- Инвестиционная привлекательность ХМАО
- Инвестиционная стратегия Югры до 2030 года
- Создание транспортного коридора г. Екатеринбург — п. Андра — г. Надым со строительством моста в районе п. Андра через реку Обь (в границах Югры)
- Строительство мостового перехода через реку Обь в Сургутском районе
- Строительство автомобильной дороги на участке г. Тюмень — г. Нижняя Тавда — п. Междуреченский (в границах автономного округа)
- Строительство автомобильной дороги п. Саранпауль — пгт. Игрим
- Строительство автомобильной дороги пгт. Березово — пгт. Игрим
- Строительство автомобильной дороги с. Саранпауль — п. Приполярный
- Создание производственного комплекса по обогащению кварцевого сырья и выпуску продукции для наноэлектронной, оптической, светотехнической и химической промышленности
- Создание промышленных (индустриальных) парков
- Модернизация мощностей по заготовке и переработке древесины ОАО «Югорский Лесопромышленный Холдинг»
- Модернизация мощностей по производству МДФ в Кондинском районе
- Создание мощностей по переработке низкокачественной древесины и выпуску смол в Советском районе
- Создание мощностей по хранению и переработке твердых бытовых отходов
- Создание мощностей по выпуску нефтехимической продукции в том числе по переработке фракции 340°
- Модернизация объектов ЖКК на основе концессионных соглашений
- Создание и эксплуатация объектов общего среднего образования на основе концессионных соглашений
Инвестиционная привлекательность ХМАО
3. Инвестиционная привлекательность ХМАО
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра на протяжении многих лет входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным климатом.
Специфика экономики округа связана с развитием топливно-энергетического комплекса.
Округ занимает 1-е место среди регионов Российской Федерации по добыче нефти, по объему промышленного производства, производству электроэнергии; 2-е место по добыче природного газа, объему инвестиций в основной капитал и объему поступлений налогов в бюджетную систему РФ; 3-е место по естественному приросту населения.
Валовый региональный продукт в 2009 году составил 1846,9 миллиардов рублей, объем инвестиций в основной капитал — 454,3 млрд.руб.
В 2009 году на фондовой бирже ММВБ был успешно размещен облигационный заем автономного округа на сумму 6 млрд. рублей в целях финансирования дефицита регионального бюджета. При этом спрос превысил предложение почти в 3 раза и составил 17 млрд. руб.
Последовательность и непрерывность позитивных экономических преобразований, плодотворное сотрудничество власти и бизнеса, развитая инфраструктура сопровождения инвестиций обуславливают высокую инвестиционную привлекательность Югры для российских и зарубежных партнеров.
3.1 Законодательство в инвестиционной сфере
Неотъемлемой частью проводимой инвестиционной политики Правительства Югры является развитая система нормативно-правовых актов в этой сфере.
Так, с 2007 года в регионе реализуется Программа государственной поддержки подготовки и (или) реализации приоритетных инвестиционных проектов автономного округа. Программой предусмотрены различные виды государственной поддержки инвестиционных проектов. На сегодняшний день наиболее востребованными являются:
· предоставление бюджетных инвестиций;
· предоставление субсидий для компенсации части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам;
· предоставление субсидий на цели строительства и реконструкции магистральных инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.
В настоящее время наблюдается замедление темпов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов, связанное с сокращением бюджетного финансирования Программы автономного округа. В этих условиях ведется работа по развитию альтернативных механизмов государственной поддержки, основным из которых является предоставление государственных гарантий автономного округа.
Еще одним видом государственной поддержки, не требующим прямого вложения бюджетных средств, являются налоговые льготы (предоставление отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов; предоставление льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу).
3.2 Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций
В стратегической перспективе до 2020 года автономный округ стоит перед объективной необходимостью выработки политики, обеспечивающей структурное изменение и модернизацию экономики.
Принимая во внимание, что в Югре созданы все условия для развития инноваций, постепенного усложнения структуры экономики, развития “не нефтяных” сфер деятельности, а также огромную значимость вклада северных территорий в целом, и Югры в частности, в ускорение экономического роста и диверсификацию экономики страны, в настоящее время особое внимание уделяется развитию территориально-производственных комплексов (кластеров), как точек роста экономики округа и страны в целом.
