Инструменты финансирования бюджетных инвестиций

Инструменты бюджетного финансирования инвестиционной д-ти. Бюджетный кодекс РФ об организации финансирования капитальных вложений за счёт средств бюджета.

Бюджетное финансирование капитальных вложений позволяет государству проводить структурную перестройку экономики, обеспечивая:

Ø повышение эффективности народнохозяйственного комплекса

Ø ликвидацию диспропорций в развитии экономики отдельных отраслей и регионов

Ø решение социальных и экологических проблем

Ø сохранение единого экономического пространства

В условиях перехода к рыночным отношениям удельный вес бюджетных ассигнований в общем объеме источников финансирования капитальных вложений сокращается.

В соответствии с ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной д-ти в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» средства фед бюджета предоставляются на финансирование:

Ø инв проектов, осуществляемых совместнос иностранными государствами, а также финансируемых за счет средств фед бюджета и средств бюджетов субъектов РФ

Ø строек и объектов технического перевооружения, включаемых в перечень строек и объектов для федеральных гос нужд. Порядок формирования перечня определяется Правительством РФ

В соответствии с БК РФ финансирование инвестиционной д-ти может производиться в формах:

Ø бюджетных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям

Ø бюджетных ссуд другим уровням бюджетной системы РФ

Ø бюджетных инвестиций в объекты гос и муниципальной собственности

Ø предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями

Бюджетные ассигнования субъектов РФ используются:

Ø на разработку, утверждение и осуществление межмуниципальных инв проектов и инв проектов по объектам гос собственности субъектов РФ

Ø на предоставление на конкурсной основе гос гарантий. Порядок выделения гос гарантий за счет средств бюджетов субъектов РФ определяется соответствующими законами

Согласно законодательству, гос капитальные вложения предусматриваются в бюджете РФ и в бюджетах субъектов РФ:

Ø при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу

Ø в соответствии с решением фед органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления

Бюджетные кредиты и гос гарантии по кредитам предоставляются на конкурсной основе на осуществление высокоэффективных приоритетных инв проектов при условии мобилизации собственных средств и других источников финансирования капитальных вложений. Этим обеспечивается:

Ø экономия бюджетных средств

Ø сокращение сроков строительства, освоения производственных мощностей и окупаемости капитальных вложений

Федеральные целевые программы: сущность, приоритетные направления, источники финансирования.

В РФ финансирование инв проектов за счет бюджетных средств предусматривается в рамках целевых программ

Ø федеральных целевых программ (ФЦП)

Ø федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП)

Ø целевых программ ведомств (ВЦП)

ФЦПпредставляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области гос, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

Финансируются за счет средств фед бюджета, средств бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетных средств.

Приоритеты (направления) федеральных целевых программ:развитие высоких технологий,жилье,транспортная инфраструктура, Дальний восток, село,социальная инфраструктура,безопасность,развитие регионов, развитие гос институтов.

Все эти проблемы рассматриваются на 2 уровнях: отраслей и субъектов федерации.

Читайте также:  Объема инвестиций не наблюдаемых прямыми статистическими методами

Приоритетные секторы, требующие гос поддержки в реализации инв проектов за счет средств фед бюджета определяются Минэкономразвития и Минфином РФ по согласованию с другими федеральными органами гос власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Основные этапы кредитования инв проектов.

Кредитование осуществляется в несколько этапов (зависит от банка)

1) рассмотрение заявок на получение кредита, предварительный анализ фин состояния заемщика

2) юридическая оценка представленных документов

3) проверка представленных документов службой безопасности

4) изучение кредитоспособности потенциального заемщика (на основе ББ, ООПиУ, отчет о движении ден.средств, расшифровки статей и др.)

5) анализ эффективности Инв.П. и возможности погашения кредита

6) анализ рисков, связанных с кредитованием инв проекта

7) принятие решения о выдаче кредита и определение условий кредитования (V, сроки и порядок выдачи, % ставки, срок погашения, обязанность и ответственность сторон и др)

8) подготовка и заключение кредитного договора

9) контроль за выполнением условий кредитования, целевым использованием кредита и своевременным его возвратом

Особенности и преимущества синдицированного кредитования.

Синдицированный кредит– кредит, выдаваемый двумя или более банками в определённых долях в рамках, как правило, единого кредитного соглашения.

При синдицированном кредитовании группа банков-кредиторов объединяет временно свободные средства длякредитования крупномасштабного инв проекта.

