческих предприятий. Это коэффициенты простой нормы прибыли, чистой приведенной стоимости, индекс доходности, период окупаемости вложенных средств, показатель внутренней нормы прибыли.
К показателям оценки социальных результатов инвестиционных проектов относятся коэффициент социальной рентабельности, показатель чистой приведенной социальной стоимости, индекс социальной доходности, коэффициент внутренней нормы социальной доходности.
При оценке инвестиционных проектов организации культуры наиболее привлекательными являются проекты с наибольшими значениями социальной рентабельности. Однако в большинстве случаев проекты с высокими значениями социальной рентабельности являются экономически убыточными проектами. При этом важно, чтобы социальная рентабельность проекта компенсировала финансовую нерентабельность проекта, т. е. сумма экономической и социальной рентабельности была выше нуля. Для подобной оценки целесообразно использовать показатель общей рентабельности проекта TR (или общей нормы доходности ). Он рассчитывается следующим образом:
Показатель общей рентабельности есть сумма экономической и социальной рентабельности, т. е. чистая прибыль от реализации проекта суммируется с денежной оценкой социального эффекта от проекта и относится к затратам, связанным с его выполнением.
Таким образом, в целях финансовой стабильности организация культуры должна принимать к реализации проекты с показателем общей рентабельности выше нуля. Тем не менее, возможны ситуации, когда организация культуры реализует проекты с отрицательной или нулевой общей рентабельностью, т. е. когда финансовые убытки от проекта перекрывают социальные выгоды. В этом случае финансовая стабильность организации культуры должна обеспечиваться за счет государства, благотворительных организаций и т. д.
Коэффициенты рентабельности являются достаточно наглядными показателями и удобными для анализа проектов организаций культуры. Однако они не учитывают временной стоимости поступлений от проекта, что имеет большое значение, если доходы от проекта сильно растянуты во времени. В этом случае важную роль играет показатель чистой приведенной социальной стоимости NPSV (Net Present Social Value). Он определяется по аналогии с чистым приведенным денежным потоком следующим образом:
Показатели социальной ценности проекта (программы) в году t, выраженные в денежной оценке, дисконтируются к нулевому году, затем суммируются и уменьшаются на сумму первоначальных инвестиций, связанных с реализацией проекта.
Определение социальной ценности проекта по годам сталкивается с теми же проблемами, что и измерение социального эффекта. В связи с этим на практике пользуются упрощенным методом. Так, в случае оказания культурных, образовательных услуг на бесплатной или льготной основе социальная ценность измеряется полной ценой оказываемых услуг или разницей между полной и льготной ценой.
Ставка дисконта (Ks), сточки зрения организации культуры, отражает альтернативные направления вложения средств и принимается на уровне доходной ставки по краткосрочным казначейским обязательствам как наименее рисковым ценным бумагам. С точки зрения благотворителей, коэффициент дисконтирования отражает альтернативную доходность благотворительных взносов. Благотворители имеют возможность вложения средств в портфель ценных бумаг, а затем использования доходов для прямого приобретения некоммерческих услуг. Таким образом, с точки зрения благотворителей ставка дисконтирования равна доходности от вложений в акции коммерческой фирмы, предоставляющей подобные услуги.
При анализе инвестиционных проектов организации культуры нельзя однозначно требовать положительных значений коэффициента чистой приведенной стоимости, так как сумма затрат, связанных с реализацией проекта, может превышать приведенную социальную стоимость проекта. В этом случае необходимо проанализировать также финансовые поступления от проекта, т. е. рассчитать показатель чистой приведенной денежной стоимости проекта.
Таким образом, для общей оценки инвестиционных проектов организации культуры можно использовать коэффициент общей чистой приведенной стоимости TNPV (Total Net Present Value).
Проект считается приемлемым, если TNPV > 0. Однако, как говорилось выше, это не означает, что каждая составляющая формулы (NPV и NPSV) также должна быть положительной. Организация культуры в силу наличия высокой социальной ценности проекта может реализовывать экономически убыточные проекты, в которых NPV 0, то организация культуры часто вынуждена откладывать реализацию проектов с положительным TNPV в силу недостатка средств.