В настоящее время на территории региона развиваются 4 основных кластера:
Реализация инвестиционных проектов в рамках данных кластеров позволит обеспечить устойчивость экономики округа в первую очередь за счет радикального повышения эффективности работы сферы услуг, реального и инфраструктурного сектора экономики.
3.3 Приоритетные инвестиционные проекты
В 2007 году Правительством Югры утвержден Реестр приоритетных инвестиционных проектов автономного округа. Документ определяет основные инвестиционные проекты в различных направлениях развития экономики – от нефтегазохимии и энергетики до здравоохранения, образования и сферы услуг.
Кроме того, утвержден Реестр инвестиционных паспортов площадок (земельных участков), выделяемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
По заказу Правительства автономного округа разработана Информационно-справочная система “Инвестиционные площадки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры”, представленная на сайте www.investhmao.ru. Система предназначена для накопления, отображения и поиска данных об инвестиционных проектах (площадках) автономного округа на основе web- и мультимедиа- решений.
Потенциальные инвесторы могут получить в Системе расширенную информацию об инвестиционных площадках, указав интересующие параметры.
Источник
Инвестиционная
стратегия Югры до 2030 года
Поиск субъектов малого и среднего предпринимательства
Формирование исследовательских школ через систему грантов
Программы повышения квалификации
Необходимо регулярно проводить переоценку приоритетов, институтов и инструментов инвестиционной политики в контексте меняющихся условий нефтепромышленного освоения и бюджетных возможностей.
В университетские кампусы
Эти инфраструктурные инвестиции от нефтегазовых доходов призваны стать платформой для последующих частных инвестиций в производственные проекты и проекты сектора услуг. Дополняющий характер государственных и частных инвестиций должен стать гарантом для запуска новых перспективных проектов.
- реализация мероприятий по импортозамещению, связанных с созданием особо благоприятных условий для привлечения в нефтегазовый комплекс отечественных нефтесервисных компаний
- развитие научного полигона «Баженовский» с целью поиска и апробации инновационных технологий добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов
- внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение коэффициента извлечения нефти и снижения уровня антропогенной нагрузки
- разработка и внедрение уникальных методик и производственных технологий, позволяющих прогнозировать наиболее продуктивные зоны коллекторов
- проведение работ по геологическому изучению с целью поиска и оценки месторождения углеводородного сырья в слабо изученных восточных и западных районах автономного округа
- обеспечение региональной продовольственной безопасности и реализации экспортного потенциала
- модернизация и создание новых перерабатывающих мощностей
- поддержка импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства
- развитие имеющегося потенциала удовлетворения внутреннего спроса и занятия экспортной ниши за счет производства высококачественной натуральной, экологически чистой продукции
- развитие рыболовства и аквакультуры
- строительство объектов для размещения отходов производства и потребления
- ликвидация накопленного за период интенсивного нефтегазового освоения Югры вреда окружающей среде
- рекультивация объектов и несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов и ликвидация шламовых амбаров
- создание производств экологической промышленности
- создание предприятий по переработке макулатуры, «вторичного» пластика и утилизации пластиковых отходов
- строительство микрозаводов по переработке металлолома и выпуску сортового металлопроката
- комплексная модернизация коммунальной инфраструктуры
- повышение энергоэффективности зданий за счет использования систем автоматического регулирования вентиляционного воздухообмена
- строительство индивидуальных тепловых пунктов, систем придомового учета тепла
- ведение проектов по повышению экономической эффективности производства и создание новых высокотехнологичных производств
- развитие лесной транспортной инфраструктуры
- развитие экспортно-ориентированных производств
- производство термодревесины, предполагающее специальную термическую обработку древесины ценных пород без применения химических добавок и красителей
- производство и маркетинг готовых деревянных домов, обеспечивающих интеграцию предприятий лесопромышленного комплекса и строительного кластера Югры
- строительство комплексов объектов по утилизации попутного нефтяного газа
- формирование и развитие нефтегазохимического промышленного кластера
- организация производств высокотехнологичных экологичных, энергоэффективных строительных материалов для использования при строительстве быстровозводимых зданий и сооружений