Особенности синдицированного кредитования:

— Процентная ставка чаще всего плавающая, но имеет фиксированный лимит. При международном кредитовании рассчитывается от размера Libor, у нас –MosPrime, которая

является независимой индикативной ставкой.

-Сроки, как правило, от одного до пяти лет, но могут варьировать от 0,5 до 25 лет.

-Обеспечением служат: залоговое обязательство, договор-гарантия, договор-поручительство, договор страхования ответственности непогашения кредита и др.

-Погашение может предполагать единовременную выплату, обычное погашение или погашение в рассрочку.

-Оформление− оформление синдицированных кредитов в электронной форме.

Преимущества для заемщика:

— подготовкой документов занимается консорциум что, экономит время клиента и упрощает получение кредита

— снижаются трудозатраты по обслуживанию долга за счет унификации условий для всех банков, входящих в группу

— возможность привлекать значительные заемные средства

— доступ к новым инвесторам при меньших требованиях по документации и раскрытию внутренней информации

— график выдачи средств может быть приспособлен к условиям заёмщика

— при мультивалютных сделках можно изменить валюту кредита

Основные преимущества для банков-участников

— снижение риска на одного заемщика

— доступ к новым заемщикам

— расширение корреспондентской сети банков-партнеров

Характеристика особенностей фин и оперативного лизинга.

Лизинг особый вид предпринимательской д-ти связанной с инвестированием и содержащий в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной д-ти, которые тесно сочетаются и взаимодействуют.

По характеру (продолжительности) использования объекта лизинга различают финансовый и оперативный

Финансовый лизинг

Ø полное возмещение всех расходов лизингодателя на приобретение имущества и его передачу для производственного использования получателю

Ø не допускается досрочное прекращение договора, в противном случае возмещаются все потери лизингодателя

Ø обычно не предусматривается обслуживание оборудовани со стороны лизингодателя

Ø арендатор получает оборудование для его производственного использования на срок договора

Ø в конце срока действия договора арендатор может выкупить оборудование по остаточной стоимости

Читайте также:  Ankr криптовалюта новости последние

Оперативный лизинг

Ø все виды лизинга, не являющиеся финансовым лизингом

Ø короткие сроки, а значит возможность неоднократной сдачи оборудования в аренду

Ø право собственности не переходит к арендатору

Ø аренду можно прекратить в любой момент по желанию арендатора

Ø договор оперативного лизинга предусматривает ремонт и обслуживание оборудования силами арендодателя

Источник

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Бюджетные инструменты финансирования поддержки инвестиционной деятельности на федеральном уровне

В современной экономической системе при любом типе государственного устройства и уровне развития хозяйственных отношений инвестиционная деятельность является той фундаментальной основой, которая обеспечивает воспроизводственный процесс и положительную динамику роста ВВП. Поэтому деятельность субъектов экономики на микро- и макроуровне, т.е. хозяйственных обществ и предприятий, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления, с другой, должна включать в обязательном порядке инвестиционную составляющую как фактор воспроизводства этой деятельности. При этом необходимо учитывать соотношение общеэкономического цикла с циклом инвестиционным. Инвестиционный цикл, как правило, опережает по фазе колебания экономического цикла и отличается большей продолжительностью и глубиной самих колебаний в сравнении с циклом экономическим. Так фазе подъема экономической деятельности предшествует фаза активизации деятельности инвестиционной (ввиду воздействия инвестиций на показатели экономики с определенным временным лагом), и наоборот: спад инвестиций влечет за собой спад в экономике, причем более продолжительный [8, с.26]. …… Бюджетное послание Президента России о бюджетной политики в 2012-2014 годах // Финансы. — 2012. — №7

В этой связи целенаправленная деятельность государственных органов власти как института регулирования макроэкономической стабильности должна обеспечивать реализацию антициклических мер, направленных на поддержку инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики, создающего основную часть добавленной стоимости и следовательно, источники доходов самого государства. В силу некоторых институциональных особенностей российской экономики, в частности, непривлекательного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, недостаточной развитости институтов развития и практического отсутствия венчурных фондов, первостепенную роль в процессе наращивания инвестиций в приоритетные сферы экономики играет федеральный бюджет. Он может воздействовать на инвестиции в реальный сектор и инновационную сферу, как напрямую, так и косвенно, создавая необходимые условия для инвестиционной активности рыночных субъектов.

