Инвестиции для госслужащих финра

Содержание
  1. 💰Fingram: как инвестировать госслужащему
  2. Что нельзя госслужащим на бирже?
  3. Что точно запрещено
  4. Какие иностранные финансовые инструменты могут быть запрещены
  5. ИИС — это не предпринимательство
  6. Информация об ИИС в декларации о доходах госслужащих
  7. Что в итоге
  8. Инвестиции для госслужащих: Запрет на иностранные счета и финансовые инструменты
  9. Нормативная база
  10. Кому Запрещено?
  11. Что такое иностранный финансовый инструмент?
  12. I. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и/или иностранных структур без образования юридического лица
  13. a. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты
  14. b. Нерезиденты и иностранные структуры без образования юридического лица
  15. II. Доли участия, паи в уставных капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения, которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица
  16. III. Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (ПФИ), одной из сторон которого являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица
  17. IV. Доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителем и (или) бенефициаром которого является госслужащий, подпадающий под запрет
  18. V. Договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица
  19. VI. Кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями
  20. Запрет на косвенное владение. Неочевидные случаи
  21. I. Накопительное страхование жизни
  22. II. Доверительное управление
  23. III. Криптовалюты

💰Fingram: как инвестировать госслужащему

Госслужащие и их родственники зачастую считают, что им не нужны инвестиции, так как слышали, что им это «не разрешается». Вот это зря, конечно. Во что и кому нельзя инвестировать такой группе граждан — в этой статье Fingram.

1. На каких госслужащих распространяются ограничения и запреты по инвестированию?

Государственный служащий — специалист, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе. Их можно разделить на следующие категории:

1. Лица, состоящие на службе в органах власти федерального уровня, органах власти субъектов РФ, в правоохранительных органах, военнослужащие. Такой категории запрещается владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

2. Сотрудники госкорпораций, предприятий, АО, доля участия государства в которых составляет более 50%. На них не распространяются ограничения, кроме сотрудников, занимающих высокопоставленные должности и имеющих доступ к информации государственной важности.

2. В какие инструменты можно вкладывать госслужащим?

Гражданским служащим, сотрудникам МВД, ФСБ, военнослужащим и т. д. можно иметь:

  • накопительные счета, вклады и ОМС в российских банках;
  • брокерский счет и ИИС;
  • иностранную валюту и хранить ее на счетах;
  • облигации российских органов власти;
  • накопительное или инвестиционное страхование жизни, даже если вложения сделаны в иностранные активы;
  • ПИФы и доверительное управление с вложением в российские ценные бумаги;
  • акции и облигации российских компаний.

3. А есть ли ограничения для владения ценными бумагами?

Госслужащим запрещается владеть российскими акциями или облигациями компаний, если это приводит к конфликту интересов. Если есть, необходимо передать активы в доверительное управление брокеру (за это он может взять 1—2% от суммы средств и 10—20% от дохода).

Также госслужащим нельзя участвовать в собрании акционеров. Это вытекает из запрета участвовать в управлении коммерческими структурами.

Иметь зарубежные ценные бумаги можно по умолчанию всем госслужащим, кроме тех, кто занимает должности, перечисленные в законе «О противодействии коррупции», однако разные ведомства дополнительно утверждают еще и собственные перечни таких должностей.

4. Что точно нельзя иметь госслужащим?

Никаким категориям госслужащих нельзя иметь:

1. Зарубежные счета, вклады, кредиты.

2. Страховки у иностранных компаний.

3. Акции, доли участия и паи в уставных капиталах зарубежных организаций и имущество иностранных структур без образования юрлица.

4. Акции биржевого фонда ETF, даже если они предлагаются к покупке на отечественных торговых площадках.

5. Доли биржевого фонда ETF от иностранных компаний, даже на российских биржах.

6. Ценные бумаги российских компаний, выпущенные их иностранными подразделениями.

7. Еврооблигации российских компаний, выпущенные их представительствами в других странах, имеющие иностранную регистрацию.

8. Нельзя заключать договоры — следствия финансовых инструментов (фьючерсы), если одной из сторон проходит нерезидент или зарубежная структура без создания юрлица.

