Интеллектуальные инвестиции
В известной мере им нужны активы или проекты способные принести существенную прибыль.
На сегодняшний день все больше и больше активов, удовлетворяющих данные критерии, находятся в поле интеллектуальной собственности.
Все больше и больше компаний развивают собственные технологии и производственный процесс для увеличения качества и количества выпускаемой продукции, что непременно ведет к повышению дохода. Современное производство невозможно представить без участия высоких технологий. По этой причине собственники бизнеса начинают активно инвестировать в интеллектуальную собственность и в инновации.
Интеллектуальные инвестиции это вложение средств в создание новых нематериальных активов, в обучение персонала и повышение его квалификации для создания инновационных продуктов.
Наращивание инвестиций в интеллектуальную собственность очень важно как для отдельно взятого производства, так и для целого государства. По мнение экспертов, инновации это главный локомотив экономики на сегодняшний день.
Основные задачи интеллектуальных инвестиций:
- изменение структуры экономики
- осуществление взрывного эффекта в части воспроизводства капитала
- косвенная поддержка малого и среднего бизнеса.
По мнению подавляющего числа экспертов и участников мира финансов именно инвестиции в интеллектуальные активы способны менять экономику целых стран на качественном уровне. Сильными сторонами считают относительно невысокие издержки по запуску проектов и быстрая отдача.
Интеллектуальные инвестиции это целый комплекс мер по созданию нового продукта. Начиная с подготовки рабочей силы и высококвалифицированного персонала, который будет воплощать идею в жизнь, до разработки новейших технологий и покупки необходимого оборудования.
Результатами реализации инновационно-инвестиционных проектов на предприятии могут стать:
- создание высокотехнологичных процессов производства и повышение его автоматизации
- применение принципиально новых метод управления и организации труда
- создание инновационных товаров и услуг
- использование новых технологий в действующей модели деятельности предприятия.
Творческий процесс, в результате которого происходит финансирование развития и создания объектов интеллектуальной собственности называют интеллектуальными инвестициями.
Отличие между интеллектуальным капиталом и собственностью
Интеллектуальная собственность — это следствие инвестирования интеллектуального капитала, базовых навыков, знаний, информации, которые преобразуются в готовые объекты.
Термин «интеллектуальный капитал» изобрел экономист Д. Гэлбрейт, а саму суть явления выразил Т. Стюарт, который уточнит, что капитал — суть совокупность управленческих навыков, силы интеллекта, опыта, технологи, знаний, процессов и информации. Чтобы превратить интеллектуальный капитал в актив, необходимо подкрепить и формализовать информацию, чтобы она была зафиксирована в документированном виде.
Интеллектуальный капитал создается не только в экономических структурах, но и в частных домашних хозяйствах (под хозяйствами мы понимаем персональные разработки и небольшие объединения людей и группу людей). Люди затрачивают интеллектуальные и физические усилия, благодаря чему создают свой капитал.
Ключевыми характеристиками интеллектуальной собственности являются:
- Стоимостное выражение (есть возможность определить рыночную цену актива).
- Конкурентоспособность объекта (НМА обеспечивает добавленную стоимость и дает организации преимущества на рынке).
Объекты для вложений
Под объектами интеллектуальной собственности принято понимать частную или коллективную собственность. Очевидно, что частная собственность — порождение индивидуального вложения усилий и знаний в конкретный объект. Коллективная собственность — продукт совместных усилий группы людей.
Принято разделять виды и объекты интеллектуальной собственности. Все они относятся к НМА — нематериальным активам, имеющим конкретную ценность и учтенных в балансе в денежном выражении.
Объектами для интеллектуального инвестирования всегда будут предметы интеллектуальной собственности:
- исключительная собственность (лицензии, патенты, права, сертификаты, гранты, авторское право и так далее)
- информационная собственность (зафиксированные в документальном виде уроки, видеолекции, обучающие материалы,опыт и знания)
- лицензионная собственность (право использования объекта или услуги, зафиксированное в лицензии)
- приобретение оборудования, отвечающего последнему слову техники
- расходы на повышение квалификации персонала и улучшение профессиональных навыков.
Из художественных новшеств можно выделить уникальный дизайн вашей будущей торговой марки или бренда. Из технических разработок это новый вид оборудования или кардинально усовершенствованный его старый вариант. Из продуктов интеллектуальной собственности это конечно инновационное программное обеспечение.
Источники формирования
Откуда взять средств на финансирование?
В первую очередь это гос поддержка и средства государственного бюджета. Это выгодно и компании, привлекающей инвестиции и самому государству.