В современных российских условиях участие федерального и региональных бюджетов в финансировании инвестиций в реальный сектор экономики осложнено следующими объективными обстоятельствами:

— ограниченность ресурсной базы бюджетной системы в связи с необходимостью финансирования повышенных социальных обязательств бюджетов и сокращением внутренних налоговых поступлений из российской экономики;

— сохраняющаяся сырьевая модель российской экономики, характеризующаяся незначительными объемами и неконкурентоспособностью ее реального сектора, обеспечивающего небольшую добавленную стоимость (что сказывается в том числе и на наполняемости бюджетов);

— высокая доля убыточных предприятий (от 20 до 45 процентов среди крупных российских предприятий; процент убыточных средних и малых предприятий ещё выше), сильно осложняющая выбор объектов для инвестирования;

— неопределённость рыночной ситуации не только в России, но и в мировом сообществе, вызванная финансовой нестабильностью и несбалансированностью государственных систем, нарастанием кредитных пузырей и снижающейся устойчивостью финансовых институтов;

— исчерпание возможностей экономического роста при существующем технологическом укладе (электроника, микроэлектроника, компьютерные технологии, программирование), который практически исчерпал свой инвестиционный потенциал, в то время как следующий технологический уклад более высокого уровня, который может поспособствовать уверенному росту мировой экономики, пока не определён; претендующие на эту роль нано- и биотехнологии не оправдывают надежд инвесторов.

Читайте также:  Станция для майнинга биткоинов

Тем не менее, без бюджетной поддержки с федерального уровня преломить снижающуюся динамику инвестиций в российской экономике представляется чрезвычайно сложным. Валовые инвестиции формируют от 15 до 20 процентов суммарного экономического роста в Российской Федерации, в т.ч. инвестиции в основной капитал привносят от 10% до 15% Последние достигли предкризисного уровня 2008 г. только в 2011 г.

Что касается источников финансирования инвестиций в основной капитал, то в них доминировали привлеченные средства, доля которых до 2009 г. устойчиво росла, составив 63%, после чего начала стремительно снижаться, составив на конец 2012 г. 55,5%. При этом на государственный бюджет до кризиса 2008 г. приходилось около 7-8 процентов, после чего вследствие реализации антикризисных мер доля федерального бюджета в общих источниках колеблется на уровне 10-11 процентов. Реальная же доля государственного участия в финансировании инвестиций может оказаться несколько выше, учитывая тот факт, что государству принадлежит более 9% всех предприятий и организаций, основная масса которых относится категориям «крупные» и «крупнейшие».

Государственная политика бюджетных инвестиций в докризисный период отличалась низким уровнем их финансирования из федерального бюджета относительно ВВП. В период кризиса на непродолжительное время (2009-2011 гг.) происходит наращивание инвестиций из федерального бюджета с ориентиром на модернизацию экономики и поддержание экономического роста, однако с 2012 г. финансирование инвестиций из федерального бюджета снова снижается, результатом чего стало замедление роста экономики.

Среди инструментов бюджетной поддержки, которые получает реальный сектор в целях своего развития из федерального бюджета, следует выделить те, которые предусмотрены законом и используются органами власти на практике. К таким инструментам относятся:

— субсидии, предоставляемые в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнение работ, оказанием услуг;

— субсидий российским организациям (преимущественно, организациям автомобилестроения) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным для осуществления расходов инвестиционного характера, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями Российской Федерации;

— бюджетные инвестиции в форме государственных капитальных вложений в основные средства государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, в т.ч. в форме концессионных соглашений;

— вложения в уставные капиталы негосударственных организаций;

— бюджетные инвестиции юридическим лицам в рамках реализации проектов на принципах государственно-частного партнёрства из Инвестиционного фонда.

С начала 2000-х гг. в РФ стала развиваться такая форма финансирования бюджетных инвестиций, как программная в форме преимущественно федеральных целевых программ, каждая из которых нацелена на осуществление конкретных задач развития экономики или социального развития страны. В указанных программах могут участвовать сразу несколько федеральных министерств и ведомств, финансируя мероприятия конкретной программы из тех средств, что отпущены им в рамках федерального бюджета. Количество действующих ФЦП на протяжении периода 2006-2013 гг. колебалось в интервале 45-55 программ и по состоянию на ноябрь 2013 г. составило 49 ФЦП.С каждым годом объемы финансирования ФЦП только растут. Можно утверждать, что программное финансирование медленно, но уверенно вытесняет из бюджетного процесса традиционные формы финансирования.

Источник

Оцените статью