9. Договоры займа с участием нерезидента или зарубежной структуры без создания юрлица.

10. Нельзя вступать в ПИФ, если он инвестирует в зарубежные финансовые инструменты, вкладываться в депозитарные расписки, дающие право на владение ценными бумагами внешнего эмитента.

Подробный список запрещенных финансовых инструментов указан в законе № 79-ФЗ от 7 мая 2013 года «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

5. Чем же регламентируются такие ограничения и запреты?

  • 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы РФ»;
  • 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной службе РФ»;
  • 79-ФЗ от 7 мая 2013 года «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
  • 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции»;
  • законами на каждую отдельную деятельность госслужащих;
  • пояснениями и письмами Минтруда.

Бонус:

Акции компаний с конфликтом интересов нельзя покупать также вашим близким родственникам: женам/мужьям, детям/родителям, братьям/сестрам.

Ограничения и запреты в инвестировании касаются не только госслужащих, но и их близких родственников: супругов и несовершеннолетних детей.

Если вы госслужащий, чтобы точно узнать, можно ли вам приобретать те или иные ценные бумаги, нужно направить запрос в Минтруд на официальном сайте ведомства через личный кабинет . При этом рекомендуется составить запрос максимально развернуто: указать, какие конкретно ценные бумаги с ISIN вы решили приобрести, ссылки на них, описать свою должность и т. д.

Непрямое владение иностранными бумагами (например, в составе ETF) приравнивается к прямому и также подпадает под ограничение для определенных групп госслужащих.

Если госслужащий случайно купит акции компании, зарегистрированной в другой стране, государство узнает об этом, если он не продаст их до отчетной даты — 31 декабря. Но это все равно незаконно. Чтобы уличить госслужащего в нарушении, проверяющим придется делать запрос в Национальный депозитарий. Если такие запросы и делают, то выборочно.

Чтобы узнать, какие бумаги российские, а какие нет, нужно проверить их ISIN — идентификатор состоит из двух букв и десяти цифр. Буквы указывают на страну — код российских ценных бумаг начинается с префикса RU (или SU). Удобно проверять ISIN ценных бумаг на сайте Московской биржи .

Работников бюджетных организаций в области медицины, образования, науки, культуры, получающих заработную плату из государственного бюджета, запретительные меры для госслужащих не касаются.

А среди наших читателей есть госслужащие? А госслужащие-инвесторы? Сколько лет уже этим занимаетесь?

Источник

Что нельзя госслужащим на бирже?

Я госслужащий. Есть вопросы:

  1. Могу ли я открыть индивидуальный инвестиционный счет?
  2. Если я буду приобретать и продавать только государственные облигации и облигации российских компаний с госучастием, будет ли эта деятельность считаться предпринимательством?
  3. Как и где в справке о доходах отражается наличие ИИС?

Госслужащие абсолютно точно могут открывать ИИС, но для них все-таки есть ряд ограничений. Зарубежные финансовые инструменты для ряда госслужащих под запретом, да и с российскими есть сложности.

Давайте разбираться по порядку.

Что точно запрещено

О том, во что можно и нельзя инвестировать госслужащим, мы уже подробно разбирали в отдельном ответе. Напомню кратко.

Запрещены вложения в российские финансовые инструменты, если это может привести к конфликту интересов. Например, если вы сотрудник Министерства транспорта, вам точно нельзя инвестировать в бумаги «Аэрофлота».

Цель такого запрета — чтобы личный интерес госслужащего как владельца ценных бумаг не противоречил его обязанностям как представителя государства. Поэтому госслужащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление.

Большинство брокеров эту услугу предоставляет. Плата за ДУ у разных брокеров отличается, чаще всего это 1—2% в год от суммы переданных в управление средств, а также часть (10—20%) от полученного вами инвестиционного дохода.

Запрещены вложения в иностранные финансовые инструменты, если госслужащий занимает должность из определенного списка.