Наряду с показателем чистой приведенной социальной стоимости активно используется индекс социальной доходности (SPI — Social Profit Index). Он рассчитывается как отношение приведенной социальной ценности к текущему периоду на сумму первоначальных инвестиций.
В силу того, что индекс социальной доходности является относительным показателем, а не абсолютным, как коэффициент чистой приведенной социальной стоимости, он более удобен для анализа социальной значимости различных проектов.
Сводный индекс доходности инвестиционных проектов организаций культуры (ТРІ — Total Profit Index) будет выглядеть следующим образом:
Сводный индекс доходности можно использовать не только для сравнительной оценки, но и в качестве критерия принятия проектов к реализации. Если значение индекса меньше или равно единице, то проект отвергается. К реализации принимаются проекты с индексом доходности больше единицы.
На практике организация культуры, как правило, занимается реализацией сразу нескольких проектов, поэтому для нее не менее актуальными являются вопросы формирования бюджета капиталовложений.
Для оптимизации бюджета капиталовложений организаций культуры большое значение приобретает коэффициент внутренней нормы социальной доходности проекта (IRSR). Он характеризует уровень социальной доходности инвестиционного проекта, выражаемой дисконтной ставкой, по которой будущая социальная ценность проекта приводится к настоящей стоимости авансированных средств. Таким образом, социальная ценность проекта приводится к настоящей стоимости не на основе задаваемой извне дисконтной ставки, а на базе внутренней нормы социальной доходности самого проекта.
Внутренняя норма социальной доходности определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость будущих социальных выгод равна настоящей стоимости затрат на реализацию проекта, т. е. чистая приведенная социальная стоимость NPSV равна нулю.
IRSR = к, при NPSV = 0.
Очевидно, чем выше внутренняя норма социальной доходности, тем более привлекательным является тот или иной проект с социальной точки зрения. Проекты с высокой нормой социальной доходности имеют больше оснований для привлечения благотворительных средств, государственных субсидий, грантов и др.
Однако для комплексной оценки инвестиционных проектов организации культуры целесообразно применять коэффициент внутренней нормы общей доходности (TIRR). Он будет определяться сводной ставкой доходности, при которой приведенная к настоящему периоду стоимость будущих финансовых и социальных доходов равна стоимости первоначальных инвестиций.
TIRR = К, при TN PV = 0.
Для оптимального инвестиционного портфеля организации культуры отбираются проекты с максимальным значением нормы доходности.
Таким образом, оценка инвестиционных проектов организаций культуры включает анализ финансовых и социальных результатов от реализации проекта, что делает такую оценку крайне сложной.
Экономические и социальные результаты инвестиционных проектов могут быть противоречивыми, что не позволяет сделать однозначный выбор в пользу того или иного проекта. Кроме того, выбор проекта организации культуры в большинстве случаев не осуществляется ею самостоятельно, на такой выбор оказывают влияние решения третьих лиц (государства, благотворительных фондов, спонсоров и др.).
Исходя из финансовой зависимости от третьих лиц, а также из ограничений получения и распределения прибыли, организации культуры вынуждены подстраиваться под интересы спонсоров, программы благотворительных фондов, политику попечителей и т. д.
Источник
Инвестиции в сфере культуры и искусства
Сущность и основные аспекты культуры. Основные понятия, классификация, методы и подходы к оценке эффективности инвестиций. Особенности и основные критерии государственных инвестиций, меценатства и спонсорства. Перспективы развития культуры и искусства.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.03.2015 |
Размер файла | 76,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Глава 1. Сущность инвестиций и их виды
1.1 Основные понятия инвестиций
1.2 Основные подходы к оценке эффективности
1.3 Методы оценки эффективности инвестиций
Глава 2. Инвестиции в сфере культуры
2.1 Государственные инвестиции в сфере культуры
2.2 Частные инвестиции в сфере культуры
Понятие «культура» трудно определить однозначно. Существует великое множество формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Во многих определениях есть фраза, что культура — это картина мира. Мы понимаем культуру, как что-то, неразрывно связанное с духовной и творческой деятельностью человечества. Понятия морали, этики и нравственности также неотделимы от общепринятого понимания культуры. Безусловно, культура является важнейшей составляющей жизни любого общества.
Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры.
Во-первых, культура — это сфера свободной самореализации личности, сфера творчества.
Во-вторых, культура — ценностное отношение к реальности.
В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от природы.
В данной работе культура рассматривается с точки зрения первого аспекта и согласно его определению.
Культура — необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Немыслимо представить современное общество, в котором не уделяют должного внимания сфере культуры. Необходимым для развития культуры является ее финансирование.
После распада СССР и всех изменений, произошедших в экономике страны и общества в целом, многие сферы деятельности выстояли с большими потерями. Это полностью относится к культуре, финансирование которой в доперестроечные времена было делом государства. Понадобилось почти 20 лет, чтобы реанимировать эту сферу деятельности и обеспечить ее нормальное функционирование и финансирование. Хотя можно сказать, что механизм финансирования культуры в нашей стране все еще находится в стадии формирования.
В девяностые годы 20-го века культура в России практически освободилась от идеологического прессинга советского периода, зато появился прессинг финансовый. Одна из главных проблем развития культуры в то время — это тотальная нехватка финансовых средств. Часто подобная ситуация трактуется как издержки рыночной экономики. Российская культура не была реальным сегментом отечественной экономики. Большинство людей в России долго не воспринимали эту область деятельности, как финансово привлекательную. Как правило, предприниматели стремились к быстрому приумножению своего капитала. В 90-е еще не сформировался пласт людей, понимающих перспективность и инвестиционную привлекательность вложений в искусство.
Финансовая поддержка искусства в основном лежала на плечах государства. Учитывая экономическую и политическую ситуацию в нашей стране в девяностые годы, очевидно, что финансирование культуры было далеко не первоочередной задачей правительства. В те годы значительно сократилось бюджетное финансирование культуры и средств массовой информации. За 1992-1997 годы сумма средств, отчисляемых из бюджета РФ на поддержку и развитие культуры, уменьшилась на 40% и сокращалась волнообразно.
Хотя при утверждении федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы давались обещания увеличить долю затрат на культуру, именно она ежегодно более других страдала от бюджетного кризиса. Увеличивался разрыв между средней зарплатой по России и зарплатой работников культуры, что способствовало их социальной деградации.
При хроническом недофинансировании культура была обречена на медленное угасание. Тяжелыми социальными последствиями грозило продолжение принятия нереального бюджета, когда более двух третей предусмотренных бюджетом средств не попадали в сферу культуры, когда в ее учреждениях отключали за неуплату коммунальных платежей электричество, отопление и телефон, а нищенская зарплата творческих работников не выплачивалась по нескольку месяцев. А ведь именно на культуре во многом держалось тогда хрупкое равновесие российского общества.
Большинство учреждений культуры, в том числе отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия России, оказалось в тяжелейшем положении. Не менее половины памятников — в аварийном состоянии. Около 15 тысяч построек могли полностью разрушиться в ближайшие 10 лет. Работа по пополнению музейных собраний произведениями прошлых лет была почти прекращена, заморожено создание новых экспозиций в федеральных музеях субъектов Федерации. Сложилось тяжелейшее положение с обеспечением сохранности библиотечных фондов и пополнением их новыми изданиями. Почти 90% издаваемых в России книг отсутствовали в библиотеках, резко снизились поступления иностранной научной литературы. Даже в Российской государственной и Российской национальной библиотеках они уменьшились в два раза, что могло нанести ущерб национальным интересам нашей страны, поскольку усугубляло ее отставание в освоении новейших научно-технических достижений и технологий, порождало информационный дефицит в науке, образовании и, в конечном счете, в экономике.