- развитие инновационных производств новой продукции
- обеспечение присоединения растущих электрических нагрузок потребителей населенных пунктов автономного округа
- обеспечение присоединения растущих электрических нагрузок объектов инфраструктуры
- расширение и перевооружение существующих электростанций
- строительство новых электростанций в дефицитных энергорайонах
- перевод на централизованное электроснабжение большей части населенных пунктов автономного округа
- реконструкция котельных в тепловые электростанции — мини-ТЭЦ
- развитие возобновляемых источников энергии
- масштабное жилищное строительство
- строительство клинико-диагностических и реабилитационных центров, больничных комплексов
- развитие сети культурно-досуговых центров и спортивной инфраструктуры, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования
- реализация проектов строительства и реконструкции зданий образовательных организаций
- создание горнопромышленного кластера в Березовском районе
- развитие промышленных узлов, специализирующихся на добыче золота, жильного кварца, угля, цеолитов, известняков, руд черных и цветных металлов
- строительство горно-обогатительных комплексов в западных районах автономного округа
- строительство транспортной и энергетической инфраструктуры
- развитие энергетического машиностроения
- развитие транспортного машиностроения
- разработки новых технологий и техники для условий Севера и Арктики
- разработка спецтехники
- разработка мобильных жилищ
- разработка технологии жизнеобеспечения в полевых условиях
- сооружение и реконструкцию автомобильных дорог
- сооружение и реконструкцию мостовых переходов
- сооружение и реконструкцию железнодорожных путей
- сооружение и реконструкцию авиационной инфраструктуры
- развитие телекоммуникационной инфраструктуры широкополосного доступа в сеть Интернет в части строительства сетей связи методом подвеса или прокладки волоконно-оптических линий передач
- развитие современных технологий (FTTB, FTTH, спутниковых технологий)
- развитие нового поколения компьютерных имитационных тренажеров-симуляторов
Создание транспортного коридора г. Екатеринбург — п. Андра — г. Надым со строительством моста в районе п. Андра через реку Обь (в границах Югры)
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Строительство мостового перехода через реку Обь в Сургутском районе
Строительство автомобильной дороги на участке г. Тюмень — г. Нижняя Тавда — п. Междуреченский (в границах автономного округа)
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Строительство автомобильной дороги п. Саранпауль — пгт. Игрим
Строительство автомобильной дороги пгт. Березово — пгт. Игрим
Строительство автомобильной дороги с. Саранпауль — п. Приполярный
Создание производственного комплекса по обогащению кварцевого сырья и выпуску продукции для наноэлектронной, оптической, светотехнической и химической промышленности
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Создание промышленных (индустриальных) парков
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Модернизация мощностей по заготовке и переработке древесины ОАО «Югорский Лесопромышленный Холдинг»
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Модернизация мощностей по производству МДФ в Кондинском районе
Создание мощностей по переработке низкокачественной древесины и выпуску смол в Советском районе
Создание мощностей по хранению и переработке твердых бытовых отходов
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Создание мощностей по выпуску нефтехимической продукции в том числе по переработке фракции 340°
Модернизация объектов ЖКК на основе концессионных соглашений
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Создание и эксплуатация объектов общего среднего образования на основе концессионных соглашений
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
- инструменты по устранению административных барьеров
- система проектного управления
- формы поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности
- развитие конкуренции, использование технологий бережливого производства
- реализация кластерной политики
- создание инфраструктурно обеспеченных инвестиционных площадок
В Югре внедрены все положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее — Стандарт). Внедрение Стандарта позволило упростить административные процедуры на местах и создать более комфортную среду для открытия своего дела или расширения уже существующих производств.
Положительную оценку совместной работы по созданию благоприятного инвестиционного климата дают организации, определенные Правительством Российской Федерации в качестве экспертов. Например, Агентством стратегических инициатив отмечены лучшие практики, реализуемые в автономном округе.
Для дальнейшей работы по реализации Стандарта определены ключевые направления:
Источник