Этот запрет распространяется на государственные должности РФ или ее субъектов, руководителей ЦБ, генеральной прокуратуры, федеральных органов власти, а также на муниципальных глав и депутатов. Кроме того, нельзя использовать зарубежные инвестиции супругам и несовершеннолетним детям этих лиц.

Кроме перечисленного в каждом ведомстве определяется конкретный перечень должностей, которым нельзя инвестировать в иностранные финансовые инструменты. На родственников лиц, занимающих должности из этих ведомственных перечней, запрет на иностранные инвестиции не распространяется.

Перед инвестициями в иностранные активы проверьте свою должность по перечню своего ведомства. Если должность есть в перечне, то зарубежные инвестиции через ИИС или любым другим способом запрещены.

Какие иностранные финансовые инструменты могут быть запрещены

  1. Акции и паи в уставных капиталах зарубежных организаций и имущество иностранных структур без образования юридического лица. То есть условные акции Apple или Facebook.
  2. ETF, которые продаются на Московской бирже, так как продают их ирландская компания Finex и люксембургская компания Fuchs Asset Management.
  3. Ценные бумаги российских компаний, выпущенные их иностранными подразделениями, — например, Gaz Capital S. A. или VTB Capital S. A.
  4. Еврооблигации российских компаний, так как они выпускаются специальными аффилированными компаниями, зарегистрированными за рубежом.

Кроме того, запрещено передавать средства в доверительное управление — например, вступать в ПИФ, если этот ПИФ инвестирует в зарубежные финансовые инструменты.

Также нельзя открывать и использовать счета в заграничных банках, заключать кредитные договоры или договоры займа с нерезидентами. Но эти варианты через ИИС и так недоступны.

ИИС — это не предпринимательство

Закон запрещает госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью. Но владение ценными бумагами — в том числе указанными вами ОФЗ и облигациями компаний с госучастием — не считается предпринимательской деятельностью.

Также у госслужащих сохраняется право на получение инвестиционных налоговых вычетов по ИИС. Не всегда в конкретном ведомстве отдел кадров или бухгалтерия с этим согласны, но никаких законных причин препятствовать получению таких вычетов нет.

Кроме того, часто возникает путаница с суммой доходов, полученных от ценных бумаг. В справках, выдаваемых брокером, указывается не чистый доход (прибыль), а общие доходы и расходы. По сути, в справке указан оборот, который, конечно, выше чистого дохода. Поэтому госслужащим после заполнения деклараций часто приходится доказывать, что они не пытаются скрыть свои реальные доходы.

Информация об ИИС в декларации о доходах госслужащих

Большая часть госслужащих обязана ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Также предоставляют те же сведения о своих супругах и всех несовершеннолетних детях.

Оформлять такие декларации нужно с помощью специальной программы «Справки БК» на сайте госслужбы.

Информацию о ценных бумагах, приобретенных через ИИС, необходимо указывать в разделе 5 — «Сведения о ценных бумагах». Нужно вносить данные об эмитенте ценных бумаг, их количество и стоимость.

Если в отчетном периоде госслужащий получал доход от ценных бумаг, приобретенных через ИИС, — например, дивиденды, — то информацию об этих доходах необходимо указывать в разделе 1 декларации. Он называется «Сведения о доходах», вам нужен пункт «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях».

Что в итоге

ИИС вам оформить можно. Совершать операции с российскими ценными бумагами тоже можно. Но если становится возможным конфликт интересов, то нужно передавать ценные бумаги в доверительное управление.

Если ваша должность включена в специальный перечень вашего ведомства, то иностранные инвестиции с ИИС будут запрещены. Проверьте перечень ведомства, где вы работаете, мы его за вас посмотреть не можем.

Вашей супруге также может быть запрещено использовать ИИС для приобретения иностранных ценных бумаг. Если ваш брокер откроет ИИС для несовершеннолетних детей, то и там иностранные инструменты будут запрещены.

Право на инвестиционный налоговый вычет по ИИС у вас есть в полном объеме.