В то же время культура не являлась и сферой, привлекательной для вложения средств. Финансирование искусства ставили в один ряд с благотворительностью. Только кинематограф получал хоть какое-то внимание со стороны инвесторов, в то время как арт-рынок и театр оставались незамеченными. Несмотря на опыт европейских стран, где финансовая поддержка культуры всегда являлась не только престижной, но и прибыльной, в России с трудом верили в финансовую привлекательность вложений в произведения искусства и отказывались вкладывать деньги без гарантированной отдачи.
Однако, экономическая обстановка в нашей стране за последние 10 лет стала более стабильной, и потому у людей вновь проснулся интерес к искусству. В последние годы ситуация начала меняться, инвесторы, наконец-то, стали уделять внимание культуре и начали верить в прибыльность инвестиционных проектов в этой сфере. На самом деле, вложения такого рода могут принести не меньший доход, чем вложения в фондовый и валютный рынки. А специалисты, как отечественные, так и зарубежные, с полной ответственностью называют искусство одним из самых прибыльных способов вложения капитала.
Актуальность изучения темы данной работы обусловлена тем, что накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
Предметом исследования выступают процессы финансового обеспечения деятельности культурных учреждений.
Объектом исследования являются инвестиции в сфере культуры и искусства.
В работе подробно рассмотрен российский опыт организации финансового механизма в сфере культуры за период с 1990-х годов до 2011 года.
Теоретическую и информационную основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по экономике, финансам, Законы РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные документы. При исследовании темы квалификационной работы использованы монографии известных авторов — экономистов — Богачевой О., Корнеевой В.П., Тульчинского Г.Л., учебные пособия по бюджетной системе РФ и экономике культуры таких авторов, как Гавлин М.Л., Михеева Н.А., Рыбаков Ф.Ф., а также научные статьи в периодических изданиях (Балаховская Ф., Крол А., Абанкина И., Осовецкая Н. И др.), справочные и информационные издания, ресурсы интернет (http://www.openspace.ru/, http://www.artpragmatica.ru/ и т.д.).
Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру данной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты инвестиции. Даны основные понятия.
Во второй главе проведен подробный анализ финансирования организаций сферы культуры. Рассмотрены особенности государственных инвестиций, меценатства и спонсорства.
Глава 1. Сущность инвестиций и их виды
1.1 Основные понятия инвестиций
Под инвестицией(I) понимают финансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, повышение качества продукции и услуг, на образование кадров и научные исследования.
Инвестиции являются одним из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП. Потребление, государственные расходы, чистый экспорт довольно легко предсказуемы. Что касается инвестиций, то они трудно поддаются прогнозированию — они могут внезапно резко увеличиваться и падать. Так, во времена Великой депрессии в США инвестиции снизились на 100%. Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, следовательно, создание базы для расширения производственных мощностей страны, развития и экономического роста. Несмотря на то, что инвестиции составляют относительно небольшую часть совокупных расходов (15-20% развитых странах), именно изменения данного компонента вызывают основные макроэкономические сдвиги.
Инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства. Они являются основой для: расширенного воспроизводственного процесса; ускорения НТП (технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, обновления основных производственных фондов, внедрения новой техники и технологий); повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; снижения издержек на производство и реализацию продукции, увеличение объема продукции и прибыли от ее реализации. В масштабах национальной экономики инвестиции — это те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, в том числе и человеческого.
Под инвестициями в экономической теории понимают финансовые ресурсы, направляемые на совершенствование производительных сил общества. Формы инвестиций могут быть различными: вложения средств в расширение или реконструкцию производства, в мероприятия, обеспечивающие повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и проведение научных исследований. Иными словами, инвестиции — это экономические ресурсы, увеличивающие реальный капитал общества, включая, помимо технического капитала, такие его формы, как человеческий и природный (натуральный) капитал. Инвестиции есть функция ставки процента
Существуют различные классификации инвестиций
Так, по месту осуществления различают инвестиции в разные отрасли экономики, и по объему инвестиций в ту или иную отрасль обычно судят о ее конъюнктуре. Рост инвестиций означает расширение производства в конкретной отрасли национальной экономики, и наоборот, — сокращение инвестиций отражает процесс свертывания отраслевого производства и потребления.