Интеллектуальные инвестиции это стимул для роста научного потенциала страны.
Другим источником финансирования будут средства частных инвесторов. Инвесторы вкладываются в инновационное производство для получения прибыли и прав собственности на новые разработки, патенты и другие продукты интеллектуального труда. Не редко источником финансирования выступает спонсорская помощь.
На данный момент достаточно широко распространены некоммерческие организации, существующие за счет государственных субсидий, помощи частных лиц либо субсидий крупных компаний. Целью таких учреждений является повышение уровня жизни населения за счет разработки новых технологий значительно упрощающих различные сферы жизни. Такие организации занимаются инновационной деятельностью и средства, потраченные на их финансирование принято считать интеллектуальным инвестированием.
Проблемы, существующие в России
Сегодня в России одной из приоритетных задач развития экономики является изменение её структуры и переход от сырьевой экономики к инновационной.
Посыл замечательный, и весь мир движется по схожему пути. Однако осуществление интеллектуальных инвестиций в России находится на этапе формирования и рождает несколько проблем.
Основной проблемой здесь выступает недостаток в финансировании. Эта недостаточность возникает из-за проблемы оценки эффективности будущего проекта.
Почему так происходит?
Во-первых, сама суть таких вложений подразумевает создание нового нигде ранее не виданного продукта. Очень сложно спрогнозировать приживётся ли такой продукт на рынке и будет ли востребован со стороны населения.
При оценке интеллектуальных инвестиций традиционные методики анализа не работают, что представляет сложности в презентации будущего проекта потенциальным инвесторам и привлечении их капитала.
Последнее, что мешает динамичному развитию таких вложений это факт того, что расходы, направленные на финансирование инвестиционно-инновационных проектов, сокращают долю чистой прибыли предприятия, что не добавляет инвестиционной привлекательности организации.
Одним из путей выхода из сложившейся ситуации может стать создать создание бирж-посредников между авторами и владельцами интеллектуальной собственности и инвесторами. Данная мера способна упростить процесс инвестирования и привлечь дополнительный капитал.
Источник
5 способов монетизации интеллектуальной собственности
Частнопрактикующий специалист в области интеллектуальной собственности, юрист ООО «РусБан – Трейд»
специально для ГАРАНТ.РУ
Объекты интеллектуальной собственности образуются благодаря творческой и изобретательской деятельности людей. Однако определить, каким способом можно получить выгоду от результатов творческого труда, довольно затруднительно. В своей авторской колонке попробую выделить возможные варианты монетизации интеллектуальной собственности.
Термин «монетизация» все чаще используется в речи и в бизнес-литературе. Он означает возможность получения прибыли от использования или продажи какого-либо объекта. При грамотном распоряжении имуществом монетизировать можно любые объекты, в том числе и нематериальные, к которым относятся результаты творческого труда. Так, по сведениям из годового отчета за 2018 год компании «Газпром», экономический эффект от использования патентов в производстве составил 10,3 млрд руб. в прошлом году и более 25 млрд руб. за 2016-2018 гг.
Первым этапом на пути к получению прибыли является обеспечение режима правовой охраны в отношении интеллектуальной собственности. В зависимости от отрасли, к которой относится результат творческого труда, для закрепления прав за создателем может потребоваться ряд действий. Например, для удостоверения прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец необходима подача заявки и последующее получение патента, подтверждающего правомочия обладателя. Для объектов авторских и смежных прав, таких как: литературные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ, аудиовизуальные произведения и другие, достаточно выражения результата интеллектуальной деятельности в объективной форме, после чего права возникают автоматически. В отношении средств индивидуализации также действует заявительский порядок удостоверения прав, то есть лицо, которому принадлежит обозначение, подает заявление на регистрацию в Роспатент.
Стоит отметить, что обеспечить действующую правовую охрану объекта интеллектуальной собственности – главная задача для обладателя интеллектуальной собственности. Благодаря этому, во-первых, подтверждается законность полномочий; во-вторых, владелец получает абсолютное право на использование объекта; а в-третьих, приобретает способность защитить свои интересы в случае недобросовестных действий третьих лиц.