Информацию о ценных бумагах на ИИС и о доходах, полученных с его помощью, необходимо каждый год предоставлять в рамках общей декларации о доходах.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Инвестиции для госслужащих: Запрет на иностранные счета и финансовые инструменты

После запрета на предпринимательскую деятельность, о котором мы писали в предыдущей публикации, вторым существенным запретом для госслужащих в области инвестиций, является запрет открывать и иметь иностранные счета и запрет на владение и пользование иностранными финансовыми инструментами. В этой статье мы попытаемся дать ответ на вопрос на кого и при каких условиях распространяется данный запрет, а также какие объекты для инвестиций являются запрещенными для госслужащих: что является иностранным финансовым инструментом (ИФИ), а что нет.

Внимание, по данным МинТруда, ПИФ и БПИФ, инвестирующие в иностранные ценные бумаги, так же попадают под ограничение.

Нормативная база

Запрет на иностранные счета для чиновников установлен в 2013 году с принятием закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ с говорящим названием: «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон о запрете). Кроме собственно этого закона, на сегодняшний день положения о запрете на иностранные счета и ИФИ содержатся в законах «О государственной гражданской службе» (Закон о госсужбе) и «О противодействии коррупции» (Закон о борьбе с коррупцией).

Кому Запрещено?

Запрет на иностранные счета и ИФИ для госслужащих не абсолютный. Их запрещено иметь только тем должностным лицам, которые указаны в утвержденных перечнях и списках. Таким образом, запрет распространяется только на тех служащих, которые (или порядок определения которых) указаны в нормативных актах: законах и подзаконных актах, принятых на основании и в развитии положений этих законов.

Единого перечня госслужащих, попадающих под запрет, не существует — перечни раскиданы по многочисленным нормативным актам. Их текст составлен достаточно сложно, списки и перечни должностных лиц многоуровневые и содержат многочисленные перекрестные ссылки, обозначения должностей часто носят общий характер. Все это затрудняет анализ нормативных документов и их понимание не-юристами и делает сложным получение ответа на вопрос, попадает ли конкретный служащий соответствующего ведомства под этот запрет или нет. Давайте попробуем разобраться в терминологии и выработать алгоритм нахождения ясности в данном вопросе.

  1. Закон о запрете определяет два главных критерия отнесения госслужащих к категории попадающих под запрет:
    • Принятие по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и (или)
    • Участие в подготовке таких решений.
  2. На основе данных критериев Закон о запрете и Закон о противодействии коррупции распространяют запрет на:
    1. Высшие должности федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Мы приводили данный список в статье Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности, здесь же только упомянем, что список не исчерпывающий, подробнее см. пункт III ниже.
    2. Депутатов муниципальных районов и городских округов.
    3. Супругов и несовершеннолетних детей указанных лиц. (Таким образом бывшие супруги и совершеннолетние дети под такой запрет не попадают).
    4. Иных лиц, в случаях, указанных в федеральных законах.
      Такие иные случаи установлены отдельными федеральными законами и касаются следующих категорий госслужащих (включая супругов и несовершеннолетних детей):
      • Членов Правительства РФ (Закон о правительстве)
      • Членов Совета Федерации и Госдумы (Закон о статусе члена СФ и ГД)
      • Судей (Закон о статусе судей)
      • Лиц, замещающих государственные должности субъектов федерации (Закон об органах власти субъектов Российской Федерации)
      • Сотрудников органов ФСБ (Закон о ФСБ)
      • Cлужащих органов внешней разведки (Закон о внешней разведке)
  3. В лучших традициях юридической техники, в последнем пункте списка высших государственных должностей (п. 2.1 выше) есть упоминание должностей, которые включены в «перечни, установленными нормативными правовыми актами» органов власти, субъектов федерации и других организаций. В переводе с канцелярского на русский, это означает что каждый орган власти утверждает для своего министерства, ведомства, службы и т.д., список должностей, попадающих под ограничения. Аналогичное правило действует и в отношении должностей субъектов федерации.

    В свободном доступе такой «Перечень перечней» сложно найти. Мы подготовили его специально для этой статьи.

    Хотя список таких должностей отдельный для каждого ведомства, можно выделить общие закономерности: во-первых, в перечни включены должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к высшей группе должностей (включая руководителей); и, во-вторых, в перечни включены лица занимающие должности, исполнение обязанностей которым предусматривает допуск к сведениям особой важности.