По объекту инвестирования можно выделить инвестиции в частный и в государственный секторы экономики (например, строительство метрополитена, организация выставки).
По направлениям инвестирования выделяют инвестиции в капитальные ресурсы, включая технический капитал, а также в запасы, жилищное строительство, в человеческие и природные ресурсы.
Инвестиции в капитальные ресурсы направлены на увеличение и совершенствование производственных мощностей путем финансирования строительства новых предприятий, внедрения новых технологий, в том числе информационных, сервисных услуг и средств коммуникаций. Особенность подобного рода инвестиций в том, что они имеют, как правило, длительный срок окупаемости и высокую стоимость, поэтому связаны с риском — инфляционным, финансовым, валютным и пр. Наиболее быстро окупаются, т.е. возвращают доход инвестору, инвестиции в информационные технологии, поскольку они имеют короткий производственный цикл. По такой причине наибольшие темпы роста мировых инвестиций наблюдаются сегодня именно в этих отраслях.
Следует помнить, что количественный и особенно качественный рост реального или наличного накопленного капитала является основой повышения уровня благосостояния общества. В этом смысле сегодняшнее благосостояние есть результат вчерашних инвестиций, а завтрашнее — соответственно определяется количеством инвестиций, которые осуществляются сегодня. Отсюда вытекает то важное обстоятельство, что каждому обществу, как и каждому экономическому субъекту, постоянно приходится решать проблему выбора между потреблением сегодняшним и завтрашним. Чем большую часть произведенного продукта общество сберегает и инвестирует (т.е. потребляет производительно), тем богаче оно окажется завтра. И наоборот, чем большее количество ресурсов будет потреблено («проедено») сегодня, тем меньше шансов на рост потребления в будущем нашими потомками. Это в полной мере относится к природным ресурсам, или натуральному капиталу.
Выделяют три типа инвестиций:
Производные инвестиции (здания, сооружения, оборудование).
Инвестиции в жилищное строительство (приобретением домов для проживания или сдачи в аренду).
Инвестиции в запасы (сырьё, материалы, незавершенное производство, готовые изделия).
Различают валовые и чистые инвестиции.
Валовые (брутто) инвестиции — это инвестиции на замещение старого оборудования (амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства.
Чистые (нетто) инвестиции — это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала.
Инвестиционный спрос состоит из двух частей:
1.Спроса на восстановление изношенного капитала.
2.Спроса на увеличение чистого реального капитал.
Инвестиционный спрос — это самая динамичная и изменчивая составляющая совокупного спроса, она зависит от объективных факторов (состояния экономической конъюнктуры: ожидаемая норма чистой прибыли, ставка процента) и субъективного фактора (решения предпринимателей).
Кривая инвестиционного спроса показывает в графической форме размер инвестиций, осуществление которых возможно при каждом данном уровне процентной ставки.
Между ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций существует обратная зависимость.
Из этой модели инвестиций следуют несколько важных выводов. Во-первых, инвестиции выгодны только до того момента, пока ставка процента равна ожидаемой норме чистой прибыли.
Во-вторых, меняя предложение денег, государство может изменять ставку процента, изменяя в необходимом направлении уровень расходов на инвестиции. Повышение ставки процента приведет, при прочих равных условиях, к осуществлению только высокоприбыльных инвестиционных проектов, т.е. к общему сокращению инвестиций. В случае понижения ставки процента становятся выгодными и те инвестиционные решения, которые имеют низкую норму ожидаемой прибыли. Соответственно увеличивается совокупный спрос на инвестиции.
Помимо процентной ставки, на инвестиции оказывает влияние ВНП, изменения в размерах налогообложения, технологические изменения и инвестиции. Любой фактор, вызывающий прирост ожидаемой доходности инвестиций, смещает кривую инвестиционного спроса вправо, а вызывающий смещение ожидаемой доходности смещает кривую влево.