После того как права оформлены и закреплены полагающимся образом, правообладателю стоит задуматься, каким образом использовать принадлежащий объект. В зависимости от полноты правомочий допустимо выделить следующие способы монетизации интеллектуальной собственности:
1. Получение прибыли в результате полного правообладания. В таком случае лицо лично пользуется и распоряжается результатом интеллектуальной деятельности. Монетизация происходит за счет самостоятельного продвижения и распространения владельцем объекта, выраженного в материальной форме. Предположим, изобретатель воплощает запатентованное изобретение и в дальнейшем распространяет его через розничные сети. Этот способ получения прибыли является одним из наиболее частых, но не всегда очевиден, поскольку потребители не всегда осознают, сколько и каких объектов интеллектуальной собственности используется для производства определенного товара. Например, повар может запатентовать свой уникальный рецепт и затем начать реализацию готовых блюд через интернет-пространство или кафе быстрого питания. Или пекарь может начать производство хлеба и другой выпечки по лично изобретенным рецептурам, составленным в результате отработки в домашних условиях. Так, рецепт и способ приготовления широко известного печенья «Юбилейное», которое можно найти в любом продуктовом магазине, охраняется в соответствии с патентом на изобретение № RU2034482C1.
2. Другим способом получения прибыли считается выгода от процессов, происходящих параллельно с использованием объектов интеллектуальной собственности. Заметки популярных блогеров, известные видеоролики на YouTube-каналах – создатели и авторы этих аудиовизуальных и литературных произведений извлекают ощутимый доход. При этом подавляющая часть вырученных средств зарабатывается за счет рекламы, которая сопровождает объекты авторских и смежных прав.
3. Интересным и нетрадиционным способом монетизации может стать краудфандинг– коллективное финансирование какого-либо проекта. Любой человек вправе опубликовать на специальных краудфандинг-платформах, например, чертеж изобретения, которое он желает воплотить в жизнь, но не располагает средствами для этого. В дальнейшем желающие вносят средства на специальный счет до тех пор, пока не соберется необходимая сумма. С одной стороны, в таком случае вопрос прибыльности спорный, а с другой: автор реализует идею без личных затрат. Стоит отметить, что иногда краудфандинг-проекты получают финансирование, которое значительно превышает размер заявленного. Так, в 2017 году, Николай Белоусов собрал с помощью краудфандинга деньги на производство надувного дивана «Биван» в размере 3,9 млн руб., при этом изначально запланированная сумма сбора составляла 1 млн руб.
4. Доход от передачи права пользования интеллектуальной собственностью. В этом случае речь идет о заключении лицензионного соглашения. Авторы песен, исполнители, создатели фонограмм предоставляют права на использование результатов творческого труда организациям, по управлению на коллективной основе и получают периодические отчисления или единовременную выплату. Заключение лицензионных соглашений допустимо в отношении практически любых объектов интеллектуальной собственности (за исключением ряда средств индивидуализации и секретов производства). В отношении товарных знаков популярна передача права на использование по договору коммерческой концессии или договору франчайзинга. В таком случае передаются права на комплекс объектов интеллектуальной собственности, вместе составляющих бренд компании. К примеру, по сведениям, представленным на официальном сайте компании McDonald’s: «В настоящее время более 80% предприятий «Макдоналдс» по всему миру принадлежат и управляются независимыми местными партнерами – Франчайзи». При этом, согласно рейтингу самых дорогих брендов мира 2019 года по версии Forbes, McDonald’s занимает 10-е место и выручка компании достигает $96,1 млрд.
5. Прибыль от продажи интеллектуальной собственности. Такой способ монетизации предусматривает полную передачу прав на объект другому лицу. Отрицательным моментом становится то, что первоначальный обладатель лишается прав на материальные притязания в отношении принадлежавшего ему объекта. Положительное обстоятельство – размер получаемого дохода. Сумма, уплачиваемая за передачу прав по договору отчуждения, весьма внушительна и иногда превышает доходы, которые предполагалось получить за несколько лет использования объекта. Популярность договоров отчуждения обусловлена позицией покупателя интеллектуальной собственности: в таком случае он становится полноправным владельцем и способен самостоятельно контролировать использование объекта и распоряжаться им по собственному усмотрению.
Статистика показывает, что передача прав на объекты интеллектуальной собственности может стать выгодным занятием. Так, по сведениям из годового отчета в области устойчивого развития за 2018 год компании «Роснефть», компания потратила на НИОКР 32,1 млрд руб. и приобрела 57 патентов. А также прошли испытание 149 новых технологий, общий экономический эффект от использования которых оценивается в 905 млн руб.
Перечисленные выше способы монетизации объектов интеллектуальной собственности свидетельствуют о том, что нематериальные активы имеют вполне реальную, материальную стоимость и способны приносить ее обладателю ощутимую прибыль – главное выстроить работоспособную систему.
Источник