  4. Исходя из изложенного выше, можно рекомендовать следующую последовательность определения, попадает ли конкретный должность государственной службы под запрет на иностранные счета и ИФИ. Идти необходимо последовательно методом исключения, проверяя включена ли должность в один из следующих списков:
    1. Перечень, установленный ч.1 Ст. 2 Закона о Запрете и аналогичной по содержанию ч.1 Ст. 7.1 Закона о борьбе с коррупцией
    2. Случаи запретов, установленные отдельными федеральными законами
    3. Ведомственные перечни, утвержденные актом министерства/ведомства/службы или субъекта федерации

Можно с уверенностью сказать, что, если госслужащий занимает высшую и/или руководящую должность в своем ведомстве, а также если ему/ей оформлен доступ к сведениям особой важности, то скорее всего такая должность в одном из перечней присутствует и запрет на иностранные активы на него / нее распространяется.

Если же должности ни в одном перечне не нашлось, перед тем как открывать иностранный счет или покупать ИФИ, стоит проверить трудовой договор и должностную инструкцию (регламент), а также иные доступные служебные документы (положения, руководства и т.д.) на предмет полномочий такого лица по принятию и участию в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

Что такое иностранный финансовый инструмент?

Если с банковскими счетами все было понятно еще в 2013 с принятием Закона о запрете, то определения «иностранного финансового инструмента» Закон о запрете, в его первоначальной редакции, не содержал. Такой ясности не было вплоть до 2017 года, когда определение ИФИ было включено в Закон о запрете. Давайте посмотрим, чем именно запрещено владеть госслужащим по Закону о запрете:

I. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и/или иностранных структур без образования юридического лица

a. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты

Согласно Закону о запрете, в данную категорию входят ценные бумаги, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги — Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен код ISIN .

ISIN код представляет собой 12-разрядный буквенно-цифровой код, при этом первые 2 разряда кода составляет префикса – двухбуквенного кода страны для России – RU.

Таким образом, согласно Закону о запрете, любые ценные бумаги и финансовые инструменты с первыми буквами кода ISIN, отличными от RU, будут являться ИФИ и, следовательно, запрещенными для госслужащих. Более подробно прочитать про ISIN код, а также проверить любую соответствующую бумагу можно на сайте Национального расчетного депозитария www.isin.ru .

Несложно сделать вывод, что любые акции, облигации и ЕТ F иностранных компаний (включая торгующиеся на российских биржах) попадают под запрет, равно как и еврооблигации, ADR и GDR российский компаний.

Исключение составляют российские депозитарные расписки. Дело в том, что согласно установленным правилам, депозитарным распискам присваиваются коды ISIN тех стран, в которых находятся организации, выпустившие эти расписки. Именно поэтому ADR / GDR российских эмитентов, будучи выпущенными иностранными банками-депозитариями, имеют иностранный ISIN код (и, соответственно, являются ИФИ). Однако в случае, когда российские депозитарные расписки (РДР) на иностранные бумаги выпускает российская организация, таким распискам присваивается российский ISIN код и такие РДР будут считаться российским финансовым инструментом, доступным для приобретения госслужащими без нарушения Закона о запрете.

К сожалению, в настоящее время данная возможность существует лишь теоретически. На отечественном рынке была представлена лишь одна РДР, выпущенная в 2010 г. на акции United Company RUSAL Plc. (зарегистрированной на о. Джерси) Российским депозитарным банком был Сбербанк России и он же выпускал РДР Русала, однако данная программа была закрыта в 2017 году. Информацию о других РДР нам найти не удалось. Похоже, что РДР Русала была первой, и пока единственной, российской депозитарной распиской. Интересно, что при закрытии программы РДР были конвертированы в акции UC Rusal Plc ., т.е. из российских финансовых инструментов превратились в ИФИ.

b. Нерезиденты и иностранные структуры без образования юридического лица

Закон о запрете определяет «нерезидентов» путем отсылки к Закону о валютном контроле. Таким образом, речь идет о ценных бумагах и финансовых инструментах, выпущенных иностранными компаниями. В свою очередь «иностранные структуры без образования юридического лица» Закон о запрете определяет путем отсылки к Налоговому Кодексу. Последний определяет их как «организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров». Под указанное определение попадают фонды, партнерства, товарищества, трасты и иные формы осуществления коллективных инвестиций и/или доверительного управления за рубежом.