Сдвиги кривой спроса на инвестиции могут происходить под влиянием всех факторов, которые могут, так или иначе, повлиять на ожидаемую прибыль. Основными из них являются следующие:
— ожидания предпринимателей — прогнозы будущей конъюнктуры рынка (объем спроса на товары, уровень цен, изменения в экономике, политике, демографии и т.п.). Оптимистические ожидания сдвигают кривую инвестиционного спроса вправо, а неблагоприятные — влево;
— уровень налогообложения, поскольку при принятии инвестиционных решений предприниматели рассчитывают ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Рост налоговых ставок, вызывая снижение доходности, уменьшит спрос на инвестиции (сдвиг кривой влево), и наоборот;
— издержки на основной капитал и его обслуживание (включая стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, заработной платы и т.п.). Так, с возрастанием этих расходов будет снижаться ожидаемая норма чистой прибыли, а кривая спроса на инвестиции сместится влево;
— научно-технический прогресс, а именно создание новой прогрессивной техники и технологии, новых видов товаров и услуг и т.д. Достижения в этих областях служат дополнительным стимулом для расширения инвестиций, так как могут увеличить ожидаемую норму прибыли либо за счет большей производительности оборудования, либо за счет высокой рентабельности пионерных товаров.
Согласно концепции неоклассиков, предприниматели осуществляют инвестирование с целью достижения оптимального размера капитала. Поэтому формулу инвестиционного спроса можно представить:
где Iб — объём автономных инвестиций на период t;
Кt — фактический объём капитала;
К* — оптимальный объём капитала;
в — коэффициент, характеризующий меру приближения существующего капитала к оптимальному за период t.
Определение оптимального объёма капитала:
Оптимальный объём капитала обеспечивает при существующей технологии максимальную прибыль.
В условиях совершенной конкуренции прибыль максимальна, когда предельная производительность капитала (r) равна предельным издержкам, которые состоят из нормы амортизации (d) и ставки процента по финансовым активам (i), которые представляют альтернативные затраты использования средств в качестве капитала.
Прибыль максимальна, если
Для определения оптимального размера капитала используем производственную функцию Кобба-Дугласа.
где б — параметр, по которому определяется вклад капитал в выпуск продукции. Используя условия максимизации прибыли, оптимальное значение капитала будет равно:
Если при заданном значении предельных издержек изменится технология производства, то значение К* тоже изменится. Если из-за научно-технического прогресса растет предельная производительность капитала, то К* также увеличится (при неизменной ставке процента).
Таким образом, инвестиционный спрос есть возрастающая функция от предельной производительности капитала и убывающая функция от ставки процента (при заданном значении амортизации).
В основе кейнсианской теории спроса на инвестиции лежит введённое Дж.М. Кейнсом понятие «предельной эффективности капитала». Она называется предельной потому, что речь идёт о капитале, который добавляется к уже имеющемуся.
Решая вопрос о целесообразности инвестирования, предприниматель сопоставляют ожидаемый поток чистого дохода от инвестиционных проектов с инвестиционными затратами. Сложность состоит в оценке временного аспекта, так как основные затраты осуществляются, как правило, в первые годы, а доходы от них распределяются на последующие годы. Поэтому, вкладывая средства в инвестиционные проекты, предпринимателю необходимо учесть потенциальный процент на вложенные средства и степень риска.
Предприниматели рассчитывают поток чистого дохода от инвестиционных проектов с помощью дисконтирования. Возможность получения некоторой суммы через t лет можно определить, разделив эту сумму на (1+R) n , где R — дисконтная ставка. Инвестиционный проект будет экономически целесообразным, если
K0= (П1/1+R) + (П2/ (1+R)2) +(Пn/(1+R)n)
где К — требуемые вложения в инвестиционный проект;
П1, П2, …, Пn — потоки чистых доходов от проекта в момент времени 1, 2, …, n;
R — норма дисконта.
То значение нормы дисконта, которое превращает это неравенство в равенство, называется эффективностью капитала R*.