II. Доли участия, паи в уставных капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения, которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица

Аналогично запрету на владение акциями, Закон о запрете ограничивает для госслужащих владение долями в иностранных обществах с ограниченной ответственностью и аналогичных образованиях, а равно как участие (паями или другим образом) в имуществе структуры без образования юридического лица. Это положение ставит своей целью наложение запрета на инвестиционные фонды, существующие в виде партнерств.

III. Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (ПФИ), одной из сторон которого являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

ПФИ определяются Законом о рынке ценных бумаг и включают в себя (кроме договора репо) такие виды как опционный, фьючерсный, форвардный и своп-договор. Любые такие договоры, где стороной выступает иностранная организация, вне зависимости от базисного актива, являются запрещенными для госслужащих.

IV. Доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителем и (или) бенефициаром которого является госслужащий, подпадающий под запрет

Запрету доверительное управление имуществом в соответствии с иностранным законодательством лишает российских госслужащих возможности использовать институт траста, распространенный в зарубежных странах.

Необходимо отметить, что кроме иностранного доверительного управления, Закон о запрете также запрещает любое (в том числе созданное по законодательству России) доверительное управление, если оно предусматривает инвестирование в ИФИ (п.3 ст.3 Закона о запрете). По-видимому, такое владение расценивается Законом о запрете как косвенное, которое тоже запрещено (см. ниже.)

V. Договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

VI. Кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями

Запрет на косвенное владение. Неочевидные случаи

Изменения 2017 года в Закон о запрете расширили запрет на владение иностранными активами не только на прямое, но и на «косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами» (ч. 3 ст. 1 Закона о запрете).

На наш взгляд запрет на косвенное использование иностранных финансовых инструментов имеет наиболее серьезное значение для определения объектов для инвестиций, доступных для госслужащих. Мы позволим себе не согласиться с часто встречающимся утверждением, что запрет на косвенное владение означает запрет на владение бывшими супругами, совершеннолетними детьми, друзьями, партнерами и т.д. По нашему мнению, все эти лица являются по отношению к госслужащему «третьими лицами», т.е. чужими людьми. Даже если такие лица фактически являются хранителями иностранных финансовых активов государственного служащего, формально (т.е. документально) такие лица и их активы не имеют никакого отношения к государственному служащему. Очевидно, что «в случае необходимости» на практике у многих чиновников наверняка найдутся доверенные лица: родители, братья и сестры, родственники по боковым линиям и линии супруга, а также взрослые дети. Документально доказать связь такого владения с госслужащим возможно лишь в рамках возбужденного уголовного дела (или доследственной проверки), где доказательствами могут являться свидетельские показания. При этом показания должны давать как раз такие доверенные лица и/или сам госслужащий, что будет явно не в их интересах. Представляется, что вне рамок уголовного дела доказать такое владение крайне проблематично. Многочисленные примеры успешного зарубежного бизнеса совершеннолетних детей высших госслужащих, а также примеры массовых разводов супругов среди госслужащих (например, депутатов Госдумы) перед декларационными кампаниями являются, но нашему мнению, лучшим примером подтверждения данного тезиса.

В этой связи мы считаем, что запрет на косвенное владение связан, прежде всего с опосредованным владением иностранными активами самим госслужащим.

I. Накопительное страхование жизни

Хотя ни в Законе о запрете, ни в Законах о госслужбе и о борьбе с коррупцией, накопительное страхование не упоминается, с принятием в 2017 году поправок в Закон о запрете, уточнивших понятие ИФИ, мы склоняемся к мнению, что скорее всего правоприменительная практика пойдет по пути признания накопительного страхования, предоставляемого иностранными страховыми компаниями, иностранным финансовым инструментом. Так что несмотря на отсутствия прямого и явного запрета, зарубежное накопительное страхование представляется спорным инвестиционным инструментом для госслужащего.