R* падает с увеличением роста объёма инвестиций, поскольку по мере роста инвестиций падает их ожидаемая доходность. Это происходит потому, что сначала инвестируются наиболее перспективные и прибыльные проекты, а дальнейшее инвестирование является менее производительным. Этот процесс изображён на рисунке 1
Предприниматель учитывает не только доходность капиталовложений, но и степень риска каждого из них. Инвестиционные расходы следует увеличивать только в том случае, если норма прибыли больше процента от сбережений. Ставка процента — явление не только денежное, но и психологическое, это важнейший фактор, воздействующий на побуждения инвесторов; она представляет собой вознаграждение за отказ от хранения богатства в денежной форме. Поскольку самым надежным вариантом капиталовложений является покупка государственных облигаций, ставка процента по ним рассматривается в качестве нижнего придела R*.
Инвестиции будут существовать в том случае, если R*> i.
Из рисунка 3 видно, что при ставке процента i3 целесообразны вложения в объёме ОХ, при ставке процента i2 — OY,а при ставке процента i1 инвестиционные расходы увеличатся до OZ.
Объём инвестиционного спроса будет тем выше, чем меньше текущая ставка процента. Следовательно, инвестиционный спрос можно представить как убывающую функцию от ставки процента:
где Ii — предельная склонность к инвестированию.
Предельная склонность к инвестированию Ii показывает, на сколько единиц увеличатся инвестиции в случае снижения ставки процента на один пункт. Если iv, то увеличится предельная склонность к инвестированию.
Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком.
Акселератор представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции и выражается формулой:
где ?I — инвестиции;
Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса) только «индуцированных» инвестиций, то есть к новому капиталу, образованному в результате увеличение уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей. Уменьшение потребительских расходов может сократить прибыль, что вызовет снижение объёма инвестиций.
1.2 Основные подходы к оценке эффективности
В решениях связанных с оценкой и принятием или отклонением инвестиционных проектов, превалируют соображения стратегического характера. Подобным проектам характерны следующие особенности: значительные объемы затрат и ожидаемых выгод; соответствующие затраты, выгоды «растянуты» во времени, т.е. они охватывают продолжительный период, и потому при их оценке должен учитываться фактор времени; как правило, в крупном инвестиционном проекте должны приниматься во внимание выгоды не только экономические, но и социальные, причем соотношение между подобными выгодами, т.е. превалирование экономического аспекта над социальным или наоборот зависит от сути собственно инвестиционного проекта; любой инвестиционный проект, как правило, имеет существенное значение для организации в целом — иными словами, проект должен вписываться в рамки глобальной стратегии фирмы; необходим учет риска.
Очевидно, что важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций. Так, уровень ответственности, связанной с принятием проектов стоимостью 1 млн. руб. и 100 млн. руб., различен. Поэтому должна быть различна и глубина аналитической проработки экономической стороны проекта, которая предшествует принятию решения. Кроме того, во многих фирмах становится обыденной практика дифференциации права принятия решений инвестиционного характера, т. е. ограничивается максимальная величина инвестиций, в рамках которой тот или иной руководитель может принимать самостоятельные решения.
Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.
В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому встает задача оптимизации инвестиционного портфеля.
Весьма существен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчеты, с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.
1.3 Методы оценки эффективности инвестиций
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т. п.
Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках. Рассмотрим ключевые идеи, лежащие в основе этих методов.
А) Метод чистой теперешней стоимости
Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.
Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2, . Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:
Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;
NPV CC. то проект следует принять;
Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала (r1,r2), а наилучшая аппроксимация с использованием табулированных значений достигается в случае, когда длина интервала минимальна (равна 1%), т.е. r1 и r2 — ближайшие друг к другу значения коэффициента дисконтирования, удовлетворяющие условиям (в случае изменения знака функции с «+» на «-«):
r1 -значение табулированного коэффициента дисконтирования, минимизирующее положительное значение показателя NPV, т.е. f(r1)=minr
r2 -значение табулированного коэффициента дисконтирования, максимизирующее отрицательное значение показателя NPV, т.е. f(r2)=maxr Источник