Данный тезис подтверждает недавний случай , когда прокуратура признала нарушением Закона о запрете договора договор инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) «Смартполис» с компанией «Сбербанк Страхование жизни», денежные средства по которому могли использоваться покупки фьючерсов на золото на Лондонской фондовой бирже. Если прокуратура считает нарушением «использование денежных средств по сделкам с иностранными компаниями», в рамках договора страхования с российской компанией, что же тогда можно сказать об иностранных?!

Хотя по данному случаю ряд экспертов считают важным фактором, выбирал ли страхователь при заключении договора привязку к иностранным активам, в которые будет инвестировать страховая компания часть их инвестиций, такой критерий в Законе о запрете не указан. Поэтому мы согласимся с утверждением РБК, что «фактически любой госслужащий, попадающий под ФЗ № 79, может быть под угрозой.»

II. Доверительное управление

Доверительное управление, учрежденное по законодательству иностранного государства прямо запрещено. А как быть с доверительным управлением, учрежденным по праву Российской Федерации? Может ли управляющий по такому ДУ, учрежденному в интересах госслужащего инвестировать в ИФИ?

Ответ на этот вопрос может дать часть 3 ст. 3 Закона о запрете, которая предписывает в течение трех месяцев со дня вступления его в силу (закон о Запрете был принят в мае 2013 года; соответственно срок был установлен до августа 2013 г.) прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, которому адресован установленный данным Законом запрет. При неисполнении этого предписания лица, замещающие (занимающие) государственные должности (иные лица), исходя из ч. 1 статьи 3 указанного обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться.

Из указанного положения можно сделать вывод, что инвестирование в иностранные активы даже через ДУ будет признаваться косвенным владением, а следовательно, быть запрещенным для госслужащих.

III. Криптовалюты

В недавних комментариях к статье Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности уже обсуждался данный вопрос. Хотя с тех пор МинФин успел выпустить проект закона о криптовалютах, который имеет все шансы быть принятым в 2018 году, на сегодняшний день (февраль 2018 года), формально в законодательстве Российской Федерации не закреплено такое понятие как криптовалюта/ виртуальная валюта. В нескольких письмах и разъяснениях на тему виртуальных валют МинФин, Росфинмониторинг и Банк России предупреждают о высоких рисках при работе с данным видом активов. Судя по данным письмам, в целом отношение нашего государства к криптовалютам недоверчивое и настороженное. При этом что такое криптовалюта, до конца никто не понимает. «Правовое определение криптовалют, а также их сущность в законодательстве Российской Федерации не определены.» — Письмо МинФина от 2.10.2017 г.

В декабре 2017 г. Минтруд выпустил рекомендации по предоставлению сведений о доходах и имуществе чиновников и членов их семей за 2017 г. В п. 55 данных рекомендаций, указано что «Формой справки не предусмотрено указание товаров, услуг, полученных в натуральной форме, а также виртуальных валют.» Указанное означает, что в справке о доходах за 2017 год чиновникам не нужно будет указывать виртуальные валюты.

Так что, на сегодняшний, учитывая отсутствие определения криптовалюты как таковой, прямого запрета на проведение российскими гражданами, включая любых госслужащих, операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит. Как указано выше, дополнительный бонус для госслужащих заключается в том, что отчитываться по вложениям в криптовалютам в этом цикле (т.е. за 2017 год) не нужно.

Сколько продлится такая «свобода» – сказать сложно. Учитывая поручение Президента урегулировать данный вопрос и выпущенный МинФином проект закона «О цифровых финансовых активах», можно предположить, что в случае его принятия вопрос с владением криптовалютой (а значит и ограничениями, и отчетностью госслужащих по такому владению) может быть урегулирован уже в этом году.

Другие материалы из цикла «Инвестиции для госслужащих»

Источник

Читайте также:  Оценка криптовалюты для суда
Оцените статью